Чем занимались немцы в россии
Немцы в России: история их жизни
Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.
В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.
Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.
Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест.
В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».
Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.
Фото: Юлия Рубцова, РИА Новости
К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen.
Немецкая слобода
Фото: Михаил Успенский, РИА Новости
Древняя Русь с немцами
Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.
Век XX. Послевоенная жизнь
Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».
Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875
В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.
Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.
Ближе к нашим дням
В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung». Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.
Русские немцы сегодня
В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.
Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.
В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.
Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.
Фото: Екатерина Гербст
Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.
Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.
Российские немцы — о жизни в двух культурах The Village поговорил с российскими немцами об их предках, восстановлении республики немцев Поволжья и особенностях жизни в двух культурах
Основная волна иммиграции немцев в Россию пришлась на XVIII век — немецкие крестьяне селились в Поволжье по приглашению Екатерины II (манифест от 4 декабря 1762 года). В 1918 году на части территорий Саратовской и Самарской губерний образовали автономную область, первую в РСФСР, которая получила название автономной области немцев Поволжья. Многие прожили на этой территории вплоть до 28 августа 1941 года, когда Иосиф Сталин приказал выселить российских немцев «с треском», так как ходили слухи об их лояльности к фашистам. Тогда депортировали многие народы, но российских немцев так до сих пор не реабилитировали. Кому-то из них повезло: после трудармии (военизированная форма труда определённых категорий граждан в 1941–1945 годах) они попали в немецкие сёла в Сибири, а кому-то пришлось скрывать своё немецкое происхождение и жить в страхе.
Долгое время действовала негласная политика искоренения немецкости: людям запрещали говорить на их родном языке, не допускали к получению высшего образования. В результате до сих пор далеко не каждый российский немец владеет родным языком и культурой. С распадом СССР у российских немцев появилась надежда вернуться домой в Поволжье, но этого не случилось. После предложения Бориса Ельцина селиться на территории ракетного полигона Капустин Яр многие потеряли веру в то, что справедливость будет восстановлена, и уехали в Германию. Но были и те, кто слишком привязался к России и, несмотря на все минусы, не представлял жизни вне её. Так у нас образовались современные комьюнити обрусевших немцев, некоторые из которых до сих пор лелеют надежду на восстановление немецкой республики в составе нашей страны. The Village встретился и поговорил с российскими немцами, проживающими в Москве, об их выборе, предках и жизни в двух культурах.
яся фогельгардт
Ольга Мартенс, 46 лет
заместитель председателя Международного союза немецкой культуры
Мои предки приехали из Германии в Поволжье по приглашению императрицы Екатерины Великой. Папины родители жили под городом Маркс в селе Филиппсфельд — сейчас оно называется Филипповка. Они не были депортированы, так как в конце XIX века в числе первых отправились осваивать целинные земли Сибири и участвовали в основании старейшего немецкого села Александровка, где мы жили потом. Мамины родители жили в селе Гуссенбах — сегодня это село Линёво Озеро в Саратовской области. В начале войны их депортировали в Сибирь.
Я выросла в Александровке в Сибири. Изначально там была только одна семья казахов, а все остальные — немцы. Часть из них в 1893 году и основала село, а остальных депортировали туда в 1941 году из Поволжья. В селе говорили на очень старом красивом немецком диалекте, который люди сохранили ещё со времён Екатерины II. При этом преподавание в школе велось на русском, а немецкий изучался как родной язык до середины 90-х.
Есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис
Семьи, основавшие Александровку, образовывали между собой новые союзы. В итоге на всё село было пятнадцать немецких фамилий. Чтобы не объяснять, какого ты Циммермана или Бауэра имеешь в виду, каждому давали кличку на русском или немецком. Например, фамилия моей семьи была Миллер, это как Иванов, но в селе нас знали как Лётчиков. Однажды в поле недалеко от села приземлился кукурузник, мой дедушка, который тогда был ребёнком, подбежал к самолёту, и пилот подарил ему шлем. После этого дедушка всем говорил, что будет лётчиком, когда вырастет. Так этот псевдоним за нашей семьёй и закрепился.
У каждого народа своя ментальность: есть народы торгующие, есть народы обшивающие, а есть те, кто любит работать на земле. Немцы — народ, который умеет делать из пустыни оазис. Поэтому, как только выходил какой-нибудь манифест — приглашение Екатерины II селиться на окраинах России, указ об освоении земель Сибири или северного Казахстана, — немцы отправлялись туда. Вот и когда мне было семь мы с семьёй переехали в целинный регион Казахстана.
В моей семье друг с другом говорили на немецком. Но сказки мне читали всякие: и русские, и немецкие. Бабушка пела на немецком, так как плохо говорила по-русски. Мама — на русском и украинском. Это нормально, потому что всегда есть влияние народов, которые живут с тобой по соседству.
Мои родители, бабушки и дедушки потом вернулись в Германию. Но я отказалась. Я была молодой, а у молодости свои представления о мире. Тогда мне казалось: «Как же я без русских передач, без местного фольклора буду жить?» И не жалею о том, что осталась.
Чтобы уехать в Германию на ПМЖ, необходимо доказать, что ты немец.
Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие национальность.
Во-вторых, один из родителей должен засвидетельствовать, что он тоже немец.
В-третьих, придётся сдать языковой тест. В какой-то момент правила приёма ужесточили: человек должен был говорить не только на немецком, но и на диалекте. Со стороны Германии это было жестоко, ведь долгое время советская власть буквально выбивала из людей немецкость. К счастью, потом это требование отменили.
Мой дедушка был в трудармии в Воркуте, но в семье это подавалась так, что, мол, все были и он был. Благодаря своему окружению я жила в отдельном мире — немецком, но позитивном. Только в студенческие годы до меня по крупицам стала доходить информация о том, что произошло с моим народом. Потом Советский Союз распался, появилось много общественных движений. Так случилось, что я возглавила молодёжную организацию российских немцев сначала в Казахстане, а потом и в России. Через какое-то время меня выбрали на должность заместителя председателя Международного союза немецкой культуры.
МСНК занимается восстановлением культуры российских немцев: создаёт немецкие центры, молодёжные клубы и СМИ на немецком языке. Союз существует за счёт грантов и российско-германской программы поддержки российских немцев. В России есть Федеральное агентство по делам национальностей и Межнациональный совет при президенте РФ, которые отвечают за поддержку автохтонных народов. Но, как правило, этого оказывается недостаточно. Раньше на телевидении был ролик «Газпром — национальное достояние России». Это такая глупость! Достояние страны — не то, что лежит в земле, а народы, которые проживают на её территории. Народы России — уникальный бренд, который нуждается в поддержке и развитии. В этом плане нашему государству ещё расти и расти.
Самая большая проблема российских немцев — дисперсность проживания. Очень сложно сохранять традиционные элементы культуры и языка, когда одна семья живёт в Воркуте, вторая — в Магадане, третья — в Горно-Алтайске, а четвёртая — в Калининграде. Ещё одна важная проблема, вытекающая из первой, — отсутствие критической массы. Нельзя открыть немецкую группу в детском саду или преподавать немецкий в школе для одного ребёнка.
Многие российские немцы не говорят по-немецки — и это тоже проблема. Есть и те, кто не владеет немецким, но указывает этот язык как родной — такое бывает часто. В России любят жить символами. У российских немцев тоже есть свои символы: республика, которую ликвидировали, немецкий язык. Хочется, чтобы эти символы были реальностью, но это не так. И люди продолжают жить иллюзиями — говорят, что немецкий их родной язык, не зная его и не предпринимая никаких усилий, чтобы его выучить. Я не осуждаю тех, кто не говорит по-немецки и при этом называет себя немцем. Но я считаю, что каждый российский немец должен приложить все усилия, чтобы его дети и внуки владели языком — только так произойдёт восстановление утраченной цепочки. Я знаю немецкий благодаря своим бабушке и дедушке. Мои родители приложили все усилия, чтобы мои дети говорили на немецком. Причём мне было важно, чтобы мои дети знали не только диалект, но и литературный немецкий, поэтому я добилась, чтобы они его изучали в школе. Мой муж тоже российский немец, но дома мы говорим преимущественно по-русски.
Не могу сказать, что российские немцы стремятся находить себе пару среди таких же российских немцев. Конечно, есть молодые люди, которые обязательно хотят девочку-немку или мальчика-немца. Мне кажется, это перегибы в сознании. Я вообще не смотрю на национальность. Я человек мира. Помню, как возмущалась, когда моя бабушка отправляла меня в немецкие сёла и говорила, что нужно найти немецкого жениха и никакого другого.
Наверное, главное отличие русских и немцев — в том, что русскому нужно всё и сразу, а немец чётко знает, чего хочет, сколько ему потребуется действий и времени, чтобы достичь цели. Успех приходит, когда соединяются сила духа и авантюрность русских с плановым подходом к делу немцев. Когда постоянно живёшь в русской эмоциональности и авантюрности, очень устаёшь. Когда всё время живёшь в немецкой плановой ментальности, скучаешь. В этом плане российским немцам очень повезло. Мне здорово жить в той точке, в которой я нахожусь: я могу сломя голову во что-нибудь броситься, но при этом всё просчитать.
Familio.Media
Как жили немцы в Российской империи
Более трех веков в России живет значительное число российских немцев. Проживая в отрыве от исторической родины, многие из них хранят свою национальную идентичность, язык, культуру и традиции. Рассказываем, как немецкие колонисты жили в России и каковы особенности генеалогического поиска в том случае, если среди ваших предков были российские немцы.
Когда и зачем немцы приехали в Россию
Немцы при русском дворе появились в конце XVII века. Тогда желающим принять российское подданство было достаточно перейти в православие. Первые немцы, прибывшие в Россию, были в основном специалистами по военному делу и учеными в области точных наук. Были и приезжие ремесленники, и просто горожане, проживавшие в Москве в Немецкой слободе. При Петре Великом начали приезжать купцы, а еще позже — крестьяне, основатели колоний. В 1721 году появился указ Петра I, согласно которому иностранец, чтобы стать «русским», должен был принести присягу императору. Новые подданные клялись не выезжать за границу без разрешения, не поступать на службу в иностранных государствах, не разглашать государственной тайны и соблюдать российские законы.
Императрица Екатерина II особенно приветствовала приезжающих в Россию немцев, поскольку сама была немкой по происхождению. Она предоставила переселенцам ряд льгот и привилегий: свобода вероисповедания, свобода от гражданской службы и рекрутской повинности, налоговые льготы, право на беспошлинную торговлю и основание фабрик и заводов, а также право селиться в любой губернии и избирать любой род деятельности.
Коллаж Павла Смолоногина. Первая страница Манифеста императрицы Екатерины II о позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу от 4 декабря 1762 года.
В XVIII-XIX веках в России существовал своеобразный культ немецкой культуры и образования. Российские дворяне стремились отправить своих детей на учебу именно в немецкие университеты. «Он из Германии туманной привез учености плоды…» — пишет Пушкин о Ленском в «Евгении Онегине». В Берлине в начале 1840-х годов образовался целый круг русских студентов: одновременно там учились или были вольнослушателями М.Н. Катков, М.А. Бакунин, И.С. Тургенев. Немцы, которые приезжали работать в Россию, считались опытнее и надежнее местных специалистов и часто поднимались выше них по карьерной лестнице не только за счет знаний, но и благодаря своему происхождению.
Как жилось в России немецким колонистам
Немецкие крестьяне принимали решение переехать в Россию по причине печального экономического положения германских государств в то время. Специальный уполномоченный приезжал в германские княжества с агитацией и заносил желающих в списки, которые затем распределялись по предполагаемым колониям. Переселенцы получали денежную ссуду и подводы до места будущей колонии.
Колонии немецких крестьян возникали в землях Крыма, Дикого поля и Поволжья, несколько крупных колоний образовалось близ Санкт-Петербурга (Фриденталь, Рогатка). Порой в одних общинах условия изначально были лучше, чем в других.
Под Петербургом, в колониях Новосаратовка и Этюп, были заранее устроены дома для колонистов, а немцы, отправленные на поселение в Поволжье и Крым, оказывались буквально в чистом поле и были вынуждены наскоро строить землянки и затем жить в них годами.
Если выяснялось, что некоторые земли непригодны для земледелия, то колонисты снимались с места и искали более удачные земли самостоятельно, а затем подавали прошение губернатору на разрешение устроить там колонию.
Немецкие крестьяне обладали прогрессивными знаниями в сельском хозяйстве и вносили многие новшества в развитие этой области. Даже в непривычных условиях с холодными и длительными зимами они могли обустроить хозяйство и быт — и часто более успешно, нежели местные жители. В землях, где появлялись колонии немецких крестьян, происходил синтез знаний и культур: немцы учились у русских и украинцев переживать морозы, а в обмен делились с ними новыми знаниями и идеями, сельскохозяйственными культурами и орудиями труда.
К середине XIX века немецкие колонии Поволжья стали крупнейшими производителями пшеницы и в период Крымской войны снабжали хлебом русскую армию. Немецкие колонии в Санкт-Петербургской губернии успешно выращивали картофель. В Закавказье немецкие колонисты создали крупнейшие производства винно-водочной продукции — азербайджанские колонии Еленендорф и Анненфельд. Во второй половине XIX века немецкие колонии Поволжья начали успешно развивать табаководство.
