Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Великие гуманисты Европы, писатели и философы эпохи Возрождения

В период средневековья главенствующую роль играла церковь, а интересы личности отходили на второй план. Именно в это время появляются многие философы и мыслители, которые пытались пересмотреть существующие нормы действительности, обратив внимание на человека и его внутренний мир. Великие гуманисты Европы заложили основу эпохи Возрождения, что и стало новым этапом в развитии человечества.

Развитие гуманизма

Под гуманизмом принято понимать обширное определение с целой системой взглядов и ценностей, в центре окружающей действительности которой находится человек и его внутренний мир. Основным объектом исследований являются чувства, тогда как божественность отходит на второй план. Именно в эпоху Возрождения в Европе начинают формироваться гуманистические взгляды, это время развития науки и появления первых демократических законов.

Считается, что первым о гуманизме заговорил итальянский философ Витторино де Фельтре. Им была создана детская школа, в которой обучали малышей, вне зависимости от их сословия, тогда как ранее до XV века такая учеба была доступна лишь знати и богатым людям. Зарождение гуманизма пришлось на конец XIV и начало XV века — время, когда ещё была сильная церковь, поэтому за слишком вольные взгляды можно было запросто отправиться на костер. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды часто привлекали внимание инквизиции, поэтому многие из таких философов были брошены в тюрьму и приговорены к казни.

К первым гуманистам Европы относятся:

Одним из первых гуманистов принято считать Эразма Роттердамского, который не только написал множество философских трактатов, но и предложил свои мысли, касательно общения и поведения в социуме. В последующем разработанные им правила легли в основу этикета, который применяется и сегодня. Эразм Роттердамский жил на территории современной Голландии, в этом государстве в те времена были относительно свободные нравы, что позволяло ему, не опасаясь за свою жизнь, критиковать существующие устои в обществе.

В те времена гуманизм был неразрывно связан с наукой. Если ранее центрами изучения тех или иных дисциплин были монастыри и церкви, теперь пальму первенства перехватили созданные в больших европейских городах университеты. Многие учёные занимались физикой, химией, математикой и астрономией.

Основные идеи гуманистов касались отношений в обществе и устройства государства. Часто их предложения шли в разрез с принятыми устоями и не сочетались с церковными правилами.

Великие люди эпохи Возрождения

В XV—XVI вв. знаменитыми гуманистами были видные ученые и философы. Ими написано множество работ, которые не только касались различных дисциплин, но и разбирали вопросы отношений в обществе. Многие авторы различных трактатов пытались предугадать, каким будет развитие европейской цивилизации в ближайшие годы. Также в это время появляются многочисленные литературные произведения, основным действующим лицом в которых был человек, его желания и чувства, а не божественное начало.

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский — величайший гуманист XV века. Он заложил основы европейской философии и создал множество прекрасных литературных работ. Сын священнослужителя родился в Голландии в городе Роттердам. Мальчик рано остался сиротой, вынужден был заботиться о своем пропитании, устраивая свою жизнь. Он окончил монастырскую школу, однако всегда мечтал об учебе в университете. Эразм никогда не думал о государственной службе, называя себя вольным гражданином мира.

В своих литературных и философских трудах он писал о важности саморазвития и самовоспитания. По мнению этого гуманиста, человеку должна быть противна ложь, а его задача — улучшать себя на протяжении всей жизни, что и позволит быть полноценной личностью и частью общества. Главным его философским трактатом стала книга «Похвала глупости», посвящённая лучшему другу писателя Томасу Мору. В этом произведении в шутливой форме высмеивалась покорность людей и существующие пороки в обществе, также автор устами своего главного героя говорил о желаемом и возможном устройстве мира.

Никколо Макиавелли

Выдающийся итальянский политик и историк Никколо Макиавелли прославился своей книгой-трактатом «Государь». Известно, что это произведение было настольным для многих властителей, в том числе для Наполеона и Сталина. Макиавелли родился и жил в феодальной раздробленной Италии, но при этом он всегда оставался патриотом своей родины, мечтая о её объединении. Основной причиной таких неурядиц Никколо считал алчное папство, утверждая, что Ватикану невыгодно иметь под боком сильную Италию.

Этот философ прославил себя:

Макиавелли был не одинок в своих умозаключениях относительно причин проблем родины, но именно он первым осмелился заявить об этом. Во главу угла итальянский гуманист ставил человека, отмечая, что именно личность превыше всего. Впрочем, в своем трактате «Государь» этот автор, наоборот, утверждал, что для достижения необходимых целей государству можно пожертвовать отдельными людьми.

Макиавелли часто называют отцом политологии, так как именно он первым признал, что это самостоятельная отдельная сфера деятельности, которую сложно совмещать с моралью.

Мигель Сервантес

Мигель де Сервантес — величайший испанский писатель XVI века и один из первых гуманистов на Пиренейском полуострове. Родился он в бедной дворянской семье, поэтому ему пришлось самостоятельно заботиться о своём образовании. Сервантес служил солдатом, работал сборщиком налогов, известно, что из-за своих вольных взглядов он даже оказался на несколько месяцев в тюрьме. Всё это время будущий писатель занимался учёбой и самообразованием.

Его одной из главных работ является «Дон Кихот» — философский рыцарский роман, в котором рассказывается о приключениях престарелого обедневшего дворянина. Краткое содержание этой книги сегодня изучается в российских школах, что и позволит поближе познакомиться с творчеством этого испанца. Несмотря на относительную невинность, к ней было множество претензии у церкви, а позиции инквизиции в Испании в те времена были как никогда сильны.

Сервантесу, который мечтал о честном справедливом мире, где царит любовь и дружба, пришлось в шутливой завуалированной форме рассказывать читателям о важности конкретного человека, а не церкви и религии. В своих произведениях автор прославлял идеи гуманизма, утверждая, что, только проявляя любовь и заботу к ближнему человеку, каждый сможет состояться как личность.

Томас Мор

Томас Мор — английский философ, юрист и писатель, гуманист начала XVI века. В те времена Великобритания являлась оплотом демократии и свободы, католическая вера и Ватикан тут не имели никакой власти, именно поэтому эпоха Реформации в стране началась раньше всего, а ученые и писатели могли высказывать свои мысли, не опасаясь попасть в лапы инквизиции.

Томас Мор в своём произведении «Утопия» описывал, как он видит модель идеального государства, в котором насчитывалось лишь 54 города, а человек живет в гармонии с природой. По задумке этого гуманиста управляет такой страной монарх, но при этом его владычество ограничено Конституцией, а важные вопросы решаются с помощью Народного собрания. В те времена такое видение организации жизни государства было прогрессивным, но буквально через 2 века подобное было реализовано сначала в Англии, а в последующем и в других европейских странах.

Томас Мор призывал человека пробудиться от сна, приносить пользу людям, полностью отказавшись от своего прошлого бесценного существования. Этот великий гуманист считал, что действующее устройство мира попросту устарело и не отвечает веяниям времени. Он описывал идеальное государство и демократический общественный строй. Все его идеи были в последующем претворены в жизнь в тех странах, где во главу угла ставился человек и его интересы.

Великие гуманисты Европы сегодня изучаются в рамках курса истории в старших классах, поэтому потребуется подготовить небольшие работы и презентации по этому вопросу. В таких домашних заданиях разбираются особенности эпохи и мировоззрение простых обывателей тех лет. Необходимо будет кратко заполнить конспекты по этой тематике, подготовить интересные тесты по философам и гуманистам эпохи Возрождения. Это один из интереснейших этапов развития Европы, который оказал важнейшее влияние на современное общество.

Источник

Ренессансный гуманизм

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Содержание

Термин

Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

Слово «гуманист» появилось в конце XV века. Собственно термин «гуманизм» в сегодняшнем виде, по указанию Баткина, впервые применил в 1808 году педагог Ф.Нитхаммер; после труда Г. Фойгта «Возрождение классической древности и первый век гуманизма» (1859) в науке началось обсуждение исторического содержания и пределов данного понятия.

Концепция и деятельность

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность» — филология и риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).

Образ жизни и идеалы гуманистов

Гуманистические занятия, как правило, оставались частным делом гуманистов, их увлечением, не являясь их профессией, хотя они и приносили репутацию, а вследствие неё и подарки от меценатов.

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет [9] пять важных условий, необходимых для учёных занятий:

Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).

При этом существовала концепция о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причем последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-ученые ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республики — см. Гражданский гуманизм. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.

Новый идеал человека

В этой среде возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический имел четко выраженную светскую и социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения в оценке достоинства человека, которое теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Добродетель

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

«Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:

К Аристотелю же восходит понимание добродетели как разумного самоограничения страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон сформулировал мысль о том, что добродетель — врожденное свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она «не что иное, как природа достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени».

Именно разум направляет человека к истинной добродетели и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путем неутомимого познания и полезной деятельности.

Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:

И мы скажем так: через доброту человек создает и укрепляет в себе истинное и бесконечное спокойствие и безмятежность души, и живет сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (. ) Истинное счастье — это спокойствие и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой собой.

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека (uomo universale). Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.

Прочие тезисы

Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует отметить:

Навыки, знания и убеждения гуманистов

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Отношение к античности

Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Отношение к христианству

Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Гуманистическая теория искусства

Жанры творчества гуманистов

Эпистолы

Франческо Петрарка.
«Письмо к потомкам» (отрывок)
Коли ты услышишь что-нибудь обо мне — хотя и сомнительно, чтобы мое ничтожное и темное имя проникло далеко сквозь пространство и время, — то

Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.

Авторы, накопив достаточное количество эпистол, составляли из них сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицерону или Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.

Периоды ренессансного гуманизма

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Принято разделять на [1] :

Известные гуманисты

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и в других европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители и художники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма — Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Источник

Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Смотреть картинку Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Картинка про Чем занимались гуманисты эпохи возрождения. Фото Чем занимались гуманисты эпохи возрождения

Гуманизм занимал важное место в эпоху Ренессанса. Сейчас мы вкладываем другой смысл в значение этого слова — что-то вроде «человеколюбия», было иначе.

Принципы гуманизма

В XIV-XV вв. науки делились на «божественные» и «человеческие». К последним – гуманитарным предметам – относилась, как правило, грамматика, риторика, литература и поэзия, история и этика. Граждан, хорошо разбиравшихся в этих областях знания, называли гуманистами.

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

Человек был у гуманистов совершенным творением Создателя. Подобные воззрения в корне отличались от средневековых взглядов, когда человека называли «сосудом греха». Гуманисты считали, что высшее предназначение человека — творить подобно Богу.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Очень известен итальянский гуманист Лоренцо Валло (1407-1457). Изучив различные тексты, этот человек пришел к заключению о подложности «Константинова дара» — якобы завещания императора Константина, передавшего Римскую империю папству. Константин жил в III в., а «Дар» появился лишь в VIII в., хотя на основе именно этого документа понтифики выдвигали претензии светской власти.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *