Чем занимался алеко кочуя с цыганами
«Цыганы» — краткое содержание и пересказ поэмы А. С. Пушкина
Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Цыганы», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.
Краткие сведения о произведении
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Цыганы» написана в 1824 году. Это последняя южная романтическая поэма поэта. Он написал её после того, как несколько дней провёл в таборе цыган в Бессарабии. Полностью поэма была опубликована в 1827 году.
Главные герои поэмы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Юноша Алеко и цыганка Земфира полюбили друг друга. Алеко поменял жизнь в городе на степное приволье. 2 года он кочевал с цыганским табором по степи.
Однажды песня Земфиры и вещий сон открыли ему неверность любимой. Отец Земфиры предложил юноше не препятствовать её счастью, но тот пренебрёг этим советом и заколол Земфиру и молодого цыгана, которого она полюбила. За это цыганы изгнали Алеко из табора.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В цыганский табор, кочующий по Бессарабии, молодая цыганка Земфира ночью привела юношу. Она встретила его в степи, узнала, что «его преследует закон» и он хочет кочевать вместе с цыганами. Зовут его Алеко. Всё это Земфира рассказала своему старому отцу.
Старик сказал, что готов делить с юношей кров и хлеб, что он может кочевать с табором и избрать себе любой промысел: стать кузнецом или ходить по сёлам с ручным медведем и петь песни.
Утром табор двинулся в путь. Девушка спросила Алеко, не жалеет ли он, что бросил «людей отчизны, города». Алеко с пренебрежением отозвался о городах, где живут люди, которые за деньги торгуют своей волей и стыдятся настоящей любви. Он сказал, что желает только, чтобы делить с Земфирой «любовь, досуг и добровольное изгнание».
Старик сказал, что не всегда люди, приученные к неге, любят свободу. Он вспомнил предание о человеке, которого царь изгнал в эти края (в предании отразилась судьба римского поэта Овидия). Этот старый изгнанник тосковал по своей родине.
Алеко 2 года странствовал с цыганами, он полюбил бродячую жизнь, водил по селениям ручного медведя и пел песни. У него и Земфиры уже росла дочь. Однажды Земфира, качая дитя в люльке, спела песню о ненависти к мужу и любви к другому и затем сказала, что пела её для Алеко.
Когда Алеко уснул, он стал стонать, рыдать и звать во сне Земфиру. Старик сказал дочери, что муж ищет её и во сне, так как она для него дороже всего на свете.
Земфира призналась отцу, что не любит уже мужа, что её сердце просит воли.
Алеко проснулся и сказал, что во сне он видел «страшные мечты». Земфира посоветовала, чтобы он не верил сновидению. Алеко с горечью признался, что не верит даже её сердцу.
Старик заметил, что Алеко стал грустен, и спросил о причине грусти. Юноша ответил, что тоскует из-за того, что Земфира его не любит и неверна ему.
Старик сказал, что сердце женское любит не горестно, как Алеко, а шутя. Он рассказал, что мать Земфиры, Мариула, тоже любила его только год, а потом ушла с цыганом из другого табора, оставив мужа и маленькую дочь.
Земфира назначила свидание за курганом над могилой молодому цыгану. Алеко, проснувшись, увидел, что жены нет в шатре, и пошёл по её следу за дальние курганы. Увидел он там 2 тени и услышал шёпот. Цыган уговаривал Земфиру остаться ещё хоть на минуту, но она сказала, что может проснуться муж.
Когда убитые возлюбленные были похоронены, отец Земфиры сказал Алеко, чтобы он оставил табор, так как цыгане не терзают и не казнят, ибо у них нет законов. Им будет страшно жить с Алеко — он смел и зол, а они робки и добры.
Когда табор двинулся в путь, осталась лишь одна телега, крытая старым ковром, но никто не ночевал в ней.
Эпилог
Поэт вспоминает, что встречал на юге страны мирных цыган и часто бродил с ними, слушал их песни. Он понимает, что нет счастья и среди этих вольных людей, так как «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».
Заключение к краткому пересказу
В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) поэмы «Цыганы»: человеку трудно отказаться от своего эгоизма. Смена внешний условий жизни не могут изменить характер такого человека.
Поэма учит, что полная «свобода» возможна только ценой подавления свободы другого человека.
Краткое содержание пьесы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.
Тест с ответами: “Цыганы” А.С.Пушкин
1. В каком году была написана поэма “Цыганы”:
а) 1824 +
б) 1823
в) 1822
2. Как Алеко попал к цыганам:
а) Его привел старик
б) Его привела Земфира +
в) Алеко сам пристал к табору
3. Кем был Алеко:
а) Студентом
б) Крестьянином
в) Изгнанником +
4. Как отнесся старик к Алеко:
а) Хорошо принял Алеко, разрешил остаться +
б) Сначала был резко против, но после разрешил остаться
в) Отказался принимать Алеко в их табор
5. О каком поэте старик рассказал предание:
а) О Тибулле
б) О Катулле
в) Об Овидии +
6. Чем занимался Алеко, кочуя с цыганами:
а) Готовил всем еду, следил за костром
б) Участвовал в представлениях с обученным медведем +
в) Добывал разбоем деньги
7. О чем пела песню Земфира:
а) О том, что ей надоела жизнь цыганки
б) О том, что ждет ребенка
в) О том, что любит другого +
8. Кто такая Мариула:
а) Мать Земфиры +
б) Мать Алеко
в) Сестра Земфиры
10. Кому из героев принадлежат слова: «Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним»:
а) Земфире
б) Старику-отцу +
в) Возлюбленному Земфиры
11. Табор какого народа скачет по степям:
а) Цыганского +
б) Арамейского
в) Еврейского
12. В какой области находился табор:
а) Подольская губерния
б) Бессарабия +
в) Херсонская губерния
13. Как зовут дочь старика:
а) Земфира +
б) Тамара
в) Линда
15. Что старик поведал Алеко:
а) Историю своей молодости +
б) Притчу о любви древнего вождя племени
в) Тайну Земфиры
16. С кем не хотели жить цыгане:
а) С иноверцем
б) С тем, кто «для себя лишь хочет воли» +
в) Со лжецом
17. Что сделали цыгане с Алеко за его поступок:
а) Убили его
б) Привязали его к телеге и бросили умирать
в) Оставили его одного +
18. Какому литературному направлению принадлежит поэма:
а) Скептицизм
б) Романтизм +
в) Трагедия
19. О какой реке упоминает Старик, рассказывая преданье:
а) Днепр
б) Днестр
в) Дунай +
20. Почему Земфира выросла только с одним отцом:
а) Мать умерла
б) Мать ушла с другим цыганом +
в) Мать ушла жить в город
21. Сколько лет проходит с момента прихода Алеко в цыганский табор:
а) Прошло два лета +
б) Прошло три лета
в) Прошло четыре лета
22. Где происходят события:
а) В городе
б) В цыганском таборе +
в) В маленьком поселке
23. Почему несчастлив Алеко:
а) У него украли лошадь
б) Он потерял деньги
в) Его разлюбила Земфира +
24. Он добр и кроток, незлобив и великодушен. Он отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы даже против убийцы дочери:
а) Роман
б) Старик +
в) Атаман
25. Дата первой публикации поэмы:
а) 1829 (частично), 1830 (полностью)
б) 1828 (частично), 1829 (полностью)
в) 1825 (частично), 1827 (полностью) +
26. В отрывках поэма была опубликована в передовом альманахе «Полярная звезда» в одном из номеров за:
а) 1824 год
б) 1825 год +
в) 1828 год
27. В другом рассказе старик пересказывает предание о заброшенном в степь поэте; Алеко не без удивления узнаёт в нём:
а) Овидия +
б) Нейрона
в) Брута
28. Согласно … основная тема поэмы — «трагическая неспособность сложного, цивилизованного человека отбросить привычные чувства и страсти, в особенности чувство собственника по отношению к своей избраннице:
а) Мировскому
б) Майскому
в) Мирскому +
29. Пушкин работал над поэмой с января по октябрь 1824 года в:
а) Одессе +
б) Москве
в) Киеве
30. Пушкин работал над поэмой с января по октябрь 1824 года в:
а) Николаевском
б) Михайловском +
в) Пушкинском
Тесты с ответами. А.С.Пушкин. «Цыганы»
Тесты с ответами. А.С. Пушкин «Цыганы»
1. Где происходит действие в «Цыганах»?
А) Молдавия, Бессарабия;
Б) Южный берег Крыма;
2. Почему старик-цыган «В шатре одном не спит; Он перед углями сидит, Согретый их последним жаром, И в поле дальнее глядит…»?
3. Как Земфира объясняет отцу то, что она привела в табор незнакомца?
А) он ранен, нуждается в заботе;
Б) его преследует закон;
В) он хочет быть цыганом.
4. Сколько времени провёл Алеко в цыганском таборе?
Б) остался навсегда;
В) вскоре покинул табор и вернулся к прежней жизни.
5. Что понял Алеко из песни Земфиры, которую она пела у колыбели?
А) Земфира любит старые цыганские песни;
Б) Земфира разлюбила Алеко, охладела к нему;
В) Земфире скучно, «сердце воли просит».
6. Что сделал Алеко, узнав об измене Земфиры?
Б) отпустил Земфиру с молодым цыганом;
7. Кто такая Мариула?
А) старая цыганка-гадалка;
Б) жена молодого цыгана;
8. Как поступил когда-то старик-цыган с женой, изменившей ему?
Б) отпустил, «они ушли на третью ночь»;
9. Почему Алеко оставил табор?
А) тосковал по прежней жизни;
Б) его прогнали цыганы;
В) его арестовали, так как «его преследовал закон».
10. Как отец Земфиры объяснил решение табора изгнать Алеко?
А) ты не соблюдаешь наши законы;
Б) жить с убийцей не хотим;
В) ты не готов к кочевой жизни.
11. Как старый цыган объяснил поступок Алеко?
А) ты для себя лишь хочешь воли;
В) ты не любил Земфиру.
12. С кем сравнивает автор Алеко, оставшегося у одинокой телеги?
Б) раненым журавлём;
В) разъярённым медведем.
13. Выберите из перечисленных слова, характеризующие Алеко
В) добр и справедлив.
14. Каков характер Земфиры?
А) страстная и вольная;
Б) нерешительная и покорная;
В) смелая и открытая;
15. Каков жанр произведения?
16. К словам первого столбика подберите синонимы из второго:
1) Нисходить а) сказать
2) Резвый б) опасный
5) Пестрота д) разноцветность
6) Скудно е) небогато
7) Праздный ё) свободный
8) Унылый ж) фальшивый
9) Коварный з) весёлый
10) Люлька и) девушка
11) Лукавый й) обещанье
12) Изречь к) грустный
13) Лобзанье л) опускаться
14) уверенье м) поцелуй
17. Узнайте слово по его толкованию и запишите под буквой.
А) Группа кочующих вместе цыганских семейств.
Б) Переходить, переезжать с места на место со своим жильем и имуществом
Г) Летняя сухая и ясная погода.
Д) Ласка, пребывание в довольстве, без нужды и забот
Е) О времени, погоде, состоянии природы: весенний
Ё) Возбуждающий неприязнь к себе, отвращение, надоевший.
Слова : шатёр, табор, вёдро, нега, вешний, постылый, кочевать
Ответы: 1.А 2.Б 3.Б,В 4.А 5.Б 6.А 7.В 8.Б 9.Б 10.Б 11.А
12.Б 13.А,Б 14.А,В 15.Б 16. 1-л 17.А-табор
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Поэма А.С.Пушкина «Цыганы» изучается на уроке внеклассного чтения в 9 классе в соответствии с Рабочими программами по литературе для 5-9 классов авторов
На изучение поэмы отводится 1 час (102 часа за год, 3 часа в неделю). Календарно-тематическим планированием определено содержание урока: «Поэма А.С.Пушкина «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы».
Выбор поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» для урока внеклассного чтения в 9 классе определён тем, что «Цыганы» — последнее романтическое произведение А.С.Пушкина, которое обозначило его переход к реализму. Сюжет поэмы был почерпнут во время южной ссылки Пушкина и пребывания поэта в Бессарабии. Именно там Пушкин познакомился с таборными цыганами и услышал от них эту печальную повесть. Он начал работать над поэмой, будучи в Молдавии, а завершил ее осенью 1824-го года в Михайловском. Кроме того, в «Цыганах» отразился творческий кризис автора, глубинные изменения его мировоззрения. Основная тема поэмы – развенчание романтического героя. Но поэт не нашёл, чем можно заменить привычные идеалы.
Тест по поэме А.С.Пушкина «Цыганы» состоит из 17 заданий. Использованы различные формы тестовых заданий. Задания 1-12 –закрытой формы. Задания 16,17 – на установление соответствия, задания 13,14 направлены на умение определять качества характера главных героев.
Такие формы тестовых заданий ставят своей целью подготовить учащихся к оценочным процедурам.
«Цыганы» — краткое содержание поэмы А.С. Пушкина, история создания
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
В цыганский табор, кочующий по Бессарабии, молодая цыганка Земфира ночью привела юношу. Она встретила его в степи, узнала, что «его преследует закон» и он хочет кочевать вместе с цыганами. Зовут его Алеко. Всё это Земфира рассказала своему старому отцу.
Старик сказал, что готов делить с юношей кров и хлеб, что он может кочевать с табором и избрать себе любой промысел: стать кузнецом или ходить по сёлам с ручным медведем и петь песни.
Утром табор двинулся в путь. Девушка спросила Алеко, не жалеет ли он, что бросил «людей отчизны, города». Алеко с пренебрежением отозвался о городах, где живут люди, которые за деньги торгуют своей волей и стыдятся настоящей любви. Он сказал, что желает только, чтобы делить с Земфирой «любовь, досуг и добровольное изгнание».
Старик сказал, что не всегда люди, приученные к неге, любят свободу. Он вспомнил предание о человеке, которого царь изгнал в эти края (в предании отразилась судьба римского поэта Овидия). Этот старый изгнанник тосковал по своей родине.
Алеко 2 года странствовал с цыганами, он полюбил бродячую жизнь, водил по селениям ручного медведя и пел песни. У него и Земфиры уже росла дочь. Однажды Земфира, качая дитя в люльке, спела песню о ненависти к мужу и любви к другому и затем сказала, что пела её для Алеко.
Когда Алеко уснул, он стал стонать, рыдать и звать во сне Земфиру. Старик сказал дочери, что муж ищет её и во сне, так как она для него дороже всего на свете.
Земфира призналась отцу, что не любит уже мужа, что её сердце просит воли.
Алеко проснулся и сказал, что во сне он видел «страшные мечты». Земфира посоветовала, чтобы он не верил сновидению. Алеко с горечью признался, что не верит даже её сердцу.
Старик заметил, что Алеко стал грустен, и спросил о причине грусти. Юноша ответил, что тоскует из-за того, что Земфира его не любит и неверна ему.
Старик сказал, что сердце женское любит не горестно, как Алеко, а шутя. Он рассказал, что мать Земфиры, Мариула, тоже любила его только год, а потом ушла с цыганом из другого табора, оставив мужа и маленькую дочь.
Земфира назначила свидание за курганом над могилой молодому цыгану. Алеко, проснувшись, увидел, что жены нет в шатре, и пошёл по её следу за дальние курганы. Увидел он там 2 тени и услышал шёпот. Цыган уговаривал Земфиру остаться ещё хоть на минуту, но она сказала, что может проснуться муж.
Когда убитые возлюбленные были похоронены, отец Земфиры сказал Алеко, чтобы он оставил табор, так как цыгане не терзают и не казнят, ибо у них нет законов. Им будет страшно жить с Алеко — он смел и зол, а они робки и добры.
Когда табор двинулся в путь, осталась лишь одна телега, крытая старым ковром, но никто не ночевал в ней.
Эпилог
Поэт вспоминает, что встречал на юге страны мирных цыган и часто бродил с ними, слушал их песни. Он понимает, что нет счастья и среди этих вольных людей, так как «всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет».
Основная идея
В чем смысл поэмы «Цыганы»? В результате сравнения двух культур, двух мировоззрений, автор определил сущность европейского идеала того времени — романтического героя с глубокой и странной душой. Оказывается, этот лишний человек пострадал не столько от влияния порочного общества, сколько от собственной природы — эгоистической, мстительной, скорой на суд и расправу. Алеко ленив, но честолюбив, горд, но слаб и уязвим, поэтому он искал отечество в таборе, а в любви — силу и опору. Но Земфира недолго развлекала его, она уже пресытилась его скучной любовью, где было больше эгоизма, чем чувства к ней. В своих описаниях Алеко говорит, что делала она для него, но не упоминает о своем вкладе в их отношениях. Возможно, неспособность героя посвятить страсти всего себя и стала подлинной причиной разрыва. Таким образом, главная мысль поэмы «Цыганы» заключается в том, что источником беды главного героя была не цивилизация, от которой он бежал, а он сам. Алеко на самом деле нуждался не в свободе и любви, а в тех правилах и канонах, которые управляли жизнью в его мире. Просто среди них нужно было что-то делать, вкладывать труд и ум, а герой делать этого не хотел. В погоне за праздностью и весельем он влился в табор, где не мог прижиться, ведь цыганский образ жизни был ему чужд, как и те идеалы, которые его так манили.
Главный герой — лишнее доказательство того, что невозможно изменить в один день то, что создавалось веками. Для нашего героя свобода жизни в городе от его законов не стала счастьем. Как мы видим из произведения, цыгане — это приверженцы так называемой незыблемой вольной жизни, к которой Алеко был не готов. Он остался во внутренней тюрьме, куда человека неизменно загоняют эгоизм, жестокость и мстительность.
Главные герои
– молодая свободолюбивая цыганка, была влюблена в Алеко, но затем полюбила другого.
«Цыганы шумною толпой По Бессарабии кочуют».
Как-то Алеко услышал, как Земфира поет песню «Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня…» о том, что ненавидит и презирает своего мужа, так как любит другого. Алеко пытался запретить девушке петь. Однако Земфира сказала, что эта песня была о нем, и ушла.
Ночью Земфира разбудила отца:
«О мой отец! Алеко страшен. Послушай: сквозь тяжелый сон И стонет, и рыдает он».
Увидев, что Алеко грустит, старик-отец сказал ему:
«Утешься, друг: она дитя. Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское — шутя».
Старик рассказал Алеко, что давно, когда он был еще молод, его любила Мариула – мать Земфиры. Но однажды они повстречали табор и женщина, оставив ему дочь, ушла с табором.
«К чему? вольнее птицы младость; Кто в силах удержать любовь?»
Алеко же с уверенностью сказал, что не откажется от своих прав или хотя бы отомстит.
После похорон старик подошел к Алеко, наблюдавшему за всем издалека, и сказал:
«Оставь нас, гордый человек! Мы дики; нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним — Не нужно крови нам и стонов — Но жить с убийцей не хотим… Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли».
«Сказал — и шумною толпою Поднялся табор кочевой С долины страшного ночлега».
Эпилог
«И долго милой Мариулы Я имя нежное твердил».
«Но счастья нет и между вами, Природы бедные сыны. И под издранными шатрами Живут мучительные сны».
Концовка
Произведение Пушкина «Цыгане»: краткое содержание дальнейших событий
Алеко удивляется, как старик не уничтожил своих обидчиков, вонзив кинжал в сердце неверной женщине и ее полюбовнику. Но старик ответил, что человек не властен удержать любовь. И молодой слушатель уверяет старика, что он бы не оставил подобную ситуацию без мщения.
В это время Земфира наслаждается временем со своим новым возлюбленным, молодым цыганом. Сон Алеко поверхностен и тревожен. Он просыпается, полный сомнений и страха, начинает бродить около шатра. В тусклом свете звезд он видит след, который ведет за курган. Алеко отправляется по этому следу, и внезапно обнаруживает две тени влюбленных. В девушке он узнает Земфиру, которая говорит бежать своему возлюбленному. Но Алеко уже вонзает в него кинжал. Объятая ужасом, Земфира проклинает свою бывшую любовь. И Алеко убивает и девушку.
Середина произведения
Наутро старый цыган разбудил дочь и юношу. Табор собирается отправиться дальше в путь. И сердце Алеко сжимается от грусти при виде опустевшей равнины.
Почему же он тоскует? Почему ему так горько? Земфире любопытно узнать, о чем грустит ее любимый. Они начинают разговаривать. Земфира переживает, что Алеко скучает по прежней жизни, от которой он решил отказаться. Но парень успокаивает ее и утверждает, что счастлив оставить в прошлом «неволю душных городов».
В прошлой, брошенной им жизни, не было любви и веселья, а теперь он желает всегда быть рядом с Земфирой.
Старик услышал их разговор и рассказал старое как мир предание про поэта, которого отправил в ссылку царь. Но сердце поэта скучало по родным краям, даже невзирая на гостеприимство и заботу местного населения. Алеко угадывает в герое рассказа Овидия, он поражен эфемерности славы и превратностями человеческой судьбы.
Два года Алеко живет в таборе и кочует вместе с ним. Он чувствует себя свободным и счастливым и совсем не тоскует о прошлой жизни. Зарабатывает на хлеб тем, что водит по деревням дрессированного медведя и веселит местное население.
Ничего не нарушает покой его души. Пока в один обыденный день Алеко не слышит песню Земфиры «Старый муж, грозный муж, режь меня, жги меня».
Песня вызвала в душе Алеко смятение. В этой песне девушка поет о том, что разлюбила его. Парень просит прекратить петь, но девушка продолжает. И в этот момент Алеко осознает, что Земфира своим поведением и пением подтверждает самые скрытые его страхи — она неверна ему. Она разлюбила!
Этой же ночью девушка будит своего отца и говорит, что Алеко зовет ее во сне и горько плачет. Но ее сердце просит воли, любовь Алеко уже надоела ей. Парень просыпается, и Земфира подходит к нему. Юноша интересуется, где была его возлюбленная? И она отвечает, что была у отца, так как не могла выдержать душевных терзаний Алеко во сне. Парень рассказывает, что ему приснилось будто Земфира изменила ему с другим. Но девушка просит не верить лукавости сновидений.
Алеко отправляется поговорить со старым цыганом. И старик просит парня не предаваться сильно грусти, ведь она способна погубить душу. В этот момент парень признается, что причина его душевных мук — это равнодушие возлюбленной. Цыган утешает Алеко, утверждая, что Земфира, словно ребенок. А сердце женщины любит, играя, и никто не волен приказать женскому сердцу, любить или нет. Но юноша вспоминает дни и часы любви и страсти, он безутешен в своих страданиях.
Парень накручивает себя, что Земфира к нему охладела и, скорее всего, нашла другого. Плюс ко всему старый цыган рассказывает разбитому горем юноше свою историю.
Его история о том, как он в молодости любил прекрасную и неземную Мариулу, как с трудом добился взаимности. Но молодость прошла быстро, а еще быстрее закончилась любовь Мариулы. И в один прекрасный день Мариула ушла с другим табором, а ему оставила маленькую дочь Земфиру и разбитое сердце.
И с того дня все женщины мира постылы ему. Алеко спросил, почему он не отомстил обидчику? Почему не вонзил кинжал в грудь неверной жены и ее любовнику? Но старик ответил, что любовь удержать или вернуть невозможно. Что было, то утеряно! Алеко сказал старику, что сам он не настолько благороден и жаждет мести.
В это время Земфира находится на свидании с молодым и красивым цыганом. И они договариваются о новой встрече сегодня ночью, когда взойдет луна. Алеко очень беспокойно спит и, проснувшись, не находит рядом Земфиры. Он поднимается и выходит из шатра. Его окутывает страх, тревога и подозрения. Алеко ходит вокруг шатра, размышляет и тут замечает едва заметные следы, идущие из кургана.
Новый день встретил Алеко, сидящего на холме с окровавленным ножом в руке. Перед ним лежали два трупа. Соплеменники прощаются с убитыми и роют для них могилы, готовятся к церемонии.
В каком-то трансе, задумчивости сидит старый цыган, отец Земфиры. После погребения убитых он подходит к Алеко и говорит: «Оставь нас, гордый человек!». Он говорит, что цыгане не могут и не хотят жить рядом с убийцей, который только для себя хочет воли.
Как только старик промолвил свой монолог, табор отправился в путь. И лишь одна телега осталась в поле. Пришла ночь, но никто не разложил перед ней огонь, и никто не пришел туда переночевать.
Действующие лица
В поэме «Цыганы» автор использует несколько образов, которые способствуют развитию событий. Так как произведение имеет небольшой размер, Пушкин при создании произведения использовал ограниченное количество персонажей. Во время прочтения читатели знакомятся со следующими лицами:
Основные события поэмы происходят в степи Бессарабии, где кочевал вольный народ цыган. Очень краткое содержание произведения содержит в себе изгнание основного персонажа из привычного для него мира.
Основная мысль и анализ
Поэт написал свою трогательную и трагичную поэму в 1824 году. В сюжет вошли наблюдения самого автора, которые он делал, когда жил на юге. В тексте присутствуют автобиографичные элементы. Как и положено жанру, в сочинении проложена одна сюжетная линия, в которую втянуты 3 персонажа.
В произведение рассказывается о вольном цыганском характере и нраве вольного народа. Главной темой являются человеческие страсти. Судьбу главных героев меняют такие личностные качества, как:
Автор показывает своим читателям, что свобода не означает счастье. Цыгане не признавали законов, обязательств, действовали по желанию, а не по принуждению. Но герой учитывал лишь собственные интересы, и не признавал чужие. Его эгоизм и стал причиной трагедии.
Произведение включено в школьную программу по литературе. Краткий пересказ поэмы ученики изучают в седьмом классе, поэтому стоит прочитать книгу полностью.