Чем занимались рыцари в средневековье
Жизнь средневекового рыцаря
Жизнь человека в Средние века была, по сути, сплошным испытанием на выносливость, хотя люди и вряд ли отдавали себе в этом отчет, ибо жили, не зная и даже не предполагая иной реальности. Жили, как заведено, как жили их отцы и прадеды, и прапрапрадеды. Исключение составляли, разве что, рыцари, в чьем образе жизни все-таки происходили определенные изменения. Вначале, быть рыцарем означало просто быть воином, нести вассальную, как правило, конную военную службу своему сеньору. Однако, в бесконечных средневековых внешних и внутренних войнах, постепенно была сформирована новая идеология и психология рыцарства; к образу малограмотного военного добавилась изрядная доля аристократизма и благородства, даже, некоторой куртуазности в лучшем смысле этого слова. Рыцарь стал не просто воином, а эталоном благородных устремлений и чувств, понятие рыцарства стало синонимом верности, что в средневековом обществе считалось почти непозволительной роскошью. Даже король не всегда мог похвастаться верностью собственных подданных, а что уж говорить о простых смертных?
У рыцарей сформировались собственные понятия о чести и благородстве. Прежде всего, рыцарь должен был быть добрым христианином и обязывался везде и всюду бороться за христианскую веру и защищать ее. Он должен был оберегать слабых, всегда держать данное слово. Рыцарь должен был быть верен своему сеньору и должен был уметь постоять за свою жизнь и достоинство. А еще, совершенно не лишними оказывались навыки рыцарей играть на музыкальных инструментах, слагать стихи и поэмы, посвященные Прекрасной Даме, которая просто обязана была быть у каждого уважающего себя рыцаря. При этом, следует заметить, что Прекрасная Дама должна была оставаться для рыцаря недосягаемой величиной. Он мог в ее честь слагать стихи и песни, он мог сражаться за ее благосклонный взгляд на турнирах и совершать еще, Бог знает сколько, военных подвигов на поле брани, но рыцарь, как правило, не мог обладать дамой своего сердца. Так что, частенько Прекрасными Дамами рыцари избирали дам замужних и, по всем средневековым правилам этикета, восхваляли их красоту и добродетель, и вздыхали о них исключительно платонически. Даже королева вполне могла стать Прекрасной Дамой какого-нибудь славного рыцаря, ведь, как известно, даже кошке позволено смотреть на короля.
Почти все свободное время рыцарь проводил либо на охоте, либо на войне. Война – это кормилица не только рыцарей, но и любых других воинов. Мародерствуя на захваченных территориях, люди делали себе если не состояние, то, по крайней мере, хоть как-то компенсировали долгие годы военных лишений. Еще одним способом зарабатывать себе на жизнь для рыцаря являлись рыцарские турниры. Эта полувоенная – полуспортивная забава, на которой рыцари сражались друг с другом, стремясь выбить соперника из седла тупым концом копья. Поверженный на землю рыцарь, должен был отдать своего коня и свои доспехи победителю, но поскольку остаться без коня и доспехов для рыцаря считалось позором, то победитель тут же возвращал свой выигрыш проигравшему за очень хорошие деньги (рыцарские доспехи стоили приблизительно столько же, сколько стоило небольшое стало коров, голов, эдак, в 45). Так что, некоторые рыцари зарабатывали себе на жизнь, путешествуя из города в город и принимая участие в рыцарских турнирах, параллельно во всех городах прославляя имя своей Прекрасной Дамы.
Это сословие сыграло значительную роль в распределении европейских территорий, оно было не менее важным, чем духовенство и крестьяне.
Происхождение понятия
В Западной Европе со времен правления Карла Великого появилось конное войско. Солдаты служили своим вассалам, они полностью отказывались от ведения собственного хозяйства. Воины всю жизнь посвящали службе. Этимология слова «рыцарь» имеет несколько корней.
Практически одинаковым было его значение в разных языках:
В русском языке прижилось измененное немецкое слово. Но в любом случае это понятие означало хорошо вооруженного воина конницы.
Считалось, что рыцари наравне со священниками, феодалами и крестьянами играли значительную роль в формировании общества. Они помогали устранять непорядки, защищали короля, участвовали в войнах и походах. А о романтизме и подвигах всадников и до сих пор ходят легенды.
Воспитание юношей
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Навершие меча украшали серебряным крестом, двухлезвийный клинок означал стойкость при защите бедных и слабых.
Доспехи и оружие
Средневековье еще называют веком кольчуги. Но металла для их производства было мало, поэтому они стоили очень дорого. Да и сам процесс изготовления требовал много усилий и времени. Все обмундирование и вооружение рыцаря Средневековья вместе с конем оценивалось в 15 кобылиц или 45 дойных коров, а это хозяйство одной деревни.
Всадники надевали качественные одежду и оружие:
На обнаженное тело юноши надевали длинные стеганые рубахи. Менее богатые рыцари носили броню, пошитую из двух слоев кожи. Надевали этот кафтан через голову или завязывали его на спине. Позже на кожаные детали начали нашивать металлическую чешую.
Затем появилась кольчуга — особое обмундирование, состоящее из одного или нескольких рядов стальных колец. Она свисала до колен, а для удобства имела разрезы сзади и спереди. Кольчуга быстро вытеснила кожаные доспехи.
Появились каплевидные щиты для защиты воинов. Их изготавливали из кожи, обшивая бронзой для крепости. Щиты защищали рыцарей от стрел, мечей и копий.
На ноги юноши надевали металлические чулки, а кольчуги дополнились капюшонами и длинными рукавами. Голову защищал шлем. Его надевали поверх мягкого капюшона. Сначала он напоминал купол с нащечниками и наносником. А в конце XII века появились горшковидные шлемы. Они закрывали не только голову, но и плечи. Верхушку можно было загнуть вперед. При этом внутренний объем расширялся, что снижало риск получения ранения лица.
Особенности гербов
Герб рыцаря изображали на щите и сюрко. Главная его часть была геометрической формы, а расписывали его разными красками, изображая геральдику и символические картинки. Если щит герба состоял из нескольких цветов, то и сюрко шили из материи таких же оттенков. Сначала гербы использовали только во время военных походов, но позже они перекочевали в повседневную жизнь. Их изображали на мебели и костюмах, чтобы подчеркнуть титул и звание рыцаря.
Так как всадники появлялись на ринге или поля боя, закованные в доспехи, их нельзя было различить — они выглядели одинаково. И поэтому изобрели гербы — отличительные знаки, которыми украшали щиты и шлемы. С ними связаны многие истории о рыцарях. Один известный крестоносец, австрийский герцог, во время боя так испачкался в крови, что его белая одежда осталась чистой только под поясом. По возвращении домой он сделал себе новый герб: белый пояс в красном поле.
Знаменитый Арагон получил новый отличительный знак тоже на поле боя.
В качестве восхищения его мужеством король Карл Лысый обмакнул пальцы в рыцарской крови и провел ими по золотому гербу воина. Самые сложные рисунки были у рыцарей, которые совершили выдающиеся поступки.
Основой герба был щит.
Его форма зависела от страны, где проживал воин:
Гербы отделывали мехами, драгоценными металлами и камнями, эмалью. Они могли быть однотонными или разноцветными, скошенными или пересеченными. Используемые оттенки символизировали качества, которыми обладал рыцарь.
Красный — страсть и мужество, зеленый говорил о свободолюбии и надежде, голубой означал ясность ума и величие, пурпурный — власть, золото указывало на знатность и богатство, серебро подразумевало благородный характер, черный — скромность и печаль.
Чем древнее и богаче род всадника, тем больше узоров изображали на его гербе.
Определение распространенных рисунков:
Изображали не только животных, но и растения. Лилия означала расцвет, роза — чистоту, тюльпан — открытость.
Устройство замков
В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.
Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок рыцаря можно было по подъемному мосту.
А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.
Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.
Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.
Нередко использовали и греческий огонь. Специальными сифонами запускали в башни горючую смесь из смолы, нефти и серы.
Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.
Деятельность рыцарей
Большую часть жизни рыцари проводили на войне: участвовали в сражениях с другими государствами, а также в междоусобных битвах.
Но когда в стране все было спокойно, то находили себе другие занятия:
Быт рыцарей был хорошо устроен. Так как они не занимались ведением хозяйства (это противоречило этике военного класса), приходилось искать себе другие развлечения. Самые трудные времена наступали зимой.
Приходилось сидеть у каминов, чтобы согреться. Комнаты замков были хорошо натоплены, но в коридорах стены изнутри покрывались льдом. Вечерами рыцари играли в кости и шахматы, устраивали пьяные драки.
Летом замки оживали, становилось гораздо теплее. В города приходили бродячие циркачи, их приглашали к рыцарям. А путешествующие монахи часто становились источниками новой информации. Изучение истории и политической обстановки — вот чем занимались рыцари в свободное время.
Характеристика пиршеств отличается от тех, что будут проводиться спустя 2−3 века. Столы в рыцарских замках были лучше, чем у крестьян, но зимой даже воинам приходилось голодать. Повара готовили дичь и птицу, добытую на охоте, — оленей, кабанов, зайцев, куропаток, фазанов, речную рыбу. А также на столах всегда были свежие овощи и фрукты, сыры, сладкие пироги. Воду пить было не принято, поэтому жажду утоляли молоком, сидром, пивом.
Для упражнения в воинском ремесле юноши участвовали в турнирах. Они преследовали разные цели: стремились стать известными, получить денежную награду, влюбить в себя знатную даму. Обычно рыцари выступали в составе команды, которой покровительствовал капитан или тренер. До самого конца они оставались верными своему вассалу. Но случались и восстания по разным причинам.
Большое значение для рыцарей имели любовные отношения. Женились чаще всего по расчету, редко супругу выбирали из-за чувств. Но у каждого всадника была дама сердца, которую он восхвалял — посвящал стихи и бился на турнирах ради ее признания. Тема любви была популярной в то время. Чем больше побед у рыцаря, тем успешнее он считался в своих кругах.
Быт средневековых рыцарей
Со средневековыми рыцарями связано много легенд, они стали олицетворением воинской доблести, благородства, преданности даме сердца. Из-за нее герои в исторических фильмах и романах бесстрашно вступали в поединки и готовы были отдать жизнь, чтобы отстоять честь женщины. Где – правда, а где – вымысел? Каким был быт рыцарей Средневековья в действительности?
Лучшие
Они считали себя такими во всем: положении в обществе, поведении, манерах, воинском искусстве и даже в любовных романах. Воины в доспехах зачастую воспринимали обычных горожан как мужланов, относились к ним снисходительно, даже с презрением.
Что говорить о горожанах, если такое отношение проскальзывало даже к священникам. Красивым и нужным представители сословия считали только то, что непосредственно касалось их жизни.
Происхождение
Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.
Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.
Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.
Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.
Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.
Посвящение
Через 4-5 лет службы паж уже досконально знал обычаи, образ жизни, принципы рыцарского братства и сам претендовал на членство в нем. Перед посвящением он усердно молился всю ночь, а утром исповедовался и совершал ритуал омовения.
Затем неофит в праздничных белых одеждах давал клятву братству. Как только он ее произносил, отец или один из посвященных трижды касался его плеча мечом. Посвящение состоялось. В подарок новообращенный получал собственный меч, с которым он никогда не расставался.
Дальше был пир, а по его окончании начиналась суровая жизнь рыцаря. В Средневековье она была полна опасностей, тягот и лишений.
Войны и турниры
Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.
Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.
Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.
Жилье
В книгах сказано, что их домами были настоящие неприступные замки, а где на самом деле жили рыцари Средневековья? Далеко не всегда в замках, потому что на их строительство воину нужны были немалые деньги.
Большинство довольствовалось скромными поместьями в деревнях и не мечтали о большем. Дома обычно состояли из двух комнат: спальни и столовой. Из мебели – самое необходимое: столы, кровати, лавки, сундуки.
Охота
Охота – один из видов развлечения рыцарей Средневековья. Они устраивали из нее представления, вступая в единоборство с дичью. Хищники, загнанные собаками, свирепели – любое неверное движение, любая оплошность человека могли привести к его смерти.
Охота считалась приоритетным способом добычи пропитания. А дичь, подстреленная в процессе, ценилась больше, чем мясо домашнего скота.
Бедные рыцари
Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.
Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.
Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.
Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.
Отвратительные мужики Средневековья: пять главных мифов о рыцарях
Рыцари были благородными и галантными защитниками христианской веры и дамы сердца. А еще они были ублюдками, которые ходили по нужде прямо в доспехи и резали бедных крестьян как скот. Они были низкорослыми и одновременно высокими, гнилозубыми пьяницами и прекрасно сложенными атлетами. В общем, весь образ рыцаря до сих пор до ужаса мифологизирован и при этом противоречив. Поэтому никогда не поздно разрушить пару самых застоявшихся мифов.
Миф I:
Рыцарь был неуклюж в тяжеленных доспехах, и упав с коня, не мог самостоятельно подняться
Это самое распространенное утверждение, которое я читал еще во времена динозавров, когда проходил историю Средних веков в школе.
Учебник тех времен описывал персонажа, облаченного в настолько тяжелую и неудобную броню, что его приходилось сажать на коня чуть ли не с помощью подъемного крана, а упав с грохотом с лошади, такой горе-всадник лежал на земле и сучил ручками-ножками как черепаха, перевернутая на спину, становясь беспомощным, и не имея возможности подняться.
В действительности, у этого мифа есть реальное основание — турнирные доспехи, которые во времена позднего Средневековья использовались для того, чтобы в чудовищной копейной сшибке во время состязаний благородные воины не получили смертельных травм.
Для этого, во-первых, была усилена толщина доспеха в тех местах, куда должно было ударить копье, что естественно резко повышало вес изделия. Во-вторых, некоторые сочленения были просто сварены вместе, как например, шлем и часть нагрудника, что делало воина неповоротливым истуканом.
Реальные же боевые доспехи весили максимум двадцать пять (в редчайших случаях тридцать) килограммов. Да еще и распределены по телу они были так, что тренированный с детства рыцарь — а известны полные комплекты на детей семи-восьми лет — в этих латах чувствовал себя как рыба в воде.
Рыцарь мог бегать, прыгать, взбираться по лестнице, используя одни только руки и запрыгивать на лошадь, не используя стремена. Это известно и из исторических сочинений, и из сделанных на их основе современных реконструкций.
Этот миф заложен еще во времена Столетней войны, после разгромных поражений французских войск при Креси, Пуатье и Азенкуре, и вроде бы основывается на словах французского хрониста Жана Фруассара. Звучит он примерно так: кичливые бронированные рыцари проиграли пешим лучникам-йоменам, которые успевали сделать из них ежиков, и убивали под ними лошадей.
Но, во-первых, источник этого мифа — французский хронист, который находился на службе у английской королевы, так что считать его полностью незаинтересованным лицом не стоит. А, во-вторых, по утверждению известного историка, и одного из основателей исторической реконструкции в СССР и России, кандидата исторических наук Олега Валерьевича Соколова, проигрыш при Креси был вызван недисциплинированностью французов. Кроме того, английские рыцари, спешившись, защищали своих лучников, что позволило тем чувствовать себя в безопасности за кольями и расстреливать французов.
Таким образом, французских рыцарей победили дисциплинированные английские рыцари в сочетании с лучниками, а погубило неумение французского короля управлять своими воинами.
Подтверждением этой мысли может быть битва при Пате, где уже обновленная, дисциплинированная французская тяжелая конница, буквально за минуты размазала тех же английских лучников по траве, ударив с фронта и фланга. Английские же рыцари не успели помочь своим лучникам и, также поддавшись панике, разбежались.
Миф III:
Рыцари были малорослыми
Этот миф нельзя назвать совсем уж безосновательным, так как в Средние века средний рост мужского населения Европы действительно был несколько ниже, чем сейчас. Хотя, по утверждениям некоторых ученых, в раннем Средневековье люди были практически такими же рослыми, как и мы. Но во времена классического Средневековья и начала Нового времени их средний рост был все же меньше, чем у нас.
Причина банальна — качество и количество питания, а также климатические изменения и различные болезни. Но, тем не менее, нужно понимать, что как раз рыцари питались лучше остальных, так как имели больше возможностей, чем крестьяне и горожане.
Если сравнивать рыцарей с современными людьми, то да, они скорее всего были в среднем чуть ниже. Но если сравнивать с людьми того времени — то они вполне могли возвышаться над окружающими полуголодными крестьянами на полголовы.
Миф IV:
Легенда о рыцаре-одиночке
Этот стереотип довольно прочно засел в головах людей через современные романы и фильмы, где благородный воин путешествует по миру либо один, либо, как Дон Кихот, в сопровождении одного только оруженосца.
Но, это также не соответствует действительности, так как рыцарь — это всегда командир рыцарского «копья», то есть небольшого подразделения всадников, состоявшего из самого рыцаря, оруженосца и нескольких легко вооруженных боевых слуг. Количество этих слуг зависело от богатства самого рыцаря, ведь кормил и одевал он их из своего кармана.
Это было настолько распространено, что даже хронисты считали количество участвовавших в битве воинов не по головам, а по «копьям», что вносит сильную путаницу сейчас, при попытках посчитать, сколько же бойцов реально рубились на поле, ведь каждое «копье» могло содержать разное количество воинов.
Миф пятый:
Рыцари редко мылись, гадили в доспехи и от них жутко воняло
Этот миф является скорее искажением, чем совсем уж неправдой. Запах от воина, который долго скачет на коне, или долгое время провел в доспехе — не самый приятный для нашего современного обоняния.
Но, тот же Олег Соколов опровергает утверждение, что рыцари редко мылись, говоря, что бани в Средневековье были довольно распространены. Да и в полные доспехи рыцарь одевался только перед боем, после чего часть их сразу же снималась. В мирное время они ходили вовсе без доспеха, в «нормальной» одежде представителя высшего сословия.
Ну и естественно, у них было гораздо больше материальных возможностей носить чистую одежду, чем у тех же крестьян или горожан. Гадить же в доспехи не было никакого смысла — так как воин был конным и пах ему защищала лошадь и седло, эти части не закрывались доспехами снизу, а штанов в те времена не носили, носили шоссы — нечто вроде чулков, привязанных к поясу. В общем, расчехлить хозяйство и сделать свои дела можно было и не снимая доспехов.
Образ рыцаря сейчас мифологизирован, как в положительную, так и в отрицательную сторону, но стоит помнить, что рыцари были истинными детьми своей эпохи — сильными, профессиональными воинами, всю жизнь проводившими в боях, походах и турнирах. Настоящими отвратительными мужиками, храбрыми, воинственными и слегка попахивавшими конским потом.