Чем занимался комитет министров
КОМИТЕТ МИНИСТРОВ
Учреждён 8(20) сентября 1802 года, одновременно с созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отдельных министров и требовало взаимодействия нескольких центральных ведомств.
Комитет министров рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде временных правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике Комитет министров неоднократно рассматривал их в обход Государственного совета.
Компетенция Комитета министров менялась. Он выносил предварительные заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858 года). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отдельного министра (с 1803 года), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804-1892 годах); высшие административные дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811 года); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816 года); дела по Военному министерству, требовавшие содействия гражданских ведомств или затрагивавшие правила по гражданскому управлению (с 1830 года); дела по Великому княжеству Финляндскому, касавшиеся других частей Российской империи (с 1834 года); дела об изменении уставов и размеров основного капитала акционерных обществ, о разрешении иностранным обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858 года); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866 года); дела о запрете сообществ (в 1874-1905 годах); дела об объявлении отдельных местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881 года); списки государственных должностей, несовместимых с участием в частных промышленных обществах (с 1884 года); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890 года) и городских дум (с 1892 года), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действительную военную службу из запаса (с 1894 года); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897 года); дела о назначении мест ссылки (с 1900 года).
Заключения Комитета министров подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления Комитета министров по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. Комитет министров имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867 года) и приостанавливать распространение книг и периодических изданий, освобождённых от предварительной цензуры (с 1872 года). До 1841 года в случае отсутствия императора в столице Комитет министров решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).
Реальная роль Комитета министров зависела от степени доверия императора Государственному совету и от влияния и инициативности председателя Комитета министров. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П.А. Валуеве, М.Х. Рейтерне, Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте.
Председатели Комитета министров: Н.И. Салтыков (1812-1816), П.В. Лопухин (1816-1827), В.П. Кочубей (1827-1834), Н.Н. Новосильцов (1834-1838), И.В. Васильчиков (1838-1847), В.В. Левашов (1847-1848), А.И. Чернышёв (1848-1856), А.Ф. Орлов (1856-1861), Д.Н. Блудов (1861-1864), П.П. Гагарин (1864-1872), П.Н. Игнатьев (1872-1879/80), П.А. Валуев (1879/80-1881), М.Х. Рейтерн (1881-1886/87), Н.Х. Бунге (1887-1895), И.Н. Дурново (1895-1903), С.Ю. Витте (1903-1906).
История. ТЕРМИНЫ. Комитет министров.
История. ТЕРМИНЫ.
Комитет министров.
Период существования, полномочия Комитета министров Российской империи.
Комитет министров.
Высший совещательный и распорядительный орган Российской империи в 1802-1906 гг.
С 1906 г.- Совет министров.
Был учрежден в 1802 г. одновременно с министерствами.
Император председательствовал на заседаниях.
Обер-Прокурор Святейшего Синода – с 1904 г, до этого с 1835 года призывался в заседания только при обсуждении вероисповедных дел ( но фактически присутствовали 1865 года).
Правления Николая I в Комитет стали входить цесаревичи.
Всего от 19 до 24 лиц.
Император председательствовал на заседаниях.
Председатели Комитета министров.
Первые два года председателе м был император, а в его отсутствие- каждый по очереди по чину на 4-х заседаниях.
В 1810 г. председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Н.П. Румянцеву, бывшему тогда и председателем Государственного совета.
С 1812 года пост председателя Комитета превратился в самостоятельную должность, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством в Государственном совете.
При Комитете министров действовала канцелярия, состоящая из нескольких отделений, общей экспедиции и архива.
Роль и значение Комитета министров повышались в периоды отсутствия императора в столице или вообще в стране. В таких случаях Комитет оставался фактическим правителем страны, а его ведению подлежали все вопросы внутреннего управления.
Комитет министров не обладал правом законодательной инициативы, решения его получали законную силу лишь после утверждения их императором.
Комитет министров не имел силы исполнительной власти, а исполнение принятых им решений, проводилось соответствующими министерствами и ведомствами. Не случайно многие председатели Комитета министров одновременно были министрами.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Комитет министров
Комитет министров Российской империи | |
---|---|
Общая информация | |
Дата создания | 8 сентября 1802 |
Дата упразднения | 23 апреля 1906 |
Председатель Комитета Министров | А. Р. Воронцов (первый) |
С. Ю. Витте (последний) |
Комитет министров — высшее административное учреждение Российской империи в 1802—1906 годах.
Содержание
История Комитета министров
Был создан Александром I манифестом от 8 сентября 1802 года и вскоре сделался «верховным местом Империи». Этому способствовало личное присутствие на его заседаниях императора Александра I, который в 1802—1804 годах редко когда не посещал его заседаний. Во время отлучек императора Комитету министров особыми указами предоставлялись чрезвычайные полномочия.
Указом императора Николая II от 19 октября 1905 года было создано правительство — Совет министров, объединившее министров в единый кабинет (ранее каждый министр непосредственно докладывал императору о делах своего ведомства). Первым председателем Совета министров был назначен председатель Комитета министров С. Ю. Витте. Однако, Комитет министров при создании Совета ликвидирован не был: эти ведомства существовали параллельно ещё целых 6 месяцев (председателем Комитета оставался граф Витте). Комитет министров был ликвидирован только 23 апреля 1906 года, вместе с отставкой Витте с поста председателя Совета министров. Функции Комитета министров были переданы в Государственный совет и Совет министров.
Состав Комитета министров
Высочайшим повелением 31 марта 1810 г. в состав Комитета министров, который до того состоял лишь из министров, их товарищей (заместителей) и государственного казначея, были введены, во всех важных случаях, председатели департаментов Государственного совета, а председательство было предоставлено государственному канцлеру графу Румянцеву, бывшему тогда и председателем Государственного совета (до этого на заседаниях в отсутствие императора председательствовали члены Комитета министров поочередно, начиная со старшего в чине, каждый в течение 4 заседаний).
С 1812 года пост председателя Комитета превратился в самостоятельную должность, которая до 1865 года обязательно совмещалась с председательством в Государственном Совете.
Председатели Государственного Совета входили в Комитет с 27 августа 1905 года, однако фактически они присутствовали в Комитете с 1865 года, так как великие князья Константин Николаевич (председатель Государственного Совета в 1865—1881 годах) и Михаил Николаевич (председатель Государственного Совета в 1881—1905 годах) были членами Комитета по особым Высочайшим повелениям.
С 1893 года в состав Комитета министров входил государственный секретарь.
Обер-прокурор Святейшего Синода входил в Комитет с 6 декабря 1904 года, а до этого (с 1835 года) призывался в заседания только при обсуждении вероисповедных дел. Однако, обер-прокуроры фактически присутствовали в Комитете с 1865 года, так как граф Д. А. Толстой (член комитета с 1865 по 1880 годы) занимал одновременно другие министерские должности, а обер-прокурор Синода в 1880—1905 годах К. П. Победоносцев был членом Комитета по особому Высочайшему повелению.
Начиная с эпохи Николая I членами Комитета назначались по достижении определенного возраста наследники престола. Цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) был назначен в Комитет в 1841 году в возрасте 23 лет, цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) — в 1868 году в возрасте 23 лет, цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II) — в 1889 году в возрасте 21 года. Цесаревич Николай Александрович умер в 1865 году в возрасте 21 года, не будучи назначенным членом Комитета.
С 1812 года членами Комитета министров стали назначаться императором и посторонние лица (впервые — вице-адмирал А. С. Шишков). В 1892 году членами Комитета были назначены великие князья Владимир Александрович и Алексей Александрович.
В целом, в пореформенную эпоху членами Комитета состояли одновременно от 19 до 24 лиц.
По установившейся традиции, председательство в Комитете было последней на государственной службе почетной должностью, на которую назначались сановники, ставшие слишком старыми для исполнения многохлопотных обязанностей министра. Целый ряд председателей Комитета (прежде всего князь А. И. Чернышев, граф А. Ф. Орлов, граф Д. Н. Блудов) характеризовались современниками как «едва живые», находящиеся «в жалком состоянии» и т. п. О князе А. И. Чернышеве М. А. Корф в шутку написал в дневнике: «Посмотрите, точно живой!». Князь П. П. Гагарин умер в этой должности в возрасте 83 лет. Перемещение деятельного и влиятельного министра финансов С. Ю. Витте на пост председателя Комитета министров рассматривалось современниками (и самим Витте) как политический крах и разновидность почетной отставки; по распространенной шутке, Витте «упал вверх».
Компетенция Комитета министров
Компетенция Комитета министров имела мало общего с расхожим современным представлением о кабинете министров и его круге функций. Все министры (и главноуправляющие отдельными частями) были независимы друг от друга, отвечали за деятельность своих ведомств единолично и имели независимые доклады у императора. Комитет министров же не отвечал ни за деятельность отдельных министерств, ни за согласованность их политики. Его компетенция сложилась исторически и состояла из чрезвычайно разнородных групп вопросов, большая часть из которых была мелочными и маловажными. Детальный список предметов ведения Комитета непрерывно видоизменялся, причем общее их количество постепенно увеличивалось.
Формально, компетенция Комитета состояла из двух видов дел:
Данные нормы носили весьма общий характер, и реальный перечень дел, рассматриваемых Комитетом, складывался хаотично; только в 1905 году была сделана первая попытка систематизировать предметы ведения Комитета.
