Чем занимались дворянство в 19 веке

Дворяне 19 века и дворяне 20 века

В этой статье поговорим о теме “дворяне 19 века и дворяне 20 века”. Какие изменения произошли в жизни дворян, какую роль сыграло восстание на Сенатской площади, что принесла революция.

Дворянство в первой половине XIX века

19 век стал по сути началом конца дворянского сословия. Полученные в прошлом веке привилегии сыграли с дворянами злую шутку. Превращение дворян в праздношатающийся класс шло очень быстрыми темпами.

Сильное потрясение для дворян произвел заграничный поход русской армии против Наполеона. Русский офицерский состав во многом состоявший из дворян смог сполна посмотреть чем и как живет Европа. Это заставило их по другому посмотреть на события происходящие внутри России.

В 1816-1818 году возникают первые тайные общества, Союз Спасения, Орден русских рыцарей и другие. Закончилось все на Сенатской площади восстанием декабристов. В своем манифесте они требовали объявить ряд свобод, отменить крепостное право, подушную подать. А после этого передать власть временной диктатуре. Восстание было подавлено, организаторы частью казнены, частью репрессированы. От заточения и ссылок в Сибирь до полного разжалования в солдаты и отправки на Кавказский театр боевых действий.

Однако ничего не менять в данной ситуации означало появление подобных сценариев в будущем.
На самом верху 6 декабря 1826 г. пришли к выводу, что оппозиционность дворянства проистекала из обесценивания статуса дворянина в общества, его обмельчания и размывания за счет выходцев из других сословий.

Изменения в составе дворянства

Состав российского дворянства активно пополнялся в 19 веке за счет дворян присоединяемых территорий: остзейское дворянство, польская шляхта, казачьи старшины, грузинские князья и другие.

В 1832 году вышел манифест, ознаменовавший появление нового сословия- почетных граждан, куда вливались дети личных дворян, церковнослужители, художники, ученые, купцы состоявшие в течении 20 лет в 1 гильдии, дети лютеранских и конформистских проповедников и другие. Целью появление этого класса было как раз ограничение доступа к указанных сословий к возможному получению дворянства и к еще большему его разбуханию.

В конце XVIII века количество дворян составляло 362 тыс, а дворяне 19 века в середине столетия уже 464 тыс. Активный приток шел за счет новых представителей вливавшихся в дворянство по служебной лестнице, как военной так и гражданской. Результатом этого стали ограничения на получение потомственного дворянства. Если до 1845 года достаточно было достигнуть XIV чина по военной лестнице или VIII чина по гражданской лестнице (уровень прапорщика и губернского секретаря), то с 1845 года планка поднялась до VIII чина по военной и V по гражданской службе ( майор и статский советник соответственно)

Землевладение дворян в 19 веке

Дворяне и помещики 19 века после отмены крепостного права

В начале XIX века решение многих социальных вопросов тормозилось из-за наличия крепостного права. При этом монополия дворян на владение крепостными начала снижаться. По указу 1841 года крепостных позволялось иметь только лицам, владевшим населенными имениями. В первой половине XIX века в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены крепостного права. 1808 год- запрещение продавать крепостных на ярмарках. В 1833 году — разлучать членов одного семейства при продаже. Раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о свободных хлебопашцах (1803 г.) и временно-обязанных крестьянах (1842 г.). Крепостное право было отменено в ходе крестьянской реформы 1861 года. Однако пережитки крепостничества сохранились в России вплоть до революции 1917 года.

После отмены крепостного права помещики сохранили большую (и лучшую) часть своих земель.

Производственно-техническая база у большинства помещичьих хозяйств была крайне низкого уровня, либо просто отсутствовала. Навыка хозяйствования в новых рыночных условиях не было.

До отмены крепостного права подавляющее большинство помещиков вели хозяйство по старинке, на основе крепостного труда. Крепостничество почти полностью исключало возможность эффективной организации производства и повышения доходности имений.

Часть помещиков пыталась использовать инновационные приемы агрокультуры и агротехники. Но таких по подсчетам Вольного экономического общества, было не более 3,0 % от числа всех владельцев поместий.

Перемены в дворянском обществе

В основном дворянство болезненно пыталось приспособиться к наступившим переменам. Достаточно большой процент помещиков стал продавать землю крестьянам и купцам. Значительная часть помещиков сдавала землю в аренду. Небольшая часть сделала попытку организовать поместья на новой капиталистической основе. Однако с учетом приближавшегося аграрного кризиса мало кому это удалось. Численность помещиков среди дворян неуклонно сокращалась, постепенно вытесняясь крестьянством. Если в 1861 году численность дворян – помещиков составляла 88%, то к 1905 году % дворян помещиков упал до 30%. К 1915 при реализации столыпинской аграрной реформы мелкопоместное дворянское земледелие.

Дворянами по происхождению была большая часть русских поэтов и писателей 19-начала 20 века. Так Пушкин, Тургенев, Достоевский, Толстой, Лермонтов, Ахматова, Гумилев и другие были дворянами.

Больше статей о дворянстве можно почитать здесь

Почитать о родословных дворян в том числе по 19 веку можно на сайте по истории моей семьи

Если вы являетесь потомком дворянских родов или потомком однодворцев и хотите больше узнать о своих предках, об их быте и службе, семейных делах, в каких военных походах они принимали участие, выяснить новые фамилии в вашей родне, а также красиво оформить полученные данные, как в виде схемы, так и виде полноценного сайта, напишите мне и я постараюсь Вам помочь. По ссылке Вы можете ознакомиться с перечнем всех оказываемых услуг

Источник

Дворянство в первой половине XIX века

В начале XIX века дворянство продолжало занимать господствующее положение в стране. При этом оно составляло небольшую часть общего количества населения. Наиболее состоятельные представители сословия занимали государственные посты. В это же время произошло формирование бюрократического аппарата. Освобождённые же от службы дворяне оставались на селе помещиками.

Деление дворянства

Несмотря на то, что в первой половине XIX столетия дворянство представляло единое сословие, оно разделялось:

По происхождению

В зависимости от источника происхождения дворянство разделялось:

По размерам доходов

В зависимости от доходов дворянство разделялось на разряды:

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Принимать участие на выборах и заниматься руководящей деятельностью в государстве.

Быт дворянства начала XIX века

Быт дворянства всегда отличался своеобразием. Это наблюдалось и период начала XIX столетия. Изучая жизнь дворянина, можно сделать вывод о своеобразии развития русской культуры. На протяжении всей истории развития Руси, дворянство представляло собой наиболее передовое сословие. В каждый период времени в нём происходили изменения как во внешнем виде, так и в области культурного воспитания и образования. Не исключением стал и период XIX века, что нашло своё отражение в форме одежды и культуре разрешения споров.

Мужская одежда

Мужская одежда быстро стала меняться под влиянием Европы, в первую очередь таких городов как Париж, Лондон и Вена. В моду стали входить фраки и жилеты. В первой половине XIX века эта одежда ещё не была чёрного цвета, какой стала впоследствии. Она использовалась для посещения театра. Одновременно дворяне стали снимать парики, заменяя их шляпой цилиндром.

