Жизнь современного мужчины представить не сложно. В большинстве случаев набор занятий будет стандартен. Это работа, компьютер, пиво с друзьями. А вот чем занимались наши предки, как протекала жизнь в Древней Руси у представители сильной половины?
Если ориентироваться на сказки и легенды, дошедшие до наших дней, то можно представить, что русские мужчины в давние времена только и делали, что воевали. А в перерывах между тем как защищать свою землю от врагов спали на печи да пахали землю. Скорее всего, в этом есть часть правды, но только часть. А как же проходили дни обычного мужика на самом деле?
Воспитание настоящего мужчины
Начать можно с того, что мужчиной считали парней, которые достигли в своём возрасте 14-16 лет. Если посмотреть на современных мальчишек, то можно только улыбнуться – ну рано ещё брать на себя обязанности главы семьи. А наши предки так не считали, поскольку готовить мальчика к выполнению мужской миссии начинали с раннего возраста. В 3 года ребёнок переходил под воспитание отца и проходил специальный ритуал посвящения – высаживание на коня. С этого момента начиналось его обучение и военному искусству и мужским делам.
Не удивительно, что к 16 годам молодой человек уже чувствовал себя вполне уверенно и мог создавать собственную семью. И что самое важное, был готов обеспечить жену и детей и защитить свой дом.
Сила мужского рода
Убедиться в бесстрашии и самоотверженности наших предков можно только в том случае, когда парни оказываются участниками военных конфликтов. И тогда в их жилах просыпается память прадедов, и нет русскому воину равных в бою.
Наши прапрадеды знали, что самым главным в процессе воспитания является формирование духа. Пока не сломлен дух человека, его невозможно победить.
Сейчас же мальчишки предпочитают мериться силами с помощью гаджетов, сражаясь в виртуальной реальности, превращая уже саму жизнь в игру. И поэтому часто не готовы к настоящим испытаниям.
Охотники, собиратели, пахари
Важным для меня является и то, что наши предки были физически здоровы и очень выносливы. И не только потому, что необходимость обеспечить себе пропитание подразумевала не сидячий образ жизни. Работа была тяжёлой, в и основном она проходила на свежем воздухе. А ещё медицина не была развита настолько сильно, как сейчас, поэтому слабые дети умирали в младенчестве, а выжившие отличались выносливостью.
В мирное время мужчины охотились на диких зверей, ухаживали за домашним скотом, пахали, сеяли, собирали урожай, заготавливали сено на зиму. Избу приходилось строить самостоятельно, правда в этом помогала община, но каждый вносил собственный вклад в возведение жилища. И оно потом больше ценилось.
Зимой занимались ремёслами. Чинили сети, силки, изготавливали изделия из глины, мастерили, занимались резьбой по дереву. Поспать до полудня обычный мужик не мог себе позволить, иначе ему нечем бы было кормить семью.
Для меня важно то, что условия жизни предков диктовали необходимость держаться вместе, поэтому мнение общины имело большое значение. Возможно, что благодаря этому не были распространены такие явления, как наркомания, алкоголизм, блуд. Человека было проще направить, если он оступился, когда он не вёл индивидуальный образ жизни.
Что можно сказать об обучении. Система была такая – от учителя к ученику. То есть для того, чтобы освоить какое-то дело, нужно было несколько лет проучиться под руководством наставника, то есть мастера. Зато какие выходили профессионалы и сейчас сохранившиеся изделия вызывают восхищение у наших современников.
Примечательно то, что психика мужчины устроена так, что ей необходимо постоянно преодолевать препятствия и саморазвиваться. И по этой причине на Руси представители мужского пола относились к себе без всяких поблажек, спали на твёрдом, утром обливались холодной водой, вставали с восходом солнца. А тех, кто позволял себе разного рода излишества всячески высмеивали, да и самому человеку было не престижно быть среди слабых.
И если сравнить с нашим временем, когда наоборот восхваляется безделье, а роли мужчины и женщины настолько перемешались, что иногда сложно определить кто перед тобой, парень или девушка, то выводы напрашиваются сами собой. Наши предки были более устойчивы к разного рода трудностям и не позволяли себе расслабляться.
