Чем занимались финно угорские племена
ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА
Кто такие финно-угры?
Финно-угорские народы делятся на две группы: финскую и угорскую. Финны – народ Финляндии, угры – венгры (по древнерусским летописям).
В настоящее время ученые подразделяют ф.-уг. на пять подгрупп:
2) саамы, или лопари;
Часть ф.-уг. племен не дожила до наших дней. Согласно древнерусским летописям к ф.-уг. относились чудь, меря, мурома. Племя меря, обитавшее в междуречье рек Волги и Оки, на рубеже I – II тыс. вошла в состав племен восточных славян. Есть гипотеза, что потомки мери – марийцы. Племя мурома в I тыс. до н. э. располагалось в бассейне р. Оки, но к XII в. н. э. слилось с восточными славянами. Племя чудь связывают с финскими племенами, жившими в древности по берегам Онеги и Северной Двины.
Откуда пошли ф.-уг. племена
Значительное количество ученых называют прародину ф.-уг. – это граница Европы и Азии, районы между Волгой и Камой, Приуралье. Именно здесь в IV – III тыс. до н. э. появилось племенное сообщество, родственное по языку и близкое им по происхождению. К I тыс. н. э. ф.-уг. заняли большую территорию – северную часть Европейской России до р. Камы на юге.
Археологические раскопки свидетельствуют о принадлежности ф.-уг. к уральской расе (смешение европеоидных и монголоидных черт).
Ф.-уг. племена и русские
Первые сведения о ф.-уг. встречаются в русских летописях второй половины IX – X в. Летописцы говорят о таких племенах, как чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва.
Из источников следует, что основными занятиями у ф.-уг. были собирательство, охота, рыболовство, земледелие. Поселения располагались далеко друг от друга.
Длительное время ф.-уг. племена платили дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси. В XVI – XVIII в. на землях ф.-уг. появились переселенцы с различных регионов Руси. Несмотря на сопротивление местных племен, наиболее серьезное из коих оказали марийцы, постепенно пришлый люд стал вытеснять традиции ф.-уг. Ассимиляция усилилась в связи с переселением самих ф.-уг. в различные регионы России.
Ф.-уг. сейчас
В мире насчитывается около 25 млн. представителей ф.-уг. Наиболее многочисленная группа – венгры (более 15 млн.). Меньше финнов (около 6 млн.), эстонцев (около 1 млн.). Остальные народности этой группы весьма немногочисленны: мордва (843 тыс.), удмурты (637 тыс.), марийцы (614 тыс.), ингерманландцы (около 30 тыс.), квены (около 60 тыс.), выру (74 тыс.), сету (10 тыс.). Самые малочисленные – ливы (400 человек), водь (100 человек).
Ф.-уг. языки
В древности ф.-уг. говорили на едином ф.-уг. языке. С делением группы на племена и их отдалением язык видоизменялся. Ф.-уг. языки сохранились у финнов, венгров, эстонцев и других народностей.
Ф.-уг. культура
Большинство памятников культуры ф.-уг. найдены на территории обитания этноса. В основном это памятники начала нашей эры и раннего средневековья. Многие народы сохранили свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего времени. Это проявляется в их обрядах, танцах, национальной одежде и обустройстве быта.
Религия ф.-уг.
Подавляющее большинство ф.-уг. – православные. В XII в. крестились вепсы, в XIII в. – карелы, в конце XIV в. – коми. Для перевода Священного писания на язык коми возникла пермская письменность – единственный самобытный ф.-уг. алфавит. В XVIII – XIX вв. православными стали мордва, удмурты и марийцы; среди марийцев, удмуртов, саамов и некоторых других народов сохранилось двоеверие.
Финны, эстонцы и западные саамы – лютеране, венгры – католики. У удмуртов и марийцев сохранялась своя древняя религия.
Фино-угры
Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на «ва» и «га»: Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков «ва» и «га» означают «река», «влага», «мокрое место», «вода». Однако финно-угорские топонимы<1> встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.
Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как «Москва» и «Рязань». Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.
КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ
Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.
<2>Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают «при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево. «.
ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ
РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ
В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.
Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.
Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.
Автор статьи: Л.Минц.
ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В
В древности водские женшины брили голову.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И
Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.
Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.
Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.
Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы
Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.
Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО
Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.
ИМЕНА ФИННО-УГРОВ
ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ
Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания. Карелы, литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.
Новое в блогах
Фино-угры
Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на «ва» и «га»: Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков «ва» и «га» означают «река», «влага», «мокрое место», «вода». Однако финно-угорские топонимы<1> встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.
Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как «Москва» и «Рязань». Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.
КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ
Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.
<2>Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают «при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево. «.
ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ
РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ
В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.
Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: «Предки наши, бывшая мордва», искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.
Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-«ши-шечку», широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли «пензенский мужичок», теперь воспринимается как типично русский.
Автор статьи: Л.Минц.
ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В
В древности водские женшины брили голову.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И
Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.
Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.
Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.
Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы
Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти. Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек, похожий на колпак, назывался шымакш. Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.
Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей. Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ.
Автор статьи: Л.Соловьёва.
ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО
Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.
ИМЕНА ФИННО-УГРОВ
ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ
Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания. Карелы, литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.
Фино-угры от глубокой древности до наших дней.
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Любая национальная, этническая общность начинается прежде всего с истории, легенд, мифов и музыки. Всем тем, чем живет народ этой общности, что он видит каждый день, за чем наблюдает, что делает, а все это складывается из вековых традиций, передаваемых из поколения в поколения.
Поет зима — аукает…
Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входит 24 народа. 17 из них проживают на территории РФ.
Историю финно-угорских племен хотелось бы начать с национальной сказки. Именно сказки, легенды, мифы своего народа слышит каждый человек с самых первый дней своей жизни, впитывая национальную культуру с молоком матери.
Жил-был Петух. Всё он делал по-своему. Ночью, когда все петухи спали, он начинал кукарекать.Всем соседям он надоел, стали жаловаться хозяевам:
—Зачем такого петуха держать? Отруби голову.ты и сам спокойно будешь спать, и мы не будем вскакивать ночью.
Хозяину Петуха стало жалко, а соседи всё жаловались. Отнёс не послушника в лес, там и оставил.Сам сказал:
—Коли ты не слушаешся,ищи себе нового хозяина.
Идёт Петух по лесу, песни поёт. Встретил Зайца. Спрашивает:
—Длинные уши, ты не знаешь, где живёт Хозяин леса?
—Не знаю,- говорит Заяц.—Я сам второй день его ищу.
—Тогда пошли вместе.
Шли, шли, встретили Лису.
—Лисонька, Лисонька, не знаешь, где живёт Хозяин леса?
—Как не знать? Очень хорошо знаю,-говорит Лиса.—Это мой кум.
—Не обманываешь?—осторожно спрашивает Заяц.
—Ты что, косой? У меня в роду вообще никто не обманывает.
Поверили Петух и Заяц рыжему хвосту, пошли вместе с ней к Хозяину леса.
Шли, шли, дошли до маленького домика.Заяц говорит:
—Ждите здесь, а я пойду позову Хозяина леса.
Лиса зашла в домик, быстро вышла назад, весело крикнула:
—Хозяина леса нет дома. Не стесняйтесь, заходите.В домике будем ждать.
Зашли в домик Петух с Зайцем, Лиса закрыла за ними дверь, да ещё палкой заперла. Сама смеётся:
—Думала голодная останусь, а тут пища сама пришла. Да какая вкусная.
Давно не ела зайчатину, а ещё—мясо петушка.
—Не ешь нас, Лисонька-сестрёнка, мы тебя ни когда не забудем.
В это время Петух вскочил на скамейку, да как закричит:
—Кукареку! Горим!Караул! Пожар!
Взглянула на него Лиса, а у Петуха правда хвост красноватый, от солнышко кажется огнём горит.Рыжая лиса поверила, как будто правда её дом горит. Выскочила из домика и —побежала в лес.
Петух и Заяц тоже побежали, только в другую сторону.
—Не пойду больше искать Хозяина леса,—говорит Заяц.
—Я тоже больше не хочу искать,—сказал петух.—Вернусь к своему хозяину и буду его слушать.Утром буду кукарекать, а ночью спать.
Тек и сделал Петух. Не зря говорят: «Семь земель пройди, а свой дом ближе всех»
Конечно же таких сказок очень много и всех их в одной статье пересказать просто не реально. Поэтому здесь мы расскажем только одну.
Немного истории
Финно-угорский этнос – один из самых древних, возраст первых захоронений, которые смогли исследовать генетики – более 4 тысяч лет до нашей эры. В то время, когда шумерами была изобретена письменность, за два тысячелетия до строительства египетских пирамид и Стоунхенджа, эти племена уже создавали керамические изделия, имели устойчивые традиции и верования.
Однако, на территории между Уралом и Балтийским морем, где были распространены ответвления этого этноса, есть и более старые захоронения, их возраст – 10-12 тысяч лет. Но определить, имели ли они генетическое родство с финно-угорскими племенами, к сожалению, невозможно.
Этнос имел огромный ареал расселения – часть племен ушла в Карпатский регион, образовав основу современного населения Венгрии. Часть расселилась в северо-западном направлении (современная Эстония и Финляндия, Карелия и Ленобласть). Значительные группы отправились на север, смешались с местным населением, благодаря чему народы приобрели еще более выраженные монголоидные черты.
Состав этноса
Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп: Прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы. Саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова. Волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю. Пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты. Угорская. К ней относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.
Тип внешности
Среди предков финно-угров были как древнеевропейские, так и древнеазиатские племенные сообщества, поэтому во внешности современных представителей можно наблюдать черты, присущие и монголоидной, и европеоидной расам.