В целом, деятельность Комитета разделялась на три направления:
Наиболее важным предметом, который находился в ведении Комитета, были железнодорожные дела. Решения о предоставлении концессий для строительства железных дорог, учреждении железнодорожных компаний, гарантировании государством их акций и облигаций, выкупе железных дорог в казну и тому подобные имели, начиная с эпохи Александра II, первостепенное государственное и экономическое значение. С 1891 года Комитет рассматривал эти дела в совместных заседаниях с Департаментом экономии Государственного Совета.
Мелкие дела, загружавшие Комитет, были разнообразны и обширны.
Наиболее многочисленными были дела об индивидуальном назначении пенсии отставным чиновникам. К началу эпохи Александра II существующие ставки нормальных пенсий по государственной службе устарели и не обеспечивали пенсионерам приемлемый уровень жизни. С середины XIX века все больше и больше пенсий назначались по индивидуальным Высочайшим повелениям. В 1883 году была выработана система так называемых «усиленных» пенсий. Но и эти пенсии назначались в индивидуальном порядке, и в индивидуальном же порядке рассматривались Комитетом министров, что существенно загромождало его делопроизводство.
Второй многочисленной группой дел было рассмотрение уставов акционерных обществ. Акционерные общества, учреждение которых было отрегулировано законом в 1833 году, были утверждаемы декретно, то есть индивидуальным законом для каждого отдельного общества. В компетенцию Комитета министров входило рассмотрение всех уставов с отклонениями от требования закона, а так как сильно устаревший закон допускал только именные акции, а почти все учредители желали выпустить акции на предъявителя, Комитет к концу XIX века рассматривал почти все уставы вновь учреждаемых компаний. Количество таких дел доходило до 400 в годы наибольшей экономической активности.
Ведению Комитета подлежали дела о старообрядцах и сектанатах. С 1882 года Комитет отошёл от рассмотрения этой группы вопросов, перешедших в ведение МВД и Синода. Однако и в этой сфере компетенция была плохо очерчена законодательством — в 1894 году министр внутренних дел И. Н. Дурново провел через Комитет Положение о штунде, тем самым избежав рассмотрения вопроса в либерально настроенном Государственном Совете.
Комитет рассматривал ежегодные отчеты губернаторов, генерал-губернаторов и отчет государственного контролера по исполнению государственной росписи расходов и доходов. Как правило, обсуждение этих отчетов проходило вяло и не приводило к значимым последствием. Исключением можно считать скандал с раскрытыми Государственным контролем злоупотреблениями министра путей сообщения А. К. Кривошеина (1894 год), приведший к его увольнению.
Вытеснив из области законодательства Непременный совет, Комитет министров в сфере управления присвоил себе права Сената, оставшегося «правительствующим» только по имени.
В сфере уголовного суда Комитет министров иногда действовал в качестве обвинительной камеры, постановляя о предании суду, или в качестве ревизионной инстанции, требуя к себе для пересмотра решения судов; иногда он вступал в рассмотрение судебных дел, ещё не законченных в низших инстанциях; иногда, преимущественно в гражданских делах, выступал и в роли высшей апелляционной инстанции по отношению к Сенату, принимая жалобы частных лиц на его решения. Он перестал быть органом судебной власти только в 1864 г.
Как правило, Комитет министров занимался лишь предварительным обсуждением вопросов. Его заключение, принятое единогласно или большинством голосов, вносилось в журнал, который представлялся на утверждение императору.
Особенностью журналов было то, что в них подробно, с приведением развернутых аргументов, излагалась не только позиция большинства, но и позиция меньшинства (если не было единогласного решения), а также и особые мнения отдельных членов Комитета (если те желали их заявить). Канцелярия Комитета составляла журналы, стараясь в максимально нейтральном тоне и как можно более содержательно изложить значимые аргументы расходящихся во мнениях сторон. Журналы представляли собой не столько стенограмму заседаний, сколько аналитическую записку, составляемую канцелярией Комитета; мнения, высказанные в заседаниях, переформулировались, а во многих случаях к ним подбирались и более удачные примеры и аргументы. Задачей журналов при расхождении мнений было не убедить императора в правоте большинства, а объективно представить ему весь диапазон высказанных суждений. Эта практика полностью совпадала практикой ведения аналогичных журналов Государственного Совета. Присоединение императора к мнению меньшинства не было редкостью.
Журнал, завершавшийся фразой «Комитет полагает: «, после которой шёл текст предлагаемого Комитетом законодательного акта, при утверждении императором приобретал силу закона под названием Высочайше утвержденного Положения Комитета министров.
Комитет министров
Комитет министров — высший орган распорядительной власти с совещательными функциями при императоре Российской империи в период с 1802 года по 1906 год. Создан 20 сентября 1802 года параллельно с учреждением министерств. Цель: рассмотрение вопросов, выходящих за компетенцию министерств и ведомств.
Структура
Состав:
В разное время председатель комитета мог быть параллельно председателем Государственного совета (1812-1865 годы), Кавказского комитета (1865-1882 годы) и Совета министров (1905-1906 годы), а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892-1905 годы).
Список председателей:
Полномочия
Комитет министров обсуждал временные законопроекты, а также создание временных учреждений, которые должны были работать в тестовом режиме. Однако формально он не имел на это права. Тем не менее работа шла в обход Госсовета.
В разные периоды компетенция Комитета министров менялась. Он занимался:
Постановления комитета утверждал император, кроме тех, которые представляли второстепенную важность (пенсии, недоимки, лишение наград, учреждение акционерных обществ, пособия пострадавшим от стихийных бедствий). Однако по ряду вопросов комитет пользовался полной самостоятельностью:
На практике реальная широта полномочий Комитета министров зависела от благоволения императора и от инициативности председателя. Большей властью он пользовался при Александре III и Николае II.
С формированием объединенного правительства в виде Совета министров 1 ноября 1905 года комитет стал заниматься только административными вопросами. Был упразднен 6 мая 1906 года ввиду принятия Основных государственных законов.
Комитет министров: учреждение, состав, полномочия (по законодательным актам Российской империи 1802-1812 гг.)
Одним из приоритетных направлений историко-правовой науки является исследование проблемы становления и развития отечественного законодательства, отразившего эволюцию системы органов исполнительной власти.
В 1802 г. в Российской империи была проведена министерская реформа, правовыми основами которой послужил Манифест от 8 сентября 1802 г. «Об учреждении министерств». История Комитета министров тесно связана с историей министерств. Первоначально Комитет был своеобразным дополнением к министерской системе. В пункте XV Манифеста упоминается Комитет, членами которого являются все министры.
Для работы Комитета законодатель установил следующие правила:
С 1802 г. по 1812 г. совещания министров не обладали постоянным организационным статусом, созывались не регулярно. В 1805 г. и 1808 г. прияты законодательные акты, закрепившие порядок производства дел в Комитете министров, а также определившие степень его власти. Правила 1805 г. представляли сгруппированные узаконения о комитете министров предыдущих лет. В компетенцию Комитета министров входило:
Правила 1808 г. подразделили предметы ведения комитета министров на две группы – постоянные и временные.
Правовое оформление статуса комитета министров завершилось изданием Указа «Об учреждении Комитета Министров, с особою властью, по случаю Высочайшего отбытия из столицы», а также Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы от 20 марта 1812 г. В соответствии с Указом 1812 г. Комитет министров учреждался как постоянный орган «с особой властью по делам всех министерств». Выписка конкретизирует статус Комитета. В соответствии с этим документом Комитет учрежден для решения всех государственных дел в период отсутствия императора в столице. В соответствии с пунктом 6 Комитету министров для рассмотрения должны представляться дела, подлежащие Высочайшему разрешению, выходящие за пределы ведения одного министра.
В состав Комитета министров вошли председатели департаментов Государственного совета, Государственный секретарь, министры, а также некоторые лица, назначенные императором (п. 1 Выписки). На отдельные заседания Комитета министров могли приглашаться чиновники с целью «объяснения или для общего с ними суждения» (пункт 27 Выписки).
Комитет министров наделялся широким кругом полномочий. В отечественной историко-правовой науке существует классификация полномочий Комитета:
К первой группе полномочий относились:
Вторая группа полномочий более многочисленна, к ней относились:
В соответствии с пунктами 29-30 «Выписки из Высочайше утвержденного учреждения Комитета Министров на случай Высочайшего Его императорского Величества отсутствия из столицы» исполнение постановлений комитета министров возлагалось на министра, к компетенции которого относилось рассмотренное дело.
Состав и полномочия Комитета министров сохранялись на всем протяжении его функционирования с незначительными изменениями. Комитет министров представлял собой высшее административное учреждение, к ведению которого относились дела исполнительные.
Таким образом, министерская реформа 1802 стала отправным моментом в становлении органов исполнительной власти. Законодательство начала XIX в. к административным органам с полномочиями в исполнительной сфере отнесло министерства и Комитет министров, образование и функционирование которых можно рассматривать как первоначальный этап в процессе формирования системы исполнительной власти в рамках абсолютизма.
Источник: Дахина А.А. «Комитет министров: учреждение, состав, полномочия (по законодательным актам Российской империи 1802-1812 гг.)»