Чем занимался чацкий за границей
История Чацкого
Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ‒ Александр Андреевич Чацкий.
Этот молодой человек рано остался без родителей. Давний друг его отца, Павел Афанасьевич Фамусов, принял Чацкого в своем доме. Чацкий жил в доме Фамусовых как член семьи, и рос вместе с дочкой господина Фамусова, Софьей.
Дети жили вместе, вместе получали домашнее образование, и постоянное нахождение вместе привело Чацкого и Софью к влюбленности.
Дети выросли, и Чацкому стало скучно в доме Фамусовых. Он жаждал взрослой жизни, самостоятельности, хотел развиваться. Поэтому за три года до начала событий Чацкий уезжает за границу, учится. В дом Фамусовых он не посылает о себе вестей. Софья обижается, что Чацкий так резко расстался с ней и не писал.
Александр Андреич возвращается спустя 3 года в дом Фамусовых. Он хочет увидеться с Павлом Афанасьевичем, к которому испытывает привязанность, и с Софьей, которую он любит до сих пор. На девушке он хотел жениться.
Однако при разговоре с Фамусовым выясняется, что Чацкий совсем не поддерживает образа жизни высшего светского общества и его устоев: не служит, не принимает старых нравов, не заводит полезных знакомств. Поэтому Фамусов разочаровывается в бывшем воспитаннике и считает его глупым и недостойным руки его дочери.
Софья встречает героя холодно. Кроме обиды и непонимания она ничего не испытывает к бывшему возлюбленному. Кроме того, девушка любит Молчалина и не хочет стать женой Чацкого.
На званом вечере в доме Фамусова Чацкий позволяет себе колкие высказывания в сторону гостей. Его признают сумасшедшим. Раздосадованный герой покидает Москву.
Чацкий: что нужно знать о главном герое «Горя от ума»
Одинокий борец за правду или отвергнутый неудачник?
Знаменитую пьесу Александра Грибоедова, оконченную им в 1825 году, разобрали на цитаты задолго до выхода в официальную печать. Вопреки запретам цензуры на публикацию и театральные постановки «Горя от ума», рукописные копии молниеносно распространялись среди читающих жителей Москвы и Петербурга. Необычный герой вызывал гнев у одних и восторг у других обитателей «высшего света», а его резкость и прямота удивляли не меньше, чем новаторские приемы автора-драматурга.
О том, что из себя представляет Чацкий на самом деле, уже тогда велись литературные споры. Не забыт этот персонаж и теперь, спустя почти 200 лет после своего «рождения». Чем же так привлекает читателей из разных эпох образ Чацкого?
Чацкий и «фамусовское» общество
Сам Грибоедов как-то назвал Чацкого единственным здравомыслящим человеком «на 25 глупцов», то есть остальных персонажей пьесы. Вместе с тем Александр Андреевич стал одним из первых русских литературных героев, которые осмелились открыто противопоставить себя обществу.
Опекун рано осиротевшего молодого человека, Павел Афанасьевич Фамусов, не пожалел средств на то, чтобы дать ему европейское образование, но взглядов старшего поколения его подопечный так и не принял. Три года путешествий также сказались на мировоззрении внимательного Чацкого. Повзрослев, он только яснее увидел ошибки в управлении родной страной и пробелы в интеллектуальном и культурном развитии представителей московского общества. Матери и отцы, озабоченные лишь тем, как бы поскорее выгодно «пристроить» дочек-невест; юные модницы-кокетки и молодящиеся дамы средних лет, полные взаимной зависти и жеманства; военные, получающие все новые звания и ордена за терпеливое ожидание разжалования или смерти других; лицемерная услужливость молодых чиновников и воинствующее невежество старых помещиков — все это ужасно раздражает Чацкого, и он открыто заявляет о том, как ему противны и осуждение, и похвала этих людей. Герой обличает мошенников, льстецов и невежд, защищая тех, кто стремится овладеть знаниями и искусством.
Чацкий и Молчалин
Новый «сердечный друг» Софьи Алексей Молчалин оказывается полной противоположностью Чацкого. Искренний, порывистый и насмешливый герой, которому «прислуживаться тошно», поначалу даже отказывается признавать в «бессловесном», услужливом и холодном карьеристе соперника. Но зато он отлично видит то, что скрыто от глаз самой Софьи: это «жалчайшее созданье», получающее чины и всеобщее расположение за умение вовремя польстить, «умеренность и аккуратность» не может быть достойной партией для такой девушки. Дочь Фамусова, ослепленная чувством к Молчалину и обиженная на Чацкого за его долгое отсутствие, принимает лесть, изворотливость и бесхребетность Алексея Степановича за доброту, альтруизм и скромность. Она, в отличие от Чацкого, не понимает, что «молчалины блаженствуют на свете» лишь благодаря их лицемерию, а о добродетельности и трудолюбии здесь нечего и думать.
Чацкий и Софья
Искреннее чувство главного героя стало для него не меньшей проблемой, чем конфликт с обществом. Признавая, что у него «ум с сердцем не в ладу», он вел себя с возлюбленной непоследовательно, одновременно жестко критикуя всех ее близких и удивляясь ответной холодности к нему. Чацкий и Софья выросли вместе, — и это много для них значило. Но по собственной воле покинув родные края на целых три года, Александр Андреевич почему-то не счел необходимым хотя бы раз написать девушке, наивно полагая, что долгая разлука никак не навредит их отношениям.
Как и стоило ожидать, девочка выросла, списала все радости прошлого на «детскую дружбу» и завела нового воздыхателя. А вот вечные насмешки и злословие Чацкого по-прежнему задевают и огорчают ее. Поначалу она пытается уколоть бывшего возлюбленного: «Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали? / Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали? / Хоть не теперь, а в детстве, может быть». Но потом окончательно в нем разочаровывается и в одночасье решает отомстить за нанесенную обиду, распустив слух о сумасшествии Чацкого. Он же остается верен себе — и самым жестоким образом открывает Софье глаза на истинную сущность Молчалина. Судьбы молодых людей окончательно расходятся: ненавистное Чацкому общество поглощает Софью, а он сам удаляется от него.
Победитель или побежденный?
Изменив в своей пьесе канонам классицизма, Грибоедов наделил Чацкого чертами реалистического и романтического героя. Отчасти поэтому в финале персонаж вынужден покинуть высший свет и уехать из Москвы, утратив и прежнюю любовь, и остатки расположения окружающих. Но вопрос о том, кем же в итоге остается Чацкий — победителем или побежденным, — не так прост, как кажется на первый взгляд.
С одной стороны, в финале «Горя от ума» происходит совершенно не характерная для комедий того времени вещь: порок остается безнаказанным, а единственный положительный герой перестает доказывать свою правоту. С другой — «фамусовскому» обществу так и не удается «сломать» Чацкого, и он остается самим собой: начитанным, честным, правдивым, желающим другим блага не на словах, а на деле. Герой оказался таким живым и правдоподобным, что и мнения критиков на его счет разделились. В то время как Александр Пушкин и Михаил Дмитриев, открыто симпатизируя Чацкому, все же отказывали ему в уме, Иван Гончаров считал его полноправным победителем, нанесшим «смертельный удар» по старым порядкам и проложившим дорогу к позитивным изменениям для других.
Фразы героя, ставшие крылатыми
Известно, что первым читателем пьесы стал Иван Андреевич Крылов, и высказался он о ней так: «Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще!» И оказался прав: полностью комедия была опубликована только через много лет после смерти автора, в 1862 году. А вот Александр Сергеевич Пушкин выразил другую мысль. «О стихах не говорю, — отметил он, — половина — должны войти в пословицу». И тоже оказался прав. Ниже мы приведем лишь самые известные из реплик Чацкого, ставшие крылатыми выражениями:
• Карету мне, карету!
• А судьи кто?
• Служить бы рад — прислуживаться тошно.
• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
• Свежо предание, а верится с трудом.
