Чем занимались крестьяне в древнем египте
ПОЛОЖЕНИЕ ТРУДЯЩИХСЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ И ИХ БОРЬБА С УГНЕТАТЕЛЯМИ
Несмотря на жестокие расправы фараонов с непокорными и на страх египтян перед гневом богов, трудящиеся Египта вели упорную борьбу с угнетателями. Невыносимо тяжёлые условия жизни вызывали у них гнев против рабовладельцев.
1. Как жили крестьяне.
Древние египтяне, хорошо знавшие жизнь крестьян, описали её в своих сочинениях.
Крестьянин работает с утра до позднего вечера; устаёт он. Едва он приходит домой, как его тащат на работу вновь.
Самое страшное для крестьянина время наступает после уборки хлеба, особенно если урожай был плохим и крестьянин не мог уплатить налога. «Горе крестьянину! На его участок пришёл чиновник. Он считает урожай. С ним стражники. Они вооружены палками и пальмовыми прутьями. Они говорят: «Давай зерно». Зерна нет, и они бьют крестьянина. Он связан, связаны его жена и дети». «Спокойно крестьянину так, как спокойно человеку подо львом».
2. Как жили ремесленники.
Жизнь ремесленников в древнем Египте была не легче, чем жизнь крестьян.
Во II тысячелетии до н. э. в Египте было уже много ремесленников. Целые улицы в египетских городах были застроены хижинами медников, гончаров, ткачей и других ремесленников.
В своих хижинах они и работали, и продавали свои изделия. Другие ремесленники работали в мастерских, принадлежавших фараону, жрецам и вельможам. Под наблюдением надсмотрщиков они делали для рабовладельцев сосуды из красивого камня, мебель из чёрного дерева и слоновой кости, золотые украшения и иные красивые и дорогие вещи. Египтяне описали и жизнь ремесленников. «Столяр устаёт больше, чем крестьянин. Он работает больше, чем могут сделать его руки.
Он работает даже ночью при свете. Ткач целый день сидит, скорчившись, у станка и вдыхает пыль от льна; ему приходится отдавать свой хлеб надсмотрщику, чтобы тот позволил ему выйти подышать свежим воздухом. Строителю, работающему на постройке великолепных храмов и дворцов, не хватает даже хлеба, а одежда его — жалкие лохмотья. Сапожнику совсем плохо, он всегда нищенствует, нечего ему есть, жуёт от голода он кожу».
3. Рабство за долги.
Как ни тяжела была жизнь крестьянина и ремесленника, им, однако, угрожала ещё более тяжкая участь — стать рабами. Первоначально рабами в Египте были только взятые на войне пленники.
Но затем в рабов стали превращать и бедняков египтян. Нужда заставляла бедняков просить у богача зерно в долг: нередко ремесленнику и крестьянину было нечем накормить семью. Случалось также, что у крестьянина не оставалось семян для посева. Если бедняки не могли отдать долг в срок, богач обращался к чиновнику, и тот продавал их в рабство.
4. Восстание бедняков и рабов.
В Египте не раз вспыхивали восстания угнетённых. Сохранились древние записи о крупнейшем восстании, происшедшем около 1750 года до н. э.
Восставшие не уничтожили рабовладельческого строя. Никакого другого строя они себе и не представляли. Рабовладельцы собрали свои силы и восстановили власть фараонов в Египте.
ИЗ «ОПИСАНИЯ БЕДСТВИЙ СТРАНЫ»
Подняли люди мятеж против царской власти, установленной богом Ра.
Столица разрушена в один час. Царь захвачен бедными людьми. Начальники страны спасаются бегством. Чиновники убиты. Уничтожены списки, по которым собирали налоги. Бедные люди входят в великие дворцы.
Тех, которые были одеты в тонкие полотна, избивают палками. Владельцы роскошных одеяний в лохмотьях. Собственники богатств стали неимущими.
Тот, который не имел даже пары быков, стал владельцем стада. Тот, который брал зерно, сам даёт его. Рабы стали владельцами рабов.
Это несчастье для сердца моего. О, как скорбно мне из-за бедствий этого времени.
Земледелие в Древнем Египте
Природа Египта на большей части его территорий не благоприятствовала развитию земледельческих культур, как кажется на первый взгляд. Неплодородные почвы, иссушенные жарким солнцем, располагались на многие километры. Однако вблизи рек климат был гораздо лучше. В долине Нила природные условия позволяли снимать богатый урожай. Земледелие в Древнем Египте было основным занятием населения, которое сосредотачивалось главным образом в дельтах рек. Главным богатством Двуречья являлись воды Нила и плодородный ил.
Жизнь Древнего Египта очень зависела от ежегодных разливов Нила, которые были предсказуемы. В августе река поднималась, огромные площади оказывались затопленными. Вода стояла долго, вплоть до октября. В октябре вода уходила, и в распоряжении фермеров оказывались влажные илистые почвы, которые давали возможность выращивать в короткие сроки большие урожаи.
Земледельцы в Египте делились на классы. Самым многочисленным классом были феллахи – крестьяне, обрабатывавшие собственные наделы. Эти общинники жили деревнями. Помимо своих ароуров (то есть площадей, выделенных им фараоном во временное или постоянное владение), они обрабатывали земли помещиков. Крупные землевладельцы имели центральную усадьбу, а также селения и дворы. В каждом из таких имений служили домоправитель, писцы, мерщики зерна, хранители хозяйственных книг.
Поля обрабатывали мужчины – женщины практически не занимались сельскохозяйственными работами, они лишь провеивали зерно.
Труд феллахов был тяжелым, условия, в которых они жили, могли поменяться в любую минуту в зависимости от воли «бога» – фараона. Несмотря на то, что дельта Нила и некоторые другие районы были благоприятны для земледелия, плодов, полученных от урожая, не всегда хватало до нового. К тому же вся земля считалась принадлежащей фараону, и он мог за какие-либо прегрешения отобрать ароуры как у крестьян, так и у знатных вельмож. В качестве орудий труда использовались мотыги и деревянные серпы. В плуг запрягали не только быков, но и коров. Считалось, что эти животные обладают более спокойным нравом, и ими легче управлять.
Египтяне применяли приспособление для полива под названием «шадуф». Согласно оставшимся в источниках описаниям и картинкам, это были балки на каменной либо деревянной основе. На одном конце крепилась емкость для воды, а на другой – противовес (например, камни).
В полях выращивали род пшеницы – эммер. Кроме того, обязательной земледельческой культурой был ячмень, из которого варили пиво. Зерно хранили в особых «башнях» – хранилищах цилиндрической формы. Зерно засыпали сверху, а отбирали по мере необходимости через отверстие, проделанное сбоку, ближе к основанию.
Крупные землевладельцы разбивали на берегах Нила сады, где выращивали плодовые деревья. Это были сикиморы, гранаты, финиковые пальмы.
Развито было виноградарство.
Египтяне изобрели оригинальную ирригационную систему, при помощи которой было легко орошать значительные площади с минимумом затрат. Ирригация строилась по принципу так называемого «бассейнового орошения». Осадков большую часть года практически не было, зато в период разлива Нила воды прибывали в огромных объемах. Египтяне сформировали целую сеть земляных валов, которые задерживали большие массы воды. Влага задерживалась надолго, пропитывая обширные территории земли. Когда почва увлажнялась достаточно, воду «перенаправляли» в район тех участков, где ощущался ее недостаток.
Быт большинства населения Египта отличался скромностью. Одежды вельмож и простого люда были легкими, нередко оставляли открытой значительную часть тела. Мужчины оборачивали вокруг бедер кусок ткани, грудь украшали массивными ожерельями. Женщины носили длинные сарафаны. Простолюдинки нередко обходились минимумом одежды, поскольку она сковывала движения, мешая работать. Одевались египтяне преимущественно в лен и хлопок.
Жилища жителей Междуречья строились из кирпича-сырца. Дом знатного вельможи состоял из множества комнат, помещений для хозяев, для прислуги, для хранения и приготовления пищи. Простые земледельцы порой довольствовались хижиной из папируса.
Знать питалась финиками, оливками, злаковыми, в качестве напитка гостям всегда предлагали качественное домашнее вино со своих виноградников. Поскольку скотоводство было не очень развито, мясную пищу нельзя считать преобладающей в рационе жителей Древнего Египта.
Чечевица, злаки и пиво составляли основу того, что ели феллахи.
Египет был огромным государством, и география разных районов различалась. Растительный мир был значительно богаче там, где разливалась река, а потому именно там, возле большой воды, сосредотачивалась большая часть населения. Образ жизни мог варьироваться в зависимости от местоположения, поэтому сложно дать единую характеристику жизни и быта населения в целом. Однако можно отметить: египтяне сумели использовать по максимуму природные особенности доставшегося им местообитания, создать прекрасную ирригационную систему, наладить сельскохозяйственное производство и сделать его основой экономики мощного государства.
Крестьяне
Судьба крестьянина всегда была тяжелой, но, кажется, не тяжелее того, что он мог вынести. В Древнем Египте не было крестьянских бунтов, за исключением двух ужасных веков, получивших название Первого промежуточного периода, когда Древнее царство распалось, а Среднее царство еще не сформировалось (примерно в 2250-2000 гг. до н. э.).
Коренной египтянин, не будучи рабом, все же был серфом, или «связанным» человеком. Он был закреплен за землей своего хозяина и за самим хозяином. В то же время он мог иметь клочок земли и собственность и стать по-своему зажиточным. У него могли быть собственные ослы и крупный скот (рис. 3, фото 20, 21), и он имел возможность покупать для своей жены украшения и красивые ткани. Если в его жизни не было слишком много радостей и наслаждений, то, с другой стороны, он был свободен от свойственных каждому конкурентному обществу напряженности и чувства собственной уязвимости. Он занимал отведенное ему в мире место и знал, чего ожидают от него царь и боги. Поскольку, судя по всему, у правителей Египта не было ярко выраженной склонности к тирании и они строго соблюдали нормы добра и справедливости, хозяева и крестьяне спокойно трудились бок о бок в атмосфере взаимного уважения. Обязанностью каждого человека (начиная от самого знатного и заканчивая рядовым) было всеми силами сохранять божественный порядок человеческого общества. Если великому богу Осирису было суждено каждый день восставать из своей земной могилы в виде дающего всему жизнь зерна, то это во многом зависело как от труда крестьянина, так и от усилий и молитв жрецов. На широких плечах крестьянина лежало тяжелое бремя выполнения воли богов. Поэтому египетский крестьянин был исполнен чувства собственного достоинства.
Рис. 76. Работающий крестьянин
Сельскохозяйственный год был разделен на три сезона, каждый из которых состоял из четырех месяцев. Первый сезон был сезоном половодья, когда воды Нила поднимались на максимальную высоту. Затем шел сезон ухода воды, уровень воды в Ниле спадал, и созревал урожай. Наконец, наступал сезон сбора урожая.
Семена бросали в землю, когда вода почти совсем ушла, но на полях еще кое-где стояли лужи, так как солнце, высушив землю, делало ее верхний слой слишком твердым для обработки. Крестьяне готовили свои орудия труда и внимательно наблюдали за уходящей водой. Как только наступал подходящий момент, они шли на поля, пахали землю и сеяли зерно. Один человек шел по еще влажной почве, разбрасывая зерно, а позади него шли еще двое пахарей. Один из них направлял движение, а второй нажимал на ручки плуга, чтобы зачерпнуть комья земли, перевернуть их и прикрыть ими семена. В плуг была запряжена пара коров. Ими было легче управлять, чем быками, но они были достаточно сильны для того, чтобы тащить легкий плуг (фото 20). После того как пахари заканчивали свою работу, на поля выгоняли стада овец, чтобы они еще раз своими копытами перевернули верхний слой земли и как можно лучше заглубили зерно. После этого поверхность поля слегка разравнивали.
Сев сопровождался чтением магических заклинаний. Проводились религиозные праздники, и крестьяне с трепетом наблюдали за тем, как начинали прорастать маленькие глиняные фигурки бога Осириса, в которые предварительно поместили семена и как следует полили их. Крестьяне ждали: соблаговолит ли бог снова воскреснуть и в этом году?
Если все шло хорошо, растения дружно прорастали и хорошо развивались, то крестьяне начинали свой второй большой поход на поля. Они выходили на поля на заре и оставались там до ночи, пока все колоски не были собраны. Мужчины отрезали колоски, а женщины следовали за ними на коленях и собирали пригоршнями зерно и складывали его в корзины. Из корзин они ссыпали зерно в мешки, которые, в свою очередь, на мулах перевозились в амбары. Мешки могли таскать и люди при помощи длинных шестов. Дни осени были наполнены смехом и песнями, а во время сиесты крестьяне много ели и пили, поскольку сбор урожая был очень тяжелой работой (рис. 77).
Рис. 77. Сбор урожая
Однако производство зерна не было единственным занятием египетского крестьянина. Ему надо было еще работать в саду хозяина и в своем собственном, выращивать овощи и делать вино, растить скот, ухаживать за пчелами, кормить птиц и рыб. К тому же каждый год крестьянин по распоряжению местной администрации должен был проводить определенное количество дней на общественных работах. Необходимо было содержать в порядке дороги и возвращать на место пограничные камни, которые каждый год таинственным образом куда-то исчезали. Помимо этого, постоянно строились новые каналы и чистились старые. Система ирригационных каналов была источником существования Египта. Строились дамбы, чтобы сохранить каждую каплю драгоценной воды. От зари до зари крестьяне опускали корзины в колодец, чтобы восстановить квадратную форму канав на полях и в садах. В эпоху Нового царства появились шадуфы, которые поднимали корзины при помощи шеста, и это заметно облегчило работу египтян. Этот способ до сих пор используется в Египте (рис. 78). Тем не менее перед египтянами постоянно стояла одна и та же задача: напоить страждущую землю.
В целом египетский крестьянин, кажется, был вполне счастлив и доволен жизнью. Он радовался многочисленным праздникам, регулярно питался и выращивал немного прекрасных плодов на своем небольшом участке земли. У него также были дополнительные права. Например, в сезон сбора урожая у крестьянина был день, когда он мог оставить себе все собранное в этот день зерно.
Были, конечно, и плохие времена. Осирис и Хапи, боги Нила, не всегда были щедры, и тогда урожая не было. Но даже тогда крестьянин обычно был в полном порядке, поскольку у него имелся запас накопленного за несколько лет зерна. Иногда он попадал в беду. Он воровал, или жульничал с налогами, или соблазнял жену другого человека. Тогда в его дом приходил ненавистный всем огромный нубиец – полицейский, который хватал его и отводил к магистрату. И если мольбы о пощаде и слезы не помогали, то его бросали на землю и подвергали наказанию палками. Если крестьянин совершал какое-то из ряда вон выходящее преступление, то ему могли отрезать нос или уши, отправить на каторгу или на поселение. Однако в целом крестьянин Древнего Египта был довольно миролюбивым человеком, а магистрат, как правило, выносил достаточно мягкие приговоры. Очень мало свидетельств того, что в Египте существовали и более жестокие наказания, такие, например, как сжигание женщин за измену мужу или скармливание предателей крокодилам. В Египте существовали и денежные штрафы. Но это было настолько редкое явление, что фараон должен был лично изучить такое дело и подтвердить вынесенный приговор. В изумительной скальной гробнице принца Пахери в Эль-Кабе на фреске изображены крестьяне Первой династии во время пахоты. «Какой чудесный мягкий день, – говорят они. – Наша команда работает хорошо. Нам помогают сами боги. Давайте работать упорно на благо нашего хозяина». И еще: «Посмотри, как хорошо мы работаем. Как улыбается нам мир. Какая сочная трава растет под нашими ногами!»
Было бы жаль объяснять эти жизнерадостные слова исключительно традициями прошлого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Живя в курортных городах большинство из нас мало задумывается о том, каков быт и жизнь фалляхов, деревенских жителей. Это те люди благодаря которым мы свободно покупаем фрукты и овощи по очень приемлемой цене, так как все выращивается в пределах страны, импортируется лишь малая часть которая отличается от местной продукции высокой стоимостью. Деревни Египта похожи и в то же время отличные от наших русских деревень. Если есть возможность то нужно пожить в деревне, вам откроются новые стороны Египта, которого вы не знали. Это поможет понять их жизнь такой какая она есть, объективно и без прикрас.
Домашняя скотина в Египте такая же как в России, но в большинстве своем держат птицу: уток, гусей, кур, индюшек и кроликов. Крупной рогатой скотины держат мало, так как что бы их прокормить нужны поля с травой для корма. Деревенские жители не могут позволить себе такой роскоши, так как на полях они выращивают культуры, которые большей частью идут на продажу и питание семьи. Вместе с коровами в стойлах можно увидеть мулов. Раньше их использовали для пахоты, но с приходом прогресса их все больше держат для мяса и молока.
Мужчины в деревнях уже несколько сот лет носят длинные галабеи, с штанами «алладинами». Сейчас штаны по типу фалляхинских в моде. А носит такие штаны начали что бы предотвратить укусы змей которые могли заползти в одежду, из таких штанов они просто вываливались не причиняя вреда. Женщины в деревнях носят в большинстве случаев абаи, платья сшитые как правило у местных портних, дешево и сердито, в деревнях знают как жить по средствам. Отдельно стоит сказать про детей, мальчики гуляют около дома в пижамах, а девочками в стареньких платьицах с штанишками от тех же пижам. Так их одевают из практических соображений. А нарядная одежда только по праздникам, приходу важных гостей, или редким походам в город с родителями.
Еще одна особенность египетских деревень, там практически не живут местные копты христиане. Возможно это связанно с тем, что в любой деревне все и всё как на ладони. И две конфессии на одной маленькой площади просто не ужились бы из за разности быта и религиозных особенностей.
Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте
Одним из крупнейших государств древнего мира являлся Египет. Его история в науке относится к древнему Востоку. Считается, что черты политического строя, социального устройства, основные занятия населения древнего Египта во многом типичны в целом для древнего Востока, при этом имея и характерные особенности. Земледельцы и ремесленники в Египте составляли основное население.
Жизнь и быт древнеегипетских земледельцев
Сельское хозяйство сильно было связано с разливами реки Нил. Его воды, затопляя прилегающие земли, оставляли после спада слой ила, который повышал плодородие почвы. Однако эти разливы для их хозяйственного использования требовали формирования системы ирригации, чтобы равномерно распределялся ил между разными земельными участками, чтобы снабжать водой более отдаленные, не затопляемые Нилом территории, и возвышенные места. Поэтому сельские жители объединяли и координировали свои усилия.
Обычно земледельцы древнего Египта разграничивали участки насыпями, получались квадратные углубления, во время разливов наполняемые водой. Для переноса воды на дальние или высокие места применялись механические подъемные устройства шадуфы. Распашка земель и посев начинались в сентябре. Применялось деревянное рало, в которое впрягали животных. Сбор колосьев начинался в феврале, для него использовались серпы и косы из бронзы и меди.
Из собранного урожая платились налоги, остальной шел в пищу и на обмен на ремесленные изделия. Из зерновых культур в основном выращивалась пшеница. Cельские жители обрабатывали огороды, где выращивали огурцы, лук, чеснок, разводили сады, где росли виноград, инжир и другие плоды. Питались преимущественно выпеченными из муки лепешками, также продуктами из огорода и сада. Распространено было и скотоводство. Разводились коровы, овцы, козы.
Как жили ремесленники в Древнем Египте
В стране было достаточно распространено ремесло. Египтяне освоили разные его виды. Одними из основных были занятия по изготовлению разных орудий труда и предметов хозяйства, быта. Это кузнечное ремесло, гончарное, столярное, кожевенное. Ремесленники выплавляли металл, медь и бронзу, обрабатывали его, ковали из него изделия.
Известность получило ткачество, особенно изготовление тканей из льна, производство стекла, ювелирных украшений. Для потребностей населения и государства большую роль играли занятия, связанные со строительством: каменотесное дело, изготовление кирпичей, постройка кораблей.
Продукты своих трудов ремесленники использовали для уплаты повинностей, для обмена при торговле, чаще на продукты сельского хозяйства, другие изделия. Они проживали в основном в городах, хотя и в селах тоже жили. Их жилища были похожи на дома сельских жителей. Строились сначала преимущественно из тростника, покрывались глиной, в качестве крыши выступала циновка.
Пол обычно не имел специального настила, то есть был земляной. Позже при возведении домов стал применяться кирпич. На кухне находился очаг. Эти сведения дают ответ на вопрос, как жили ремесленники в Египте.
Долговое рабство
Дошедшие письменные источники дают сведения о попадании древних египтян в долговую кабалу. Им иногда приходилось брать в долг у более зажиточных и богатых людей семена на посев, продукты, деньги. При этом следовало возвращать взятое с процентами. Не всегда все должники вовремя вносили взносы, возвращали взятое. В таком случае они попадали по законам того времени в рабство к заимодавцу. Законы регулировали случаи, когда это происходило и само положение этих рабов. В науке это рабство чаще характеризуется как патриархальное.