Чем занимались наши предки в сельской местности
Урок окружающего мира во 2-м классе «Занятия славян»
Цель: Закрепить знания детей о наших предках – славянах, об их образе жизни, познакомить с занятиями славян в деревне.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
Вспомните, что такое прошлое, настоящее и будущее? (Ответы детей)
Расскажите, что такое история? (Ответы детей)
Давайте сверим ваши предположения с объяснениями в толковом словаре Ожегова (Cлайд № 2).
Постановка проблемы: Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой как сейчас?
А хотели бы вы узнать, откуда пошли наши предки? (Ответы детей)
3. Новый материал. (Сообщение учителя). (Слайд № 3)
4. Закрепление знаний. (Слайд № 4)
Вспомните, как происходило расселение славян. Ответьте на вопросы:
1. Где расселились древние славяне?
2. Определите по карте возможную родину древних славян.
5. Работа с учебником стр. 101
Рассматривание (Слайда № 5). Беседа по иллюстрации слайда.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы можете рассказать о поселении славян.
Постановка проблемы. Объясните, почему так располагалось селение? Что интересного для себя вы выделили? Объясните свой выбор. (Ответы детей)
7. Рассказ учителя. (Слайд № 7)
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя.
Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?
8. Работа с учебником.
Учебник стр.103. Самостоятельное чтение текста детьми.
Постановка проблемы. Как вы думаете, какие орудия труда преобладали в быту славян? Почему вы так решили? (Деревянные орудия труда преобладали в быту славян)
Постановка проблемы. Подумайте и скажите, а орудия труда изменялись или оставались прежними? И отчего это зависело? (C развитием ремесел и умением обрабатывать металл, изменялись и орудия труда славян)
12. Рубрика картинная галерея. (Слайд № 11)
С развитием и усилением поселений, а так же с изменениями в жизни славян, наши предки стали искать пути для организации торговли и обмена с другими племенами своими продуктами производства и разнообразными товарами.
Рассмотрите репродукции с картин Н.К. Рериха “Ладьи”. На них изображены первые судна, которые служили средствами передвижения нашим предкам.
Итак, мы познакомились с расселением наших предков с их трудом в селах, а теперь вам предстоит самостоятельно узнать (Слайд № 12) как трудились славяне в городе.
Как жили наши предки – славяне?
Жизнь любого человека сильно зависит от окружающей его обстановки, природных условий, климата. Не была исключением и жизнь древних славян. В целом она была очень простой, самобытной. Жизнь шла своим чередом, размеренно и непринужденно. Но, с другой стороны, приходилось выживать и искать пропитание себе и своим детям ежедневно. Так как жили наши предки – славяне?
Земледелие
Жили они близ рек и других водоемов. Причина этому – нужда в большом количестве воды, да и земли там очень плодородны. Особенно могли похвастаться такими землями южные славяне. Поэтому одним из их основных занятий было земледелие. Основными выращиваемыми культурами были просо, гречиха, лен. Для обработки земель имелись специальные приспособления: мотыги, борона, соха и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). Оно отличалось в разных регионах проживания. Чаще всего жгли деревья в лесу. Образовавшаяся зола шла на удобрение. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), переходили на новые территории.
Жилище
Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это могло спасти их от нападений врагов. С этой же целью вокруг жилищ ставили частокол. Его делали из бревен.
Как известно, на территории современных России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому свои жилища (шалаши) славяне на этот период утепляли глиной. Внутри разжигали огонь, для дыма были предусмотрены специальные отверстия. Позже уже начали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим возле леса.
Что касается предметов домашнего обихода, то они были также сделаны из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами и выращивали.
Жизненный уклад
У славян с течение времени образовался родоплеменной строй, родоплеменные отношения. Единицей, или ячейкой был род. Это совокупность людей, объединенных родственными связями. Сегодня это можно представить так, как будто все дети родителей со своими семьями живут вместе. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, все делали вместе и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собрались на специальном собрании (вече), где старейшины рода решали проблемы.
Питание
Охота и скотоводство
С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными можно не бегать, они жили рядом. В основном у славян были коровы и свиньи, а также лошади. Скотина также приносила много пользы для человека. Это и вкусное мясо, и молоко. А крупных животных использовали и в качестве рабочей силы на полях, и в качестве транспорта.
Досуг славян
Отдыхать тоже надо уметь! Как же развлекались наши предки? Во-первых, из дерева они вырезали различные картины, затем придавая им яркий цвет. Во-вторых, любили славяне и музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, также изготавливали из дерева. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда у славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.
В заключение
Вот такой и была жизнь древних славян. Хоть она и не была наполнена простыми бытовыми удобствами, но она была. И была не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и часто имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступень. Вряд ли современный человек смог бы выжить в то время без всех своих удобств, которых уже не замечает. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, чего не смогли бы сделать мы с вами. Мы обязаны им тем, что имеем на сегодняшний день.
Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.
Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.
До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной.
Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…
В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно.
В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».
Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы.
При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.
Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)
А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания.
Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
Занятия наших предков
Люди достаточно давно стали обрабатывать металл. Сначала это была медь. Позднее кузнецы научились сплавлять медь и олово и производить бронзу — твердый и прочный сплав. Бронзовые орудия породили целую эпоху в истории человечества — бронзовый век. В I тыс. до н.э. на смену бронзе постепенно стало приходить железо. Так начался железный век.
В разные области Земли железный век приходил в разное время. Славяне, заселявшие леса Восточной Европы, уже в III—IV вв. н. э. добывали руду и выплавляли металл. Они ковали железные мечи, топоры, щиты, делали наконечники для стрел, а позднее и доспехи — шлемы, кольчуги. Железо было необходимо и для мирных целей — из него мастерили наконечники к деревянной сохе (сошники).
Славяне издавна занимались земледелием. Уже в раскопках, датированных I тыс. н.э., археологи находят зерна культурных растений — т. е. таких, которые выращивали на специально подготовленных для этого полях. Выведенные сорта культурных растений давали большие урожаи, чем дикие зерновые. Это была пшеница, уже многие тысячелетия кормившая людей, рожь, более стойкая к холодному климату, просо и ячмень. На севере, в лесах, земля была менее плодородной, чем в лесостепи, однако славянские поселения росли как на севере, так и на юге.
Земледельцы постепенно занимали все больше места, распахивая землю для полей, но леса по-прежнему оставались для них важнейшим источником жизни. Охотники ставили ловушки на зверей, силки на птиц, били дичь из лука. Все знали, как отличить съедобный гриб от ядовитого, какие ягоды и когда надо собирать. Сахара тогда не было — его заменял мед. Мед собирали тоже в лесу, в гнездах диких пчел. Такое занятие называлось бортничеством. Позднее пчел стали разводить на пасеках.
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)
Марина Катакова
Конспект занятия «Как жили наши предки-славяне» (старшая группа)
Цель занятия: Формировать представление о жизни древних славян.
Воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету. Закрепить знания о хлебе как об одном из величайших богатств на земле. Продолжать знакомить с традициями русского народа. (Рассказать детям об обрядах, связанных со сбором урожая на Руси и выпечкой первого хлеба нового урожая). Воспитывать уважение к труду людей, бережное отношение к продуктам труда, к хлебу, как продукту, особо почитаемому людьми. Развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, обогащать словарный запас.
Оборудование: подбор иллюстраций, презентация по теме.
Ход занятия.
Приветствие: Здравствуйте, мои хорошие. Сегодня мы начинаем изучение нашего Отечества. Отправляемся с вами в путешествие в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались. Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.
Слушаем. Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т. е. их язык, был очень похожим. Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. (Показ слайда)
Поселение. (Показ слайда). Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота.
Жилище и быт. (Показ слайда). Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному», это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.
Позже строились избы. Посмотрите, вот изба (Показ слайда). В таких избах много лет назад жили наши предки. Изба сделана из дерева, какая она красивая! В избе находилась самая большая комната, которая называлась хатой. На самом почетном месте в хате был Красный угол, там располагались иконы. Перед иконами семья молилась. Главной в хате была печь – матушка. Её очень любили. Она давала тепло. В печи пекли хлебы, пироги и варили щи да кашу. На печке спали дети и бабушка. На печи лечили всех, кто болел. Здесь же и сказки детям сказывали. В хате стоял сундук, в нём хранилась одежда. Раньше не было магазинов, и люди всё делали все своими руками. В каждом доме была прялка. На прялке женщины пряли нитки. Из ниток на таком станке – кросна, женщины сами ткали ткани и шили одежду. Нарядную одежду, которая была очень дорогая, хранили в сундуке, тогда не было шкафов. В нашей хате есть полочки красоты. На них стоит красивая посуда и игрушки, сделанные и расписанные народными мастерами.Рассматривание игрушек: богородские, городецкие, дымковские. Люди делали посуду и игрушки тоже сами. Раньше были очень большие семьи, но все жили дружно и весело, любили друг друга. Старшие любили детей, учили их всему доброму. А младшие почитали своих родителей, дедушек и бабушек, слушались их.
