Чем занимались кочевники ставрополья

«Традиционные занятия и промыслы ногайцев востока Ставрополья»

Чем занимались кочевники ставрополья. Смотреть фото Чем занимались кочевники ставрополья. Смотреть картинку Чем занимались кочевники ставрополья. Картинка про Чем занимались кочевники ставрополья. Фото Чем занимались кочевники ставрополья

«Традиционные занятия и промыслы ногайцев востока Ставрополья»

С вами работает экскурсовод …..

Наша экскурсия будет посвящена традиционным занятиям коренного населения востока Ставрополья – ногайцев.

Традиционным занятием ногайцев издревле было кочевое скотоводство.

Во всех регионах исторического проживания ногайского народа – в Поволжье и Приуралье, Причерноморье, Крыму, предкавказских и прикаспийских степях – скотоводство оставалось основным видом хозяйствования. Это отразилось и в фольклоре: богатство издавна измерялось в «четырёх видах скота» – лошадях, верблюдах, крупном рогатом скоте, а также в овцах и козах.

Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногайцев. писал, что ногайские лошади «сильны и очень выносливы».

Накануне Октябрьской революции 1917 года во всем Ачикулакском округе было 6488 лошадей.

В советское время лошадей стали разводить лишь для нужд частного хозяйства. Также перестали изготовлять традиционные для ногайской культуры кымыз (кумыс), казы (домашнюю конскую колбасу), согым (заготовку мяса на зиму).

Наряду с коневодством ногайцы уделяли значительное внимание верблюдоводству. Тот же Адам Олеарий сообщает, что у ногаев «имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине». Ногайцы держали так называемых астраханских двугорбых верблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. В натуральном хозяйстве использовались верблюжье молоко, шерсть, мясо и кожа. Астраханские верблюды давали в среднем 6-7 кг молока в день (5,5-7% жирности) и 4,5-7 кг шерсти с одного настрига. Из верблюжьей шерсти изготовляли лёгкое тёплое сукно, которое шло на изготовление национальной одежды (капталов, шепкенов, тонов и т. д.), а также постельных принадлежностей. Кроме того, верблюжью шерсть добавляли в овечью, что во много раз повышало крепость тканей. Цена на такие ткани была гораздо выше, чем из чистой овечьей шерсти. Из её наиболее грубых волос плели верёвки, которыми пользовались при креплении войлочных покрытий кибиток и при упаковке вьюков. Особенно ценилась зимняя верблюжья шерсть из-за её мягкости и

эластичности. Из неё изготовляли войлоки для пеленания грудных детей в холодное время года.

Верблюжье мясо и особенно жировые отложения в горбах считались ценным пищевым продуктом. Топлёный жир служил приправой к различным национальным блюдам ногайской кухни. Широко использовалась верблюжья кожа.

К 1960-м годам разведение верблюдов в государственных и частных хозяйствах сошло на нет.

КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ

У ногайцев крупный рогатый скот являлся одним из основных показателей благосостояния семьи. Он давал молоко, жир, мясо и кожу. Излишки сырья и мясомолочных продуктов шли на продажу соседним народам. На вырученные средства кочевники, в первую очередь, приобретали зерно и фабрично-заводские товары.

К началу XX века крупный рогатый скот в ногайских степях значительно измельчал. Надои молока и живой вес скота снизились. Обычный вес коровы к этому времени составлял 15-18 пудов, быка – от 24 до 30 пудов. Стоимость коровы к этому времени составляла до 30 руб., быка – до 150 руб. Скотоводы начали предпринимать меры к улучшению породности путём метизации местной породы с другими, закупаемыми в разных районах Северного Кавказа и за его пределами. В Караногай были завезены быки-производители из Астраханской губернии, Калмыкии и Крыма. Однако эти меры не дали желаемых результатов.

Ведущее место в скотоводческом хозяйстве занимало овцеводство. Заниматься им могли и богатые и бедные из-за нетребовательности овцы в своём уходе. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко.

Овец обычно держали в отарах, число которых зависело от ежегодного приплода. В отарах зажиточных скотоводов количество овец иногда доходило до двух тысяч голов. Для обеспечения ухода за овцами большие отары делились на более мелкие. Зажиточные скотоводы, как правило, имели своих чабанов, а бедные объединяли своих овец и пасли по очереди. Нередко чабанами при отарах бедняков являлись подростки, и даже дети дошкольного возраста.

В советский период за выдающиеся успехи в развитии овцеводства около 200 ногайских чабанов были награждены орденами и медалями Советского Союза, 7 человек удостоены высшей трудовой награды страны – звания Героя Социалистического Труда.

ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО

Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, «соколиная охота – сестра войны».

В соколиных охотах принимали участие десятки тысяч людей, в них были задействованы сотни ловчих птиц (свыше 500), охота длилась несколько месяцев.

Чиновник, в ведении которого находилась ханская охота, являлся вторым человеком в государственном управлении, визирём. В мирное время охота была специфической формой военных манёвров, способствовала укреплению боеспособности войска. Облавные охоты практиковались в Золотой Орде и в государствах, образовавшихся после её распада.

Источник

Из истории заселения территории Ставрополья

Переселение казаков в Закубанье после окончания Кавказской войны

Из истории заселения территории Ставрополья

Более двух веков назад, 5 мая 1776 года, императрицей Екатериной II утвержден доклад астраханского генерал-губернатора князя Г.А. Потемкина о заселении пограничных по Тереку земель Волгским войском для укрепления 500-верстной границы от Моздока до Азова. В шести станицах, укрепленных ретраншементами, к 1778 году были построены крепости, в том числе в современных границах Ставропольского края – Георгиевская, Павловская, Марьинская, Александровская и Ставропольская. Потемкин настоятельно рекомендовал «хлебопашество стараться всеусильно размножить при всех крепостях» и «завесть к пользе того края конские заводы, виноградные сады и табак».

Вскоре указом Екатерины II от 22 декабря 1782 года разрешена гражданская колонизация новых земель. Для скорейшего заселения 23 августа 1786 года издан указ, предусматривавший выделение из казны по 20 рублей на каждый двор, поскольку были «приходящие столь скудны», что без выделения им пособия «большая бы часть от беспокрышки… померли б». Как отмечал Г. Н. Прозрителев, «хотя отдаленность Кавказа и военные обстоятельства и пугали, но все же кавказский простор привлекал переселенцев, а тяжелые условия жизни внутренней России только способствовали этому заселению».

Не всем приезжим понравились новые необжитые места. Желавших вернуться на родину было немало. Болезни и высокая смертность, неурожаи, неустройство быта значительно осложняли обживание новых мест. В 1787 году кавказский генерал-губернатор П.С. Потемкин, став свидетелем возвращения переселенцев из селений Надежда и Безымянного на прежние места жительства в Курскую и Нижегородскую губернии, во избежание «расстройства в здешнем краю» вынужден был запретить отпускать мигрантов назад.

По статистическим данным, на 1802 год в Кавказской губернии значилось 5 городов, в том числе 3 на территории современного Ставрополья – Александров, Георгиевск и Ставрополь, 62 крупных селения, в которых проживало 55098 душ без учета кочевавших народов.

По поручению генерала А.П. Ермолова бывший предводитель дворянства Кавказской губернии, чиновник особых поручений надворный советник А.Ф. Ребров подготовил «Каталог землям Кавказской губернии с топографическими и хозяйственными замечаниями, с означением поселения, звания обывателей, качества земли, вод, местных положений и упражнений, от коих жители преимущественные выгоды имеют, учиненный по обозрению в 1819 году» и «Обозрение земель Кавказской губернии в отношении свойства их, состояния и звания населяющих оную обитателей». Это первые со времени образования губернии документы, содержащие подробные сведения о 168 населенных пунктах и 11 крепостях Кавказской губернии с указанием количества населения и числа дворов.

В архивных документах отмечаются причисления прибывавших в Кавказскую область (преобразована из Кавказской губернии в 1822 году) мигрантов из Курской, Воронежской, Орловской, Полтавской, Екатеринославской, Киевской, Черниговской, Слободско-Украинской губерний. Переселялись и отдельными семьями, и большими группами – до 200 – 500 человек. Водворение производилось, как правило, с учетом пожеланий поселян. Имели место случаи переноса сел и станиц на новые места, преобразования хуторов в села, слияния близко расположенных населенных пунктов.

На момент преобразования Кавказской области в Ставропольскую губернию (указом от 2 мая 1847 года) общее количество населенных пунктов составляло 115. Жителей в губернии, по данным 1848 года, насчитывалось 231037 душ обоего пола – казаков, крестьян, военнослужащих, духовенства, купцов, мещан и других.

«Хлебопашество всеусильно размножить. » / Газета «Ставропольская правда» / 26 апреля 2011 г.

Источник

Туркмены на Северном Кавказе. Ч-1

НА ФОТО: Молодежь в национальных костюмах. 16 мая 2009 года. День Ставропольского края.

Туркмены Средней Азии переселились в Астраханские и Ставропольские степи во второй половине XVII-го века.

В те далекие времена на территории Средней Азии существовали три ханства: Бухарское, Хивинское и Каракалпакское.

Жизнь туркменского народа была не простой: досаждали набеги монголов, вторжения иранцев, да и соседние ханства между собой враждовали.

Предметами споров были плодородные земли, поливные участки, богатые выпаса для скота, близость к торговым путям в Индию.

Зачастую туркменские кочевые племена подвергались нападению хивинских ханов, калмыцких феодалов, иранских шахов.

Людей уводили в рабство, скот угоняли. Пришли в упадок сельское хозяйство и основные ремесла: изготовление ковров, хлопчатобумажных и шелковых тканей.

Жить в таких условиях, сохранить свою самобытность, веру и обычаи, практически было невозможным. Нужно было искать новые территории для проживания, традиционных кочевок, а по большому счету, защитника и покровителя.

Своим спасителем от гнета и насилия туркмены видели северного соседа, возрождающуюся, набирающую мощь и силу – Россию.

В 1653 году Балхано-Мангышлакские туркмены получили разрешение на переселение в Астраханские степи России.

Свернули кибитки, погнали скот на новые, еще не обжитые места, три племени: игдыры, Сююн-Аджи и човдуры.

Постепенно они вышли на Северный Кавказ и расселились между реками Кума и Маныч.

Расширяя свои владения на юг, цари не препятствовали заселению пустынных земель.

Знакомство с бытом и обычаями русского и других кавказских народов, оказало существенное влияние на язык, быт и культуру туркменского народа.

Появились расхождения в языке туркмен Северного Кавказа и Средней Азии, заимствовались у других народов привычки, традиции.

У калмыков они переняли калмыцкий чай, который готовят из молока, масла, соли, перца и душистых приправ. Теперь таким чаем угощают каждого, кто приходит в дом туркмена.

Без знаменитого чая не обходится ни одно застолье в будни и праздники.

Долгое время туркмены вели кочевой образ жизни, к этому обязывало основное занятие – скотоводство, которое кормило, одевало, давало продукты и товары для обмена и торговли.

Животных: лошадей, верблюдов, крупный и мелкий рогатый скот, надо время от времени перегонять на свежие пастбища, а стравленным травам дать возможность отрасти, отцвести, сбросить в плодородную землю семена.

Кочевали туркмены вдоль рек Кума, Маныч, Айгур, Калаус.

С образованием Кавказского наместничества в 1785 году туркмены были отнесены к Кизлярскому уезду Кавказской области.

По распоряжению наместника Кавказского П.С. Потемкина в 1789 году туркменам были отведены земли от Кизляра вверх по Куме, Ергеням и Манычу.

На карте, составленной академиком Петербургской Академии наук Палласом в 1793 – 1794 годах, отмечены места кочевья туркмен, занимающие пространство между Тереком и Кумой до побережья Каспийского моря.

Первым законодательным актом, надолго определившим границы кочевий калмыков, ногайцев и туркменов, стало «Положение об отводе земель калмыкам и другим народам, кочующим в губерниях Астраханской и Кавказской», утвержденное 19 мая 1806 года.

Река Кума была границей между калмыками и другими кочующими народами магометанского исповедования.

В Положении было записано:

«…По уважению тому, что на землях туркменам отведенным, верблюды их при реке Куме и Мочагах не могут летом выносить овода, местное губернское начальство не оставит распорядиться, дабы народ сей и калмыки как можно безобиднее в кочевьях своих тут расположены были.

Вследствие чего, буде крайняя необходимость потребует, дозволить им (туркменам) переходить, как сие до сего времени было, через реку Куму и кочевать по следам калмыков по Калаусу и Ергеням.

Переход сей, однако должен быть только в местах при урочище Джелань-Кишу и Гожаин-Гутцу».

Для кочевья магометанских народов отводились свободные земли в Кизлярском и Моздокских уездах, в том числе при городе Моздок.

В 1809 году по просьбам туркменского общества Северного Кавказа к калмыкам в административном отношении было причислено 836 кибиток туркменов: 250 кибиток човдыр, 250 – соинаджи и 210 – игдыр.

С этого времени они исполняли царские повинности: несли кордонную службу против киргизов – кайсаков, а с 1810 года выставляли по 45 вооруженных людей и старшине, осуществляли подвоз провианта для войск Азово-Моздокской линии.

В 1822 году в целях улучшения управления туркменами Главноуправляющий в Грузии А.П. Ермолов отдал распоряжение о причислении их к караногайцам.

В это время на Северном Кавказе насчитывалось 1860 туркменских кибиток: 600 – човдыр, 630 – соинаджи, 530 – киргизов и игдыр, 100 – казаяклы.

Осенью и зимой туркмены кочевали по правой стороне реки Кумы от урочища Джелань к Каспийскому морю на протяжении 90 верст, в ширину же ими охватывалась территория до 50 верст.

Летом они переходили на земли калмыков и доходили до рек Калаус и Маныч.

Однако в этом же 1822 году у них было отобрано право зимних кочевий по Горькой балке и берегу реки Куры.

Указом от 10 марта 1825 года административное устройство кочевников-магометан приведено в соответствие с этническими особенностями населения.

Большая часть территории кочующих народов из Астраханской губернии переведена в состав Кавказской области, и одновременно образовано Главное приставство магометанских кочующих народов.

Источник

Сценарий урока по теме «Народы, населявшие Ставропольский край в древности»

Цель урока: изучить историю Ставропольского края в древности

Форма урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Методы и формы обучения: рассказ учителя, беседа с учащимися, демонстрация слайдов, заполнение таблицы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды к уроку (выполнены в программе MS Power Point), фрагмент фильма «История Ставропольского края», подъемный материал (фрагменты керамики), «черный ящик» (оформляется коробка в виде черного ящика, в которой вспомогательный материал).

Раздаточный материал: таблицы, карточки.

Глоссарий: археологическая культура, майкопская, северокавказская, катакомбная, кобанская и киммерийская археологические культуры, скифы, сарматы, керамика, подъемный материал, яйлажное скотоводство.

Опережающее задание: фрагмент стихотворения Александра Блока «Скифы».

I. Организационный момент, объявление темы и цели урока

II. Актуализация опорных знаний по теме: «Следы пребывания древнего человека на Ставрополье».

– Новейшие научные данные относят появление древнего человека на Ставрополье к ашельской эпохе (ранний палеолит – каменный век), возраст около 500-400 тысяч лет. Обнаруженные на древней стоянке у горы Кинжал (район г. Кисловодска) каменные орудия труда принадлежали homo erectus – человеку прямоходящему, питекантропу.

Постановка проблемного задания

– В ходе урока нам предстоит выяснить, какие народы населяли наш край в древности и, какие археологические культуры представлены на территории края?
Перед объяснением учитель знакомит учащихся с системой заполнения таблицы (Приложение 1, слайд 4): учащиеся заполняют ее по ходу объяснения учителя.

III. Объяснение новой темы

1. Майкопская культура

– В конце III – начале II тыс. до н.э. территорию Ставрополья заселяли племена майкопской культуры (Приложение 1, слайд 5). Культура получила название от кургана Ошад в Майкопе, который раскопали в 1897г. Его высота была 10,6 м. и хранил он неоценимые сокровища: медные и каменные топоры, стрелы с кремниевыми наконечниками, сосуды из глины (охристо-желтые), бронзы, 2 сосуда из золота и 14 из серебра.

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 6): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики майкопской культуры.

2. Северокавказская культура (Приложение 1, слайд 7)

Со II тыс. до н.э. происходило изменение климата в сторону похолодания, что значительно изменило сложившиеся хозяйственно-культурные основы жизни населения. Земледелие, на котором основывалось хозяйство майкопцев, не могло нормально развиваться, что привело к исчезновению майкопской культуры, а на смену пришла новая, основанная на скотоводстве культура, которую археологи назвали северокавказской. Оформилось яйлажное скотоводство (яйла – тюркское слово, обозначающее летнее пастбище) – когда в теплое время года скот выпасается на высокогорных лугах, а зимой на равнине.

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 8): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики северокавказской культуры.

3. Племена катакомбной культуры (Приложение 1, слайд 9)

– Культура получила свое название по характеру погребений – подземных камер, в которые вели вертикальные колодцы, в археологии они называются катакомбами /рисунок на доске (Приложение 1, слайд 10). Эта культура была распространена от Кавказа до Урала.

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 11): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики катакомбной культуры.

4. Племена кобанской культуры и позднекобанской (киммерийской) (Приложение 1, слайд 12)

– Культура (Приложение 1, слайд 13) получила название от селения Верхний Кобан. Представителями позднекобанской культуры были киммерийцы – это первый древний народ, упоминавшийся в древних хрониках, из проживавших на территории Кавказа. Так, Геродот писал о киммерийцах и скифах, как о народах, воевавших между собой и вытеснявших друг друга. Самое известное поселение киммерийцев в Ставропольском крае – Грушовское (Приложение 1, слайд 14). На территории Георгиевского района киммерийские поселения зарегистрированы в районе с. Краснокумского (дача Сафонова). С группой учащихся археологического кружка «Юный археолог» мы исследовали подъемный материал, собранный на территории дачи (демонстрация подъемного материала).

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 15): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики кобанской культуры.

Ученик читает отрывок из стихотворения Александра Блока «Скифы».

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы и тьмы,
Попробуйте, сравнитесь с нами!
Да, скифы – мы, да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы! (Приложение 1, слайд 17)

Учитель: Геродот указывал, что скифы пришли из Азии, границей которой в то время считали Дон. Лингвисты установили, что скифский язык относится к группе иранских. А что вы знаете о скифах?

Предполагаемый ответ ученика:

– Это был кочевой скотоводческий народ. Огромные стада требовали частой смены пастбищ, поэтому стоянки скифов были короткими, постоянных поселений было мало, а городов во времена Геродота вообще не было.

Учитель: Действительно, укреплённые поселения появились только на рубеже V и VI вв. до н. э., когда получили достаточное развитие промыслы и торговля.

Учитель: А с какими народами скифы торговали? Что скифы производили, а что они приобретали в соседних землях? (Приложение 1, слайд 18, 19)

Игровой момент: «Сундук с секретом» (Приложение 1, слайд 20)

Ученик на доске пишет ответ на вопрос: «Что вывозилось из Скифии в Грецию, а что ввозилось». Выносится черный сундучок, в котором лежат ваза, зерно, кусочек меха, украшение ювелирное. Предметы разложены, как указано в слайде.

В правой части «сундука» находится то, что вывозили скифы из Скифии в ГрециюВ левой части «сундука» находится то, что ввозили скифы в Скифию из Греции

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 21): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики скифской культуры.
Не все еще тайны скифов раскрыты. И по сей день стоят в степях Ставрополья скифские курганы. Они хранят огромный материал для исследования.
Перед вами курган в разрезе. Обычно в кургане хоронили знатного скифа с женой, слугами, ценными вещами, лошадьми (Приложение 1, слайды 22, 23).

– В IV в. до н.э. между Доном, Южным Приуральем и Аральским морем сформировались грозные сарматские объединения. На рубеже IV и III вв. до н.э. началось активное наступление кочевников-сарматов на Северное Причерноморье, Северный Кавказ и Среднюю Азию (Приложение 1, слайд 25). Древнейшая форма имени сарматов – «савроматы» – впервые встречается у Геродота, который пересказал легенду о происхождении савроматов от брака скифских юношей с амазонками.
Сарматские группы, уходившие со II в. до н.э. на запад, расселились на нынешней территории Румынии, Венгрии, Болгарии, Франции, Италии, Англии.
Занимались кочевым скотоводством

Материальная культура сарматского времени имеет яркие отличительные черты, в числе которых особый «скифо-сарматский» звериный стиль и полихромия – украшение металлических изделий вставками из цветных камней (Приложение 1, слайды 26, 27).
Ставропольские степи и по сей день хранят память о сарматском периоде в своей истории.
Известны сарматские захоронения у с. Новоселицкого, Китаевского, Ачикулак. Но наиболее значимым является клад, открытый у с. Казинского в 1910 г. В настоящее время экспонируется в Эрмитаже. (Приложение 1, слайд 28)

Работа с таблицей (Приложение 1, слайд 29): учащиеся записывают в таблицу название и основные социально-экономические характеристики сарматской культуры.

IV. Обобщение знаний, полученных на уроке, решение проблемного задания

– Какие народы населяли наш край в древности и, какие археологические культуры представлены на территории края?

Итогом должна стать заполненная таблица:

Культура, народПериодОсобенности
1Племена майкопской культурыКонец III – начало II тыс. до н.э.Занимались подвижно-оседлым земледелием и скотоводством. Это было патриархально-родовое общество во главе с вождями.
2Племена северокавказской культурыII тыс. до н. э.– Основу хозяйства составило полукочевое скотоводство, оформляется яйлажное скотоводство.
– Земледелие было развито слабо, но именно в это время появляются первые бронзовые серпы.
– Социального расслоения общества нет.
3Племена катакомбной культурыII тыс. до н. э.– Высокий уровень керамического производства.
– Общественные отношения – патриархат.
– Занимались скотоводством.
4Племена кобанской культуры.

Киммерийцы.XIV – VIII вв. до н.э.
VIII–III вв. до н. э.– Это исконно кавказская культура.
– Высокохудожественные изделия из бронзы, посуда с геометрическим орнаментом. С ними связано распространение железного века на Ставрополье5СкифыVIII в. до н.э. – III в. н. э.– Кочевой уклад жизни.
– Основу экономики скифского царства составляла торговля зерном.
– Сильно выражено социальное расслоение6СарматыIV в. до н.э. – III в. н.э.– Структура общества – военная демократия.
– Социальные отношения носили пережитки матриархата.
– Развито кочевое скотоводство, ювелирное искусство: особый «скифо-сарматский» звериный стиль.

V. Рефлексия

– Какие новые понятия вы усвоили на уроке?
– Что из материала урока вам показалось интересным?

Учитель: Археологические и письменные исторические источники позволяют считать Ставрополье и особенно территорию Кавказских Минеральных Вод местом, где в I тыс. до н.э. развивались древние исторически известные народы, выходцы из евразийских степей, которые смешиваясь с местным населением, жившим здесь со времен бронзового века, создавали замечательную, многообразную культуру, оказавшую влияние на культуру всей Восточной Европы и конечно, Северного Кавказа.
История нашего края многогранна и интересна. Надеюсь, что страничка, которую мы с вами сегодня открыли, станет началом вашего интереса к прошлому нашего края.

Домашнее задание (работа с буклетом – Приложение 2)

1 карточка: С каким народом связывают ученые начало железного века на Ставрополье?
2 карточка: Культуру какого народа представляет данный археологический памятник, где он находится и для чего он устанавливался?
3 карточка: Как вы думаете, представители какого народа создали эту вазу, и каким образом она оказалась в скифском кургане?
4 карточка: Где на территории нашего края зарегистрированы наиболее яркие находки сарматской культуры?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *