Чем занимаются комбайнеры зимой
«Наконец начал высыпаться»: чем занимаются зимой комбайнеры и их помощники
На уборочной комбайнеры и их помощники – главные ньюсмейкеры: щелканье фотоаппаратов становится для них таким же привычным звуком, как гул моторов. Но вот тонны намолочены, урожай отправлен в зернохранилища. А что делают вчерашние герои? Есть ли для них работа зимой? «Знаменка» расспросила об этом у победителей редакционного конкурса на лучшего комбайнера, впервые участвующего в жатве.
Впервые за долгое время Алексей Яблоков смог перевести будильник с шести утра на половину восьмого:
– Наконец начал высыпаться, – улыбается 24-летний парень, который победил в конкурсе по результатам онлайн-голосования на нашем сайте. – Чтобы каждый день приезжать на уборочную из Минска в Червенский район (а это 70 км в одну сторону), приходилось вставать ни свет ни заря.
В «мирной» жизни Алексей работает слесарем на минском предприятии «Унибокс». На время уборки его перебросили в Червенский филиал, где не хватало ответственных и грамотных работников. Алексея командировали одним из первых – как самого опытного: восемь лет он трудился помощником комбайнера в паре с отцом, а вот за главного пришлось быть впервые.
Алексей отработал в полях с июля и до глубокой осени и только недавно вернулся на предприятие.
– Сейчас я снова выполняю свои привычные обязанности – ремонтирую транспорт, который развозит по фермам корма, запчасти. Но, верите ли, скучаю по уборочной. Есть в ней свое очарование и азарт. Если в следующем году снова предложат поучаствовать – поеду обязательно.
За уборку молодой отец семейства заработал больше трех тысяч рублей. Большую часть отложил, а на оставшееся обул и одел к зиме дочку, четырехлетнюю Эмилию.
– Телевизор, который мне вручили от редакции на областных «Дажынках» в Смолевичах, сразу подключили: дочка смотрит мультики, а я автомобильные каналы. Очень люблю передачи про тюнинг – техническое усовершенствование авто. Я бы и комбайн оттюнинговал, если б было можно.
После Нового года Алексея ждет новое испытание – сессия: парень учится на втором курсе Белорусского государственного аграрного технического университета и через пару лет станет дипломированным инженером.
– Так и напишите: комбайнеры зимой времени даром не теряют, – шутит победитель. – Они учатся и набираются сил перед новой уборкой.
Пересел с комбайна на BMW
Второй победитель конкурса – 18-летний шкловчанин Владимир Попков – недавно сдал последнюю в жизни сессию. Остались только госэкзамены – и он станет дипломированным автослесарем 5-го разряда.
– Сейчас прохожу преддипломную практику на одном из оршанских предприятий. Возможно, здесь и буду отрабатывать распределение. Отпустят ли меня на следующую уборочную – не знаю, но очень надеюсь.
А еще недавно Вова исполнил мечту: за деньги, заработанные на жатве, купил свою первую машину – BMW 1990 года.
– Многие относятся к моей покупке скептически, мол, старая, будет все время ломаться. А я доволен – сам на нее заработал. Так что на практику теперь езжу не на автобусе, а за рулем.
«Касіў Ясь канюшыну» — репортаж с уборочной кампании
Сейчас из каждого утюга звучат сообщения про горячую пору для уборочных компаний и уровень намолота зерна. Но почему-то никто не говорит о том, что аграриям для этого приходится начинать свой рабочий день в шесть утра и работать до вечерней росы, не имея при этом выходных.
Для того, чтобы увидеть изнутри сам процесс уборки зерна и поговорить с комбайнёрами, я отправилась на поля, принадлежащие сельскохозяйственному производственному кооперативу «Ольговское».
До полей от Ольгово пришлось проехать порядка 25 километров в сторону агрогородка Бабиничи. По дороге я выясняла у главного агронома СПК Михайлова Владимира Леонидовича, что делают с зерном после уборки с полей. Сушка, очистка от примесей — только затем отобранное сырьё попадает на производство, чтобы на выходе получился качественный продукт.
В рабочий полдень мы были уже на месте. К слову, 10 часов утра — это и есть рабочий полдень для комбайнёров, поскольку рабочий день начинается с самого рассвета.
Мы «тормознули» один из комбайнов, который работал поблизости. Я сразу обратилась к комбайнёру с просьбой проехаться в кабине и побольше рассказать о работе. Константин Васильевич оказался очень общительным собеседником и отвечал на все, даже самые глупые вопросы.
Кроме того, перед выездом в поле нужно проверить общее состояние здоровья работника, а также отсутствие (или наличие) алкоголя в крови. Если всё в порядке, то комбайнёр может смело отправляться в поле.
Главное, чтобы погода была хорошей, а вот ломаться нам нельзя, — уверенно заявил Константин Васильевич.
Что верно, то верно. От этого зависит уровень заработка.
Открыть окно, чтобы проветрить кабину, не удастся, потому что даже стеклоподъёмника в кабине нет, зато в каждой кабине есть кондиционер. Но тут самое главное, чтобы он не вышел из строя, иначе в жару в кабине находится больше 10 минут невозможно.
Тут обычно помощники комбайнёра стоят. Можно, если не боитесь. Пыли много будет.
За время поездки жатка (устройство, которым и скашивают сельскохозяйственные культуры) не раз забивалось травой. И каждый раз Константин Васильевич разбирался с этой травой, чтобы жатка не забилась окончательно.
Аиста спугнула, за рулём комбайна посидела. Экскурсия удалась. Теперь хлеб буду есть с другими мыслями.
Подготовила Ирина Майер
Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста с опечаткой и нажмите Ctrl + Enter.