За таким мужем женщина могла чувствовать себя в полной безопасности. К тому же в обязанности главы семьи входило обучение, наставление супруги. Ответственность за её воспитание лежала на муже.
Умели предки не только воевать и работать, но и веселиться. На Руси было принято отмечать много праздников, но каждый из них был посвящён почитанию духов или божеств. Праздники проходили с танцами, песнями, люди умели радоваться простым вещам, не жаловаться, а восхвалять жизнь.
Возможно, что благодаря такому подходу к жизни было меньше депрессий, самоубийств, человек просто принимал ту судьбу, которая ему выпала и старался прожить её как можно лучше.
Урок окружающего мира во 2-м классе «Занятия славян»
Цель: Закрепить знания детей о наших предках – славянах, об их образе жизни, познакомить с занятиями славян в деревне.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
Вспомните, что такое прошлое, настоящее и будущее? (Ответы детей)
Расскажите, что такое история? (Ответы детей)
Давайте сверим ваши предположения с объяснениями в толковом словаре Ожегова (Cлайд № 2).
Постановка проблемы: Как вы думаете, всегда ли наша страна была такой как сейчас?
А хотели бы вы узнать, откуда пошли наши предки? (Ответы детей)
3. Новый материал. (Сообщение учителя). (Слайд № 3)
4. Закрепление знаний. (Слайд № 4)
Вспомните, как происходило расселение славян. Ответьте на вопросы:
1. Где расселились древние славяне?
2. Определите по карте возможную родину древних славян.
5. Работа с учебником стр. 101
Рассматривание (Слайда № 5). Беседа по иллюстрации слайда.
Внимательно рассмотрите иллюстрацию, что вы можете рассказать о поселении славян.
Постановка проблемы. Объясните, почему так располагалось селение? Что интересного для себя вы выделили? Объясните свой выбор. (Ответы детей)
7. Рассказ учителя. (Слайд № 7)
Главным занятием славян было земледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелие распространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню и сжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась (без пахоты) и использовалась до истощения.
Славяне занимались животноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян играла охота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охотились на белку, куницу, соболя.
Рассмотрите иллюстрацию, расскажите, чем занимались наши предки в сельской местности?
8. Работа с учебником.
Учебник стр.103. Самостоятельное чтение текста детьми.
Постановка проблемы. Как вы думаете, какие орудия труда преобладали в быту славян? Почему вы так решили? (Деревянные орудия труда преобладали в быту славян)
Постановка проблемы. Подумайте и скажите, а орудия труда изменялись или оставались прежними? И отчего это зависело? (C развитием ремесел и умением обрабатывать металл, изменялись и орудия труда славян)
12. Рубрика картинная галерея. (Слайд № 11)
С развитием и усилением поселений, а так же с изменениями в жизни славян, наши предки стали искать пути для организации торговли и обмена с другими племенами своими продуктами производства и разнообразными товарами.
Рассмотрите репродукции с картин Н.К. Рериха “Ладьи”. На них изображены первые судна, которые служили средствами передвижения нашим предкам.
Итак, мы познакомились с расселением наших предков с их трудом в селах, а теперь вам предстоит самостоятельно узнать (Слайд № 12) как трудились славяне в городе.
Для многих современных людей, особенно для жителей городов, смена времен года означает лишь выбор подходящей одежды. Для крестьян старой Руси зима была особым временем, когда нужно было заняться разными важными делами и подготовиться к зимним праздникам. Потому образ жизни в летний и зимний периоды сильно отличался.
Как мужчины в лесу прялки и лавки искали Зимой крестьяне не работали в поле, но никогда не бездельничали. Мужчины занимались плотничеством, это ремесло было широко распространено, ему обучались с детства. Ведь для постройки изб никогда никого не нанимали, их рубили сами. Самостоятельно делали различную хозяйственно утварь и украшения. Большим спросом пользовались сани с загнутыми полозьями, которые продавали на зимних ярмарках.
Свободные от других видов сезонных работ мужчины ехали в лес, чтобы добыть дрова для обогрева своих домов и отыскать качественные материалы для будущих построек и мебели. Особенно ценились изготовленные умельцами прялки и лавки. Секрет был в том, что делались они из корней деревьев. Это позволяло крестьянам делать прялку, представляющую собой цельную конструкцию, которую невозможно было ни сломать, ни расшатать.
Что такое наниколиться и за что могли быть побиты варщики сусла Зимой на Руси варили пиво и квас. Для того чтобы получить солод, из которого делали эти вкусные напитки, рожь, уже частично обмолоченную, проращивали. Варка сусла была ответственным и непростым делом. По всей деревне собирали зерно, все этапы изготовления напитка отслеживалась очень тщательно.
Особую ответственность брали на себя те, кто непосредственно занимались варкой. Термометров в те времена не было, а ведь требовалось достаточно долгое поддержание нужной температуры на открытом огне, чтобы не перечеркнуть старания остальных крестьян. Если такое происходило, то варщика сусла могли и побить.
После того как сусло было готово, а становилось оно сладким и густым, его разливали по ведрам и раздавали старым да малым, а также больным. Этот напиток считался исключительно полезным. Созревало пиво окончательно к празднику Николы зимнего. Тогда и начинались весёлые праздники с повсеместным распитием благоухающего пива. Так произошло забавное слово «наниколиться», то есть напиться качественного, свежего пива.
Почему женщины надевали на головы коровам свои рубашки Одним из самых важных зимних событий было появление на свет телят. Отела ждали и готовились к нему. Крестьянки относились к этому процессу с трепетом, как к собственным родам. Когда подходил срок, и корова начинала телиться, они распахивали ворота и двери, распускали длинные волосы, развязывали пояса и тесемки, расстегивали пуговицы на одежде. Существовало поверье, что если на рога первородящей корове накрутить женскую рубашку, то она легко родит своего первенца. После того как на свет появлялся малыш-телёнок, тёлку мыли, одновременно исполняя народные песни, затем проводили окропление святой водой, окуривали травами и подавали угощение. Маленького телёнка заносили в избу, где происходило его знакомство с русской печью.
Скот, который был лишним, продавали на январских ярмарках. Это был интересный процесс, на котором происходили своеобразные спектакли, когда продавец расхваливал товар, а покупатель всячески старался сбить цену. По древним поверьям можно было украсть у продавца удачу для этого нужно было потихоньку забрать клок соломы или землю из-под копыт продаваемого животного. Чтобы не навлечь на себя беду или сглаз, торговцы во время перегона скота на ярмарку произносили особые заклинания.
Звон, шум и грохот – ряженые у порога Самым весёлым днём зимы, пожалуй, была Коляда, когда можно было хулиганить и веселиться всласть. Ряженые обходили дома, шумя, хохоча, наряженные в костюмы животных и непонятной, но очень страшной нечисти. Молодёжь очень любила колядовать, они готовили костюмы заранее и при наступлении праздника обходили дворы, распевая песни с пожеланиями добра и удачи хозяевам. Те в ответ одаривали колядовщиков сладостями, хлебушком, пирогами, мясом, а иногда и деньгами.
Зима время заработков, и как крестьяне работали в мануфактурах и на дому
В тёплое время года крестьяне были заняты своими делами, поэтому подработками они не занимались. А вот зимой многие устремлялись на заработки в купеческие мануфактуры. Хозяева мануфактур предоставляли помещения, не жалели ни свечей, ни масляных ламп для этого.
Существовала и практика надомной работы, когда крестьянину выдавалась необходимое оборудование, которое он мог использовать, находясь дома. Это делалось в случае, если крестьянин проживал слишком далеко и относилось к плетению кружева, дорогих полотен, к изготовлению дорогой резной мебели. Надо отметить, что платили таким надомником очень неплохо. При этом они ещё и получали летний отпуск. Однако не каждая семья могла пойти на это и вывести из хозяйства человека, поскольку каждый член крестьянской семьи имел свои собственные обязанности, которые должен был выполнять лично.
Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки.
Если вы думаете, что наши предки жили в просторных, приятно пахнущих сеном домах, спали на теплой русской печке и жили долго и счастливо, то вы ошибаетесь. Так, как вы думали, крестьяне стали жить сто, может сто пятьдесят или от силы двести лет назад.
До этого жизнь простого русского крестьянина была совсем иной. Обычно человек доживал до 40-45 лет и умирал уже стариком. Взрослым мужчиной с семьей и детьми он считался лет в 14-15, а она и того раньше. Замуж выходили отнюдь не по любви, сватать невесту сыну ходил отец.
Времени на праздный отдых у людей не было вовсе. Летом абсолютно все время занимала работа в поле, зимой заготовка дров и домашняя работа по изготовлению инструмента и домашней утвари, охота.
Давайте посмотрим на русскую деревню 10-го века, которая, впрочем, мало чем отличается от деревни как века 5-го, так и века 17-го…
В историко-культурный комплекс «Любытино» мы попали в рамках автопробега, посвященного 20-летию группы компаний «Автомир». Он не зря носит название «Одноэтажная Россия» — посмотреть, как жили наши предки, было очень интересно и познавательно. В Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью.
Начнем мы с обыкновенной славянской избы. Изба рублена из бревен и покрыта берестой и дерном. В некоторых регионах крыши таких же изб крыли соломой, а где-то щепой. Удивительно, но срок службы такой крыши лишь немногим меньше срока службы всего дома, 25-30 лет, а сам дом служил лет 40. Учитывая время жизни в то время, дома как раз на жизнь человека и хватало.
Кстати, перед входом в дом крытая площадка — это те самые сени из песни про «сени новые, кленовые».
Топится изба по черному, то есть дымовой трубы печь не имеет, дым выходит через маленькое оконце под крышей и через дверь. Нормальных окон тоже нет, а дверь высотой всего лишь около метра. Это сделано для того, чтобы не выпускать тепло из избы. При топке печи сажа оседает на стенах и крыше. В топке «по черному» есть один большой плюс — в таком доме нет грызунов и насекомых.
Разумеется, дом стоит на земле без всякого фундамента, нижние венцы просто опирают на несколько крупных камней.
Вот так сделана кровля (но далеко не везде крыша была с дёрном)
А вот и печь. Установленный на постаменте из обмазанных глиной бревен каменный очаг. Топили печь с раннего утра. Когда печь топится, находиться в избе невозможно, там оставалась только хозяйка, готовившая пищу, все остальные шли на улицу заниматься делами, в любую погоду. После того, как печь протапливалась, камни отдавали тепло до следующего утра. В печи и готовили пищу.
Вот так выглядит изба изнутри. Спали на лавках, расставленных вдоль стен, на них же сидели во время еды. Дети спали на полатях, на этой фотографии их не видно, они сверху, над головой. В зимнее время в избу брали молодняк домашнего скота, чтобы он не погиб от мороза. В избе также и мылись. Можете представить, какой воздух был там, насколько там было тепло и комфортно. Сразу становится ясно, отчего продолжительность жизни была такой небольшой.
Чтобы не топить избу летом, когда в этом нет необходимости, в деревне было отдельное небольшое здание — хлебная печь. Там пекли хлеб и готовили.
Зерно хранили в амбаре — постройке, поднятой на столбах от поверхности земли, чтобы оградить продукты от грызунов.
В амбаре были устроены сусеки, помните — «по сусекам поскребла…»? Это специальные дощатые ящики, в которые зерно засыпали сверху, а брали его снизу. Так зерно не залеживалось.
Также в деревне был утроен ледник — погреб, в который весной укладывался лед, пересыпался сеном и лежал там почти до следующей зимы.
Овин — эта постройка служила для сушки снопов, и обмолота зерна. Нагретые камни складывались в очаг, на жерди укладывались снопы, и крестьянин сушил их, постоянно переворачивая. Потом зерна обмолачивались и веялись.
Приготовление пищи в печи предполагает особый температурный режим — томление. Так, например, готовятся серые щи. Серыми они зовутся из-за своего серого цвета. Как их готовить?
Для начала берутся зеленые капустные листья, те, что не вошли в кочан, мелко секутся, подсаливаются и укладываются под гнет на неделю, для заквашивания. Еще для щей нужна перловая крупа, мясо, лук, морковка. Ингридиенты укладываются в горшок, и он ставится в печь, где проведет несколько часов. К вечеру очень сытное и густое блюдо будет готово.
Что умели делать крестьянские дети в старину: Взрослые обязанности и недетский труд
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главным отличием от современности, конечно, является даже не огромное количество работы, а отношение к ней. Родительский авторитет был непререкаем, поэтому даже обсуждать то, что наказал отец, никто из воспитанных детей XIX века не посмел бы. Все, что родители поручали, выполнялось обязательно. Конечно, немалую роль в этом послушании играли и старинные методы воспитания – вероятно, большинство из них подпадало бы под статьи современной ювенальной юстиции, но о правах ребенка тогда и не слышали, а вот обязанностей у маленьких помощников было хоть отбавляй.
Еще одним отличием от современных обязанностей по дому была четка половая дифференциация. Сегодня, конечно, мальчик тоже больше крутится вокруг отца, но помыть посуду или прибрать в комнате он сможет. А вот в старину такое смешение работ было бы немыслимым. Выполнять женскую работу даже маленького мальчика никогда бы не попросили. Зато уж мужские обязанности с него спрашивали по полной программе – ведь растили будущего хозяина и защитника.
Еще до семи лет мальчиков уже учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также делать нехитрые, но нужные дома поделки: игрушки младшим, да и себе самому тоже, плести корзины и короба, ну и, конечно, лапти. Эта удобная и легкая обувь быстро изнашивалась, поэтому все свободное время мужчины всех возрастов занимали руки таким плетением. Девочки же должны были постоянно прясть. Уже с 3-4 лет будущей хозяйке выдавались веретено и прялка, и она с ним не расставалась практически всю жизнь. Работы у маленькой рукодельницы было много – ведь до своей свадьбы она должна была успеть напрясть, наткать, сшить и вышить несколько комплектов одежды и белья. Именно с этими инструментами было связано множество поверий. Например, свою прялку нельзя было отдавать в чужие руки. С древнейших времен пуповину новорожденным девочкам перерезали на веретене – чтобы с самых первых минут связать их с этим ремеслом.
Еще одним важным делом была работа на земле. Она тоже четко делилась. Огород всегда обрабатывали женщины, а пашню – мужчины. В этом сложном деле мальчики сначала были у отца на подхвате – вели коня под уздцы или ехали на нем, иногда сидели на бороне для утяжеления, но уже примерно с 12 лет мальчику выделялся небольшой кусок поля, который он пытался обработать самостоятельно. К юности такой помощник становился уже опытным работником.
Девочка же к 10 годам считалась вполне самостоятельной хозяйкой: она могла полностью прибрать дом, приготовить обед и присмотреть за младшими. Поэтому, уезжая, родители могли положиться на ребенка, которого сегодня даже в школу одного вряд ли отпустят, если она находится не в соседнем дворе. И, кстати, девочки, больше чем мальчики, уже с ранних лет были вынуждены «зарабатывать имидж» хорошей хозяйки – ведь от этого в дальнейшем зависели ее шансы на хорошее замужество. Прозвище «непряха» было по-настоящему обидным и могло в дальнейшем сослужить девушке плохую службу.
Еще обычными детскими занятиями был сбор грибов и ягод. Мальчики к тому же, глядя на отца и старших братьев, быстро учились навыкам рыболовства и охоты. Дети спокойно чувствовали себя в лесу и в поле – умели ориентироваться и обычно прекрасно знали окрестности. Правда, и большинство сказок начиналось с того, что дети одни остались в лесу, и не все бабушкины истории заканчивались хорошо.
Очень часто лет с 10-12 детей отправляли подрабатывать. Для мальчика выбор был больше: он мог стать пастухом, вступить в промысловую артель или уйти получать какую-либо специальность «в люди». Девочки же обычно к этому возрасту были уже опытными няньками, натренировавшись на младших братиках и сестричках, поэтому их чаще всего нанимали смотреть за детьми. В любом случае, подросток, едва выйдя из младенчества, уже мог приносить домой деньги, внося таким образом вклад в семейный бюджет. Никакие документы, разумеется, не регулировали ни их условия труда, ни возраст, однако никто не жаловался – приносить пользу семье было почетно.