Чем занимались феодалы 6 класс история
Жизнь и быт феодалов
1. Замок феодала.
На холме или высокой скале, подобно гнезду хищной птицы, возвышался над окружающей местностью замок. Это было жилище феодала и его крепость. В замке феодал укрывался от восставших крестьян и нападений других феодалов.
Над всеми постройками замка возвышалась главная башня. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду. Внутри башни один над другим были расположены залы, служившие жильём феодалу и его семье. В подвальном помещении находился колодец с водой и хранились запасы продуктов. Здесь же была тюрьма, в сыром, тёмном подземелье томились пленники и непокорные крестьяне, прикованные цепями к стене. В толще стены главной башни делали винтовую лестницу. По ней можно было спуститься в подземный ход, который вёл к реке или густому лесу.
Замок постоянно напоминал крестьянам о грозной силе феодала.
2. Вооружение феодала.
Вооружение рыцаря было очень тяжёлым, оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неуклюж и неповоротлив. Если всадника сбивали с коня, он часто не мог подняться без посторонней помощи. Чтобы сражаться на коне в тяжёлых доспехах, нужна была долгая выучка; феодалы готовились к военной службе с детства.
3. Как жили феодалы.
Турнир — это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. На турниры собиралось много зрителей. Знатные феодалы заполняли трибуны, а простой народ теснился вокруг арены. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они на конях во весь опор мчались навстречу друг другу. Тупым турнирным копьём рыцарь старался выбить противника из седла. Нередко состязание кончалось тяжёлыми увечьями и даже гибелью некоторых участников. В награду победитель обычно получал коня и доспехи побеждённого противника.
Физическую силу феодалы ценили гораздо больше, чем ум и образование. Они были грубы и невежественны. Многие феодалы были совершенно неграмотны и вместо подписи ставили крест.
На пирах в рыцарских замках рекой лилось вино, столы ломились от звериных туш, зажаренных целиком. Обитателей замка и гостей веселили своими грубыми выходками шуты, которые непременно были в доме всякого знатного феодала.
Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми «благородными», то есть стоящими намного выше простого народа. Они кичились древностью своих родов и числом знаменитых предков,
С ненавистью и презрением относились феодалы к крестьянам. «Лучше всего, когда крестьянин плачет; худо, когда он радуется»,- говорили они.
Хорошо вооружённые, укрытые мощными стенами замков, феодалы силой заставляли крестьян подчиняться своей власти и выполнять повинности.
Жизнь и быт феодалов
1. Жизнь и быт феодалов. Замок феодала.
На холме или высокой скале, подобно гнезду хищной птицы, возвышался над окружающей местностью замок. Это было не только жилище феодала, но и его крепость, где он мог чувствовать себя в безопасности. В замке феодал мог укрыться от восставших крестьян и нападений других феодалов.
Сначала замки строились только из дерева, но позднее, для большей крепости и долговечности, их стали строить из из камня. Толстые и мощные стены высокими башнями служили отличной защитой от врагов.
Чтобы попасть в замок, враги должны были преодалеть ров, разбить дубовые, обитые железом ворота. На их головы сбрасывали булыжники и горящие бревна, выливали кипяток и кипящую смолу, в них бросали копья и засыпали стрелами. Но, даже, если враги смогли прорвавшись за ворота, враги зачастую не достигали своей цели – им приходилось атаковать вторую, еще более не приступную и высокую стену.
Над всеми сооружениями
Здесь же была тюрьма; в сыром, темном подземелье томились пленники и непокорные крестьяне, прикованные цепями к стене. В толще стены главной башни делали винтовую лестницу. По ней можно было спуститься в подземный ход, который вел к реке или густому лесу.
Замок постоянно напоминал крестьянам о грозной силе феодала. С ненавистью смотрели они на его высокие башни и мрачные стены.
2. Жизнь и быт феодалов. Вооружение феодала.
Нелегко было безоружным крестьянам одолеть даже одного феодала. Конный воин ( рыцарь ) был вооружен тяжелым прямым мечом и длинным копьем. Большим щитом он мог прикрыться с головы до ног.
Тело рыцаря защищала кольчуга – рубашка, сплетенная из железных колец. Позднее кольчугу сменили стальные латпы. На голову рыцарь надевал шлем, в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.
Рыцари сражались на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами.
Вооружение рыцаря было очень тяжелым, оно весило до 50 килограммов. Поэтому воин был неповоротлив и неуклюж. Если всадника сбивали с коня, он не мог подняться без посторонней помощи.
