Чем занимались крестьяне в 17 веке
Крестьяне в России
Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.
Кто такие крестьяне
Ассоциация со словом «крестьянин», твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.
В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.
Само слово «крестьянин» переводится с греческого, как человек. Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения «высекать огонь»: чтобы расчистить пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.
Основная деятельность
Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.
Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.
Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.
Налогообложение
Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.
Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.
Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).
Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.
Категории крестьян и их отличия
В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).
В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.
Государственные черносошные
Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.
К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)
Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.
Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.
Церковные крестьяне
Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).
После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.
Лично несвободные
Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)
После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.
Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.
Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.
Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.
После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.
«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.
Однодворческие крестьяне
Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.
Промышленные
Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.
Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.
К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).
Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.
Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.
Вам могут понравится другие статьи по генеалогии:
Жизнь крестьян в XVII веке в России
Вы будете перенаправлены на Автор24
Крестьяне в XVII в. были самой многочисленной группой населения. Они делились на зависимых и независимых, первые из которых назывались владельческими, а вторые – черносошными. Их общественное положение существенно различалось.
Независимые категории крестьян
Формально их хозяином было государство, в пользу которого они несли повинности в виде податей и всевозможных работ.
По мере усиления крепостнического гнета, количество независимых крестьян неуклонно сокращалось, поскольку помещики старались забрать себе как можно больше земель с крестьянами на них, тем самым лишая последних личной свободы. Методы закрепощения были различные: невыплата долга, женитьба на крепостной и т.д. Закрепостить можно было и всех членов семьи, если один из них был крепостным. Известны случаи, когда землевладельцы предъявляли полученные путем подкупа фальшивые свидетельства о том, что в прошлом один из предков свободного крестьянина был в зависимости от предков этого помещика. В таких случаях суд крайне редко вставал на сторону пострадавших.
К концу XVII в. давление на черносошных крестьян все более увеличилось со стороны государства, которое облагало их достаточно большим количество налогов и переводило в категорию государственных, то есть прикрепленных к государственным землям и не имеющих полной свободы передвижения.
В течение XVII в. черносошные крестьяне активно сопротивлялись тенденциям нарастающего гнета. При этом отдаленные уголки страны (Север, Сибирь) отличались меньшим гнетом по отношению к крестьянам, что и было причиной оттока некоторой части населения туда.
Готовые работы на аналогичную тему
Зависимые категории крестьян
В крепостничество могли переводиться также бобыли (крестьяне, которые не имели собственного подворья и земли, либо которые утратили право на его получение) и холопы, которые и так, по сути, считались собственностью владельца, будучи в роли прислуги.
Крепостные крестьяне находились в более тяжелом положении. Они отличались отсутствием личной свободы, прав распоряжения имуществом и землей, будучи зависимыми от помещика. Не могли они и свободно переходить от помещика к помещику и убегать, так как беглых крестьян разыскивала специальная инстанция. Существовали урочные лета – срок сыска беглых крестьян, в разное время колебавшийся от 5 до 15 лет. Крепостнический строй окончательно утвердился после того, как Соборное Уложение в 1649 г. утвердило бессрочный сыск беглых крестьян, а также прикрепление их к земле, на которой их записала перепись 1620 г.
Крепостные крестьяне в свою очередь делились на несколько категорий:
Главной повинностью, которую отрабатывали и свободные, и зависимые крестьяне, была барщина, которая представляла собой обязанность работать на землях помещика. По сути, она являлась принудительным трудом крепостных. За использование надела, предоставляемого землевладельцем, крестьяне должны были отрабатывать (со своим инвентарем) в пользу помещика определенное количество дней. Закон не ограничивал количество дней, но это право определения было у помещика, что зачастую приводило к произволу. Обычно же барщина составляла от 3 до 5 дней в неделю, но помещик мог легко установить и все шесть дней. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено.
Еще одной повинностью был оброк, который выражался в уплате хозяину части урожая или денег, в размере, опять же определенном помещиком.
Крестьянский быт
Образ жизни крестьянина определялся его социально-экономическим положением в общества. Центром жизни была сельская община, в которой жили свободные крестьяне. В условиях неразвитого быта, каждодневные нужды ограничивались удовлетворением минимальных потребностей.
Крестьянские семьи были многочисленными: иметь 10 детей считалось нормой. Они с детства приучались к крестьянской работе, и редко знали другую жизнь. Наследство переходило к мальчикам, девочки же после замужества считались членами мужниной семьи. В брак вступали с мальчики 15 лет, а девочки с 12. Крепостные крестьяне не имели свободы выбора в этом вопросе и могли жениться только по разрешению помещика. Порой помещик женил или выдавал замуж крепостных, не спрашивая их мнения.
Обычный крестьянский двор состоял из избы, клети и хлева для скота. В зимнее время единственным источником тепла была печка, которую топили по «черному». Стекол на окна не было, вместо них использовали холстину, бычий пузырь, а зажиточные крестьяне могли позволить себе слюду.
Одежда была небогатая: традиционно носили подпоясанную рубаху из домотканого волокна. На ноги надевали поршни – два куска кожи, обернутые вокруг щиколотки – их носили осенью либо зимой. В сухую погоду зачастую носили лапти.
Положение крестьянина в XVII в. не было легким. Именно на крестьян, как на самую многочисленную часть населения, ложились налоги, которые они обязаны были отдавать в пользу государства и (или) помещика. Множество повинностей, ложившихся на них, и стремление государства и помещиков прикрепить крестьян к земле и превратить их в простую рабочую силу лишь ухудшало их положение.
Как был организован быт крепостных крестьян на Руси?
В XVI-XVIIстолетиях в Российском государстве крепостное право вошло в норму, достигнув пика. Записанные за сельскими дворами аграрии – это бесправная собственность, хотя теоретически, по положению 1649 года, они имели право на «защиту от бесчестья». Нельзя было даже менять хозяев в определенный день. Быт крестьян такого сословия отличался неразвитостью по отношению к условиям проживания иных прослоек тогдашней России.
Бытовые условия проживания
Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).
ВАЖНО: Дело в том, что в отдаленных краях населения было мало. Государство, а в допетровские времена, в основном, оно считалось собственником крестьян, больше ценило доставшийся ему люд (закупов, холопов и смердов). Власти старались не провоцировать побеги (в последующие годы государственные крестьяне оставались в привилегированном положении).
А вот хлев (скотница) и огород были у смердов повсеместно. Иное дело, что хозяйства у разных «черных людей» различались. Все зависело от экономической развитости селения в целом, а само оно – от типа ландшафта и от погодных условий. К слову, о них. На севере скотница располагалась на 1-м этаже клети, животные оставались в тепле.
Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.
Кстати, о печи. Именно комната с этим «огнедышащим» приспособлением и полатями первоначально звалась изба. Весь дом полностью именовался по-другому – клеть коридор-лестница, ведущий в жилую зону – сени.
Домашняя утварь
Крестьянский быт зависимого деревенского социума – бычий пузырь на окне вместо стекол (даже в XVII-XVIII веках). Лишь зажиточные могли приобрести роскошь – слюду. Из мебели были большая скамья, стоявшая вдоль стола такой же длины. Эти удобства жались ближе к красному углу – тому, что с иконостасом. А «черным» был тот, где стояли метла и кочерга (приспособление для выемки горшков из горящей печи). Среди утвари обязательно числилась ендова – огромная чаша с рыльцем (носиком, который и подносили ко рту, чтобы не облиться). Незамысловатый посудный набор состоял из глиняных крынок, тарелок и блюдец, деревянных ложек и половника. Фарфором или медной братиной могли баловаться богатые аграрии. В обеденной зоне гость всегда находил кашник – самый большой горшок для готовки густого варева в печи. С XVIII века в его чаще делали из чугуна, но опять же, не каждый «черный человек» получал такое наследство.
Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.
В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.
Что во дворе? В хлеву обитал скот, а в сарае (кстати, с тюркского он переводится как «дворец») хранился сельскохозяйственный инвентарь: оха, борона, коса, вилы, грабли, цеп и топор. В отдаленных наместничествах у крестьян обнаруживалось время для охоты и рыбалки. Поэтому в сарае отыскивались также сети, удочки, силки, рогатина (копье для охоты на крупного хищника).
У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.
Типичный распорядок дня
У зависимых россиян был насыщенный график. Летом в 6 утра (зимой в 8) они уже на ногах. В теплое время шли в поле, в холодное – кормить скотину. Трудиться приходилось сразу и на себя, и на хозяина, чтобы выплатить ему положенную часть урожая – оброк. Позже помимо него ввели еще и барщину. Это повинность непосредственно на сельских угодьях (а в морозный сезон на подворье) владельца селения. Лишь с заходом солнца мужчины возвращались в собственный дом. Распорядок облегчался в лютый мороз. Государственным крестьянам было проще – работа четко нормировалась и регламентировалась.
Женщины ухаживали за детьми – нормальным считалось иметь не меньше 10 потомков.
Рацион крестьян на Руси
Говоря о том, как жили крестьяне, нельзя не упомянуть об их традиционном питании:
репу (распространенная пища);
хлеб 2 раза в неделю (да и то ржаной, пшеничный по праздникам);
кашу из овса, ячменя и проса;
квас (чаще свекольный, чем хлебный);
щирицу (амарант до эпохи Петра добавляли во все блюда);
щи из капусты,если имелась, или крапивы (в летнее время);
Во что одевались крестьяне?
Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.
Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.
Верхняя одежда женщин и обувь были теми же, а вот нижнее одеяние отличалось. На представительнице слабого пола была исподняя рубаха, а сверху богато расшитая понева. В качестве головного убора — кики (двурогие намотки замужних дам) и платки (в каждой губернии отдельного покроя и с разной вышивкой). По праздникам использовались бижутерия, намотанные покрывала, обручи, ленты и кокошники. Это«полукаски», придуманные еще скифскими модницами на территории от юга Сибири до степей Румынии.
Быт крестьян
Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.
Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.
В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Двор
Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.
Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.
Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.
Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.
Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.
Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.
Пища
Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.
Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.
Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.
Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.
Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.
Работа крестьян
Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.
Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.
Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.
После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.
Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.
Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.
Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.
Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.
В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.
Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.
Одежда
Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.
Праздники
Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.
Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)
Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.
Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.
Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии: