Чем занимались горожане в 16 веке в россии

Культура и быт России в 16 веке — основные вехи развития

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии

Быт, одежда, еда, развлечения

В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.

Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.

Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

Живопись и зодчество 16 века

Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.

В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.

В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.

К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.

Расцвет науки и техники

16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.

Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.

Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.

Источник

Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Быт XV – XVI веков. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Жизнь горожан и крестьян

2. Быт крестьян

Население, которое занималось земледелием, проживало в селах и деревнях, обычно состоящих из одной улицы, по сторонам которой располагались дома. Село имело церковь, в деревне ее не было.

Так как крестьяне жили в стесненных условиях, им обязательно нужно было поддерживать чистоту в избе и соблюдать личную гигиену, чтобы избежать различных заболеваний. Поэтому они еженедельно ходили в баню, а также закалялись, купаясь в холодной реке или обтираясь снегом.

3. Одежда людей XV-XVI векво

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россииОдевались русские мужчины обычно в рубаху и порты, верхней одеждой служил кафтан – у крестьян из домашнего серого сукна, у людей побогаче – из тонкого цветного. Обувью крестьян были лапти, а зажиточные люди имели кожаные башмаки и сапоги, которые, впрочем, были редкостью. Зимой мужчины всех сословий носили овчинные шубы. Их подпоясывали кушаками, а сверху надевали кафтаны и рукавицы.

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россииОсновным элементом женской одежды была льняная или полотняная рубашка, поверх которой надевали длинный сарафан с пуговицами и душегрею – короткую кофту с рукавами или без них. На ногах были лапти. Зимой женщины, как и мужчины, носили овчинные шубы. Особое значение имел головной убор: незамужние девушки удерживали свои косы повязкой, а замужние женщины прятали волосы под особую шапочку – волосник, а поверх надевали платок.

Одежда богатых людей отличалась не столько покроем, сколько качеством ткани, также она была пышно украшена жемчугом, мехами, золотым и серебряным шитьем. Кафтаны знати назывались ферязь, охабень, однорядка – в зависимости от фасона. Сапоги были из мягкой кожи. Зажиточные женщины носили яркие шелковые рубахи, а поверх надевали богато вышитый сарафан или летник – одежда, похожая на мужской кафтан, расшитая золотом и жемчугом. В холодную погоду они носили не тулупы, а опашень – длинный кафтан из тяжелой материи. Обувь у богатых женщин обычно делалась из тонкой кожи и расшивалась камнями или золотым шитьем.

4. Пища людей XV-XVI веков

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россииНаселение побогаче питалось более разнообразно и обильно. Помимо каш и овощей в их повседневный рацион добавлялась дичь, рыба во всяких видах – жареная, вареная, уха, разнообразные пироги и так далее. Блины и оладьи считались лакомством даже у богачей: их пекли только по праздникам. Пили зажиточные крестьяне вино, квас и медовуху; в XVI веке голландские купцы завезли на Русь кофе, который прижился в богатых домах.

Несмотря на достаток, все русские люди обязательно молились перед приемом пищи и после этого, а также очень строго соблюдали церковные посты. В это время были различные ограничения в пище; всем, не исключая князей и бояр, не дозволялось есть мясо.

5.Краткие итоги урока

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в XV-XVI веках у большинства русских людей, вне зависимости от сословий, еще сохранялись общие устои жизни. Несмотря на различия в материальном положении, они носили похожую одежду, ели сходные блюда и имели общие обычаи. Но, тем не менее, именно в XV-XVI веках стало резче, чем прежде, проявляться имущественное различие населения.

К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.

Источник

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «: Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.»

Тема проекта: Территория, население и хозяйство России в начале 16 в.

Цели и задачи: познакомить с территорией и хозяйством России в начале XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать особенности развития России в начале XVI в.

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые ; описывать структуру российского общества в начале XVI в.; выявлять особенности развития России в начале XVI в.; анализировать структуру городского самоуправления в русских городах в начале XVI в.; приводить примеры видов хозяйственной деятельности населения России; сравнивать подсечно-огневую систему земледелия с трехпольем; характеризовать роль общины в жизни крестьян; анализировать изменения, произошедшие в жизни русских городов; характеризовать роль казачества в защите границ Российского государства; метапредметные УУД— 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами; оценивать правильность решения учебной задачи; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы для получения информации; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания исторической информации; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительно относиться к историческому наследию.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

Тип урока: урок открытия нового знания.

2. Мотивационно-целевой этап

Тема проекта: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.».

-Как вы думаете, какие вопросы нам необходимо рассмотреть в ходе выполнения проекта?

1.Цели и задачи проекта «Хозяйство и население России в начале XVI в.».

4.Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление.

5.Торговля и купечество.

3.Работа по теме проекта

1. Цели и задачи проекта «Хозяйство и население России в начале XVI в.»

Наш урок будет не совсем обычным — вы выступите в роли молодых ученых-исследователей. Мы с вами поработаем над учебным проектом «Хозяйство и население России в начале XVI в.», результатом которого должны стать ваши презентации и документы

Учебный проект всегда предполагает формулирование основных целей.

1)познакомиться с хозяйством и сословной структурой российского общества в XVI в.;

2)охарактеризовать развитие хозяйства России; представить основные сословия и определить их особенности;

3)показать изменения, произошедшие в положении различных слоев российского общества в XVI в.

Для воплощения данных целей необходимо сформулировать конкретные задачи.

Ученики высказывают свои предположения, при консультативной помощи учителя определяются основные задачи проекта.

1)составить словарь терминов;

2)создать схему, отражающую роль и место различных сословных групп в общественной и хозяйственной жизни России в начале XVI в.;

3)обсудить и проанализировать изменения, произошедшие в положении разных сословных групп российского общества в начале XVI в. по сравнению с предыдущим историческим периодом;

4)ответить на проблемный вопрос урока;

5)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

Выполнение учебного проекта предполагает прохождение нескольких этапов.

Основные этапы работы над проектом:

2)оформление — определение способа и формы представления работы и ее оформление;

3)предоставление (отчет) — защита проекта;

-Класс делится на пять групп. Изучив определенный материал, вы расскажете нам о населении и хозяйстве России в XVI в.

Вторая группа — положение казачества.

Задание для первой группы. Изучите § 1, п.1

1)составить словарь терминов;

2)создать схему, отражающую уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале XVI в.

3)ответить на проблемный вопрос урока;

5)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

Внимательно слушайте наших молодых ученых и фиксируйте результаты их исследования в тетради.

Главное занятие населения- пашенное земледелие.

Орудия труда: соха, плуг, борона.

Переход от подсечно-огневой системы к трёхпольному севообороту . Подсечно-огневая система земледелия — одна из примитивных систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Изменение набор засеваемых зерновых культур. Сократились посевы пшеницы, ячменя и проса. Увеличение посевов ржи, овса, гречихи.

Урожаи были низкими. Причины:

1.неблагоприятные природно-климатические условия. Основная часть земледельческих районов страны находилась в зоне рискованного земледелия .

3она рискованного земледелия — территория с неблагоприят ными для земледелия климатическими условиями (постоянные перепады температуры, долгая морозная зима, дождливое или очень сухое лето). Земледельческим трудом можно было заниматься всего около 130 дней в году (с середины апреля до середины сентября, исключая дни религиозных праздников). Примерно 30 дней уходило на сенокос, а в течение 100 оставшихся нужно было выполнить прочие работы: пахоту, сев, жатву. Недаром время сельскохозяйственных работ на Руси называли страдой (от слова «страдать»).

Страда — время сельскохозяйственных работ.

2.малое использование удобрений

Кроме земледелия крестьяне занимались скотоводством: одна лошадь, корова, овцы, куры.

Скота мало, заготовка кормов на долгую зиму отнимала драгоценное время от страды.

Важную роль в жизни крестьян играла община — мир : делила пахотные наделы и огородные участки между крестьянскими семьями, распределяла между крестьянскими дворами государственные подати и повинности.

Отчет первой группы

Мы исследовали уровень развития земледелия и положение крестьянства в начале XVI в. Изучили п. 1 § 2 учебника Продуктами нашего творчества стали:

1)словарь исторических терминов, характеризующих содержание изучаемого вопроса;

2)схема-кластер «Земледелие. Крестьяне в начале XVI в.»

Вывод. Основное занятие населения России в начале XVI в. — пашенное земледелие. В это время происходит переход от подсеч но-огневой системы к трехпольному севообороту. Скотоводство имело второстепенное значение.

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии

Задание для второй группы. Изучите § 1, п.2

1)составить словарь терминов;

2)создать схему, отражающую положение казачества в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

У величение численности казачества.

Казачество — в XIV—XVII вв. — вольные люди ( из беглых крестьян), несшие службу в приграничных районах ; в XVIII — начале XX в. — военное сословие.

Причины увеличения численности казаков:

бегство крестьян, холопов, посадских людей из центра России в связи с усилением феодального гнета.

Основа хозяйственной жизни казачества- промыслы — охота, рыболовство, бортничество, скотоводство, военная добыча, жалованье деньгами, хлебом и боеприпасами от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов крымских и казанских татар.

— демократизм в приятии решений

Войско- социальная форма организации со строгой дисциплиной и единоначалием при исполнении решений

-в казацких общинах существовало самоуправление. Во главе общин стояли выборные атаманы и старшины. Наиболее важные дела обсуждались на круге (казачьем сходе).

Круг — общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа добычи и жалования, избрании старшин.

Запорожская Сечь- казацкая республика из казацких поселений в низовьях Днепра

Отчет второй группы

Мы исследовали положение казачества в начале XVI в. Из учили п. 2 § 2 учебника и дополнительный материал. Продуктами нашего творчества стали:

1)словарь исторических терминов, характеризующих положение сословия служивых людей;

2)схема-кластер «Казачество в начале XVI в.».

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии

Дополнительный материал для второй группы

Одной из главных причин возникновения казачества было бегство крестьян, холопов, посадских людей из центра России в связи с усилением феодального гнета. Основой хозяйства казаков были промыслы и скотоводство, доход получали от походов к берегам Черного и Азовского морей, на Волгу и Каспий.

Области расселения казачества были на особом положении, играя роль буферной зоны между государственными вотчинами и соседними владениями Крымского ханства. Царское правительство не в силах было постоянно держать на Юге войско. Выходом стало привлечение к государственной службе казачества.

Для социальной организации характерны: личная свобода, социальное равенство, демократизм в приятии решений в сочетании со строгой дисциплиной и единоначалием при их исполнении.

Военной, политической и социальной формой организации явилось войско.

Исполнительная власть принадлежала войсковому атаману, избираемому кругом. Постановления круга обязательны для всех. Главная роль в принятии решений принадлежала старым казакам.

До середины XVII в. связи казаков с Россией походили на отношения между самостоятельными государствами. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами, которые не всегда совпадали с планами Москвы.

Казаки дорожили своей свободой и независимостью. Однако Дон и другие регионы расселения казачества не являлись для беглецов раем, так как казаки не представляли собой однородной массы. Зажиточные казаки группировались вокруг войскового атамана и старшины, в их руках была большая часть скота, рыбные промыслы, струги, им перепадала большая часть военной добычи. От них резко отличались голутвенные казаки, пришлый люд, часто работавшие у добрых станичников по найму.

Казачество являлось важным элементом общерусской государственности, проводником русской культуры и языка на окраинах России. В нем действовали не одни только начала равенства и братства, но проявлялись резко противоречия между верхними и нижними его слоями со всеми последствиями.

(Поликарпов В.С. История нравов России. Восток или Запад)

Вывод. Казачество находилось на особом положении, так как играло роль буферной зоны между Россией и соседними недружественными государствами. Казаки были лично свободным населением. В вопросах внешних сношений казаки руководствовались собственными интересами.

4. Горожане. Ремесло и ремесленники. Городское самоуправление

Задание для третьей группы. Изучите § 1, п.3-5

1)составить словарь терминов;

2)создать схему, отражающую уровень развития ремесла и положение городского населения в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

существовало около 130 городов.

доля городского населения в России была невелика

изменилось значение русских городов, усиливалось их значение как центров ремесла и торговли.

Город — крупный населенный пункт, жители которого заняты не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики.

расширился круг ремесленных специальностей.

Слобода — поселения в Русском государстве XI—XVII вв. (стрелецкие, монастырские, ямские, иноземные, белые и др.), население которых временно освобождалось от уплаты налогов в казну.

Самоуправление- мелкие торговцы, ремесленники, объединялись в сотни и полусотни. Но в основе этих организаций лежал не профессиональный цеховой принцип, а территориальный. Только крупное купечество объединялось в особые профессиональные организации — гостиную и суконную сотни.

Члены купеческих организаций возглавляли городское самоуправление.

Выборные городские власти занимались распределением государственных налогов между сотнями, ведали благоустройством городских улиц, дорог, следили за пополнением городских запасов на случай войны, формировали городское ополчение, посылали ополченцев для участия в княжеских походах.

Власти были вынуждены считаться с позицией горожан.

Дополнительный материал для третьей группы

Основные виды ремесленных специальностей в XVI в.:

1)в сфере производства продовольствия — хлебники, калачники, пирожники, блинники, мясники, рыболовы, мучники, крупяники, овсяники, луковники, гречишники, овощники, соленики, квасники, кисельники, масляники, сырники, пивовары, повара, пряничники, орешники, яблочники и т. д.;

2) в сфере производства одежды и обуви — шелковники, суконники, холщевники, красильники, кожевники, сапожники, башмачники, подошвенники, лапотники, портные, шубники, кафтанники, сарафанники, колпачники, шляпники, шапошники, рукавичники, чулочники, пуговичники, булавочники, игольники и т. д.;

4) деревообработка и плотницкое дело — плотники, бочарники, санники, лодочники, судовщики, изготовители деревянной посуды, и т. д.;

7) кожевенное производство;

Центрами ремесленной деятельности были города. Значительная масса посадских людей была занята в сфере услуг: огородники, садовники, конюхи, пастухи, носильщики, перевозчики, овчинные стригали, банники, псари, стекольники и т. д.

Отчет третьей группы

Мы исследовали положение городского населения России в начале XVI в. Изучили п. 3-5 § 2 учебника и дополнительный материал. Продуктами нашего творчества стали:

1)словарь исторических терминов, характеризующих положение горожан;

2)схема-кластер «Города и горожане в начале XVI в.»

Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Смотреть картинку Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Картинка про Чем занимались горожане в 16 веке в россии. Фото Чем занимались горожане в 16 веке в россии

Вывод. В городах сохранялись остатки самоуправления. Мелкие торговцы и ремесленники объединялись в XVI в. в сотни и полусотни. Но в основе этих организаций лежал не профессиональный цеховой принцип (как в Западной Европе), а территориальный. Выборные городские власти занимались распределением государственных налогов между сотнями, ведали благоустройством городских улиц, дорог, следили за пополнением городских запасов на случай войны, формировали городское ополчение, посылали ополченцев для участия в княжеских походах. Власти были вынуждены считаться с позицией горожан.

4. Торговля и купечество

Задание для четвертой группы. Изучите § 1, п.6

1)составить словарь терминов;

2)создать схему, отражающую уровень развития торговли в начале XVI в.

3)описать впечатление о своей работе и ее результатах.

Причины оживления торговли:

1)формирование единого государства

2) избавление от владычества Золотой Орды

3) исчезли внутренние границы и многочисленные таможенные посты (на которых обходимо было платить пошлины) между разрозненными княжествами.

П оявилось множество городских и деревенских рынков- торгов и торжков, ярмарок.

Товары: хлеб, мёд, со ль, скот, мясо, рыба, другие продукты сельского хозяйства, товары, произведённые ремесленниками: посуду, обувь, нарядные ткани и многое другое.

Западное направление- Польша, Ливонский орден, города Ганзейского союза, Литовское княжество, Англия

Юго- Восточное — с татарскими ханствами, Кавказом, Османской империей, Средней Азией.

Первый крупный морской порт-Архангельск

Отчет четвертой группы

Мы исследовали развитие торговли и положение купечества в начале XVI в. Изучили п. 6 § 2 учебника.

Продуктами нашего творчества стали:

1)словарь исторических терминов, характеризующих уровень развития торговли;

2)схема-кластер «Торговля в начале XVI в.»

Вывод. Развитию торговли мешало отсутствия выхода к морям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *