Чем занимались русские переселенцы на кубани
Чем занимались русские переселенцы на кубани
Начало освоения Кубани русскими переселенцами. Кубановедение 7 класс
1. Рассмотрите репродукции картин П. Мясоедова и В. Сурикова и ответьте на вопросы.
1) К какому веку относится событие, с которым тесно связан сюжет обеих картин? Это важнейшее событие реформа патриарха Никона, оно произошло в церковной жизни в XVII в.
2) Какое название в истории России получило это событие? Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.
3) Имело ли это событие отношение к истории Кубани и если да, то какое? Начиная с конца XVII в. старообрядчество сыграло значительную роль в появлении на кубанских землях русских переселенцев.
4) Чем известны в истории Кубани следующие личности?
2. Установите соответствие между датами и событиями.
1) 80-е годы XVII в. 2) 1688 г. 3) 1692 г. |
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.03.2012 |
Размер файла | 16,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Первые русские переселенцы на Кубани. Казаки-некрасовцы
Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.
В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в районе Добруджа в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.
Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали.
Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину.
донской казак переселенец община
В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната». К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н.А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г. в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».
Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей.
Около 170-200 семей оставалось в Турции.
В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Ново-Некрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей некрасовцев деревни Майноз в количестве 507 душ, несмотря на разрешения так и не приехали в СССР.
Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев.
В 1963 году несколько десятков некрасовцев и «дунаки», общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США.
1. Добруджа в ЭСБЕ на сервере Gatchina3000.ru
2. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Первые зафиксированные упоминания об украинских казаках. Основа казацкой общины: казаки и родители, казаки и гости, отношение к старшим и к женщине. Быт и воспитание казака. Основа казачьей славы. Образ жизни казаков, полный аскетизма, лишений и горя.
презентация [856,9 K], добавлен 20.10.2014
Исследование истории казачества в трудах отечественных ученых. Документальная ценность «Поэтической повести», описывающей события Азовского осадного сидения в 1637-1641 гг. Отношения донских казаков с Москвой, их мотивы при взятии и упорной обороне Азова.
реферат [39,7 K], добавлен 26.02.2013
Переселение казаков на Кубань после падения Запорожской Сечи. Административное устройство Черноморского Войска; Жалованная грамота Екатерины II, юридическое оформление организации власти и управления. Деятельность окружных правлений, привилегии Войска.
контрольная работа [46,8 K], добавлен 16.03.2012
дипломная работа [265,5 K], добавлен 28.06.2011
Александр Суворов во главе Кубанского корпуса. Создание кордонной линии, обеспечение регулярной связи между Кубанью и Астраханским корпусом. Строительство военных поселений на правом берегу Кубани. Приведение ногайцев к присяге на верность России.
реферат [58,8 K], добавлен 07.05.2016
Причины и основные направления российской эмиграции. Первые политические эмигранты в России после восстания декабристов. Рост трудовой эмиграции. Первая волна эмиграции после Октябрьской революции. Русская гимназия, трудоустройство иностранцев в Турции.
реферат [25,5 K], добавлен 21.12.2009
Герои Великой Отечественной войны. Проблема безнравственного отношения к героическому прошлому страны. Известие о войне. Патриотический подъем населения Кубани и добровольческое движение. Оккупация Кубани фашистами. Освобождение от фашистских захватчиков.
доклад [16,8 K], добавлен 19.12.2011
Чем занимались русские переселенцы на кубани
Частная группа
Тема III. Кубань в конце XVII-XVIII вв.
§1. Освоение Кубани русскими переселенцами. Некрасовцы.
XVII век вошел в историю России как «бунташный». Отголоски русской смуты не могли не затронуть пограничные с Русским государством кубанские земли. Церковная реформа патриарха Никона имела немало противников среди неистовых поборников старой веры. Царское правительство беспощадно расправлялось со «старообрядцами», пытая и уничтожая идеологов раскола. В 1682 г. вместе с тремя своими ближайшими единомышленниками был заживо сожжен один из идеологов старообрядцев Аввакум Петров. Раскольники бежали на окраины России.
Немало их осело и на вольном Дону, но эта вольность была относительной, т.к. донские казаки получали «царское жалованье» и приняли присягу на верность царю. Поэтому «донским» староверам было уже не очень вольготно на Дону, особенно когда в 1682 г. царем стал Петр I, не терпевший никакого своеволия и непослушания. Царю не нравилась стародавняя традиция донцов никого не выдавать с Дона. Дон, как и Запорожье, был гостеприимным пристанищем всех беглецов и недовольных крепостными и церковными порядками. И в 1680-х годах правительство ужесточило свои требования о выдаче скрывающихся на Дону. Это заставляло многих, спасаясь от репрессий, объединяться в отряды и уходить подальше от тяжелой царской руки. Так, в 1688 г. часть казаков-раскольников во главе с избранным атаманом Львом Манацким ушли на Северный Кавказ, на берега р. Кумы, и поселились среди горцев. В 1689 г. к ним присоединилось еще 300 донских казаков. Но в 1692 г. астраханскому воеводе П.П. Хованскому было отдано царское повеление разгромить казачьи городки. Узнав об этом, около 500 казаков направилось на Кубань, но дошло до нее немногим более 200 человек. С разрешения крымского хана они поселились между Кубанью и Лабой, а на правом, высоком, берегу р. Лабы построили свой укрепленный городок (ныне станина Некрасовская).
На Кубань переселялись и другие партии донских казаков, беглых крестьян и раскольников. На правобережье Кубани, главным образом в районе Таманского полуострова, формируется, своеобразная казачья община «Войско Кубанское». Казаки строят свои военные городки, один из которых татары называли Себеней (от Савельевского городка, названного так в честь одного из атаманов первого Кубанского войска Савелия Пахомова). Возглавивший восстание казаков на Дону в 1707-1708 гг. Кондратий Булавки искал поддержку у кубанских казаков, среди которых было немало и родственников повстанцев. Так, 27 мая 1708 г., т полтора месяца до своей гибели, он пишет письмо казакам «славного Войска Кубанского» с просьбой похлопотать перед турецким султаном о разрешении повстанцам переселиться на Кубань. Очевидно, Савелий Пахомов выполнил просьбу донского предводителя, потому что уже в августе 1708 г. один из ближайших сподвижников Булавина Игнат Некра-сов привел на Кубань значительный отряд казаков. Источники по-разному называют число ушедших на Кубань: от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Они пришли со своим знаменем и пушками, с твердым намерением отстаивать свои старинные казачьи привилегии. Вслед за ними тайными путями пробирались на Кубань те, кто бежал от царской расправы, крепостной неволи и мечтал о вольной жизни. Несколько тысяч человек привели на Кубань и некрасовские сподвижники Иван Драный, Гаврила Чернец, Семен Селиванов и другие.
Враждебно настроенный к своему северному соседу, крымский хан разрешил некрасовцам поселиться на Таманском полуострове между Темрюком и Таманью. Здесь они основали ряд своих городков, таких как Голубинский, Чирянский, Блудиловский и др. Один из них, Кара-Игнат (т.е. Черный Игнат), был назван так в честь атамана Игната Федоровича Некрасова, носившего, как и большинство некрасовцев, черный кафтан.
Об авторитете И. Некрасова говорит и разработанная некрасовцами «Игнатова книга», включавшая в себя, по преданиям, заветы атамана (см. документ).
Основным занятием некрасовцев была рыбная ловля. Часть средств, полу-чаемых от этого промысла, шла в войсковую казну, часть — на церковь: на помощь престарелым и немощным казакам. По возможности некрасовцы занимались огородничеством и скотоводством. Молодежь обучалась грамоте и военному искусству.
Некрасовцы были глубоко верующими людьми, уважали женщин и стариков, строго соблюдали старые религиозные обряды и казачьи обычаи. За мелкие нарушения наказывали розгами, за более значительные — лишали казачьего звания и изгоняли из общины, за тяжкие (убийство, предательство, бесчестие женщины) предусматривалась стародавняя казачья казнь — «в кудь да в воду». Привлекая в свои ряды недовольных, некрасовцы либо сами появлялись в русских пределах, либо посылали на Дон и в другие районы своих агитаторов, ратовавших за уход на вольную Кубань.
Походы на Дон предпринимались не только как акции в борьбе с царизмом, но и были средством пополнения людьми, лошадьми, порохом и продовольствием. Так, в 1710 г. И. Некрасов во главе 3-тысячного отряда появился в Приазовье и стал лагерем на р. Берде. Отсюда он рассылал своих людей к казакам с призывом поднимать восстания и присоединяться к нему. Ему явно хотелось всколыхнуть присмиревший после подавления булавинского движения Дон. Такой демарш не прошел даром: в августе 1711 г. на Кубань с регулярными русскими полками и калмыками был направлен казанский губернатор П. М. Апраксин. Однако разгромить Некрасовцев ему не удалось, и, потеряв 150 солдат и 540 калмыков, П.М. Апраксин вынужден был вернуться.
В 1713 г. некрасовские атаманы Семен Кобыльский и Семен Вороч совместно с кубанскими ногайцами ходили в поход под Харьков. В 1715 г. некрасовским агитаторам удалось увести на Кубань с Дона и из Тамбовского уезда немало казаков и крестьян. В 1717 г. атаман С, Вороч ходил с казаками походом на Волгу.
Слухи о том, что на Кубани хорошо жить, нет помещиков, за старую веру не наказывают, будоражили население Дона и Волги, находилось немало желающих бежать на Кубань. Правительство и местные власти предпринимали меры, чтобы прекратить эти побеги. Архивы сохранили приговоры властей, в которых перечислялись пойманные беглецы и установленные для них наказания: «бить кнутом нещадно и, вырвав ноздри, сослать навечно в Сибирь». Военная коллегия даже приняла решение наказывать смертью любого, кто не донес о появлении некрасовских шпионов.
В 1730-х годах, во времена правления Анны Иоанновны и ее жестокого фаворита Бирона, предпринимались энергичные попытки ликвидировать некрасовскую вольную общину на Кубани. С одной стороны, делались предложения вернуться в Россию, но при этом не давались никакие гарантии нормального существования. С другой стороны, проводились карательные экспедиции. Так, в 1736-1737 гг. некрасовские городки дважды уничтожались правительственными войсками. Правда, некрасовцы, предупрежденные ногайцами, вовремя успели скрыться за Кубанью.
Крымский хан был заинтересован в их пребывании на Кубани, так как це-нил как опытных и отважных воинов, но и он не мог их открыто поддерживать, как бывших русских мятежников. Поэтому с начала 40-х гг. некрасовцы начинают постепенно покидать Кубань в поисках более спокойного пристанища. Так, в середине 50-х гг. часть их переселилась на Дунай. Оставшиеся продолжали совершать набеги вместе с татарами на южные земли России. В 1769 г. был предпринят последний татарский набег, в котором участвовали и некрасовцы. Правительство Екатерины II обещало некрасовцам прощение «за их прежние вины», разрешало им вернуться в Россию, но было против их компактного проживания на Дону. Это не устраивало некрасовцев. В сентябре 1777 г. царские войска под командованием генерала И. Ф. Вринка вновь были направлены против некрасовцев. Узнав об этом, часть казаков бежала за Кубань к горцам, а другая часть попыталась на лодках уйти вверх по Кубани. Однако встреченные царской артиллерией, открывшей огонь по лодкам, некрасовцы вынуждены были спрятаться в прибрежных плавнях.
Пребывание некрасовцев на Кубани становилось для них небезопасным. Новый крымский хан Шагин-Гирей, занявший престол с помощью России весной 1777 г., требовал их переселения в Крым, по сути дела под присмотр русского военного командования. Поэтому в 1778 г., с разрешения турецкого султана, большинство некрасовцев переселилось в Османскую империю. Лишь в начале XX в. первая партия некрасовцев вернулась в Россию. Последняя группа некрасовцев в несколько сотен человек возвратилась в Россию, поселившись на Кубани и Ставрополье, в 1962 г. Память о Родине и ее зов оказались очень сильными у потомков некрасовских казаков прежде всего потому, что и вдали от России, в чужеродной для них среде, они не растворились, сохранив свою культуру, обычаи и родной русский язык.
Чем занимались русские переселенцы на кубани
Мы, чьи прадеды и прапрадеды были непосредственными участниками описываемого переселения, не можем оставить без внимания эту статью. А те у кого даже казачьей собаки во дворе не было, но они сегодня «казакуют», пусть почитают для саморазвития.
«Накануне очередного дня рождения краевого центра «КИ» выяснили, сколько первопоселенцев проживало на Кубани в самые первые годы ее заселения, сколько их было в граде Екатеринодаре через год после его основания, кем они были и как их звали.»
Итак, 30 июня 1792 года Екатерина II выдала «Жалованную грамоту» Черноморскому казачьему войску, по которой казакам на вечное владение передавалась кубанская земля. Первая волна переселенцев пришлась на 1792-1793 годы, казаки прибывали на Кубань несколькими партиями и селились кто где, стихийно создавая слободки. Как сообщается в предисловии к сборнику «Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века», изданному по документам Крайгосархива, войсковое правительство в конце 1793 года озаботилось тем, что не имеет четкого представления, где именно и сколько всего переселенцев проживало на подаренных войску землях. 28 октября атаман Захарий Чепега в ордере полковому есаулу армии поручику Алексею Миргородскому предписывал провести «…всем переселившимся старшинам и казакам вернейшей переписи… смотря при том наиприлежнейше ни одной души без записи в книгу не пропустить…» Поручение было исполнено без малого через пять месяцев, о чем свидетельствует рапорт Миргородского от 21 марта 1794 года войсковому правительству.
Переписчикам вменялось не просто пересчитать количество населения по куреням (их всего было 40), но и выяснить, кто из переселенцев имел армейские чины, у кого были жены и дети (причем мальчики и девочки вписывались в отдельные графы), кто служил от бывшего Запорожья, а кто был вольно поступившим. Согласно сборнику Край-
А теперь давайте заглянем в пару куреней. К куреню Кислякивскому был приписан «атаман кошовый, армии бригадир и ковалер Захарий Чепега». Жил атаман без семьи и на момент переписи ему было 68 лет. При нем состоял «полковый асаул, армии порутчик Андрей Келембет» 22 лет от роду, в работниках значились шестеро мужчин от 18 до 50 лет.
Известно, что при приеме в войско по давней казачьей традиции новичкам, многие из которых были беглыми крепостными и скрывали свои настоящие имена, давали фамилии-прозвища за особенности внешности или характера. Среди фамилий первопоселенцев Екатеринодара встречаются такие колоритные, как Задирака, Забыйворота, Торохтило, Перебейнос, Красуля, Грива, Сова, Ворона, Бочка, Кочерга, Губа, Горб, Корж, Хохлач.
Благодарим за помощь в подготовке материала руководителя ГКУ «Крайгосархив» Станислава Темирова.
//Помни друг! Мнение авторов сайта может не совпадать с мнением автора статьи//
- Чем занимались родители пушкина
- Чем занимались рыцари в средневековье