Чем занимались ногайцы на территории ставрополья
«Традиционные занятия и промыслы ногайцев востока Ставрополья»
«Традиционные занятия и промыслы ногайцев востока Ставрополья»
С вами работает экскурсовод …..
Наша экскурсия будет посвящена традиционным занятиям коренного населения востока Ставрополья – ногайцев.
Традиционным занятием ногайцев издревле было кочевое скотоводство.
Во всех регионах исторического проживания ногайского народа – в Поволжье и Приуралье, Причерноморье, Крыму, предкавказских и прикаспийских степях – скотоводство оставалось основным видом хозяйствования. Это отразилось и в фольклоре: богатство издавна измерялось в «четырёх видах скота» – лошадях, верблюдах, крупном рогатом скоте, а также в овцах и козах.
Коневодство было одним из древнейших традиционных занятий ногайцев. писал, что ногайские лошади «сильны и очень выносливы».
Накануне Октябрьской революции 1917 года во всем Ачикулакском округе было 6488 лошадей.
В советское время лошадей стали разводить лишь для нужд частного хозяйства. Также перестали изготовлять традиционные для ногайской культуры кымыз (кумыс), казы (домашнюю конскую колбасу), согым (заготовку мяса на зиму).
Наряду с коневодством ногайцы уделяли значительное внимание верблюдоводству. Тот же Адам Олеарий сообщает, что у ногаев «имеются и верблюды, но редко с одним, а обыкновенно с двумя горбами на спине». Ногайцы держали так называемых астраханских двугорбых верблюдов, обладавших большой силой и выносливостью. В натуральном хозяйстве использовались верблюжье молоко, шерсть, мясо и кожа. Астраханские верблюды давали в среднем 6-7 кг молока в день (5,5-7% жирности) и 4,5-7 кг шерсти с одного настрига. Из верблюжьей шерсти изготовляли лёгкое тёплое сукно, которое шло на изготовление национальной одежды (капталов, шепкенов, тонов и т. д.), а также постельных принадлежностей. Кроме того, верблюжью шерсть добавляли в овечью, что во много раз повышало крепость тканей. Цена на такие ткани была гораздо выше, чем из чистой овечьей шерсти. Из её наиболее грубых волос плели верёвки, которыми пользовались при креплении войлочных покрытий кибиток и при упаковке вьюков. Особенно ценилась зимняя верблюжья шерсть из-за её мягкости и
эластичности. Из неё изготовляли войлоки для пеленания грудных детей в холодное время года.
Верблюжье мясо и особенно жировые отложения в горбах считались ценным пищевым продуктом. Топлёный жир служил приправой к различным национальным блюдам ногайской кухни. Широко использовалась верблюжья кожа.
К 1960-м годам разведение верблюдов в государственных и частных хозяйствах сошло на нет.
КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ
У ногайцев крупный рогатый скот являлся одним из основных показателей благосостояния семьи. Он давал молоко, жир, мясо и кожу. Излишки сырья и мясомолочных продуктов шли на продажу соседним народам. На вырученные средства кочевники, в первую очередь, приобретали зерно и фабрично-заводские товары.
К началу XX века крупный рогатый скот в ногайских степях значительно измельчал. Надои молока и живой вес скота снизились. Обычный вес коровы к этому времени составлял 15-18 пудов, быка – от 24 до 30 пудов. Стоимость коровы к этому времени составляла до 30 руб., быка – до 150 руб. Скотоводы начали предпринимать меры к улучшению породности путём метизации местной породы с другими, закупаемыми в разных районах Северного Кавказа и за его пределами. В Караногай были завезены быки-производители из Астраханской губернии, Калмыкии и Крыма. Однако эти меры не дали желаемых результатов.
Ведущее место в скотоводческом хозяйстве занимало овцеводство. Заниматься им могли и богатые и бедные из-за нетребовательности овцы в своём уходе. Овцы давали шерсть, шкуры и молоко.
Овец обычно держали в отарах, число которых зависело от ежегодного приплода. В отарах зажиточных скотоводов количество овец иногда доходило до двух тысяч голов. Для обеспечения ухода за овцами большие отары делились на более мелкие. Зажиточные скотоводы, как правило, имели своих чабанов, а бедные объединяли своих овец и пасли по очереди. Нередко чабанами при отарах бедняков являлись подростки, и даже дети дошкольного возраста.
В советский период за выдающиеся успехи в развитии овцеводства около 200 ногайских чабанов были награждены орденами и медалями Советского Союза, 7 человек удостоены высшей трудовой награды страны – звания Героя Социалистического Труда.
ОХОТА И РЫБОЛОВСТВО
Охота и рыболовство также было одним из древнейших занятий кочевников Великой Степи. Соколиная охота у них всегда была связана с военным делом. Согласно древней степной пословице, «соколиная охота – сестра войны».
В соколиных охотах принимали участие десятки тысяч людей, в них были задействованы сотни ловчих птиц (свыше 500), охота длилась несколько месяцев.
Чиновник, в ведении которого находилась ханская охота, являлся вторым человеком в государственном управлении, визирём. В мирное время охота была специфической формой военных манёвров, способствовала укреплению боеспособности войска. Облавные охоты практиковались в Золотой Орде и в государствах, образовавшихся после её распада.
«Наша родина – Россия»
История ногайского народа неотделима от истории страны
В богатой палитре национальностей нашего края есть народ, который можно смело занести в списки старейших жителей степей Северного Кавказа и Ставрополья, – ногайцы. Не все знают, что этот народ, название которого связано с именем хана Ногая, крупного военного и политического деятеля Золотой орды XIII века, имел свою государственность и посольства в Москве и Казани.
В XV веке ногайская Орда играла серьезную политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. Ногайцы поставляли России лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу.
В Ставропольском крае ногайцы – седьмая из наиболее многочисленных национальностей. По данным переписи 2010 года, их в регионе проживает 22 тысячи человек, расселенных в основном в Нефтекумском, Степновском, Минераловодском и Кочубеевском районах. На территории Ставропольского края проживает 21,2 % всего ногайского населения страны, по численности которого край занимает второе после Дагестана место.
Ногайцы широко представлены в бизнесе, органах власти в местах своего компактного проживания. Являются главами поселений, депутатами представительных органов местного самоуправления, руководителями хозяйств и предприятий.
В крае действуют общественная организация Ногайская региональная национально-культурная автономия Ставропольского края и местные ногайские национально-культурные автономии в Нефтекумском и Степновском районах Ставропольского края.
Руководители местных ногайских общественных организаций входят в состав консультативно-совещательных органов по вопросам межэтнических и этноконфессиональных отношений муниципальных образований на территории Нефтекумского и Степновского муниципальных районов.
Руководитель региональной национально-культурной автономии ногайцев Заурбек Шерпеев является членом Совета при губернаторе Ставропольского края по вопросам межэтнических отношений, а также заместителем председателя Общественного совета при комитете Ставропольского края по делам национальностей и казачества.
Ногайские общественные организации активно включены в общественно-политическую жизнь своих районов и края. Интересен тот факт, что крымские татары и ногайцы имеют много общих черт, и не представляется возможным провести чёткую границу между этими двумя группами. И неудивительно, что наши ногайцы приняли активное участие в той гуманитарной помощи, что оказывал край Крыму после его присоединения к России.
Большую работу общественные организации ногайцев ведут по сохранению самобытной этнической культуры и традиций своего народа, имеющих многовековую историю. Их географическая разделенность, а ногайцы на Северном Кавказе живут на территориях всех субъектов округа, не мешает им поддерживать тесные связи, знать и гордиться лучшими представителями своей культуры.
И поэтому во всех уголках СКФО читатели знают и любят ногайских писателей и древности, таких как ногайский воин-поэт Досманбет Азаулы и нового времени – Ф. Абдулжалилова, С. Капаева, К. Кумратову, М. Киримова, А. Киреева, Д. Туркменова, М. Курманалиева, К. Оразбаева, Г. Аджигельдиева, К. Темирбулатовой. Их литература – явление с глубокими корнями. Это обрядовая песня, сказка, легенда, предание, хабар, афоризмы, пословицы.
Именно на ставропольской земле формировался талант Фариды Сидахметовой, автора нескольких книг на ногайском и русском языках, переводов ногайского героического эпоса «Эдиге», поэмы «Плач Суюмбийке», ногайских средневековых поэтов и стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова на ногайский язык. Произведения Ф.М. Сидахметовой вошли в международные антологии: «Северного Кавказа» (Пятигорск, 2004 г.), «Тюрской поэзии» (Анкара, 2005 г.).
Удивительно много-гранна деятельность Майи Рамазановой. Начав свою деятельность как педагог, спортсмен и добившись в этом заметных успехов, она еще и известная ногайская певица и композитор. Мая Рамазанова – автор ряда песен и музыкальных клипов. Песни пишет на стихи известных ногайских поэтов Суюна Капаева, Фариды Сидахметовой, Зухры Булгаровой, Асана Найманова и др. Участница многочисленных мероприятий и концертов, выступала в Краснодаре, в Астрахани, Дагестане, Крыму, Турции. Она выпустила ряд своих сольных альбомов. От ее песен веет теплотой и душевностью, в них отражается любовь к своему народу, его истории, обычаям и традициям. В настоящее время Майя Рамазанова – актриса ногайского государственного драматического театра КЧР.
Для того чтобы литературное творчество, песня, обряд были близки и понятны подрастающему поколению ногайцев, при поддержке органов образования на территории Ставропольского края более тысячи детей изучают ногайский язык в рамках факультативных занятий в школах Нефтекумского, Минераловодского, Кочубеевского районов.
На базе учреждений культуры Ставропольского края в местах компактного проживания ногайцев работают самодеятельные национальные художественные коллективы.
Бережным отношением к своей культуре, корням, прошлому и настоящему отличается ногайский фольклорный коллектив «Каракаш», что в переводе на русский язык означает «Чернобровая», Дома культуры села Иргаклы Степновского района. Он любимец не только иргаклинской публики, коллектив знают и ждут и за пределами района.
Более ста шестидесяти ногайских народных, обрядовых песен, старинных напевов и произведений современных ногайских авторов в репертуаре народного вокального ансамбля «Алтынай» Дома культуры аула Каясула Нефтекумского района. Участники ансамбля не только поют ногайские песни, но и участвуют в театральных постановках и пьесах, проводят народные гуляния: Навруз-байрам (праздник «Весеннего равноденствия»), Сабантой (праздник «Первой борозды»), занимаются рукоделием, вышивкой национальных узоров, изготовлением национальных кигизов (ковров), приготовлением национальных блюд.
При поддержке комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества на федеральном телеканале «Культура» в рамках программы «Россия – любовь моя!» были сняты две передачи «Легенды и были ногайских степей» и «Кухня ногайцев». Центром внимания этих телепередач стали национальные обряды ногайцев: обрезание пут, обряд наречения имени, обряд первой люльки. Рассказывалось и о музыкально-поэтическом искусстве, фольклоре, национальной одежде, языке ногайцев, особенностях их национальной кухни. В гостях у ведущего программы Пьера Кристиана Броше были кандидат исторических наук, этнограф Арслан Уйсенбаев и инженер-технолог Гульнара Казбиева.
Духовным стержнем, нравственной основой ногайцев является Ислам. Вот что рассказывает о жизни ногайских мусульманских общин Ставрополья Фаиз Рахман Эсенов, заместитель муфтия Ставропольского края, раис-имам по Нефтекумскому району.
«Пока своего муфтията в Ставропольском крае не было, имамы мало общались, каждый был сам по себе. Но после создания при поддержке краевого правительства в 2010 году Духовного управления мусульман Ставропольского края и избрания муфтием Мухаммад-Хаджи Рахимова ситуация кардинально поменялась. У нас появился свой духовный и организационный центр, вокруг которого мы можем собираться, решать свои вопросы. В местах компактного проживания ногайцев мусульман есть мечети, специальные комнаты, где могут они молиться, отправлять необходимые обряды, просто встречаться.
Проводим учебу имамов, готовим к духовному служению молодежь. Организуем свои конференции, семинары, активно участвуем в мероприятиях, проводимых Координационным центром мусульман Северного Кавказа и мусульманскими организациями страны. Основные усилия направляем на пропаганду ценностей традиционного ислама, как религии мира и добра. Регулярно проводим конкурсы на лучшее знание Корана. В прошлом году конкурс чтецов Корана в Степновском районе посвятили памяти достойных единоверцев, безвременно ушедших из жизни. Специальную литературу по исламу в основном получаем из Кабардино-Балкарии, Карачево-Черкесской республики и Татарстана. Они ближе к нам по духу и вере.
Но в отношении поступающей в край религиозной литературы мы проявляем бдительность. В наших общинах не могут быть в ходу книги без выходных данных – кто автор, где напечатано. Требуем от имамов, чтобы на книгах, кроме этого, были печати нашего муфтията и подпись ответственного лица. Просим также оперативно сообщать о неизвестных лицах, появляющихся среди наших мусульман. Так мы минимизируем возможность проникновения в нашу среду чуждых нам идей, сеющих зло и распри.
Если говорить о проблемах, то очень мешают сформированные штампы негативного отношения к Исламу. Некоторые готовы в каждом мусульманине видеть экстремиста, а в каждой мечети – рассадник ваххабизма. Да что там говорить, даже в своей среде единоверцев делаешь замечание, – почему выпиваешь, сквернословишь, ведешь себя неподобающе, не всегда находишь понимание. Отмахиваются, – ай, отстань со своими ваххабитскими порядками. Но мы будем работать с такими, воспитывать. Все должны быть добропорядочными людьми, уважать друг друга, растить патриотов своей страны. Наша Родина – Россия, Ставропольский край, и мы все будем делать для их процветания».
Народы Ставропольского края
Национальный состав Ставраполького края
В южном благодатном, богатом природными ресурсами, минеральными водами и благоприятным климатом Ставропольском крае на площади 66 160 кв. км. (45 место среди регионов России) проживает 2 800 674 человек (15 место в стране). Основу многонациональной и многоязычной семьи народов края составляют русские, здесь их живет постоянно 2 232 153 человека, что составляет 80,11% от общего числа жителей. В крае проживает большая диаспора 161 324 этнических армян, что составляет 5,79% от количества жителей. Живут здесь также даргинцы и греки, цыгане и украинцы, ногайцы и азербайджанцы, карачаевцы и чеченцы
С присоединением Иваном IV к России в 1556 г. обширных земель Астраханского ханства север Ставрополья стали постепенно осваивать русские переселенцы, но до второй половины XVIII столетия эти земли были малозаселенными и слабоосвоенными. После нескольких побед войне с турками Россия решила закрепить за собой южные ставропольские земли. В1777 г. решено начать строительство Моздокско-Азовской оборонительной линии, состоящей из 10 крепостей. Под защитой солдатских гарнизонов этих крепостей русские крестьяне и казаки стали массово переселяться на плодородные ставропольские земли. К середине XIX в. здесь сформировались несколько русских крестьянских и казачьих общин, выходцев из разных внутренних губерний России.
Главными занятиями русских переселенцев было земледелие, товарное рыболовство, скотоводство, кустарные и народные промыслы. Постепенно Ставрополье становится важнейшим сельскохозяйственным регионом страны, поставщиком зерна и шерсти, скота и семян. Для переработки сельскохозяйственной продукции строятся предприятия: мукомольные и кожевенные, табачные и свечные, салотопенные и мыловаренные, спирто-водочные заводы. Культурные особенности и быт в районе заселения и освоения территории практически не отличались от старорусской в регионе исконного проживания и специфической с богатыми воинскими традициями казачьей общности.
На Ставрополье в XI-XIV вв. с разрушением Армянского царства начала формироваться многочисленная армянская диаспора. Поселенцы из Крыма и с Востока Армении искали здесь защиту от захватчиков, разгромивших некогда цветущую восточную страну. Но основная волна армянских переселенцев прибыла сюда из Нагорного Карабаха (Арцах) в 1764-1810 гг. После 1915 г., спасаясь от геноцида своего народа османидами, сюда стали прибывать армяне с запада Армении. Часть армян приехали сюда после страшного Спитакского землетрясения 1988 г. и во время чеченской войны. Армянская община жила обособленно, строила постепенно свои этнические поселки, церкви, улицы и города.
Сегодня армяне стали вторым этносом Ставрополья, в некоторых районах края этнические армяне проживают обособленно и компактно. В регионе насчитывается более десятка действующих армянских церквей. Издавна местные армяне занимались строительством, пошивом одежды и кожаной обуви, среди них было много купцов и офицеров, ремесленников и заводчиков, они занимались благотворительностью, возглавляли городские и поселковые управы. И сегодня среди армян Ставрополья много высококвалифицированных врачей и учителей, известных спортсменов и бизнесменов, видных религиозных деятелей Армянской христианской апостольской церкви.
Даргинцы
Представители одного из крупнейших дагестанских народов даргинцы издавна проживают на Ставрополье, и количество их исторически только увеличивалось. Сегодня даргинцев здесь проживает 49 302 чел, что составляет 1,77% от численности населения края. После русских и армян именно даргинцы стали третьим по численности населения этносом Ставрополья. Антропологи относят представителей данного этноса к европеоидным народам кавказского типа. Даргинцы являются мусульманами-суннитами, исповедующими традиции и правовые основы так называемого шафиитского мазбаха.
Большинство даргинцев приехали на Ставрополье в 50-х годах прошлого столетия, чтобы поднимать местное овцеводство. Даргинцы всегда славились как замечательные и опытные потомственные чабаны. Приглашение помочь соседнему региону с развитием овцеводства даргинские пастухи восприняли с воодушевлением, т. к. в родной республике из-за перенаселенности свободных земель для развития хозяйства практически не оставалось. На Ставрополье даргинские пастухи хорошо трудились, удостоены высоких правительственных наград, многие стали орденоносцами, лауреатами ВДНХ.
Греки
Для сохранения в районе расселения самобытной греческой культуры, языка и национальных традиций, мифологии и обрядов, музыки и фольклора в Ставрополе создано множество общественных организаций. Большой популярностью здесь пользуются греческие муниципальные школы, краевой исторический греческий центр, ансамбли «Элефтерия» и «Ирини», греческий театр «Мельпомена», местное греческое общество «Анагенниси», центр культуры «Афродита». Многие этнические греки стали видными и известными людьми принявшей их когда-то ставропольской земли.
На территории края проживает 30 879 представителей цыганского этноса, что составляет 1,11% от общей численности населения. Местные цыгане относятся преимущественно к этнической группе ставропольских влахов. Именно эта многочисленная цыганская общность – влахи, принадлежащая к группе «рома», издавна кочевала по югу России и Украине. Разговаривают в местной цыганской общине на влашском диалекте цыганского языка. Мужчины занимаются обработкой металла кузнечным делом, женщины воспитанием детей и гаданием. В большинстве своем цыгане являются православными христианами, почитают Богородицу, отмечают Рождество с приготовлением традиционных праздничных пельменей канорэ.
По велению Екатерины II для освоения присоединенных к государству южных земель выбраны именно украинские переселенцы христиане. Расчет императрицы был прост, потеснить дальше в горы язычников-адыгов и кочевников ногайцев мусульман и заселить плодородные южные земли славянами христианами. В 1792 г. большой обоз первых украинских переселенцев, жителей Среднего Поднепровья, возглавляемый полковником Саввой Белым, переправились через Керченский пролив и высадились на острове Тамань в устье Кубани. На новом месте расселения украинцам было разрешено сохранять свой полковой уклад, традиции и обычаи, язык и фольклор. Сегодня на Ставрополье проживает 30 373 этнических украинцев, что составляет 1, 09% от численности населения края.
На Ставрополье проживает сегодня 22 006 этнических ногайцев или ногайских татар, что составляет 0,79% от общего количества населения края. Тюркский этнос, имевший в XVI в. обширную территорию в низовьях Волги и мощное государство Ногайскую Орду имеет древние корни. В его формировании участвовало множество древних кочевых народов: сираки и уйгуры, кипчаки и найманы, печенеги и булгары, кенегесы и мажары. Консолидировал протоногайские этнические группы в XIII в. золотоордынский военачальник темник Ногай. В Нефтекумском и Степановском районах проживают четыре этнические группы: ачикулакские ногаи, едисанцы, етишкульцы и ембойлуковцы. Ногаев Минераловодского района называют Кумскими или Пятигорскими.
Ногайцы всегда были хорошими скотоводами, они поставляли в окружающие территории и Московию овец и лошадей, верблюдов и коров, продукты животноводства, молоко и мясо, масло и шерсть. Взамен они получали ткани, сукно и готовую одежду, бумагу и металлы, олово и медь, свинец и железо. После распада Ногайской Орды в результате междоусобиц и борьбы за власть к началу XVII в. ногаи расселились по всему югу России, в том числе и на Ставрополье. Кубанские и ставропольские ногайцы стали оседлым народом, кроме скотоводства они стали заниматься земледелием. Мусульмане по вероисповеданию местные ногайцы являются суннитами ханафитского мазбаха.
В Ставропольском крае сегодня проживает 17 800 этнических азербайджанцев, что составляет 0,64% от общего количества жителей данной территории. Первые азербайджанские семьи и общины появились на Ставрополье в 20-х годах, после установления здесь Советской власти. Многие из азербайджанской молодежи приехали сюда по комсомольским путевкам на всесоюзные стройки, многие учились в местных ВУЗах и техникумах, остались здесь, завели семьи, пустили корни. Сейчас этнические азербайджанцы работают на Ставрополье врачами и педагогами, среди них много ученых и бизнесменов, чиновников, полицейских и офицеров.
В этом, по-настоящему многонациональном регионе, где совместно, на сравнительно небольшой территории живут представители около сотни этносов, на пограничном с республиками и государствами Кавказа положении, власти края предпринимают необходимые усилия и регулярно проводят мероприятия по поддержанию межэтнического и межконфессионального мира.
Ногайцы (ногай) — воинственный народ Северного Кавказа
Ногайцы — тюркский народ Северного Кавказа. В мире проживает около 110 000 человек. Предками ногайцев являются кочевые средневековые монголоязычные и тюркские племена.
Первое государственное образование народа — Ногайская Орда сформировалось после распада последней из великих держав кочевников Золотой Орды. Ногайская Орда принимала важное участие в политических, торгово-посреднических делах с соседними государствами, собирала дань с казанских татар, некоторых сибирских племен, башкир. В начале 16 века могла выставлять около 300 000 воинов. Хорошая военная организация позволила Ногайской Орде с успехом защищать и отстаивать свои границы, оказывать помощь соседним ханствам, дружинникам, русскому государству. Экономическую, военную помощь ей оказывала Москва.
Где живут
Народ проживает на территории Северного Кавказа в Дагестане, Ногайском, Бабаюртовском, Кизлярском, Тарумовском районах, Махачкале, Кизляре, Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Астраханской области, Чеченской Республике, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах. Небольшое количество ногайцев живет в Болгарии, Румынии, Казахстане, Узбекистане, на Украине.
Название
Этноним «ногайцы» связан с военно-политическим золотоордынским деятелем Ногаем, жившим в 13 веке. Он провел консолидацию своих сторонников из разных этнических групп протоногайцев, которые получили свое название по имени прародителя. Ногай обращал основное внимание на роды узо-печенежского, кипчако-половецкого, алано-асского круга, так как основная часть монголов перешла на сторону Токтая. Самое ранее появление этнонима «ногайцы» в золотооардынской эпохе приходится на 1436 год. Другие названия народа: ногаи, крымские степные татары, ногайские татары. Самоназвания: ногай, ногайлар.
Ногайский язык принадлежит к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В результате широко географического расселения народа образовалось 3 диалекта:
Литературный ногайский создан на основе ногайского говора и караногайского диалекта. На нем издаются газеты, транслируются передачи на радио. Графическая основа ногайской письменности несколько раз изменялась. До 1298 года она была основана на арабском письме, с 1928 по 1938 — на основе латиницы, с 1938 и по настоящее время — на кириллице.
Религия
Основная часть ногайцев — мусульмане, исповедует ислам суннитского ханафитского толка. Ислам постепенно начал проникать на территории проживания ногайских предков в 10-11 веках. В 1312 году после официального введения ханом Узбеком ислама, в Золотой Орде началась массовая исламизация. До наших дней в народе сохранились в некоторой степени древние языческие верования о духах-хозяевах стихий. Вместе с исламом пришел образ духа джинна. Среди ногайцев Большой Ногайской Орды широко было распространено учение братства йасавийа (также ясавия). В других группах преобладало учение накшбандия.
Во времена Ногайской Орды народ очень трепетно относился к могилам видных людей, в основном это были правители. Захоронения представляли собой целые архитектурные сооружения, которые возводились над местом погребения.
У ногайцев было два вида мечетей:
Очень большой урон религиозной жизни народа нанесла советская власть. Все мечети были разрушены, основная часть мулл, кадиев, ахунов, имамов, эфенди, муэдзинов репрессирована. Те, кто остался жить на родине, были вынуждены прекратить свою деятельность. В начале 90-х 20 века в Ногайской степи осталось лишь 2-3 муллы. Малое количество ногайцев из старшего поколения совершало намаз, но так как мечетей не было, все проводилось индивидуально. Не существовало даже религиозного домашнего обучения. Народ старался соблюдать правила своей религии, не употребляли свинину, проводили обрезание. Последние несколько лет религиозная жизнь начала постепенно возобновляться. Ведется строительство мечетей, появились имамы, муэдзины, проводятся религиозные обряды. Ногайцы отмечают праздник мавлид — день рождение Пророка, главные мусульманские праздники — Курбан-байрам, Ураза-байрам. При мечетях открываются мектебы, медресе. Некоторые ногайцы исповедуют ислам шафиитского толка и ваххабизм.
В кухне народа раньше преобладали мясные и молочные блюда. Сегодня рацион ногайцев значительно обогатился за счет заимствования у соседних народов. Готовят из конины, ягнятины, делают различные колбасы. Из муки пекут лепешки, варят вид галушек инъкал, пельмени, жарят лукумы, пекут хворост, катламу. Из круп готовят вкусные, сытные каши, добавляют в них мясо. Используется кукурузная, пшеничная крупа, фасоль. С кашами принято подавать ногайский сыр ауырша. Супы в кухне занимают особое место, готовятся они с куриной лапшой, мясом, изделиями из теста. Популярны кисломолочные, сырные супы. Из сладостей самая популярная — соьк, готовят ее из пшена и сметаны. Другие лакомства ногайцев:
Главный национальный напиток — кумыс, помимо него пьют айран, хмельной напиток буза, медовый шербет, приготовленный по-особому ногайский чай. Сначала листья чая кипятят в воде, процеживают, добавляют сливки, домашнюю сметану, соль, черный перец. Напиток подают в пиалах с медом, маслом, сыром. Считается что у народа есть минимум пять видов чая.
На свадьбу готовят специальные блюда: вареная баранья грудинка, баурсакъ. Рожениц кормят куриным бульоном, шейкой птицы. На поминки обязательно готовят супы, блюда из мяса. Для гостей делают необычное блюдо «тузланган-кой баш» — вареную баранью голову, предварительно отмоченную в тузлуке.
Внешность
Одежда
Традиционная одежда ногайцев является этнокультурным историческим наследием народа, отличается неповторимой самобытностью, красотой. В основе костюма элементы одежды древних кочевников. Мужчины проводили большое количество времени верхом на лошади, что отразилось на одеже. Сапоги были с высокими голенищами, штаны широкого кроя, для удобной езды. Шепкены, капталы шили с запахом, открытой грудью.
Мужчины носили нательную рубаху (ишки коьйлек) до колен. Ее заправляли в шаровары, носили на выпуск. Сверху надевали куртку-безрукавку, обычно ее носили во время работы по хозяйству. В качестве верхней летней одежды надевали каптал. Некоторые народы называют его бешмет. Все мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Еще одной деталью верхней одежды был шепкен. В непогоду и жару носили бурку.
Важным атрибутом мужского костюма был поясной ремень «белбау» — узкий, с ременными подвесками, металлической пряжкой, пластинками с гравировками из золота и черни. Кушак — это не менее важная деталь костюма, представлял собой сложенную или скатанную полосу из шелка, длиной в 2 метра.
Причерноморские ногайцы носили три вида головного убора:
Женщины носили штаны, суженные у щиколоток, туникообразную рубаху, нательную рубаху, шелковый короткий кафтан, плотно облегающий фигуру, часто без рукавов, чтобы проще было работать. Носили распашное длинное платье, каптал, украшенный на груди 10 узорчатыми призматическими серебряными узорами. С верхней одеждой надевали передник, используемый при домашней работе. Женщины никогда не ходят с непокрытой головой. Традиционные головные уборы:
Жизнь
Издавна основным занятием народа было кочевое и отгонное животноводство, разводили лошадей, верблюдов, овец, крупный рогатый скот. Земледелие занимало незначительное место в жизни, выращивали овес, просо, пшеницу, занимались бахчеводством, садоводством, пчеловодством. Разводили домашнюю птицу: гусей, кур, уток. Охота и рыболовство являются древними занятиями ногайцев. На охоту ходили с ловчими обученными птицами: ястребами, соколами, беркутами, а также собаками.
Из ремесел развита обработка кожи, овчины, дерева, производили войлок, сукно, изготавливали бурки, головные уборы, сапоги, ковры-арбабаши. Из пуха гусей делали подушки, одеяла, перины, гусиное перо использовали для письма. Самые важные торговые пути Кавказа проходили именно через ногайские степи, среди которых Великий шелковый путь. Благодаря этому народ занимался торговлей и сбывал свои товары.
Жилище
В Черкесии ногайцы давно живут в домах. Дворы окружают плетневым, каменным забором, обмазанным глиной. Дом (уьй) строят из сырцовых кирпичей. Стены снаружи и внутри белят известью, мелом. Крышу в основном делают из черепицы. В жилище есть комната для гостей, помещение для приготовления пищи, где вся семья проводит основную часть времени. Все дома стоят к улице боком, у многих окна выходят только во двор. Вместо старинных очагов многие установили плиты. Раньше спали на глинобитных лежанках, покрытых кошмами. Встречаются они и сейчас у караногайцев. Сегодня убранство в домах современное. В аулах есть электричество, радио.
Кочевые ногайцы жили в кибитках. В центре жилища был очаг, вокруг него стелили кошмы для сидения. В глубине кибитки располагалось спальное место (тер). Справа от входа складывали вещи, домашнюю утварь, слева устанавливали изгородь, куда помещали молодняк. Сбрую и одежду развешивали на стены. У богатых ногайцев была кровать, на которой укладывали гостей. Кибиточное селение называлось «куп» и состояло из нескольких групп кибиток. В одном селении было 40-60 таких жилищ. Расставляли их по окружности, внутри круга между ними размещали скот. Раз в месяц народ менял свое место жительство, перевозя с собой жилища со всем имуществом.
Еще один тип жилища кочевых ногайцев, юрта, была двух типов: разборная (терме) и неразборная (отав). Остов жилища делали из деревянных складных решеток, скрепляли наверху купольными жердями из дерева, в центре они сходились в ободок. Сверху на него крепилось навершие решетчатого типа, которое служило окном и дымоходом. Дверь состояла из створок, открывавшихся наружу. Зимой ее утепляли кусками войлока. Каркас юрты снаружи обтягивали войлоком, внутри в зимний период утепляли циновкой, зажиточные использовали ковры. При плохой погоде дымоход закрывали куском войлока (серпик). На пол стелили войлок, ковры. Очаг располагался в центре жилища, на нем готовили пищу, обогревали юрту в холода. На очаге стоял треножник из железа — важный атрибут жизни кочевников. Богатые ногайцы покрывали юрту белым войлоком в несколько слоев, украшали красными лентами, тесьмой.
Стояли юрты ногайцев рядами, каждый ряд — выходцы из одной семьи. В самом центре стояла юрта старшего из родственников, он был главой всего квартала. Внутри жилища место женщины с восточной стороны, там же располагалась провизия, посуда, вещи. На северной стороне было почетное место, обложенное подушками. Здесь спал и сидел глава семьи. У ногайцев существовало многоженство, старшей всегда прислуживали остальные жены. Справа от мужа сидят мужчины, слева — все жены по старшинству.
Культура
Ногайские музыкальные инструменты:
Фольклор народа состоит из различных жанров:
Традиции
Раньше у народа существовала кровная месть, которая исчезла до революции. Родовая помощь заменилась на соседскую в 19 веке. До сих пор распространен обычай гостеприимства, ногайцы очень радушно встречают гостей, угощают самыми лучшими блюдами, спать укладывают на лучшем месте. Считается что, если в доме нет комнаты для гостей, это плохой дом. Первое, чем угощают гостя, это ногайский чай.
Важное место занимает рождение ребенка. Первые 40 дней после рождения младенца очень значимы, в этот период происходит этап его «очеловечивания». До 40-го дня ребенку дают имя, укладывают впервые в колыбель, сбривают волосы, снимают старую одежду, одевают в специальную рубашку (ийт коьйлек). Младенец, которому больше 40 дней называется «кыркынан шыккан бала».
Обряды, проводимые во время родов, открывают цикл жизни человека. К ним относятся:
Тело младенца считается сырым, чтобы оно поскорее затвердело, 40 дней ребенка купают в подсоленной воде. Обряд сбривания волос должен проводить дедушка ребенка со стороны матери «нагаш атасы». Он не приходит сам, ему привозят новорожденного домой. Родители дарят мужчине рубашку, он преподносит ребенку в виде дара бычка или барана. Первые волосы называются карын шаш, что переводится как «утробные волосы». Ногайцы верят, если их не сбрить, ребенок будет постоянно болеть, у него будет дурной глаз, его проклятия будут сбываться. Сбритые волосы мальчика заворачивают в платочек или кусок ткани, привязывают к хвосту лошади. Это сделает ребенка сильным, быстрым, выносливым как лошадь. Волосы девочки хранят дома в сундуке, чтобы она была хранительницей домашнего очага, трудолюбивой, хозяйственной. В народе про мальчиков, которые не оправдывают ожидания, говорят: «Его утробные волосы дома оставили наверно».
Первая рубашка ребенка называется «собачья», шьется из подола нательной рубахи свекра матери новорожденного или почтенного старца, чтобы младенец принял их мудрость, был долгожителем. Во время проведения обряда снятия старой рубашки пекут три хлеба, с отверстиями посередине. Один дают собаке, остальные детям. Первую рубашку снимают и продевают через отверстие в хлебе, который привязывается собаке на шею. Дети гоняют ее, чтобы она унесла все плохое в младенце. Детей после обряда угощают сладостями, чаем. У ногайцев считается неприличным ругать, ласкать, кормить детей на людях, особенно при старших родственниках.
Ежегодно перед Пасхой, в пятницу, дети идут на высокий холм Майтобе, на праздник Тепреш. В это день красят яйца, скатывают их с горки. Яйца у народа ассоциируются с новой жизнью, источником мироздания, широко применяются по сей день как символ плодородия.
Свадьба — важное событие у народа. Жену для парня выбирал семейный совет во главе с отцом. Мнение у жениха никто не спрашивал, все вопросы решали старшие братья, мужчины по отцовской линии. Избранницу выбирали очень тщательно, оценивали материальный статус, внешность, воспитание, хозяйственность.
Когда невеста выбрана, проводится сватовство. В дом приезжают мужчины во главе с почтенным старцем, знающим все традиции, обряды. Даже если жених семье и девушке на нравился, принимали его всегда с почестями. Сразу ответ давать не принято, сваты должны прийти еще один-два раза. В это время семья невесты узнает о женихе, оценивает его. Если родители согласны, они дают ответ, назначают день свадьбы, размер калыма. Примечательно, что дату свадьбы назначают с помощью астрологов. Калым у ногайцев большой, помимо него жених должен еще заплатить сверху деньгами. По причине отсутствия больших средств, иногда невесту воруют, чтобы ее родня снизила размер калыма.
Невеста вместе с матерью готовят приданое, шьют одежду для членов своей будущей семьи. Времени и сил на это уходит немало. После помолвки проводят малую свадьбу, во время которой жених передает калым, невеста дарит подарки родне мужа. Гостей угощают, невеста прощается со своим девичьим нарядом — красным платком. Ей уже приготовлен свадебный наряд, белый платок, который она носит после замужества. Перед свадьбой невеста приходила в дом будущих родственников, что означало приглашение на торжество.
Свадьба проводится осенью или весной. На торжестве не только пьют и едят, устраивают скачки, различные состязания, танцы. Молодожены танцуют свой первый танец — лезгинку. Гости во время танца дарят молодым подарки, деньги. Это считается первым капиталом их новой семьи, заработанным совместно.