Чем занимались вожди племен
Вождь (племя)
Существовали различные типы вождей:
История
Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.
Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.
Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.
Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.
Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев, когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.
Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.
Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.
Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.
Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.
А вождь племени или же вождь является лидером племенное общество или же вождество.
Содержание
Описание
Племенные общества с социальная стратификация под одиночным (или двойной) лидер появился в Неолит [ нужна цитата ] период из более ранних племенных структур с небольшой стратификацией, и они оставались преобладающими на протяжении Железный век.
В случае местный племенные общества, существующие в более крупных колониальных и постколониальных государствах, вожди племен могут представлять свое племя или этническую принадлежность в форме самоуправление.
Этот термин обычно отличается от начальников на более низких уровнях, таких как глава деревни (географически определено) или глава клана (по сути, генеалогическое понятие). Описательное «племя» требует этнокультурной идентичности (расовой, языковой, религиозной и т. Д.), А также некоторого политического (представительного, законодательного, исполнительного и / или судебного) выражения. В определенных ситуациях, особенно в колониальный контекста, самый влиятельный член любого конфедерация или федерация таких вождей племен, кланов или деревень будет называться верховный начальник. Однако этот термин в значительной степени вышел из употребления, и теперь таких персонажей часто называют короли.
Женщину, которая держит вождь по собственному праву или которая унаследовала ее от брака с вождем-мужчиной, также называют вождем. вождь, а старшина или, особенно в случае первого, главный.
История
Антрополог Эльман Сервис различает две стадии племенных обществ: простые общества, организованные ограниченными примерами социального ранга и престижа, и более стратифицированные общества, возглавляемые вождями или племенными королями (вождества). Исторически племенные общества представляют собой промежуточный этап между группа общества из Палеолит этап и цивилизация с централизованным надрегиональным правительством, базирующимся в города. Стратифицированные племенные общества во главе с племенными королями, таким образом, процветали с Неолит этап в Железный век, хотя и в конкуренции с городской цивилизации и империи начиная с Бронзовый век. Важным источником информации для племенных обществ железного века является Греко-римская этнография, который описывает племенные общества, окружающие городскую империалистическую цивилизацию Эллинистический и Римский периоды.
После распада Западной Римской империи племенные царства снова были созданы на большей части Европы в результате Период миграции но они быстро превратились в благородство-основан феодализм после. Посредством Высокое средневековье, они снова объединились в надрегиональные монархии.
Племенные общества оставались преобладающими в большей части Новый мир. Исключениями для племенных обществ за пределами Европы и Азии были общества палеолита или мезолита в Океания и в части К югу от Сахары. Европейцы принудили эти общества к централизованному правительству во время колониализм, но в некоторых случаях племена сохранили или восстановили частичное самоуправление и свой образ жизни.
Условия конкретных племенных вождеств
Америка
К югу от Сахары
Океания и Юго-Восточная Азия
Современные государства или регионы, обеспечивающие организованную форму племенного вождя
Аравия
Арабы, в частности полуостровные Арабов, кочевые бедуины и многие иракцы и сирийцы в основном организованы в племена, многие из которых имеют официальных представителей в правительствах. Вожди племен известны как шейхи, хотя этот термин также иногда применяется как почетный титул к духовным лидерам суфизма.
Боливия
В Афроболивийцы, признанный этнический округ Боливии, во главе с король название которого также признано правительством Боливии.
Ботсвана
В Ботсване правящая кгоз различных племен имеют законные полномочия выступать в качестве советников правительства в качестве членов Нтло я Дикгози, Национальный Дом вождей. В дополнение к этому, они также служат в качестве председателей племенных кготлас, собрания всех членов племен, на которых обсуждаются политические и социальные вопросы.
Канада
Группа является основной единицей управления среди Первые нации в Канаде (раньше назывались «индейцы»). Большинство групп избирают вождей, избираемых либо напрямую всеми членами группы, либо косвенно советом группы, эти вожди признаны канадским государством в соответствии с условиями Индийский закон. Кроме того, могут быть традиционные наследственные или харизматические вожди, которые обычно не входят в официальное правительство, санкционированное Индийским законом. В 2012 году в Канаде было 614 групп. [3] Также существует национальная организация, Ассамблея первых наций, который выбирает «национального вождя», который будет выступать в качестве представителя всех групп коренных народов Канады.