Немцы в России достигли значительного успеха и в промышленности. «Маркой» немецких колоний Поволжья стало производство хлопчатобумажной ткани «сарпинка» — по названию нижневолжской колонии Сарепта. На юге России в колониях активно производили и продавали сельскохозяйственные орудия.
Немцы, в разное время ставшие русскими подданными, служили на благо России. Немецкие историки — академики Петербургской Академии наук Готлиб Байер, Герхард Миллер, Август Шлёцер — положили начало развитию исторической науки в России. Прибалтийским немцем по происхождению был виднейший политик рубежа XIX-XX веков Сергей Юльевич Витте.
Уроженец города Калькар германской провинции Рейнланд Густав Нейгауз основал в Елисаветграде музыкальную школу и воспитал ряд замечательных русских и советских пианистов и композиторов. Его сын Генрих Нейгауз стал директором Московской консерватории, профессором, одним из создателей московской пианистической школы. Один из величайших пианистов ХХ века Святослав Рихтер был сыном немецкого специалиста. Советский олимпийский чемпион тяжелоатлет Рудольф Плюкфельдер был родом из немецкой колонии Новоорловка близ Донецка. Дочерью колониста была поэтесса Ольга Берггольц.
Конец эпохи привилегий для немцев
Правовое благоденствие немецких колонистов закончилось в эпоху Великих реформ. С 1864 года усложнились правила получения российского подданства, а в 1871 году Александр II отменил часть привилегий колонистов, и в первую очередь — освобождение от военной службы. Многие немцы не смирились с переменами и уехали обратно в Германию. Тем же, кто решил остаться, пришлось привыкнуть жить наравне с простым русским крестьянством.
Начало Первой мировой войны крайне осложнило положение немцев в России. Их общественная деятельность была фактически запрещена, а несколько колоний из западных губерний насильно выселены в Поволжье, на Урал и в Сибирь.
Из-за этих мер многие российские немцы приветствовали приход к власти Временного правительства в феврале 1917 года, другие же поспешили эмигрировать. Но подавляющему большинству немецких крестьян, потомкам колонистов, было суждено пережить наиболее трагический период в своей истории — сталинские репрессии и принудительную депортацию в земли Сибири и Казахстана. От их былых прав и привилегий не осталось и следа.
Российские немцы — мост между народами
Идентичность российских немцев впитала в себя достижения культуры русского и других народов, рядом с которыми немцам в России довелось жить. Культура российских немцев — это результат синтеза культур. А сами они, сохраняя свой язык и традиции, являются неотъемлемой частью российского общества. Изучая историю российских немцев, их потомки укрепляют свою национальную идентичность.
Александр Безносов, историк, ведущий специалист кафедры истории и культуры Института этнокультурного образования.
Александр Безносов, историк, ведущий специалист кафедры истории и культуры Института этнокультурного образования.
Как искать информацию о предках – российских немцах
Самые крупные волны немецкой колонизации пришлись на 1763–1766 и 1804–1819 годы, когда в Россию прибыло около 70 тысяч переселенцев из различных германских государств, прежде всего — Вюртемберга, Гессена, Рейнланда, Эльзаса, Бадена и Пруссии. К середине XIX века в России насчитывалось около трехсот немецких колоний.
Многие потомки немецких колонистов в наши дни стремятся разыскать сведения о своих предках, найти корни и на исторической родине. Чтобы правильно выстроить поиск, необходимо знать, какие документы могут пролить свет на историю предков, время их переезда и обстоятельства проживания в России.
Метрические книги
Основным источником для составления родословных древ семей российских немцев, как и в случае с исконным русским населением, остаются метрические книги. Подробно о том, что это за документы, как с ними работать и где они хранятся, мы писали в материале «Главные документы генеалога: метрические книги». Лютеранские книги составлялись с начала XVIII века, однако законодательно ведение метрических книг для лютеран было разрешено лишь в 1764 году. Эти книги были подобны книгам православных церквей — отличался язык и структура записи. До 1891 года книги составлялись в основном на немецком языке, а после — должны были вестись только на русском языке, согласно указу Александра III, проводившего политику русификации. В лютеранских книгах, изданных до этого постановления, можно встретить записи на русском языке, хотя они довольно редки. После 1891 года многие книги в лютеранских церквях продолжали вестись на немецком языке.
Стандартные метрические книги, как и книги православных церквей, содержали главы о рождении и крещении («Taufbuch»), бракосочетании («Heiratsbuch») и смерти («Sterbebuch»). Пасторы в лютеранских кирхах обычно составляли эти книги в двух экземплярах, один из которых передавался на хранение в духовную консисторию. В настоящее время метрические книги лютеран хранятся в региональных архивах, а также в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга. В последних двух архивах находятся метрики, относящиеся не только к Петербургу, но и, например, к немецким колониям на территории современной Украины.
Списки колонистов, прибывших в Россию
Важный документ для поиска данных о предках — списки колонистов, прибывших в Россию. Они составлялись на месте их изначального проживания для учета числа переселенцев и расчета затрат. Переселенцам выдавались суточные (16 крейцеров взрослому мужчине, 10 крейцеров женщинам и по шесть на каждого ребенка), и эти сведения заносились в те же списки. В порту перед отправкой кораблей составлялись новые списки, которые передавались в Россию, в главную контору, занимавшуюся переселением, которая находилась в Ораниенбауме близ Петербурга. К сожалению, эти списки дошли до наших дней в крайне малом количестве (по всей видимости, они были уничтожены за ненадобностью еще в те времена).
В большей степени сохранились списки, составленные уже в России. Они представляли собой рапорты на русском языке, направленные в Канцелярию опекунства иностранных (до 1797 года) или в Экспедицию государственного хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства при Правительствующем Сенате (после 1797 года). На заглавном листе рапорта всегда писали дату прибытия корабля с переселенцами, название корабля и фамилию капитана. Сами списки содержат в семи колонках следующие сведения: персональная нумерация, нумерация, перенесенная из корабельных списков, фамилии и имена взрослых, имена и возраст их детей (если переселенец был без семьи, то ставилась отметка «single»), в пятой колонке указывалось изначальное место проживания, в шестой — вероисповедание, в седьмой — род занятий или профессия.
В Ораниенбауме составлялись свои списки — они содержали перечень имен колонистов, отправляющихся в земли будущих колоний. Чаще всего эти списки передавались на места, где хранились в губернском управлении. Сейчас они хранятся чаще всего в областных архивах.
Списки немцев-колонистов, эмигрировавших в Америку
Волна эмиграции немцев из России началась после 1871 года, но основная волна пришлась на вторую половину 1880-х годов и продолжалась вплоть до начала Первой Мировой войны. Немцы-колонисты подавали прошения в губернское управление на получение паспортов для выезда. Сами прошения сохранились в весьма малом количестве. Списки же получивших паспорта сохранились и хранятся в областных архивах.
Документы, касающиеся немцев Поволжья, хранятся по большей части в Государственном архиве Саратовской области — ГАСО. Эти документы сохранились в более полном объеме чем, например, документы о немцах Украины: там в годы нацистской оккупации погибло множество архивов, многие документы были уничтожены нарочно. Остатки сохранившихся документов о немцах-колонистах Малороссии можно обнаружить в областных архивах Сумской, Харьковской, Донецкой, Киевской и других областях Украины. Документы о крымских немцах находятся в Государственном архиве Крыма. Значительное количество документов, связанных с немцами Украины, сейчас хранится в архивах Санкт-Петербурга (ЦГИА, ЦГА, РГИА, в ЦГАКФФД имеются фотодокументы, относящиеся к немецким колониям).
Переписи населения колоний
Примечательным документом для поиска являются переписи населения колоний (посемейные списки и ревизские сказки), которые составлялись с периодичностью в 5-20 лет с 1775 по 1857 годы, затем — перепись 1897 года. Они хранятся в региональных и областных архивах. Эти документы доступны для изучения по запросу пользователей архива.
На сайте Familio в разделе Архивные документы доступны ссылки на фонды Государственного исторического архива немцев Поволжья. Таким образом, зная, где именно в Поволжье проживал ваш предок, вы сможете узнать номер фонда, в котором о нем можно найти информацию.
Списки депортированных
Из документов советского времени наиболее информативными остаются списки депортированных на места и личные дела работников предприятий. К сожалению, оба типа документов сохранились в крайне малом количестве. Депортация немцев Поволжья, Крыма, Украины происходила массово и без каких-либо списков. Списки составлялись только уже на местах прибытий в управлении спецпоселения. Частично сохранились учетные карточки спецпоселенцев. Их следует искать в региональных и федеральных Информационных центрах МВД.