• Дома новы, а предрассудки стары.
• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.
• И все-таки я вас без памяти люблю.
А вот знаменитая фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен» — на самом деле неточная цитата из стихотворения Гаврилы Романовича Державина «Арфа». Сам Державин, скорее всего, вдохновлялся трудами Овидия и Гомера, от которых, по-видимому, и пошла римская пословица: «Dulcis fumus patriae» (букв. «Сладок дым Отечества»).
чем занимался чацкий в комедии горе от ума?
Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии).
Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.
Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.
.
Горе от ума Вопрос: Чем занимался Чацкий
Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии).
Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед, Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.
Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.
Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого — крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.
Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.
.
В помощь школьнику. 9 класс. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» (1824)
1-я неделя ноября. Александр Андреевич Чацкий против всех. Кто победит — высокодуховный молодой человек, только что приехавший из-за границы, или московское светское общество?
Текст: Ольга Разумихина
В российской — да и в мировой — литературе не так уж часто случается, что какой-либо автор обеспечивает себе мировую известность благодаря одному-единственному произведению. И не потому что остальные его работы никто не читал, а потому что их попросту нет.
Знаменитых «авторов одной книги» можно пересчитать по пальцам. Это:
•Эмили Бронте, написавшая роман «Грозовой перевал» (1847) и ещё несколько десятков стихотворений, писем и эссе;
•Маргарет Митчелл, автор произведения «Унесённые ветром» (1936) — да-да, того самого, по мотивам которого сняли оскароносный фильм с Вивьен Ли;
•Мариам Петросян, создавшая невероятно трогательную книгу «Дом, в котором. » (2009) — титанических объёмов роман принёс ей ворох наград, в том числе почётную Русскую премию, но писательница заявила, что новых работ от неё ждать не следует.
С рядом оговорок сюда можно добавить Джерома Дэвида Сэлинджера, автора «Над пропастью во ржи», — хотя у него помимо романа о разочаровавшемся в жизни подростке Холдене Колфилде есть ещё несколько замечательных рассказов, — и Марка Агеева («Роман с кокаином»). Правда, об этом писателе известно даже меньше, чем о Сэлинджере, и ряд литературоведов считает, что Агеев — литературный псевдоним кого-то из матёрых классиков, возможно, даже Набокова.
Однако Александр Сергеевич Грибоедов — пожалуй, самый известный автор, оставивший потомкам только одну книгу. Зато какую!
Горе уму
Первоначальный вариант названия комедии — не «Горе от ума», а «Горе уму» — наглядно иллюстрирует трагический жизненный путь А. С. Грибоедова (1795-1829).
Будущий классик был самым что ни на есть вундеркиндом. Чуть ли не с младенчества он демонстрировал исключительные способности к языкам: в шесть (это не опечатка!) лет он уверенно изъяснялся на английском, французском и немецком, а в течение следующих десяти лет выучил ещё три языка. Да что там языки: в институт он поступил в возрасте 11 лет, а выпустился оттуда в 13! В возрасте, когда ребята, в большинстве своём, носятся по голубятням и рушат снежные крепости, Сашенька Грибоедов стал кандидатом наук в области словесности: один случай на несколько миллионов!
Некоторые исследователи, впрочем, утверждают, что это не совсем правда. Мол, Грибоедов родился вовсе не в 1795, а на три года раньше. Но даже если так — много ли вы знаете шестнадцатилетних бакалавров?
Неудивительно, что одного диплома будущему классику оказалось мало, и в 1811 году Грибоедов снова поступил в Московский университет — теперь на юридическое отделение философского факультета. Как обычно, молниеносно получил диплом — и заинтересовался уже математикой и естественными науками, которые, скорее всего, и изучал бы дальше. Но началась война, и Грибоедова отправили сражаться с Наполеоном.
Оставив же службу в армии, Александр Сергеевич решил образование не продолжать, а стать дипломатом. Его карьера, начавшись в 1818 году, трагически окончилась спустя 11 лет. Грибоедова, как и всех остальных сотрудников посольства России в Тегеране, убили религиозные фанатики. Его тело было буквально разорвано на части, и труп Грибоедова сумели опознать только по шраму, за несколько лет до этих событий полученному на дуэли.
Поединки между дворянами, отстаивающими свою честь, в XIX веке были не редкостью. Но блистательный Грибоедов «очернил» себя перед властью не только участием в дуэлях, но и многочисленными оппозиционными высказываниями. И комедия «Горе от ума» представляет собой именно такое высказывание — недаром при жизни автора пьесу было запрещено публиковать, а также, разумеется, ставить на театральной сцене.
Но что же там такого скандального? Вспоминаем.
Мы к вам приехали на час
Первая половина 1820-х. Наполеоновская армия побеждена, и Москва, которую, как мы знаем из уроков истории, пришлось отдать врагу, понемногу возрождается из пепла, а великосветское общество снова преклоняется передо всем французским — несмотря на то, что именно с Францией им самим, их детям и товарищам только что пришлось сражаться. Именно в это непростое время в Москву из-за границы возвращается Александр Андреевич Чацкий — сирота, который воспитывался в доме богача Фамусова.
О родителях Чацкого в тексте пьесы ничего не говорится: скорее всего, они умерли, когда мальчик был совсем маленьким. Почему же Фамусов взял «подкидыша» на воспитание? Очевидно, потому, что его родители доводились тому друзьями или дальними родственниками. Но если в наши дни взять под своё крылышко сироту — почти что подвиг, в XIX веке это была распространённая практика, особенно среди богачей, которым ничего не стоит прокормить малыша и дать ему образование. Тем более что «заниматься» с детьми — кормить, гулять, укладывать спать, вместе учить уроки и тому подобное — среди дворян было не принято: всем этим занималась прислуга.
Более того: дворянские дети чаще всего имели какое-никакое наследство. Помните, в «Недоросле» Скотинин сватается к сиротке Софье, потому что хочет завладеть её деревеньками, где водятся огромные свиньи? Вот и у Чацкого, очевидно, наличествует какой-никакой «стартовый капитал» (не случайно «приёмный папаша» советует ему: «Именьем, брат, не управляй оплошно»). Если бы капитала не было, то не факт, что Фамусов взял бы на себя расходы, связанные с трёхлетним пребыванием Чацкого за границей. А тут — и Фамусову хорошо (светское общество считает его покровителем обездоленных — ну, как минимум одного обездоленного), и Чацкому: всё-таки он растёт не в приюте или не в деревне у какой-нибудь неотёсанной троюродной тётки, а в богатом доме; сыт, одет, получает образование, встречается с людьми из высшего общества.
Естественно, Фамусов, который, хотя и не участвовал в духовном воспитании юноши, но обеспечивал его всем необходимым, считает, что тот должен быть ему благодарен. Но — вот сюрприз! — за границей Чацкий приобрёл не только знания по разным научным дисциплинам, но и гуманистические убеждения. Люди, которые долгие годы составляли его окружение, стали ему отвратительны — из-за их лицемерия, невежества, преклонения перед богатством и славой. Вот какой монолог произносит главный герой комедии, едва вернувшись домой и встретившись с Софьей — семнадцатилетней дочерью Фамусова:
*Английский клоб (Английский клуб) — место, где дворяне XVIII-XIX в. встречались и проводили время за обедами и карточной игрой. Члены клуба во многом определяли общественное мнение. Список участников был ограничен, присоединиться к объединению можно было только после тайного голосования.
Но что же Софья — некогда его самая близкая подруга? Она не разделяет мнений Чацкого. «Вот вас бы с тётушкою свесть, / Чтоб всех знакомых перечесть», — отвечает девушка; зритель замечает, что она ждёт не дождётся, чтобы Чацкий побыстрее ушёл. И это тот самый Чацкий, который чуть не загнал коней, лишь бы увидеться с прелестницей с утра пораньше!
Бедняга не знает, что сердце Софьи уже занято. И покорил её не кто иной, как Молчалин — секретарь Фамусова, которого её отец никогда в жизни не стал бы рассматривать как потенциального зятя. Но «худородное» происхождение Молчалина — лишь полбеды. Увы, молодой человек любезничает с Софьей только потому, что с детства обучен потакать капризам богачей. Вот какой диалог происходит в четвёртом действии между ним и служанкой Софьи Лизой, которую он оказывает недвусмысленные знаки внимания:
Конечно, жаль, что Софья влюбляется в недостойного Молчалина, а не в образованного и утончённого друга детства. Но с каждой страницей комедии мы всё сильнее убеждаемся, что у Чацкого не было ни единого шанса покорить сердце красавицы.
Это фиаско
Идеи Чацкого, на первый взгляд, совершенно справедливы. Конечно, не следует чрезмерно увлекаться всем зарубежным — иначе получается «смешенье языков французского с нижегородским», и это не возвышенно, а, наоборот, очень смешно. Разумеется, нельзя ставить материальные ценности выше духовных, и призывы «собрать все книги и сжечь» недопустимы. И уж естественно, власть предержащие должны заботиться о подчинённых, и «Ментор негодяев знатных», который выменял своих преданных слуг на «борзые три собаки», достоин только осуждения.
Но — и в комедии «Горе от ума», и в жизни — важно не только то, что человек говорит, но и то, как он это делает.
Представьте, что вы пришли на день рождения к другу. Родители именинника тактично оставили вашу компанию без надзора и даже — о чудо! — выдали сыну пятьсот рублей. Что вы сделаете? Разумеется, накупите чипсов и газировки, поставите модную музыку, выкрутите на максимум ручку усилителя и приметесь танцевать. Если в этот день вы и будете вести какие-то обстоятельные беседы, то это, скорее всего, будет обмен анекдотами или сплетнями, но никак не диспуты о смысле жизни.
И вдруг — на вечеринку врывается новое лицо: паренёк, который учился с вами несколько лет назад, а затем перешёл в другую школу. Он встаёт в самом центре танцпола и начинает кричать: «Ребята, вы что?! Одумайтесь! Как вы можете есть эту заморскую гадость? Вы даже не представляете, сколько в ней химии! А что это за ужасная музыка? Это же попса! В ней нет души! А ну-ка срочно поставьте Вивальди или Чайковского!»
Разумеется, такой персонаж не продержится на вечеринке и минуты: его сразу же вытолкают (или, как в случае с Чацким, признают сумасшедшим).
Этот пример может показаться утрированным, но он недалёк от истины. Чацкий всю пьесу только и делает, что критикует, критикует, критикует. На свои «мишени» он нападает нахрапом, прежде чем люди успевают понять, в чём, собственно, дело. Бедный Фамусов даже затыкает уши — а Чацкий продолжает проповедовать. Возможно, кто-то из светских львов и прислушался бы к мнению молодого человека, если бы он вёл себя более уважительно, — но главный герой не утруждает себя тем, чтобы найти подход к каждому из хорошо забытых знакомых.
Что до Софьи, то она имеет ещё одну вескую причину не прислушиваться к пылкому «карбонари»: за три года, которые Чацкий провёл за границей, он не написал возлюбленной ни одного письма! Понятно, конечно, что студенческая жизнь увлекает, — но не до такой же степени! Поэтому в разговоре с Лизой Софья совершенно справедливо замечает:
Вытерпеть три года разлуки с любимым человеком — нелёгкая задача: для этого требуется исключительное терпение. Но ждать три года того, кто не прислал тебе из-за рубежа даже завалящей открытки, — это уже не подвиг, а, скорее, глупость. А Софья — при всех её недостатках — девушка смекалистая: недаром её имя переводится с греческого как «мудрость». Так что, думается, Грибоедов высмеивает не только представителей фамусовского общества, но и главного героя (хотя, конечно, и сочувствие он вызывает намного большее, чем все эти Скалозубы и Тугоуховские).