Чем занимались народы кавказа в 17 веке
Кавказ в 17 веке
Социальное и экономическое положение народов Серного Кавказа в период 17 века соответствуют описанию феодальных отношений. В период средневековья, а это примерно с XVI века XVIII феодальный строй господствовал повсюду, и в Европе и в Азии. Не было исключением и территория Кавказа.
Для этого периода характерна раздробленность и обособленность территорий. Каждое более менее сильное образование стремилось подчеркнуть свою самостоятельность. Боролось, и отстаивали свою независимость в принятии политических и экономических решений.
На некоторых территориях власть передавалась по наследству, в других правитель выбирался на совете из представителей наиболее влиятельных представителей правящего класса. Соответственно, мелкие княжества существовали в зависимом положении от более сильных соседей.
Господствующим классом в северокавказских государственных образованиях XVI — начала XVII века были в шамхалы, уцмии, майсумы, ханы, мурзы, князья, уорки (не путать с орками). Все это названия правителей в Дагестане, Адыгее, Карачаевии, у балкар, чеченцев и ингушей.
Более мелкие феодалы, находившимися от них в зависимом (вассальном) положении были беки. Беки обязанные были поддерживать своего верховного правителя во время военных походов или при отражении нападений извне.
Не редко в Балкарии, Дагестане и Осетии беки воеводы, нукеры (телохранители правителей), исполняли и другие виды службы. Они составляли свиту правителя и сопровождали его в поездках, назначались послами на сопредельных территориях и так далее. В награду за усердную службу их назначали правителями аулов и селений, полученных ими на вассальных правах.
Значительным земельным собственником (как и во всем мире) становится в этот период и мусульманское духовенство (религиозная верхушка доминирующей религии). В Дагестане глава духовенства — шейх, занимал высокое положение при шамхальском дворе, духовенство фактически владело вакуфными землями.
Важно для понимания и то, что население кавказского региона большей частью являлись лично свободными (уздени — в Дагестане, Чечне, Балкарии, Ингушетии; тфокотли — у адыгеев) и пользовались землей и пастбищами, выплачивая за нее ренту.
Положение свободных крестьян в 17 веке характеризуется отсутствием у них различных прав или возможности настаивать на своих правах. Так, в и Кабарде и в Дагестане простые свободные крестьяне не имели права кровной мести по отношению к своему князю. Гибель представителя правящих кругов оценивалась в несколько раз дороже, чем гибель простого батрака, и почти ничего не стоила жизнь раба, пленного (ясыря).
Кроме свободных узденей, были и коренные жители, но лично зависимые. Они не только платили ренту за землю, но отрабатывали работы на землях принадлежащих феодалу (барщина). Такими становились разорившиеся крестьяне, или те кто, пытаясь скрыться от кровной мести, продавали свою свободу за возмещение от нового хозяина кровнику. Князь платил семье убитого компенсацию, убийца отрабатывал.
Категория населения, положение которой было хуже и чье социальное положение было еще ниже — это были рабы. Рабами становились военнопленные, ну а в портовых городах (Анапа, Дербент и др.) существовали рынки рабов. Согласно известным судебным документам Рустам-хана кайтагского и Умма-хана аварского, человек убивший раба не подлежит мести со стороны его хозяина. За убийство отвечала вся община, к которой принадлежал убийца. Если за него не приносили компенсацию то он ее отрабатывал на выделенной земле. Если при этом он вступал в брак со свободной местной женщиной, его обычно освобождали от рабской зависимости.
На рабов был высокий спрос в соседних Турции и Иране куда их успешно и продавали. А еще нередко продавались и соплеменники из числа не свободного населения. Будучи умельцами, мастерами, земледельцами и искусными ремесленниками они высоко ценились в Закавказьи. Торговали ими на невольничьем рынке в Дербенте и рабовладельческих рынках Востока.
По Дагестанским адатам земля общины раз в семь лет перераспределялась между тухумами (семейными общинами), а глава общины перераспределял ее уже между семьями самостоятельно. Также существовали ограничения на продажу земли. Допускалось лишь перемещение владение землей только внутри общины. А если кто-то продавал ее беку то его могли и изгнать из общины. Это обеспечивало безопасность общины, препятствовало остаться без земли.
Интересно, что отдельный общинник вообще не выступал как юридическое лицо, а его собственное социальное положение определялось принадлежностью к общине.
В результате подобных операций внутри общины постепенно выделились собственники больших земельных участков, в противовес которым появились также малоземельные и вовсе безземельные общинники. Естественно, социальные верхи общины стали оказывать на внутреннюю жизнь общины е более заметное влияние, перераспределяя общинную землю в свою пользу, используя труд менее имущих соотечественников и даже организуя набеги на соседние области. Кроме того, в некоторых обществах Дагестана, Осетии и других мест должности старейшин стали передаваться по наследству, что дополнительно свидетельствует о возросшей личной роли представителей правящей верхушки. О том же говорит и статья в своде Рустам-хана, согласно которой бек обязан был выплатить общине штраф, если он устраивал военную экспедицию, не посоветовавшись предварительно с общинными старейшинами.
Разобщенность феодалов, их стремление взять по контроль больше земель, распоряжаться водой для орошения полей. Высокая внутренняя конкуренция не позволяла им объединяться для организации сопротивления внешним врагам.
В условиях борьбы за Кавказ двух крупных и сильных в военном отношении держав феодальные государства Закавказья оказались неспособными сохранить независимость. Экономическая и политическая разобщённость кавказских народов в 17 веке и нескончаемые междоусобные войны не давали им возможности сплотиться для отпора завоевателям.
Через регион шла торговля с Европой и Россией. Поэтому интерес к Кавказу проявляли и Иран, и Турция. Страны Европы и Россия только начинали приглядываться, засылая сюда своих торговых представителей, купцов, торговцев.
Политическая сложная и не стабильная ситуация не только не прекращала, а возможно даже способствовала развитию торговых отношений в регионе.
Народы северного Кавказа и Грузии в XVII веке связывали торговые пути, проходившие из Терского городка по горным тропам в Грузию. В зимнее время перевалы закрывались, и единственной дорогой оставался путь, идущий вдоль каспийского берега, от Тифлиса до Астрахани. Особо важным пунктом для восточной торговли являлся Дербент, известный не только невольничьим рынком, но и широким кругом товаров горской работы (сабли, панцири, золотая и серебряная утварь, бурдюки, ковры и т. д.), которые поступали сюда на продажу из Дагестана, Осетии, Кабарды, Чечни и других мест Кавказа. Стабильной и постоянной была связь горцев с Азербайджаном, торговый путь в который с Северного Кавказа шел через горный Дагестан и был единственным, поскольку местные жители в летнее время пользовались тропами через многочисленные перевалы.
