Чем занимался ломоносов в детстве
Детский час
для детей и родителей
Детские годы М.В.Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – великий русский учёный, он прославился своим необыкновенным умом и талантами. Его ценили и уважали ещё при жизни. Трудно складывалась судьба будущего ученого. Но он твёрдо шёл к своей цели. Михаилу Васильевичу хотелось, чтобы в России было больше грамотных и образованных людей. Он заботился о том, чтобы богатство народное множилось, ремесла становились лучше и чтобы народ охранял своё здоровье и силы.
Михаил Васильевич Ломоносов родился на Михайлов день, 8 (19) ноября 1711 года, в деревне Мишанинской, что приютилась на Курострове в нескольких километрах от села Холмогоры, что близ Архангельска. Время, в которое родился и рос Ломоносов, для России было знаковым. Царствовал тогда Пётр Великий, который из «старой», отсталой России стремился сделать «новую», процветающую. Великое дело – возвеличивание России царь Пётр старался свершить при помощи наук.
Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, занимался морским промыслом. Каждый год с весны до осени Василия Дорофеевича ждало море. Море на «ты» с людьми мужественными, смелыми, не боящимися трудностей. Таким и был отец Михаила Ломоносова.
Мать мальчика, Елена Ивановна, работала дома, по хозяйству. К сожалению, она ушла из жизни рано, когда её единственному сыну было всего девять лет. Отрывочны воспоминания Михаила о матери: вот она смело отпускает его на прогулку, разливает наваристую уху по тарелкам…
Семья Ломоносовых не бедствовала. Но и «разносольством» тоже не отличалась. Ешь вдоволь уху и хлеб, бери соль из солоницы – но ничего другого на столе нет! Еду в тарелках оставлять не полагалось, отец за этим следил – крестьянствовать на северных землях было тяжело, крестьянский труд ценился сверх меры. Опаздывать к трапезе не разрешалось – можно было и без обеда остаться.
Михаил, или как его называли на северных землях, Михайло, рос любознательным и пытливым мальчиком. В возрасте девяти лет он уже начал ходить с отцом в море. Не раз и не два попадали они в сложные ситуации, когда водная стихия испытывала их на прочность, но всё обходилось благополучно. «Ничего, сынок, выдюжим!», — говорил отец сыну.
Михаилу всегда нравилось смотреть на северное сияние. Он задавался мыслью, откуда возникают эти бесконечные трепещущие лучи, какая могучая сила управляет ими? Отец говорил, что это божье проявление, но такой ответ мальчика не устраивал. Он понимал, что, для того чтобы узнать истину, нужно учиться. Да и отцу по делам нужна была помощь.
В руках Михайло – мешочек с медными пятаками. Он пришёл к соседу Ивану Афанасьевичу Шубному, грамотею — обучаться. Отец понимал – в делах предпринимательства ему нужен помощник, и средств на обучение сына не пожалел. Но парнишка и сам всегда стремился к знаниям. Другим учителем Михаила Ломоносова был дьячок Дмитровской церкви С.Н.Сабельников.
Очень быстро мальчик освоил чтение и письмо. Толстые и тонкие церковные книги Михаил читал внимательно, но невольно задавался вопросами, на которые он не находил ответов: где рождается ветер, почему звезды и Луна появляются в небе в одно и то же время?
«Где взять книги, которые раскроют тайны природы, всего мира?» — не раз думал Михаил. Чтобы получить «подлинно мудрые» книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого, пришлось мальчишке поработать. Вот, наконец, эти книги у него в руках. Кое над чем случилось и поломать голову. К книгам Михаил относился с особым трепетом – на ночь он клал их под подушку.
В конце 1730г. Ломоносов покинул родной дом. С рыбным обозом он отправился в столицу, в Москву. Здесь он был зачислен в Навигацкую школу, однако вскоре получил сведения, что в Славяно-греко-латинской академии знания можно приобрести более глубокие, и решил попытать счастья там.
Но выяснилось, что дети крестьян не имели права там обучаться. Михаил вынужден был сказать, что он – дворянский сын. Ему поверили, и 15 января 1731 года Ломоносов был принят в Академию.
Детство Михаила закончилось. Ему девятнадцать лет. Он – практически взрослый среди малолетних учеников. Нынче его стипендия – три копейки в день.
Тяжёлые, но радостные годы учёбы начались.
Впоследствии Михаил Васильевич Ломоносов станет первым русским учёным с мировым именем. Он будет стоять у истоков Московского университета.
