Чем занимались жители дербента
Дербент. Народы и их историческое прошлое
Дербент. Второго такого города в мире точно нет. Причём город уникален не только своей архитектурой, но и своими жителями. Здесь зайдя в обычный магазин или в кафе, можно увидеть, как люди сидят и смотрят иранское или арабское телевидение.
Население города составляет около 120 тыс. человек, здесь проживают представители 103 национальностей, и это не только народы СНГ, но также персы, курды и арабы. Они для Дербента отнюдь не чужаки, их предки внесли вклад в историю города. Курдская, персидская и арабская общины существуют здесь более 1000 лет, поддерживая при этом связь со своей исторической родиной.
Дербент город интересный, но сфотографировать кого-то на улице довольно большая проблема. Скажу прямо, что люди здесь особого желания попасть в кадр не проявляют. Возможно, это было от того, что во время нашего посещения Дербента у мусульман шёл священный месяц Рамадан. В любом случае жители города вежливы и доброжелательны, по их внешнему виду трудно определить кто они по национальности, впрочем, приставать с подобными вопросами как-то и не особо прилично.
Да не обидятся на меня представители 100 народов, проживающих в Дербенте, ибо я расскажу здесь только о трёх: о кумыках, о горских евреях и о татах.
В Дагестане численность кумыков составляет чуть менее 500 тыс. человек. Кумыки это осёдлый тюркоязычный народ, крупнейший среди тюркоязычных на Северном Кавказе. Чеченцы называют кумыков – гумки (степные жители). Землю, где исторически располагаются их поселения можно назвать житницей всего Дагестана.
Кумыки – кто они? Какова история происхождения этого народа?
Кумыки имеют восточные черты лица. Кумыков можно смело назвать внуками хазар, сыновьями половцев. Один из кумыкских родов до сих пор называется шезары (хазары).
3 июля 964 г. Святослав разгромил хазар, и далее на исторической сцене Прикаспия появляются кипчаки (для европейцев – куманы, для русских – половцы). Кипчаки выходцы с Алтая. В 11 веке они заселили и подчинили обширные степные районы от Иртыша до Дуная.
Половцы не были единым народом и представляли собой конфедерацию племён. Степняки являлись извечным врагом Руси, отчего в русских летописях их, как правило, именовали «погаными», причём русские князья, стремясь достичь мира, не единожды заключали с этими самыми «погаными» родственные союзы.
В 13 веке у половцев начинает происходить формирование государства. Образуется некий племенной союз, который возглавляет хан Кончак, над которым сразу нависает страшная опасность в виде монголов, движущихся на Запад.
Помню в фильме «Живёт такой парень» есть эпизод, когда Л. Куравлёв приходит в гости к разведёнке Катьке Лизуновой, и её сестра, заучивая домашнее задание, читает:
Битва на Калке (31 мая 1223 г.) ничему русских князей не научила, и выводов из неё никто не сделал. Всё последующее десятилетие в русских летописях буквально пестрит сообщениями о междоусобных войнах.
Учёные монахи старательно отображают все те события, которые происходят в их княжествах и в соседних, изредка упоминается Европа, и при этом летописцев нисколько не интересует, то, что происходит в степи. Нужно, правда отметить, что кочевники в Лесную Русь с набегов никогда не совершали, вот и не интересовались степной жизнью летописцы, хотя враг, мощный и жестокий, стоял в те годы уже у самого порога.
Любопытно, что в 1237 г. самый могущественный Владимиро-Суздальский князь Юрий, захватил в плен татарских послов, которые везли послание королю Венгрии (на каком языке оно было написано, на монгольском, на персидском, на арабском – это так и осталось неизвестным). Кто-то из толмачей при этом погиб, и самый влиятельный русский князь так и не сумел найти переводчика. Заметим, что монголы в последующем были прекрасно информированы обо всех тонкостях жизни как на Руси, так и в Европе.
У половцев после разгрома на Калке ситуация была кардинально другой, ибо монголы в покое их так и не оставили. Из персидских и китайских источников мы узнаём, что в 1230 г. произошло восстание покорённых кипчаков. Началась партизанская война, которую возглавил некий Бачман.
Для борьбы с Бачманом на западную окраину своей новой империи монголы направили лучшие части во главе с полководцем Судебэйем.
Некогда большая орда кипчаков дробится на части, одна из которых, ища спасения от монголов, движется на Юг по узкому коридору между горами и Каспийским морем, где и оседает. Персидские летописцы сообщают, что в этот период (за несколько лет до нашествия Батыя на Русь) кипчакам даже удаётся хитростью взять Дербент.
Другая часть кипчаков под предводительством хана Котяна, известного участника битвы при Калке, продолжает оставаться в степях Причерноморья, куда после своего похода на Лесную Русь в 1239 г. приходит армия Батыя. Монголы вновь громят кипчаков, после чего хан Котян принимает христианство и уводит остатки своей орды в Венгрию, где его народ со временем растворяется среди местного населения, тогда как кипчакам, оставшимся на территории Северного Кавказа, удаётся через века пронести свою самобытность.
Пришедший на Кавказ Тамерлан заставил кумыков подчиниться и вступить в его войско. Кумыкский полк воевал на стороне Тамерлана против Тохтамыша.
Кумыки образовали на территории Дагестана несколько княжеств, крупнейшим из которых являлось Тарковское шамхальство. Трудно говорить о том, какие первоначально у них были взаимоотношения с горцами, однако вспомним, что последние незамедлительно приходили шамхалу Тарков на помощь – например, вспомним 1594 и 1604гг., когда русские стрельцы дважды пытались завоевать Тарки.
Отметим, что в дальнейшем кумыки являлись проводниками Российской политики на Кавказе, с русскими они практически не воевали, соблюдая как минимум нейтралитет. Вспомним, что именно в бою с кумыкской милицией сложил свою голову легендарный Хаджи-Мурат.
Нравы кумыков в одежде, в быту и в культуре практически неотличимы от дагестанских горцев. Единственное, у кумыков до 1917 г. существовало чёткое деление на множество различных сословий (подобное было не особо присуще горцам).
В Дагестане кумыков в шутку называют евреями, ибо здесь никто не сомневается, что именно они являются потомками хазар, государственной религией которых почти 150 лет являлся иудаизм.
Помню, что в советское время я впервые узнал, что на Кавказе тоже есть евреи, и называют их татами. В 1985 г. Дербент был третьим городом СССР по численности еврейского населения, уступая только Москве и Ленинграду.
Вопрос о том, кто такие таты и горские евреи довольно сложен. На абсолютную истину я не претендую, однако попробую донести свою версию по-поводу татов и по-поводу горских евреев.
В 1888 г. профессор И.Ш.Анисимов изучая татов и горских евреев, сделал вывод о том, что это народы родственные. В пользу его версии говорил тот факт, что таты и горские евреи говорили на похожем татском языке, который входит в одну из иранских языковых подгрупп.
Само слово «тат» имеет тюркские корни и обозначает осёдлых земледельцев, причём у курдов значение этого слова точно такое же. Таким образом, можно говорить, что в этом регионе слово тат до определённого периода не обозначало какого-либо народа, тат – это просто земледелец.
Междуречье в те горы являлось более развитым регионом, отчего многие из них решили не возвращаться в Палестину и остались в Персии. Евреи приняли активное участие в жизни своей новой родины, как в культурном и экономическом, так и в политическом плане.
По описанию историков из Персии первые евреи начинают попадать на Кавказ в 5 веке н.э. (хотя, я уверен, это могло начаться и раньше). В последующем столетии в Персии начинает происходить множество различных политических событий, в которых с обеих сторон участвуют евреи. В результате проигравшие, стремясь избежать расправы, спасая свои жизни и свою веру, стремятся покинуть Персию и уходят на Кавказ. Далее в 7 веке в Персию приходят арабы, заставляя местное население принимать ислам, что для евреев было неприемлемо. В результате подобного поток эмигрантов на Кавказ только усиливается.
Можно ли назвать горских евреев потомками этих первых переселенцев? Думаю, что да, ведь они говорят на татском языке, что свидетельствует об их персидском прошлом.
В 651 г. завоевавшие империю Сасанидов арабы впервые захватывают Дербент, 690 по 693 хазары его отвоёвывают. Как я уже писал, Арабо-Хазарские войны идут с переменным успехом и растягиваются почти на 200 лет.
Но людскими ресурсами халифат ограничен, поэтому для ведения всевозможных войн арабы стараются привлекать своих новых подданных, тасуя людскую колоду, они начинают туда-сюда переселять покорённые ими народы. Дабы укрепить границы, арабы заселяют на Кавказ татов (земледельцев), в качестве противовеса хазарам.
Если вспомнить историю, то в Персии, перед нашествием арабов, евреи были достаточно влиятельной общиной. Ища их поддержки, один из претендентов на йеменский престол в 5 веке принял иудаизм, перешли в эту религию и его подданные. Нечто похожее происходило и в Эрбиле, на территории нынешнего Курдистана.
В 733-734 гг. местное население в Дербенте усиленными темпами обращал в ислам арабский полководец Маслама. В старом городе возле Джума-мечети есть некий непонятный столбик. По легенде Маслама приказал ложкой выковыривать глаза тем, кто не желал переходить в новую веру. Всё это происходило как раз на том месте, где стоит столбик – или входишь в мечеть, или становишься слепцом (правда отметим, что по другой версии столбик был солнечными часами).
В любом случае, после Масламы нечто подобное во время своего правления на Кавказе совершали монголы, после монголов горцев в свою веру обращал Тимур. По некоторым данным последних иудеев, проживавших вплоть до середины 19 века в Андийском ущелье, привёл к исламу имам Шамиль.
Тогда чем же изначально отличались таты и горские евреи? Горские евреи пришли на Кавказ гораздо раньше, и селились они в труднодоступных местах. Здесь они прижились, впитав в себя горскую культуру и обычаи, сохраняя при этом свою веру.
В Дагестане существовало огромное количество языков и наречий, международным был кумыкский, тогда как в аулах разговаривали на своих родных языках. Горские евреи жили обособленно, и это дало им возможность сохранить в общинах тот язык, на котором они общались до переселения на Кавказ, при этом свой родной, на котором они говорили в Палестине, за 1000 лет пребывания в Персии они естественным образом забыли.
Таты попали на Кавказ гораздо позже. Возможно, что речь идёт об одном, или даже о нескольких столетиях. Причём селили татов (земледельцев) не в горах, а именно в тех местах, где можно было заниматься земледелием. Таты, что в Персии, что на Кавказе, жили рядом с тюрками, отчего впитали в себя культуру не горскую, а именно культуру тюрок, но при этом таты также сохраняли верность своей религии.
Указ вызвал волну эмиграции. Многие евреи устремились, как в Европу, так и в Хазарию – эта страна на тот момент была союзницей Византии против арабов, но это не мешало ей проводить самостоятельную политику.
Хазария для византийских евреев была привлекательна ещё и тем, что там уже успели обосноваться их персидские единоверцы. Горские евреи на тот момент уже проживали на Кавказе, и контакт с хазарами у них, безусловно, был.
Переселенец при выборе нового места ищет что-то похожее на то, что у него было. Голландцы в 16-17 веке обустроили южноамериканские болота, ибо подобное, в отличие от англичан, им было хорошо знакомо. Неизвестный народ (предположительно аланы) распавшись на части, образовал осетин, проживающих на Кавказе и ягнобцев, обосновавшихся на Памире – язык этих народов практически идентичен – следовательно, раньше это был один народ, представители которого искали для жизни именно горы. Ну а про расселение славян думаю, говорить даже не стоит…
Будем следовать подобной логике – следовательно, хазарские евреи, жившие в дельте Волги, в горы никогда бы не пошли. Они стали искать именно то, что им знакомо, соответственно хазарские евреи ушли куда-то на Запад.
Есть и ещё одна не менее веская причина, по которой горских евреев никак нельзя называть потомками хазар.
В любой стране евреи принимают её язык и культуру, точнее, они берут всё кроме веры. Хазарские евреи должны были говорить на тюркском языке, и именно с ним уйти из Хазарии. Татский язык совсем другой, следовательно, ни таты, ни горские евреи прямого отношения к хазарам не имеют, хотя, в совместном государстве с последними они, безусловно, проживали.
Горские евреи наладили в своих аулах мелкое кустарное производство, поставляя, меняя и продавая соседям горцам свои изделия. Многие из горских евреев прославились как искусные лекари.
Понимая, что русские на свободу их вероисповедания претендовать не будут, горские евреи во время Кавказской войны, также как и кумыки, приняли на себя миссию проводников Российской политики на Кавказе.
Главный раввин Кавказа в специальном обращении к единоверцам попросил их всеми силами содействовать русской армии. Призыв был услышан. Горские евреи оказали русской армии огромную службу, поставляя Барятинскому агентурные данные разведки, они также служили в царской армии проводниками и переводчиками.
Подобное привело к тому, что мусульмане начали преследовать горских еврев. В ответ царское правительство предложило своим новым союзникам поселиться на подконтрольной территории. Это привело к тому, что горские евреи стали жить возле крепостей, или правильнее сказать в городах (Грозный, Махачкала, Кизляр и конечно Дербент). Напомню, что таты итак жили на равнине, на подконтрольных России землях.
Вхождение в состав России в некоторой степени не оправдало ожиданий горских евреев и татов, ибо российские собратья по вере захотели над ними главенствовать на правах старшего брата. Вдобавок к этому у общин обнаружились религиозные расхождения.
В середине 19 века в Дагестане насчитывалось 27 синагог и 36 религиозных училищ.
Горские евреи и таты в подавляющем большинстве поддержали Великую Октябрьскую революцию. Новые власти упразднили из их жизни религиозную составляющую, отчего горские евреи в массовом порядке стали записываться татами.
Образно говоря, советская власть настолько всех перемешала, что о каких-то отличительных особенностях татов и горских евреев остаётся только вспоминать, и, говоря об этих народах, их объединяют единым словом – таты.
В настоящем татов в мире около 100 тыс. Таты живут в США, в Израиле, в России и даже в Китае, но при этом в Дагестане татов осталось чуть более 10 тыс.
Большое количество и кумыков и татов во время ВОВ было награждено орденами и медалями, и кумыки и таты внесли громадный вклад в экономическую, научную и культурную составляющую России.
Дербент
Численность населения: ↗ 123 720 чел. | Территория города: 69,63 км 2 |
Часовой пояс: UTC+3 | Телефонный код: +7 (87240) |
Почтовый индекс: 368600 | Стоимость жилья за м 2 : 34200 руб. |
Дек. | Янв. | Фев. | Мар. | Апр. | Май. | Июн. | Июл. | Авг. | Сен. | Окт. | Ноя. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
+4.7° | +3.0° | +2.6° | +5.2° | +10.6° | +16.2° | +22.0° | +25.2° | +25.0° | +20.5° | +14.8° | +9.1° |
Дербент глазами жителя. О климате, экологии, районах, ценах на недвижимость и работе в городе. Плюсы и минусы жизни в Дербенте. Отзывы жителей и переехавших в город.
Общие сведения и история города
Дербент называют по-разному. Кому-то нравится повторять, что это «самый древний город России», другие делают акцент на том, что это город-«музей под открытым небом», арабы — основатели самых старых районов города называли его «Баб аль-Абваб» («ворота ворот», «главные ворота»), а некоторые презрительно зовут город Бомбеем (намекая на грязные шумные базары и огромное количество мотороллеров «Муравей» на них, напоминающих такси-рикши).
Дербентская крепость и вид на город
Но как бы ни называли этот город площадью 7,1 км2, Дербент вот уже 5 тысячелетий (установлено точно в 1971 году при археологических раскопках) незыблемо и гордо стоит на западном берегу озера, называемого Каспийским морем. В том месте, где находится Дербент, между горами и морем почти не осталось земли, только узкая полоса в 2-3 км вдоль берега. Вот на ней и расположился этот второй по величине город Дагестана. А когда-то очень-очень давно (еще когда города здесь не было) эта полоса суши была караванной дорогой из Европы в Азию и называлась Прикаспийским проходом.
Где Вы еще увидите это чудо?
За 5 тысяч лет его существования кто только не побывал в Дербенте и не пытался его захватить: причем, как мифические племена (Яджуджа и Маджуджа), так и бесчисленное количество реальных завоевателей (арабы, монголы, сасаниды, турки). Еще бы им не претендовать на власть в городе, который был одним из главных торгово-ремесленных центров Кавказа. Только (!) через Дербент в древности можно было попасть на Ближний Восток, чем активно пользовались до некоторого времени разного рода кочевники-степняки (скифы, сарматы, аланы, гунны и др.), опустошая всё на своем пути.
Уличная торговля в городе
Наконец, землевладельцы, жившие в этих местах, не в силах утихомирить обитателей степей, додумались перекрыть Прикаспийский проход. Так, в VI веке н.э. здесь появился целый оборонительный комплекс, полностью перекрывший весь проход. Начинались эти укрепления с цитадели, расположенной на вершине холма (там она по сей день и стоит), и тянулись двумя параллельными стенами, которые спускались вниз и замыкались далеко в море (сейчас от этих стен сохранились только фрагменты). С тех пор Дербент был полностью защищен от любых посягательств, а в 1813 году город вместе с остальным Дагестаном вошел в состав городов России.
Экология и климат Дербента
В Дербенте, благодаря умеренно-континентальному климату, почти все дни летом солнечные. Часто температура доходит до +35° С в тени. В такие дни горожан спасает только близость моря, и они по целым дням не вылезают из воды. Благо купальный сезон длится с мая по сентябрь, но и в октябре можно увидеть купающихся в море. Побережье Каспийского моря покрывает не галька, а желтый морской песок с мелкими ракушками.
Осень в городе теплая и долгая. Холода (серьезные для здешних жителей) начинаются только в конце ноября (+8°+9°), а настоящая зима со снегом приходится максимум на 3 недели в феврале (+2°+3°). Весна в Дербенте чуть запаздывает, начинаясь только в апреле (+10°+11°).
Казалось бы, город может стать прекрасным курортным местом. Здесь тебе и горы, и море, и древние постройки, и мягкий климат. Приезжай и отдыхай на здоровье! Но счастливому туристическому будущему города (по крайней мере, ближайшему) мешают некоторые экологические проблемы. Точнее, их всего две: загрязнение воды в море и плохое состояние улиц в плане чистоты.
Город маленький, больших промышленных предприятий и огромного количества автомобилей, которые могли бы загрязнять природу, здесь нет. Но вот с чем дербентцы не могут справиться уже много лет, это с грязными улицами и загрязнением морской воды. Кто виноват в том, что улицы Дербента трудно назвать чистыми, непонятно: то ли не убирающие вовремя мусор коммунальные службы, то ли привыкшие оставлять свои отходы на улице возле дома, не донося их до мусорных баков, местные жители. Наверное, есть доля вины и тех, и других. Но факт остается фактом.
Акция «Чистый берег»
Ну а что касается проблем с чистой водой, то в 1980-х были построены очистительные сооружения, которые должны были очищать воду в море. Но уже в 90-х они вышли из строя и не работают по сей день. Восстановить их работу у администрации не хватает средств. А в это время все нечистоты сбрасываются прямиком в море, где нет никакой очистки…
Население Дербента
После столицы Дагестана Махачкалы и г. Хасавюрта Дербент – третий по численности населения. В городе живет около 120-ти тысяч человек (а по неофициальным данным – до 140 тысяч). Каждые 10 лет народу в Дербенте прибывает примерно на 20 000. Например, в 1989 г. в городе проживало 78,4 тысячи жителей, в 2002 г. – уже 101 тысяча, и 120 тысяч человек насчитали в Дербенте по данным на начало 2014 года. С каждым годом в городе рождается почти в 2 раза больше людей, чем умирает. Дети и подростки здесь составляют большинство населения. Хотя немало и пожилых людей.
Так как Дербент считается неофициальной столицей Южного Дагестана, то здесь не так много аварцев, кумыков и лакцев (национальностей Дагестана, живущих, в основном, в его северной части). Больше всего в городе лезгин, затем – азербайджанцев и на третьем месте – табасаранцы (народ, который совсем недавно начал обосновываться в Дербенте).
Дербентцы любят собираться за чашкой чая с соседями и друзьями во дворах своих частных домов
Что любопытно, при Советской власти расклад был совсем другой. По национальному составу в городе тогда преобладали русские и евреи. А на первом месте были азербайджанцы. А вообще, в Дербенте живут и рутульцы, и агульцы, и армяне, и даргинцы, и многие другие национальности (но уже не в таком большом количестве).
В Дербенте есть образовательные учреждения разных уровней: начального, среднего, высшего. Чего-чего, а вот учреждений высшего образования в городе хоть отбавляй (учитывая, что сам город не такой большой)! Судя по их числу (12), почти всё население Дербента должно быть грамотным дальше некуда. Но, увы, бóльшая часть молодых людей, оканчивающих местные университеты, не может похвастаться знаниями. И дело не в том, что преподавание здесь находится на низком уровне. Дело в самих молодых людях, среди которых нынче модно хвалиться машинами и нарядами, а не красным дипломом.
Празднество в честь святого Григория, устраиваемое армянской общиной
Здесь будет кстати сказать и о такой новой «моде» среди дербентской (и дагестанской тоже) молодежи, как «возвращение на истинный путь Ислама». За годы Советской власти дербентцы отвыкли от безоговорочного следования религиозным догмам. Тем страннее им сейчас видеть, как всё больше и больше молодых людей начинает совершать намаз. В Дербенте привыкли к тому, что намаз совершают старики. Вот почему современным родителям трудно смириться со стилем жизни их детей. К тому же, каждый второй из молящихся молодых дербентцев сейчас – это приверженцы радикального течения в Исламе – ваххабизма. Поэтому, конечно, родители против: ведь силовые структуры республики уничтожают ваххабистов.
Районы и недвижимость Дербента
Официально на районы Дербент не делится. Но у дербентцев есть свои соображения по этому поводу. Так, сами жители поделили город на несколько районов со следующими (неофициальными) названиями.
Центр
Этот район действительно был центром города, но в последние годы Дербент стал сильно расширяться на север, поэтому сейчас такое название для этого района не совсем оправданно (даже совсем неоправданно!). Тем не менее, дербентцы упорно считают улицы Буйнакского, Пушкина и Ленина центром города.
Здесь находятся: единственный в городе стадион, поликлиники, Дербентское отделение Сбербанка России, чуть дальше – главная городская площадь и здание главы местной администрации.
В этом районе есть и многоквартирные, и частные дома. Однокомнатную квартиру здесь можно приобрести в пределах 900 тыс. – 1 млн. 200 тыс. рублей. Двухкомнатная стоит от 1 млн. до 1 млн. 600 тыс. рублей. А квартира из трех комнат обойдется в 1 млн. 300 тыс. – 2 млн. рублей.
Магалы
Магалы (в переводе с арабского – «кварталы») – это тот район, с которого вообще началась история Дербента как города. Самый древний городской район. Магалы находятся прямо под цитаделью «Нарын-Кала», в верхней западной части города и представляют собой кварталы с одноэтажными каменными постройками. Многоквартирных домов здесь нет.
Вид на магалы сверху
Всего магалов — 8. Восьмой – самый высоко расположенный, прямо под крепостью. Эта часть города довольно своеобразна. Магалы придают городу восточный колорит, напоминая об особенном прошлом Дербента. Одноэтажные домики прилепились друг к другу, почти не оставляя места для прохода. Улочки здесь узкие и кривые. Ни дать ни взять какой-нибудь древний Багдад.
За долгую историю города магалы мало изменились. Только появились в некоторых местах высокие особняки, да еще рекламные щиты на стенах домов заставляют вспомнить, что ты находишься не в средне-вековом восточном городе, а в современном Дербенте. Здесь же находится большая часть городских мечетей.
Населяют магалы (как и в древности), в основном, азербайджанцы. Жители этого района немного отличаются от жителей остального города. Они, как и их дома, являются истинно восточными: любят поговорить, поскандалить, более темпераментные, более непосредственные. Считается также, что в этом районе, к сожалению, много наркоманов. В общем, остальная часть города довольно пренебрежительно относится к обывателям магалов. Да и «чужие» (те, кто не живет в этом районе) туда практически не заглядывают. Так как для этого надо подниматься по крутому склону.
Проспект, или Район двенадцатиэтажки
Полное название – проспект Агасиева (назван в честь дагестанского революционера). Но так как проспект в городе только один, то его называют просто «проспект». Находится этот район в северной части города.
Эта часть города сравнительно молодая. Раньше проспект считался окраиной, но из-за расширения города на север район этот стал чуть ли не центром. Практически вся деловая часть города сосредоточена именно здесь: различного рода офисы, фото-студии, салоны красоты, современные большие магазины, одна из двух автостанций города, один из трех главных рынков – «Северный», городской отдел внутренних дел, а также самое высокое (до недавнего времени) в городе 12-этажное здание – многоквартирный дом. Раньше этот дом был виден из любой точки города. Поэтому район проспекта иногда называли (и называют до сих пор) районом 12-этажного дома. Сейчас в городе есть и другие не менее высокие здания, поэтому второе название района постепенно теряет свою актуальность.
Проспект. Вдали виден тот самый 12-этажный дом
На Проспекте, в отличие от остальных районов города, жизнь бьет ключом в любое время суток (кроме поздней ночи, когда весь Дербент спит). Бóльшая часть жилых домов здесь – это многоэтажные здания. Частных домов немного.
Цены на квартиры в районе проспекта не отличаются от цен в центре города.
Район вокзала
Район называется по находящемуся здесь железнодорожному вокзалу. В этом районе, в основном, все дома частные. Есть несколько магазинов, автошкола, цветочные рынки и ж/д больница. Спокойный район, оживление заметно только на улицах, непосредственно примыкающих к вокзалу.
Привокзальная улица. Магазины цветов
Вокзальный район города находится в низменности, из-за чего здесь иногда случаются разные происшествия. Например, летом 2010 года из-за продолжительных ливней вода, хлынувшая с верхней части городе (поднялся уровень канала в районе магалов), затопила дома, находящиеся на привокзальных улицах.
ЦРБ
Центральная районная больница (включающая единственный в городе роддом) находится здесь, по ней и названа эта часть города. Район ЦРБ – один из самых отдаленных, находится на юге города. Здесь есть и частные дома, и многоэтажки. Дома расположены практически на берегу моря. Город Дербент здесь заканчивается, и начинается поселок городского типа – «совхоз К. Маркса».
Цены на жилье в районе ЦРБ из-за удаленности от города на 300-400 тысяч р. ниже городских.
Карьер
Еще один молодой и быстро развивающийся район Дербента, находится в крайней северной части города. Раньше здесь был карьер, где с утра до вечера рабочие добывали камень. Вначале район населяли только рабочие этого карьера со своими семьями. Постепенно эта часть города стала обживаться всё больше. И в настоящее время это целый район, который так и стали называть – Карьером.
В районе карьера есть свой рынок, свои крупными магазины, своя поликлиника, и главный городской пляж – «Бриз» — тоже находится здесь. Летом главная улица в этом районе – улица Х. Тагиева – бывает переполнена автомобилями и людьми, приехавшими на море.
Многоэтажные дома в районе карьера (ул. Х. Тагиева)
В этом районе много и частных, и многоэтажных домов. Цены на жилье из-за удаленности от города в среднем ниже на 100 тыс. рублей. Хотя в последние годы люди не прочь селиться в районе карьера, потому что здесь есть всё, что нужно для жизни, и в центр выезжать приходится не так часто.
Тем не менее, в рубрике о купле жилья в местных объявлениях часто можно прочесть приписку – «Район карьера не предлагать». Зато в купальный сезон владельцы сдающихся в аренду квартир пожинают свои «урожаи», благодаря многочисленным приезжим, готовым хорошо заплатить за квартирку возле моря.
В районе карьера есть небольшой участок на берегу моря, застроенный особняками дербентских «олигархов». Это место дербентцы называют «рублевкой» или даже «Санта-Барбарой»
Район коньячного комбината
Этот район находится в южной части города. Здесь функционирует Дербентский коньячный комбинат, поэтому район так и называется. Эта часть города считается спальным районом. Здесь любит жить дербентская знать. Вечером жизнь в «районе коньячного» практически замирает. В этом районе много и частных, и многоквартирных домов. Цены на жилье такие же, как в центре.
Один из дворов в районе Коньячного комбината. Автомобиль с молодоженами направляется в зал торжеств
Инфраструктура города
Проблемы жилищно-коммунального комплекса в Дербенте те же, что и по всей России. Жилищно-коммунальная сфера в городе испытывает те же трудности с дефицитом финансов и со слабой материально-технической базой. Как уже отмечалось в рассказе об экологической обстановке в Дербенте, санитарно-гигиенические условия и чистота воды в городе находятся на страшно низком уровне. Но начнем по порядку.
Водопровод
Вода – это на сегодняшний день главная проблема в городе. Вода подается по часовому графику. Например, в районе карьера воду подают с 6.30 до 8 утра, днем – с 11.30 до 12.30 и вечером – с 18.00 до 20.00. Дербентцы были вынуждены как-то решать эту проблему, и поэтому каждый второй владелец квартиры имеет в подвале (или на чердаке) бак для накопления воды и насос, перекачивающий воду в квартиру. Всё это, естественно, жители покупают за свой счет.
Администрация города недавно начала пытаться как-то решить вопрос с непрерывным водоснабжением. Даже был задуман проект строительства нового водовода. Но что-то там у них сорвалось, и дербентцы как жили, так и живут, пользуясь водой «по часам». За воду дербентец – владелец двухкомнатной квартиры, в которой прописан 1 человек, — платит 93 р. в месяц.
Канализация
Канализационные сети Дербента сильно изношены, а в районе магалов вообще нет нормального водоотвода. Каналам, по которым там выводится вода, уже тысячи лет. Это и стало основной причиной ЧП, которое произошло в августе 2010 года в Дербенте. Тогда дома жителей привокзальных улиц (которые находятся на низменности) были полны воды, спустившейся с магалов после нескольких дней непрекращающихся ливней.
Очистные сооружения канализации, которые находятся в море, вообще не работают уже несколько лет. Так или иначе, а за водоотведение дербентец – владелец двухкомнатной квартиры, в которой прописан 1 человек, — платит 20 р. в месяц.
Капитальный ремонт помещений
В Дербенте работы по улучшению состояния зданий проводятся очень редко, видимо, по личному желанию сотрудников ЖЭУ, которые питают особую любовь к отдельным домам, а другие здания вообще не признают. Иначе объяснить практически полное отсутствие работ по капитальному ремонту помещений невозможно.
Между тем, за капитальный ремонт каждый дербентец – владелец двухкомнатной квартиры, в которой прописан 1 человек, — платит 128 р. в месяц.
Содержание и ремонт жилья
С этим видом услуг ЖКК та же история, что и с капитальным ремонтом. Подъезды подметают, моют и красят сами жители. Лампы в подъездах тоже меняют сами жильцы. В общем, все работы по обслуживанию подъездов жилых домов проводятся самими жителями.
Хорошо хоть жильцам не приходится следить еще за состоянием дворов. Хотя бы эту работу сотрудники ЖКХ выполняют. Правда, при обращении жильцов по поводу аварий в системе водоснабжения и т.п. ЖКХ реагирует без опозданий. За содержание и ремонт жилья дербентец, владеющий «двушкой», в которой прописан 1 человек, платит 363 р. в месяц.
Теплоснабжение
Центральное отопление квартир города при минусовой температуре довольно слабое. Батареи горячие только в тех домах, которые находятся рядом с котельными (а их по городу всего 10). За эту услугу владелец двухкомнатной квартиры с прописанным в ней 1 человеком платит 475 р. в месяц.
Уборка и утилизация мусора
Чтобы оценить работу ЖКХ по этому пункту, достаточно один раз побывать в Дербенте. Почти на всех улицах мусор не вывозится вовремя. Поэтому Дербент остается самым грязным городом Дагестана.
Электроснабжение
За снабжение Дербента электричеством отвечает предприятие «Дербентские городские электросети». Свет в домах дербентцев, особенно зимой, отключается часто – примерно раз в неделю. Но винить только электросети, положа руку на сердце, не стоит. Так как долги за электроэнергию в Дербенте (как и во всём Дагестане) превышают все допустимые нормы.
Дороги и транспорт
Состояние дорог в Дербенте ничего, кроме возмущения, не вызывает. Лишнее свидетельство тому надписи на городских стенах, которые оставляют отчаявшиеся жители.
«Дорóги — позор». Район ЦРБ
В удовлетворительном состоянии находятся дороги в районе центра города и проспекта. Во всех остальных районах (а хуже всего – в районе карьера и ЦРБ) асфальта практически нет. Пробки в Дербенте бывают только в районе проспекта и рынка №3 из-за очень узких дорог.
Транспорт в Дербенте всё прибавляется с каждым годом. Из общественного здесь представлены только «газели», выполняющие функцию маршрутных такси, и совсем немного автобусов. Всего в городе действует 12 маршрутов. Но как они перевозят людей! Пассажирам иногда буквально стоять места нет, а «маршрутка» всё останавливается (для принятия «на борт» еще одного пассажира) и останавливается.
Состояние дорог в районе карьера
Предприятия и работа в Дербенте
Дербент считается вторым городом по объему производимой продукции в Дагестане. Основные промышленные предприятия в городе – предприятия виноделия, перерабатывающей и пищевой промышленности.
Одна из главных «достопримечательностей» Дербента – это коньяки, которые производит Дербентский коньячный комбинат. Дербентский коньяк известен своим качеством не только в Дагестане и России, но и во всем мире. Не зря целый район в Дербенте называется по наличию в нем комбината. Предприятие было известно еще до 1917 года как завод, а затем (в 1960 г.) стало комбинатом. Несмотря на такой солидный возраст, это предприятие находится в отличном состоянии и выдержало все бури и перестройку в стране.
Дербентский коньячный комбинат
Еще одно крупное промышленное предприятие в городе – Дербентский завод игристых вин. Его продукция тоже высоко ценится в Дагестане и за его пределами. На предприятии используются самые современные технологии. Завод является единственным в России по выпуску шампанского в сувенирных и даже хрустальных бутылках. Кроме того, дирекция завода часто выступает спонсором спортивных мероприятий в городе.
Следующее предприятие, которое вносит немалый вклад в развитие экономики Дагестана, — завод «Электросигнал». Предприятие специализируется на производстве и ремонте сложнейшей техники, занимается благотворительностью и в целом активно участвует в жизни республики. Но развиваться заводу мешает отсутствие госзаказов на его продукцию.
Дербентский строительный комбинат тоже участвует в развитии экономики региона, занимаясь сборкой панельных домов. Предприятие находится в хорошем состоянии и выстроило в городе уже целый микрорайон.
И еще одно важное для экономики города предприятие, тоже находящееся в отличном состоянии, – НИИ «Волна». Научно-исследовательский институт занимается разработкой и производством авиационных аппаратов внутренней связи для самолетов гражданской авиации. Также здесь производятся информационно-развлекательные системы для разных видов салонов самолета и современная цифровая аппаратура.
Вот, пожалуй, и все градообразующие предприятия Дербента. До распада СССР здесь было много заводов и фабрик, которые сейчас хотя и считаются действующими, но давно уже производят мизерные объемы продукции.
Офисных центров в городе нет, есть небольшие офисные помещения максимум в 2 этажа. Зато в Дербенте, особенно в последнее время, появляется немало больших и современных торговых центров. Например, в районе Проспекта уже лет 5 действует торговый центр «Дербент» — красивое трехэтажное здание с бутиками одежды и кафе на втором этаже.
Вот-вот откроется торговый центр «Панорама», который будет реализовывать вино-водочную продукцию. Крупные продуктовые центры – «Центральный», «Орфей», «Караван» — функционируют в городе уже несколько лет.
В Дербенте действуют 3 больших рынка. Один из них находится в верхней части города (не доходя до магалов) – «Рынок №1». Местные называют его «верхним базаром». Причем торговля ведется здесь не только внутри рынка, но и вокруг него на прилегающих улицах. Это и есть «знаменитые» дербентские базары.
Второй рынок – вещевой «Эдельвейс» — находится ближе к центру города. Он основан недавно на месте сгоревшего несколько лет назад рынка «Арзу». Этот рынок молодой, поэтому торгуют здесь в аккуратных павильонах, между которыми оставлены широкие проходы (в отличие от остальных дербентских рынков, где в проходе не умещаются 2 человека).
Третий рынок – «Северный» — находится в районе Проспекта, возле «Северной автостанции». Здесь тоже, в основном, торгуют одеждой и вообще всем необходимым для дома, и из-за низких цен сюда стекается много народа со всего Южного Дагестана.
Вообще, в городе много различных частных предприятий, есть и государственные учреждения. Казалось бы, вакансий должно быть много. Но найти работу здесь нелегко даже молодым людям, не говоря уже о тех, кому за 45. Большая часть молодежи, окончив школы или ВУЗы, остается не у дел, и им приходится уезжать «в Россию» (как здесь говорят), чтобы зарабатывать. В Дербенте без «связей» найти работу редко кому удается.
В местных объявлениях в разделе «Вакансии» встречаются только предложения для официантов (которые должны работать с утра до ночи) и ведущих на местные каналы (с зарплатой не выше 5 000 р.). Работая по 10 часов в день на частного предпринимателя, средний дербентец зарабатывает 7-8 тысяч рублей. А устроиться на госработу в городе считается большой удачей.
Криминал
В последние 5-6 лет Дербент всё чаще фигурирует в криминальных сводках. Связано это с проникновением в Дагестан экстремистского течения в Исламе – ваххабизма. Люди, называющие себя истинными мусульманами, взрывают отделы полиции, автомобили полицейских и вообще всех неугодных людей, связанных с властью в регионе. Многие дербентские ребята 15 лет и старше становятся на этот путь, попадая под влияние террористов. А вернуться живым удается единицам.
До того, как заварилась эта «каша» с террористами, Дербент считался самым спокойным городом в Дагестане. Здесь практически не было громких преступлений, люди жили мирно и тихо. Если кто-то кого-то убивал (в основном, в пьяной драке), то об этом говорил еще долгое время после убийства весь город.
Сегодня в Дербенте совсем другая ситуация. Жители уже привыкли к взрывам (если к такому можно привыкнуть), которые иногда здесь случаются. Самые громкие криминальные события произошли в городе в те же последние 5 лет.
26 августа 2011 года неизвестными было обстреляно здание УФСБ. После совершения преступления нападавшие попытались скрыться на «99-ке», но полиции удалось напасть на их след.
Вот такими сообщениями полны в последнее время новости Дербента.
Достопримечательности Дербента
Несмотря на множество проблем здесь, дербентцы любят свой город и гордятся им. И в Дербенте действительно есть чем гордиться. Взять хотя бы главную достопримечательность города, благодаря которой часть Дербента вошла в 2003 году в наследие мировых ценностей ЮНЕСКО, — это крепость Нарын-кала. От грандиозного оборонительного комплекса, которым и служила крепость, сегодня сохранились лишь некоторые фрагменты. Но самое главное – сохранилась цитадель.
С крепости открывается замечательный вид на город. А внутри цитадели находятся сохранившиеся до сих пор древние строения, которые сейчас являются культурными ценностями: Ханский дворец, гауптвахта, полуразрушенные ханские бани, древний христианский храм и множество других прекрасных сооружений с более чем тысячелетней историей.
Чтобы добраться до цитадели, нужно подняться по 211 древним ступеням. Преодолев их, попадаешь в неописуемый мир. Чтобы почувствовать это, надо здесь побывать.
Ступени к крепости
Еще один из многочисленных архитектурных памятников Дербента – Джума-мечеть, построенная в конце 7 века. Джума-мечеть – самая первая мечеть, появившаяся в России и одна из 5 самых древних мечетей мира. Есть точка зрения, что мечеть эта была перестроена из древнего христианского храма. Купол Джума-мечети, расположенной в районе магалов с их одноэтажными зданиями, выделяется на фоне домов (17 м от земли) и хорошо просматривается с крепости.
Кладбище «Кырхляр» — тоже одна из наиболее почитаемых мусульманских святынь в Дагестане. Здесь находятся 40 могил первых арабских шахидов (воинов-мусульман, павших в битве за веру в конце 7 века). Кладбище находится в верхней части города и огорожено каменной стеной. Сюда приходят верующие, чтобы попросить об исполнении заветных желаний. Семейные пары, у которых долго нет детей, обязательно совершают сюда паломничество, чтобы помолиться и покачать каменную люльку, которая здесь стоит. Считается, что если покачать ее удалось, значит, у пары будет ребенок.
Кроме перечисленных памятников древности в Дербенте найдется еще много интересного для любителей старины. Ну а если, устав любоваться древностями, Вы захотите поесть и хорошо отдохнуть, то для этого в городе есть много современных ресторанов и развлекательных центров. Самые популярные из них – «Хаял», «Моряна» и «Дербент». В развлекательном центре «Хаял», расположенном возле рынка «Эдельвейс», можно поесть и поиграть в боулинг, пострелять в тире или покататься на коньках. Банкетные залы «Моряна» (в районе ЦРБ) и «Дербент» (в районе карьера) вкусно накормят каждого посетителя и порадуют его хорошей музыкой.
Любимым местом многих дербентцев также является Лезгинский театр, находящийся почти в центре города. Здесь часто выступают местные звезды эстрады и ставятся интересные пьесы на лезгинском и русском языках.