Уплатив налог за право торговли, армянские купцы, меняли привезенные с собой товары восточного производства на местные, чтобы переправить их затем на рынки Грузии, Азербайджана или в черноморские порты.
Уже к концу XVII века, когда окрепло и усилилось государство Россия происходит развитие русско-кавказских экономических отношений. Желая обезопасить Астрахань и южные области и усилиться на Каспии Россия расширила сферу своего влияния на Кавказе.
Материал можно использовать для реферата или доклада о Кавказе 17 века. Ссылка на сайт обязательна.
Путешественники XVI-XVII вв. о народах Северного Кавказа.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Этническая карта Северного Кавказа
В течение XVI-XVII веков в этом регионе полностью сложились территориально-языковые общности, но поскольку нет надежных статистических данных, то установить численность народов Северного Кавказа в этот период, невозможно.
Крупной этнической общностью в это время были адыги, известные под названием черкесы. Страна Черкестан располагалась от склонов Анапских и Обурских гор почти до берегов реки Кубани – такие сведения были у турецкого путешественника Эвлпя Челебпа.
Адыгские племена жанеевцев и шагаков занимали западную часть Черкесии в 40-60-е годы XVII века.
В прибрежной зоне Черкесии проживало племя адаме – это ещё одна группа адыгов. Среди западных адыгов наиболее крупной этнической группой были хатукаевцы. Они располагались по рекам Абин, Иль, Абурган.
В течение XVII века адыги постепенно продвигались на юго-восток и ассимилировались с соседями – абазинами. Процесс расселения абазин в верховьях Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, в бассейне Верхней Кумы, заканчивается к началу XVI века, когда кабардинцы уходят от бассейна Кубани на восток.
Северокавказские абазины по источникам XVII века известны по названиям правящих феодальных фамилий – Биберди, Додоруко, Клыч, Лоо, Джантемир.
Территория у отрогов Эльбруса была занята карачаевцами и балкарцами. Карачаевцы обосновались в 30-40-е годы в верховьях Баксана.
На основании русских источников 1639 г карачаевцы занимали Баксанское ущелье, а затем из-за феодальных распрей часть карачаевцев поселилась в верховьях Кубани. На карте А. Ламберти размещает их на территории нынешнего Карачая. В Балкарском ущелье по реке Черек размещались балкарцы, их поселения не менялись в течение всего XVII века.
Кабардинцы располагались в предгорьях и на равнинных местах, они занимали правый берег Терека и его левые притоки.
Причина перемещений кабардинцев была связана как с внутриполитическими событиями и хозяйственной деятельностью, так и постоянной опасностью со стороны турок.
Горные ущелья, верховья Терека и левые его притоки были этнической территорией осетин, часть которых мигрировала в Южную Осетию.
Готовые работы на аналогичную тему
Чеченцы и ингуши в этот исторический период именовались по названиям отдельных обществ и только в грузинских источниках они назывались «кисти».
Дагестанцы называли чеченцев «мычигиш», а русские источники называли их термином «мичикизы», заимствованным у кумыков Дагестана.
Европейские путешественники на Кавказе
Европейцы в этот период, посещавшие Кавказ проезжали его транзитом, хотя были и целенаправленные поездки.
Список европейских путешественников по Кавказу впервые составил российско-советский историк и кавказовед М. А. Полиевктов.
Европа с XIII века активно развивает свою торговлю, накопленный торговый капитал заставляет европейцев устремиться на Восток, включая Кавказ. Предпринимают они и попытки осуществления своих политических интересов.
Период XV-XVI веков М.А. Полиевктов выделяет по ряду причин:
Путешественники, побывавшие в этот период на Кавказе, сообщают о нем в своих дневниках как бы мимоходом. Первый западноевропейский путешественник Дженкинсон, в 1562 г описал побережье Каспийского моря.
В Кахетию был отправлен послом Р.П. Биркин в 1587-1588 гг., принявший в русское подданство кахетинского царя Александра II.
В экспедиционных отрядах были в основном ученые, так, например, в XVII веке был приглашен немец И.Г. Гербер, описавший местность, социальную структуру и быт населения Кавказа.
Инициатором правительственных мероприятий был П. Потемкин, составивший «Краткое описание о кабардинских народах».
Подробную характеристику кавказских народов дает И.Ф. Бларамберг. В своих записках он пишет, что нравы и обычаи народов Кавказа зависят от занимаемой ими территории, от образа жизни, от воспитания. Просвещение у них ограничивается воспитанием ненависти к врагам, умением отомстить в любом случае, дорожить свободой больше, чем собственной жизнью. Народы Кавказа очень бедны или из-за лени, или из-за упрямства – спуститься в долину, где есть плодородная почка, они не хотят. Кавказцы обладают всеми пороками и добродетелями, которые присущи нецивилизованным людям. Они мстительны и жестоки по отношению к врагам и добры, гостеприимны, воздержанны у себя дома. В дружбе надежны, к старикам очень почтительны. Война является их привычным занятием, поэтому ремесло добывания они называют военной профессией. Черкесы дерутся с абазинцами, кабардинцы с осетинами и чеченцами, осетины – с кистинами, чеченцы воюют со всеми соседями.
Их одежда имеет сходство, если не считать некоторых изменений. Мужчины всегда при себе держат кинжал, даже в своем доме. Жилища сооружают в зависимости от климата. У черкесов Кабарды оно из сплетенных веток, обмазанных глиной, а крыша покрыта камышом. У кубанских черкесов жилище тоже из сплетенных веток ивы, только глиной оно обмазывается и снаружи и внутри, а крыша покрывается соломой или камышом. Внутри жилище побелено. В горном районе дома сооружаются из камня, которые просто накладываются один на другой без всякого скрепляющего раствора.
Пища кавказских народов очень проста и представлена в основном пшеничным и ячменным хлебом. Из овечьего молока они делают сыр, а из коровьего сбивают масло, правда, очень редко.
Рисунок 1. Пища кавказских народов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Побывал на Кавказе и французский путешественник Фредерик Дюбуа де Монперэ. Его описание кавказских народов и, в частности черкесов, за исключением отдельных деталей совпадает с описанием Бларамберга.
Занятия северокавказских народов
Народы Северного Кавказа в основном занимались скотоводством – крупный рогатый скот разводили на равнинных территориях, овец – в горах. Так же они выращивали зерновые культуры, в основном просо, но пахотных земель было немного. Население Дагестана, адыги черноморского побережья выращивали виноград, занимались садоводством. В горных районах развивался охотничий промысел.
Чтобы восполнить свои запасы зерна и скота, кавказцы сами совершали грабительские набеги на Крым и Мангытский Юрт. В то время был распространен горский обычай – воровать у соседних племен скот. Воровством промышляла и знать, потому что заниматься торговлей было постыдно.
Кавказские воины прекрасно владели искусством ведения боя, и правители соседних государств стремились привлечь их в свои войска.
В этих условиях шло формирование кавказского менталитета, в основе которого лежит представление, что человек самостоятельно должен добиваться успехов в жизни, беречь честь и достоинство и насмерть защищать свою землю и имущество.
Сохранялся патриархальный уклад жизни, даже взрослые сыновья, имеющие свою семью, не имели права покидать отчий дом без согласия главы. Отец мог продать неугодных ему домочадцев в рабство.
Большинство народов Северного Кавказа к началу российской колонизации исповедовало ислам, но языческие верования были ещё сильны. Основная часть осетин исповедовала христианство православного толка. Среди адыгов тоже были как православные, так и католики.
Народы Кавказа в 17 веке
Практически всё 17-е столетие социально-экономическую жизнь кавказских народов можно охарактеризовать как классический период феодальных отношений. Феодализм доминировал на протяжении 16-18 веков по всей Европе, господствовал в азиатских странах. Не обошёл он стороной и Кавказ.
Время феодализма отличилось в истории исключительной раздробленностью территорий, обособленностью групп людей по местам проживания. Лидеры более-менее крепких образований всячески подчёркивали свою независимость. В ожесточённой борьбе отстаивалась политическая и экономическая самостоятельность.
Каждое территориальное объединение жило по своим законам. У одних передача власти осуществлялась по наследству, у других правитель выбирался из представителей знати, имевшей наибольшее влияние. Небольшие, слабые княжества были практически подчинены могущественным соседям.
Дагестаном, Чечнёй, Адыгеей и другими северокавказскими народами правили всевозможные мурзы, ханы, шамхалы, князья. Сюда же можно отнести менее известных майсумов, уорков, уцмиев. Все они были знатью, правящей в своих вотчинах по собственному разумению.
Административное деление всех этих ханств и княжеств по территориям, называемым магалами, кабаками, джамаатами, было в рамках условных границ. В предвестии военных угроз вооружались все мужчины без исключения.
Некрупные феодалы, их называли беками, являлись поддаными, вассалами более влиятельных. В их основные обязанности входило сопровождении своего господина в захватнических походах. И в случае военных угроз извне беки обязаны были защищать своего верховного правителя и его земли.
Очень часто беки вместе с нукерами (личная охрана правителя) и воеводами сопровождали господина в различных поездках, входя в состав его свиты. Они несли и другие служебные обязанности, например, были послами в сопредельных землях или странах. Усердие и преданность поощрялись назначением править в вассальных селениях и аулах верховного владыки. Практиковалось это в Дагестане, Осетии и у других народов Северного Кавказа
Огромные земельные наделы прибрала к рукам мусульманская духовная верхушка. Мусульманство с 17 века стало доминирующей и шейхи обрели огромнейшее влияние на правящую знать, занимая при дворе высокое положение. Шамхалы, мурзы, ширваншахи и другие правители Дагестана, Балкарии, Ингушетии, как и в Европе, отдавая высшему духовенству в вакуф землю и другое имущество, делали священников фактическими хозяевами отданного имущества. Таково было влияние шейхов при дворе.
Следует признать тот факт, что большая часть и горцев, и равнинных жителей оставались лично независимыми людьми. Балкарские, дагестанские, чечено-ингушские уздени, адыгейские тфокотли считались свободными, могли иметь крепостных крестьян и арендовать пастбища и другие земли.
Конечно, свобода эта была относительна. В их обязанности входило содержание ханского войска, вооружённое участие в боевых действиях или обязательные работы при возведении крепостей и других объектов военного и бытового назначения.
Свободные крестьяне того времени были лишены многих прав и самой возможности их отстаивать. Например, в Кабарде и Дагестане запрещалась кровная месть, если виновником был свой господин. Цена жизни знатного человека не могла сравниться со стоимостью простолюдина. Жизнь ясыря (пленника) или раба не стоила почти ничего.
Следующими на социальной ступени были коренные жители. В отличие от узденей они были лично зависимы, так как им приходилось продаваться после разорения или спасаясь от кровной мести родственников убитого. Оплативший долги или компенсацию семье убитого феодал привлекал крестьянина к работе на принадлежащих ему землях. Барщина заканчивалась после возмещения князю всех убытков.
Однако, были и те, чьё общественное положение на социальной лестнице являлось самым незавидным. Это рабы. Обычно ими становились военнопленные, но можно было и купить рабов на рынках Дербента, Анапы и других портовых городов. «Кодекс законов Рустам-хана» в Кайтаге и «Кодекс Умма-хана Справедливого» из ханства аварского, закрепившие безмерную власть феодальной знати над всем без исключения крестьянством Северного Кавказа, запрещали любое наказание за убийство раба. За убийцу отвечала его община, компенсируя убытки владельцу. Виновник обязывался отработать на земле последнего, если заплатить за преступление не было возможности. От рабской зависимости убийца мог освободиться, вступив в брачные отношения с местной незамужней женщиной.
Рабы были очень востребованы по соседству. Иран и Турция покупали их весьма охотно. Это был очень успешный бизнес. Умелые мастера, искусные ремесленники и земледельцы из числа не свободных соплеменников в Закавказье ценились очень высоко. Их также бесцеремонно продавали на дербентском и других восточных невольничьи рынках.
Следуя адатам (обычаям) предков, дагестанские общинные земли каждые 7 лет заново перераспределяли среди тухумов (общин). Главы же семейных общин раздавали эту землю семьям по своему усмотрению. Землю нельзя продать беку или кому-нибудь ещё, её передача допускалась только внутри общины. Игнорирование этого адата нарушало безопасность общины и грозило виновнику изгнанием.
Интересен факт, что социальный статус человека зависел от его принадлежности к общине. Отдельно общинники не могли считаться юридическими лицами.
В итоге большая часть внутриобщинных земель оказалась сосредоточена в руках отдельных собственников, что дало этой социальной верхушке весомую власть в противовес остальным. Общинная земля перераспределялась с учётом их интересов, бедные общинники стали трудиться на власть имущих.
Старейшины, сосредоточив в руках максимум власти, могли даже совершать набеги на соседей. В отдельных общинах власть так окрепла, что должности старейшин стали передавать наследникам. Значение старейшин стало настолько весомым, что нашло отражение даже в своде законов Рустам-хана. Этот кодекс обязывает беков выплачивать общинам весомый штраф, если без согласия старейшин ими организуются военные походы.
Разрозненность всевозможных ханов, беков, князей, их неиссякаемое желание захвата новых земель, контроля над оросительной системой, извечная вражда и конкуренция абсолютно исключали возможность объединения для борьбы с внешними захватчиками.
XVI-XVII столетия вошли в историю как период кровавых битв. Война за Кавказ, длившаяся полвека с 1514 года по 1555 год между Ираном и Османской империей, закончилась дележом Закавказья.
В ситуации ожесточённой борьбы двух могущественных держав разрозненный феод кавказских земель не смог сохранить свою независимость. Итогом междоусобных войн и политической разобщённости кавказских правителей явилось их полное порабощение захватчиками.
Причиной такого внимания к Кавказу турецкого султана и иранского шаха было то, что этот регион являлся коридором для торговли с Россией и через неё с Европой. Последние в свою очередь тоже стали интересоваться политическими и экономическими возможностями, которые мог дать контроль над Кавказом. Купцы, торговцы и другие представители европейской части материка всё больше и больше охватывали своим вниманием этот край.
Таким образом неустойчивая политико-экономическая ситуация в какой-то мере даже способствовала бурному росту торговли в этом крае.
В XVII веке Северный Кавказ вёл торговлю с Грузией через горные тропы. В зимнее время высокогорные перевалы становились непроходимы и единственный путь от Астрахани до Тифлиса лежал по равнине между гор и берегом Каспия.
Купцы из Армении, которых не останавливали даже высокие налоги за право торговли, успешно вели свой бизнес, меняя доставленные с Востока товары на изделия горцев. Их усилиями местный товар затем доставлялся на рынки Закавказья и через порты Черноморья в другие страны.
Политико-экономическое укрепление России на мировой арене способствовало успешному развитию всесторонних отношений с кавказскими народами. Это было необходимо ещё и в силу того, что Российской империи необходимо было обеспечить Астрахани и другим областям юга страны мир и безопасность.
Лишь гораздо позже, после вхождения в состав могущественной Российской империи народы Кавказа могли спокойно жить и развиваться, находясь под её защитой.
КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ
КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ
В XVI–XVII вв. территория Кавказа и Закавказья была поделена на множество более или менее крупных государственных образований и обществ. Часть из них, находившаяся в относительно легкодоступных зонах, оказывалась в вассальной зависимости или включалась в состав административных единиц Османской империи и Сефевидского Ирана. Другие же, расположенные в труднодоступных горных районах, либо оставались независимыми, либо были формальными вассалами могущественных соседей. Начавшаяся борьба османов и Сефевидов за овладение Кавказом отразила смену «основных игроков» в регионе. Походы монголов и их наследников, окончательно подорвавшие могущество некогда единого Грузинского царства, к концу XV в. привели к образованию на его территории трех царств (Картлии, Кахетии и Имеретин) и пяти княжеств (Самцхе-Саатабаго, Гурии, Сванетии, Абхазии и Менгрелии), остававшихся в последующий период в полунезависимом положении.
В конце XV в., сокрушив в 1461 г. последний осколок Византии Трапезундскую империю, османские власти превратили район Трапезунда в резиденцию наследников престола. Приобщавшиеся там к управленческой и военной деятельности будущие султаны Баязид II и Селим I руководили первыми вторжениями в район Кавказа и Закавказья. На рубеже XV–XVI вв. были совершены набеги на Чалдыр и Кутаиси (центр царства Имеретии).
Расположенные южнее грузинских царств и княжеств земли, заселенные в основном армянами, также были разделены на несколько частей. Хаченское княжество (Нагорный Карабах), так же как и Азербайджан, до начала XVI в. входили в состав владений тюркских (огузских) союзов Кара-Коюнлу («Черных Баранов»), а затем Ак-Коюнлу («Белых Баранов»), контролировавших восточную и центральную части Кавказа и Закавказья. К концу XV в. Ак-Коюнлу переживало период внутренних междоусобиц, что способствовало усилению его бывших «вассалов», тюрок-кызылбашей, разбивших войска Ак-Коюнлу в 1501 г. Созданное предводителем кызылбашей Исмаилом Сефевидом (происходившим из города Ардебиль в Иранском Азербайджане) государство заняло бывшую столицу Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу в Восточном Азербайджане — Тебриз, на полстолетия превратившийся в главный политический центр Сефевидов.
Таким образом, с начала XVI в. судьбы народов Кавказа и Закавказья оказались тесно связанными с борьбой Османской империи и Сефевидского Ирана. К конфликтам приводили спорное территориально-пограничное разграничение, желание подчинить те или иные племена, проживавшие и кочевавшие на этой территории, суннито-шиитская вражда и стремление контролировать традиционные караванные пути азиатской торговли с Западом. Но желание получать выгоды от этой торговли заставляло и договариваться, чтобы сохранить азиатско-европейский товарооборот, который европейцы пытались перевести в русло океанской торговли.
Цитадель столицы Кахетинского царства Греми с собором архангелов Михаила и Гавриила. 1565 г.
Войны вносили постоянную дестабилизацию в жизнь народов и государственных образований пограничной зоны. Многие районы Кавказа и Закавказья не раз переходили от одной державы к другой. Проникновение османских войск на иранскую территорию порой бывало очень глубоким. Они овладевали Тебризом, доходили до Каспийского моря, однако затем следовало отступление. Османам не удавалось утвердиться в местностях с шиитским населением. Линия разделения османо-иранских владений постоянно возвращалась примерно к тем позициям, которые были определены Амасьинским мирным договором 1555 г., сводившим северо-восточные османские владения к Западной Грузии и Западной Армении. Далее на север османы контролировали Восточное Причерноморье и некоторые районы Предкавказья и Центрального Кавказа.
По-настоящему утверждаться на Западе Кавказа османы начали лишь после того, как в 1555 г. западнокавказские земли были закреплены как их сфера влияния. После этого Батум был включен в состав Трабзонского эялета (крупной административной области) Османской империи. В 1578 г. на землях Южной Грузии (Самцхе) был сформирован Чалдырский эялет (известен так же как Ахалцихский, или Гюрджистанский), а еще раньше южнее — эялет Ван, и построена оборонительная линия. Во время нескольких походов на север турецкие войска занимали Поти, Кутаиси и Сухуми. Эти города не стали, однако, местом постоянной дислокации османских гарнизонов. Княжества Восточного Причерноморья — Имеретию, Менгрелию, Гурию, Абхазию — османские власти объявили своей территорией, но форма их зависимости не была четко определена. Степень ее то усиливалась, то ослабевала, что было связано с состоянием сефевидо-османских отношений. Даже после мирных договоров 1590 и 1639 гг., еще раз зафиксировавших вхождение Западной Грузии в сферу влияния Османской империи, полного подчинения этих районов османам достичь не удавалось. Тем не менее княжества Западного Кавказа были тесно связаны с Османской империей торговыми отношениями, прежде всего участием в работорговле, что было характерно для большей части региона в целом (в особенности для черкесских областей). Работорговля и постоянные междоусобные войны ослабляли грузинские царства и княжества, но относительная слабость османского военного и административного присутствия в этих районах, а также труднодоступность внутренних областей препятствовали их более ощутимому подчинению османами.
Проникновение османов в район Кавказа шло и с севера, что было связано с борьбой Османской империи против генуэзцев, державших в XV в. в своих руках всю черноморскую торговлю и имевших на Черноморском побережье многочисленные фактории. Морская экспедиция 1475 г. против них привела к полной ликвидации генуэзских колоний в Причерноморье. Кафа (Феодосия), являвшаяся главной генуэзской факторией в Крыму, была взята под непосредственное османское управление, а с 1568 г. была объявлена центром особого эялета Османской империи, в который были включены окрестности этого города, Азовское побережье и примыкающие территории Северного Кавказа. В эялете размещались отряды султанских войск, которые подчинялись канцелярии капудан-паши, т. е. адмирала османского флота. Правитель Кафы бейлербей, вали или просто кафинский паша был объявлен «защитником Черного моря». Сложившееся на Крымском полуострове постордынское ханство в 1475 г. стало вассалом Османской империи. Этот статус сохранял за ним некую форму государственной обособленности и власть не только над татарскими племенами Крыма, но и над некоторыми народами и территориями Северного Кавказа.
Связи черкесских (адыгских) северокавказских племен с крымскими ханами представляли собой определенную форму личного вассалитета вождей племен, плативших дань в той или иной форме. Так, вожди черкесов-кабартай каждый год обязаны были преподносить хану и его наследникам «пленных черкесов». Считалось, что этим они предотвращают набеги крымцев на свои земли. Кроме этого был распространен обычай аталычества, т. е. отправки сыновей ханов для воспитания к черкесским беям. Принятие таких воспитанников было свидетельством подчиненности племен ханству, но оно сулило определенные выгоды, так как, если воспитанный племенем хан-заде становился ханом, он оказывал особое почтение своему аталыку (воспитателю) и молочным братьям. Воины племен порой привлекались для участия в военных действиях, которые вели крымские ханы. Значительный урон Северокавказскому региону наносила работорговля. В османское время черкесы-рабы использовались не только как воины, но и как слуги, гаремные насельники. Работорговля усиливала распри между адыго-черкесскими племенами и зависимость рядовых общинников от вождей.
Адыгские племена западной части Северного Кавказа, с которыми имели дело османские власти, очень разнились между собой в социальном и религиозном планах. Некоторые из них управлялись племенной аристократией и князьями, другие представляли собой более демократичные джемааты (общины) с выборными вождями и общими сходами. Эти племена, особенно проживавшие в горах, не признавали над собой никакой власти, в том числе османской или крымской. Основная масса черкесского населения оставалась верной традиционным анимистическим верованиям. Османские источники писали, что они живут «без вождей и без религии». Главы мелких племен могли быть мусульманами или христианами, порой по политическим мотивам меняя одну религию на другую. Со второй половины XVI в. начинается активное обращение в ислам адыгских князей.
В Кафинском эялете был создан Северокавказский санджак, особая административная единица, подчиненная эялету. Центром ее была крепость Тамань. Там находилась резиденция санджакбея и кадия (мусульманского судьи). Однако еще в XVII в. османские источники подчеркивают, что последним черкесским племенем, куда назначались кадии, были черкесы жане, которыми «предписания Корана в какой-то мере исполняются. Их нельзя обращать в рабство». Живущие же далее черкесы-кабартай (т. е. кабардинцы) — «из страны войны», т. е. исламские законы их не защищают. Вожди этих племен были полновластными хозяевами над соплеменниками, что и позволяло процветать работорговле, порождало внутриплеменную и межплеменную рознь. Османская управленческая структура усиливала разобщенность северокавказских племен. Территории Кафинского эялета считались относящимися к анатолийским районам империи. Крымское же ханство оказалось включено в Румелию (т. е. европейско-балканский регион). Без особого разрешения крымцы не имели права даже вступать на земли кафинского подчинения.
Пространство Центрального Кавказа, с XV в. получившее название Кабарда, являлось местом пересечения традиционных путей из Кафы и Азова на Дербент, далее на Тебриз и от Терека в Грузию и Ширван через Дарьяльское ущелье. Это стратегически важное положение привлекало завоевателей. В XVI в. на эту территорию претендовали Иран и Османская империя, а затем и Россия. Кабарда была одной из самых густонаселенных областей Кавказа. Считается, что населявшие её адыгские племена могли выставить армию в 15 тысяч всадников. Среди воинов-кабардинцев были глубоко укоренены представления о воинской чести и доблести. Однако в XVI в. среди княжеских семей не нашлось способных объединить все племена. Межкняжеские распри привели к разделению Кабарды на Большую и Малую, а каждую из них на ряд самостоятельных племен. Со второй половины XVI в. в Предкавказье начинают вторгаться ногайцы. Свои грабительские набеги в западночеркесские и кабардинские районы не раз совершали крымские татары. Бывали и ответные вторжения черкесов в крымские владения и даже осада ими османских крепостей. Однако чаще армия крымских ханов и османские войска проходили через Кабарду на пути к театру военных действий против иранских Сефевидов. Для облегчения этого пути и возможности переброски по нему войск из Дунайского региона османское воинское командование выдвигало даже идею о соединении каналом рек Дона и Волги. Попытка реализации этого плана и беспокойство за свои северные границы привели в 1569 г. к походу османских войск на Астрахань, незадолго до этого (в 1556 г.) присоединенную к России. Поход не удался, с Россией, пошедшей на некоторые уступки, конфликт был улажен. По настоянию российского правительства гребенское (горное) казачество вынуждено было оставить основанную ими крепость в устье реки Сунжи (правого притока Терека) и перебазироваться ближе к устью Терека. Османы после Астраханской неудачи не делали каких-либо попыток развивать свою экспансию в Восточную Европу, ограничившись Северным Причерноморьем и степями Предкавказья, где между Кабардой и Азовом обосновались так называемые Малые ногаи.
В 1557 г., т. е. на следующий год после завоевания Россией Астрахани, князья Кабарды установили отношения с Москвой. Их посольство просило защиты для своей страны от ногайцев, крымских татар и дагестанцев. Дочь кабардинского князя Темрюка Мария была выдана замуж за царя Ивана Грозного. Сам князь и его сыновья, оставшиеся в Кабарде, были мусульманами. Дочь и сопровождавший ее в Москву брат приняли православие. Крестился также племянник князя, прибывший в Москву в 1578 г. с очередным кабардинским посольством. Этот племянник стал родоначальником князей Черкасских. Для княжеских кабардинских семей было в обычае, что старшие дети оставались в Кабарде, а младшие уходили искать свою судьбу в другие страны, чаще всего в Крым, Стамбул, а то и в Москву и Польско-Литовское государство. Соответственно они меняли и веру, иногда даже несколько раз, в поисках более выгодной службы в той или иной стране. В то же время предпринятая Москвой попытка отправить в Кабарду православных миссионеров не имела успеха и в какой-то мере отпугнула свободолюбивых кабардинцев от христианства.
За первенство на Северном Кавказе с кабардинскими князьями соперничали ьиамхалы Дагестана. Шамхальство было одним из самых значительных государственных образований в Дагестане, населенном народами различного этнического происхождения. Его возвышению способствовало принятие местными обществами и княжествами ислама (начавшееся еще со времен арабских завоеваний середины VII–VIII в.), что привело к их консолидации для ведения войн против соседних народов, в первую очередь черкесов (кабардинцев) и грузин, многие из которых оставались на тот момент христианами или язычниками. В первой половине XVI в. шамхальство выступало как наиболее верный союзник Османской империи в борьбе с шиитским Ираном. Их сближало то, что в этом районе утвердился ислам суннитского толка. Территория шамхальства простиралась от Терека до Дербента. Во второй половине XVI в. там начались междоусобные раздоры, сопровождавшиеся колебаниями в политической ориентации, союзническими отношениями с мятежными крымскими царевичами (хан-заде), переговорами с иранским шахом и Москвой о закрытии османским войскам пути к Прикаспию, но проосманская ориентация брала верх. Попытки Москвы завоевать часть территории Дагестана в конце XVI — начале XVII в. оказались неудачными, так как русские войска, захватив земли одного из северных «вассалов» шамхальства в 1588 г., а затем и часть Дагестана, потерпели сокрушительное поражение недалеко от Махачкалы. В XVII в. шамхальство после ряда внутренних конфликтов, связанных с борьбой за престол, распадается на несколько частей.
В 80-е годы XVI в. после окончания Ливонской войны Россия начинает осваивать район Нижнего Поволжья. Тогда же на Тереке утверждаются первые крепости с русскими гарнизонами. Персидский шах присылал в Москву посольство (1587) с предложением дружбы и союза для борьбы с османами. Такой союз не сложился. В 1590 г. шах Аббас подписал мир с Османской империей, по которому была установлена османская власть в Ширване и границы империи достигли Каспийского моря. Однако в 1603 г. война возобновилась. Крымские татары своими набегами на пограничные российские районы и последующими переговорами с московскими властями пытались побудить русских убрать свои укрепления с Терека, так как они якобы мешают функционированию традиционного пути Крым-Дербент. В 1594 и 1604–1605 гг. русские войска совершили два неудачных похода против дагестанского шамхальства, что в результате привело к отказу от освоенных было позиций на Тереке. Российское продвижение в этот регион остановилось почти на два века. Не укрепились там и османы. В XVII в. контроль над Дагестаном и Каспийским морем перешел в руки Сефевидского Ирана. Пограничная линия, которая была установлена в 1555 г., оказалась наиболее естественной для размежевания территории Османской империи и Ирана.
Османы не чувствовали внешней опасности для своих причерноморских владений и не стремились далее расширять их границы. Северо-Восточные пограничные районы Османской империи оставались малоосвоенными и в военном, и в экономическом, и в религиозно-идеологическом отношении. Проехавший не раз по всему Кавказскому региону османский путешественник Эвлия Челеби писал, что при крымском хане Мухаммед-Гирее (1641–1644 и 1654–1666) «народ Кабарды удостоился чести приобщиться к исламу», однако после смещения этого хана он же (Эвлия) выражал сомнения в успехах исламизации: «Кто знает, что там произойдет впоследствии, а ныне… народ Кабарды стал мусульманским». Знаменательно, что более поздний османский автор (Хезарфен) относил кабардинцев к «стране войны», т. е. к неисламским землям, и писал, что эти племена «из страха покорились хану». Не считали османы нужным и укреплять тамошние крепости. Османские гарнизоны располагались лишь в Тамани (300 воинов), Темрюке (200) и небольшой крепости Кызылташ (40 человек). Численность гарнизонов свидетельствует о том, что их предназначение ограничивалось лишь присмотром за окрестными племенами. На протяжении всего XVII в. османы считали этот район своим, близким по духу, относительно спокойным и в силу своей удаленности от основных имперских территорий не требующим каких-либо усилий для организации его обороны.
Та же ситуация сложилась и в расположенной южнее Абхазии, где по свидетельству османских источников проживало 25 племен народа абаза (абхазы). Их Эвлия Челеби называл: «разбойничий, отважный народ… непокорный и мятежный… Не все они одного вероисповедания». Знаменательно, что этот наблюдательный путешественник предлагал восстановить заброшенную в его время крепость Анапу: «починив и исправив эту крепость, поместив в ней достаточный арсенал и войско, было бы легким делом превратить абхазские и черкесские земли в послушную и покорную область». Это, однако, сделано не было. Абхазские племена имели довольно тесные связи со стамбульским обществом. В столице Порты был даже специальный квартал, где жили абхазы — торговцы, моряки, пушкари. Многие из них отправляли своих детей для воспитания на родину. Вернувшись в Стамбул, они нередко занимали высокие посты в османском военно-государственном аппарате. Прозвище Абаза, Черкес и даже Гюрджу (грузин) имели несколько османских видных государственных деятелей. Абхазы и черкесы — родственные этнические группы, в значительной своей части исламизированные, путь их в османскую администрацию понятен. Гюрджу же, очевидно, происходили из Южной Грузии (Чалдырского эялета), где местная аристократия сохранила свои позиции, приняв ислам.
Более изолированными и в меньшей степени затронутыми конфликтами между Османской империей и Сефевидским Ираном оставались общества осетин, расположенные в труднодоступных горных районах и являвшиеся наследниками государства Алания, разбитого монголами. Аланы-осетины переместились в юго-восточную зону своего первоначального расселения, где смешались с другими местными народами. Социальное и имущественное расслоение различных осетинских обществ было в XVI–XVII вв. неодинаковым, большая часть из них оставалась «демократической» (управление находилось в руках ныхасов — народных собраний), но некоторые (Дигорское, Тагаурское) были «аристократическими» (власть принадлежала «сильным фамилиям», обладавшим рядом привилегий). Со стороны Кабарды в район расселения осетин проникал ислам. В земли соседних с ними ингушей (часть их обществ также некогда входила в состав Алании и была оттеснена в горы монгольским нашествием), ранее до определенной степени христианизированных грузинскими миссионерами, в XVI–XVII вв. мусульманство начало проникать со стороны Дагестана и Чечни. В последней также до XV–XVI вв. преобладало проникшее из Грузии христианство. Впрочем, степень начавшейся с усилением османов и Сефе, видов исламизации (как и ранее христианизации) была на тот момент еще не очень высокой.
Оттесненные в горные районы осетины, ингуши и чеченцы стремились в этот период вернуться обратно в более плодородные и удобные для жизни долины. Наиболее успешными в этом отношении были чеченцы, которым удалось к началу XVIII в. значительно потеснить к северу ногайцев. Третьей силой для этой части Кавказа, так же как и для Кабарды, в этот период становится Московское государство. Среди чеченских обществ были достаточно сильны «промосковские настроения», хотя большую часть XVI–XVII вв. преобладали проосманские. В Москву в конце XVI в. (1588 г.) было отправлено первое посольство, которое фактически договорилось о переходе чеченских князей под покровительство русского царя. Москва стремилась установить свое влияние в чеченских землях (так же как и в кабардинских), через которые проходили важные торговые пути. Расселявшиеся на этих территориях русские казаки первоначально находились в хороших отношениях с горцами, периодически участвуя вместе с ними в совместных военных операциях против общих противников (крымских ханов, османов и Сефевидов).
Попытки осетин и ингушей спуститься в долины на тот момент оказались менее успешными. Они были пресечены в ходе совместных русско-карбардино-чеченских действий. Но отношения Москвы с осетинскими княжествами (находившимися в состоянии почти не прекращавшейся междоусобной борьбы) складывались неплохо, через их земли (например, Трусовское ущелье) проходили русские посольства к грузинским князьям и грузинские посольства в Москву. Осетины часто участвовали в военных конфликтах между грузинскими княжествами и турками или иранцами.
Грузинские княжества Гурия, Имеретия и Менгрелия оставались христианскими. Они платили дань, но не ежегодно, а раз в два-три года. Католические миссионеры, посещавшие этот регион, писали, что князья добровольно сделались данниками султана, однако, хотя и платили дань, не позволяли османским войскам входить в их княжества «не только для владычества, но и для прохода войск». Как свидетельствует уже упоминавшийся Эвлия Челеби, он проехал по всему Восточному Причерноморью, а это означало, что османская власть там признавалась, но степень подчиненности разных районов была различной. Он же пишет, что природные условия, например Менгрелистана, таковы, что даже с огромным войском проникнуть туда невозможно. Походы в глубь грузинских княжеств случались, и вели себя там османские войска как «в стране войны», т. е. прежде всего интересовались добычей и пленниками. В XVI в. походы совершались и со стороны Дагестана, и в восточные области Грузии. Однако устанавливать свою власть там османы не пытались.
Черное море, превратившись во внутренний османский бассейн, с конца XVI в. было закрыто для плавания иностранных кораблей. Международная торговля в регионе значительно сократилась. Экономические связи стали развиваться во внутриимперской сфере. В торговле Юго-Восточного Причерноморья продолжал играть значительную роль порт Трабзон, специализирующийся на морской торговле с «Менгрелистаном, страной Абаза и Черкесстаном». В порты Южного Причерноморья традиционно поступали товары, следующие из Ирана по Великому Шелковому пути и анатолийскому пути пряностей и красителей из арабских стран и Индии. В периоды, когда торговля с Ираном затруднялась длительными ирано-османскими войнами, поток транзитных товаров караванной торговли пытались привлечь к себе османские вассалы Западного Кавказа. К внутриимперской торговле они были неплохо приобщены и ранее. Так, доминиканский миссионер в Крыму Эмидио Портелли д’Асколи писал, что из областей Восточного Причерноморья купцы вывозят мед, прекрасные нитки для выделки полотна, рабов, воск и получают такую прибыль, что, затратив 100 реалов, выручают 300. Это же подтверждал посланник России в Имеретин (1650–1652) Алексей Иевлев: «А приезжают в Кутаис город торговые люди из турок, из кызылбаш, из Азова, из Тифлиса, из Гуриелей и Дадьян». Это «турки, жидовя, кызылбашеня, армяне, азовцы».
В 30-40-е годы XVII в. князь Менгрелии Леван II Дадиани вел дипломатические переговоры с рядом европейских держав о том, чтобы направить иранский шелк через Грузию и Черное море в Польшу и другие европейские страны, используя традиционные балканские торговые пути. Это был более короткий путь, чем через Ормуз и Алеппо и далее по Средиземному морю или через океан. А шелк в Грузии стоил вдвое дешевле, чем вывозимый из Алеппо. Планы Дадиани заинтересовали Польшу, Францию, итальянские республики и персидского шаха. Но османские власти, не желавшие пускать в район Черного моря торговцев других стран и менять традиционные грузопотоки в стране и практику внутренних пошлин, сорвали экономически выгодную затею своего вассала.
В конце XVI и первой половине XVII в. Причерноморье сильно страдало от морского пиратства и нападений пиратов на приморские города и крепости. Этими пиратами были запорожские казаки, но в восточной части Черноморья им нередко помогали «менгрельские азнауры» (дворяне) и представители других кавказских народов. В слабо освоенных и плохо организованных районах османского приграничья племенная вольница, не находившая себе другого применения, кроме войн и набегов, становилась все более заметным фактором дестабилизации политической и экономической жизни. Османские власти, озабоченные своими внутренними проблемами, оставили этот район без внимания. Вплоть до второй половины XVIII в. они не предпринимали на Кавказе усилий для более глубокого укрепления своих позиций. Успокаивало их и то, что и иранские власти вели себя так же пассивно, заботясь лишь о признании местными владетелями их верховенства.
Азербайджан и большая часть армянских княжеств оказались в начале XVI в. под властью государства Сефевидов. Армянское нагорье, через которое проходили важнейшие торговые пути, стремились захватить и османы, что привело к целому ряду конфликтов, в ходе которых эта область была сильно разрушена и пришла в запустение. По миру 1555 г. в Амасье османы получили всю Западную Армению, включая Васпуракан с центром в городе Ван, а Сефевиды сохраняли власть над Восточной Арменией. Создавалась даже «нейтральная зона» с центром в городе Карс. Но турки, возобновившие военные действия в конце 70-х годов XVI в., добились в 1590 г. присоединения к своим владениям всего Южного Кавказа. Аббас I (1587–1629), вынужденный подписать договор 1590 г., благодаря проведенной им реорганизации войска, смог отвоевать эти земли в начале XVII в. (1603–1605 гг.). В ходе борьбы с османами Аббас I использовал тактику выжженной земли. Отступая под натиском превосходящих по численности войск султана Ахмеда I, шахиншах приказал разрушать города и деревни, а население переселять во внутренние области Ирана. Находившиеся в зоне военных действий грузины, армяне и курды были насильственным образом переселены в район столицы Сефевидов Исфахана. Переселяемое население исчислялось несколькими сотнями тысяч. Значительную его часть составляли ремесленники. Одним из многих городов, пострадавших во время военных действий начала XVII в. и кампании Аббаса I по переселению армян, был крупный город Джуга (Джульфа).
РАЗРУШЕНИЕ ДЖУГИ (описание Жана Шардена, конец XVII века)
Этот город имеет полное основание называться старым, так как он совершенно разрушен; ныне можно судить только о его величине. По словам армян, в этом городе было четыре тысячи домов, но, судя по развалинам, их могло быть вдвое меньше, причем большинство их состояло из каких-то ям и пещер, сделанных в горе и более пригодных для скота, чем для людского жилья. Там в настоящее время живет не более тридцати армянских семейств.
Жители Джуги были переселены в окрестности Исфахана, где ими был основан город Нор Джуга (Новая Джуга). Переселенные богатые джугинские купцы и ремесленники по замыслу Аббаса I должны были развивать ремесла и торговлю со странами Европы, в первую очередь торговлю шелком. Во многом запустению южных армянских земель, такому же, какое произошло в окрестностях Джуги, способствовало постепенное переселение на покинутые коренным населением земли кочевых племен. Другие кавказские народы также подвергались переселениям в последующие годы (например, в 1614 и 1616 гг. тысячи грузин были переселены в Иран, во втором случае — почти все жители Кахетии, где вместо них расселили кызылбашей).
Страница из первой печатной армянской книги «Урбатагирк» («Книга Пятницы»). 1512 г.
Война между османами и турками, возобновившаяся уже в 1606 г., привела к четырехлетнему голоду (во время которого были зафиксированы случаи людоедства), в результате чего не погибшие и не переселенные теперь уже турками в центральные районы Малой Азии местные жители сами во множестве устремились в соседние и дальние государства, где значительно возросла численность армянских общин. Именно в областях, куда армяне были переселены или переселились сами, активно развивалась их культура: в Нор Джуге сформировалась своя школа армянской миниатюры, а также открылась в 1638 г. первая на Среднем Востоке типография. Армянские типографии существовали и в Венеции (первая печатная книга на армянском издана в 1512 г.), Константинополе, Риме, Львове, Милане, Париже и Ливорно.
В восточной части Армении к концу XVI в., кроме уже упомянутого в начале Хачена, образовались новые княжества — Гюлистан, Джраберд, Варанда и Дизак, позднее известные как «меликства Хамсе» («пять меликств»). Очередные войны османов с сефевидами привели к установлению в 1639 г. границ, которые практически не менялись затем до XIX в. Восток отошел к Ирану, Запад — к Турции. Османы разделили свои территории на эялеты (позднее переименованные в вилайеты): Эрзерумский, Карский, Баязетский, Себасийский, Ванский и Диярбекирский. Ими управляли назначаемые султаном паши. Сефевиды включили армянские земли в состав Ереванского и
Нахичеванского ханств, позднее были созданы также Карабахское и Гандзакское ханства. Относительной независимостью пользовались лишь некоторые горные общины. В юго-западной части исторической Армении значительную роль играли курды. Их знать владела огромными землями и отвечала за охрану пограничных районов.
Таким образом, степень подчинения южной части Кавказа и в особенности Закавказья их завоевателям была достаточно высокой. В тех областях, где не было введено прямое управление Османской империи или государства Сефевидов, влияние «сюзеренов» проявлялось все равно достаточно сильно. Борьба против них не всегда была успешной вследствие отсутствия крупных государств и соперничества многочисленных местных царств, княжеств и знати друг с другом. Часто полунезависимые князья были вынуждены подчиняться решениям, принимаемым в Стамбуле или Исфахане, оказывались в плену или в заложниках у своих сюзеренов. Гораздо большей независимостью пользовались расположенные севернее общества и протогосударственные образования. Но и с этой стороны Кавказ постепенно оказывался включенным в сферу влияния новой силы в регионе — Московского царства, экспансия которого была лишь временно приостановлена внутригосударственными неурядицами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма
§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма Основные черты французского абсолютизмаФранция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало
5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках
5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ [1 т], гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня
27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3
27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х — ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.
5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках
5. Фальсификация истории в XVII–XVIII веках Романовские археологи-погромщики В [1 т], гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф A.C. Уваров, которого сегодня
Европейские школы и университеты в XV–XVII веках
Европейские школы и университеты в XV–XVII веках Учебные заведения XV–XVII веков приобрели уже четкую классификацию: элементарного, общего и высшего образования.Школы элементарного (начального) обучения оказались одной из арен соперничества между католиками и
Глава VII Европа в XVI, XVII и XVIII веках
Глава VII Европа в XVI, XVII и XVIII веках Вильям Питт — великий английский оратор XVIII векаЗападная Европа. — 1. Испания. — Испания XVI века, наделенная Колумбом громадным колониальным государством, заключавшим в себе почти всю южную и среднюю Америку с Антильскими островами,
Литва и Польша в XVI–XVII веках
Литва и Польша в XVI–XVII веках § 91. Люблинская уния 1569 года; ее значение и следствия. Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие
РАЗВИТИЕ И УСПЕХИ МЕДИЦИНЫ В XVI–XVII ВЕКАХ
РАЗВИТИЕ И УСПЕХИ МЕДИЦИНЫ В XVI–XVII ВЕКАХ Значительных успехов в эпоху Научной революции достигли медицина и биология. До этого времени мышление врачей и их практическая деятельность всецело определялись традиционными медицинскими системами, основы которых были
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ
ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ В XVI–XVII ВЕКАХ В плане повседневной жизни XVI и XVII века представляют собой своеобразный мостик, перекинутый между двумя существенно отличающимися друг от друга цивилизациями. По одну его сторону остается средневековая Европа: пропитанная
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В XVI–XVII ВЕКАХ
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ В XVI–XVII ВЕКАХ К концу XV — началу XVI в. политическая карта Юго-Восточной Азии (ЮВА) значительно изменилась. Ряд старых центров, объединявших под своей властью значительные территории (Камбуджадеша, Сукхотаи, Маджапахит, Чампа), либо были заменены новыми,
КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ
КАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских
СЕРЕБРО В XVII — XVIII ВЕКАХ В РОССИИ
СЕРЕБРО В XVII — XVIII ВЕКАХ В РОССИИ Денежные реформы XVII — начала XVIII веков Ефимки с признаком. Серебро рудников Нового Света использовалось для чеканки российских монет. После того как испанский король Карл стал императором Германии (1519 — 1556 гг.), в его владениях «никогда не
Культура Грузии в ХVI – XVII веках
Культура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое
27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э
27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.