Ломоносов занимался наукой так успешно, что не только среди русских приобрел себе славу, но и у своих заграничных учителей (а он впоследствии учился за границей) пользовался большим уважением. Не сразу он, конечно, достиг великой славы. В его жизни было много горя и бедствий. Но он был одарён от природы твёрдой и сильной волей. Много препятствий ему пришлось преодолеть терпеньем и любовью к науке. Сильно досаждали ему завистники. Но были у него и друзья, их милость не прекращалась до конца его жизни. Обласканный и успокоенный императрицей Екатериной II, посетившей его, больного, в его доме, он умер 4 апреля 1765 года, всего 53 лет от роду — и погребен в Александро-Невской лавре.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Кудрявцев Б. Б.: М. В. Ломоносов
Детство. Годы учения в Заиконоспасской академии
Детство. Годы учения в Заиконоспасской академии
В один из дней в начале сентября 1711 года в семье Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын, который впоследствии стал гордостью своей родины. Мальчика назвали Михаилом.
Рис. 1. Родина М. В. Ломоносова
Поморы занимались рыбным промыслом и торговлей. Торговали поморы не только в России, но навещали также соседние страны, Норвегию и Швецию, а иногда заходили и в Англию.
Василий Дорофеевич Ломоносов был зажиточным рыбаком-помором. Посетивший в 1772 году родину Ломоносова академик Лепёхин записал:
«Василий Ломоносов промысел имел по Мурманскому берегу и в других приморских местах для ловли рыбы трески и палтосины на своих судах, из коих одно время имел не малой величины гукар (или галиот) с корабельной оснасткой. Он всегда имел в том рыбном промысле счастие, а собою был простосовестен и к сиротам податлив, а с соседями обходителен, только грамоте не учён».
Уже с детства Михаил Ломоносов начинает тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождает он отца в его далёких и часто опасных путешествиях.
На отцовском галиоте, названном «Чайкою», побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане.
Далеко от дома уводили его иногда эти путешествия. Возил галиот грузы из Архангельска в Пустозёрск, Соловецкий монастырь, Колу, Кильдин, к берегам Лапландии, Самояди.
Много интересного видел мальчик в плаваниях. С замечательной наблюдательностью подмечал Ломоносов жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей.
Надолго запомнились ему захватывающие рассказы его спутников, в которых правда часто причудливо переплеталась с вымыслом. Рассказывали ему об удивительных костях вымерших животных, которые находили по размытым берегам рек, и детское воображение создавало пугающие образы фантастических животных, некогда населявших землю.
Несомненно под влиянием виденного в детстве Ломоносов писал более двадцати лет спустя: «Надменные преизобилием вешних вод великие реки поднимают тяжкие свои зимние кровли и, отрывая части от берегов, тянут на себя вниз быстриною. Упирая, отираясь и ударяя в берега безмерными силами, подрывают и опровергают крутые яры, и не малые островки сдирают, ломаясь притом и сами с великим шумом. Отставая от берегов, отрывают от гор и далече с собою вниз относят вмёрзлые в них зимою камни. «.
Путешествуя с отцом, познакомился мальчик с различными производствами. Особенно большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С интересом следил Михаил Ломоносов, как руками человека создаётся величественный корабль! На поморских солеварнях Белого моря хорошо изучил он производство соли. Интерес к промышленности сохранился у Ломоносова на всю жизнь.
Для всего его научного творчества уже в зрелом возрасте характерна тесная связь с практическими задачами, желание использовать науку для нужд промышленности, для содействия развитию народного хозяйства.
Всё виденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знания. Возвратясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые мог достать.
Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы.
Особенно большое влияние имело чтение «Арифметики» Магницкого. Эта книга не была похожа на современные нам учебники арифметики. В ней не только излагались правила простейших математических вычислений, но и сообщались также, в доступной для самостоятельного изучения форме, простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времён.
Чтение этих книг было большой радостью для Ломоносова, но за эту радость ему приходилось платить дорогою ценой.
Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Мать его, Елена Ивановна Сивкова (дочь дьякона одной из близлежащих деревень), умерла, когда он был ещё совсем маленьким ребёнком.
Вскоре после смерти матери отец женился вторично, а после смерти второй жены, в 1724 году, женился в третий раз.
увильнуть от работы. Много лет спустя, Ломоносов писал:
«Имеючи отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу попустому за книгами. Для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах, и терпеть стужу и голод. «.
Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.
Зимою 1730 года Ломоносов уходит в Москву, в которую и попадает в январе 1731 года.
В то время в Москве была всего одна школа, которая могла считаться высшим учебным заведением. Это была основанная в 1684 году Славяно-греко-латинская академия при Заиконоспасском монастыре. Помещалась Академия на бывшей Никольской улице, за «иконным рядом».
Тяжёлыми были первые годы учения Ломоносова. Сам он так их описывал: «С одной стороны отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил всё довольство, которое он кровавым потом для меня нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны несказанная бедность: имея один алтын (3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, обувь и другие нужды. С другой стороны школьники малые ребята кричат и перстами указывают: смотри де какой болван лет в двадцать пришёл латыни учиться. «.
И всё же занимался Ломоносов в Академии с огромным трудолюбием и благодаря необычайным природным способностям делал поразительные успехи. В первый же год он прошёл программу двух классов и был переведён в третий. Всё свободное от занятий время он проводил в библиотеке, с увлечением читая имевшиеся там книги.
В библиотеке Славяно-греко-латинской академии наряду с церковными книгами имелись русские летописи и книги по физике, философии и математике.
Хотя в академии греческий язык не преподавался, Ломоносов его самостоятельно изучал. Это позволяло ему познакомиться с прекрасными произведениями поэтов классической древности, изучать византийскую культуру.
Много позднее знание церковнославянского и греческого языков и языка русских летописей дало возможность Ломоносову установить самостоятельность древнерусского языка, самобытность нашей национальной культуры.
Посещал Ломоносов и другие московские книгохранилища, в которых тогда можно было найти книги на многих языках. Особенно часто бывал он в так называемой «Типографской библиотеке», хранившей книги на греческом, латинском, польском, славянском, немецком и других языках.
Знания, получаемые учащимися в первых двух классах, особенно латынь, были в то время необходимы для занятий наукой, так как почти все научные книги писались тогда по-латыни. Прекрасное знание латинского языка, полученное Ломоносовым, очень пригодилось ему в дальнейшем. В Академии же Ломоносов впервые познакомился с некоторыми идеями новой философии. Хотя основу преподавания составляла схоластика, всё же в учебнике философии, по которому учился Ломоносов, написанном талантливым философом Ф. Лопатинским, учащиеся встречались с передовыми для того времени мыслями. Так, например, в этой книге мы читаем, что философ, «желая узнать чистую истину, не полагается ни на чьи слова; философу свойственно доверять более разуму, чем авторитету. Истина открыта для всех и ещё не исчерпана; многое осталось от неё и для будущих поколений. «.
Подобные мысли не были, однако, характерными для преподавания в Академии, и с переходом в старшие классы учение в Академии всё меньше и меньше удовлетворяло Ломоносова. Интересовавшие его естественные науки в Академии не проходились. Учащиеся занимались решением таких «важных» для науки вопросов, как, например: «где сотворены ангелы?», «росла ли в раю роза без шипов?», «отчего у женщин не растёт борода?» и т. д.
он не находит того, что ищет с детства. И там он вместо физики и химии изучает творения отцов церкви. Неудовлетворённым возвращается Ломоносов в 1734 году из Киева в Москву.
Наступил 1735 год. Ломоносов был уже в последнем классе Академии. Казалось бы, ему оставалось только окончить учение и сделаться священником. Часто молодого Ломоносова охватывало тяжёлое раздумье. Такой ли участи ожидал он, когда бросал родные края, для того ли переносил он голод и холод? Где искать ответа на те вопросы, на которые не могли ответить ни учителя Академии, ни книги, прочитанные им в библиотеке?
Эти сомнения, мучившие Ломоносова, разрешились совсем неожиданно.
В конце лета 1735 года Ломоносова вызвали к ректору Заиконоспасской академии Стефану Калиновскому. Беспокойную ночь провёл Ломоносов, тщетно пытаясь догадаться, что может ему принести неожиданный вызов. Предложат ли ему место священника в одном из отдалённых уголков России? А что, если вновь будет разбираться дело об обмане, который он совершил при поступлении в Академию, когда назвался «дворянским сыном из города Холмогор», потому что знал он, как строго было приказано в Академию «помещиковых людей и крестьянских детей» не принимать?
Правда, когда позднее он признался в совершённом им обмане, то за отличные успехи в учении был прощён и оставлен в Академии, но всё же, если бы возникло новое разбирательство этого дела, кто может сказать, чем бы оно окончилось?
университете. Наконец-то он попал на широкую дорогу к знанию, к которому стремился с самого детства!
Примечания
* ( Согласно последним исследованиям, родиной Ломоносова следует считать деревню Мишанинскую, расположенную близ Денисовки.)
Михаил Васильевич Ломоносов
Фото Все
Видео Все
Передача 24. Поэт Михайло Ломоносов
Ломоносов Михаил. Интересные Факты о Ломоносове. Биография и Открытия Ломоносова
Михаил Ломоносов — биография
Михаил Ломоносов — «универсальный человек», физик, химик, энциклопедист. Статский советник, профессор химии, получил звание почетного члена Шведской и Болонской академий наук.
Только благодаря своей неуемной страсти к наукам, Михаил Ломоносов сумел подняться из самого низа до всемирного признания своих талантов. Он стал первым русским ученым-естествоиспытателем, художником и энциклопедистом, поэтом и филологом, астрономом, физиком и химиком. Сфера его деятельности распространилась на молекулярно-кинетическую теорию тепла, металлургию, географию, историю и геологию. Это он открыл атмосферу вокруг Венеры, основал науку о стекле. Он стоял у истоков зарождения МГУ, который сейчас носит его имя. Кроме этого добился определенных успехов в генеалогии и приборостроении.
Помимо всего этого развивал российскую науку, экономику и просвещение.
Детство
Родился Михаил Ломоносов 19 ноября 1711 года в селе Мишанинское под Архангельском. Сейчас эта деревня называется Ломоносово. Его отец — помор Василий Ломоносов, был достаточно зажиточным, он имел собственные суда, торговал рыбой. Он был очень добрым, но отличался крайней невежественностью. Маму Михаила звали Елена Ломоносова, она умерла, когда их единственному сыну Михаилу исполнилось девять лет.
Портрет Михаила Ломоносова в детстве
Вскоре Василий снова женился, мачеху одаренного Миши звали Феодора Ускова. Но семейного счастья не получилось, новая жена умерла в 1724 году, после трех лет супружества.
Ломоносов-старший тосковал об утрате недолго. В том же году он привел домой новую избранницу, вдову Ирину Корельскую. Она не любила пасынка, тринадцатилетний Миша ощущал на себе всю ее злобу и завистливость, которая буквально отравляла жизнь мальчику.
Из некоторых источников известно, что Миша всегда помогал отцу на рыбалке. Ему было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. На ранней зорьке они уплывали далеко в Белое море и с помощью плетеной сети всегда были с приличным уловом. Михаилу очень нравились эти путешествия по бескрайним морским просторам, он любил эти волны, голубые льды, и зелень, и пейзажи удаляющихся берегов. Он с легкостью преодолевал препятствия, которые стали для него настоящей закалкой силы и духа. Он наблюдал за природой, обогащая свои знания о природе и окружающих его явлениях.
С ранних лет он очень любил читать. Грамоту он осилил под руководством местного дьячка С.Сабельникова, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. В возрасте четырнадцати лет он отлично читал, и практически все свое время проводил за учебниками. Он читал запоем, не успел закончить одну книгу, уже начинал новую. Он как будто хотел добавить к накопленным знаниям новые и новые познания.
Еще в школе на уроке литературы всем рассказывали, что Ломоносов пешком ушел в Москву за образованием. Может быть этого и не произошло бы, если бы мачеха терпимее относилась к пасынку. Но обстановка в родном доме накалилась настолько, что выдерживать бесконечные конфликты у Миши уже просто не было сил.
Мачеха злилась, когда заставала Михаила за книгой, а он все свободное от работы время только этим и занимался.
Помимо этого отец придумал, что сына пора женить, и даже начал искать для него подходящую партию. Узнав о намерении отца, Михаил решил схитрить, он притворился, что сильно заболел, поэтому свадьбу перенесли, пока он окончательно не поправится.
Это совершенно не входило в его планы, поэтому недолго думая, Ломоносов с нехитрыми пожитками, состоящими из двух рубах, тулупа и нескольких книжек, ночью сбежал из дома. Он не сообщил о своем решении ни отцу, ни мачехе, потому что его точно никто не отпустил бы. Пешком они прошли три дня, и только после этого наткнулся на караван. Он напросился к рыбакам и те разрешили парню путешествовать с ними. Шел декабрь 1730 года. На протяжении трех недель они пробирались через снежные сугробы, и только в январе следующего года попали в Москву. Расстояние от родного дома будущего светила науки до столицы составляет 1160 км.
Это неординарное путешествие до сих пор будоражит умы ученых и историков. Некоторые придерживаются мнения, что девятнадцатилетнему парню практически не под силу такой путь, тем более в зимнее время. Но зная, что он путешествовал на рыбном обозе, напрашивается умозаключение, что ему удавалось то ехать на телеге, то идти пешком. Есть и другая версия его путешествия, которая утверждает, что Ломоносов передвигался на лошади. Михаил хотел поступить в Славяно-греко-латинскую академию, поэтому ему пришлось еще подделать свои документы, в которых теперь было указано, что его отец — холмогорский дворянин.
На протяжении пяти лет Михаил был студентом этого учебного заведения, где его учили латинскому языку, богословию и всем тогдашним наукам.
Ученый потом вспоминал, что был предметом насмешек своих сокурсников из-за бедности своего гардероба.
Иначе он и не мог, его ежедневный лимит составлял всего один алтын. В 1735-м Ломоносов стал студентом Санкт-Петербургского университета при Академии наук. Здесь он всерьез занялся математикой и физикой, а также попробовал себя в поэзии.
В 1736 году Ломоносов, вместе с двенадцатью другими способными учениками был отправлен в Европу для дальнейшего прохождения обучения. Целых пять лет Михаил жил за границей, и все эти годы его и его товарищей преследовали проблемы и неурядицы. Академия наук не вовремя перечисляла деньги, поэтому студенты жили практически в долг. Первым местом его учебы стал Марбург, а заканчивал учебу будущий светила науки во Фрайберге.
Именно в этом городе состоялось знакомство Ломоносова и Генкеля, который стал его наставником по горному делу и металлургии. В 1739-м Ломоносов поругался с Генкелем. Причиной их ссоры стало требование преподавателя к студентам, чтобы они занимались черновой работой. Конфликт разрастался с каждым днем, дело дошло до того, что Иоганн перестал финансировать своих студентов, и по совместительству, подчиненных. Поэтому в 1740 году Ломоносов уехал из Фрайберга навсегда, забрав себе на память пробирные весы и гирьки.
Наука и литература
По слухам, Михаил Ломоносов имел не только блестящий ум, но и очень развитую интуицию, граничащую с экстрасенсорными способностями. Он мог с помощью мысли проникнуть во Вселенную и сделать открытие, не соответствующее времени. Удивительно то, что его познания распространялись на любую область, не зависимо от того, была ли это химия, физика или написание стихотворений.
На основе творений ученого создавали свои поэзии Жуковский и Пушкин. Классикой отечественной литературы стала «Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года», автором которой стал Михаил Васильевич.
Первая работа Ломоносова
Первые серьезные научные изыскания Ломоносова датируются 1737-1738 годом. Настоящим успехом на научной стезе стала работа на тему «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости», в которой он дал описания разным агрегатным состояниям. Далее в его биографии была диссертация по теме «Металлический блеск». В 1745-м именно эта научная разработка принесла ему звание профессора. И как следствие научных достижений, его произвели в дворяне.
Удивление вызывает и тот факт, что все результаты, которых он добивался физическими и химическими опытами, были очень точными, никогда не было ни одной погрешности в расчетах. Благодаря его научным трудам, современники оставили натурфилософию и алхимию, начали применять методики естествознания. Именно Ломоносов открыл кинетическую теорию газов, впервые заговорил о законе сохранения энергии, объяснил как происходит гроза и в результате чего получается северное сияние. Ломоносов занимался изготовлением красок и цветных зеркал, провел химический анализ руды. Именно ему принадлежит авторство основ физической химии.
Прочитав когда-то научные работы Коперника, Ломоносов серьезно заинтересовался астрономией. Именно ему принадлежит открытие атмосферы на планете Венера, он усовершенствовал светоотражающий телескоп, который потом назвали системой Ломоносова-Гершеля. Михаил был одним из тех, кто первыми понял природу Солнца. Он писал, что эта звезда в виде огромного огненного шара, потому что там вьются огненные валы, крутятся пламенные вихри и кипят камни, подобно воде.
Кроме серьезных научных изысканий, ученый занимался и развитием родного языка. Это благодаря ему мы сейчас знаем, что такое горизонт, атом, преломление лучей, температура, молекула, потому что именно Ломоносов ввел эти понятия в русский язык. До этого все термины, касающиеся техники, писались на латыни, и понять их простому народу было не под силу. Он был настолько прогрессивным ученым, что его труды казались фантастикой, опережающей время. Некоторые из его разработок были напечатаны только после его смерти, до этого они были засекречены и не издавались на протяжении столетий.
Однажды Алексей Шувалов — доверенное лицо Елизаветы и фаворит Петра Третьего, получил от Ломоносова письмо. Нужно сказать, что они были хорошими приятелями, и ученый отправил ему свою рукопись с рассуждениями о том, как сохранить и размножить русский народ. Шувалов был образованным человеком, но даже он не рискнул предать огласке эти умозаключения Ломоносова, и спрятал их подальше от общественности.
Личная жизнь
Михаил Ломоносов был очень целомудренным человеком, он не заводил легкомысленных интрижек, поэтому в его личной жизни была только одна женщина — его жена. Осенью 1736-го Михаил поселился в арендованной комнате, которую сдавала вдова пивовара из Марбурга. В этой же квартире проживала и ее дочь Елизавета Цильх, 19-ти лет от роду. Михаил быстро сошелся с девушкой, и она даже родила ему ребенка. Это была девочка, получившая имя Екатерина-Елизавета. Она родилась до того, как ее родители расписались, поэтому была незаконнорожденной. Михаил и Елизавета расписались 26 мая 1740-го. Спустя три года, в 1743-м, их дочка умерла.
Михаил Ломоносов и Елизавета Цильх
В декабре 1741-го семья пополнилась еще одним человечком — у супругов родился сын Иван. Но в 1742-м он умер в возрасте одного года. В 1749-м Ломоносовы снова стали родителями, у них родилась дочь Елена. Она единственная из трех детей ученого, оставшаяся в живых. Поэтому у Ломоносова не осталось наследников, продолживших его славную фамилию.
Мужем Елены Ломоносовой стал Алексей Константинов, домашний библиотекарь Екатерины II. Она родила мужу сына Алексея и трех дочерей — Софью, Екатерину, Анну. Софья сочеталась законным браком с Николаем Раевским-старшим, прославившимся в Отечественную войну 1812-го.
Смерть
Михаила Ломоносова не стало 15 апреля 1765 года. Ему шел 54-й год. Летальный исход наступил из-за банального воспаления легких. В 1766 году опубликовали первый том задуманного им двухтомника под названием «Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава I или до 1054 года». Поработать над вторым томом Ломоносову не довелось.
Могила и памятник Михаилу Ломоносову
Когда умер Ломоносов, то Екатерина II приказала своему верноподданному Григорию Орлову опечатать все рукописи ученого, которые сохранились. Спустя некоторое время все бумаги и личная библиотека выдающегося ученого оказалась во дворце, с тех пор о них ничего неизвестно. Ходили слухи, что власти очень не хотели, чтобы эти документы «оказались в чужих руках».
Местом упокоения Михаила Ломоносова стало Лазаревское кладбище.
Интересные факты
По мнению журналиста Дмитрия Семушина, отец Ломоносова не имел никакого отношения ни к морю, ни к торговле рыбой, это просто приукрашенный миф. В документах, которые дошли до наших дней, сказано, что Василий Ломоносов — крестьянин, проживающий в Куроостровской волости, двинянин. В этом документе слово поморы даже не упоминается. Дело в том, что биография «уникального человека» Ломоносова принадлежит перу историка Владимира Ламанского, и это с его легкой руки он стал сыном купца, торгующего рыбой. Опираясь на его работу, все последующие исследователи жизни и деятельности Ломоносова, твердили о его поморском происхождении.
По воспоминаниям современников, ученый обладал крутым нравом, он даже один раз попал за решетку после устроенного пьяного дебоша.
Ода, восхваляющая императрицу Елизавету, принесла Михаилу заслуженную награду, в размере двух тысяч рублей. В то время в царской казне не было других денег кроме медных монет. Ломоносов не растерялся, приехал на двух арендованных телегах и погрузил на них всю причитающуюся ему сумму.
Среди знакомых Ломоносова был один молодой человек по имени Георг Рихман, знакомство с которым состоялось в Германии. Ему так нравилось все, чем занимается ученый, что он попросил поучаствовать в каком-то интересном эксперименте. В результате удара шаровой молнии Георг погиб.
В 1986-м на экраны вышла картина «Михайло Ломоносов», посвященная его жизни и деятельности.
Ломоносов стоял у истоков основания МГУ, который сейчас носит его имя.