Чем занимался рахманинов находясь в эмиграции
Рахманинов Сергей Васильевич
Сергей Рахманинов. Детство и юность
Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. Будущий великий композитор и музыкант был потомственным русским дворянином. Его произведения были известны на Родине и стали «символом русской музыки» за рубежом (последние годы жизни музыкант провел в Америке). Его сложная судьба, искания, духовный опыт со взлетами и падениями нашли отражение в его произведениях и манере исполнения.
Сергей Рахманинов родился в Новгородской губернии. Вся его семья любила музыку: дед был учеником известного композитора Джона Фильда, до сих пор сохранились музыкальные произведения его авторства. Отец тоже музицировал, хоть и не был профессиональным исполнителем. Мать Рахманинова, Любовь, дочь генерала Бутакова сама давала сыну первые музыкальные уроки. В детстве Сергей Рахманинов переехал в Петербург вместе с семьей и поступил в Петербургскую консерваторию.
Известно, что сначала молодой Рахманинов несерьезно относился к занятиям, прогуливал, но позже познакомился со своим двоюродным братом — юным пианистам Зилоти, который убедил родителей Рахманинова, что у него есть талант, надо отправить сына учиться в Москву к Николаю Звереву. Так Рахманинов продолжил обучение в Московской консерватории, где учился уже усердно, а его дипломную работу — оперу «Алеко» рекомендовали к постановке в Большом театре.
Первая неудача
Сергей Рахманинов был не только пианистом и композитором, его знали как прекрасного дирижера. Несмотря на провал исполнения Первой симфонии в Петербурге, разгромные рецензии и депрессию, он продолжил заниматься музыкой. Хотя после того случая несколько нет не сочинял музыку и пребывал в подавленном состоянии. В 1901 году Сергей Рахманинов написал Второй фортепианный концерт. Это вернуло его к творческой жизни, помогло справиться с депрессией, снова сделало любимцем публики.
Рахманинов путешествовал по Европе, Америке и Канаде с концертами в качестве дирижера, позже работал в самом Большом театре на протяжении нескольких сезонов. В 1902 году Рахманинов женился и стал отцом двух дочерей Татьяны и Ирины.
Эмиграция и успех
После революции 1917 года Рахманинову пришлось покинуть Россию. Он оставил здесь всё, уезжал с долгами. Революция стала трагедией семьи Рахманинова. Сергей Васильевич продолжил играть, выступать с концертами. Его любила европейская публика и высоко ценили в Америке. Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию. Он писал, что потерял себя, когда уехал.
«Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…».
В 1926 году он начал работу над Четвертым концертом и русскими песнями. Несмотря на отношение к Советской власти, Рахманинов скучал по дому. Одним из последних произведений Рахманинова стали «Симфонические танцы», критики называют это также и лучшим произведение композитора. Рахманинов выступал до самого конца. Свой завершающий концерт, он дал за 6 недель до смерти. Композитор умер в 1943-ем году, не дожив до своего 70-летнего юбилея лишь несколько дней. Он похоронен на кладбище в Нью-Йорке рядом с могилами его жены и дочери.
Произведения по опусам
Произведения без опуса
Читайте также:
Зарубежный период жизни Рахманинова
Опубликовано 23 Июнь 2014 · (21776 views) · 4 comments
Побывав на могиле Рахманинова http://unification.com.au/articles/read/2279/, я захотела оживить его зарубежную историю в своей памяти и, возможно, побудить кого-то, сделать то же самое. Поверьте, это стоит сделать. Перед вами предстанет редкая и очень достойная Личность, с которой вам захочется познакомиться поближе. Рахманинов был скромный и предельно сдержанный человек. Композитор писал: «Хотите знать, что я чувствую, слушайте мою музыку.» Давайте слушать!
Жизнь Рахманинова четко делится на два периода — Российский и зарубежный. Первые 25 лет творчества великого русского композитора прошло в России.
За эти годы Рахманиновым созданы 3 концерта, 3 оперы, 2 симфонии, 80 романсов, поэмы «Колокола» и «Остров мертвых», кантата «Весна», прелюдии, «Вокализ», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение» и многое другое. Композитор считал Литургию и Всенощную своими лучшими сочинениями.
В 24 года он становится дирижером в Русской частной опере у Мамонтова, a в 31 год — дирижирует в Большом театре 2 сезона. В оперных спектаклях под его управлением поют Нежданова и Шаляпин.
Рахманинов не принял революцию. В декабре 1917 года у композитора были запланированы выступления в Копенгагене, Осло и Стокгольме. Выехав на гастроли с семьей, в Россию он больше не вернулся. Сергею Рахманинову было в то время 44 года. Получив несколько предложений для контрактов в Америке, он эмигрировал в США в ноябре 1918 года.
В США ему предлагают место главного дирижёра сразу в двух лучших американских оркестрах — в Цинциннати и Бостоне. Но Рахманинов принимает решение вообще отказаться от карьеры на дирижёрском поприще и лишь изредка встает за дирижёрский пульт, когда исполняются его собственные сочинения.
Так началась концертная деятельность Рахманинова-пианиста за рубежом, которая продолжалась почти 25 лет. Каждое его выступление становится событием.
Рахманинов уже бывал в Америке ранее, у него состоялся трехмесячный концертный тур в 1909—1910 гг. Тогда 13 ноября 1909 года впервые в «Карнеги-холле» пианист и композитор Сергей Рахманинов исполнял свой Второй фортепианный концерт в сопровождении Бостонского симфонического оркестра, одного из ведущих оркестров США. А 16 января 1910 г., там же, он сыграл свой Третий концерт с Малером за пультом.
В Америке Сергей Васильевич добился большого успеха. В сезоне 1918—1919 гг. он исполняет в основном классиков, постепенно добавляя в программу свои произведения. Его признают одним из лучших пианистов мира. Безусловно, Рахманинова природа наделила уникальным даром — руками Пианиста. Руки у него действительно были удивительные — большие, изумительно красивые. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш! За роялем Рахманинов сидел своеобразно: глубоко, на всём стуле, широко расставив колени, так как его длинные ноги не помещались под роялем. При игре он всегда довольно громко не то подпевал, не то рычал в регистре баса-профундо. Слушателей привлекало не только совершенное исполнительское мастерство Рахманинова, но и манера его игры, внешний аскетизм, за которым чувствовалась яркая натура гениального музыканта.
Рассказывают, что однажды великий скрипач Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в «Карнеги-холл». Скрипач играл без нот и, совершенно неожиданно, память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы «поймать» партнера.- Где мы находимся?! Где мы находимся?! — отчаянно зашептал скрипач.- В «Карнеги-холл», — не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов. Чувство юмора у него было превосходное. Он любил пошутить и смеялся очень искренне.
Всего за 34 года выступлений Рахманинов играл в знаменитом «Карнеги-холле» 92 раза, в том числе с мировыми премьерами.
Рахманиновы обосновались в Нью-Йорке. Летние месяцы проводили обычно, снимая дачу под Нью Йорком или в Калифорнии. Сергей Васильевич очень любил плавать, кататься на моторной лодке, управлять автомобилем. Очень любил технику вообще и особенно автомобили. Он сравнивал управление автомобилем с дирижированием: «Дирижируя, я испытываю нечто близкое тому, что я ощущаю, управляя своей машиной,- внутреннее спокойствие, которое дает мне полное владение собой и теми силами — музыкальными или механическими,- которые подчинены мне».
После выезда из России и до 1926 года он не написал ничего значительного. В одном из интервью он говорил: «Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных традиций и родной почвы, не остается желания творить….». Думается, ностальгия не единственная причина девятилетнего молчания композитора. Для отдыха и сочинения были необходимы тишина и покой, а напряженная концертная деятельность не давала такой возможности. Всего в зарубежье он создал лишь шесть произведений. Но все они стали шедеврами.
С конца 20-х годов в жизни Рахманинова постепенно устанавливается определенный порядок: зимой, как правило, Сергей Васильевич концертирует в Соединенных Штатах, а весной или осенью продолжает свои выступления в Европе. В среднем 55 концертов в Америке и около 35 концертов — в Европе ежегодно. Около 100 концертов в год! Я посмотрела — для сравнения, Денис Мацуев в 2014 году планирует дать около150 концертов… Но времена были другие и переезды занимали намного больше времени — ведь по Америке и Канаде Рахманинов ездил на поезде.
Несмотря на материальное благополучие, Сергей Васильевич не прижился в Америке душой. Его тянуло в Европу. Он придерживался русского стиля жизни, окружал себя русскими людьми, людьми с европейским менталитетом.
В 1925 году Сергей Васильевич впервые решил нарушить контракты и в течение года не выступать, чтобы без помех заняться композицией. Он продал недвижимость и уехал в Париж, где жили их дочери. Начал сочинять, закончил «Три русские песни» и Четвёртый фортепианный концерт.
В1931 году Рахманиновы в Швейцарии, близ Люцерна, купили участок и построили дом. Свое новое имение Рахманиновы назвали «Сенар», соединив первые слоги своих имен (Сергей и Наталья) и добавив начальную букву фамилии.
Именно здесь пишет Рахманинов «Рапсодию на тему Паганини», Третью симфонию. Концертная деятельность также продолжалась. Пианист продолжал курсировать между Америкой и Европой, но душевный покой находил только летом в «Сенаре». Рахманиновы прожили в Швейцарии почти 10 лет.
Война, начавшаяся в Европе, заставила их вернуться в Нью-Йорк в 1940 году.
Летом 1940 года композитор закончил вторую редакцию Четвертого концерта и свое последнее крупное сочинение- «Симфонические танцы». Сам композитор высоко ценил эту работу. Закончив партитуру, Рахманинов написал в конце: «29 октября 1940 года. Благодарю Тебя, Господи!»
Композитор любил бывать в Калифорнии, там у Сергея и Натальи было много друзей. Особенно дружны были с семьями Горовица, Рубинштейна, Стравинских, Ф. Ф. Шаляпина. Вспоминают незабываемую игру на двух роялях Рахманинова и Горовица, двух великих пианистов. В 1942 году Рахманиновы купили дом в Беверли Хиллс и весной 1943 года собирались окончательно обосноваться здесь. Чувствовал Сергей Васильевич себя плохо, намеревался закончить выступления и заняться сочинительством и садоводством.
17 февраля 1943 года в Ноксвилле Рахманинов играл свой последний концерт. Его мучили боли и страшная слабость. По дороге домой композитора сняли в Лос-Анджелесе с поезда и поместили в госпиталь: скоротечная форма рака (меланома) поразила жизненно важные органы. Сергей Васильевич скончался 28 марта 1943 года, не дожив 3 дней до своего семидесятилетия. «Музыки хватает на всю жизнь, но целой жизни не хватает для музыки» (Рахманинов)
Хочется верить, что последние сочинения, и особенно любимые им «Симфонические танцы», окончательно примирили Рахманинова с самим собой и со своей судьбой в музыке.
Фото: Мемориальная доска в память о Рахманинове
Дом в Нью-Йорке, где жил композитор. 505 West End Ave, New York, NY
Дом в Швейцарии.
Сергей Васильевич Рахманинов
Фото Все
Видео Все
Гении Сергей Рахманинов
Избранники. Россия век XX. Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов. Две жизни
Сергей Рахманинов — биография
Первая известность пришла к нему еще в студенческие годы, когда он стал автором романсов, Первого фортепианного концерта и Прелюдии. Сергею Рахманинову удалось стать создателем своего особенного, неповторимого стиля, который прославил его на весь мир. Его произведения – это настоящая жемчужина классической музыки, которую он создал на основе петербургской и московской композиторских школ. Музыка Рахманинова вечна, она не стареет с годами, скорее, наоборот, приобретает новых и новых почитателей.
Детство
Родился Сергей Рахманинов 1 апреля 1873 года в деревне Семеново, недалеко от Новгорода. Детские годы мальчика прошли в родовом имении отца Василия Рахманинова — Онег. Отец принадлежал к дворянскому роду. Мама Любовь Рахманинова (в девичестве Бутакова) приходилась родной дочерью директору Аракчеевского кадетского корпуса. Способности к музыке передались мальчику по отцовской линии. Дед Сережи, Аркадий Рахманинов, известен как пианист, он давал концерты по всем городам России, зачастую выступал даже со своими собственными романсами и фортепианными пьесами. Ему принадлежит авторство пьесы для фортепиано в четыре руки под названием «Прощальный галоп 1869 году». Отец Сергея тоже имел недюжинные музыкальные способности, но соглашался играть только в дружеском кругу.
Сергей Рахманинов в детстве
Сергей интересовался музыкой с ранних лет. Первым педагогом музыки для мальчика стала мама, которая и научила его нотной грамоте. Потом к нему приходила приглашенная пианистка, а в возрасте девяти лет мальчик стал учеником младшего класса Санкт-Петербургской консерватории. Эта самостоятельность в юном возрасте ни до чего хорошего не привела – в отсутствии контроля Сергей постоянно прогуливал занятия. Родители немедленно собрали семейный совет, где мальчишке пришлось объяснить родным причину такого поведения. Все оказалось просто, ему элементарно не хватило дисциплинированности и собранности. Тогда отец настоял на переводе сына в Москву, и вскоре Сергей продолжил обучение в пансионе для детей, имеющих музыкальные способности. За этими учениками осуществлялся постоянный надзор, они не отходили от инструмента на протяжении шести часов каждый день. Кроме этого их для них было обязательным посещение Оперного театра и Филармонии.
Рахманинов проучился в пансионе 4 года, но потом умудрился рассориться с наставником и бросить обучение.
Он не уехал из Москвы, продолжал жить у родственников. В 1888 году он снова поступил в Московскую консерваторию, только теперь на старшее отделение. Сергей вышел из ее стен в 19 лет, имея золотую медаль и два образования – пианиста и композитора. Еще будучи подростком, Рахманинов познакомился с Чайковским, который и помог юному дарованию добиться постановки оперы «Алеко» в Большом театре. За основу оперы Рахманинов взял произведения Александра Пушкина.
Сергей Рахманинов в молодости
Трудовая биография Сергея началась вскоре после выпуска из консерватории. Его взяли в женский институт, где молодой гений учил барышень музыке. Не отказывался Сергей и от частных уроков, хотя преподавание не считал своим коньком. Спустя некоторое время его взяли дирижером в московский Большой театр, и в этом качестве он изучил весь русский репертуар этого очага культуры. Для озвучивания иностранных спектаклей в театр приняли еще одного дирижера – итальянца И.Альтани.
Эмиграция
После событий октября 1917 года, Рахманинов принял решение уехать из России. Он не был приверженцем революции и новой власти, поэтому не захотел оставаться в бушующей революционными страстями стране и эмигрировал, как только смог. В то время ему пришло приглашение выступить с концертом в Стокгольме, музыкант быстро им воспользовался, чтобы уже не вернуться.
Сергей Рахманинов эмигрирует в США
По приезде в Европу, Рахманинов оказался без средств к существованию, потому что при выезде ему не разрешили взять с собой хоть какое-нибудь имущество и деньги. Он принял решение зарабатывать в качестве пианиста. Рахманинов начал давать постоянные концерты, поэтому вскоре раздал все долги и заработал себе невероятную популярность. В 1918 году Сергей садится на пароход, который доставил его в Нью-Йорк. Америка встретила его как настоящего героя и мировую звезду. В штатах Рахманинов снова гастролирует в качестве пианиста, иногда и дирижера.
До последних дней он продолжал концертную деятельность. Жители Америки готовы были сдувать с него пылинки, ему буквально не давали прохода толпы фотографов и журналистов.
Зачастую Рахманинов хитрил, чтобы хоть ненадолго побыть в одиночестве, а не под неусыпным присмотром папарацци. Он арендовал номер в гостинице, а сам предпочитал ночевать в личном вагоне на железной дороге. Таким образом, удавалось хоть ненадолго уйти от назойливых репортеров.
Произведения
Первая слава пришла к Рахманинову в студенческие годы. Когда он стал автором Первого фортепианного концерта, тогда о нем всерьез заговорили в Москве. После написания Прелюдии до-диез минор и множества романсов, его имя зазвучало еще громче. Сергею прочили большое будущее. Однако вскоре удачный старт в карьере был нарушен провалом Первой симфонии. После того, как она прозвучала в концертном зале Санкт-Петербурга, композитора критиковали все, кто только мог. О нем писали разгромные лицензии, даже не вспоминая его былые успехи. Почти три года Рахманинов не мог себя заставить хоть что-то написать, у него случилась затяжная депрессия, во время которой он практически не вставал с дивана. Тогда ему здорово помог врач-гипнотизер, который вывел его из критического состояния.
После такого длительного перерыва, в 1901-м Сергей осмелился представить свое новое детище – «Второй фортепианный концерт». Его по праву считают величайшим произведением классической музыки. Для современных музыкантов он стал источником для создания собственных композиций. Методику великого композитора из России использовали в своем творчестве Фредди Меркьюри, Фрэнк Синатра, Селин Дион, группа «Muse».
Просто невероятные эмоции зашкаливали после звучания симфонической поэмы «Остров мертвых», «Симфонии №2», которая пользовалась грандиозным успехом у слушателей, чего не скажешь о первой симфонии. Полюбилась публике и «Соната для фортепиано №2», которая отличалась очень сложной структурой. Здесь композитор воспользовался эффектом диссонанса и сделал его применение максимальным. Особое место в творчестве Рахманинова занимает невероятно красивое произведение «Вокализ». Оно стало частью сборника под названием «Четырнадцать песен», но зачастую его исполняют отдельно, чтобы показать уровень мастерства исполнителя. В настоящее время появились версии этого произведения для голоса, скрипки, фортепиано и еще нескольких инструментов.
Вплоть до 1926 года композитор не написал ни единого значительного произведения. Многие знакомые были уверены, что это связано с тоской по родине. Наконец, в 1927-м он стал автором Концерта для фортепиано с оркестром №4 и нескольких русских песен. В последние годы своего земного существования Сергей написал только три произведения, и все они стали вершиной русской и мировой музыки. Это были «Симфония №3», «Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».
Личная жизнь
Сергея Рахманинова характеризовали как очень влюбчивого человека, который не раз отвечал взаимностью своим поклонницам. Скорее всего, именно эта личная эмоциональность помогла в написании лирических романсов, которые проникали глубоко в душу. В семнадцатилетнем возрасте среди его знакомых появились сестры Скалон. Особенно композитору понравилась Вера, и он стал называть ее Верочкой или «моей психопатушкой». Чувства молодых людей были взаимными, но исключительно платоническими. Именно Вере посвящена композиция «В молчанье ночи тайной», вторая часть Первого концерта для фортепиано и романс для виолончели и фортепиано.
После отъезда в Москву, Рахманинов забрасывает любимую огромным количеством писем, в которых все слова о любви. До нашего времени сохранилось почти сотня таких посланий. Но, в то же время он пылает страстью к Анне Лодыженской, жене своего товарища. Именно ей он посвятил один из самых красивых романсов – «О нет, молю, не уходи!», который стал классикой жанра.
Свою будущую супругу – Наталью Сатину, композитор встретил намного раньше. Ее родителями были те родственники, у которых жил Рахманинов, когда бросил пансион.
Сергей Рахманинов с Натальей Сатиной
Понимание того, что это любовь, приходит к Сергею в 1893-м году. Именно в это время он создает еще один свой романс, посвященный любимой девушке – «Не пой, красавица, при мне». Перемены в личной жизни композитора наступили через 9 лет, когда он официально женился на Наталье. В 1894 году родилась их первая дочь Ирина. Вторая дочка Татьяна родилась у супругов в 1907-м.
Однако семейного счастья любвеобильному композитору показалось мало, он влюбляется в молодую певицу Нину Кошиц, которая на некоторое время становится его «музой». Однако во всех гастрольных поездках с ним рядом была супруга, которую Сергей ласково звал «добрым гением всей жизни».
Сергей Рахманинов и Нина Кошиц
Постоянным местом жительства для Рахманинова стала Америка, хотя он достаточно часто посещал Швейцарию. Там композитор сумел построить великолепную виллу «Сенар», окна которой были обращены к горе Пилатус и Фирвальдштетскому озеру. Вилла получила свое название неслучайно, в нем заключалась аббревиатура имен супругов – Сергей и Наталья Рахманиновы.
Вилла «Сенар» Сергея Рахманинова в Швейцарии
Дом стал тем местом, где композитор смог реализовать свои познания в технике, к которой питал особую любовь. Он был оснащен лифтом, игрушечной железной дорогой и даже пылесосом, похвастаться которым могли лишь избранные. Рахманинов даже имел патент на свое изобретение. Он стал создателем муфты, к которой присоединялась грелка, чтобы перед началом концерта пианисты могли согреть озябшие руки. Сергей любил автомобили, в его гараже можно было найти «Континенталь» или «Кадиллак». Причем машина менялась каждый год.
Сергей Рахманинов в Ивановке
Смерть
На протяжении всей жизни Рахманинов не расставался с сигаретой. Возможно, именно курение привело к тому, что в преклонном возрасте у него начала развиваться меланома. Сам композитор даже не подозревал, что страдает онкологией, он трудился до самого конца. За шесть недель до смерти, он выступил в Штатах с грандиозным концертом, не подозревая, что этот выход на сцену станет последним в его жизни.
Величайший из российских композиторов умер 28 марта 1943 года в собственной квартире в Беверли-Хиллз. До юбилейной даты – 70-летия, оставалось всего три дня.