Чем занимались древние славяне? (Показ слайда).
Занятия древних славян:
Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями. (Показ слайда).
Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. (Показ слайда). Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.
Охота –в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом. (Показ слайда).
Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в леммах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – «дупло дерева», где жили дикие пчелы).
Так же занимались славяне строительством.
Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. (Показ слайда).С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.
Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду. (Показ слайда).
Земледелие было самым главным занятием. (Показ слайда).
Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок лесса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.
– Как вы думаете, почему?
Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной.
Отгадайте загадку: «Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый». Правильно, хлеб.Ставлю на стол каравай: «Вот он Хлебушек душистый!
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел!
В нём здоровье, наша сила, в нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»
Хлеб называли «жито» – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До нашихвремен сохранились пословицы:
Хлеб – всему голова.
Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать. Слава хлебу на столе!
Посевная работа начиналась с чего? Правильно, землю надо было вспахать Что делали далее? (сеяли). К этому событию особенно готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. Из лукошка разбрасывали семена. Дождик поливает, солнышко согревает, все лето созревают зёрна в колосьях, осенью собирают урожай. К сбору урожая хлеба наши предки относились трепетно, с большим почтением, исполняя особые обряды. Собирали хлеб только женщины и называли их жницами. Жницы надевали белую одежду. С утра до вечера, не разгибая спины, собирали они колосья, связывали в пучок, складывали в снопы. Снопы обмолачивали, очищали зерна. Куда увозили очищенные зерна? (на мельницу) Куда увозят муку? (на хлебозавод) А что делают из муки на хлебозаводе? (Пекут хлеб, вкусные булочки, бублики, пирожки)
«Труд земной и орудия труда». Найди соответствие между перечисленными занятиями и орудиями труда. Соедини линией.
Кузнечное дело Молот
Во что верили древние славяне? (Показ слайда) Богов было много. Чтобы боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники (Ивана Купала 23-24 июня)
– Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке)
– Что просили у богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)
Вера древних славян
– Какой главный бог? (Перун)
Перун. (Показ слайда). Грозное славянское божество. Он считался покровителем воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Это был грозный бог, его считали еще богом войны. В честь него ставились деревянные идолы, сделанные из могучего дуба. (Показ слайда).
Стояли идолы под открытым небом, а рядом с ними был камень, на котором приносили жертву этому богу. И место это называли храмом Перуна.
Сварог. (Показ слайда). Бог неба («сваро» – небо). Бог ненастья, ветров, ураганов. По преданию бросил с неба на землю кузнечные клещи и научил людей ковать железо. Послал людям небесный огонь, чтобы люди на нем готовили пищу, грелись около него и использовали для добрых дел. Сварог являлся покровителем кузнецов.
Даждьбог. Сын Сварога. Бог жатвы, хранитель ключей земли. По преданию закрывает землю на зиму, а весной отпирает. (Показ слайда).
Велес. Бог-покровитель животных, особенно домашних. Хранил животных от болезней и помогал людям ухаживать за ними. (Показ слайда)
Макошь. Одни из самых главных богинь восточных славян, «ма»-мать, «кошь»-корзина. Мать хорошего урожая, богиня урожая, подательница благ. От количества урожая зависела судьба человека, поэтому и была еще названа богиней судьбы. (Показ слайда).
Ярило. Божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Ярило отождествлялся с солнцем. К нему обращались люди в своих песнях и просьбах о теплом лете, хорошем урожае. (Показ слайда)
Славяне считали, что их родную природу населяют духи и фантастические существа.
– В каких фантастических существ верили славяне?
Одни, по мнению славян, были добрыми духами, а другие – злыми.
Леший. Обитатель и хранитель лесов. Люди считали, что когда он идет лесом, то равен с лесом, когда идет по траве равен траве, а людям являлся в образе человеческом. (Показ слайда)
Домовой. Живет в домах. Если полюбит хозяина, то печется о хозяине, а не полюбит, так хозяина разорит. Чтобы задобрить домового хозяйки обычно оставляли тарелочку с едой около печки. (Показ слайда)
Русалка. Полу дух женского рода. Русалки живут в реке, но в ясную погоду выходят на берег, но лишь заметят прохожего – возвращаются в реку. (Показ слайда)
— Кто такие славяне? Подумайте, на какое слово похоже (от них ведет начало русский народ. «Славяне» похоже на слово «слава», а это значит, что славяне – это славный народ).
— Какие были древние русичи? (Русичи были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, плечистые, крупного телосложения, добрые, гостеприимные, смелые. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом).
— Расскажите о домах славян.
-Из чего строилась изба?
— А где находилась хата?
— Какое место выбирали для поселения?
— Что держали рядом с домом?
— Каково было убранство дома древних славян?
— Зачем нужна в доме печь?
— Из чего была сделана одежда славян?
— Чем занимались древние славяне?
— Как нужно относиться к хлебу?
— Что вы запомнили о богах и духах славян?
Обобщаем: В избе была большая комната-хата,где жила большущая семья: и папа, и мама, и дедушки, и бабушки, и дяди, и тети, и много – много ребятишек. В хате в переднем углу находился Красный угол с одной или несколькими иконами, где вся семья молилась, наши предки были православными. В углу хаты располагалась большая печь. Печь давала тепло, кормила семью. На печи спали дети и бабушки, лечили заболевших, детям рассказывали сказки. В хате ночью спали на лавках, сундуках, полатях и даже на полу, т. к в семья была очень большая.Древние славяне занимались: рыболовством, собирательством, охотой, бортничеством,
скотоводством, гончарным делом – изготавливали глиняную посуду и земледелием. Верили разным богам и духам.
Играем: «Я вижу красоту!» (Дети называют предметы, которые им понравились в хате). Хоровод «Каравай»
Творим, рисуем, радуемся. Раздаю детям раскраски о жизни славян.
Прощалочка: Мир, любовь, добро – мальчикам. Кланяются мальчикам
Мир, любовь, добро – девочкам. Кланяются девочкам.
Мир, любовь, добро – всем взрослым. Все кланяются.
«Какое у тебя настроение?» (Выбрать пиктограмму, соответствующую своему эмоциональному настроению)
Прикреплённые файлы:
«Бабочка» (конспект занятия по аппликации) старшая группа Выполнила: воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Восьмерик Яна Вениаминовна Цель: Продолжать учить работать с ножницами, составлять рисунок из.
«Как наши предки выращивали хлеб». Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию Цель: Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину. Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки,.
Итоговое мероприятие «Наши четвероногие друзья» в форме КВН (старшая группа-дети вместе с родителями) ИТОГОВЫЙ КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: «НАШИ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ» В ФОРМЕ КВН. (старшая группа) ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Обобщить знания детей о домашних.
Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (старшая группа) Конспект интегрированного занятия «Мы в космосе!» (старшая группа) Описание работы: конспект интегрированного занятия для детей старшей.
Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) Конспект «Путешествие на кораблике Брызг – Брызг» Цель: Развивать интеллектуально – творческие способности дошкольников Задачи: 1. Продолжать.
Конспект занятия «День Конституции». Старшая группа Задачи: Формировать представления детей о Конституция РФ,гражданских правах и обязанностях. Познакомить детей с некоторыми гражданскими.
Конспект занятия по гендерному воспитанию (старшая группа) Конспект занятия по гендерному воспитанию. Программное содержание: 1. Образовательные. Продолжать учить детей осваивать действия замещения.
Конспект занятия по патриотическому воспитанию «Наши предки-славяне» Программные задачи: Воспитывать чувство уважения и гордости к своему народу к своей стране. Развивать понятие об эволюции жизни человека.
Конспект занятия «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Обобщить знания детей о русских народных сказках, через планирование деятельности и использование математических заданий. Образовательные.