Чем занимались крымские татары
Крымские татары — жизнь прекрасного народа
Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.
Название
Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.
История
Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор. В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей. Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.
Религия
Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду. Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана. Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.
Традиции
Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция. Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву. Только после нее можно вставать из-за стола.
У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза.
Хной рисовали важные знаки. Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы. Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.
Свадьба
Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты. Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас.
Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники. Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники. На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей. Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.
Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.
Праздники
Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.
Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане. Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки. Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.
Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года. К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер. Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями
Внешность
Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость». Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными. Лица их были продолговаты, а волосы густые.
Одежда
Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром. Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.
Крымские татары уделяют цветам большое внимание. Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце. Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.
Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.
В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.
Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).
В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.
Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена. Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание.
Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт. Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину. Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.
Жилище
Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:
Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.
Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья.
Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич. Другая особенность — наличие хлева.
Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.
Характер
Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию. Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.
В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.
Крымские татары
Тюркский народ; по мнению некоторых исследователей, отдельный татарский этнос, сложившийся к началу ХХ в.
Содержание
Самоназвание появилось в ХХ в.; в русских источниках XVI–XVII вв. – крымцы, крымские татары, XVIII–XIX вв. – татары
Численность и расселение
Общая численность по Всесоюзной переписи 1989 г. свыше 270 тысяч человек.
Живут в основном в Республике Крым (Российская Федерация). По данным Всеукраинской переписи 2001 г., крымских татар насчитывалось 243 433 человек; по оценочным данным, к началу 2002 г. в Крыму проживало не менее 260 000 крымских татар.
В Российской Федерации, по переписи 2010 г., крымских татар насчитывалось 2 449 человек.
Компактные поселения крымских татар есть в Узбекистане, Таджикистане; они также живут колониями в Болгарии, Румынии, Турции.
Общая численность в мире около 5 млн человек (2005).
Субэтносы: степные (ногайские) татары, предгорные (таты), южнобережные (ялыбойлю); иногда выделяется группа потомков ногаев, смешавшихся со степными татарами (ногай, ногайлар).
Язык крымско-татарский, распространены также русский и узбекский языки. Литературный язык близкородствен турецкому, кумыкскому, карачаево-балкарскому, а также языку греков-урумов Приазовья.
Предки крымских татар первоначально пользовались рунической письменностью, с конца XIII — нач. XIV вв. на территории Крымского юрта среди татар распространилась араб. графика.
Религия
Верующие крымские татары – мусульмане-сунниты.
Этногенез
В формировании этнокультурного облика крымских татар решающую роль сыграли тюркоязычные народы (хазары, кипчаки, ногаи и др.), мигрировавшие в VII–XIII вв. в северную часть Крыма из причерноморских степей, тюрки, занявшие в XI–XII вв. южное побережье во время сельджукских завоеваний, а также местные оседлые жители горных и прибрежных частей Крымского полуострова (тавры, киммерийцы, аланы и др.).
В состав тюркоязычных групп влились жившие здесь до прихода тюрок или расселившиеся позднее: греки-византийцы, армяне, итальянцы (южный берег Крыма в XIII–XV вв. фактически был под управлением итальянских торговых республик – Венеции, затем Генуи), готы (поселились в Крыму в IV в., сохраняли обособленность вплоть до XVII в.), выходцы с Северного Кавказа (черкесы), из Грузии, Молдавии, славянских земель.
Основные процессы консолидации происходили в пределах Золотой Орды и образовавшегося после ее распада Крымского ханства, в 1475–1783 находившегося в вассальной зависимости от Османской империи, что обусловило значительное влияние турок-османов на этнокультурное развитие крымских татар.
В конце XVIII в. крымские татары в Крыму численно преобладали, но к началу XX в. большая часть их оказалась за пределами исторической родины, что явилось главным образом результатом российской колониальной политики и двух волн миграций в Турцию: в 1790-е гг., в связи с присоединением в 1783 г. Крыма к Российской империи, и во время и после Крымской войны (1853–1856).
К началу XX в. крымские татары компактно проживали на Керченском и Тарханкутском полуостровах, в районе города Евпатория и на берегу залива Сиваш, в ареале от Балаклавы на западе до города Судак на востоке и от Карасубазара (ныне город Белогорск) до города Ялта. В 1802–1921 гг. эта территория входила в состав Таврической губ.
В начале XX в. Таврическая губерния включала Бердянский, Днепровский, Евпаторийский, Мелитопольский, Перекопский, Симферопольский, Феодосийский и Ялтинский уезды.
Традиционные занятия
Традиционные занятия крымских татар – земледелие, садоводство, виноградарство, огородничество, табаководство, животноводство, на побережье – рыболовство.
В XIX – начале XX вв. крымские татары были одной из самых урбанизированных групп татар России, проживали в городах Евпатория, Керчь, Симферополь, Феодосия.
Наиболее известными крымско-татарскими центрами являлись города Бахчисарай и Карасубазар; здесь находились крупные ремесленные мастерские по производству национальной одежды, украшений, посуды и т. п.; местные мечети, медресе, мектебы сыграли ведущую роль в развитии ислама, исламской культуры, национального самосознания.
История
На рубеже XIX–XX вв. в Крыму была развернута масштабная программа образования и просвещения мусульманского населения, положившая начало формированию новой национальной интеллигенции. Наиболее весомый вклад в это дело и культурный подъем всего тюркоязычного мира внес крымско-татар. просветитель, педагог, издатель И.Гаспринский. В 1883–1914 гг. в Бахчисарае он издавал газету «Тарджеман», которая, пропагандируя новые методы образования и новые идеи в мусульманской жизни, приняла самое активное участие в становлении и формировании главных принципов движения джадидизма.
С 1906 г. газета стала выходить с приложением – журналом «Галяме нисван» («Мир женщины»), первым в мире литературно-просветительским изданием для мусульманок.
В конце 1917 г. в Бахчисарае прошли выборы в 1-й Курултай крымско-татарского народа, который был распущен уже в начале 1918 г. вместе с созданным им Крымско-татарским национальным правительством, состоявшим из членов Центрального комитета татарской буржуазно-националистической партии «Милли-Фирка».
В марте 1918 г. была образована Крымская Советская Социалистическая Республика Таврида, она также просуществовала недолго: 25 июня 1918 в Симферополе под эгидой германских оккупантов, захвативших территорию Крыма, было создано марионеточное буржуазно-националистическое Крымское краевое правительство во главе с генералом М.А.Сулькевичем.
15 ноября 1918 г., после ухода из Крыма германских оккупационных войск, правительство Сулькевича было вынуждено передать власть кадетско-эсеро-меньшевистскому правительству, главой которого был избран кадет С.С.Крым. Новое Крымское краевое правительство опиралось в своей деятельности на вступившие в Крым французские, английские войска, белогвардейские формирования.
В апреле 1919 г., после освобождения Севастополя частями Красной Армии, была образована Крымская Советская Социалистическая Республика (в составе РСФСР) с центром в Симферополе, в мае сформировано Временное рабоче-крестьянское правительство под председательством Д.И.Ульянова.
В июне 1919 г. Крымский полуостро захватили войска А.И.Деникина, в конце 1920 г. здесь была восстановлена советская власть.
Созданная в октябре 1921 г. (в составе РСФСР) Крымская АССР (в 1921–1924 гг. председатель Совета народных комиссаров – С.С.Саид-Галиев) в 1945 г. преобразована в Крымскую область, которая в 1954 г. была передана в состав Украинской Советской Социалистической Республики.
Великая Отечественная война для многоязычного населения Крыма оказалась особо трагичной: на его долю выпали все тяготы героической обороны полуострова, жизни в немецкой оккупации.
Самым роковым для крымских татар было решение советского правительства о принудительном выселении из-за «неблагонадежности». В 1941–1944 гг. почти все нерусское население (свыше 300 тысяч человек) было вывезено из Крыма.
Самая массовая депортация крымских татар (187 859 человек) была проведена 18–20 мая 1944 г. (с 1993 г. 18 мая официально отмечается как День национального траура). С учётом военнослужащих, уволенных из армии по специальному приказу, общее число депортированных крымских татар превысило 200 тысяч человек.
Крымские татары, как и другие высланные народы, были расселены рассредоточенно, на большой территории от Поволжья и Урала до Средней Азии и Сибири; почти половина из них погибла в пути и в первые месяцы жизни по специальному переселенческому режиму.
В 1967 г. крымские татары были восстановлены в конституционных правах, однако вплоть до конца 1980-х гг. их возвращение на родину искусственно сдерживалось.
С начала 1990-х гг. началась массовая и, по сути, стихийная репатриация крымских татар, но на этапе их нового укоренения в Крыму выявилось множество проблем – политических, экономических, социокультурных.
В феврале 1991 г. на сессии Верховного Совета Украины был принят Закон «О восстановлении Крымской АССР».
18 марта 2014 г. была образована Республика Крым как субъект Российской Федерации на основании подписанного в тот же день договора о присоединении Крыма к России.
Идеологическая основа современного крымско-татарского движения была заложена в июне 1991 г., когда в Симферополе состоялся Курултай, провозгласивший образование Милли Меджлиса как «высшего полномочного представительного органа крымско-татарского народа». Контакты Меджлиса, национальных политических партий с государственными структурами Украины и Крыма складывались непросто. В 1999 г. в результате всекрымской акции – марша-протеста крымских татар в защиту своих прав – Указом Президента Украины был создан Совет представителей крымско-татарского народа при Президенте.
В настоящее время в национальном движении крымских татар выделяются 3 течения: умеренное – представлено политической организацией Национального движения крымских татар, позицию которой отражает газета «Арекет»; национально-либеральное – представлено Меджлисом и Организацией крымско-татарского национального движения, чьи идеи пропагандируют газеты «Авдет», «Голос Крыма», национальные редакции радио и телевидения; радикальное – представлено партией «Адалет».
Культура
Крымские татары сумели сохранить свою самобытность (язык, вероисповедание, традиции семейного быта, народные обряды, песни, танцы, национальную кухню), хотя многие из вековых культурных ценностей оказалось утраченным. Социальная адаптация и национально-культурное возрождение являются для них не менее важной задачей, чем хозяйственное строительство и бытовое обустройство.
Вопросы гуманитарного характера решаются совокупными усилиями Ассоциации крымско-татарских работников образования «Маарифчи», Лиги крымско-татарских женщин, секции крымско-татарских писателей при Совете писателей Крыма, Ассоциации крымско-татарских художников, Духовного управления мусульман Крыма.
В 1991–1992 гг. в Симферополь переехали созданный в Узбекистане крымско-татарский хореографический ансамбль «Хайтарма», редакции национальной литературы и газеты «Янъы дюнья» («Новый мир»), журнала «Йолдыз» («Звезда»). Позднее в Симферополе были открыты Крымско-татарский академический музыкально-драматический театр, Республиканский крымско-татарский музей искусств, факультет для подготовки учителей крымско-татарского языка и литературы в Крымском индустриально-педагогическом университете, организована Республиканская крымско-татарская национальная библиотека им. И.Гаспринского.
Литература
Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881.
Куфтин Б.А. Южнобережные татары Крыма // Крым. 1925. № 1.
Бочагов А.К. Милли Фирка: национальная контрреволюция в Крыму (1917–1920). Симферополь, 1932.
Баскаков Н.А. Тюркские языки. 1960.
Воробьёв Н.И. Поволжские татары // Народы Европейской части СССР. Серия: Народы мира. М., 1964. Т. 2.
Забвению не подлежит. (Из истории крымско-татарской государственности и Крыма). Казан, 1992.
Исхаков Д.М. Татары. Набережные Челны, 1993.
Народы России. М., 1994.
Червонная С.М. Проблемы возвращения и интеграции крымских татар в Крыму: 1990-е гг. М., 1997.
Габриелян О.А. Политические процессы в Крыму. Последнее десятилетие ХХ века. Симферополь, 2000.
Крымские татары – гордость тысячелетий. Симферополь, 2001.
Гражданская война и военная интервенция в СССР: энциклопедия. М., 1983.
Крымскотатарская энциклопедия: в 2 т. Симферополь, 1993–1995.
Отечественная история: история России с древнейших времён до 1917 года: энциклопедия. М., 2000. Т. 3.
Венера Якубова. Крымские татары, или Привет от Сталина. Казань, 2001.
О современных крымских татарах
Присутствие татар заметно и на улицах города: татарские женщины обязательно покрывают голову, руки и плечи, когда выходят в город, и даже так они одеты дома. Они не носят никаких специальных видов одежды, как женщины-масульманки в многих арабских странах, просто волосы должны быть прикрыты, и не должно быть открытых частей тела. Многие крымские татарки имеют очень тонкие, удлиненные черты лица и вообще очень красивы.
Семья обязательно живет целым кланом: жена, муж, свекровь, свекр, сын, маленькие дети, а иногда еще и другие престарелые родственники. Для крымских татар огромную роль играет их история и национальная культура, традиции и обычаи: например, в в их поселке даже есть небольшой музей, посвященный репатриации татар в Крым. Многие из них прекрасно говорят на русском языке, но некоторые разговаривают с сильным акцентом. Без исключения все они владеют своим родным языком.
Крымские татары дружелюбны, особенно если вы сами демонстрируете позитивный настрой. Но, в свой личный внутрисемейный мир они предпочитают посторонних не допускать.
Крымские татары делятся на три субэтнические группы: степные татары или ногайцы (ногъай), предгорные и горные татары (таты) и южнобережные (ялыбойлю), относящиеся к переднеазиатской расе большой европеоидной расы. Степные татары имеют небольшую примесь монголоидной крови.
Основным занятием крымских татар все века являлось земледелие. На южном берегу, в горных и предгорных районах Крыма, они занимались садоводством, виноградарством, табаководством, сеяли пшеницу и лен. В степных районах Крыма было особенно развито животноводство, прежде всего — разведение овец и коней.
Обоз в степи. Акварель Карло Босолли (середина 19 века):
Передвижение крымских татар на верблюдах и лошадях по степи:
Гора Столовая (Ак-Кая) недалеко от Карасубазара (сегодня город Белогорск). К очередной годовщине восшествия Екатерины Второй на престол (28 июня 1793 года) было приурочено принятие присяги на верность императорскому дому. Беи, мурзы и священнослужители были собраны на плоской вершине горы Ак-Кая, где наместник России на Юге России Григорий Александрович Потемкин довел до их сведения приказ о принятии жителей Крыма в российское подданство:
На улицах Карасубазара, 1920-е годы:
Теперь поселок разросся. Над крышами гордо развевается татарский флаг. Официальное право собственности на землю и дома жители поселка получили совсем недавно, после 2014 года, уже во время российского правления.
О религии, о жилищах крымских татар
В это время в столице улуса начинают возводиться мечети, медресе (высшее мусульманское духовное училище). Здесь в 1314 г. (в Солхате) было начато сооружение мечети, названной в честь самого хана Узбека. «[1]
Татарские дома и их интерьер на старинных картинах, гравюрах и акварелях, фото.
Южный базар. Картина Премацци Луиджи, 1961 г:
Внутри крымскотатарского жилища. Картина Вильгельма Кизеветтера, 1845-1847 гг:
Крымскотатарский дом в деревне Алупка. Художник Карло Босолли, акварель (середина 19 века):
Татарский дворик в Крыму. Картина Никонора Чернецова:
Интерьер дома у приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Кухня приазовских татар – ногаев. Гравюра Даниеля Шлаттера. 1822-1828 гг:
Интерьер крымскотатарского дома в с. Капсихор. Картина Раффе 1837-1846 гг:
Комната в доме мирзы в Байдарской долине. 1856 г:
Внутреннее убранство крымскотатарского дома. 1893 г:
Внутренний вид крымскотатарского дома:
Спальня в доме богатого татарина. Деревня Кизилташ под Ялтой. Фото начала XX в:.
Крымская татарка в доме:
Спальня в крымскотатарском доме. Фото начала XX в.
Кухня (она же – столовая) на верхнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в:
Рабочая комната на нижнем этаже крымскотатарского дома. Фото начала XX в.:
Фото и картины крымскотатарских жилищ большей частью отсюда и из других открытых источников.
И еще две картины и один рисунок известных художников, представляющие скорее художественную ценность, чем описательную.
Крымский вид. В. М. Васнецов (брат А. М. Васнецова):
Сакля в Алупке. Исаак Левитан:
Сакля. Рисунок Ивана Шишкина:
Современный дом крымских татар:
Мечеть Коккоз Джами (село Коккоз – Соколиное)
Большая ханская мечеть (Бахчисарай)
Одно из самых ярких сооружений резиденции крымских ханов в Бахчисарае. Находится на территории Ханского дворца. Мечеть была построена в 1532 г. Сахибом I Гераем, чье имя она долгое время носила.
Мечеть Кебир Джами (Акмесджит – Симферополь)
Старейшее здание Акмесджита (Симферополя). Святыня была построена по заказу хана Менгли I Герая зодчим Хаджи Абдурахим-Беком в 1508 году. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись на портале мечети. На протяжении многих лет мечеть подверглась реконструкции несколько раз.
После Второй мировой войны Кебир Джами находилась в запущенном состоянии. В течение нескольких лет мечеть использовалась в качестве переплетной мастерской. После возвращения крымских татар из депортации началось возрождение старой мечети. В 1989 году Кебир Джами была возвращена мусульманской общине.
Мечеть Корбек Джами (с. Корбек – Изобильное)
Восстановленная соборная мечеть в селе Корбек (Изобильное) под Алуштой. Минарет мечети разрушили еще в начале ХХ века, а само здание мечети был сожжен в 1994 году. Культовый объект восстановил турецкий предприниматель Мурат Улькер – крымский татарин по происхождению, внук последнего имама Корбек Джами Девлета-хаджи Ислама, он в 1933 году уехал в Турцию. При строительстве мечети использовали редкие породы дерева. Все надписи арабской вязью, михраб и портал на входе в мечеть покрыты сусальным золотом.
Список использованной литературы будет приведен во 2-й части поста.