Чем занимаются казачьи войска
Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?
Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.
Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.
История казачества
К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.
Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.
За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.
В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.
В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.
Современное казачество
Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.
В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.
Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.
Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.
Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.
Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.
Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.
Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.
Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».
В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.
В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.
Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
Зачем современной России казаки?
Впервые слово «казак» прозвучало 7 веков назад, и с тех пор его значение претерпело серьёзные изменения. Для современных россиян казаки — нечто абстрактное.
Вольный народ или общественные деятели, стражи порядка или даже участники политического процесса — роль казаков на сегодняшний день неясна. О том, насколько нужны казаки современному российскому обществу, diletant.media выяснял у экспертов. На вопросы отвечали Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от фракции ЛДПР, и Анна Каретникова, член Общественной наблюдательной комиссии Москвы.
Нужно ли в России казачество?
Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.
Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.
Кубанские казаки. Источник: yuga.ru
Какую важную общественную роль казаки могли бы на себя взять?
Ярослав Нилов: Охрана порядка, безопасность граждан, отстаивание государственных интересов, защита прав граждан.
Анна Каретникова: В истории казаки выполняли функцию защиты границ в определённых для этого местах. Сейчас я не представляю себе в век современных технологий и вооружения, как казаки могут охранять границы. Все остальные опции, которые они на себя принимают, должны выполнять, как мне кажется, другие общественные или государственные службы и организации.
Сейчас казачество — политизированная структура или больше общественное объединение?
Ярослав Нилов: Я думаю, что казачество — общественная структура, которую пытаются всеми силами политизировать. Это проявляется и в отношении государственных структур к казачеству, и в финансовом воздействии, и в вопросах предоставления мест в Государственной Думе, трансляции на проправительственных каналах деятельности этих организаций.
Анна Каретникова: К сожалению, это общественно-политическая организация, потому что политическая составляющая, компонент традиционализма там, конечно, есть, а с другой стороны, поскольку они не являются государственными, это и общественное объединение. Это даже не структура, это какие-то отдельные островки. Это бутафорский элемент, который вживляется государством в наше общество под видом продолжения традиций.
Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?
Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Полиция — это государственный орган, который наделён определёнными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.
Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.
В 17-м веке казачество сыграло большую роль в формировании антигосударственных движений. Есть ли такая опасность сейчас?
Анна Каретникова: Нет, поверьте, если кто-то поднимется, то это точно будут не казаки. Они ни к какой оппозиции сейчас не имеют отношения. Для этого надо быть очень мощной структурой, и, во-вторых, — не созданной самой властью. А то в какую оппозицию тогда уходить?
Российское Казачество
Действующие казачьи войска
Волжское войсковое казачье общество
Сибирское войсковое казачье общество
Забайкальское войсковое казачье общество
Терское войсковое казачье общество
Уссурийское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское»
Енисейское войсковое казачье общество
Оренбургское войсковое казачье общество
Кубанское войсковое казачье общество
Иркутское войсковое казачье общество
Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско»
Расформированные казачьи войска
Азовское казачье войско
Астраханское казачье войско
Бугское казачье войско
Екатеринославское казачье войско
Запорожское казачье войско
Кавказское линейное войско
Калмыцкое казачье войско
Семиреченское казачье войско
Исетское казачье войско
Сибирское линейное казачье войско
Уральское казачье войско
Черноморское казачье войско
Мещерское казачье войско
Ставропольское калмыцкое казачье войско
Греко-албанское казачье войско
Крымско-татарское казачье войско
18 января 2020 года казаки Крыма и Севастополя объединились в единое Черноморское казачье войско. Его численность составила 5 тысяч человек. Объединение казачеств поддержали главы двух регионов, расположенных на полуострове, а также помогли в формировании Крымского казачьего кадетского корпуса. Атаманом Черноморского казачьего войска избран Антон Сироткин.
11 февраля 2019 года Помощник президента Российской Федерации Анатолий Серышев назначен председателем Совета при президенте РФ по делам казачества. Исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов исключен из состава Совета по делам казачества.
16 июля 1992 года в развитие закона «О реабилитации репрессированных народов» был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление Верховного Суда РФ «О реабилитации казачества». В соответствии с законом репрессированными признавались народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и насилия, сопровождавшаяся их переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраивание национально-территориальных границ.
26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов». Документ признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, и на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством.
28 июня 1990 года в Москве собрался Учредительный Большой Круг Союза казаков, на котором участвовало 263 делегата, со всей территории Советского Союза. Круг принял Устав организации. Атаманом союза был избран донской казак, полковник, доктор экономических наук, Мартынов Александр Гаврилович. Кроме того, были выбраны Совет Атаманов и Правление Союза казаков.
14 октября 1945 года в Ростове-на-Дону состоялась торжественная встреча трудящихся области и парад частей гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса по случаю возвращения земляков-победителей на Родину. За героизм, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками, 31758 солдат и офицеров корпуса были награждены орденами и медалями, одиннадцати присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
13 февраля 1945 года Приказом Верховного Главнокомандующего за проявленное мужество Донскому казачьему кавалерийскому корпусу объявлена благодарность и присвоено почетное наименование «Будапештский». Корпус, под командованием Горшкова Сергея Ильича принял участие в разгроме попавшей в окружение группировки противника в Будапеште. В ходе боев было уничтожено 50 тысяч и взято в плен около 130 тысяч немецких и венгерских солдат и офицеров.
8 сентября 1943 года казачий корпус, в ожесточенных схватках прорвал оборону противника на реке Кальмиусе и освободив Васильевку, Марьино, вступил в бой за Волноваху. Впервые в сражениях принял участие 71-й танковый полк, укомплектованный машинами танковой колонны «Донской казак», построенной на средства трудящихся Ростовской области. Казаки-гвардейцы с помощью танкистов уничтожили свыше 400 гитлеровцев, две артиллерийские и одну минометную батареи, подбили несколько танков и самоходных установок.
30 апреля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за отвагу и героизм 11-я и 12-я гвардейские Донские казачьи кавалерийские дивизии награждены орденом Красного Знамени.
22 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР 25-й гвардейский казачий кавалерийский полк награжден орденом Красного Знамени.
20 ноября 1942 года образован 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус из 11-й и 12-й гвардейских Донских казачьих, а также 63-й кавалерийской дивизии. Командиром корпуса был назначен генерал-майор Селиванов Алексей Гордеевич. Четвертый гвардейский корпус стал именоваться Кубанским, в его состав вошла 30-я Краснознаменная кавалерийская дивизия.
27 августа 1942 года за проявленную доблесть 17-й корпус был преобразован в 4-й Кубанский гвардейский казачий кавалерийский корпус, 12-я и 13-я дивизии стали 9-й и 10-й гвардейскими Кубанскими казачьими. Приказом народного комиссара обороны СССР за проявленную отвагу в боях за Родину с немецкими захватчиками, стойкость, мужество, дисциплину и героизм личного состава Донским казачьим кавалерийским дивизиям присвоено звание гвардейских.
24 марта 1942 года распоряжением Верховного Главнокомандующего 15-я и 116-я Донские казачьи кавалерийские дивизии включаются в состав 17-го казачьего кавалерийского корпуса, в состав которого также вошли еще две Кубанские казачьи кавалерийские дивизии.
23 февраля 1942 года Приказом народного комиссара обороны СССР казачьи добровольческие кавалерийские дивизии зачисляются в кадровый состав Красной Армии под наименованием 15-я и 116-я Донские казачьи кавалерийские дивизии. Личный состав принял военную присягу.
8 июля 1941 года Сталинградским, а затем Ростовским областными комитетами ВКП(б) принято решение об организации народного ополчения из лиц, не подлежащих призыву, и образовании донских казачьих добровольческих кавалерийских дивизий.
17 апреля 1875 года принят Устав воинской повинности Донского казачьего войска, в котором закреплялся порядок службы казаков. Согласно уставу, все войсковое казачье население было обязано поголовно поступать на военную службу, за исключением священников и православных псаломщиков, окончивших духовные академии, семинарии и училища, а также сельских учителей. Денежный выкуп и замена охотниками не допускаются. Казаки отбывают службу с собственным снаряжением и на своих лошадях. С этого времени в официальных документах юридически закрепляется термин «казачьи войска».
14 декабря 1855 года Губернатором Забайкалья и наказным атаманом Забайкальского казачьего войска назначен полковник Михаил Семенович Корсаков. Этот пост он занимал пять лет, сделав чрезвычайно много для заселения обширного и почти безлюдного края. Свою резиденцию Корсаков обосновал в Чите, которая только стала преобразовываться в город из простого острога.
23 октября 1851 года вступил в должность первый губернатор Забайкальской области генерал-майор Павел Иванович Запольский. Он же стал первым наказным атаманом Забайкальского казачьего войска.
17 марта 1851 года Указом императора Николая I образовано Забайкальское казачье войско. В его состав вошли 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский полк, а также 5-й и 6-й бурятские полки.
16 февраля 1724 года принято постановление Сената о переселении одной тысячи семей донских казаков к гребенцам на Терек и к казакам на реке Аграхань. Переселение состоялось летом того же года, уезжающим казакам разрешалось взять с собой вещи и скот. Для сопровождения семьям выделили провожатый и определили денежное жалованье по 4 рубля на семью.
3 января 1570 года Официально основано Донское Казачество. Поводом для образования Донских Казачьих Станиц-Застав стало признание их доблести, военных заслуг, нужда в их службе Русскому государству, и наделения Казачества грамотой Ивана Грозного. С 1570 года началось активное формирование Казачьего войска и обустройство Станиц-Застав.