Чем занимались кочевники арабы
Образ жизни арабских племён
Арабские племена были кочевыми, полуоседлыми или оседлыми. Основой их хозяйственной жизни являлись скотоводство и оазисное земледелие, дополнявшиеся на побережье рыболовством.
Там, где регулярно выпадали дожди, занимались главным образом садоводством и огородничеством, а в горных областях — террасным земледелием. Выращивали рис, хлебные злаки, лён, сахарный тростник. Южноаравийскую пшеницу экспортировали в другие районы полуострова.
Наскальные изображения в Центральной Аравии свидетельствуют о том, что в глубокой древности арабы разводили крупный рогатый скот. А значит, в те времена климатические условия здесь были гораздо благоприятнее, нежели в исторически обозримом прошлом.
Каждое арабское племя представляло собой объединение нескольких родов. Во главе племени стоял вождь — сеид. Он руководил перекочёвками, набегами и решал внутренние проблемы. Никаких особых привилегий вождь не имел, за исключением полагающейся ему четвёртой части военной добычи. Чаще всего сеиды происходили из одного рода. Была в племени и ещё одна важная фигура — шайр (араб, «поэт»). Он слагал поэмы о героической жизни племени, поддерживая тем самым историческую память соплеменников, в том числе обычай кровной мести: никто уже не помнил повода, по которому вспыхнула война между племенами, зато все знали, что её необходимо вести. Письменности не существовало, поэтому при каждом поэте состоял равий — секретарь. Он запоминал длинные поэмы наизусть. Во времена пророка Мухаммада равии пригодились для запоминания Корана и получили название «хафизы» — «хранители». Удивительно, но поэзия в Аравии породила настоящий социальный институт, состоявший из сочинителей, выражавших не только свои, но и общественные воззрения.
Бедуины
Бедуи́ны (араб. بدوي badawī, во множ. числе beduan — «обитатель пустыни (степи)», «кочевник», от арабского «эль-байда» — пустыня [1] ) — термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.
Содержание
История
Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.
Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманских завоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат к негроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустыням Аравийского полуострова, в качестве рабов, но в дальнейшем переходили на характерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка и становились полноправными бедуинами.
Бедуины — общее название, присвоенное европейцами всем племенам и народностям Аравии, которые в отличие от обитателей городов, занимающихся хлебопашеством и торговлей (хадези), ведут кочевую жизнь.
Из своей первобытной родины, из внутренних стран Аравийского полуострова и Сахары, они издавна распространились по сирийской и египетской пустыне, затем (после падения древних культурных государств) — по Сирии, Месопотамии и Халдее. С завоеванием Африки мусульманскими арабами в VII веке они заняли Сахару, которая стала для них второй родиной. Таким образом, бедуинские племена арабского происхождения захватили пространство, простирающееся от западной границы Персии до Атлантического океана и от гор Курдистана до культурных государств негритянских народов Судана. Однако, на этом обширном пространстве, они являются господами только в пределах пустыни, тогда как в удобных для земледелия странах, в Месопотамии, Халдее, на сирийской границе, в Варварийских владениях, нельских странах и у северной окраины Судана, рядом с ними и посреди них живут народы иного происхождения. Особенно в Африке именем «бедуины» называют себя и такие кочующие племена, которые ничего общего не имеют с арабами, а принадлежат к хамитической отрасли, но которые с течением времени усвоили себе отчасти арабский язык и выдают себя за настоящих бедуинов или арабов, пришедших из Аравии (араб, множ. урбан). В физическом и нравственном облике Б. ясно сказывается их семитическое происхождение, но видоизмененное под влиянием другого склада жизни. В общем они хорошо сложены, очень худощавы, скорее жилисты, чем мускулисты, но вместе с тем отличаются силой, юркостью, выносливостью и привычкой ко всякого рода невзгодам.
