Чем занимались жители танаиса
Танаис. История хорошо и малоизвестного города
11.01.2016 Количество просмотров: 7366
Жители Ростова достаточно хорошо знают о музее-заповеднике «Танаис», который находится примерно в 40 километрах от нашего города. Большинство ростовчан посещают его в школьные годы вместе с экскурсией. Сотни тысяч туристов посетили его, но сложилась парадоксальная ситуация. Танаис остался одновременно хорошо и мало известным для нас местом. Об истории древнего города, музея-заповедника, его будущих перспективах, а также об археологах, которые каждый год открывают нам новые страницы жизни Танаиса, мы расскажем в этом материале.
25 июля 2013 года состоялся пресс-тур для журналистов, организованный Южным Управлением Минкультуры России и министерством культуры Ростовской области в Археологический музей-заповедник «Танаис», приуроченный к XII Всероссийскому съезду органов охраны памятников истории и культуры.
На входе в музей-заповедник репортеров встречали актеры античного театра «Одеон» в древнегреческих одеяниях. Затем директор музея Вадим Перевозчиков и руководитель археологических работ Сергей Ильяшенко сделали небольшой экскурс в историю музея и самого древнего города Танаис.
Как крайний северо-восточный пункт античного мира Танаис был форпостом для продвижения вглубь степей и налаживания контактов с племенами, населявшими их. Часть представителей этих племен влилась в состав населения города, где со временем сложилась своеобразная синкретическая культура, включавшая как элементы греческой, так и элементы культур степного населения (сарматов, меотов).
Кроме рыболовства и земледелия, население Танаиса занималось гончарным, кузнечным ремеслами, стеклоделием, ткачеством и др. Но больше всего город известен как крупный торговый центр, куда стекались товары буквально со всех концов древнего мира от Балтийского до Красного морей.
Древний город состоял из цитадели, обнесенной каменной стеной, нижнего города и порта, на котором сейчас стоит поселок Недвиговка. Посетитель переходя через овраг реконструированного римского моста в первую очередь видит раскопанные кварталы цитадели города.
Все приусадебные участки (сады и огороды) жителей Танаиса были за территорией крепости. Вид раскопанных усадеб может привести к мысли, что жили люди здесь скучено и тесно. Однако это не совсем так. Многие дома были в два этажа и имели комнаты до 35 квадратных метров. Вывод нечистот осуществлялся при помощи дренажной системы в сторону рвов и реки. В середине дворов располагались колодцы для сбора дождевой воды.
По расчетом архитекторов, самая высокая башня города была высотой в 18 метров, и судя по найденным амфорам с нефтью, можно предположить, что на ней был установлен маяк для удобства захода кораблей в порт.
В середине 70-х годов прошлого века исследователи подсчитали, что население Танаиса в период расцвета достигало 5 тысяч человек. Начиная с 2000-х годов начали находить новые районы, и Танаис увеличился в 2 раза, поэтому численность его населения теперь уже можно также уверенно увеличить в два раза. Это большая цифра по тем временам для городов средних размеров.
Вадим Перевозчиков рассказал о том, что делается на территории музея для привлечения туристов.
«Большим шагом вперед для нас было возведение в прошлом году деревянных помостов вокруг раскопанных кварталов. Во-первых, стало гораздо удобнее перемещаться посетителям с детьми и маломобильной категории граждан. Во-вторых, находясь на относительной высоте, туристы могут оценить масштаб былых кварталов города. Благодаря помостам, район раскопанных кварталов приобрел более цивилизованный вид.
Из новых зданий в первую очередь будет построен выставочный комплекс, чтобы мы могли демонстрировать как можно больше экспонатов из нашей коллекции. Далее будет создан детский развлекательный комплекс с аттракционами, на тему греческой мифологии.
Будет реконструирован дом жителя Танаиса эпохи расцвета города во II веке нашей эры, чтобы каждый посетитель смог увидеть его быт и обстановку. Разрабатывается проект создания здания античного театра, который будет одновременно и стадионом для проведения спортивных мероприятий. В этом году будет готова проектная документация, а далее здания будут строиться по мере финансирования. Очень надеемся, что они появятся в ближайшем будущем».
Встретил журналистов и руководитель польской археологической экспедиции доктор Томаш Шоль, работающий в Танаисе с 1996 года:
«Польские студенты обработали раскоп площадью более 1000 квадратных метров. Уникальность их места раскопок состоит в оборонительных сооружениях и остатках деревянно-каменного моста через крепостной ров.
В Польше памятников античности нет. Есть поселения начала I века нашей эры, созданные под римским влиянием, но самих римских поселений нет. В этом году на раскопках в Танаисе работало более 40 польских студентов из Варшавы, Гданьска, Кракова. Все они добровольцы, многие из них уже закончили университет и работают в других профессиях, но приезжают за свой счет сюда в Россию, раскапывать Танаис. Я им даю лопату, кирку, и вот так они проводят свой отпуск. Я не знаю, почему, но им очень нравится здесь работать. Перед поездкой сюда, почти никто из моих студентов не изучал русского языка. Через две недели работы здесь, они все прекрасно понимают по-русски и потихоньку на нем говорят».
Археологи, люди занятые, живут по собственному графику, и подстраиваться под приехавших журналистов никто из них не собирался. Для меня они выделили время только после совместной работы на раскопе. Пришлось и мне помахать лопатой и повозить тачки с землей на отвал.
Да и то, не все согласились фотографироваться для репортажа. То ли стеснительные, то ли суеверные они.
Руководитель археологических работ Сергей Михайлович Ильяшенко подал им пример.
— Сергей Михайлович, и всё-таки, как правильно говорить: Та’наис или Танаи’с?
— Если хотите, чтобы вас принимали за грека, то Тана’ис, но общепринято называть Та’наис. Ученые эпиграфисты и боспорские греки говорят, что правильно называть Тана’ис. Но каждый волен выбирать себе любое название.
В каждой экспедиции «на вес золота» прежде всего ценятся такие специалисты как художники, чертежники, керамисты, реставраторы. Среди них волонтеров мало. Иметь же дело с плохо обученными волонтерами не лучший выход. Зачастую, ту же работу, которую мы делаем с пятьюдесятью студентами первокурсниками, восемь профессионалов делают за гораздо меньший срок. Но здесь мы делаем поправку на то, что это учебный процесс. Так что, археологические раскопки – это такая же сложная работа, что и все остальные.
— Сколько лет Вы работаете в Танаисе?
— Ну, если считать «работу» как «работу», а не проведение своего отпуска здесь, то с 1990 года. То есть 23 года. А в первый раз приехал в Танаис в шестом классе в 1979 году.
— В каких еще экспедициях Вы работали?
— В 1996-97 годах работал в Афинах в составе американской экспедиции.
— Во время вскрытия могил на некрополе, что происходит с останками умерших? В конце-концов, это ведь последнее пристанище древних жителей города? Вроде бы не хорошо тревожить могилы людей?
— Подчас, мы находим останки не полными скелетами, а лишь отдельные кости. Согласно общепринятой практике, останками занимаются антропологи. Они исследуют их на предмет возможных болезней или аномалий.
После проведенных работ у нас в Танаисе их перезахороняют. А что касается морального аспекта, то я вспоминаю один эпизод из своего детства. Я вырос на улице Университетской, в районе нынешнего ипподрома. Раньше на его месте было старое татарское кладбище, и при строительстве новых домов строительные бульдозеры просто сровняли его вместе с надгробными памятниками середины XIX века и останками людей. Мы хотя бы стараемся получить полезную для науки информацию. Бульдозер же никакой морали не имеет.
— Как местное население относится к проводимым археологическим работам?
— Местное население всегда относится стандартно к археологам, и мы далеко не уникальны в этой проблеме. Есть одно место в Греции, называется Дельфы. Когда там начались первые раскопки, оказалось, что древние Дельфы находятся под современным сельским поселением. И чтобы защититься от нападок местных жителей, археологи работали под охраной карабинеров. В результате современные поселения передвинулись на несколько километров в сторону, освободив пространство для раскопок. У нас конечно, все значительно спокойнее, но разногласия есть. Жителей тоже можно понять. Как население должно реагировать, если на их земле пришлые люди постоянно мешают им спокойно жить? Конечно, реагируют подчас агрессивно. Может быть со временем придет осознание того, что Недвиговка благоустраивается во многом благодаря тому, что здесь находиться Танаис.
— Напоследок, что можете пожелать гостям Танаиса, тем кто приедет сегодня, завтра, через год?
— Получить удовольствие от пребывания здесь.
Постепенно к разговору присоединились и сами археологи.
Элина Михайлова. Студентка 2-го курса исторического факультета ЮФУ.
— Вопрос номер один. Почему ты здесь?
— Правильнее будет «Почему я вернулась?». Я здесь работаю второй год. В последний день прошлогодней экспедиции показал, что мы сделали работу не зря. И работа была не только на раскопе. Работа была над собой, над отношениями между людьми. Очень хотелось посмотреть, пригодится ли этот опыт в дальнейшем. Как увидели – пригодился. Отношения между нами не ухудшились, а только улучшились. Захотелось проверить себя, будет ли какой-то еще эффект. Будешь ли развиваться дальше, и в плане археологии и в плане человеческих отношений. Стоит ли сюда возвращаться? Я скажу, что да, стоит. Здесь растешь.
— В дальнейшем, какие у тебя планы в отношении Танаиса?
— Продолжать копать. Буду приезжать, пока не выйду замуж. А там видно будет.
— Что тебя здесь больше всего впечатлило?
— Люди. Абсолютно разные. Разного возраста, характера, но все очень интересные люди. Совместный быт, досуг, открывает людей совсем с другой стороны. Например, в субботу у нас нет отбоя, и мы отдыхаем. Поем песни, танцуем. Общаемся с поляками. Мы вместе с ними поем русские песни, казачьи песни. Это очень круто. Эта такая гордость, когда поляк поет русские песни без акцента. Вообще здесь нет однозначно «серого» дня. Здесь каждый день вырисовывается в одну большую картину под названием «месяц радости, счастья и отрыва». Я люблю каждый день в Танаисе, даже когда происходят маленькие ссоры, скандальчики. Я люблю это место, со всех его сторон.
— Что тебе хотелось бы изменить здесь?
— Ничего. Если здесь что-то измениться, то это будет не то место, куда я приезжаю.
— Что можешь пожелать гостям Танаиса?
— Хочу пожелать туристам, чтобы они смотрели не только внешнюю сторону памятника, но и понимали, что это место, где люди не просто что-то копают, а работают, живут, и я думаю, где они счастливы.
Бунин Денис Сергеевич. Руководитель археологов Владимирского государственного университета.
— Я работаю здесь с 1995 года. Впервые приехал сюда на практику еще на первом курсе. Впечатлил хороший музей. Интересный памятник. Интересные люди.
У нас в регионе есть только средневековые памятники, я считаю, что студенты должны для расширения кругозора знать и памятники античности и каменного века.
Взаимодействие между отрядами происходит прекрасно. Особенно в последние годы, живем одним отрядом и работаем как одна команда.
Желаю всем насладиться этим замечательным памятником, попытаться его понять и осознать его уникальность.
Маркина Юлия, студентка 1-го курса исторического факультета ЮФУ.
— О Танаисе я наслышана от старшекурсников, преподавателей. Было предложено три места для археологической практики, и я выбрала Танаис. Это мой первый опыт жизни в полевых условиях. Я считаю, что нормально с ним справилась. Планирую дальше отправляться в экспедиции. Возможно, свяжу с этим свою жизнь, и буду зарабатывать деньги на археологии.
Багаев Юрий, студент ВлГУ, 2 курса.
— Я узнал о Танаисе от своего преподавателя. Он много нам о нем рассказывал и много раз предлагал сюда приехать. Впечатления самые лучшие. Южное солнце, интересный раскоп, и вообще после работы здесь я очень заинтересовался археологией.
Сидорович Ксения. Выпускница исторического факультета ЮФУ.
— Я здесь пятый сезон. Чтобы каждый год возвращаться сюда надо быть очень дисциплинированным и любить работать. Работать хорошо и усиленно. За пять лет многое изменилось. Другие экспедиции не могут похвастаться достаточно комфортными условиями работы. У нас есть крытая столовая, душ, кухня. Улучшилось питание. Видно, что Сергей Михайлович делает очень много, переживает за нас, любит. Старается улучшить наш быт.
— Какой был самый впечатляющий момент за эти пять лет?
— Больше всего впечатлил пожар, который произошел в 2009 году. Об этом мало кто знает. Тогда на всем городище горела сухая трава. Огонь доходил до римского моста. Нас уже собирались эвакуировать, но огонь удалось остановить. После этого дня три невозможно было дышать.
— Что можешь пожелать будущим гостям Танаиса?
— Туристам я бы пожелала приезжать только с экскурсиями. Для человека приехавшего в первый раз город видится как груда камней, и очень пригодится экскурсовод, чтобы все объяснить. А лучше всего перед поездкой прочитать что-нибудь о Танаисе.
И последнее. На сегодняшний день раскопана всего десятая часть Танаиса. А значит, впереди нас всех ждут новые интересные открытия из жизни древнего города и его жителей.
Александр Фомичев, журнал «Ростовчанка».
Фото: Ольга Царева (Москва), Анастасия Беда (Ростов) и автора.
Танаис
Ближайшие населенные пункты: поселок Танаис, село Недвиговка
Основан в III веке до н.э.
Танаис возник 2300 лет тому назад. Видимо, сразу же он начал играть значительную роль в торговле причерноморских колоний, постепенно превращаясь в «самое большое после Пантикапея торжище». По Азовскому морю (Меотийскому озеру) можно было легко достигнуть этого «торжища», так как город стоял и «на реке и на море одновременно». Здесь была удобная пристань, у которой постоянно толпились многовесельные корабли. Представим себе на минуту эту картину. Вот из трюма одного выносят амфоры, наполненные вином и оливковым маслом, другой нагружают тюками шкур. Вот гонят рабов. Им предстоит совершить тяжелый путь, во время которого многие наверняка погибнут, а остальных до конца дней ждет тяжелый, изнурительный труд. Шум, пестрая, разноголосая и разноязыкая толпа. Прямо на ходу ведется торг.
Через центральные ворота в основную часть города, расположенную несколько выше, вливается людской поток. Войдем и мы. Высокая, сложенная из крупных блоков ракушечника стена, шириной почти три метра. Она окружает центральную часть города. Здесь находятся центральная городская площадь (агора), храм, дома наиболее зажиточных граждан.
В городе есть и еще одна стена. Она охватывает город, вытянутый с запада на восток, со всех сторон. Эта стена еще мощнее и неприступнее.
Панорама городища
Между центральной и западной стенами идут жилые кварталы. Здесь обитает менее зажиточный люд. Узкие петляющие улицы. На некоторых из них с трудом могут разойтись два человека. Никакая повозка здесь, конечно, не пройдет. Стены небольших домиков тоже сложены из ракушечника, вырубленного здесь же, неподалеку. Кладка стен очень небрежная, камни даже не отесаны. Изнутри стены обмазаны глиной. Полы тоже глинобитные. Никаких архитектурных дополнений, нет и обычной даже для северопричерноморских городов расписной греческой штукатурки.
Во дворах танаиты сооружали колодцы и хозяйственные ямы для хранения припасов. Летом здесь сосредоточивалась вся жизнь. Зимой же, когда наступали холода, дома обогревали очагами, сложенными из камня и глины. Дым выходил через дверь или отверстие в стене.
Утварь и мебель были деревянными. Часто дерево заменяли сложенные и обмазанные глиной камни. Из них делали лежанки, столы, различные подставки. Неуютно и тесно было в таких домах. Но многие люди жившие здесь, еще не забыли привычек, родившихся в неустроенной кочевой жизни, и тесноту, в которой мог бы задохнуться современный человек, от переносили легко. Ведь жить под защитой крепостных стен было гораздо спокойнее, чем в открытой степи.
Действительно, вид Танаиса очень далек от традиционного облика греческих городов, даже тех из них, которые находились не в самой Греции, а в Боспорском царстве. Но тем не менее, в первые полтора столетия существования Танаиса греческое влияние чувствовалось во всем: сложенные из камней и плотно пригнанные друг к другу, обработанные «рустом» части стен, общая планировка города, особенно его центральной части, греческие элементы в обряде захоронения (погребение в амфорах, сожжение тел умерших и захоронение в урнах). Это закономерно.
Терракотовая головка. Боспорское производство
Но смешение произошло несколько позже. А во II-I веках до н. э. в городе жили купцы-греки и купцы-танаиты. Они снаряжали корабли, закупали и отправляли товары. Торговля являлась основным занятием населения. Правда, вначале Танаис был связан в основном с городами Боспора, Малой Азии, Греции.
Городом, торговые связи которого распространились далеко на запад и восток, он стал позже. Имея в руках археологические материалы, установить эти связи легко.
Аполлон. II-III века. Производство западно-римских мастерских.
Среди коллекции сосудов из Танаиса мы можем увидеть амфоры больших размеров, но очень изящных очертаний с острова Родос в Греции, громадные сосуды, сделанные в городах Боспора, множество небольших амфор, которые, возможно, производили в Танаисской округе.
На ручках многих амфор есть штампы с надписями на греческом языке и различными изображениями. Это клейма. С их помощью мы можем узнать имя мастеpa, место а иногда и время изготовления сосуда. На ручках амфор, чаще всего встречаемых в раннем Танаисе, можно увидеть голову в лучах, цветок гранатового дерева. Это знаки и символы острова Родос. Именно отсюда везли в Танаис оливковое масло и вино. Оливковое масло в ту пору благодаря грекам широко распространилось в Северном Причерноморье. Оно шло не только в пищу, но и использовалось для светильников. Пользовались маслом вместо мыла, натирая им тело, а потом счищая вместе с ним грязь. Оливковое масло ввозили и из Синопы, города на южном берегу Черного моря.
Бронзовые и глиняные светильники I-II века н.э.
Привозная посуда предназначалась для торжественных случаев. На месте же делали очень грубые, плохо обожженные горшки, миски, чаши. Ими пользовались обычно на кухне, и слепить их могла любая хозяйка поэтому обломков этих горшков в раскопках ничуть не меньше, чем амфорных.
Золотые подвески с изображениями божеств (слева) и золотые серьги с головками рыси на концах (справа). II век до н.э.
Большие изменения произошли к тому времени и в окружающих Танаис степях. Скифов сменили здесь сарматы, кочевые племена, по своей культуре и укладу жизни близкие к скифам. До появления в Приазовских и Причерноморских степях они кочевали в Приуралье и на Нижней Волге. Постепенно, продвигаясь на запад, они все больше вытесняли скифов и ко II веку до н. э. стали полными хозяевами Причерноморских областей и Северного Кавказа. Скифские племена частично были вытеснены в более западные области, частично подчинились сарматам. Страбон упоминает и о местах, племена которых жили на восточном берегу Азовского моря и в бассейне Кубани. Они тоже неоднократно появлялись в округе Танаиса.
До недавнего времени мнение о том, что Полемон разрушил Танаис настолько, что городу потребовался не один год, чтобы вновь подняться на ноги, было твердым и единодушным. Но вот что интересно. Среди найденных при раскопках предметов все-таки был материал первых веков нашей эры. Нижне-Донская экспедиция нашла и остатки жилых построек этого времени. Значит, город жил и после нападения Полемона.
Бросается в глаза отсутствие в это время посуды, покрытой блестящим черным лаком. Но зато повсюду встречаются разнообразных форм и размеров кувшины, блюда, миски, светильники, покрытые красным лаком. По качеству и виду он во многом уступает черному. Такую посуду делали в малоазийских городах, и отсюда она распространялась по всей территории Римской империи.
Кроме амфор, в подвалах изредка встречаются находки, подтверждающие занятие его владельца: то свинцовая гиря, то чашечка от весов.
Еще в 1870 году Леонтьев раскопал две гончарные печи, но никакого описания их или чертежей не оставил. Он ограничился лишь упоминанием о том, что печи находились в восточной части городища. Об этой небрежности и невнимании дореволюционных археологов к жизни танаитов теперь приходится лишь жалеть. Но, по-видимому, гончарное производство все же было развито в Танаисе. Раскопки последних лет обнаружили гончарные печи в округе Танаиса: на Кобяковом и Подазовском городищах. Но если гончары были на периферии, то они должны были быть и в Танаисе.
Женщины и мужчины-танаиты унаследовали от своих предков-кочевников любовь к украшениям. Они носили кольца, браслеты, нашивали на одежду бляшки. Простых, сделанных из бронзы украшений такого рода в Танаисе найдено много. Конечно, такие дорогие и искусно выполненные украшения, как золотые серьги в виде ежей или гроздей винограда, были привезены сюда предприимчивыми купцами. Простое же украшение мог сделать и танаисский мастер.
В 1964 году археологи сделали неожиданное открытие. В доме, где были найдены большое количество зерна, муки и ручная мельница, и который поэтому назвали «жилищем земледельца», обнаружили форму из плохо обожженной глины для отливки стеклянных овальных чаш, почти целый экземпляр такой чаши, массу осколков и стекольный шлак. К этому вскоре прибавился небольшой глиняный сосудик, служивший для разливки стекла в формы. До сих пор считалось, что стеклянные изделия привозились в Танаис с запада, из районов современной Германии. Но оказывается, что в Танаисе были собственные стекольных дел мастера. Правда, они делали сосуды, подражая привозным образцам. Но для нас важно не это, а сам факт существования в Танаисе стеклоделия.
Мраморная плита. II-III века н.э. Сделано в Танаисе
Были в Танаисе и мастера особого рода, которых ставили выше остальных. Это были резчики по камню, выполнявшие многочисленные надписи: посвятительные, надгробные, рассказывающие о перестройках и возведении каких-либо сооружений в городе. Написаны они на греческом языке, но иногда их очень трудно точно перевести: так не похож греческий язык танаитов на классический греческий. Постоянно встречаются одни и те же ошибки, неправильно употребляются падежи. Влияние другого, местного языка чувствуется во всем. Такие надписи могли делать только мастера-танаиты. Ни один греческий мастер не смог бы передать все особенности греческой речи в Танаисе.
В окружающих степях было неспокойно. Богатый город постоянно привлекал к себе внимание. Многие кочевые племена искали с ним союза, многие затем «отпадали», по выражению Страбона.
Бывшие союзники могли в любое время появиться у стен города. Поэтому в Танаисе на протяжении II- III веков н. э. ведется постоянное строительство, ремонт и укрепление оборонительных сооружений. После разрушения города Полемоном западная часть его была заброшена и постепенно превращена в место загородной свалки. Укреплять заново стали линию стен вокруг центральной части города, раздвинув его границы на севере. Была построена новая оборонительная стена с башнями.
Под защиту танаисских стен не раз бежали и жители окрестных поселений, возникших вокруг города в I-III веках н. э. Эти поселения тянулись полосой по правым берегам Дона и Мертвого Донца от Аксая до Танаиса. Обычно они занимали высокое, господствующее над окрестностями место и были укреплены земляными валами или глинобитными стенами. Жители их занимались рыболовством, земледелием, разводили скот. Продукты своего труда они доставляли на танаисский рынок, а взамен получали оливковое масло, вино, различные изделия заморских мастеров.
Признаки надвигающейся на Танаис беды чувствовались все сильнее. Со всех сторон стекались в город слухи о появлении в Приазовских степях новых кочевников. Еще больше заботились танаиты об укреплении оборонительных сооружений, которые должны были защитить город от неприятеля.
Но, видимо, стены и башни не помогли. При раскопках на всей территории Танаиса встречаются следы грандиозного пожарища. Пожар возник внезапно: в танаисских домах все оставлено поспешно убегающими от огня жителями. Возле ручной мельницы, наполовину наполненной зерном, стоит чашечка, которой собирали муку. Подвалы заполнены товарами. На пороге одного из домов брошен горшок с монетами.
Пожар мог распространиться быстро, так как крыши большинства танаисских домов были камышовыми. Внутри помещений перегородки тоже делали из камыша или дерева. Огонь мог легко перекинуться с крыши на крышу, особенно при сильном ветре.
Кто же был причиной катастрофы в большом укрепленном городе и его округи? Точных сведений нет. Можно предположить, что виновниками этих драматических событий были племена, входившие в большой союз, возникший в III веке н. э. в Причерноморье. Во главе этого союза стояли готы, племена германского происхождения.
Театрализованное предсталение в музее Танаис
С тем, что уже открыто в Танаисе, каждый может познакомиться в созданном в 1961 году по решению правительства археологическом музее-заповеднике. Инициаторами его создания были сотрудники Нижне-Донской экспедиции и Ростовского областного музея краеведения. Вы можете подняться на оборонительные стены, пройти по узкой извилистой улочке Танаиса, заглянуть в дома его жителей.
Трудовой юрист в екатеринбурге юрист по трудовым спорам екатеринбург право-екб.рф.