Чтобы сражаться на коне в тяжелых доспехах, нужна была долгая выучка; феодалы готовились к военной службе с самого детства..
3. Жизнь и быт феодалов. Как жили феодалы.
Феодалы проводили время в войнах, пирах и забавах. Любимые развлечения рыцарей – охота и турниры – были связаны с военным делом.
Турнир – это военное состязание рыцарей в силе и ловкости.
Те, кто участвовал в турнире, были одеты в боевые доспехи. Они разъезжались в разные концы арены. По сигналу судьи они на конях во весь опор мчались друг на друга. Турнирными копьеми рыцари пытались выбить дргуг друга из седла.
Нередко состязание кончалось опасными увечьями или даже гибелью одного из участников. Победитель обычно получал в награду коня и доспехи побежденного противника. На турниры собиралось много зрителей.
Знатные феодалы редко пропускали турниры, они заполняли собой все трибуны, а простой парод теснился вокруг арены.
Феодалы ценили физическую силу гораздо больше, чем ум и образование. Почти все время они проводили, упражняясь в фехтовании, верховой езде, борьбе, метании копья. Феодалы были грубы и невежественны.
Многие из них были неграмотны и вместо подписи ставили крест.
На пирах в рыцарских замках рекой лилось вино, столы ломились от звериных туш, зажаренных целиком. Обитателей замков и их гостей веселили своими грубыми выходками шуты, которые непременно были в доме всякого знатного феодала.
Буйные, заносчивые феодалы считали себя “благородными господами”, то есть стоящими намного выше простого народа. Они гордились древностью своих родов и количеством знаменитых предков. Каждый феодал имел свой герб ( знак его рода ), а так же девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл изображенного на гербе рисунка.
Related posts:
Феодал — кто это и что такое феодализм
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из фильмов и книг, посвященных эпохе Средневековья, мы помним доблестных рыцарей.
Они сражались на турнирах, ходили в военные походы, чтили даму сердца и проявляли благородство к нищим и больным.
Однако не все знают, что они относились к категории феодалов - господствующего класса Средневекового общества.
Сегодня мы узнаем, что это за люди, чем они жили и кому служили.
Феодализм — это.
Феодализм (от лат. Feufum) — это вид социально-правовых отношений в обществе, который характеризуется жесткой иерархией (это как?) и существованием системы подчинения зависимых крестьян феодалам.
Начал формироваться в V-VI вв н.э и просуществовал до Нового времени. В основе феодализма лежит особый способ производства, основанный на сочетании крупных феодальных владений (вотчин) и мелкого крестьянского индивидуального хозяйства.
Крестьяне испытывают внеэкономическое принуждение со стороны феодалов, которое выражается в ограничении их личной свободы (это как?) и присвоении производимого ими продукта в виде натурального или денежного оброка.
Еще одной формой феодальной зависимости выступала барщина, во время которой крестьяне обрабатывали господское поле, убирались в замке, чинили мосты и дороги, а также выполняли другую работу.
Кто такие феодалы
Феодал — это представитель господствующего слоя феодального общества, владелец земли с зависимыми крестьянами (феода).
После реформы Карла Мартелла, проведенной во Франкском государстве, феоды (бенефиции) стали выдаваться за службу у сеньора.
В средневековых государствах Западной Европы феодалы были выстроены в виде социальной иерархии, называвшейся феодальная лестница.
На ее вершине находился король, власть которого зачастую носила над подчиненными номинальный характер. Далее располагались:
Феодал, занимавший более низкую ступень, назывался вассалом, а его непосредственный «начальник», дававший землю за службу, сеньором.
Вассальные отношения возникали только между соседями по феодальной лестнице, поэтому рыцари не подчинялись королю напрямую.
Во время раздробленности герцоги и графы обладали по отношению к королю большой вольностью, которая давала им право выступать судьями, чеканить собственную монету и облагать налогами подвластное население.
Сеньор по отношению к вассалам выступал не только как лицо, требующее выполнения служебных обязанностей, но и как защитник в случае военной угрозы.
Особую категорию составляли рыцари — военные феодалы, которые жили в замках, принимали участие в турнирах и ходили в военные походы.
У каждого рыцаря была своя прекрасная дама (нередко вымышленная), а их поведение регулировал «Кодекс рыцарской чести», требовавший проявление благородства, мужества и доблести.
Признаки феодализма
Отвечая на вопрос, что такое феодализм нужно знать основные признаки этого общественного строя.
Подробнее о феодальной системе смотрите в этом видео:
Феодальная вотчина
В средневековых государствах феодальной вотчиной называлось крупное землевладение, принадлежавшее феодалу. Она представляла собой хозяйственный комплекс, который включал землю, хозпостройки, инвентарь, церковь, а также аппарат управления (администрация, судебный орган).
С развитием вотчин в руках крупных землевладельцев концентрировалась большая власть, которая включала судебные, налоговые, административные функции.
Со временем они получили юридическое оформление в качестве феодального иммунитета - особой привилегии, которая препятствовала вмешательству королевской администрации в дела вотчины.
Неизменным атрибутом вотчины был принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала, который вытекал из их зависимости по отношению к сеньорам.
Земли крестьян были разделены чересполосно и относились к категории тягловых (обложенных оброком и барщиной). Здесь преобладал принудительный севооборот, сопровождавшийся выпасом скота по пару и жнивью.
Феодальные междоусобицы
Между феодалами нередко вспыхивали внутренние вооруженные конфликты, которые назывались феодальными междоусобицами. Участниками столкновений были не только люди, причастные к конфликту, но и члены их семей.
Это приводило к затяжным, многолетним тяжбам, вовлекающим в оборот войны несколько поколений феодалов.
Причины усобиц часто были связаны с делением земли и хозяйственными спорами. Также они могли возникать из-за личных оскорблений и недопониманий. Фактором, вовлекавшим в междоусобицу, служила месть за обиженного и убитого родственника.
Независимо от причин, подобная борьба уносила жизни многих феодалов, поэтому власти старались ограничить или запретить усобицы. Вспомним «Русскую правду», разрешившую кровную месть только для близких родственников.
Вместо заключения
Феодализм господствовал в Западной Европе свыше тысячи лет. За это время он преодолел эволюционный путь от более прогрессивного общественного строя, сменившего рабовладение, до социального явления, из недр которого стали вызревать капиталистические отношения (это как?).
В эпоху позднего феодализма в Европе возникли абсолютные монархии (это как?), совершились Великие географические открытия, началось первоначальное накопление капитала, прошли первые буржуазные революции.
В общем, появились условия, способствовавшие переходу общества на капиталистическую стадию развития.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (5)
Хоть внешне это не так заметно, по сути со времен феодализма мало что изменилось. Прогресс немного сгладил кастовые различия, но не стер их.
Тогда и государств практически не существовало, феодал сам был как государь. Непонятно, почему крестьяне не устраивали бунты ни на Западе, ни у нас, ведь это же огромная сила, которая могла снести феодала, ну или хотя бы заставить его считаться с мнением крестьян.
Откуда у феодалов было столько средств на содержание своей армии, на содержание своей усадьбы? Небось грабили всех и вся, другого объяснения трудно найти.
Виктор: ну, Вы прям. Правду матку режете, да еще в такой резкой форме. Открыли нам глаза на феодализм и его гнилое нутро. Недемократичный строй был, как они могли так поступать? Куда смотрел феодальный уполномоченный по правам человека?
Меня удивляет, что эти феодалы жили в огромных замках, ведь в те времена технологии строительства были весьма примитивны, даже сейчас попробуйте построить замок или дворец, это очень непросто. Современные люди предпочитают жить в компактных коттеджах, ибо замок слишком дорогое удовольствие.
Урок по истории для 6 класса «Как жили феодалы»
Выбранный для просмотра документ Как жили феодалы.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Кодекс рыцарской чести Рыцарь должен быть: Храбрым Справедливым Верным своему сеньору Рыцарь должен защищать дам, слабых и обиженных.
Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc
Конспект урока «Как жили феодалы» (6 класс).
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цели по содержанию:
-образовательная: познакомить учащихся с условиями жизни феодалов;
-развивающая: продолжить формирование умений работать с учебником, историческими документами;
-воспитательная: воспитывать интерес к учебе в целом и к истории в частности;
-коррекционная: продолжить работу над дальнейшим развитием устной речи учащихся.
1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений.-М. : Просвещение, 2014.
2. Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь. История средних веков.6 кл.
3. Исторические документы (сирвенты Б. де Борна).
4. Схема «Вассальная пирамида».
5. Средства мультимедиа (слайд-презентация).
Основные понятия: феодалы, рыцари, турнир, герб, кодекс рыцарской чести.
2. Занятия феодалов.
3. Рыцарские правила.
Учитель приветствует детей, проверяет готовность рабочих мест к уроку.
— Ребята, тему сегодняшнего урока вам подскажет вот эта схема – «Вассальная пирамида»:
— Рассмотрите внимательно схему и подумайте, каким одним обобщающим словом можно назвать всех этих людей? (Феодалы.)
-Вспомните, кого называют «феодалами»? (Феодалы – это владельцы земли, на которой работают зависимые от него крестьяне.)
-Кого же тогда называют «рыцарем»? (Рыцарь- это конный воин, мелкий феодал.)
— Да, в узком смысле слова рыцарь- это мелкий феодал, в широком смысле слова – так называли всех феодалов. Сегодня на уроке мы всех феодалов будем называть рыцарями.
— Ребята, а что вы уже знаете о феодалах и рыцарях? Какие фильмы вы видели, какие книги читали? (Рыцари часто сражаются, они храбрые, сильные.)
— А что бы вы еще хотели о них узнать? (Ответы детей.)
— Сегодня мы подробно узнаем о жилище феодалов, их занятиях и рыцарских правилах.
— Рыцари жили так давно, как вы думаете, зачем мы их изучаем? (Ответы детей.)
— Сначала отправимся в жилище феодала. Рассмотрите внимательно следующие иллюстрации (учитель показывает слайды 2,3,4,затем останавливает изображение на слайде 5, где показаны все предыдущие изображения).
-Что вы видите на иллюстрациях? (Замки.)
— Да, жилищем феодала был замок. С помощью этих иллюстраций опишите, как выглядели замки?
— Из какого материала они строились? (Замки строились из камня.)
— Какое место выбирали для строительства замков? ( Замки строили на высоком холме или обрывистой скале. Иногда выбирали для строительства остров посредине озера или реки.)
— Чем был защищен замок? (Со всех сторон замок окружали крепкие зубчатые стены и высокие башни.)
— Как можно было попасть в замок? (В замок можно было попасть через ворота с подъемным мостом.)
— Ребята, вы наверняка слышали такую поговорку: «Мой дом – моя крепость». Что обозначает эта поговорка? (Дом должен быть крепким и защищать от врагов.)
— Подумайте, почему эта поговорка возникла именно в средние века? (В то время часто происходили усобицы между феодалами и нападения норманнов.)
— Каково же было главное назначение замков? (Они должны были защищать от врагов.)
— Конечно, строительство замка мог позволить себе только богатый человек, то есть феодал. Поэтому от усобиц больше всего страдали простые люди – крестьяне, а феодалы могли отсидеться за стенами своих замков.
— Сейчас поподробнее познакомимся с занятиями феодалов. Прочитаем стихотворение знаменитого французского певца Бертрана де Борна (см. прил. 1.) – он был большой знаток рыцарских обычаев. Знакомясь с текстом, попробуйте ответить на вопрос: «Чем больше всего любили заниматься рыцари?» (Учитель читает стихотворение, учащиеся следят за текстом, отвечают на вопрос учителя: « Главное занятие рыцарей – это участие в войнах».)
оружие доспехи
меч палица щит кольчуга латы шлем
По мере заполнения схемы учитель задает уточняющие вопросы:
— Что такое палица? (Дубина.)
— Для чего нужен щит? (Защищает тело с головы до ног.)
— Поясните, что такое кольчуга? (Рубашка, сплетенная из железных колец.)
— Что такое латы? (Доспехи из металлических пластин, закрывающие важные органы.)
— Ребята, подумайте, что еще было необходимо рыцарю для участия в войнах? (Боевой конь.)
— Да, рыцари сражались на выносливых конях, также защищенных доспехами. Вооружение рыцаря было тяжелым и весило около 50 кг. Поэтому, чтобы сражаться на коне, необходимы были сила и ловкость, которые развивали с детства.
— Рассмотрите следующий слад – так выглядели средневековые рыцари во время битвы. (Учитель демонстрирует учащимся слайд 6.)
— Подумайте, почему военное дело было занятием исключительно феодалов, а не крестьян? (Оружие и доспехи стоили дорого.)
-Ребята, подумайте, чем же еще занимались рыцари в свободное от участия в войнах время? ( Ответы детей.)
— Рыцари очень любили участвовать в турнирах. Что такое турнир? (Состязание рыцарей в силе и ловкости.)