Офисы и традиционные царства нанас Ганы конституционно защищены республиканской конституцией страны. Вожди служат хранителями всех традиционных земель и культур традиционных областей. Они также являются членами ганской Национальный дом вождей.
Нигерия
Хотя как Нигерийские традиционные правители и более широкий вождь не упоминаются в текущих конституция, они получают свои силы от различных так называемых Законы начальников и поэтому юридически признаны. Традиционные правители и избранные вожди обычно входят в состав каждого федеративного государства. Государственный совет традиционных правителей и вождей.
Океания
В Соломоновы острова иметь Закон о местном суде, который уполномочивает вождей заниматься преступлениями в их общинах, тем самым обеспечивая им значительную эффективную власть.
Филиппины
Апо Родольфо Агилар (Кудол I) служит вождем Tagbanwa племена людей, живущих в поселениях Бануанг Даан и Кабугао на острове Корон, Палаван, Филиппины. Его позиция признана филиппинским правительством.
Южная Африка
Такие цифры, как король зулусского народа и королева дождя имеют политическое признание в Южной Африке, потому что они получают свой статус не только из племенных обычаев, но и из пункта о традиционном лидерстве действующей конституции страны.
Уганда
Доколониальные государства, существовавшие на территории современной Уганды, были упразднены после обретения независимости от Великобритания. Однако после конституционных реформ 1993 года некоторые из них были восстановлены в качестве политически нейтральных избирательных округов государства правительством страны. Йовери Мусевени. Такие цифры, как кабака Буганды и омукама из Торо олицетворяют класс угандийских вождей.
Соединенные Штаты
Исторические культурные различия между племенами
Как правило, племя или нация считается частью этническая группа, обычно делятся культурными значения. Например, лесной дом Чиппева исторически построенные жилища из коры деревьев, в отличие от Большие равнины-жизненные племена, у которых не было бы доступа к деревьям, кроме торговли, например, для палки. Таким образом, племена Великих равнин могли обычно жить в покрытых кожей типис а не домики из коры. Но некоторые племена равнин строили свои земные домики, как, например, Пауни. [1] В Народ пуэблотем временем строили свои жилища из камня и земли.
Политическая власть в племени
Можно считать, что вождь обладает всей политической властью, скажем, с помощью красноречия или примером. Но на североамериканском континенте исторически было возможно избежать политической власти другого путем миграции. В Минго, например, были ирокез которые мигрировали дальше на запад в малонаселенные Страна Огайо в течение 18 века. Два Haudenosaunee, или Ирокезы, Гайавата и великий миротворецсформулировал конституция для Конфедерации ирокезов.
Племена были умиротворены частями армии Соединенных Штатов в девятнадцатом веке, а также подвергались принудительному обучению в последующие десятилетия. Таким образом, для сегодняшних племен необычно иметь чисто индейское культурное происхождение, и сегодня коренные американцы во многих отношениях являются просто другой этнической принадлежностью светского американского народа. Поскольку формальное образование сейчас уважается, некоторым нравится Питер Макдональд, навахо, оставили свою работу в основной экономике США, чтобы стать председателями советов своих племен или аналогичных органов самоуправления.
Не всем вождям племен нужны мужчины; Вильма Манкиллер был известным вождем народа чероки. Кроме того, хотя источником власти может быть вождь, он или она, как правило, не вправе владеть властью без согласия какого-либо совета старейшин. Например: Чероки мужчинам не разрешалось участвовать в войне без согласия совета женщин.
Экономическая власть в племени
Поскольку нации были суверенными, с договорными правами и обязательствами, племена Висконсина вводили новшества. Индийская игра в 1988 г. [5] то есть казино с резервациями, которые с тех пор стали АМЕРИКАНСКИЙ ДОЛЛАР$14 миллиардов промышленных предприятий по всей стране. Это имитировали во многих штатах, где до сих пор проживают коренные американские племена. Деньги, которые это приносит, вызвали политический скандал. Например, Тигуа племя, которое покинуло свои исконные земли в Нью-Мексико во время восстания пуэбло в 1680 году, а затем поселились на земле в Округ Эль-Пасо, Техас, заплатил [6] для маловероятного возвращения в племя из-за Джек Абрамофф гласность.
Многие племена за свои деньги пользуются профессиональным менеджментом. Таким образом Мескалеро Апач обновили свою гостиницу горных богов, включив в нее азартные игры, а также прежний туризм, ночлег и катание на лыжах в старой гостинице.
Нация навахо отклонила заявки на открытие казино в 1994 г., но к 2004 г. Шипрок казино было свершившийся факт.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 5
ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ
Объясните значение слов:
1. Чем занимались ремесленники? Назовите два-три занятия.
2. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?
С изобретением технологий обработки металлов, развитием орудий труда и методов обработки земли с использованием тягловых животных необходимость в совместном труде всей общины на полях отпала. Теперь хозяйство могли вести самостоятельно представители одной семьи. Результаты труда теперь не распределялись среди всей общины, а оставались в распоряжении семьи и главы семьи.
3. Почему вожди племён и вся знать были заинтересованы в военных походах?
Во время военных походов вождь и знать получали свою долю добычи и рабов. За счет военных походов они увеличивали свое влияние и богатство.
4. Каким имуществом владели знатные семьи?
Знатные семьи владели плодородными землями, скотом, лучшими одеждами и предметами роскоши, а также рабами, чей труд они эксплуатировали.
5. Какие изменения произошли с поселениями, превратившимися в города? Для ответа используйте опорные слова: размеры, укрепления, состав населения, место совершения религиозных обрядов.
Со временем поселения людей увеличивались в размерах и превращались в города. Обычно городское поселение было окружено оборонительной системой укреплений — земляными валами, частоколом или стенами. В городах проживали знатные люди, которых обслуживали ремесленники и рабы. Города были центрами общественной жизни племени, отсюда уходили войны за добычей, сюда стекались все богатства, взятые во время военного похода, здесь находился и духовный центр — святилище, место совершения религиозных обрядов.
Подведём итоги и сделаем выводы
Какую роль в жизни первобытных людей сыграли сделанные ими изобретения и открытия? (Опорные слова: огонь, жилища, одежда, лук и стрелы, земледелие и скотоводство, гончарство, ткачество, металлы.)
Изобретения новых орудий труда и открытия новых способов обработки пищи, материалов и металлов сыграли огромную роль в эволюции человека и развитии общества. Так, когда человек научился сохранять, а впоследствии и добывать огонь, качество его жизни и питания заметно улучшилось. Жилища теперь обогревались огнем, на огне же готовилась и пища. С изобретением лука и стрел человек получил возможность охотиться на небольших и быстрых зверей, а также охотиться издалека, находясь в укрытии. Это существенно увеличило количество добываемого мяса и шкур. Изобретение технологий прядения и ткачества позволили человеку сменить одежду из шкур на удобную одежду из ткани.
Начало земледелия, скотоводства, гончарного дела и обработки металлов привели к кардинальным переменам в образе жизни человека и последовательному уходу от присваивающего хозяйства. Переход к производящему хозяйству стал в свою очередь толчком к дальнейшему развитию орудий труда и изменению устройства общества:
В чём проявлялось неравенство между людьми? (Опорные слова: знатные — незнатные, богатые — бедные)
Неравенство людей стало следствием развития орудий производства, повышения эффективности обработки земли и появления излишков продукта. Неравенство зародилось вместе с изменением родоплеменных отношений, выделением более известных и почитаемых людей из числа других и наделением их большим влиянием и богатствами, чем у других. Это, конечно, хорошо, когда кого-то уважают больше других за определенные заслуги, усердный труд, умения и качества. Но когда это уважение становится причиной неравного перераспределения богатств и собственности — появляется социальное неравенство. Племя разделяется на знатных и незнатных, богатых и бедных. Эта разница со временем только увеличивается — богатые становятся более богатыми, а знатные приобретают еще больше влияния в обществе. Богатые и знатные получают еще большую долю добычи. Они делают пленников рабами и заставляют работать на себя, тем самым увеличивая собственное благосостояние.
Вождь
Существовали различные типы вождей:
Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров. Дарения происходили во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.
Чем больше человек дарил, тем выше был его статус как в своей общине, так и за ее пределами. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.
Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.
Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.
Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев, когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простым общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.
Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия.
Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.
Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.
Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.
Индейское племя
1. Алеуты
2. Колоши
3, 4. Инуиты (эскимосы, женщина и мужчина)
5. Ковичины (район Ванкувера)
6. Кроу
7. Черноногие
8. Оджибвеи
9, 10. Па-юты (женщина и мужчина)
11. Шошоны
12. Сиу
13. Пауни
14. Манданы
15. Апачи
16. Пуэбло
17. Мешика (Мексика)
18. Майпуре
19. Камбеба
20. 21. Ботокуды (мужчина и женщина)
22. 23. Тукуна (мужчина и женщина)
24. Миранья
25. Перуанец из Серро-де-Паско
26. Перуанец-креол из района Чилоэ
27. Кечуа
28. Абипоны
29. Моксос (Боливия)
30. Пуэльче (Аргентина)
31. Патагонец
32. Арауканец
33. Огнеземельцы
Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией. По антропологическому типу индейцы принадлежат к американоидной расе. Общая приблизительная численность индейцев в Америке — свыше 30 млн чел. (оценка на середину 1960-х гг.).
Содержание
История
Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из Северо-Восточной Азии через так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад. [1] [2] Миграция продолжалась в промежутке между 70 тыс. лет до н. э. и 12 тыс. лет до н.э и имела несколько независимых друг от друга волн. Уровень культуры первых переселенцев соответствовал позднепалеолитической и мезолитической культурам Старого Света. Расселение индейцев по обоим континентам и освоение ими новых земель тянулось многие тысячелетия.
До европейской колонизации (началась в XVI веке) большинство племен Северной и Южной Америки находилось на различных стадиях общиннородового строя: у одних господствовал материнский род (ирокезы, мускоги, хопи, многие племена бассейна р. Амазонка и др.), у других формировался отцовский род (племена северо-запада и юго-запада Северной Америки, многие племена Южной Америки). Часть народов стояла на различных стадиях перехода от родового к классовому обществу. Индейцы Центральной и Южной Америки (ацтеки, майя, инки) жили уже классовыми обществами.
«Краснокожие»
Термин «краснокожие», распространённый как обозначение индейцев в европейской массовой культуре, не имеет ничего общего с естественным цветом кожи индейцев (от белой до смуглой). Он происходит от обычая беотуков — племени о. Ньюфаундленд, первым вступившим в контакт с европейцами (в 11 в с викингами, затем в 16 в. с англичанами) — раскрашивать охрой как лицо, так и одежду. Беотуки полностью исчезли в 19 в.
Культура
В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. Однако в 1826 вождь племени чероки — Секвойя (Джордж Гесс) создал слоговую азбуку чероки, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки. Степные индейцы пользовались пиктографическим письмом. Также существовали межплеменные жаргоны, к которым относят общий торговый язык чикасавов — «мобиле». Некоторые племена широко пользовались «языком сигналов» или «языком жестов». Основными инструментами языка сигналов являлись условные передвижения пешком или верхом, зеркала. Для общения использовались и вампумы, которые служили им при необходимости как деньги.
Индейцы выращивали селькохозяйственные культуры и разводили домашних животных (в первую очередь это характерно для цивилизаций Мексики и Южной Америки).
Религиозные верования индейцев в прошлом — различные родоплеменные культы (шаманизм, культ личных духов-покровителей, пережитки тотемизма и др.). У современных индейцев эти культы сохранились лишь у племён, живущих в отдаленных и малодоступных районах Америки (бассейн р. Амазонка и др.), большинство же индейцев восприняло христианство: в Южной Америке главным образом католицизм, а в Северной Америке преимущественно различные направления протестантизма.
Языки
На индейских языках в википедии существуют:
3 статьи на языке Крик
14 статей на Шайенском языке
15 статей на Чоктавском языке
125 статей на языке Кри
206 статей на языке Чероки
227 статей на языке Навахо
302 статьи на языке Инуктитут
9559 статей на языке Кечуа
Индейские языки чрезвычайно раздроблены, количество известных языковых семей достигает 200. Из предлагавшихся лингвистами в различные годы макросемей индейских языков лишь немногие получили надёжную фактологическую поддержку (например, пенутийская гипотеза). Языки на-дене стоят особняком от других индейских языков по своей грамматике и фонетике, и в то же время обнаруживают сходство с енисейскими языками.
Искусство
В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).
Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытно-общинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.
Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы лесных охотников Канады), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища — дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки.
Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейцев прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов). Самобытное искусство индейцев в ряде стран (США, Канада, Уругвай, Аргентина и др.) практически угасло; в других странах (Мексика, Боливия, Гватемала, Перу, Эквадор и др.) оно стало основой народного искусства колониального периода и нового времени.
Вклад индейцев в мировую цивилизацию
Народы мира восприняли от индейцев возделывание кукурузы (маиса), картофеля, томата, подсолнечника, маниока, какао, хлопчатника (также был известен в Индии, но индийские виды сейчас намного менее распространены), табака, перца, фасоли, арахиса, агавы, бобовых, кабачков, и других культур.
Распространение картофеля в Евразии значительно сократило голод (включая регионы, где погодные условия нестабильны или земледелие затруднено, в том числе Камчатка и Гималаи), в дальнейшем кукуруза помогла создать стабильную кормовую базу для скота.
Индейцы разводили домашних животных, из которых ныне широко распространены домашняя индейка и морская свинка. Среди птиц, одомашненных индейцами — мускусная утка. Они приручали попугаев ара, использовали в качестве вьючных животных и для шерсти лам и альпак (ныне разводятся в первую очередь ради шерсти), а также разводили нескольких пород собак, некоторые из которых прекратили существование, тогда как другие продолжают культивироваться в разных странах.
Некоторые традиционные индейские культуры были вытеснены культурами Старого света, например, ангурия — огурцом.
Культурно-исторические области
К началу европейской колонизации в Америке сложилось несколько культурно-исторических областей:
Колонизация
Европейская колонизация прервала естественный ход развития индейцев. Большое число индейцев Северной Америки было истреблено колонизаторами, многие племена переселены из традиционных мест обитания в резервации США и Канады. Так, в 1830 году, согласно Закону о переселении индейцев, принятому Конгрессом США, индейцы Атлантического побережья были депортированы в Оклахому, где основная их масса погибла от голода и эпидемий. По официальным подсчётам Бюро переписи населения США в Индейских войнах в период между 1775 и 1890 годами погибло 45000 индейцев. Численность индейцев, населявших нынешнюю территорию США и Канады, сократилось с 2 — 4 миллионов в период до начала масштабной европейской колонизации до 200 тысяч к началу XX в. Только на крайнем севере материка местные индейцы продолжают вести традиционную полукочевую жизнь: они занимаются звероловством и сильно зависят от скупщиков пушнины. Значительная часть индейцев США была ассимилирована американцами. В Латинской Америке многие племена индейцев также были уничтожены (индейцы Вест-Индии, Уругвая, Аргентины). Лишь незначительная часть индейцев сохранила свой культурно-бытовой уклад (в глухих районах бассейна р. Амазонка). В целом ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и др.). В некоторых странах языки индейцев бытуют наряду с испанским (кечуа — в Перу, Боливии, Эквадоре, гуарани — в Парагвае, где он является вторым официальным языком).