Политическое и социальное устройство их такое же, как у других племен, ведущих патриархальный образ жизни. Они живут родами в шатрах или шалашах, деревни их управляются шейхами, и род из 40 — 50 таких деревень подчинен кади, который в одно и то же время и судья, и военачальник. Все Б. исповедуют теперь ислам, за исключением некоторых племен в Сирии, образующих особые секты. Они превосходные наездники, ловкие охотники, необыкновенно искусны в бросании мяча; другие удовольствия их состоят в танцах, пении и слушании сказок. Общая характеристика Б. теперь едва ли возможна, так как, при широком распространении этих кочевников, многие черты их сгладились или, напротив, ярче обрисовались под влиянием различных помесей и местных условий. Вообще название «бедуины» не может служить уже обозначением одной определённой народности, а скорее целой группы племён, с более или менее смешанным с арабским элементом. Все такие племена называют бедуинами — в отличие от тюркских кочевников Средней и Северной Азии.
В Израиле
В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста — ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием являет галабея, белая туника, и куфия — головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий — незамужние.
Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году. Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева — Тель-Авив. В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедунская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование. Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения»: аль-Бутым, ад-Денират и другие).
Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ. Солдаты-бедуины служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» — бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошел противник, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, чтобы она была полной неожиданностью для противника.
Социальная организация
Все бедуины подразделяются на племена и хамуллы (кланы). Традиционно руководителем племени бедуинов является шейх. Звание шейха передаётся от отца к сыну. Кроме того, в бедуинском обществе (как и вообще в среде мусульман-суннитов) существует институт «кади». Кади — это лицо духовного сана, на которого возложено осуществление актов гражданского состояния. Особенно важна его роль в регистрации брака.
Культура
У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более, что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения.
Свадебная церемония
Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «Хенна» Хна широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует так же и у евреев — выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу — невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер — праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни — это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда, такие как фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режется несколько десятков овец.
Оседлые и кочевые арабы автор: Tatyana / дата: 2016-04-29
Единственное фундаментальное различие, которое можно приписать арабам, обусловленное их традициями и образом жизни, это деление на оседлых и кочевых арабов. Понимание этого различия необходимо, и о нем всегда нужно помнить при изучении их истории.
Кочевники, или, как их чаще называют, бедуины, от Марокко до Аравии ведут один и тот же образ жизни, носят одинаковую одежду и имеют одни и те же нравы, которые нисколько не изменились за последние тысячелетия и вряд ли изменятся. Как и в библейские времена, они живут племенами, меняя места, как только их стада истощат все пастбища, где они временно расположили свой лагерь. Оседлый же араб, напротив, подстраивается под места или различные народы, с которыми он вступает в контакт.
Деление арабов на оседлых и кочевых
Это деление арабов на оседлых и кочевых полностью соответствует тому, что закрепилось в преданиях. Последние действительно рассказывают о трех родах, стоявших у истоков зарождения арабов, первый из которых исчез еще до появления ислама. Второй сформировался из потомков Кахтана (Йоктан в Библии) – оседлое население, живущее в Йемене и считающееся самой чистой арабской расой. Третья ветвь восходит к Исмаилу, сыну египетской рабыни Авраама.
Из всего вышесказанного о смешениях разных народов, которые сегодня составляют арабское население, становится ясно, что не существует чисто арабского типа, как это обычно принято считать. Дать описание типичному представителю арабов, то есть типу, о котором можно было бы сказать, что он присущ только арабу, мне кажется таким же невозможным, как и описать чистый французский или итальянский тип.
Из всех попыток дать определение физическому типу арабов, одна, которая мне показалось наиболее соответствующей большому числу представителей чистой расы, принадлежит бывшему главному хирургу египетской армии Ларрею.
Арабы Аравии автор: Tatyana / дата: 2016-05-04
Арабы Аравии. – Араб центральных районов Аравии является арабом, который, несмотря на повторяющиеся смешанные союзы с неграми, кажется наиболее схожим со своими первобытными предками, особенно, если рассматривать тех арабов, которые ведут кочевой образ жизни. Именно с них мы и начнем наше изучение.
Кочевые арабские женщины
Кочевые арабы
Эти кочевники, которых большинство принимает за единственное население Аравии, формируют лишь одну полудикую расу, не имеющую ни цивилизации, ни истории. Чтобы узнать, что они представляли собой 3000 лет тому назад, достаточно понаблюдать за ними сейчас: за исключением религии, ничто в них не изменилось. Они остались такими, какими мы можем представить их себе по библейским преданиям или описаниям Геродота, и им суждено не меняться. Если плодородные районы, такие как Йемен, формировали оседлое население, занимающееся сельским хозяйством, то бесплодные пески пустынь могли создать только кочевников.
Арабы-кочевники всегда жили так, как они живут сегодня, в небольших племенах, подчиняясь патриархальному авторитету вождя, называемому шейхом или старейшиной, который является одним из глав семьи племени. Его весьма ограниченный авторитет сводится к тому, что он ведет воинов на войну и возглавляет дележ награбленного или руководит некоторыми церемониями.
Достоинства и недостатки арабских кочевников являются естественным следствием условий их жизни.
Домашний и общественный быт древних арабов
В зависимости от географических особенностей Аравийского полуострова, образ жизни древних арабов был в одних местах оседлый, в других кочевой. Оседлые арабы жили в городах и селениях и занимались земледелием и только отчасти скотоводством, а также – садоводством, ремеслами и торговлей; кочевые арабы, наоборот, только в некоторых местах занимались немного земледелием, а главным и постоянным занятием их было скотоводство, унаследованное от первых родоначальников арабского народа – Авраама и Измаила.
Тоже деление арабов по образу жизни на оседлых и кочевых удержалось, в зависимости от природы страны, до настоящего времени, – причем наиболее характерные черты физического строения и душевного склада признаются за бедуинами. Европейские путешественники по Аравии описывают бедуина такими чертами:
Бедуины вообще среднего роста и правильного телосложения, худощавы, стройны и легки на ходу. Женщины-бедуинки, не отличаясь особенной красотой лица, также хорошо сложены, отличаются здоровьем, гордой осанкой и легкой походкой. Тучные субъекты редко встречаются среди арабов; гораздо чаще наблюдаются худые и жилистые организмы с крепкими жилистыми мышцами. Верхние и нижние конечности у арабов средней величины, сравнительно с европейцами и индейцами. Кисть руки очень эластична, с тонкими костями. Цвет кожи, смотря по местности, колеблется между белым и шоколадно-коричневым. Там, где «солнце пристально глядит на арабов», там цвет кожи у них темнее и приближается к черному. По форме черепа, арабы относятся к узкоголовым расам, хотя не могут быть вполне причислены к мезокефалам. Форма лица у большей части арабов овальная; лоб широкий и выпуклый, нос прямой, средней величины, рот красиво очерчен и скрывает прекрасные белые зубы. Уши имеют красивую форму и немного загнуты вперед. Черные густые брови оттеняют черные, глубоколежащие живые глаза, отличающиеся необыкновенным блеском. Волосы преимущественно черного цвета; растительность на бороде не отличается густотой; современные бедуины не носят бороды, и бакенбарды встречаются у них очень редко.
При такой телесной организации, бедуин ловок, легок и проворен на ходу. По темпераменту бедуин живой, горячий и порывистый в своих чувствах: он легко возбуждается, как бы вспыхивает, но также скоро и легко успокаивается и приходить в себя. В сношениях с другими бедуин откровенен, приветлив, гостеприимен, но в тоже время хитер, подозрителен и мстителен, тщеславен и суеверен. Особенно отличается бедуин страстностью и ревнивостью. При видимой важности и горделивости, он охотно участвует в веселых собраниях и пирушках. Во всех своих привычках бедуины и бедуинки умеренны и выносливы в отношении голода и жажды. Туркестанские хаджии с удивлением рассказывают, что не только взрослые, но и дети бедуинов довольствуются небольшим куском обыкновенной лепешки, или щепоткой сваренного риса: подаваемую им милостыню они никогда не съедают враз, а оставляют часть в запас для удовлетворения аппетита в другой раз. Внешний вид большинства бедуинов вызывает жалость у хаджиев, которые охотно делятся с ними излишком съестных запасов. Неудивительно поэтому слышать и читать о назойливости придорожных бедуинов-попрошаек и грабежах их, сопровождающихся нередко убийствами.