— Запишите в тетрадь новое слово и его определение. (Дети делают запись в тетрадь: «Турнир – состязание в силе и ловкости».)
— С помощью рисунка опишите, как проходили рыцарские турниры? (На турнир собиралось много зрителей. Рыцари в полном боевом снаряжении, на конях разъезжались в разные стороны и на полном скаку мчались навстречу друг другу. Необходимо было выбить своего противника из седла специальным тупым турнирным копьем. Победитель получал доспехи и коня побежденного.)
— Рассмотрите следующий слад – так выглядел рыцарь перед турниром. (Учитель демонстрирует слайд 7, обращает внимание детей на тупое турнирное копье.)
— Несмотря на тупое копье рыцари часто получали увечья и даже погибали на турнирах.
— Ребята, лицо рыцаря было закрыто шлемом, тело – доспехами, какие же распознавательные знаки были у рыцарей во время битв и турниров? (У рыцарей были гербы.)
— Что такое герб? (Герб – отличительный знак рода.)
— Где был расположен герб? (Герб располагался на щите, попоне коня, одежде рыцаря.)
— Что обычно изображали рыцари на своих гербах? (Рыцари часто изображали львов, орлов, медведей, оленей, кабанов – то есть больших, сильных животных и птиц. Они олицетворяли силу и могущество.)
— Посмотрите на следующий слайд – вот примеры рыцарских гербов. Вы видите, что они располагаются на щитах. (Учитель демонстрирует слайд 8.)
— Первоначально гербы были только у рыцарей. Теперь же вы гербы есть у каждого города и страны. Какой герб имеет наша страна – Россия? (Герб России – двуглавый орел.)
— Давайте отдохнем от войн и турниров, сделаем небольшую паузу. (Учитель проводит физкультминутку.)
3. Рыцарские правила.
-Ребята, а можем ли мы сейчас прервать урок и пойти погулять на улицу? (Нет.)
— Конечно, нет. В школе есть правила, их нужно соблюдать. У рыцарей тоже были свои правила – Кодекс рыцарской чести. Запишите это название в свою тетрадь. (Дети делают записи в тетради: «Кодекс рыцарской чести – рыцарские правила».)
— Давайте познакомимся с правилами рыцарей. (Учитель демонстрирует слайд 9.)
— Эти правила были написаны много веков назад, а можем ли мы в наше время использовать их? (Конечно, можно и нужно.)
— Если человек ведет себя вежливо, храбро и благородно, его поведение и в наши дни называют «рыцарским».
— Как вы думаете, всегда ли феодалы соблюдали Кодекс рыцарской чести? Давайте познакомимся с еще одним стихотворением Бертрана де Борна. Прочитайте его и ответьте на вопрос: «Как относились рыцари к простым людям?» (Дети работают с историческим документом – 2 сирвента Б. де Борна. См. прил.2)
— Кто может ответить на вопрос? (Рыцари относились к простым людям плохо, не уважали.)
— Да, действительно, рыцарские правила соблюдались только среди феодалов. Простых же людей рыцари презирали, были с ними грубы, заносчивы, не стеснялись грабить побежденных и собственных крестьян. Конечно, это было недостойное поведение.
Вот мы с вами и узнали, как жили феодалы.
— Запишем домашнее задание на следующий урок: прочитать параграф 11, ответить вопросы 1,2. Выполнить задание 1 из рабочей тетради на стр.34. Дополнительное творческое задание по желанию – нарисовать герб рыцаря.
1.- Скажите, какое слово сегодня на уроке мы использовали чаще всего. (Феодалы, рыцари.)
— Выполните упражнение «синквейн» с этими словами. (Дети выполняют упражнение в тетрадях. Памятка для выполнения «синквейна» см. прил. 3. Затем коллективная проверка.)
Урок по истории Средних веков для учащихся 6-х классов по теме: «Жизнь и обычаи феодалов»
Основные понятие и новые слова.
Турнир, герб, герольдистика, честь, девиз, шлем, латы, забрало, щит, донжон.
Оформление доски, оборудования – макеты.
1. Изображение замка.
2. Рисунок « Рыцарь на турнире».
3. Словарь новых слов
4. План урока.
( По мере объяснения урока, выставляются макеты замков и рассказывается о книгах, которые рекомендуют прочитать).
1. Замки и вооружение феодалов
А) виды замков
Б) нападение врагов и оборона замка
В) рыцарское вооружение
Г) штурм главной башни
Д) бегство владельца замка
2. Жизнь и быт феодалов
А) посвящение в рыцари
Б) воспитание детей
В) охота и турнир
3. Мораль и обычаи феодалов.
4. Рыцарский турнир
Составляем опорный сигнал
«Феодалов было намного меньше, чем зависимых крестьян. Каким же образом они сохраняли власть над угнетенным классом»
Рассмотрите макет замка. При постройке замка использовались разные условия местности: немецкие замки – на скале, испанский – на равнине, литовский замок Тракай посреди озера (работа с рисунком из таблицы Никифорова).
— Как вы думаете, почему феодалы строили свои замки в труднодоступных местах?
— Почему замок обносился толстыми стенами?
В связи с рассказом об осаде и штурме характеризуем снаряжение воина – рыцаря по книге В.Скотта «Ричард Львиное Сердце». Выясняем все плюсы и минусы такого вооружения.
— Почему рыли глубокие рвы у стен замков?
— Как осаждающие могут преодолеть этот ров?
Учащиеся следят за борьбой у рва и ворот, «преодолевают» железную решетку в воротах, затем «берут» вторую, и, наконец, «попадают» во двор замка. Но борьба еще не окончена: предстоит взять – донжон (см.рис в учебнике)
Единственная железная дверь, ведущая в него, расположена высоко над землей, к ней не подберешься с тараном. Но если даже дверь разбита, то приходиться вести борьбу за каждый этаж. Донжон разделен перекрытиями не несколько этажей, сообщение между которыми поддерживается по приставным лестницам. Теперь лестницы убраны, а люки между этажами закрыты тяжелыми каменными плитами. Когда штурмующим удается добраться до верхнего этажа, владелец замка вместе с воинами выходит через потайную дверь на винтовую лестницу в толщине стены, а оттуда подземным ходом пробирается к лесу, где его ждут оседланные кони. Он спешит к своему другу и покровителю – богатому и знатному феодалу.
Разрешение проблемного задания.
По случаю посвящение сына в рыцари знатный феодал устроил большую охоту и турнир.
— Как вы думаете, почему устраивали охоту?
— Какими качествами должен владеть настоящий охотник?
Далее рассказ о проведение турнира и правила турнирного боя. (В.Скотт. Айвенго с131-132, книга для чтения по истории Средних веков с 197).
Особо нужно остановиться на геральдистике
Переходим к изучению вопроса о рыцарской морали. Феодалы, как правило, презирали расчетливость и бережливость. В это время они тратили средства в основном не на расширение своего хозяйства, а на потребление, богатство добывали не только эксплуатацией, но и грабежом и войной согласно нормам морали феодального класса знатный феодал должен быть щедрым.
— За чей счет знатные феодалы проявляли щедрость, и на кого она распространялась?
(Они могли быть щедрыми только по отношению к таким же феодалам)
Феодалы считали достойными для себя занятиями войну, охоты, рыцарскую службу, а тяжелые заботы о хлебе насущном предоставляли «грубой черни», (т.е. трудовому народу).
Позднее, в XII–XIV вв, главным мерилом оценки поведения стала честь. Правила чести вынуждали рыцаря оценивать свое поведение глазами своего круга (положение обязывает)
Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.
(песня о Гильоме Оранжском с 88)
Как вы думаете, о каких сиротах и вдовах идет здесь речь?
(Вдовы погибших рыцарей, а сироты их дети)
Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с благородным происхождением, и отвергали наличие чести у «подлого простолюдия». Рыцарская мораль исходила из убеждения, что они наделены от рождения храбростью, щедростью, великодушием.
— Чем эта мораль была выгодна рыцарям?
— Кого в наши дни мы называем рыцарем? Какими качествами мы одариваем человека, говоря, что он рыцарь?
— Что такое честь? Благородство?
В заключении урока проводим рыцарский турнир.
Выбираем 2 команды рыцарей, девочки же являются судьями ( если ответ затянулся, они могут выбросить белый платок).
Знание новых слов и понятия.
Составление девиза и придумывание герба.
Составить 4-х стишье для дамы сердца.
5 конкурс. Правило хорошего тона.
Отношение между девочками и мальчиками.
Победителю вручается подарок – книга. В Скотта Ричард Львиное Сердце и присваивается (как и всем участникам) звание «Рыцарь 6 в класса».
Вывод и обобщение урока проводиться по опорной схеме.