Во время похода в гости одевался костюм. В нём обязательным атрибутом было наличие воротника и галстука. Что касается повседневной жизни, то тут преимущество имел восточный стиль. Это был длинный халат из цветной ткани.

Женская одежда

Большое влияние на женскую моду оказало появление ткани жаккард. Вскоре была изобретена швейная машина. В связи с этим мода на женскую одежду претерпела изменения. Она стала состоять из следующих вещей:

Салопа. Изделие представляло собой накидку большой длины без рукавов.

Бурнуса. В отличие от салопа изделие имело рукава и ватную подкладку.

Накидки. Они больше надевались для красоты.

Чепчик. Этот головой убор настолько вошёл в моду, что его стали одевать женщины любого возраста. Использовался он как в домашних условиях, так и для похода в гости.

Корсет. Он одевался с желанием поднять грудь и подчеркнуть талию.

Шали и шарфы. Заняли прочное место в женском гардеробе.

Воспитание и образование

Образование детей дворян начала XIX века проходило в 3 этапа:

Домашнее обучение. Обычно этим занимались иностранные гувернёры. Они были недостаточно образованными, поэтому больше уделяли внимание привитию навыков хороших манер.

Гимназия. В этот период шла подготовка учащегося к поступлению в университет.

Университет или военная служба. В основном это касалось юношей, потому что девушкам обычно достаточно было поверхностного образования. Что для них требовалось — это знания нескольких иностранных языков, умения играть на музыкальных инструментах и обладания навыками хороших манер. Если юноша не поступал в военное училище, то при написании своей биографии от него требовалось объяснение причины.

Разрешение споров

Для разрешения конфликтов между дворянами устраивались дуэли. Однако тут существовало негласное правило. Участие в ней могли принимать только представители равного происхождения. Такая мода пошла из Европы. Причина заключалась в том, что каждый дворянин стремился защитить свою честь. Сделать же это можно было только в честном поединке.

Дуэли бывали 3 типов:

Исключительная. Участники дуэли не придерживались общепринятых норм.

Секретная. В этом случае даже секунданты не знали причины конфликта.

Ослабление дворянства в конце первой половины XIX века

Первую половину XIX века принято считать началом заката дворянства. Одной из причин явилась опала, в которую оно попало при царе Николае I после восстания декабристов.

Несмотря на то, что укрепились позиции потомственного сословия, социальная роль дворянства значительно снизилась. Бюрократический аппарат власти стал пополняться людьми не аристократического происхождения.

Помещичьи землевладения претерпели дробление. В результате многие хозяева стали мелкопоместными. Часть дворян, с развитием промышленности, стало заниматься предпринимательской деятельностью, что не приветствовалось в своей среде.

На данном этапе такие тенденции стали только появляться, но уже в конце XIX столетия они приобрели масштабный характер.

Источник

Тема: Повседневная жизнь дворян в России 19 века.

Дворянство.

В первой половине XIX века тема богатства дворян оказалась тесно связанной с темой их разорения. Долги столичного дворянства достигли астрономических цифр. Одной из причин было укоренившееся со времен Екатерины II представление: истинно дворянское поведение предполагает готовность жить не по средствам. Стремление «с расходом свесть доход» стало характерным лишь в середине 30-х гг. Но и тогда многие вспоминали с грустью о веселых былых временах.

Долги дворянства росли и по другой причине. Оно испытывало сильную потребность в свободных деньгах. Доходы помещиков складывались в основном из продуктов крестьянского труда. Столичная же жизнь требовала звонкой монеты. Продавать сельскохозяйственную продукцию помещики в массе своей не умели, а часто просто стыдились заниматься этим. Гораздо проще было обратиться в банк или к заимодавцу, чтобы взять в долг или заложить имение. Предполагалось, что за полученные деньги дворянин приобретет, новые поместья или увеличит доходность старых. Однако, как правило, деньги уходили на постройку домов, балы, дорогие наряды.

В первой половине столетия дворянские дети получали домашнее образование. Обычно оно состояло в изучении двух-трех иностранных языков и начальном освоении основных наук. Учителями чаще всего нанимали иностранцев, которые у себя на родине служили кучерами, барабанщиками, актерами, парикмахерами.

Домашнему воспитанию противопоставляли частные пансионы и государственные училища. Большинство русских дворян по традиции готовили своих детей к военному поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Правительство считало уклонение от службы предосудительным. К тому же служба являлась составляющей дворянской чести, была связана с понятием патриотизма.

Жилье среднего дворянина в городе украсилось в начале XIX века персидскими коврами, картинами, зеркалами в позолоченных рамах, дорогой мебелью из красного дерева. В летнее время дворяне, сохранившие поместья, покидали душные города. Деревенские помещичьи дома были однотипны и представляли собой деревянную постройку с тремя- четырьмя колоннами у парадного крыльца и треугольником фронтона над ними. Зимой, обычно перед Рождеством, помещики возвращались в город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись в города заранее и везли припасы: гусей, кур, свиные окорока, вяленую рыбу, солонину, муку, крупу, масло.

П.2. Офицерство и чиновничество

Проблема материального обеспечения стала для офицеров в первой половине XIX века самой главной. Оклады офицеров в целом росли, но медленнее, чем на продукты и услуги.

В начале XIX века большая часть офицерства владела земельной и иной собственностью. Жалованье поэтому не было единственным источником его дохода. К середине века положение изменилось. Появились элементы социальной защиты: пенсии, обеспечение погибших офицеров и т.п.

Культурные запросы офицерство удовлетворяло, не входя в дополнительные расходы. Важнейшее место в его повседневной жизни занимало офицерское собрание. Здесь офицеры проводили большую часть свободного времени, знакомились друг с другом, отмечали праздники. Командир полка регулярно давал балы и званые обеды. В остальные дни офицеры расквартированных в местечке или городе частей приглашались на балы в местное дворянское собрание.

Походная жизнь, служба в малоприспособленных к нормальной жизни условиях, в отдаленных местностях, частые переезды из города в город не располагали к созданию семьи. Решив вступить в брак, офицер чаще всего выходил в отставку «по домашним обстоятельствам».

Материальное положение чиновничества было еще более тяжелым.

Положение людей, состоявших на жалованье, усугублялось непрерывным падением курса ассигнаций: за рубль бумажных денег серебром давали все меньше и меньше. Рабочий день канцелярского служащего превышал десять и более часов. При этом работа обычно была чисто механической. Переписывать бумаги по утрам и вечерам приходилось при свечах, на которых начальство немилосердно экономило. Потеря зрения было типичной болезнью большинства служащих. Недоедание, духота в конторах, страх перед начальством вели к туберкулезу (чахотке), нервным болезням.