Общими чертами к отличительным признакам представителей данного этноса относят средний рост, очень светлые волосы, широкоскулое лицо со вздернутым кверху носом. При этом в каждой народности возможны свои «вариации». Например, мордвины-эрзя имеют рост гораздо выше среднего, но при этом являются ярко выраженными голубоглазыми блондинами. А вот мордвины-мокша, наоборот, низкорослые, и цвет волос у них более темный. Удмурты и марийцы – обладатели «монгольского типа» глаз, что роднит их с монголоидной расой. Но при этом подавляющее большинство представителей народности – светловолосые и светлоглазые. Схожие черты лица встречаются также у многих ижорцев, карелов, води, эстонцев. А вот коми могут быть как темноволосыми обладателями раскосых глаз, так и светловолосыми с ярко выраженными европеоидными чертами.
Финно-угорские племена: расцвет и падение северного ханства
На территории РФ проживают представители всех ветвей финно-угорской группы – угорская, пермская, волжская, прибалтийская группа, а также представители саамской народности.
Одни из самых известных этнических групп – коми, практически сразу перешли под крыло Новгородского княжества.
Они оказались меж двух огней, с одной стороны на них нападали другие, хоть и родственные племена манси, а с другой – постепенно подминали под себя более сильные русичи. Выбрав жизнь под властью инородцев, они смогли избежать уничтожения и стали ударной силой в многовековой войне против манси и хантов. Но при этом утратили часть собственной идентичности – миссионеры во главе со Стефаном Пермским активно внедряли христианство, создали для коми алфавит на основе кириллических и греческих букв.
Народы Сибири не были такими, как их представляют современники, слабыми, безвольными, имеющими неразвитую культуру. Напротив, эти племена имели четкую иерархию, строили укрепления из бревен, целые города, в которых часть жителей имела социальные роли. Существовали и элитные военные отряды, наводившие ужас на новогородцев, а чуть позже и на московских князей.
Стычки между Московским княжеством с союзниками и северными народами продолжались более 400 лет. Точку поставила битва на реке Туре – ханты и манси рассредоточили свои силы, не смогли собрать достаточное количество воинов. А союзники северян, подкупленные казаками, прямо на поле боя оставили их, и перешли на сторону врага. Убитых было так много, что их тела заполнили собой озеро – оно и до сих пор называется «Поганое», а вода непригодна для питья.
Физическое уничтожение боеспособной части населения стало причиной утраты культурного наследия – расселяясь, завоеватели обращали покоренные племена в свою веру, внедряли привычные традиции. Шаманизм заменило христианство, а отсутствие жестких этно-культурных основ и подчиненное положение привело к тому, что когда-то гордый и сильный народ начал искать отдушину в пьянстве. Культура была забыта, проведение ритуалов порицалось и стало уделом единиц.
Экскурс в историю финно-угров
О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, и примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки. Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второй впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы. Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры. Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства
Основными занятиями племен были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата. На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси. В XVI-XVIII века на территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы. Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.
Человек советский: одна страна, один народ
Финно-угорские племена населяли территорию современной Ленинградской области, а также Карелии. Их покорение было быстрым, напоминало скорее колонизацию, чем военный захват. Культура сохранилась в деревнях, в крупных городах местное население смешалось с приезжими. И отличить коренного жителя от потомков смешанных браков стало практически невозможно.
Сыграла свою роль и советская пропаганда – престиж человека советского, части огромной страны, подчеркивался. В то время, как стремление подчеркнуть свое происхождение, отличие, порицалось. Частью борьбы с проявлением национализма стало переселение представителей отдельных этносов в другие регионы, где они быстро утрачивали свои этнические корни и ассимилировались.
Похожая ситуация была и в северных регионах – Сибирь и другие северные регионы получили «пополнение» украинцами, русскими, немцами и евреями. Насыщенный этнический состав постоянно разбавлялся представителями другой национальности.
Потомки коми, мордвы, ханты и славян называли себя русскими. Отдельные группы постепенно растворялись, словно горсть соли, брошенная в воду. Можно ли назвать это исчезновением финно-угорских народов? Возможно, да. Но часть генотипа этого этноса сохранилась во множестве потомков, и возможно, именно в вас есть что-то от легендарных косатых отыров или мистической чуди белоглазой.
Финно-угорские языки
Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись все дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки. До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т.д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки. Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов. Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках. В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.). Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова, как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».
Финно-угорская культура
Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня. Чаще всего они проявляются в различных обрядах (свадьбы, народные праздники и т.д.), танцах, одежде и обустройстве быта.
Финно-угорская литература историками и исследователями условно разделяется на три группы: Западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывали влияние литературы европейских народов, имеет самую богатую историю. Российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов. Северная. Самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов. При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений народного эпоса является «Калевала», повествующая о жизни, верованиях и обычаях предков.
Религиозные предпочтения
Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедуют православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древнии традиции. А вот удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, также, как и самодийские и некоторые народы Сибири поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.
Особенности национальной кухни
В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой собственный способ приготовления. Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими, как хрен, лук, борщевик и т.д. Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас. Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде. Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в пищеприготовлении предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности. А вот привозные ингредиенты используются лишь в самом минимальном количестве.
Сохранять и приумножать С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации. Большое внимание этому уделяется и в РФ. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный 11 лет назад (28 апреля 2006 года). В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы между ними.