Чем занимался повествователь для развлечения
Тест с ответами: “Олеся” А.И.Куприн
1. Произведение «Олеся» было написано в этом году:
а) 1898 +
б) 1900
в) 1902
2. Жанр произведения:
а) роман
б) повесть +
в) новелла
3. Ведущая тема произведения «Олеся»:
а) тема религии
б) тема отношений отцов и детей
в) тема трагической любви +
4. В образе главной героини, Олеси, автор воплотил:
а) тип «естественного человека» +
б) тип «человека природы»
в) тип «человека будущего»
5. От чьего лица ведется повествование в повести:
а) от лица Мануйлихи
б) от лица Олеси
в) от лица Ивана Тимофеевича +
6. Мануйлиху с внучкой выгнали из деревни за то, что:
а) Мануйлиха воровала у людей овощи с огородов
б) Мануйлиха колдовала +
в) Мануйлиху невзлюбили за ее скверный характер
7. Олеся нагадала Ивану Тимофеевичу:
а) что Иван Тимофеевич скоро женится по любви и у него будет двое детей
б) что мужчину скоро значительно повысят по службе
в) что мужчину ждет любовь, которая принесет его возлюбленной большой позор +
8. Что сделала Олеся, чтобы доказать Ивану Тимофеевичу наличие у нее сверхъестественных способностей:
а) заговорила порез и заставила Ивана Тимофеевича споткнуться +
б) превратила мужчину в зяблика
в) наслала на Ивана Тимофеевича сильный страх
9. Где происходит действие произведения:
а) в Подмосковье
б) под Рязанью
в) в Полесье +
10. «Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете», кому принадлежать эти слова:
а) Ярмоле
б) Олесе +
в) Ивану Тимофеевичу
11. Как называется художественный приём, основанный на образном определении предметов и явлений:
«Хата была пуста. В ней господствовал тот ПЕЧАЛЬНЫЙ, грязный беспорядок, который всегда остается после поспешного выезда»:
а) эпитет +
б) олицетворение
в) метафора
12. Какое качество отметила Олеся в Иване Тимофеевиче при первой встрече:
а) искренность чувств
б) слабость характера +
в) озлобленность
13. Какую роль в композиции произведения играет природа:
а) Подчеркивает естественность, самобытность и чистоту Олеси. +
б) Является средством раскрытия характера Ивана Тимофеевича.
в) Является фоном повествования.
14. Олеся рассталась с Иваном Тимофеевичем по этой причине:
а) не могла жить в большом городе
б) не хотела бросать свою бабку
в) не хотела делать несчастным любимого человека +
15. Эта проблема не поднята автором в произведении:
а) ревности +
б) веры и суеверия
в) истинной красоты человека
16. Укажите, какое определение любви подходит к истории Олеси и Ивана Тимофеевича:
а) Любовь – это предательство, ложь и лицемерие.
б) Любовь – самопожертвование, высочайший порыв души. +
в) Любовь – это «запоздалые цветы» жизни.
18. Что случилось с Олесей, когда девушка пошла в церковь:
а) после службы Олеся решила отречься от колдовства и стать монахиней
б) после службы девушку окружили местные и начали ее оскорблять и осмеивать +
в) девушка потеряла сознание во время службы
19. Что осталось Ивану Тимофеевичу на память об Олесиной любви:
а) деревянная ступка
б) медное колечко
в) нитка красных бус +
20. Какой напиток особенно любит бабушка Олеси:
а) кофе
б) чай +
в) сбитень
21. Слугу Ивана Тимофеевича зовут:
а) Ярмола +
б) Аким
в) Яков
22. Какого цвета юбка у Олеси:
а) синего
б) красного +
в) черного
23. Чем Иван Тимофеевич угощает Евпсихия Африкановича во время их беседы:
а) черешней
б) дыней
в) редисом +
24. Олеся ходит на базар один раз в год за этим товаром:
а) за мылом +
б) за шампунем
в) за чернилами
25. Олеся ходит на базар один раз в год за этим товаром:
а) за конфетами
б) за кофе
в) за чаем +
26. Кто из героев теряется в лесу во время охоты:
а) Ярмола
б) Иван Тимофеевич +
в) Никита Назарыч
27. Какое животное носит кличку Рябчик:
а) собака +
б) петух
в) конь
28. Кто из героев носит фамилию Попружук:
а) Евпсихий Африканович
б) Иван Тимофеевич
в) Ярмола +
29. Ярмолу грамоте обучает:
а) Иван Тимофеевич +
б) Никита Назарыч
в) Олеся
30. Какое погодное явление происходит в ночь перед отъездом Олеси:
а) метель
б) град +
в) ураган
Тест на знание текста («Олеся» и «Гранатовый браслет»
2. Заблудился во время охоты
3. Не было икон / избушка похожа на жилище Бабы Яги
4. Останавливала кровь, мысленно заставляла падать
9. Красные коралловые бусы
10. Жалела, что нет ребенка от Ивана
1. В городской квартире был ремонт
2. Семейство Шеиных было на грани разорения
9. Что в ее жизни была настоящая любовь, которая прошла мимо
10. Тема настоящей, безответной любви.
Просмотр содержимого документа
«Тест на знание текста («Олеся» и «Гранатовый браслет»»
Проверочная работа на знание текста
повестей «Олеся» и «Гранатовый браслет» А.И. Куприна
1. Что для Ивана Тимофеевича было «единственным занятием и удовольствием» в Полесье?
2. При каких обстоятельствах наш герой попал к ведьме в избушку?
3. Что необычного было в интерьере ведьминой избушки?
4. Как Олеся пыталась доказать своему знакомому, что она обладает необыкновенными способностями, передавшимися ей по женской линии?
5. Почему герой вынужден был расстаться с Олесей на несколько недель?
6. Кто первым признался в своих чувствах?
7. Какой поступок совершила Олеся ради любимого?
8. Что произошло с Олесей?
9. Что оставила Олеся на память своему любимому?
10. О чём сожалела Олеся?
1. Почему княгиня Вера Шеина была вынуждена оставаться на даче?
2. Опишите финансовое положение семьи Шеиных.
3. 17 сентября у Веры был день именин. Что подарил ей муж?
4. Как ласково называли генерала Аносова Вера и ее сестра Анна?
5. За праздничным столом Вера пересчитала гостей, и ей стало тревожно. Сколько гостей было?
6. С чем сравнила Вера гранаты на золотом браслете?
7. Как Василий Львович (муж Веры) отнесся к Георгию Желткову, когда пришел с братом к нему?
8. Какое произведение Бетховена Желтков назвал «лучшим произведением»?
9. О чем думала Вера, когда пришла домой, слушая Бетховена?
10. Какая тема поднимается в повести «Гранатовый браслет»?
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами
Тест для школьников 11 класса. Литература. Тема: А. И. Куприн «Олеся»
1. События, описанные в произведении, происходили:
в) в средней полосе России;
2. Спутник героя повести Ярмола был:
3. Чем закончилась первая охота на зайца?
в) Знакомством с «колдуньями».
г) Веселой пирушкой.
4. Настоящее имя Олеси:
5. Сколько раз встречался главный герой с Олесей?
б) 3. г) Был частым гостем в ее доме.
6. Сбылось ли предсказанное на картах?
г) Получилось хуже, чем предсказывалось.
7. Какая беда приключилась с колдуньями?
а) Потребовали их срочного выселения.
8. Как звали местного урядника?
б) Евпсихий Африканович.
в) Андрей Аполлонович.
г) Владимир Владимирович.
9. Как сложились отношения главного героя с Олесей после оказанной колдуньям «помощи»?
а) Переросли в пылкий роман.
б) Стали сдержанными и прохладными.
в) Прекратились вообще.
г) Завершились венчанием.
10. Какая неприятность случилась с главным героем ближе к развязке произведения?
а) Заболел полесской лихорадкой.
б) Занемог от колдовства.
г) Потерялся в лесу.
11. Сумели ли познать герои настоящую любовь?
в) Не в полной мере.
г) Даже намека на это не было.
12. На какой безрассудный поступок толкнула любовь Олесю?
б) На гуляния в ночном лесу.
в) На опасное колдовство.
г) На посещение церкви.
13. Чем заканчивается произведение?
б) Смертью главных героев.
г) Преследованием перебродцев.
14. Данное произведение:
а) является автобиографическим;
б) основано частично на реальных фактах;
в) реалистично лишь в описании природы тех мест, где происходят события;
г) является переводом.
15. По жанру это произведение:
Чем занимался повествователь для развлечения
– С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?
«Полесье. глушь. лоно природы. простые нравы. первобытные натуры, – размышляет герой, – совсем незнакомый мне народ, со странными обычаями, своеобразным языком. и уж, наверно, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!» Всё это так привлекательно для начинающего писателя! Но в деревне, кроме охоты, нечем заняться. Иван Тимофеевич не может сойтись с местной «интеллигенцией» в лице ксендза, урядника и конторщика, не удаётся установить контакт и с крестьянами.
– Что же нарушает привычную деревенскую скуку городского «барина»?
Иван Тимофеевич узнаёт о существовании ведьмы. «Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома. настоящая, живая, полесская ведьма!» Эта мысль сразу взволновала и заинтересовала его. «Паныч» решает посетить дом загадочной ведьмы.
– Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи?
Дом её находится в труднодоступном месте – за болотом: «Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках». Хозяйка дома – старуха, сидящая на полу около печи. «Все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были налицо: худые щёки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережёвывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы». Мануйлиха не рада непрошеному гостю. Но внезапно слышится свежий, звонкий женский голос и на пороге появляется самая загадочная героиня повести – Олеся.
– Чем привлекателен портрет Олеси?
Иван Тимофеевич невольно залюбовался ею: «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати–двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом».
Портрет девушки – это выражение её богатого внутреннего мира. Всё в ней есть – и решительность, и властность, и наивность, и даже лукавство, и всё это неуловимо, необычно, волнующе.
– Как относятся сельчане к Олесе и её бабушке?
Простые люди не притесняют Олесю. Но начальство постоянно унижает и обирает.
– Какой образ Олеси стоит перед глазами героя в дни ранней весны? Есть ли здесь намёк на зарождающееся чувство? (гл. IV)
В душу Ивана Тимофеевича «вливалась. поэтическая грусть». Образ Олеси не покидал его. «Мне нравилось. беспрестанно вызывать в своём воображении её то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, её молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые ёлочки, её свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками». В облике Олеси, в её движениях и словах герою видится что-то благородное, «какая-то врождённая изящная умеренность». Как не хватает этой умеренности городским жителям! Оказывается, настоящее благородство присуще не обязательно выходцам из богатых, образованных слоёв общества, но и в глуши Полесья может вырасти красивая, гордая, таинственная девушка. Зарождается чувство, ещё не осознанное, но глубокое, сильное и чистое.
– Как гадание помогает узнать характер Ивана Тимофеевича? Сбылось ли предсказание Олеси?
Иван Тимофеевич – человек хотя и добрый, но слабый, «слову своему не господин». Деньгами не дорожит, копить не умеет. Гадание обещает ему любовь со стороны какой-то трефовой дамы, темноволосой, как Олеся. Самой же даме выходит долгая печаль и большое несчастье. Легко догадаться, что трефовая дама и есть Олеся. Предсказание сбылось в точности.
– Каким чудесным даром обладает Олеся?
По лицу она может определить судьбу человека, заговорить рану, нагнать страх, лечить простой водой самые сильные болезни, даже свалить с ног взглядом. Но никогда Олеся не использовала свой дар во вред людям.
– Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл. VI)
В процессе общения Иван Тимофеевич и Олеся всё сильнее и крепче привязывались друг к другу. «О любви между нами не было сказано ещё ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у неё на виске». Иван Тимофеевич очарован не только красотой Олеси, но и её цельной, самобытной, свободной натурой, ясным, детски невинным умом.
– Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? Чем вынужден пожертвовать Иван Тимофеевич, чтобы помочь? Как после этого изменилось поведение Олеси? Что переживает в этот момент Иван Тимофеевич? (гл. IX)
Олесе и её бабушке грозит выселение, жадный урядник уже не довольствуется их скромными подношениями. Иван Тимофеевич без колебаний отдаёт ему старинное охотничье ружьё. На время семья Мануйлихи спасена, но гордая Олеся не может простить покровительства: «В её обращении со мною не осталось и следа прежней доверчивой и наивной ласки, прежнего оживления, в котором так мило смешивалось кокетство красивой девушки с резвой ребяческой шаловливостью. В нашем разговоре появилась какая-то непреодолимая неловкая принуждённость». Иван Тимофеевич удивлён: «Откуда, в самом деле, могла явиться у простой, выросшей среди леса девушки такая чрезмерно щепетильная гордость?» Куприн прослеживает этапы развития чувства: сначала интерес к необычному облику, натуре, затем тяга к общению, наконец, период «смутных, томительно грустных ощущений». Сердце героя «привязано тонкими, крепкими, незримыми нитями» к очаровательной девушке: «. все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание. сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце».
– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
– Что несёт с собой болезнь героя?
Она несёт разлуку. Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней». Олеся счастлива, на её лице «в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви». Иван Тимофеевич испытывает «чистый, полный, всепоглощающий восторг». В глазах Олеси он видит волнение встречи и горячее признание в любви.
– Кто первым признаётся в любви и какое предчувствие сопутствует объяснению?
Первой своё чувство изливает Олеся. От судьбы не уйти, ощущение тревоги, предчувствие близкой беды не покидает обоих.
– Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви». Какие чувства испытывает Иван Тимофеевич? (гл. XI)
Выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка «во многих случаях жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врождённый такт». «Спокойная, здоровая, чувственная» любовь порождает мысль о женитьбе. Но героя пугает то, что Олеся, став его женой, будет исторгнута из родной среды. Олеся же боится, что однажды надоест любимому. К тому же силён в её душе и суеверный страх перед церковью.
– На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь и Ивану Тимофеевичу, и – главное – самой себе?
Олеся преодолела свой страх и пришла в церковь. Но её ожидали ненависть и страх крестьян, от которых ей чудом удалось ускользнуть. В отчаянии Олеся погрозила толпе и теперь вынуждена уехать, поскольку первое же происшествие в селе будет приписано её чарам. На память о себе Олеся оставляет нитку дешёвых красных бус, которые (как и гранатовый браслет в одноимённом произведении) будут вечно напоминать о нежной, великодушной любви.
– В чём драма этой любви?
Это красивое, нежное, чистое, возвышенное чувство. Но слишком много внешних препятствий для счастья. Влюблённых ждут разлука и печаль.
К уприн ищет в реальной жизни людей, исполненных святым чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. «Гранатовый браслет» и «Олеся» – гимны женской красоте и любви, гимны женщине, духовно чистой и мудрой, гимны возвышенному первозданному чувству. Вечная тема любви всегда волновала и будет волновать сердца людей, но тайны её способны разгадать немногие. Среди них – замечательный русский писатель Александр Иванович Куприн, произведения которого несут в себе не только тихую грусть, но и веру в духовное совершенство человека.
Тест по литературе на тему «А.И.Куприн «Олеся» (11 класс)
Александр Иванович Куприн «Олеся»
Назовите имя рассказчика (Иван Тимофеевич)
Что для повествователя было «единственным занятием и удовольствием» в Полесье? (охота)
За что «хлопцы с села прогнали» ведьму? (вреда от неё много было)
Где жила ведьма? (за Ириновским шляхом, на болоте)
Что такое шлях? (на Украине и на юге России: наезженная дорога, путь)
Как звали старую ведьму? (Мануйлиха)
За что Ярмола был так привязан к повествователю? (за общую страсть к охоте)
При каких обстоятельствах наш герой попал к ведьме в избушку? (заблудился во время охоты)
Чем занималась Мануйлиха в тот момент, когда герой вошёл к ней? (перебирала куриные перья, сдирая с них бородку, клала пух в корзину, а стержни бросала на землю)
Кого напоминала ведьма своими чертами лица? (бабу-ягу)
Что необычного было в интерьере ведьминой избушки? (большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка, образ о в в передней не было)
Какое последнее средство использовал герой, чтобы «немного смягчить суровую старуху»? (отдал ей серебряный четвертак –четверть рубля, 25 копеек)
Кого принесла в дом Олеся в полосатом переднике? (зябликов)
Как Олеся относилась к людям? Почему? (она их опасалась, «плохо нам от них приходится», особенно от начальства)
Что в качестве гостинца предложил герой старухе-ведьме? (чай и сахар)
Почему Олеся отказывалась гадать своему новому знакомому? (из-за своего суеверия:«судьбу нельзя 2 раза испытывать»)
Как Олеся охарактеризовала рассказчика? (человек вы хотя и добрый, но только слабый… с.38)
Как Олеся пыталась доказать своему знакомому, что она обладает необыкновенными способностями, передавшимися ей по женской линии?(останавливала кровь, мысленно заставляла падать)
Какие изменения произошли в отношениях с рассказчика с Ермолой? (Ермола начал избегать Ивана, с упрёком смотрел на него, перестал звать на охоту)
Что удерживало героя от того, чтобы не отказаться от услуг Ярмолы? (чувство жалости к его огромной нищей семье, которой 4 рубля Ярмолова жалованья помогали не умереть с голоду)
Как герой помог Олесе и её бабушке избежать изгнания? (поговорил с урядником ЕвпсихиемАфрикановичем и подарил ему ружьё)
Почему герой вынужден был расстаться с Олесей на несколько недель? (заболел)
Кто первым признался в своих чувствах? (Олеся)
Кому принадлежат слова: «…разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней»? (рассказчику)
Какое решение принял герой относительно Олеси? (хотел жениться)
Какой поступок совершила Олеся ради любимого? (пошла в церковь)
Что произошло с Олесей? (её избили)
Как стали относиться к герою жители деревни? (враждебно)
От кого узнал герой о случившемся с Олесей? (от конторщика соседнего имения Никиты Назарыча Мищенко)
Почему Мануйлиха и Олеся покинули свою избушку? (боялись гнева местных жителей)
Что оставила Олеся на память своему любимому? (красные коралловые бусы)
О чём сожалела Олеся? (что у неё нет ребёнка от Ивана)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1217401
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.