Чиновничество пыталось по-своему восполнить недостаток средств, обирая просителей, вымогая взятки, идя на подлоги и другие преступления. Развлечения подавляющей массы чиновников были весьма непритязательны.

П. 3. Купечество

Купцы медленнее других слоев городского населения приобщались к новшествам в бытовой жизни, отчасти в силу традиционной неприязни «аристократии крови».

Основная масса купечества по-прежнему соблюдала традиционные уклад жизни и методы ведения дел. В домах сохранялась строгая субординация, схожая с предписаниями «Домостроя». Дабы приумножить и сохранить капитал, купцы предпочитали лично контролировать ход дел, не слишком доверяя помощникам и приказчикам. По 8-10 часов в день они сидели в своих амбарах и лавках. Жила обычная купеческая семья общим хозяйством, закупая материал на одежду «штуками», на всех. Касса предприятия или заведения долгое время также была общей, а в конце года выводилась итоговая сумма наличных денег. В частной жизни купец тяготел к покою и комфорту, окружая себя не столько европейскими новинками, сколько прочно и удобно сработанными предметами традиционного быта.

Картина жизни привилегированных сословий России ярко отражает и произошедшие изменения, и непоследовательность, замедленность этих изменений. Повседневные запросы, условия жизни дворянства, офицерства, чиновничества, купечества постепенно сближались. Но границы, возведенные и искусственно поддерживаемые, оставались нерушимыми.

П. 4. Крестьянство и рабочие

О переменах в крестьянской среде современник в 40-х гг. писал так: «…избы сельские делаются чище и опрятнее, крестьяне перестают держать в жилых помещениях домашних животных». Относятся эти наблюдения, прежде всего к домам зажиточных крестьян. Значительные различия были в одежде: разбогатевшие крестьяне сменили лапти на сапоги, армяк и грубые порты на кафтан, и плисовые штаны, валяную шапку на картуз.

Развитие отходничества оказывало влияние на жизнь деревни. Отходники, пусть и в искаженной подчас форме, знакомили односельчан с городскими нравами и бытом. Особенно быстро подхватывала новшества сельская молодежь. Усилился интерес к танцам; в праздничные дни в селах устанавливали незамысловатые карусели, возводили балаганы для кукольных представлений.

Стол рабочих был беден, выручали каши и хлеб. Смертность в два раза превышала среднюю по стране. Грамотные в их среде встречались так же редко, как и в крестьянской, из всех развлечений им были доступны лишь кабак и трактир. Законодательства о фабричном труде не существовало. Фабрикант и местные власти были всесильны в обращении с трудовым людом.

П. 5. Жизнь в городах

Масса населения мало, а частью даже вовсе неграмотная, не считавшая сама себя полноправной частью общества, жила, обладая очень ограниченным горизонтом и сосредоточив весь свой жизненный интерес в мелочах житейства, торговли, ремесла, канцелярской службы, а в качестве духовной пищи довольствовалась местными сплетнями да фантастической болтовней на политические и иные темы. Все население покорно и безропотно подчинялось постановлениям, обычаям и распоряжениям.

Самостоятельная работа №20

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 4756 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Чем занимались дворянство в 19 веке

Характеристика дворянского быта XIX века

Введение

А быт эпохи XIX века имел свою уникальную особенность в поведении людей, их внешнем виде, воспитании, времяпрепровождении и т.д. Особый интерес вызывает быт дворянства на протяжении всего XIX века, так как он отличался от быта других сословий и имел элементы не свойственные другим сословиям.Повседневная жизнь русского дворянства позволяет раскрыть специфику русской культуры XIX века, увидеть отличительные особенности дворянской жизни.

Обращаясь к истории дворянского быта, можно увидеть духовное, интеллектуальное и нравственное развитие людей того века. Представления о дворянской чести и этикете связаны с идеями того времени, и неотделимы от истории[3]. Приоритеты дворянства и в настоящее время вызывают интерес и могут быть примером для современного общества.

Именно через повседневную жизнь можно лучше понять специфику XIX века, а также особенности мировоззрения и поведения людей той эпохи.

Дворянство на протяжении XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России[4]. Однако, несмотря на привилегированность своего положения в XIX веке дворянство не было однородным ни по происхождению, ни по имущественному положению, ни по культурным потребностям.

Так как тема дворянского быта является очень объемной, то следует сказать, что дворянский быт представлен только в самых его ярких и интересных аспектах. На мой взгляд, интерес представляет внешний вид, воспитание и образование, и такая особенность как дуэль.

Для рассмотрения дворянского быта XIX века разумно описать, как выглядели представители этого сословия. Интерес представляет внутренние качества и мышление людей XIX века, которые можно выявить посредством воспитания и образования. А включение главы под названием дуэль, отражает дух того времени и показывает, как дворянство иногда разрешало разногласия между собой.

Глава 1. Внешний вид

Одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который её носит, самую разнообразную информацию. Дворянская мода в России XIX века была преимущественно европейской. Об этом говорит название деталей костюма, а также стили в моде, которые были популярны и сам вид костюма.

1.1. Мужской костюм

Верхняя одежда: состояла из альмавивы, широкого плаща, закрывающего почти все туловище. Альмавиву носили особым образом, запахнувшись или закинув одну полу на плечо[5]. Также надевали тальму, мужской плащ[6]. Пальто имело сквозную застёжку на пуговицах спереди. Особой популярностью в мужском гардеробе пользовалась шинель[7]. Это была не только форменная одежда военных и гражданских чинов, но и, в общем, мужская одежда. Так же носили редингот представлял собой длинное пальто, приталенное с высокой застежкой.

Из элементов мужского костюма на протяжении всего XIX века был распространен фрак[8]. Черный фрак был выходным костюмом, для визитов, посещения театра или клуба[9]. Но в середине XIX века фрак постепенно стал вытесняться сюртуком, одежда без выема спереди и длинных фалд сзади.

Сюртук (от фр. поверх всего), его длина и место талии определялись модой[10]. В начале XIX века, когда фрак считался только официальной одеждой, в гости можно было ходить только в сюртуке. К концу XIX века на смену сюртуку приходит пиджак[11]. К началу века жилет прочно утвердился в мужском гардеробе. Жилет был популярен как элемент одежды в течение всего XIX века.

В начале XIX века в мужском костюме присутствовали панталоны, аналог брюк. Однако к концу 10-х гг. XIX века входят в моду панталоны поверх сапог. А в середине века в моду входят панталоны в черную и серую полоску. Наряду с панталонами в 30-е гг. XIX века в моду входят брюки[12]. Брюки стали одним из главных элементов мужского костюма на протяжении всего XIX века[13]. Присутствовали в костюме воротники, или, как их иногда называли рюши или жабо, длинные оборчатые обшивки вокруг ворота[14]. Особенно популярным являлось ношение галстука, в переводе с немецкого шейный платок, но потом он превратился в предмет украшения. Из головных уборов известно, что носили боливары, шляпу-цилиндр с большими полями[15]. Однако перечисленные элементы мужской одежды предназначались не для домашнего ношения. Среди домашней одежды дворяне носили архалук, одежду восточного происхождения, что-то вроде полухалата, сшитого в талию, из цветной или полосатой ткани[16].

В мужском костюме никаких существенных изменений не происходило. По-прежнему носили сюртук в сочетании с брюками клетчатыми или в полоску, либо однотонного цвета[17]. Иногда вместо сюртука надевали пиджак[18]. Костюм состоял из сочетания рубашки, жилета, брюк и пиджака[19]. Дополнял мужской костюм галстук или шляпа[20]. В основном мужчины предпочитали однотонный костюм, это была одежда повседневная, для выходов куда-либо или профессиональной деятельности.

В 1851-1870 гг. мужской костюм состоял из сюртука в тон полосатым или клетчатым брюкам, рубашка и пиджак[21]. В 1870-1880 гг. В мужском костюме изменилась только длинна деталей одежды и цветовая гамма.

Таким образом, на протяжении всего XIX века мужской костюм, в отличие от женского, претерпел незначительные изменения.

1.2. Женский костюм

Из верхней одежды надевали капот, широкую распашную одежду с рукавами, без перехвата в талии. Бурнус, просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой. Однако быстро меняющиеся мода объявляла то один, то другой тип верхней одежды самым привлекательным.

Основным элементом женского костюма в начале века было туникообразное платье из батиста, газа, крепа[22]. Такие платья были довольно узкими и длинною до пола. Распространению античной моды в России способствовала французская художница Э. Виже Лебрен, работавшая в России с 1785 по 1801 г[23]. Туники шили из легких, чаще белых тканей – муслина, батиста и кисеи. Туники одевали поверх полупрозрачных платьев с высокой талией с поясом под грудью, под которыми носили только трико белого или телесного цвета. Дополнением к такому платью была шаль, из легких тканей. Прически и украшения соответствовали античному стилю: резные камни вместо бриллиантов, короткие волосы или греческие пучки. Обувь представляла собой туфли без каблука с лентами или ремешками.

С 1820-30-х гг. XIX века женское платье меняет свой стиль, в платье появилась заниженная талия и расширенная юбка[24]. Костюм дополняли рукава-фонарики, длинные перчатки и съёмный шлейф[25]. И ещё появился короткий корсет и оборки на платье[26]. Важным нововведением 1830-х гг. в женской одежде стало то, что платье стало состоять из двух отдельных частей – юбки и лифа[27]. К середине XIX века в моду входят платья с кринолином, конструкции из ивовых прутьев, китового уса или металла, использовавшиеся для придания пышной формы женским юбкам[28]. Платья отделывались фрезой, воротником из туго накрахмаленных кружев или ткани. Пышность платьям придавала баска или баскина, широкая, с оборкой по низу складки юбка. Платья дополнялись тюрлюлю, длинной женской накидкой без рукавов из шелковой или шуршащей ткани. Вырезы декольтированных платьев обрамлялись бертой, накладной лентой или оборкой из декоративной ткани или кружева[29]. Чаще всего ею украшались бальные платья.

Домашнее платье – дульетка носили её не только дома, но и на прогулку[30]. Оно выглядело достаточно просто по покрою.

Изменения произошли и в прическах дам. Особой популярностью прическа севинье, названная по имени маркизы Севинье знаменитой французской писательницы. Прическа предполагала длинные локоны по обе стороны лица, жемчужное ожерелье, плотно охватывающее шею и овальная брошка в драгоценной оправе[31]. Для официальных выходов дамам делались самые необычные и разнообразные прически[32].

Из украшений известно, что носили парюру, набор ювелирных украшений, подобранных как по материалу, так и по цвету и орнаментальному оформлению. Фероньерка – обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужной посредине, которую носили на лбу[33]. Из аксессуаров использовали веер, который представлял собой изящную вещь из дорогих материалов.

Из головных уборов дворянки предпочитали носить ток, маленькую шапочку, сшитую из бархата[34], а так же башлык – головной убор в виде съёмного капюшона с двумя длинными концами, которые, и берет – женский головной убор без полей[35].

Мода во второй половине XIX века в России была ориентирована на Европу. То, что было модно и современно, было приемлемо и для русского дворянства[36]. Женский костюм во второй половине XIX века значительно упростился. А к концу века нижняя часть платья, юбка стала прямой. Однако верхняя часть костюма (в виде корсета) усложнилась, добавлялись изысканные украшения в виде лент, камней, вышивки, оборок[37]. Изменился силуэт женского платья, двухъярусная или одноярусная юбка на кринолине[38]. Верхняя часть платья имела маленький лиф без декольте с естественной линией плеч с узкими рукавами. Но декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях[39].

Платья с кринолином были распространены вплоть до 70-х гг. XIX века. Форма кринолина постоянно менялась в течение второй половины XIX века[40]. Подвижный металлический каркас позволял менять форму[41]. К 1860 г. кринолин имел форму овала, но был сплющен с боков. С 70-х гг. в моду входят платья с шлейфом (или трен). Он был съёмным и мог прикрепляться к другим нарядам[42]. После на смену шлейфу в моду вошли платья с турнюром[43]. Турнюр[44], специальное приспособление в виде ватной подушечки или конструкции из жёсткой ткани. Он формировал особый силуэт женского костюма[45]. Однако некоторые женщины носили прямые юбки без турнюров с 80-х гг. XIX века[46].

В 1870-1880-е гг. в моду входит платье нового вида, профильный силуэт, плотно облегающий фигуру. Платье уменьшилось в объёме, длинный лиф перешел в корсет и стал доходить до середины бедер[47]. Юбка имела узкую форму, расширенная снизу, с драпированным шлейфом.

В 1890-1913-х гг. появился в моде стиль модерн. Из-за чего женский костюм кардинально изменился, платье состояло из узкого лифа с воротником-стойкой и треугольной вставкой до талии, юбка-клеш с овалообразными рукавами[48].

Вечернее платье приобрело облик без длинных рукавов, но с изысканной формой юбки. В верхней части костюма присутствовали широкие рукава от плеча до локтя[49]. И уже в начале XX века по изображениям на фото и портретах видно, что женское платье упростилось, прямая форма юбки, отсутствует корсет, а также украшения в верхней части платья[50].

Изменялись и женские прически. С середины XIX века характерной особенностью женской прически были волосы, убранные назад[51]. Прическа тем самым становилась разнообразней, волосы украшались и по-разному укладывались в прическе[52]. С 1880-х гг. прическа изменилась, волосы стали собирать высоко на голове в виде пучка[53]. Что придавало прическе строгость и упрощенность.

Костюм свидетельствовал о месте человека на социальной лестнице и определял его поведение в обществе. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.

Глава 2. Воспитание и образование

2.1. Воспитание и образование в первой половине XIX века

Образование дворянских детей в первой половине XIX века представляло собой сначала домашнее обучение, зачастую оно было основным, особенно для женщин, а после в гимназиях, пансионах и университетах.

Женское образование в первой половине XIX века фактически отсутствовало. Главной целью обучения девочек была подготовка их к светской жизни. Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание нескольких языков, умение играть на музыкальном инструменте, чтение и письмо. В целом образование молодой дворянки было, как правило, более поверхностным и значительно чаще, чем для юношей, домашним. А сам процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен. Семёнов-Тян-Шанский П.П. описывал своё обучение так: “Учением старших детей занималась моя мать, она обучала их грамматике, французскому и немецкому языкам, истории и географии. Мать почти всегда говорила с нами по-французски, иногда заставляла нас между собою говорить на этих языках”[57].

После домашнего обучения следовало обучение в гимназии или пансионе. Юноши в отличие от девушек могли обучаться в университетах или военных заведениях. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному, для мальчиков дворян были частные пансионы и государственные училища. К примеру, В.А. Щепкина повествовала в своих мемуарах то, где происходило обучение её братьев и сестёр: “Старшие братья уезжали в пансион в Москву, а старшие сестры поступили в пансион в Воронеже”[58]. Гимназии предназначались для подготовки дворянских детей к государственной службе или к поступлению в университет[59].

Со временем военная служба стала представляться наиболее престижной и естественной для дворянина. При отсутствии ее в биографии того или иного лица требовалось объяснить, чем это отсутствие вызвано — болезнью, физическими недостатками или неимением средств для службы в гвардии. Семёнов-Тян-Шанский П.П. писал о своем обучении: “Я сдал приемный экзамен в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Мне преподавались химия, военные науки, математика, литература, зоология, география. Воспитанниками школы были исключительно дети старых дворянских фамилий, преимущественно богатых, из поместного дворянства всех русских губерний. В школу поступали не ранее 14 лет”[60]. После этого он стал вольнослушателем Санкт-Петербургского университета на физико-математическом факультете по отделу естественных наук, но отказался от военной карьеры, когда еще учился в школе гвардейских подпрапорщиков. В дальнейшем он дослужился до чина действительного тайного советника и прославился как географ и ботаник.

Мироощущение дворянина первой половины XIX века определялось, с одной стороны, привилегированностью своего сословия, а с другой — службой. Основной же причиной малочисленности созданных в начале XIX века русских университетов было то, что дворяне избегали высших учебных заведений смешанного типа, стараясь определить своих детей в закрытые привилегированные училища[61]. Так, к напримеру, К.С. Аксаков писал о своем обучении: “Я поступил в студенты 15 лет прямо из родительского дома. В мое время полный университетский курс состоял только из трех лет или из трех курсов. Я поступил в словесное отделение Московского университета. Кроме экзаменов у нас были репетиции, и на них профессора основывали свое мнение о студентах. Когда я поступил в университет, форменность начинает вводиться. Были мундиры и виц-мундиры (сюртуки)” [62]. После окончания Московского университета, Аксаков защитил магистерскую диссертацию и стал литературным и общественным деятелем.

П.П. Семёнов-Тян-Шанский высказывался о завершении своего обучения в университете так: “Окончив курс наук в университете, я решился не следовать по обычному пути не вступать в государственную службу, а отдаться всецело научным занятиям, искать общественную деятельность, связанную с наукой”[63].

В итоге образование молодых дворян и девочек и мальчиков поначалу было домашним. В зависимости от финансовых возможностей семьи, девочек направляли на обучение в институт благородных девиц или пансионы. Но очень часто полученное образование было поверхностным. Мальчиков же в основном зачисляли в военные училища и гимназии, так как дворянин обязан был нести «государеву службу», большей частью в армии или на флоте.

2.2. Воспитание и образование во второй половине XIX века

Во второй половины XIX века в воспитании и образовании дворян не происходило серьезных изменений. Воспитание по-прежнему в первые годы жизни ложилось на плечи нянек и гувернеров. Из воспоминаний Ф.Ф. Юсупова: “Первой была няня-немка. Она растила моего брата, потом перешла ко мне. Меня же поручили старой матушкиной гувернантке мадемуазель Версиловой”[64]. Так И.А. Бунин вспоминал о своем учителе: “А воспитателем моим был человек — сын предводителя дворянства, учившийся в Лазаревском институте восточных языков. И был довольно начитан, владея тремя языками”[65]. С помощью учителей и воспитателей молодые дворяне могли свободно говорить на нескольких языках, и имели прекрасные манеры.

Обучение в гимназии давало учащимся среднее образование и готовило их к поступлению в высшие учебные заведения: классические гимназии — в университет, реальные — в технические институты[66]. Так Ф.Ф. Юсупов рассказывал о своем пребывании в гимназии: “В отчаянье родители пожелали отдать меня в гимназию Гуревича, известную строгостью дисциплины”[67]. Он был представителем одной из самой богатейшей дворянской семьи того времени, он отправился на учебу за границу в Оксфордский университет. Такое по тем временам могла позволить себе не каждая дворянская семья. После возвращения из-за границы Юсупов записался на офицерские курсы при Пажеском корпусе, но в действующую армию отправиться не пожелал. Затем последовала эмиграция из-за революции. Князь Феликс до самой смерти проживал в Париже, где им был открыт дом моды.

Но не всегда образование имело оконченный характер, у каждого современника были свои условия жизни и свои предпочтения. И.А. Бунин, к примеру, после окончания Елецкой уездной гимназии продолжил свое образование под руководством своего старшего брата.

“Тут как раз на целых три года выслали к нам брата Юлия, уже кончившего университет и он прошел со мной весь гимназический курс, занимался со мной языками, читал мне начатки психологии, философии, общественных и естественных наук”[68].

Образование было важной частью жизни человека, наравне с талантом. Что свидетельствует биография И.А. Бунина, он в раннем возрасте начал писать стихи, затем его произведения попадают в печать, после начал работать корректором в местной газете. Далее работая на литературном поприще к Бунину приходит настоящий успех, он был избран почётным академиком Санкт-Петербургской академии наук и стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе.

Во второй половине XIX века еще больше возросла значимость высшего образования. В преподавании сочетались лекционный метод с практическими занятиями. Однако для большинства юношей обучение в университете не приносило удовольствия. С.М. Волконский, например, выше оценивал свое обучение в гимназии, нежели в университете. “ Я больше обязан гимназии, чем университету, и в смысле приобретенных знаний, и даже в смысле методов мышления[69]. Многие получали высшее образование, но занимались после этого тем видом деятельности, которая была им интересна. Так С.М. Волконский, окончив историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, решил заняться театральной деятельностью. После занимал такие должности как уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Сергей Михайлович полностью посвятил свою жизнь работе в области культуры.

Не все женщины того времени заканчивали высшие учебные заведения, но это не мешало им заниматься самообразованием. Некоторые продолжали сове обучение за границей. Тенишева, например, реализовала себя в просветительской деятельности. Уже в зрелом возрасте она продолжила свое обучение за границей. В Париже она обучалась пению у знаменитой Маркези и училась в Академии Жюлиан, где серьёзно занималась живописью, коллекционированием. В дальнейшем ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге. Она также была действительным членом Общества изящных искусств в Париже.

Все чаще женщины во второй половине XIX века оставались вне семьи и были вынуждены работать. Образ делового человека становился притягательным и для женщин. Они проявляли свои стремления в науке, образовании, медицине и искусстве. Однако традиционно многие девушки получали образование дома, так продолжалось до 1917 г.

Наиболее привилегированным закрытым женским учебным заведениям в России во второй половине XIX века по-прежнему был институт благородных девиц. На примере биографии Водовозовой Е. Н. можно проследить, как проходило обучение в Смольном институте. Жизнь в институте по впечатлениям Е.Н. Водовозовой: “Была лишена впечатлений и удовольствий, каждый час и каждая минута распределялись по звонку”[73]. Воспитанниц обучали гуманитарным наукам, а также были специальные уроки кулинарии, рукоделия, танцев и усиленное изучение языков. Ещё Е.Н. Водовозова сообщает о том, что: “На учение уроков у нас оставалось крайне мало времени, Нравственное воспитание стояло у нас на первом плане, а образование занимало последнее ”130. По мнению Е.Н. Водовозовой, строгая дисциплина и изолированность приводили к стиранию индивидуальности у девушек. Воспитанницы не получали прочных знаний, а лишь владели хорошими манерами. После окончания института Е.Н. Водовозова занялась литературной деятельностью, сотрудничала с педагогическими изданиями, публиковала детские сборники и произведения мемуарного характера.

Схожие сведения об обучении в институте благородных девиц повествуют Чарская Л.А. Она сама была воспитанницей Павловского института. Из воспоминаний Л.А. Чарской: “Наступали выпускные экзамены, самые важные и самые строгие их всех. Отметка, получаемая на этих экзаменах, переводилась в аттестаты и могла испортить всю карьеру девочки, посвятившей себя педагогической деятельности”[74]. Сама Л.А. Чарская, с отличием окончив институт, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге, затем поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в последующем она занялась писательским делом. Ряд её произведений были посвящены воспитанницам института принесли ей необычайный успех.

Несмотря на то, что порой образование, было незаконченным или неполным, это не мешало дворянству прекрасно устроить свою жизнь и добиться высот в карьере. Конечно же, во многом это было обусловлено высоким социальным положением дворянства. Но во второй половине века образование стало выше цениться, и на первый план выходит не высокое положение дворянства, а такие качества как талант, полученные навыки путем обучения, целеустремленность.

Глава 3. Дуэль

Происходящие с ранних времен в обществе конфликты личного характера имели своей особенностью разрешениях их в честном поединке. Таким образом, возникала дуэль – от фр. ”поединок”. Как правило, дуэли происходи внутри отдельных общественных слоев, таких как аристократия и дворянство. Дуэль (поединок) — происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением[75]. Утверждение чести как основного законодателя поведения было неотъемлемой частью дворянской жизни. Дуэль в России была перенята из Европы, а первые дуэли начали происходить в России еще в XVII веке. В России дуэли возникли в среде иностранцев, поступивших на русскую службу. Дуэль в первую очередь была делом военных. В XIX веке дуэли были очень частым явлением среди дворянского сословия. Дворянин не мог позволить, чтобы его честь была запятнана. В связи с этим возникает понятие защиты чести и достоинства в честном поединке[76]/

Существовало несколько видов дуэлей:

1) законная дуэль – могла происходить только на пистолетах или шпагах и весь ход дуэли должен быть записан в протокол.

2) исключительная дуэль – проводилась, если не принимаются общие правила дуэлей.

3) с секретными мотивами дуэль – если стороны отказываются объяснить секундантам причину дуэли[77].

Однако существовали ограничения для участников дуэли, так, например, по дуэльному кодексу дуэль была невозможна между людьми неравного происхождения и между родственниками.

Причины дуэли: поводом для дуэли могло стать оскорбление, которое затрагивало такие стороны личности, как внешность, манеры и привычки[78]. Также поводом были: служебные столкновения, оскорбление воинской чести, оскорбления в адрес семьи и рода. Частой была дуэль из-за женщины, к примеру, дуэль между А.С. Пушкиным и Ж. Дантесом, произошла из-за оскорбления нанесенного жене А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой. Однако нередко поводом являлись совершенно немыслимые причины. Например, дурное поведение Пушкина во время танцев в офицерском собрании, заказавшего, вопреки требованию офицеров, танец по собственному выбору.

При каждой дуэли для её законности были необходимы два протокола: протокол встречи (в котором фиксируются все условия дуэли) и протокол дуэли (в котором фиксируется весь ход поединка). Их составляли секунданты каждой из сторон.

3.1. Дуэль в первой половине XIX века

Дуэли в первой половине XIX века в основном проходили на пистолетах. Существовало шесть видов дуэли на пистолетах:

1) на месте по команде – противники становились на расстоянии 15-30 шагов друг от друга, по команде “раз” стреляют с промежутком в одну секунду.

Каждая из шести видов дуэли на пистолетах состояла всегда из обмена противников двумя выстрелами. Так же с обоюдного согласия противники имели право согласиться повторять только один и тот же, вид дуэли два или три раза или повторять его до нанесения одному из противников смертельной раны.

Проведение дуэли: В заранее условленное время (обычно утром) противники, секунданты и врач прибывали в назначенное место. Опоздание допускалось не более 15 минут; в противном случае опоздавший считался уклонившимся от дуэли. Поединок начинался обычно через 10 минут после прибытия всех. Противники и секунданты приветствовали друг друга поклоном. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагал дуэлянтам в последний раз помириться. Перед дуэлью противники снимали с себя мелкие вещи (медальоны, ключи, пояса). Право выбора расстояний принадлежало тоже секундантам. Право определения промежутка времени для выстрелов также устанавливалось секундантами. Время выстрелов отсчитывалось с момента подачи сигнала к нему или с момента первого выстрела. Пистолеты в основном использовались одноствольные и заряжающиеся с дула. Пистолеты заряжали секунданты по жребию или друг за другом только перед дуэлью. Противники расходились и затем стреляли. После того как каждый выстреливал, доктор осматривал противников. После поединка секундантами составлялся протокол поединка.

А в произведении “Герой нашего времени” поводом для поединка послужила личная неприязнь героев. Дуэль между героями Печориным и Грушницким можно классифицировать как дуэль на месте с последовательными выстрелами – «Становитесь, господа. Доктор, извольте отмерить шесть шагов.

В создании случаев проведения поединков в этих литературных произведениях, во многом послужил личный опыт А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Но дуэли в России запрещались властью, однако этот запрет не был отражен юридически в специальных постановлениях. Все сводилось лишь к осуждению поединков и несмотря на это они проводились. Каждая дуэль становилась в дальнейшем предметом судебного разбирательства. И противники, и секунданты несли уголовную ответственность1. Участие в дуэли, даже в качестве секунданта, влекло за собой неизбежные неприятные последствия. Однако интересы дружбы и чести требовали принять приглашение участвовать в дуэли как лестный знак доверия. Для не служащего дворянина наказанием могло быть церковное покаяние, сопровождавшиеся ссылкой в деревню или запретом выезда в столицу[87]. Для служащего дворянина наказанием за участие в дуэли было разжалование в звании или ссылка (обычно на Кавказ).

Таким образом, дуэль была способом проявления личной свободы дворянина. Она являлась показателем защиты своей чести, а также расценивалась как вызов существующим порядкам. Участие в дуэли показывало, что дворянин сам распоряжается своей жизнью.

3.2. Дуэль во второй половине XIX века

Во второй половине века дуэли продолжали оставаться феноменом в жизни общества. Власть старалась всячески воспрепятствовать проведению дуэлей. Во второй половине века в законодательстве появляются статьи осуждающие дуэль и возводили её в ранг преступления. Дуэль была характерна как для военной, так и для гражданской сферы жизни общества. Не только общество осуждало дуэли, но и церковь относилась к дуэлянтам как к преступникам.

В гражданской сфере дуэли пытались всячески запретить. Запрещалось в случае причинения обиды вызывать кого-либо на поединок словом или в письменном виде[88]. Запрещалось попрекать того, кто, следуя закону, не вышел на поединок. Те кто, умышленно склоняли к проведению поединка и если он действительно происходил, то они подвергались заключению в крепости от одного года до четырех лет. Тем же наказаниям подвергались лица, уговорившие или побудившие умышленно кого-либо к нанесению тяжкого оскорбления другому лицу с целью дать повод поединку. Посредникам предоставлялась возможность воспрепятствовать ссорящимся выходить на поединок, служащие могли об этом объявить своему начальству, а гражданские лица в местную полицию. В законодательстве были предусмотрены случаи для таких категорий лиц как чиновники и служащие. Подчиненный, осмелившийся вызвать своего начальника на поединок по личным причинам, подвергался заключению в крепости от четырех до восьми месяцев. Если вызов начальника на поединок был связан со службой, то виновный подвергался заключению в крепости от одного года до четырех лет с лишением прав и преимуществ[89]. Что касалось материального возмещения семьям убитых чиновников на поединках, то оно полностью отсутствовало, убитый на дуэли расценивался как преступник[90].

Секунданты, которые перед поединком или при поединке не использовали всех возможных средств для его прекращения, подвергались в случае смерти одного из противников или обоих, или за нанесение смертельной раны заключению в крепости от четырех до восьми месяцев[94]. Если секунданты побуждали участников к поединку, то они приговаривались к заключению в крепости от двух месяцев до четырех лет. Из этого следует, что секунданты, как и сами дуэлянты, получали наказания в равной степени.

Примеры дуэлей данного периода можно обнаружить в литературных произведениях, т.к. авторы часто описывали дуэли либо исходя из сведений участников или лиц, так или иначе связанных с происходящими поединками. По данным описаниям дуэли можно отнести к одной из шести видов. Так дуэль, описанная в произведении И.С. Тургенева можно классифицировать как дуэль с приближением и остановкой. Поводом для этой дуэли послужила личная неприязнь героев Базарова и Павла Кирсанова. Необычным было то, что эта дуэль происходила без участия секундантов.

В произведении А.И. Куприна, который так и называется “Поединок” имеется даже пример рапорта о поединке. Офицерская жизнь, которую провел Куприн в чине подпоручика послужила материалом для его произведения. Данную дуэль можно отнести к виду дуэль с приближением.

“Противники встретились в шесть часов утра, в роще, расположенной в трех верстах от города. Продолжительность поединка, включая и время, употребленное на сигналы была одна минута десять секунд. Места, занятые дуэлянтами, были установлены жребием. По команде “вперед” оба противника пошли друг другу навстречу, но выстрелом, произведенным поручиком Николаевым, подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота. По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела, обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может. Вследствие этого секунданты подпоручика Ромашова предложили считать поединок оконченным. При перенесении подпоручика Ромашова в коляску, он впал в обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния”[97].

Имеются сведения о дуэлях случившиеся даже в начале XX века.

В воспоминаниях Ф.Ф. Юсупова описано что, его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем в 1908 г. –

Среди российского воинства дуэли процветали. Генералы с увлечением составляют и описывают пособия для ведения дел чести в офицерской среде[100]. Однако на протяжении всего столетия власть ненавидит дуэль, ибо дуэль — это признак свободы. Дуэлянты дерзко позволяют себе распоряжаться своей и чужой жизнью, что, конечно же, не устраивало глав государства.

К концу века дуэль превращается скорее в экзотику[101]. Дуэль сместилась из сферы сословной в культурную, и носителями дуэльного сознания порой были разночинцы. В сознании общества дуэль стала носить характер уже не защиты чести или своих принципов, а расценивалось как убийство или преднамеренное причинение вреда.

Дуэльные обычаи были широко распространены в XIX веке, они постепенно, преодолевая сопротивление властителей, врастали в русскую жизнь, и исчезли почти внезапно в начале XX столетия. Исчезновение дуэли связанно с новым мировоззрением людей, страна в начале XX века участвовала во многих вооруженных конфликтах, люди поняли ценность жизни и осмыслили, что решать споры, ссоры и другие разногласия можно и мирным путем.

Заключение

Внешний вид дворянства на протяжении XIX века постепенно изменялся. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.

Воспитание и образование дворян в целом на протяжении XIX века имело несколько форм. На примере биографий было выявлено, что не всегда образование было оконченным, а иногда оно проходило за границей. Женское образование практически отсутствовало, единственным учебным заведением для девушек был институт благородных девиц. А юноши во второй половине века меньше отдавали предпочтение обучению не в военных учебных заведениях.

Дуэль в течение всего XIX века оставалась популярна. Представители дворянства достаточно часто использовали дуэль, как способ разрешения разногласий. Целью дуэли было восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Феномен дуэли был особо популярен в первой половине XIX века, так как именно в это время происходило большинство поединков. А во второй половине XIX века общество осуждает дуэли, и считает их лишь простой формальностью. В законодательстве появляются статьи запрещающие поединки и возводили их в ранг преступления.

В итоге изменения в дворянском быте повлияли на дворянство в целом. Во второй половине XIX века дворянство теряет свою общность, во многом это было связано с всесословной политикой правительства. К началу XX столетия дворянство как сословие начинает “затухать”, это было обусловлено как внешними, так и внутренними процессами.

Источники и литература

Источники личного происхождения

Литературные произведения

Делопроизводственная документация

Законодательные источники

Художественные источники

Литература

[1] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 15.

[2] Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М., 2002. С. 96.

[3] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. М., 1994. С. 32.

[4] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. СПб., 2002. С. 20.

[5] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 257-259.

[6] Тропинин В. А. Портрет А. И. Кусова. 1820 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[7] Венецианов А. Г. Портрет П.И. Милюкова. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).

[8] Боровиковский В. Л. Портрет А. П. Дубовицкого. 1804 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[9] Федосюк Ю. А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 185-194.

[10] Тропинин В. А. Портрет А.И. Барышникова. 1829 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[11] Федосюк Ю.А. Что непонятного у классиков или энциклопедия русского быта XIX века. М., 1998. С. 102.

[12] Кирсанова Р. М. Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1997. С. 170-172.

[13] Кипренский О. А. Портрет С.С. Уварова. 1815 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[14] Брюллов К. П. Портрет A.Н. Рамазанова. 1821 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[15] Брюллов К. П. Портрет писателя Н. В. Кукольника. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[16] Брюллов К. П. Портрет графа А.А. Перовского. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[17] Крамской И.Н. Портрет И.А. Гончарова. 1874 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[18] Крамской И.Н. Портрет П.И. Ливена. 1879 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[19] Маковский К.Е. Портрет Д.И. Толстого. 1901 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[20] Фотография И.А. Бунина. 1901 г. (http://ru.wikipedia.org).

[21] Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Академия. М., 2003. С. 57-60.

[22] Боровиковский В. Л. Портрет Д.А. Державиной. 1813 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[23] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 233-236.

[24] Заболотский П. Е. Портрет Н.В. Евреиновой. 1840 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[25] Кипренский О. А. Портрет А. А. Олениной. 1828 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[26] Соколов П. Ф. Портрет О. А. Голицыной. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[27] Кирсанова Р.М. Механические рукава для приятной дамы. Костюм первой трети XIX века. // Родина. 2004. № 9. С. 82-84.

[28] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 129-131.

[29] Брюллов А. П. Портрет Н.Н. Пушкиной. 1832 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[30] Теребенёв М. И. Портрет А.А. Бирюковой. 1820-е гг. (http://www.bg-gallery.ru).

[31] Соколов П. Ф. Портрет П.Н.Рюминой. 1847 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[32] Брюллов А. П. Портрет М.О. Смирновой. 1830 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[33] Тельчер Ж. Э. Портрет Е.К. Воронцовой. 1836 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[34] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 231-235.

[35] Соколов П. Ф. Портрет С.П.Апраксиной. 1842 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[36] Плаксина Э.Б. История костюма. стили и направления. М., 2003. С. 153- 159.

[37] Браз О. Портрет Е.М. Толстой. 1900 г. (http://www.artsait.ru).

[38] Фотография А.Ф.Тютчевой. 1862 г. (http://ru.wikipedia.org).

[39] Харламов А.А. Портрет Е.А. Третьяковой. 1875 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[40] Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989 С. 129-133.

[41] Федотов П. А. Портрет М.И.Крыловой. 1850 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[42] Маковский К. Е. Семейный портрет. 1882 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[43] Макаров И.К. Портрет семьи Черемисиновых. 1882 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[44] Крамской И.Н. Портрет В.Н. Третьяковой. 1876 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[45] Маковский К.Е. Портрет М.Е. Орловой-Давыдовой. 1889 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[46] Серов В.А. Портрет В. Мусиной-Пушкиной. 1895 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[47] Маковский К.Е. Портрет М.М.Волконской. 1884 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[48] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).

[49] Богданов – Бельский Н.П. Портрет М.С. Шереметовой. 1898 г. (http://www.artpoisk.info.ru).

[50] Фотография З.Н. Гиппиус. Начало XX века. (http://ru.wikipedia.org).

[52] Крамской И.Н. Портрет Е.А.Васильчиковой. 1867 г. (http://www.bg-gallery.ru).

[53] Маковский К.Е. Портрет А.И. Сувориной. 1880-е гг. (http://www.artpoisk.info.ru).

[54] Щепкина В.А. Воспоминания. Русские мемуары. М., 1990. С. 383-388.

[55] Быт пушкинского Петербурга. Опыт энциклопедического словаря. СПб., 2005. С. 100-105.

[56] Сушкова Е.А. Записки. (www.zakharov.ru).

[57] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-445.

[59] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 27-30.

[60] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 421-437.

[61] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 39-45.

[62] Аксаков К.С. Воспоминания студентства 1832-35 гг. Русские мемуары. М., 1990. С. 92-100.

[63] Семёнов-Тян-Шанский П.П. Детство и юность. Русские мемуары. М., 1990. С. 485-488.

[64] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[65] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).

[66] Яковкина Н.И. История русской культуры XIX века. М., 2002. С. 211-216.

[67] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[68] Бунин И.А. Воспоминания. М., 2003. (www.zakharov.ru).

[69] Волконский С.М. Мои воспоминания. В 2-х кн. М., 2004. (www.zakharov.ru).

[70] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 346-350.

[71] Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. // Хорошилова Л. Б. Женское образование и воспитание. Изд-во Моск. Ун-та. 2001. С. 340-342.

[72] Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. М., 2002. (www.zakharov.ru).

[73] Водовозова Е.Н. На заре жизни. Т. 1. М., 1987. С. 350.

[74] Чарская Л.А. Записки институтки. М., 1993. С. 264.

[75] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). М., 1994. С. 99.

[76] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 87.

[77] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 13-50.

[78] Хандорин В. Дуэль в России. // Родина. 1993. № 10. С. 87.

[80] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 66.

[81] Дурасов В. Дуэльный кодекс. 4-е изд. М., 1912. С. 70-72.

[83] Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном. Подлинное военно-судное дело 1837 г. СПб., 1900. С. 28.

[84] Лермонтов М.Ю. Точка зрения. М., 1993. С. 203-205.

[85] Пушкин. А.С. Евгений Онегин: роман в стихах. М., 1980. С. 165-173.

[86] Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. M., 1988. С. 256-277.

[87] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1998. С. 49-56.

[88] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XIV. Гл. 2. О поединках и личных обидах. С.115.

[89] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[90] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. III. Устав о пенсиях и единовременных пособиях. С. 185.

[91] Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. СПб., 1898. Особое дополнение к военно-судному уставу. Т. XIV. С. 259-260.

[92] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[93] Свод Законов Российской империи. СПб., 1912. Т. XV. Гл. 4. О поединках. С. 165-167.

[94] Там же. С. 165-167.

[95] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 205-207.

[96] Тургенев И.С. Отцы и дети. Л., 1985. С. 256-260.

[97] Куприн А.И. Рассказы. В 2-х т. Т. 1. М., 2002. С. 335-336.

[98] Князь Феликс Юсупов. Мемуары. М., 2011. (www.zakharov.ru).

[99] Шубинский В. Гумилев история одной дуэли. СПб., 2004. (http://www.chaskor.ru/article/gumilev_istoriya_odnoj_dueli)

[100] Кацура А. Дуэль в истории России. М., 2006. (http://lib.rus.ec/b/188574/read).

[101] Востриков А.В. Книга о русской дуэли. М., 1988. С. 217.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *