Как жили крепостные крестьяне в сравнении с современными людьми «Продаются за излишеством дворовые
«Продаются за излишеством дворовые люди, сапожник 22 лет, жена его, цена оному 500 руб.…Продаются 3 девушки видные 14 и 15 лет, всякое рукоделие знающие, кошельки с вензелями вяжут, и одна из них на гуслях играет. Видеть их и о цене узнать на Арбатской…»
Сложно представить такое объявлении в современной газете, журнале или в Интернете. Но несколько веков назад предложения о продаже людей соседствовали на страницах газет с объявлениями о продаже лошадей, скота и прочих вещей.
Крестьянин назывался крепостным, потому что был закрепощен, или иначе говоря, зависим от своего хозяина, помещика. Жил крестьянин со своей семьей, на земле, принадлежавшей помещику.
Основой существования было земледелие. Всю жизнь, с ранних лет, житель деревни был включен в изнурительный труд. С самого раннего утра и до позднего вечера. Работала вся семья. Начиная с самых маленьких, кто уже мог трудиться.
Мы платим множество налогов на имущество, транспорт и т.д. Крепостные также платили своеобразные налоги, назывались они повинностями.
Представьте, что вам на даче нужно выкопать посаженный весной картофель и убрать его на зиму. Но вместо того, чтобы потратить субботний день на свой огород, вы тратите его на огород соседа, причем бесплатно, а оставшийся свободный час копаете свой картофель.
С апреля по октябрь рабочий день крестьянина составлял 12 и более часов в сутки. Причем эти 12 часов он посвящал работе на помещика, а оставшееся время суток на себя. Зимой – 8 часов в сутки.
Не было больничных дней, полные выходные только в церковные праздники, и то не все. Декретов тоже не было, и почти сразу после рождения ребенка роженица должна была выйти на работу или на какое-то время найти себе замену.
Семьи по современным меркам были очень большими, чаще всего больше десяти детей в семье. Главой семьи был отец, его слушали и подчинялись беспрекословно. Взрослели рано. Первыми поручениями были принести воды из реки или колодца, собрать лечебных трав, сторожить лошадей. По мере взросления ребенок втягивался в более тяжелый труд.
Если у нас и возникает проблема «Что надеть?», то мы можем быстро решить её походом в магазин или заказом в интернете.
Крепостным приходилось самим изготавливать дома очень простую одежду. Её делили на повседневную и праздничную. Последнюю хранили в сундуке для особых случаев.
Летом мужчины носили рубаху чрезвычайно простого покроя, чаще всего без воротника, подпоясанную кушаком. Женщины тоже носили рубахи, только более длинные и сложные, украшенные узорами.
В крестьянском дворе кроме избы, находились постройки для скота и зерна. Жили в избах, которые топили по-черному, т.е. дым от печи уходил не через дымовую трубу, а просто через прорубленную в крыше дыру. Крышу покрывали соломой, которая в неурожайные годы шла на корм скоту.
Интерьер в доме был небогат, обязательно был красный угол с иконами. Кроватей не было, и спали на полатях – лежанках, устроенных на уровне печи. По стенам стояли лавки, на которых иногда тоже спали.
В окнах не было стёкол, многие использовали в качестве стекла рыбий или бычий пузырь. Стеклянные окна ставились только в домах помещиков.
Ели крестьяне три-четыре раза в день, причем есть старались калорийную пищу. Рацион был прост и не отличался разнообразием. Часто не хватало витаминов. Многие хронически недоедали.
Сейчас нам не нужно добывать пропитание, мы идем в магазин и покупаем то, что нам нужно. Крестьянин ел то, что вырастил или собрал от природы.
Ели огурцы, редьку, пили квас. Редкой пищей на столе было мясо, его ели только по праздникам и вволю. Так же на праздничном столе был творог, пшеничные блины, куриное мясо.
Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?
В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?
Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.
Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.
Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.
Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.
Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.
Чтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную». Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.
Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.
Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.
Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.
Кто такие крестьяне
Ассоциация со словом «крестьянин», твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.
В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.
Само слово «крестьянин» переводится с греческого, как человек. Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения «высекать огонь»: чтобы расчистить пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.
Основная деятельность
Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.
Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.
Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.
Налогообложение
Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.
Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.
Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).
Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.
Категории крестьян и их отличия
В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).
В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.
Государственные черносошные
Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.
К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)
Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.
Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.
Церковные крестьяне
Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).
После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.
Лично несвободные
Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)
После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.
Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.
Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.
Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.
После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.
«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.
Однодворческие крестьяне
Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.
Промышленные
Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.
Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.
К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).
Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.
Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.
Крепостная правда. «Журнал Коммерсантъ. Деньги.» N49 от 12.12.2005. Стр.85.
В ноябре 2005 года никем не замеченным прошел столетний юбилей манифеста Николая II «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения», который вдвое сократил размеры платежей, которые бывшие крепостные выплачивали бывшим помещикам. Именно с ноября 1905 года российская деревня реально начала прощаться с якобы давно отменённым крепостным правом. Иными словами, понадобилось почти полвека, чтобы от слов перейти к делу. Впрочем, и сами крестьяне к воле не стремились: некоторым крепостным на Руси жилось куда спокойнее, чем свободным от крепостничества крестьянам.
Замучен тяжелой неволей.
Про то, что крепостное право — это очень плохо, знают все. Из романов писателей-классиков и рассказов школьных учителей возникает представление, что дворяне, купцы и прочие эксплуататоры трудового народа, будучи людьми абсолютно свободными, пользовались результатами трудов своих закрепощенных сограждан. В этой лубочной картинке преувеличено все: и степень несвободы крестьян, и степень свободы дворян.
Единственным гражданином Российской империи, которого можно было назвать свободным, был царь. Николай II почти не лукавил, когда во время переписи 1897 года в качестве своей специальности указал «хозяин земли русской». Российские обыватели безоговорочно признавали «хозяйские» права императора над собой и своим имуществом. Поэтому как должное принимались царские указы, объявляющие собственностью казны то частные леса, то рыбные угодья, то мельницы. Даже своим поместьем дворянин не мог распоряжаться по собственному усмотрению, поскольку любая сделка с недвижимостью осуществлялась лишь с разрешения государства. Что же касается личной свободы дворян, то до екатерининских времен о ней и говорить-то странно. Разве можно считать свободными людей, про которых с первых дней жизни известно, что они будут или военными, или чиновниками, причем в каждой дворянской семье две трети молодых людей шли в армию, а треть — на гражданскую службу! При этом государство регулярно, словно породистых собак, проверяло дворянских детей и подростков, чтобы потом использовать их для своих нужд. Начиная с 1737 года по достижении семи-, двенадцати-, шестнадцати- и двадцатилетнего возраста «дворянские недоросли» сдавали экзамены по чтению, письму, Закону Божию, арифметике, географии, истории и фортификации.
И городские жители — купцы, ремесленники и мещане — не были свободными людьми. Разве свободный человек может быть направлен на принудительные работы? А горожане были обязаны по первому зову и, естественно, бесплатно выполнять обязанности сборщиков налогов и бухгалтеров, счетоводов и торговцев государственной водкой. Причем в случае недостачи горожанин отвечал перед государством своим имуществом. Пытающихся уклониться от таких государственных повинностей ждали телесные наказания. Такие принудительные работы забирали примерно четверть времени каждого горожанина, ни о какой свободе здесь и говорить нечего.
«Освобождение» дворян начал Петр III, разрешивший им не служить государю и отечеству. А в 1785 году Екатерина II подписала «Жалованную грамоту дворянству», которой подтвердила на вечные времена дворянскую «вольность и свободу». В один день с этой грамотой была обнародована и «Жалованная грамота городам». Теперь горожане не были обязаны бесплатно работать на родное государство. Казалось, что следующими будут освобождены крестьяне, тем более что Екатерина II очень любила рассуждения о свободе и достоинстве. К тому же «вольность и свобода» дворянства лишали крепостное право своего основного оправдания. Раньше всё выстраивалось чётко и красиво: есть всеобщий хозяин царь, которому принадлежит земля и которому должны служить все жители Империи. Дворяне служат непосредственно царю, а крестьяне служат дворянам. Теперь же вся эта пирамида стала рушиться: непонятно, почему крестьянин должен работать на помещика, который никому не служит.
Про то, как крестьяне, обрабатывающие принадлежащую помещику землю, постепенно превратились в его собственность, написаны десятки книг. Постепенное прикрепление крестьян к земле связано с тем, что в России очень долго не существовало договора найма и в любом служащем видели собственность того, кому он служит. Не случайно же в официальных бумагах, адресованных императору, даже дворяне называли себя слугами и рабами (такое обращение отменила Екатерина II). Это была не просто уничижительная формула просителя, но и указание на то, какое положение занимал служащий по отношению к тому, кому он служит. Поэтому превращение работающих по найму в собственность работодателя было обычным делом. Иногда такие операции проводились централизованно. Например, в 1743 году был опубликован указ, превращающий всех наемных работников в крепостных.
Если с позиции нашего времени такое подневольное положение кажется чем-то совсем уж невозможным, то большинству крепостных такая жизнь казалась вполне нормальной. Помещик выступал в роли председателя колхоза и не только заставлял своих крестьян работать, но и до определенной степени обеспечивал социальную защиту. Землевладелец следил за порядком, выступая, по меткому выражению Павла I, в роли «полицмейстера над крестьянами». Закон позволял помещику назначить лентяю и дебоширу 40 ударов розгой, 15 ударов палкой, посадить на два месяца в сельскую тюрьму, отправить на полгода в арестантские роты или же отдать в рекруты. Кроме поддержания порядка, помещик был обязан заботиться и о материальном положении своих крепостных и в случае неурожая или стихийных бедствий обеспечить их продовольствием.
Не следует преувеличивать и размеры произвола помещиков по отношению к крестьянам. Имя истязающей своих крестьян Дарьи Салтыковой потому и прогремело на всю страну, что это было исключением, а не правилом. Салтычиху приговорили к смертной казни, замененной пожизненным тюремным заключением. Помещик мог схлопотать наказание и за оскорбление крестьянина. Оскорбивший крепостного платил штраф в пользу пострадавшего, а за оскорбление женщины штраф выплачивался в двойном размере. Имения наказанных за жестокое обращение с крестьянами помещиков отдавались в опеку. За период с 1834 по 1845 год за жестокое обращение с крестьянами было осуждено 0,13% от общего числа помещиков. Любопытно, что процент крестьян, осужденных за неповиновение помещикам, был точно таким же.
По иронии судьбы процесс окончательного закрепощения крестьян шёл на фоне моды на идеи французских просветителей о свободе и всеобщем равенстве. Признаваться в том, что в стране, которая считает себя европейской, существует рабство, очень не хотелось. О том, что крепостное право рано или поздно будет отменено, заговорили ещё в екатерининские времена, однако обездолить дворян, лишив их заработанной на государственной службе собственности, было совершенно невозможно. Поэтому российские императоры ограничивались принятием отдельных законов, облегчающих жизнь крестьян и ведущих к постепенному уменьшению числа крепостных. Так, например, Павел I специальным указом ограничил барщину тремя днями в неделю. Некоторое время спустя крестьяне получили право выкупаться на волю с согласия помещика, а в случае продажи поместья на аукционе его согласие вообще не требовалось.
Экономика Ивана Сусанина
В любом школьном учебнике можно прочесть, что крестьяне получили свободу потому, что к середине XIX века крепостническая система себя изжила и тормозила хозяйство. Это расхожее мнение действительности не соответствует. Ведь всю первую половину XIX века цены на крестьян росли быстрее, чем цены на хлеб, который они выращивали. А это значит, что труд крепостных был доходным и хозяева стремились прикупить новых работников. Не случайно две трети дворян были против реформы. Кстати сказать, из известных своей любовью к мужику русских писателей только Н. П. Огарёв отпустил своих крестьян на волю. А славянофилы Самарины, Аксаковы, Киреевские, демократ М. Е. Салтыков-Щедрин, не говоря уж о И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом, которые вообще не собирались отказываться от такого источника дохода.
В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал жителям села Коробово, откуда был родом Иван Сусанин, землю и навсегда освободил их от податей в пользу государства. Однако эта царская милость не пошла жителям деревни Коробово впрок. Два века спустя путешествующий по России Николай I был вынужден создать специальную комиссию по спасению потомков Сусанина от нищеты. Комиссия пришла к выводу, что причиной бедствия жителей этого села были их привилегии: «В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии,— писала комиссия в своем заключении,— коробовские крестьяне весьма малодеятельны, вообще не предприимчивы, а от того большею частью очень бедны». Николай I дал потомкам Сусанина новые земельные участки, но к началу XX века самое свободное село империи впало в полную нищету.
Судьба потомков Сусанина показывает, что подавляющее большинство российских крестьян не было готово к свободе. Крепостные привыкли работать ровно столько, сколько необходимо для удовлетворения минимальных потребностей, поэтому при сокращении налогов и повинностей крестьянин сразу же начинал меньше работать.
«В своеволии и полной необузданности. «
Россия была аграрной страной, благосостояние которой в первую очередь зависело от продуктивности сельского хозяйства. Можно было бы ожидать, что авторы крестьянской реформы попытаются решать в первую очередь хозяйственные задачи. Однако, как это часто случалось в российской истории, реформа основной хозяйственной отрасли была проведена ради целей чисто умозрительных. Надо было, с одной стороны, сделать крестьян свободными, а с другой — дать какую-то компенсацию помещикам, которые лишались существенной части собственности. В дневнике П. А. Валуева есть заметка про то, как во время обсуждения концепции реформы Государственного совета один из участников дискуссии «рассказывал длинную историю о каком-то саратовском помещике из севастопольских героев, которому надлежит выдать дочь в замужество и которого разорит проект».
Если помещики ждали от реформы разорения, то крестьянам мерещились молочные реки в кисельных берегах. Крепостные не сомневались в том, что «свобода» сделает их полными хозяевами земли и избавит от налогов. За пару лет до реформы член Главного комитета по крестьянскому делу М. Н. Муравьев писал: «Крестьяне по большей части не расположены к помещикам, но исполняют беспрекословно все работы по повинности и ожидают, с обычным для русского народа терпением, так называемой свободы, которую, однако ж, понимают превратно и преимущественно полагают оную: а) в своеволии и полной необузданности, с прекращением всяких работ и платежей за землю; б) в безграничном пользовании всеми землями помещиков, которые, по их мнению, должны будут выехать в города, ибо земля, по понятиям крестьян, принадлежит им, а не теперешним владельцам; в) некоторые даже считают, что они не станут платить государственных податей, говоря, что будет полная свобода и что будут иметь от правительства собственные мирские судилища, которые заменят ныне существующие от правительства».
Понятно, что подобные мечты не могли быть реализованы хотя бы потому, что земля, которую обрабатывали крестьяне, была собственностью помещиков, а право частной собственности в то время уже относилось к числу таких же человеческих прав, как и личная свобода. Поскольку крестьяне ожидали материализации своей утопии, не было никакого шанса на то, что реальная реформа сможет их удовлетворить. При этом никто не задумывался о том, каким образом можно использовать новые возможности для увеличения продуктивности сельского хозяйства. Ни крестьяне, ни помещики не имели ни малейшего понятия о том, как надо вести хозяйство в новых условиях.
Крестьяне ждали реформу примерно так же, как советские люди ждали коммунизма, а помещики при этом спешили накопить денег или уехать из страны, чтобы спасти себя потом от полного разорения. В преддверии реформы они стали избавляться от крестьян, в результате чего цены на крепостных падали. Сохранилось письмо, которое в 1858 году мелкий орловский помещик Сафонов отправил своему приятелю: «У нас в Орловской губернии начались особого рода операции. Из степных губерний приезжают помещики для покупки крестьян с тем, чтобы их переселять в свою сторону, где изобилие земли и совершенный недостаток рук для обработки её, так что и наёмных не достанешь ни за какие деньги. Здешние помещики, у которых мало земли, уступают своих крестьян не только за бесценок, но и даром, лишь бы взяли у них крестьян. Недавно здесь было два подобных случая. Скоро, полагаю, продавцы будут платить покупателям деньги, лишь бы освободиться от лишних крестьян, которые им в совершенную тягость».
Другие землевладельцы вели себя иначе и просто убеждали своих крестьян выкупиться на волю, избавляя себя от необходимости наделять их землёй по приказу сверху. «Чем больше мы отпустим людей на волю,— писал в частном письме один из помещиков,— тем мы более получим земли при освобождении крестьян; а ты сам знаешь, что земли у нас немного. Пожалуйста, убедись в моей правде, что каждый крестьянин, отпускаемый теперь на волю, хотя и с потерею для меня, сохраняет мне в будущем три или четыре десятины земли и что во всяком случае при появлении указа чем у нас будет менее крестьян, тем будет для нас покойнее. В Рязанской губернии за рабочими никогда не станет дело, да нам их и не нужно, потому что всегда будут желающие нанять земли; следовательно, ясно, что при появлении указа нам лучше будет иметь дело и покойнее с 50 мужиками, чем с 200».
«Свободные сельские обыватели. «
Проект реформы обсуждался в течение нескольких лет и, наконец, 19 февраля 1861 года документы реформы были подписаны. Теперь требовалось их отпечатать и разослать по всей стране, а на это требовалось время, и обнародование манифеста отложили до 5 марта. Власти опасались, что слухи об отмене крепостного права приведут к массовым беспорядкам, поэтому печатание и рассылка документов производилась в полном секрете. Владельцев типографий предупредили, что в случае утечки информации их типография будет закрыта. Наборщиков и типографских рабочих заставляли молчать под угрозой ссылки. И тем не менее слух о том, что манифест подписан, распространился с огромной скоростью. «У нас в доме,— вспоминал петербургский чиновник Г. Д. Щербачев,— жил кавалергардский офицер, который присылал мне деньги за квартиру обыкновенно со своим бывшим дядькой из крепостных. В конце февраля пришел ко мне этот дядька и, зная, что я интересуюсь крестьянским делом, объяснил, что Положения уже печатаются, что у него есть родственник-наборщик, который дал ему прочесть даже несколько корректурных листов. Я был немало удивлен этим известием, так как ни от кого не слыхал еще об окончании крестьянского дела. Случилось и тут, как всегда бывает, чем строже секрет, тем скорее он проникает в ту среду, от которой хотят сохранить тайну. Двух дворников, как я слышал, высекли даже в полиции за то, что они говорили в трактире о подписанной государем воле, и, странное стечение обстоятельств, их высекли в тот самый день, когда Манифест был объявлен».
Текст манифеста особого энтузиазма ни у кого не вызвал. Помещиков не могла радовать утрата собственности, а крестьяне вообще не понимали, что происходит. Личная свобода и звание «свободных сельских обывателей», которое крестьяне получили в результате реформы, были вещами достаточно абстрактными, в то время как хозяевами земли по-прежнему оставались помещики. За сельскохозяйственные угодья нужно было выплачивать деньги в течение нескольких десятилетий. Таким образом, экономическая зависимость крестьян от помещика не уменьшилась.
Патриархально-колхозный крепите шаг
От отмены крепостного права пострадали и помещики, и крестьяне. При этом в сельском хозяйстве заметных перемен не произошло. Никаких независимых сильных хозяев из среды освобожденных крепостных не появилось, да и не могло появиться. Это было связано с тем, что государство, как прежде помещик, предпочитало иметь дело не с отдельными крестьянами, а со всей общиной, которая жестко регулировала жизнь крестьян. Члены общины были связаны круговой порукой, то есть налоги и выкупные платежи платил не каждый крестьянин за себя, а община за всех. Именно община устанавливала порядок пользования лесами и пастбищами, судила нарушителей и выдавала крестьянам разрешение отправиться на отхожий промысел, то есть выполняла те функции, которые раньше выполнял помещик. Крестьяне, конечно же, считали такую опеку благом, поскольку община не только защищала от произвола администрации, но и следила за справедливым распределением налогов и повинностей, а также давала своим членам ряд социальных гарантий. Сельский сход нередко направлял здоровых людей для оказания помощи больным. Погорелец мог просить «мир» поставить ему новую избу. В таких случаях община выделяла участок леса, а нередко организовывала перевозку бревен и само строительство. Встав на ноги, погорелец постепенно расплачивался за материалы, в то время как участие односельчан в строительстве, как правило, осуществлялось бесплатно. Во многих местах община брала на себя и обучение детей.
Крестьяне ценили предоставляемые общиной социальные гарантии и совершенно не стремились к самостоятельности. Да и государство совсем не жаждало разрушать общину, опасаясь получить в результате не крепких хозяев, а маргиналов, то есть людей находящихся на границе разных социальных групп, систем и культур, которые не способны сделать нужный выбор и деградируют, испытывая на себе всё противоречие новых норм, ценностей и пр.
Лишь в конце осени 1905 года Николай II года подписал\ манифест о резком сокращении объема выкупных платежей, а в начале 1906 года крестьяне получили право свободного выхода из общины. На то, чтобы отказаться от созданной крепостнической системой экономической модели, потребовалось более сорока лет. Правда, желающих обрести свободу оказалось не так уж много. Правом выйти из общины воспользовались лишь 29% от общего числа крестьян. Для остальных 71% процента социальные гарантии и небогатое существование в общине были более органичными. А еще несколько десятилетий спустя крестьянская мечта о крепостном праве была воплощена в жизнь. Советское колхозное строительство шло, как известно, по проторенной дороге государственного крепостничества. Острословы 30-х годов даже предлагали расшифровывать ВКП(б) как «Второе Крепостное Право (большевиков)». После падения советской власти колхозная идея вроде бы ушла в прошлое, однако привычка обрабатывать землю в присутствии надсмотрщика оказалась неистребимой.
Манифест Александра II об освобождении крестьян от 19 февраля 1861 года.
Божиею милостию Мы, Александр Второй, император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский, и прочая, и прочая, и прочая. Объявляем всем нашим верноподданным. Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом. Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I — постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам. Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству дела, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях рассмотрены в Государственном совете. Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение. В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными. Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников. Особым положением о дворовых людях определяется для них переходное состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении двухлетнего срока от дня издания сего положения они получат полное освобождение и срочные льготы. На сих главных началах составленными положениями определяется будущее устройство крестьян и дворовых людей, установляется порядок общественного крестьянского управления и указываются подробно даруемые крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в отношении к правительству и к помещикам. Хотя же сии положения, общие, местные и особые дополнительные правила для некоторых особых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян, работающих на помещичьих фабриках и заводах, по возможности приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям, впрочем, дабы сохранить обычный порядок там, где он представляет обоюдные выгоды, мы предоставляем помещикам делать с крестьянами добровольные соглашения и заключать условия о размере поземельного надела крестьян и о следующих за оный повинностях с соблюдением правил, постановленных для ограждения ненарушимости таковых договоров.
Как новое устройство, по неизбежной многосложности требуемых оным перемен, не может быть произведено вдруг, а потребуется для сего время, примерно не менее двух лет, то в течение сего времени, в отвращение замешательства и для соблюдения общественной и частной пользы, существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок. Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть: 1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях. 2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредников и образовать из них уездные мировые съезды. 3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление. 4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды. 5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в течение двух лет со дня издания настоящего манифеста. 6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности. 7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов. Обращая внимание на неизбежные трудности предприемлемого преобразования, мы первое всего возлагаем упование на всеблагое провидение Божие, покровительствующее России.
Засим полагаемся на доблестную о благе общем ревность благородного дворянского сословия, которому не можем не изъявить от нас и от всего Отечества заслуженной признательности за бескорыстное действование к осуществлению наших предначертаний. Россия не забудет, что оно добровольно, побуждаясь только уважением к достоинству человека и христианскою любовию к ближним, отказалось от упраздняемого ныне крепостного права и положило основание новой хозяйственной будущности крестьян. Ожидаем несомненно, что оно также благородно употребит дальнейшее тщание к приведению в исполнение новых положений в добром порядке, в духе мира и доброжелательства и что каждый владелец довершит в пределах своего имения великий гражданский подвиг всего сословия, устроив быт водворенных на его земле крестьян и его дворовых людей на выгодных для обеих сторон условиях, и тем даст сельскому населению добрый пример и поощрение к точному и добросовестному исполнению государственных повинностей.
Имеющиеся в виду примеры щедрой попечительности владельцев о благе крестьян и признательности крестьян к благодетельной попечительности владельцев утверждают нашу надежду, что взаимными добровольными соглашениями разрешится большая часть затруднений, неизбежных в некоторых случаях применения общих правил к разнообразным обстоятельствам отдельных имений, и что сим способом облегчится переход от старого порядка к новому и на будущее время упрочится взаимное доверие, доброе согласие и единодушное стремление к общей пользе. Для удобнейшего же приведения в действие тех соглашений между владельцами и крестьянами, по которым сии будут приобретать в собственность вместе с усадьбами и полевые угодья, от правительства будут оказаны пособия, на основании особых правил, выдачею ссуд и переводом лежащих на имениях долгов.
Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь (7); что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.
И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта. Они вразумятся, что, получая для себя более твердое основание собственности и большую свободу располагать своим хозяйством, они становятся обязанными пред обществом и пред самими собою благотворность нового закона дополнить верным, благонамеренным и прилежным употреблением в дело дарованных им прав. Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостию и вообще честною в страхе Божием жизнию.
Исполнители приготовительных действий к новому устройству крестьянского быта и самого введения в cиe устройство употребят бдительное попечение, чтобы cиe совершалось правильным, спокойным движением, с наблюдением удобности времени, дабы внимание земледельцев не было отвлечено от их необходимых земледельческих занятий. Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды ее, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность. Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного. Дан в Санктпетербурге, в девятнадцатый день февраля, в лето от рождества Христова тысяча восемьсот шестьдесят первое, царствования же нашего в седьмое.
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1989.
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Ждали вы, что даст вам царь волю, вот вам и вышла от царя воля. Хороша ли воля, какую дал вам царь, сами вы теперь знаете. Много тут рассказывать нечего. На два года остается все по-прежнему: и барщина остается, и помещику власть над вами, как была.
А как же нам, русским людям, в исправду вольными людьми стать? Можно это дело обработать; и не то чтобы очень трудно было; надо только единодушие иметь между собою мужикам, да сноровку иметь, да силой запастись.
Так вот оно какое дело: надо мужикам всем промеж себя согласие иметь, чтобы заодно быть, когда пора будет. А покуда пора не пришла, надо силу беречь, себя напрасно в беду не вводить, значит, спокойствие сохранить и виду никакого не показывать. А когда все готовы будут, значит, везде поддержка подготовлена, ну тогда и дело начинай. А до той поры рукам воли не давай, смиренный вид имей, а сам промеж своим братом мужиком толкуй да подговаривай его, чтобы дело в настоящем виде понимал. А когда промеж вами единодушие будет, в ту пору и назначение выйдет, что пора, дескать, всем дружно начинать. Мы уж увидим, когда пора будет, и объявление сделаем.
Печатано письмецо это в славном городе Христиании в славном царстве шведском, потому что в русском царстве царь правду печатать не велит. Из прокламации Н. Г. Чернышевского.
Манифест Николая II от 3 ноября 1905 года.
Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения Объявляем всем нашим верным подданным.
Нужды крестьянские сердцу нашему не могут быть оставлены без внимания. Насилия и преступления не улучшат, однако, положение крестьян, а Родине могут они принести много великого горя и бед. Единственный путь прочного улучшения благосостояния крестьян есть путь мирный и законный, и мы всегда ставили первейшей нашей заботой облегчение положения крестьянского населения. В последнее время нами было повелено собрать и представить нам сведения о тех мерах, которые можно было бы немедленно принять на пользу крестьян.
По рассмотрении этого дела решено: 1. Выкупные платежи с крестьян бывших помещичьих, государственных и удельных уменьшить с первого января 1906 года наполовину, а с первого января 1907 года взимание этих платежей вовсе прекратить. 2. Дать Крестьянскому поземельному банку возможность успешнее помогать малоземельным крестьянам в расширении покупкой площади их землевладения.