Не достигло культуры и царство Набатеев, существовавшее более 1400 лет, именно до времен Траяна. Набатеи были народом промышленным, торговым и не чуждым гражданственности. У них были свои цари, чеканившие собственные серебряные деньги, надписями которых подтверждаются показания об этих народах Библии, Иосифа Флавия, Страбона, Диона Кассия, Орозия, Плутарха и Диодора. Но рассказ о Набатеях Страбона дает невысокое понятие о набатейской образованности. О других государствах, или, точнее, об отдельных владениях оседлых арабов, вроде Хиры и Хиджаза, история не дает и таких подробностей. Жизнь их не отличалась культурой, и образованные соседи их (персы, византийцы и др.) не сохранили об этих государствах особых воспоминаний. Господствовавший среди оседлых арабов патриархальный быт был похож на быт бедуинов, от которых они отличались только тем, что жили на одном месте, а не кочевали. Даже Мекка и Медина были бедными поселениями: Медина еще походила на город, благодаря поселившимся в ней с давних пор евреям, а Мекка долгое время не была достаточно заселена.
Чтобы лучше характеризовать описываемое положение оседлых и кочевых арабов, напомним читателю, что и в настоящее время мы видим небольшое культурное различие в жизни среднеазиатского кочевника-киргиза и оседлого жителя-сарта, особенно там, куда русское цивилизующее влияние не успело еще проникнуть.
Оседлые арабы жили в домах, выстроенных из известняка, или из дерева; во времена Страбона в Южной Аравии было много домов, сложенных из толстых брусьев. В Омане для построек употреблялись высушенные на солнце кирпичи, или же простой булыжник, смазанный глиной. Стены домов штукатурились смесью глины с соломой. Более бедные жители строили для себя хижины из тонких жердей, обмазывали их глиной с навозом, а затем поверхность стен, особенно внутренних, штукатурили. Крыша приготовлялась из пучков камыша или длинной травы, а вместо дверей служила циновка. Таким образом постройки древних арабов напоминают нам современные несложные постройки оседлого туземного населения Туркестанского края (сартов).
В южно-аравийских государствах, где арабы жили оседло, существовали некоторые производства из глины, дерева и металла; но те принадлежности их домашнего быта, которые отличались некоторым изяществом и роскошью, были обыкновенно иноземного происхождения. Древние писатели вообще свидетельствуют, что арабы, не только кочевые, но и оседлые, не стремились к развитию у себя ремесел и промыслов, а предпочитали доставать все необходимое в готовом виде, выменивая это на предметы туземного происхождения. Лучшим доказательством этого может служить посещение Соломона Савской царицей: она прибыла в Иерусалим с верблюдами, навьюченными благовониями и великим множеством золота и драгоценных камней, и когда увидала дворец Соломона, то сказала царю: «я не верила словам, пока не пришла сама и не увидали глаза мои; мне и половины не сказано, –мудрости и благ у тебя больше, нежели как я слышала ( 3Цар. 10:1–10 ; 2Пар. 9:1–9 ). Очевидно, царица Савская рассчитывала произвести на Соломона впечатление своим богатством, но была поражена царской обстановкой еврейского царя, какой южно-аравийская царица, довольствуясь естественными дарами своей страны, никогда не видела и не воображала. Что касается сабейской надписи на бронзовой плите, то по ней трудно судить о степени культуры Сабеев. Плита и надписи могли быть приготовлены в другой стране с более развитой техникой. (См. рисунок). Упоминаемый в надписи Альмак Хирранский, по нашей догадке, должен быть царь (Альмалик) Герраев, упоминаемых у Страбона. (См. выше. стр.). Если верно, что Герраи были выходцы из Халдеи, тогда относительно Сабейской надписи излишне говорить: она была привозная…
Сабейская надпись на бронзовой плите из Амрана в Южной Аравии
Перевод надписи: «Рийаб и его братья, сыновья Мартада, и племя Амрана посвятили своему покровителю Альмаку Хирранскому эту надпись, потому что он услышал их просьбы и оказал милость урожаем, который он послал им после того, как зерно стояло в цене пшеницы во время посева… В год Амму-Кариба, сына Сумху-Кариба, сына Газфира татварского». (См. История человечества, сост. под редакцией д-ра Гельмольта. Том третий (СПБ. 1903), стр. 209–210).
Государственной жизни в строгом смысле слова у оседлых арабов не было. Правители их не умели сплотить подвластное население точными законами и вести его к единой для всех цели. У древних евреев были точно выраженные в религиозном кодексе законы; они имели своеобразную гражданственность и преследовали в жизни своей определенную цель; у древних арабов не было ни религиозного кодекса, ни таких руководителей в жизни, какими были у евреев пророки. Поэтому в каждом маленьком арабском государстве была своя жизнь, были свои житейские интересы. В Южной Аравии насчитывалось в древности несколько отдельных владений, жители которых мало имели общих интересов: они жили, кто как мог и умел, занимались земледелием и торговлей, наполняя свободное время самыми неизысканными развлечениями; угощение было на первом плане. Умственных интересов не было и не откуда было им взяться.
Религия, которая обыкновенно служит главным центром духовной жизни патриархального народа, у древних арабов была неразвита и не могла возвышать ум и сердце их за пределы внешнего мира. Влияние других религий (еврейской и христианской) было слабо, по причинам, о которых будет сказано ниже. Оставалось одно; влияние взаимного общения жителей разных местностей, сходившихся в определенные времена в известных пунктах для общественного богомолья. Но и это влияние было не сильно: в указанных местах арабы разных племен сходились ненадолго; притом же у разных племен были свои священные места. (См. ниже).
При таком характере древнеарабской торговли, естественно были разные недостатки в их торговых сделках: обман, обмеривание, обвешивание, задержка уплаты и т. п., о чем неоднократно упоминается в Коране, как о проступках, наказуемых праведным Богом.
С вероятностью можно предположить, что уже в древний период арабской торговли существовали разные договоры под видом «товарищества» (ширкят), заклада, ссуды, долговых обязательств, хранения чужого имущества и пр. Все эти виды общественных отношений были потом узаконены основателем ислама, а затем перешли в шариат.
Главные моменты в жизни древнего араба представляются в следующем виде.
Женщины и девицы у арабов исправляли все домашние хозяйственные обязанности: готовили пищу, поддерживали чистоту в жилище, присматривали за скотом и доили его, стригли овец и коз, пряли шерсть их, готовили из пряжи материи и шили из них одежду. Иногда они сопровождали мужей в походах против неприятеля. Так, во время сражения мекканцев с Мохаммедом при Оходе (24 января 625 г. по Р. Хр.) при войске мекканцев было много женщин с музыкальными инструментами, а жена Абу-Софьяна (предводителя меккского отряда) Ханда нашла труп Хамзы, дяди Мохаммеда, распорола ему живот, вынула печень и съела ее сырой. Другие женщины отрезали у убитых врагов носы и уши и сделали из них ожерелья себе. На долю мужчин оставались более тяжелые работы, особенно производившиеся вне дома, а также торговля и участие в вооруженных набегах на врагов.
Погребение у древних арабов совершалось так: они омывали умерших холодной водой, смешанной с благовониями; затем обертывали саваном и созывали на погребение своих знакомых. В знак печали женщины громко плакали, раздирали на себе одежды, царапали лица и грудь, открывали лицо свое, надевали траурную одежду, а мужчины посыпали свои головы прахом, как делали евреи. По прибытии знакомых и близких, над покойником начинали причитать плакальщицы, восхваляя его качества; затем клали покойника на особые погребальные носилки и относили на кладбище, где и зарывали в могиле. Могилы обыкновенно делали с боковым углублением, в котором укладывалось тело покойного на боку, с подложенной под голову рукой. Это боковое углубление в могиле закладывалось большими камнями, а затем вся могила заполнялась землей и наверху ее насыпали холмик из земли, в виде небольшого кургана. Намогильный холм арабы старались оживить зеленью. Иногда делалось возвышение из камней. Подобно всем известным языческим народам, древние арабы клали в могилу вместе с умершим его меч и некоторые другие принадлежности его одеяния. На могиле, после погребения, устраивалась тризна, причем глиняная посуда, в которой была пища, здесь же и разбивалась. Было в обычае также оставлять на могиле верблюдицу, на которой покойный ездил при жизни; голову ее пригибали к туловищу (назад), покрывали попоной и оставляли умирать голодной смертью.
Вдовы соблюдали глубокий траур после погребения мужа в течение года, не употребляя благовоний и одежд красного цвета, а по истечении этого срока совершали особые обряды и освобождались от всех стеснений траура.
