Чем занималось племя ижора

PRO Отрадное

Информационно-аналитическое сетевое издание «Про-Отрадное». Новости Кировского района Ленинградской области

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

История

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

Ижоры. Часть первая

Ижора — один из древнейших народов, населявших территорию Ленинградской области. Самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн.

Считается, что предками ижор были самые первые люди, пришедшие на берега Финского залива после отступления ледника. Уже в первом тысячелетии нашей эры ижоры выделились из группы карельских народностей. Наши предки именовали все народности, населявшие Карельский полуостров, чудью и ижор особо не выделяли.

Ижорский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральской семьи. Наиболее близок карельскому и финскому языкам. Имеет несколько диалектов: сойкинский; хэваский; нижнелужский; оредежский. Письменный ижорский язык появился в 1933 году. В наши дни ижоры говорят на двух сохранившихся диалектах — сойкинском и нижнелужском.

С именем «ижора» связаны топонимы и гидронимы Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Усть-Ижора — поселок городского типа в Колпинском районе Санкт-Петербурга; Ижора — река, левый приток Невы, и по ней — Ижорские заводы и т.д.

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

Удивительный факт: Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича Пушкина, была из ижор.

В XII-XIII веках ижоры жили по обе стороны Невы, приблизительными границами их поселений были реки Сестра, Тосна, Назия. В начале XVI века их владения достигли реки Оредежи на юге. Но потом территория начала постепенно сокращаться: сначала исчезли поселения на Карельском перешейке, потом около прибрежной зоны Ломоносова, а затем и у Оредежи. Сейчас ижоры проживают в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области. Основным местом проживания является Сойкинский полуостров, который находится между Лужской и Копорской губой. Природные особенности этой местности такие, что она почти изолирована от материковой части чередой озер и непроходимыми болотами. Возможно, поэтому народ ижора в тех поселениях смог сохранить свою самобытную культуру.

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

В XVIII веке ижор насчитывалось около 14 500, в конце XIX-го — более 20 000 человек. В конце 1920-х — начале 1930-х инициативой советской власти были созданы первые ижорские школы и учебники, ижорские сельсоветы и рыбацкие кооперативы. В конце 1937 года все изменилось: ижорские школы были закрыты, учебники изъяты, учителя арестованы. Во время Великой Отечественной войны в 1943-м ижоры были вывезены в Финляндию в качестве рабочей силы. По возвращении в СССР им было запрещено селиться в родных домах. В конце 1950-х из мест высылки вернулись не все. Насильное расселение привело к тому, что ижоры практически утратили свою национальную самобытность. Согласно переписи населения, в 2010 году в России насчитывалось лишь 266 ижор, из которых 169 живут в Ленинградской области, в основном в Кингисеппском районе, в деревнях Сойкинского полуострова и Нижней Луги.

Правительством Ленинградской области претворяется в жизнь ряд комплексных программ, благодаря которым осуществляется поддержка сохранения исторического и духовного наследия коренных народов: издаются книги по истории и культуре ижор, книги на ижорском языке, аудиодиски с ижорскими песнями и музыкой, снимаются фильмы. Ижорский язык можно изучить на курсах в деревне Вистино и Санкт-Петербурге. Ижорские песни исполняет ансамбль «Сойкинские напевы», детский ансамбль «Рыбачка», фолк-группа коренных народов «Корпи», группа «Таломеркит». Есть спектакль и мультфильмы на ижорском языке. В деревне Вистино учат делать ижорскую глиняную посуду и игрушки. Центр коренных народов области и Ижорский музей возрождают ижорские народные костюмы и традиционных кукол. Молодые дизайнеры осуществляют этно-дизайн-проект «Мифология», где древнее искусство и мифы ижор воплощаются в современной одежде, мебели, посуде и игрушках. Каждый год во второе воскресенье июля в деревне Вистино проводится Ижорский праздник, а в середине декабря — праздник Талви-Мииккула (Никола Зимний).

Источник

Ижора: что произошло с этим малым народом России

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

В XVIII веке католический священник из Венгрии Янош Шайнович обнаружил родство между языками нескольких финно-угорских народов. Сейчас финно-угорская «семья» насчитывает 24 народа, три из них – венгры, эстонцы и финны – создали независимые государства. 17 народов проживают на территории России. Часть из них находится под угрозой исчезновения. Несколько народностей исчезли совсем.

Финно-угорские народы в русских летописях

Антропологи считают финно-угров самыми древними постоянными жителями Европы и древнейшими сохранившимися до наших дней народами, жившими в Северо-Восточной Европе. На северо-востоке Руси финно-угорские племена жили еще до колонизации этих земель славянами. Взаимодействовали племена мирно – территории были большими, а плотность населения – низкой. В «Повести временных лет» упоминаются такие племена, как чудь, меря, веся, мурома. В 800-е годы в летописи еще нет русских, а есть ряд славянских племен: кривичи, словене.

С живших на территории северо-востока славянских и финно-угорских племен собирали дань варяги. Чудь и меря позднее участвовали в походе князя Олега против Византии. Отряды собирались и для других походов. Например, в походе Владимира против полоцкого князя Рогволода участвовали представители чуди. «Чудью» русские называли финнов.

С XII века согласно летописи происходит постепенная ассимиляция финно-угров. Для летописцев они уже не столько самостоятельные племена, сколько часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, хоть и отошла на задний план. Примерно в это время началась и дальнейшая экспансия русских на северо-восток. Появляются сообщения о конфликтах с местными племенами. Например, «бился Ярослав с мордвою, месяца марта в 4-й день, u побежден был Ярослав».

Об ижоре как племени в летописях упоминают с XIII века, хотя наряду с водью они с древнейших времен населяли северо-западную часть нынешней Ленинградской области. Они воевали вместе с новгородцами. В 1240 г. ижорский старейшина обнаружил флотилию шведов и доложил об этом князю Александру Невскому. Тогда ижоры были близки с карелами. Разобщение произошло в 1323 г., когда после подписания Ореховецкого мирного договора территория карел отошла к Швеции, а ижора осталась во владениях Новгорода.

По имени финно-угорского народа названа Ижорская возвышенность – местность к югу от Невы и река Ижора.

Чем занимались финно-угорские народы северо-востока?

Жизнь в селах надолго помогла сохранить самобытность в одежде, пище, строительстве жилищ. Браки преимущественно заключались между своими, сохранялись свои языки.

Внутри народа отмечались и праздники. Как говорили, «без шуму и ссоры, и если явится кто шумной или бранчливый, то тащят в воду и окунят, чтоб был смирен». Были собственные обычаи. Так, у ижоры сразу после венчания молодые разделялись и ехали праздновать к своим родным. Порознь. Встречались они только на следующий день.

Племена ижора и водь сохраняли свой язык до середины XX века. Этнографы того времени отмечали, что ижорцы плохо говорят по-русски, хотя и носят русские имена и фамилии. Существовала даже письменность на основе латиницы, но в 1937 г. издание книг было прекращено.

Ижора – один из самых поющих финно-угорских народов. Они сохранили более 125 тысяч песен. Одной из главных песенниц была Ларин Параске, знавшая 1152 песни и более 32 тысяч стихов.

Постепенно российские финно-угры принимали православную веру. Так, крещение карел состоялось в 1227 г. Многие христианские термины в прибалтийско-финских языках – восточнославянского происхождения.

Долгое время православие у финно-угров (например, у ижоры) бытовало наравне с язычеством. В 1354 г. архиепископ Макарий сообщал князю Ивану Васильевичу, что у чуди, корелы, ижоры до сих пор имеются «скверные молбища идолские». До наших дней язычество сохранилось только у марийцев и удмуртов. Некоторые северные народы до сих пор практикуют шаманизм.

Новейшая история

Многие финно-угры добровольно ассимилировались с русскими: переехали в города, уходили работать на фабрики и в мастерские, женщины шли в няньки. Но до 1920-х более 90% ижор были сельскими жителями.

После революции многим финно-угорским народам были предоставлены национальные автономии. Существовала даже Карело-Финская советская социалистическая республика (при том что карелов и финнов на той территории было около 20%). Во время советско-финской войны многие финно-угры перебрались в Финляндию. А во время Второй мировой в Финляндию на работы ижор отправляли принудительно. В 1944 г. большую часть вернувшихся ижор советские власти депортировали в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую области. На места исконного проживания вернулись далеко не все. Такая же судьба постигла и представителей народа водь.

Всего за XX век было ассимилировано более полумиллиона российских финно-угров. По данным переписи 2010 года, сейчас в России проживают 266 ижор. Когда-то большое и сильное племя водь сейчас составляют около 60 человек, а говорящих на водском языке – единицы. Причем для некоторых он не родной – люди учат его для того, чтобы сохранить. Водской письменности не существовало, но фольклористами были записаны песни и заговоры.

В бывших водских деревнях между Нарвой и Кингисеппом (и восточнее него) давно живут одни русские. О водском наследии напоминают только названия населенных пунктов.

Вероятно, число представителей исчезающих народностей больше, но многие уже записывают себя русскими. Если тенденции будут сохраняться, скоро многие малые финно-угорские народы и их языки исчезнут навсегда.

Источник

Ижорцы (ижора): бабий праздник детей «прекрасной земли»

Ижорцы — коренное население части нынешней Ленинградской области. В середине прошлого столетия по политическим мотивам народ, численность которого составляла порядка 17 000 человек, был расселен по всей стране, рассеявшись и ассимилировавшись. Однако это не помешало сохранить в памяти тысячи фольклорных песен и плачей, уникальный эпос и аутентичные обряды, сформировавшиеся в дохристианские времена.

Название

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

Существует несколько версий происхождения названия народности. Наиболее распространен топонимический вариант образования от имени реки Ижора, вдоль берегов которой расселилась одна из отделившихся ветвей древнего прибалтийско-финского племени корела.

Исследователи расходятся во мнениях, относительно происхождения топонима. Существует две основных версии:

Где живут, численность

После выделения в самостоятельный этнос на рубеже первого и второго тысячелетия нашей эры народ выдвинулся из бассейна реки Ижора. Освоение территорий происходило в западном направлении, затрагивая южное побережье Финского залива. Ижорская земля входила в состав Ингерманландии. Располагалась в восточной ее части, занимая территории юго-западного Приладожья и берега Невы.

Первые достоверные данные о численности ижорцев дала перепись 1848 г., зафиксировавшая 17 800 человек, проживавших в 222 поселениях Санкт-Петербургской губернии. В годы Великой Отечественной войны большая часть народа отправлена на принудительные работы в Финляндию. В 1944 г., после подписания с финнами мира, ижорцы вернулись в СССР, однако были выселены из мест исторического обитания в другие регионы России. Это привело к рассеиванию и полной ассимиляции подавляющего большинства представителей народности.
Согласно переписи 2002 г., в России проживали 327 ижорцев, в 2010 г. число сократилось до 266 человек. Большая часть живет в Ленинградской области на территориях Кингисеппского и Ломоносовского районов — 177 человек. В селе Вистино проживают 43 ижорца, здесь же находится Ижорский этнографический музей. Существуют крупные диаспоры за рубежом:

Ижорский язык, имеющий 4 диалекта, относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ряд лингвистов полагает, что язык произошел от языка-основы древних карел, со временем вобрав в себя черты соседских диалектов, в том числе водского. Национальная письменность появилась лишь в тридцатых годах прошлого столетия, однако к 1937 г. преподавание на национальном языке прекратилось.
Данные переписи 2002 г. показали, что на территории России ижорским языком владеет 362 человека: на 35 человек больше, чем зафиксированное число представителей народности. Двойственная ситуация связана с процессом ассимиляции и укоренившимся с советских лет страхом репрессий. Фактически знавшие родной язык и принадлежавшие к ижорскому народу люди, записывались русскими или карелами.

История

Первые достоверные упоминания об ижорцах относятся к XII столетию: папа Александр III писал в булле о племени язычников ингров, считавшихся опасным и сильным народом. В этот же период начинается их активное взаимодействие с новгородцами, на стороне которых народ выступал в военных походах. Летопись 1228 г. повествует об участии ижорцев в битве со вторгшимся в Ладогу племенем емь.

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

Закрепились отношения в 1240 г., когда ижорский староста Пелгусий сообщил о появлении шведской флотилии князю Александру Невскому. Это послужило стартом к началу знаменитой Невской битвы. Разграничению культуры карел и ижорцев поспособствовал Ореховецкий мирный договор 1323 г., согласно которому новгородские земли отделялись от шведских.
Начинается повсеместное насаждение православия. Народ крестили, но языческие верования сохранялись до XVI-XVII вв., после тесно сплетясь с православными канонами. Происходят активные заимствования из культуры и быта русских. Это привело к тому, что после захвата спорных территорий в 1611 г. Швецией большая часть ижорцев покинула насиженные земли, переселившись в Российское государство. В 1710 г. Петр I включил территории, получившие название Ингерманландии, в состав Санкт-Петербургской губернии.

Внешность

Ижорцы относятся к европеоидной расе с небольшой монголоидной примесью. Ученые определяют антропологический тип, как беломоро-балтийский.

Отмечают следующие характерные особенности внешности:

Одежда

Мужская одежда отличалась простотой: широкие штаны и длинная рубаха из домотканой светлой материи, льняной кафтан. В праздничные дни подпоясывались, надевали кожаные сапоги, суконное пальто коричневого, синего или белого цвета — гордость каждого мужчины. Внимание вызывает свадебный наряд жениха, состоящий из ряда обязательных элементов:

Женский повседневный костюм отличался необычным кроем, большим количеством деталей и составных частей, богатым декором, имевшим сакральное значение. Длинную холщовую рубаху закрепляли у горла овальной пряжкой из серебра, украшенной жемчугом или камнями — фибулой. Поверх надевали состоящий из двух частей сарафан: на одно плечо накидывали шерстяное полотнище на лямке, закрывавшее левый бок. Более широкое полотнище синего или черного цвета крестообразно закрепляли на другом плече: оно закрывало правую часть туловища.

Дополняли наряд передником, расшитым продольными полосами из бисера и раковин каури, сложным узором с использованием жемчуга. Обязательный аксессуар — спинной пояс, крепившийся ремешками на поясе. На него подвешивали «змеиные головы», как называли каури. Украшали пояс вышивкой золотыми, серебряными нитями. Задача украшения — защита от злых духов.
Девушки заплетали волосы в косы, в период между сватовством и венчанием носили их распущенными. После свадьбы женщины брились наголо: позволялось вновь отрастить волосы лишь после рождения первенца. После свадьбы женщин обязывали носить особый головной убор саппано: невысокую шапку, сшитую из разноцветных полос материи и богато украшенную. По спине, под украшениями, спускался кусок материи, доходивший до пят. Снимать саппано позволялось лишь в «бабий праздник» и в бане. Спать полагалось в головном уборе: недовольство этой традицией отразилось в фольклоре.

Жизнь

Мужчина считался главой семьи, но роль женщины была высока. Она решала хозяйственные, бытовые вопросы, почиталась мужем и детьми. Выбирал невесту жених, после чего присылал в дом выбранной девушки сватов. Согласно традиции, приходили они трижды, чтобы:

Перед свадьбой замужние женщины вместе с невестой собирались для проведения обряда куббээлид — выпекания свадебных хлебов. Во время замешивания теста опытные подруги неприлично шутили. Получившуюся заготовку украшали кругами, расположенными один в одном: узор символизировал плодородие и деторождение. Жених с друзьями в канун свадьбы ходил в баню: там сопровождающие, в свою очередь, подшучивали над будущим мужем, пели шутливые обрядовые песни.

Свадьба состояла из двух этапов: венчания и увоза невесты. В первый день жених и невеста встречались в церкви, где происходило таинство венчания. После молодожены разъезжались по домам, где со своими семьями устраивали праздники. На следующий день за невестой приезжал свадебный поезд, увозивший ее из отчего дома в дом мужа. На пороге молодых встречала свекровь с хлебом и пивом, благословлявшая пару на счастливую жизнь. Существовала традиция: во время свадебного пира невеста за общий стол не садилась: стояла поодаль, приветствуя гостей.

Культура

Ижорцы знамениты богатым песенным фольклором: исследователям удалось сохранить несколько тысяч песен-рун и плачей. На весь мир приобрела известность ижорская певица-сказительница, известная под псевдонимом Прасковья Никитина.
В конце XIX столетия за деньги она пела народные и собственные песни исследователям. После приобрела известность, давала концерты в Хельсинки и других финских городах. Необычную исполнительницу рисовали известные художники, слушал композитор Ян Сибелиус. В 1893г. опубликован сборник песен Прасковьи Никитиной, настоящее имя женщины — Ларин Параске.

Религия

Древние ижорцы были язычниками, верили в духов-хозяев и духов-покровителей, населяющих весь окружающий мир. Особо чтили солнце: вплоть до XX столетия сохранялся обычай креститься на солнце с утра, в полдень, после дождя. Солярные символы встречались в орнаменте одежды, декоре домов.
Легенда о сотворении мира гласит, что ласточка долго летала над бескрайней водной гладью, пока не увидела кочку. Сев, птица снесла яйцо, после разбившееся: из желтка появилось солнце, из белка месяц, из скорлупы звезды. Ласточки и жаворонки считались благими вестниками, их почитали, образы птиц часто встречаются в фольклоре.

Видео

Источник

Ижора: что произошло с этим малым российским народом

Чем занималось племя ижора. Смотреть фото Чем занималось племя ижора. Смотреть картинку Чем занималось племя ижора. Картинка про Чем занималось племя ижора. Фото Чем занималось племя ижора

В XVIII веке католический священник из Венгрии Янош Шайнович обнаружил родство между языками нескольких финно-угорских народов. Сейчас финно-угорская «семья» насчитывает 24 народа, три из них – венгры, эстонцы и финны – создали независимые государства. 17 народов проживают на территории России. Часть из них находится под угрозой исчезновения. Несколько народностей исчезли совсем.

Финно-угорские народы в русских летописях

Антропологи считают финно-угров самыми древними постоянными жителями Европы и древнейшими сохранившимися до наших дней народами, жившими в Северо-Восточной Европе. На северо-востоке Руси финно-угорские племена жили еще до колонизации этих земель славянами. Взаимодействовали племена мирно – территории были большими, а плотность населения – низкой. В «Повести временных лет» упоминаются такие племена, как чудь, меря, веся, мурома. В 800-е годы в летописи еще нет русских, а есть ряд славянских племен: кривичи, словене.

С живших на территории северо-востока славянских и финно-угорских племен собирали дань варяги. Чудь и меря позднее участвовали в походе князя Олега против Византии. Отряды собирались и для других походов. Например, в походе Владимира против полоцкого князя Рогволода участвовали представители чуди. «Чудью» русские называли финнов.

С XII века согласно летописи происходит постепенная ассимиляция финно-угров. Для летописцев они уже не столько самостоятельные племена, сколько часть русского народа. На самом деле племенная структура сохранялась, хоть и отошла на задний план. Примерно в это время началась и дальнейшая экспансия русских на северо-восток. Появляются сообщения о конфликтах с местными племенами. Например, «бился Ярослав с мордвою, месяца марта в 4-й день, u побежден был Ярослав».

Об ижоре как племени в летописях упоминают с XIII века, хотя наряду с водью они с древнейших времен населяли северо-западную часть нынешней Ленинградской области. Они воевали вместе с новгородцами. В 1240 г. ижорский старейшина обнаружил флотилию шведов и доложил об этом князю Александру Невскому. Тогда ижоры были близки с карелами. Разобщение произошло в 1323 г., когда после подписания Ореховецкого мирного договора территория карел отошла к Швеции, а ижора осталась во владениях Новгорода.

По имени финно-угорского народа названа Ижорская возвышенность – местность к югу от Невы и река Ижора.

Чем занимались финно-угорские народы северо-востока?

Жизнь в селах надолго помогла сохранить самобытность в одежде, пище, строительстве жилищ. Браки преимущественно заключались между своими, сохранялись свои языки.

Внутри народа отмечались и праздники. Как говорили, «без шуму и ссоры, и если явится кто шумной или бранчливый, то тащят в воду и окунят, чтоб был смирен». Были собственные обычаи. Так, у ижоры сразу после венчания молодые разделялись и ехали праздновать к своим родным. Порознь. Встречались они только на следующий день.

Племена ижора и водь сохраняли свой язык до середины XX века. Этнографы того времени отмечали, что ижорцы плохо говорят по-русски, хотя и носят русские имена и фамилии. Существовала даже письменность на основе латиницы, но в 1937 г. издание книг было прекращено.

Ижора – один из самых поющих финно-угорских народов. Они сохранили более 125 тысяч песен. Одной из главных песенниц была Ларин Параске, знавшая 1152 песни и более 32 тысяч стихов.

Постепенно российские финно-угры принимали православную веру. Так, крещение карел состоялось в 1227 г. Многие христианские термины в прибалтийско-финских языках – восточнославянского происхождения.

Долгое время православие у финно-угров (например, у ижоры) бытовало наравне с язычеством. В 1354 г. архиепископ Макарий сообщал князю Ивану Васильевичу, что у чуди, корелы, ижоры до сих пор имеются «скверные молбища идолские». До наших дней язычество сохранилось только у марийцев и удмуртов. Некоторые северные народы до сих пор практикуют шаманизм.

Новейшая история

Многие финно-угры добровольно ассимилировались с русскими: переехали в города, уходили работать на фабрики и в мастерские, женщины шли в няньки. Но до 1920-х более 90% ижор были сельскими жителями.

После революции многим финно-угорским народам были предоставлены национальные автономии. Существовала даже Карело-Финская советская социалистическая республика (при том что карелов и финнов на той территории было около 20%). Во время советско-финской войны многие финно-угры перебрались в Финляндию. А во время Второй мировой в Финляндию на работы ижор отправляли принудительно. В 1944 г. большую часть вернувшихся ижор советские власти депортировали в Ярославскую, Псковскую, Новгородскую области. На места исконного проживания вернулись далеко не все. Такая же судьба постигла и представителей народа водь.

Всего за XX век было ассимилировано более полумиллиона российских финно-угров. По данным переписи 2010 года, сейчас в России проживают 266 ижор. Когда-то большое и сильное племя водь сейчас составляют около 60 человек, а говорящих на водском языке – единицы. Причем для некоторых он не родной – люди учат его для того, чтобы сохранить. Водской письменности не существовало, но фольклористами были записаны песни и заговоры.

В бывших водских деревнях между Нарвой и Кингисеппом (и восточнее него) давно живут одни русские. О водском наследии напоминают только названия населенных пунктов.

Вероятно, число представителей исчезающих народностей больше, но многие уже записывают себя русскими. Если тенденции будут сохраняться, скоро многие малые финно-угорские народы и их языки исчезнут навсегда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *