Чем занимались философы апологеты
Апологеты
Некоторые особенности:
Апологетика (от греч. apologia — защита) — раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения.
Именование «апологет» закрепилось в основном за раннехристианскими писателями 2-3 вв., создавшими особый жанр богословско-полемических сочинений — апологии.
История апологетики
* проф. Осипов А.И. «Путь разума в поисках истины»
(§ 2. Краткий очерк истории Апологетики)
* Никифоров М.В. Апологеты раннехристианские.
Условно историю апологетики можно разделить на след. периоды:
Раннехристианская апологетика
Основная тема — мессианство Иисуса
Представители:
Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200)
Помимо прочих сочинений апологии пишут:
Апологетика эпохи Вселенских соборов
Апологетика постепенно переходит от борьбы с внешними врагами к защите чистоты веры и нравственности от их искажения внутри самого христианства.
Средневековье
Апологетика этого периода ориентирована на полемику с исламом.
В Испании в 1250 году для подготовки апологетов с целью борьбы с исламом и иудейством был открыт специальный институт.
Эпоха Возрождения
Причины для развития апологетики:
Иероним Савонарола «Торжество креста против мудрых века»
Раймунд Сабундский «Естественное богословие»
Новое время (после Реформации)
Реформация была толчком к развитию многих нецерковных и антихристианских идей и философских направлений (деизм, пантеизм, материализм)
Английская апологетическая школа (борьба с деизмом)
Нидерланды:
Гуго Гроций «Об истинности христианской религии»
[Гуго Гроций — юрист, историк и государственный деятель XVII века]
Германия:
В XVII—XVIII веках Богословов-апологетов не было, но вклад в апологетическую мысль внесли философы.
Франция:
В XVII—XVIII веках действовала целая апологетическая богословско-философская школа Боссюэ и Фенелона
Фенелон «О бытии и свойствах Божиих».
Б. Паскаль «Мысли Паскаля о вере и некоторых других предметах».
В конце XVIII — начале XIX веков апологетическая школа, основанная Шатобрианом (против французских просветителей и их идеи о первенстве человеческого разума)
Ф. Р. Шатобриан «Гений христианства»
Ж. Э. Навиль «Отец Небесный» и «Вечная жизнь»
III. Бонн «Созерцание природы» (материал о разумности Творца)
** Апологетический отклик на идеи мифологической школы
(«…не только отвергла историческое существование Христа и других библейских лиц, но и представила христианство не более как вариацией на темы различных мифов и религий древних народов» [проф. А. И. Осипов] ).
Еп. Уэтли «Исторические сомнения относительно Наполеона Бонапарта» —
апология-памфлет ( «доказывает», пользуясь методом мифологической школы, что Наполеона Бонапарта никогда не было).
Ж.-Б. Перес «Почему Наполеона никогда не существовало, или Великая ошибка — источник бесконечного числа ошибок, которые следует отметить в истории XIX в.» (М., 1912).
Э. Пресансе «Иисус Христос и Его время» (СПб., 1871).
** Ответ идеям т. н. Ново-тюбингенской отрицательной историко-критической школы
(пыталась оспорить подлинность книг Ветхого и Нового Заветов и многих описываемых в них событий)
Ф. Геттингер «Апология христианства» в 2-х частях (рус. пер. изд. 1872 — 1873)
И. Иерузалем «Размышление о важнейших истинах религии» в 5-ти томах (рус. пер. изд. 1806, 1817, 1831, 1833 гг. и др.)
Х. Э. Лютардт «Апология христианства» ( рус. пер. изд. СПб. 1892)
** Ответ дарвинизму
** Также:
Э. Кант. «Критика чистого разума» & «Критика практического разума»
Апологетическая школа, возникшая под влиянием теологии и философии Ф. Шлейермахера
Теистическая философская школа, основанная Фихте Младшим.
ХХ век
Особенность апологетики ХХ в. и ее развития определили следующие основные факторы.
Наиболее известные русскому читателю западные апологеты:
См. также:
Об апологетах христианства II века. [Отрывок из сочинения Ф. В. Фаррара «Первые дни христианства»]
Бедность христианства апологетов. [отрывок из сочинения А. Юлихера «Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора»]
Исторический очерк развития Христианской апологетики
или Основного Богословия:
(I.) От начала христианства до XV века (эпохи Возрождения)
(II.) С ХV до конца XVIII века
(III.) В ХIХ веке
[из книги Рождественского Н. П. «Христианская апологетика»]
Апологеты
На том основании, что одни христианские апологии написаны на греческом языке, другие – на латицском, принято и апологетов разделять на восточных и западных. Некоторые исследователи апологетической литературы пытаются указать внутреннее, лежащее в характере и в содержании самих апологий, основание этого разделения, утверждая, что апологии восточные носят характер философский, тогда как западные отличаются практическим направлением. Но такая характеристика греческих и латинских апологий выводится, по-видимому, теоретически – из сравнения культур греческой и римской и не может быть оправдана сравнением апологий западных и восточных по их содержанию и приемам. Гораздо основательнее деление апологий на защитительные или апологии в собственном смысле и полемические. Апологии первого типа имеют вид официальных прошений на имя высочайшей власти о том, чтобы прекращены были незаконные преследования христиан, не повинных в тех преступлениях, которые приписывает им народная молва, и чтобы отменено было действие закона о христианах, изданного Траяном. Образцами таких апологий-прошений являются апологетические сочинения св. Иустина Философа и Афиногора. Эти апологеты более всего заняты защитою и оправданием христиан, разъясняют императорам лживость возводимых на христиан обвинений, умоляют о беспристрастии и справедливости в производстве суда над христианами и, если и вдаются в критическое обсуждение основ языческой религии, то лишь для того, чтобы объяснить, почему христиане отвергают ее с такою непреклонностью. В апологиях второго типа сказывается уже предчувствие скорой победы веры Христовой над мраком язычества и слышится тон полемический, обличительный. В противоположность апологиям-прошениям, адресованным на имя императоров, апологии полемические предназначались авторами для общества, для обширного круга читателей, и по своей форме суть не что иное, как критические трактаты, в которых на виду поставлены вместо жалоб – возражения и вместо осторожных разъяснений – смелые разоблачения.
Однако, указанное различие в апологиях, легко усматриваемое при сравнительном их чтении, не вполне совпадает с разделением апологетов на восточных и западных. Правда, греческие апологии, как более ранние, по преимуществу суть защитительные прошения, но среди них встречаются чисто-полемические сочинения Татиана, св. Феофила антиохийского и остроумное «Осмеяние языческих философов» Ермия.
В ниже следующем перечне христианских апологетов кроме хронологического порядка принято деление их на восточных и западных.
I. Апологеты восточные: 1) Аристид. греческий ритор и софист. В Церков. Истории Евсевия говорится о нем следующее: «Аристид, верный исповедник нашего благочестия, поднес и Адриану защитительное слово веры и оставил его нам. Это сочинение сохранилось также доныне и имеется у многих». Предполагают, что Аристид подал свое прошение Адриану около 124 г., когда, путешествуя по империи, император посетил и Афины, где жил Аристид. Апология Аристида не сохранилась до нашего времени. 2) Кодрат, как и Аристид, по свидетельству Евсевия, подал свою апологию и. Адриану. Эта апология не сохранилась, но у Евсевия приводится небольшой отрывок из нее, где апологет свидетельствует, что некоторые из исцеленных и воскрешенных Спасителем дожили до его времени. 3) Св. мученик Иустин философ написал две апологии, в которых говорит «от имени несправедливо ненавидимых и гонимых христиан». Первая апология ( Ἀπολογία πρώτη ύπὲρ χριστιανῶν ), состоящая из 66 глав, написана около 150 г. по Р. X. и адресована «и. Антонину с сыном (М. Аврелием), священному сенату и всему народу римскому». Вторая апология, более краткая, подана и. Марку Аврелию и соправителю его Л. Веру, незадолго до мученической кончины апологета, последовавшей в Риме в 166 году. Св. Иустином Философом, кроме апологип, написан еще замечательный диалог против иудеев, под заглавием «Разговор с Трифоном иудеем». 4) Мелитон, епископ малоазийского города Сард (в Ликии), по свидетельству Евсевия, подал свою апологию и. М. Аврелию, в 237-ю олимпиаду, т.-е. 169 – 172 гг. Отрывок из этой апологии сохранен Евсевием (Ц. И. 4, 26). Мелитону принадлежит еще недавно открытая «Речь к и. Автонину», обличающая ложь язычества. Некоторые биографические указания о Мелитоне встречаются в Ц. И. Евсевия (4, 21; 5, 24) и у блажен. Иеронима (Еатал. г. 24). 5) Татиан, урожденец Ассирии, ученик св. Иустина Философа (см. у Иринея лион. Против ересей 1, 28) написал около 170 г. апологию за христиан под заглавием «К эллинам» ( Πρὸς Ἔλληνας ), состоящую из 42 глав. Отличительные черты этого сочинения слишком резкий полемический тон и крайняя беспорядочность изложения. Татиан впоследствии умонился в гностическую ересь и умер около 175 г. Другие его сочинения, о которых упоминают Климент александрийский и Евсевий, не сохранились. 6) Афинагор философ, афинянин, написал свое «Прошение за христиан» имп. Марку Аврелию и сыну и соправителю его Коммоду, не ранее 177 г. Кроме «Прошения за христиан» Афиногору принадлежит еще замечательный трактат «О воскресении мертвых». (О нем см. особо). 7) Шильтиад жил в царствование императоров М. Аврелия (161 – 180) и его сына Коммода (180 – 192). По свидетельству Евсевия, он написал «апологию к мирским властителям в защиту той философии, которой сам держался» (т.-е. христианского учения). Е сожалению, ни эта апология, ни другие сочинения М., о которых с по хвалою отзываются Евсевий и Иероним, до нас не дошли. 8) Св. Феофил, епископ антиохийский (168 г.) написал полемическое сочинение в трех книгах под заглавием «К Автолику» ( Πρὸς Αὐτόλυκον ). Указание на другия его сочинения имеются у Евсевия, Ц. И. 4, гл. 24, но эти сочинения не сохранились. Феофил скончался в начале 80-х годов второго столетия. 9) Ермии, христианский философ, известен своим остроумным сочинением под заглавием «Осмеяние языческих философов» ( Διασυρμός τῶν ἔξω φιλοσόφων ) в 10 главах. Сочинение это, судя по внутренним признакам, написано около 200 г. по Р. X.
II. Апологеты западные. 1) Минуций Феликс, адвокат по профессии, написал на латинcком языке блестящую апологию христианства под заглавием «Октавий» (Осtаvius), в форме диалюга между двумя друзьями – язычником Цецилием и христианином Октавием. О времени написания этой апологии, равно и об обстоятельствах жизни апологета, сведений не имеется. Но на основании разных внутренних признаков ученые относят написание апологии к концу второго или к началу ІІІ-го века по Р. X. 2) Квинт Септимий Тертуллиан, урожденец Карфагена (род. около 160 г., ум. ок. 220 г. по Р. X.), написал несколько апологетико-полемических сочинений на латинском языке, из которых главные: а) «Апологетик» (Ароlоgеticus) в 50 глав, написанный около 200 г. и адресованный наместникам римских провинций. б) «Е народам» (Аd nariones) в двух книгах, – сочинение по содержанию почти тожественное с Апологетиком. в) «Е Скапуле» (Аd Scapulam), африканскому наместнику и 4) «Свидетельство души» (Dе tesrimonio animae). 4) Арнобий, родом из Африки, знаменитый учитель красноречия; сделавшись христианином, написал в конце III в. или в самом начале IV в. апологетическое сочинение, под заглавием «Состязания с язычниками» в 7-ми книгах (Disputationum adversus gentes libri VII). Первая часть этого сочинения (кн. 1 – 2) апологетическая, вторая – (3 – 7) полемическая. 5) Лактанций; писатель IV в. по Р.X., ученик Арнобия, около 320 г. написал, большую апологию, в 7-ми книгах под заглавием «Божественные наставления» (Institutiones divinae). 6) Св. Киприан, епископ карфагенский, между многочисленными сочинениями оставил два апологетическия письма «К Деметриану» и «К Донату» и полемическое сочинение «О суетности идолов» (De idolorum vanitate). Св. Киприаи скончался в 257 году. Подробнее о важнейших из них будет сказано под их собственными именами.
Migne. Сursus completus patrologиae. Греч. и лат. серии t. I. Freppell. Les ароlоgistes chretiens. Sеr. I – II. Наrnak, Техtе und Untersuchungen zur Geschichte d. аltchristlиchen Lиteratur. В. I. 1882. Оttо, Соrpus ароlоgеtarum. Архим. Борис (п. Епископ), История христ. просвещения. Прав. Собес. 1885. Остроумов, С., свящ. Разбор сведений Евсевия кесарийсисого и блаж. Иеронима стридонского о греческих апологетах христианства второго века. М., 1886 г., ц. 1 р. 50 к. Фаррар, Ф. В. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Перевод с английского. А. П. Лопухина. Спб., 1891 г. Мироносицкий, 11. Афиногор, христианский апологет II века. Казань, 1894 г., ц. 1 р. 50 к. Штернов, Н. Тертуллиан, пресвитер карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности его. Курск, 1889 г. Щеглов, Н. Апологетик Тертуллиана. Библиографическое исследование. Киев, 1888 г., ц. 2 р. Реверсов, И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Казань, 1892 г. Гусев, Д. проф. Чтения по Патрологии. Период христианской письменности с половины II и до начала IV века. Общий очерк. Казань, 1898 г. – Св. Иустин мученик и философ. Казань, 1898 г. Сочинения древних христианских апологетов, в русском перев. со введениями и примечаниями. Прот. П. Преображенского. Спб., 1895 г., ц. 1 р. 50 к. Помяловский, И. Избранные места из латинских христианск. писателей до VIII в. Спб., 1878 году.
Апологеты
Апологеты – (от греч. απολογουμαι – защищаю), собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2—3 вв. (период гонения на христиан со стороны римских властей), защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов (иудеев и язычников).
Наиболее значительные из Апологетов: восточные (писавшие на греческом языке) – Квадрат, Аристид, Юстин Мученик, Татиан, Афинагор, Феофил Антиохийский, Мелитон Сардский, Ориген; западные (писавшие на латинском языке) – Тертуллиан, Минуций Феликс.
Апологеты заложили начало христианского богословия, в частности Феофил ввел термин «Троица». С переходом христианства на статус государственной религии (4 в.), когда защита христианства от язычества стала излишней, апологетическая литература постепенно исчезает, вытесняясь полемическими произведениями против ересей. Последним А. был Феодорит Киррский, писавший в 5 в., когда язычество практически уже было бессильно.
Никифоров М. В., статья из III тома «Православной энциклопедии»:
Апологеты раннехристианские, христианские писатели II–III вв., выступавшие с обоснованием и защитой христианской веры.
Распространение христианства ко II в. среди всех слоев населения Римской империи вызвало реакцию со стороны языческого мира. С юридической т. зр. христианство оказалось в положении «недозволенной религии» (лат. religia illicitia), общины христиан подпадали под категорию «незаконных собраний» (collegii illiciti), а отказ от участия в языческих культах рассматривался как «преступление против религии». В этот период появляются первые нападки на христиан со стороны образованных язычников. Главными оппонентами христианства во II в. были Фронтон (наставник имп. Марка Аврелия) и Цельс, автор направленного против христиан соч. «Истинное слово» (ок.178). Эти авторы рассматривали христианство исключительно как учение, полное предрассудков и фанатизма и угрожающее античному миросозерцанию. Кроме того, о христианах распространялись клевета и сплетни, отчасти вызванные закрытостью их собраний (см. Disciplina arcana). Задача апологетов состояла в том, чтобы продемонстрировать языческому миру приемлемость христианства с самых разных сторон – гражданской, философско-богословской, религиозной, культурной и т. д.
Прежде всего, раннехристианские апологеты старались опровергнуть возводимую на христиан клевету и дать ответ тем, кто обвинял Церковь в том, что она является угрозой государству. Подчеркивая высокие нравственные качества своих единоверцев, они заверяли, что их вера способствует сохранению мира и благосостоянию как императора и государства, так и общества в целом. Во-вторых, раннехристианские апологеты раскрывали абсурдность и безнравственность язычества, его мифологии и божеств и утверждали, что христианство обладает единственно верным учением о Боге и мире.
Они не просто опровергали аргументы философов, но показывали, что сама их философия, имея единственным обоснованием человеческий разум, не может достичь истины. Отмечая параллели между языческой философией и христианской мыслью, мн. раннехристианские апологеты в то же время представляли философию как предшественницу христианства, а христианство – как откровение того, что философия лишь предчувствовала. Кроме того, раннехристианские апологеты опровергали обвинения в чудовищных преступлениях (атеизм, каннибализм, эдиповы кровосмешения и пр.), возводимые на христиан, доказывая их невозможность и абсурдность. Наконец, раннехристианские апологеты раскрывали перед языческим миром христ. понимание Священного Писания, при этом отмежевываясь от «ветхого Израиля» – иудейства.
Наиболее древними из греч. раннехристианских апологетов считаются Кодрат и Аристид, которые обратились с апологиями в защиту христ. веры к имп. Адриану (117–138) (Евсевий. Церк. Ист. IV 3). Ок. 140 г. был записан «Диспут Иасона с Паписком о Христе», автором которого считают Аристона из Пеллы. Это произведение, фрагменты которого сохранились в апологии Оригена «Против Цельса», является наиболее ранним из дошедших до наст. времени сочинений, целиком посвященных антииудейской полемике.
Самый известный из греч. раннехристианских апологетов II в.— мч. Иустин Философ († 165-166). Родившись в Палестине в языческой семье, он обратился в христианство после долгих поисков истины. Мч. Иустин, после обращения продолжавший «носить плащ философа», открыл в Риме одну из первых частных христианско-философских школ. Евсевий Кесарийский приписывает ему 8 сочинений (Церк. Ист. IV 18), из которых сохранились и достоверно принадлежат ему только 3: 1-я и 2-я «Апологии» (ок. 150 и 161) и «Диалог с Трифоном Иудеем» (ок. 135). 1-ю «Апологию» св. Иустин адресовал императорам Антонину Пию (138–161) и Марку Аврелию (161–180, соправитель с 147), 2-ю – рим. сенату. Основной целью обоих произведений является защита христиан от преследования «за одно лишь имя» (nomen ipsum), а также попытка представить христианство достойным более внимательного и объективного взгляда со стороны просвещенных рим. самодержцев. 1-я «Апология», кроме того, содержит изложение христ. вероучения и первое описание таинств Крещения и Евхаристии в древней Церкви. «Диалог с Трифоном Иудеем» представляет собой запись диспута мч. Иустина с ученым раввином Трифоном. В этой первой обширной апологии против иудаизма выражены 3 основные идеи: временное значение Ветхого Завета в отличие от вечного и непреходящего смысла заповедей Нового Завета; оправдание поклонения Христу как Богу; богоизбранность христ. народов, составивших Новый Израиль. Апологетический характер носит также речь мч. Иустина, сохранившаяся в составе его Мученичества.
У Евсевия (Церк. Ист. IV 26. 1; 27. 1) имеется свидетельство об Аполлинарии Иерапольском, обратившемся с речью к имп. Марку Аврелию. Ему же принадлежали и др. апологетические сочинения: «К эллинам» в 5 кн., «Об истине» в 2 кн. и 2 кн. «К иудеям». Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал 2 кн. против эллинов, 2 кн. против иудеев и апологию христианской философии (Там же. V 28. 4; 17. 5). Ученик мч. Иустина Татиан (ок. 120–185) до своего уклонения в ересь написал «Речь против эллинов» (LТgoj prХj `/Ellhnaj, после 165), в которой подверг уничижительной критике всю языческую культуру. Несмотря на резкость суждений, Татиан стремился к тому, чтобы добиться терпимости и уважения к новой вере. Проблема взаимоотношений Церкви и государства на примере связи судеб Римской империи с христианством была развита св. Мелитоном Сардийским в «Апологии» (др. название – «Книжка к Антонину», ок. 170, сохранилась только в отрывках), адресованной Марку Аврелию. Современником Татиана и Мелитона был Афинагор, христ. философ из Афин. Ему принадлежит «Прошение о христианах» (ок. 177), направленное императорам Коммоду и Марку Аврелию, в котором он стремился доказать, что преследование христиан неразумно. В правление имп. Коммода (180–192) св. Аполлоний произнес апологетическую речь, сохранившуюся в мученических актах.
Среди раннехристианских апологетов были и такие, которые адресовали свои произведения частным лицам. Из них прежде всего следует упомянуть последнего из греч. апологетов II в. св. Феофила Антиохийского, автора 3 кн. «К Автолику» (ок. 182), написанных для образованного и влиятельного язычника, имеющего предубеждения против христианства. Анонимное «Послание к Диогнету» (ок. 200) представляет собой апологию, составленную в форме письма для знатного язычника, желающего познакомиться с христ. религией.
В III в. апологии пишут Климент Александрийский и Ориген. В отличие от предыдущих апологий, «Протрептик» («Увещание к эллинам», нач. III в.) Климента Александрийского создан уже не столько для защиты христианства от нападок и преследований, сколько ради привлечения язычников к истинной вере. К жанру «Протрептика» близко и сохранившееся на сир. яз. «Слово к Антонину» Псевдо-Мелитона (нач. III в.). Самым значительным произведением раннехрист. греч. апологетики является соч. Оригена «Против Цельса» (сер. III в.). Цельс был одним из наиболее серьезных критиков христианства из среды язычников. Долгое время его сочинение против христиан не имело достойного опровержения и только в лице Оригена, спустя ок. 75 лет, получило надлежащую отповедь.
Стимулом для дальнейшего написания апологий было появление в 260 г. 15 кн. «Против христиан» неоплатоника Порфирия. Ныне утерянное, сочинение содержало критику Ветхого Завета и Нового Завета, жизни и учения Церкви. Первым ответом на него стал труд Евсевия Кесарийского «Евангельское приуготовление» в 15 кн. (312–322). Ему же принадлежит трактат «Против Иерокла» (311–313), неоплатоника, написавшего антихрист. соч. «Правдолюбец» об Аполлонии Тианском, в котором он доказывал преимущества этого мага и философа перед Христом.
Лат. раннехристианские апологеты появляются гораздо позднее греч.— в кон. II в. Их список открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160–220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в которой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке.
В этой апологии Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему, затронутую в «Апологии» о душе как «христианке по природе», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. раннехристианских апологетов II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание «К Скапуле», проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Разговора с Трифоном Иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. св. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в которой он доказывает, что языческие божества – не что иное, как цари, которым после смерти начали воздавать поклонение.
В «Книге к Деметриану» (Ad Dimetrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, св. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике св. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).
Среди поздних лат. А. р. следует упомянуть Арнобия (ум. ок. 330), автора 7 кн. «Против язычников» (Adversus gentes; кон. III – нач. IV в.), из которых первые две апологетические, остальные – полемические, и Лактанция (ок. 250–330), ученика Арнобия, создателя апологии «Божественные установления» в 7 кн. (Divinae institutiones; 304–313). Последняя, помимо собственно апологетического материала, содержит древнейшую на Западе систему христ. вероучения. К ней примыкает соч. «О гневе Божием» (De ira Dei; ок. 303), написанное против язычников (особенно стоиков и эпикурейцев). В ней Лактанций защищает возможность применения к Богу слова «гнев». Апологетические темы развиваются и в др. сочинении Лактанция – «О смертях преследователей» (De mortibus persecutorum; ок. 314).
Несмотря на то что деятельность раннехристианских апологетов видимым образом мало способствовала ослаблению гонений на христиан, она, без сомнения, подготовила постепенную эволюцию сознания греко-рим. языческого общества в сторону принятия христ. религии. Раннехристианские апологеты выступили во всеоружии совр. религ. и философских систем, используя их понятийный аппарат и некоторые идеи (напр., учение стоиков о Логосе) для обоснования христ. веры перед лицом своих языческих современников. Одновременно они сделали первые шаги в формировании христ. богословской терминологии.
Отношение к языческой культуре среди раннехристианских апологетов было различным: от полного неприятия: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан. Опроверж. ерет. 7) – до осознания себя наследниками того лучшего, что было когда-либо посеяно Божественным Логосом в мире: «Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин. Апол. II 13). На фоне критики языческой религии и философии складывались собственно христ. представления о Боге, мире и человеке. Политеизму противопоставлялось учение о едином, вечном Боге, обладающем по преимуществу такими апофатическими свойствами, как нерожденность, беспредельность, бесстрастность, непознаваемость (ср. Иустин. Апол. II 6; Татиан. Речь. 4; Афинагор. Прошение. 10). Против философского учения о совечности Бога и материи некоторые раннехристианские апологеты (Афинагор, Феофил Ан-тиохийский) утверждали идею творения мира «ex nihilo» (из ничего). Вместо представления о роке и предопределении раскрывалось учение о Промысле Божием (Афинагор. Прошение. 24; Минуций Феликс. Октавий. 18). А. р. впервые начали развивать христ. учение о Пресв. Троице, используя филоновское и стоическое учение о Логосе.
Христологическим вопросам уделялось меньше внимания по причине внешней ориентации богословия раннехристианских апологетов (исключение составляет лишь мч. Иустин). Из остальных тем, затрагиваемых раннехристианских апологетов, можно выделить проблему образа и подобия Божия в человеке (Татиан. Речь 7–11), вопросы о первородном грехе (Феофил Антиохийский. К Авт. II, 17), о воскресении, опровержение античного представления о судьбе и др.
В целом сочинения раннехристианских апологетов имели исключительно важное значение для самосознания христ. Церкви. Будучи во мн. вопросах первопроходцами, раннехристианские апологеты проложили путь для дальнейшей христианизации эллинизма и формирования целостной системы христ. богословия.