Во времена более отдаленные арабы имели такую одежду: от поясницы до колен они закрывали свое тело особой повязкой, на плечи набрасывали широкий кусок материи, а голову покрывали большим платком, спускавшимся до плеч и придерживаемым на голове особым шнурком. Лучшим образцом древней одежды арабов может служить та особая покаянная одежда, которая предписана в Коране мусульманским паломникам (хаджи), в которую они облекаются при вступлении в священную область Мекки. Это так называемый ихрам (Коран, гл. 5. ст. 96–97), состоящий из двух больших и не сшитых кусков белой материи. Одним из этих кусков, называемым изаром, паломник прикрывает наготу своего тела от средины живота до колен, а другой кусок – рида паломник набрасывает на одно плечо и закрывает его.
«Чей сын ты – все равно.
Но собственной заслугой
Ты родословную старайся заменить;
Тот человек, кто сказал: «Я таков-то»,
Чтобы пополнить помещенные в этой главе данные о домашнем и общественном быте древних арабов, приводим здесь сведения, касающиеся бедуинов Сирии и Палестины настоящего времени.
По описанию в «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества 252 сирийские и палестинские бедуины и в настоящее время живут в шерстяных палатках, материю для которых бедуинские женщины приготовляют сами из шерсти черных коз или овец. Палатки расставляются на открытых местах и поддерживаются внутри особыми шестами, а снаружи притягиваются веревками к колышкам, вбитым в землю. Палатки ставятся одна подле другой и образуют круг, внутрь которого на ночь загоняется скот. У главы рода (шейха) бывает всегда особая палатка, которая служит ему для приема гостей, что составляет с давних пор отличительно черту арабских нравов.
«Современные бедуины, как и древние отличаются чадолюбием. По случаю рождения мальчика бедуин устраивает пир, на который приглашает родных и знакомых. Не имея особых понятий о воспитании детей, бедуины прилагают свои заботы к тому, чтобы ребенок был сыт и здоров, а свои родительские ласки проявляют в том, что украшают детей возможными способами (девочек, например, татуируют), причем и амулеты от дурного глаза привешиваются на виду. Когда дети подрастут, то самой жизнью приучаются к разным домашним занятиям и упражнениям: мальчики стерегут стада и ездят верхом, а девочки собирают топливо, носят воду и т. п.
«Обычаи сватовства у бедуинов представляются в таком виде: мальчику 14-ти лет, а чаще и ранее этого возраста, родители стараются высватать невесту, согласия которой обыкновенно не спрашивают. Для сватовства отец жениха вместе с сыном и старшинами приходят в палатку родителей невесты и там молча сидят. После долгого молчания происходит в установленной форме разговор, касающийся сватовства, и, в случае благоприятного исхода переговоров, сваты угощаются, поздравляются и затем расходятся. Свадебные празднества начинаются после того, как жених, в сопровождении родных и знакомых, явится в палатку невесты. Тогда невеста с провожатой садится на верблюда своего жениха, и брачный поезд с пением, пляской и стрельбой из ружей возвращается на место стоянки шатра жениха. На утро, при выходе новобрачной из палатки, брат ее режет овцу, и начинается пир, продолжающийся до семи дней. Невеста получает от жениха приданое. Если жених беден и не может уплатить вено, то совершение брака откладывается иногда на несколько лет, пока условленное вено не будет сполна выплачено.
«Как у народа кочевого, скотоводство составляет самое главное занятие и богатство бедуина. РВ числе разных животных лошади ценятся выше других пород домашнего скота, особенно лошади чистокровные арабские, ценящиеся иногда в несколько тысяч рублей. Породистые лошади употребляются только во время войн и набегов, так как они отличаются не только быстрым бегом и выносливостью, но и необыкновенной понятливостью и чутьем, способным открыть неприятеля, скрывающегося в засаде. Из других животных у бедуинов обычны верблюды и овцы, доставляющие молоко и шерсть, а также ослы и мулы, служащие для обыкновенных рабочих нужд кочевника. Орудия домашних производств остаются у бедуинов до сих пор первобытные.
Отчасти развлечением, отчасти промыслом для бедуинов служит охота, которая производится при помощи собак и соколов. В недавнее время бедуины начали понемногу заниматься земледелием, – явление, замечаемое и среди туркестанских кочевников, киргиз.
Торговля производится домашними продуктами и бедуину особой прибыли не приносит: как у нас, в Средней Азии, кочевник-киргиз находится всецело в руках оседлого торгаша сарта, так и оседлый араб усердно и безжалостно обирает простодушного бедуина. Бедуин не знает действительной цены продаваемого ему товара, не дорожит и своими продуктами, а этим пользуется смелый торгаш, рискнувший заехать в степь для своей плутовской торговли. Но бедуин не огорчается и до некоторой степени утешает себя полученными от заезжего торговца новостями, до которых он, как и другие обитатели степей, большой охотник.
У бедуинов для распространения новых вестей всегда находятся охотники, которые развозят новости с необыкновенной быстротой, – опять черта, вполне сродная нашим киргизам.
Гостеприимство особенно ценится среди бедуинов: они защищают и берегут даже имущество гостя и не допускают, чтобы ему была причинена какая-нибудь обида. Гость шейха становится гостем всего рода. Чтобы давать возможность путникам пользоваться столь дорогим в пустыне отдыхом и покоем, бедуины по ночам зажигают «огни гостеприимства», а в холодное и дождливое время привязывают к своим палаткам собак, чтобы их лаем указывать путешественникам на кров гостеприимства. Словом, как бы ни был беден бедуин, он должен принять гостя в своей палатке, накормить его, чем может, и предоставить ему покойный ночлег. Соответственно состоянию и общественному положению, самыми почетными гостями у бедуинов считаются амиры и шейхи; за ними следуют влиятельные по своему богатству арабы, а ниже всех считаются пастухи. Гостя бедуины отличают даже по тому, на каком животном он приехал – на лошади, на муле, или на осле. Первый пользуется большим почетом, хозяин мула занимает среднее место, а приехавший на осле – последнее. Каждый гость должен прежде всего обойти вокруг «палатки гостеприимства», и этим показать уважение к хозяину и его роду, а затем уже входить в саму палатку. К прибывшему гостю сходятся все наличные и свободные от занятий бедуины и стараются оказать ему помощь и внимание. В палатке расстилается ковер, стелются подушки, и гость садится на почетном месте; ему приносят молоко, яйца, сыр и, если гость, подкрепивший свои силы, продолжает еще сидеть, то это значит, что он желает воспользоваться и ночлегом у своего хозяина. Тогда все бедуины, принадлежащие к данному месту и племени, заявляют о своей готовности накормить гостя ужином. Гостю, принявшему угощение, никто не может причинить какую бы то ни было обиду; даже убийца, вошедший в палатку убитого, считается неприкосновенным для лиц, имеющим право мстить за убитого, по крайней мере до тех пор, пока убийца находится в «палатке гостеприимства».
См. «Мохаммед и происхождение исламизма» (Европ. писатели- мыслители. III. Ренан. Изд. В. Чуйко. СПБ. 1882).
Судя по образцу, приложенному к соч. Э. Реклю «Человек и Земля» [т. 2, стр. 123], их можно приравнивать к грубым письменам, встречающимся у сибирских инородцев и к так называемым «тамгам» наших киргиз и башкир. [См. Проток. Туркест. Кружка любителей археологии, год третий и Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып. 13].
Машанов, Очерк арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Часть первая. Казань, 1885 года, стр. 606 Ср. ст. М. Миропиева о политическом и государственном значении хаджа (Казань, 1877).
См. Sprenger, Das Leben und die Lohre des Mohammad. Bd. 2, p. 342; цитированное сочинение г. Машанова, стр. 567, 569.
Ярмарка в Оказе начиналась с первого числа месяца Зуль-Кагда и продолжалась до двадцатого числа, а по другому свидетельству – до 15 числа того же месяца. Из Оказа арабы переходили на другую ярмарку, в местечко Наджна, где оставались до конца месяца. Отсюда арабы переходили в третье место и там оставались до восьмого числа месяца Зуль-Хиджа.
Арабский текст семи муаллака или поэм, принадлежавших поэтам: Амрулькайсу, Тарафе, Зогайру, Лебиду, Антаре, Амру и Харису был издан А. Болдыревым в Москве в 1822 году; в том же году был издан латинский и французский перевод. Перевод на русский яз. муаллаки Амрулькайса был издан проф. Лазаревского Института Г. А. Муркосом (Москва, 1882 г.).
Жил за 590 лет до Р. Хр.
Во время хаджа корейшиты приготовляли особый напиток (изюмный квас), которым угощали богомольцев.
Например: Моисей, Исаак, Ибн-Ямин и мн. др.
Напр. Арта (дерево, растущее в песках), Усайд (львенок), Усама (лев), Укяйма (холмик), Умайя (рабыня), Уяс (отчаяние), Барик (молниеносный), Башир (благовестник), Джаррах (хирург) и под. Хабиб – любимец, Хабши – похожий на Абиссинца, Хубаб – змея.
У современных киргиз до сих пор в обычае давать своим детям имена по случайному признаку, например: «собачья нога» и т. под. См. собственные имена арабов в араб. словарях.
Коран, гл. 43, ст. 16; гл. 16 ст. 60–91; гл. 8, ст. 8–9.
В Ташкенте богатые люди расходуют при этом тысячи р. Автору известен случай, как один почтенный туземец откладывал много лет совершение обрезания над своими сыновьями.
Pocock, Specimen historiae arabum, р. 309.
Коран, гл. 5, ст. 9; гл. 4, ст. 40.
Миссионерский противомосульманский сборник вып. 10.
Желающим можно рекомендовать известное руководство по мусульманскому законоведению «Хидая» том 1, в рус. переводе, изд. Н. И. Гродековым.
Машанова, «Очерк религиозного быта Аравии», стр. 729–756.
Внешний быт народов с древнейших до наших времен Германа Вейса. Т. 1, ч. 1. Русский перев. с немецкого В. Чаева. Москва, 1873 г., стр. 111–127.
Страбон, География, кн. 16. гл. 3, Русск. перев. стр. 782.
Lausonia incrmis, красный цветок, распространенный и среди современного оседлого населения русского Туркестана.
У пророка Иеремии говорится, что арабы остригали волосы на висках (кн. прор. Иеремии, гл. 9, ст. 25; гл. 49, ст. 32); следовательно, обычай брить волосы на голове – позднейший обычай.
В кн. Песнь песней читаем сравнение: «черна я, но красива, как шатры Кидарские» (1:4).
Относительно формы лепешек и способа их приготовления у современных нам среднеазиатских мусульман замечается большое сходство с древними арабами, от которых к нашим сартам перешло и само название печи – таннур. Печь эта представляет собой широкий глиняный горшок, имеющий в диаметре основания около аршина и отверстия сбоку и наверху. Такой сосуд ставится на кирпичном фундаменте широким своим основанием. Во время топки пламя и дым выходят в верхнее отверстие. Когда стенки этой печи накалятся, топка прекращается, – и тотчас пекарь (нанвай) берет приготовленную сырую лепешку (нан) и ловко прилепляет ее ко внутренней стенке горшечной печи, где лепешка скоро пропекается и отнимается от стенки. На место испеченной лепешки прилепляется другая и т. д. Если лечь велика, то пекарь прилепляет к ее стенкам две или более лепешек в один раз. –Лепешки приготовляются из пшеничной, кукурузной или ячменной муки и имеют большие и малые размеры; самый обыкновенный размер лепешки – четверть аршина ширины при толщине в 1 /4 вершка; большие лепешки имеют 3 /4 арш., а самые маленькие – 2 1 /2 вершка.
Кн. пророка Иеремии, гл. 19, ст. 31.
Пр. Иеремия также упоминает, что арабы живут разрозненно (49:31).
Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества. М. Каррьера, т. 3. Рус. перев. Москва, 1874, стр. 112.
Земля и люди. Всеобщая география. Рус. перев. т. 9, стр. 713 (Спб. 1887 г.).
Земля и ее народы. Том 4 (Спб. 1879) стр. 95.
Ирвинг и Казембек (Рус. Сл. 1860).
1 февраля 1910 г. 2500 всадников-бедуинов напали в Сомали на племя Митжердинс, разрушили город, убили много людей и отняли 1 400 верблюдов.
По свидетельству Геродота, древние арабы вступали иногда в союзы с соседними народами и участвовали в их войнах, так напр. в войнах Ксеркса (кн. 7, 69).
По свидетельству Бурхгардта, арабы покрывают своих коней попоной из алеппского картона, чем предохраняют их не только от солнечного зноя, но и от поражения.