Чем занимаются коми народы
Коми (народ)
Коми (народ)
коми-морт, коми войтыр
Россия:
293 406 (Всероссийская перепись 2002 г.) [2]
Украина:
1 545 (перепись 2001) [3]
Ко́ми (Коми-зыря́не, Зыря́не; коми Коми-Зыряна, Коми морт, Коми войтыр ) — финно-угорский народ, коренное население Республики Коми. Другие регионы проживания — Свердловская область; Мурманская область; Омская область; Тюменская область; Ненецкий автономный округ; Ямало-Ненецкий автономный округ; Ханты-Мансийский автономный округ. Выделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки.
Содержание
Территория проживания и численность
Большинство российских коми (256 тыс. [4] ) проживает в Республике Коми, отдельном национально-административном субъекте РФ. Хотя большинство представителей народа коми в РФ живёт в Республике Коми, там они составляют лишь 30 % (256 тыс.) от всего населения. Ещё около 60 % (607 тыс.) — русские, 2 % (62 тыс.) — украинцы, 1,5 % (15,5 тыс.) — татары, 1,4 % (15 тыс.) — белорусы. Большинство населения Республики Коми (730 тыс.) — городское, ещё 300 тыс. проживает в сёлах. Именно на селе в Республике Коми процент населения коми больше, чем в городах.
Общая численность коми (коми-зырян вместе с родственными коми-пермяками, которые преимущественно расселены в Пермском крае) в мире достигает ок. 400 тыс. чел.
Национальный флаг коми-зырян Ареал расселения коми-зырян. По данным Всероссийской переписи 2010 года. Названия народов коми Красотой и разнообразием исполнения стоит отметить достижения в сфере декоративно-прикладного искусства. Умение обращаться с металлом, кожей, кропотливость ювелирных мастеров, утончённые изделия из плетёной кожи, соломенного материала, резьба по дереву — творчество коми не имеет пределов, восполняя всевозможные его проявления, включая в себя поэтические и песенные произведения, активное развитие музыки и успехи в изобразительном искусстве. Автономный Ямало-Ненецкий, Ханта-Мансийский округи и республика Коми — это главные места проживания народа коми. Уральская языковая семья относится к основополагающему понятию возникновения национального языка. А письменность заложена в кириллическом правописании. Для публикаций отведены специальные издания в печати и передачи на телевидении. Совершенство в сфере оленеводства было достигнуто народом коми к окончанию ХIХ века и стало крупнейшим занятием, почитаемым на Европейском Севере, в котором коми проявили себя с наилучшей стороны, заслужив всеобщее уважение. Они посодействовали возникновению ряда нововведений в плане развития качества селекции оленей, преобладании высококлассного товарного вида и оптимального подбора возрастных категорий состава. Собаки принимали участие в пастве более двух тысяч оленей под строгим наблюдением пастуха, который контролировал процесс на протяжении суток. Занятия народа коми Скотоводство оставило свой отпечаток на составной части языка народа, образуя достаточно специальных терминов, которые берут своё начало у древнеиранских языковых истоков. Большое количество останков коров, овец и прочего скота было найдено археологами, и было включено в пермские археологические памятники. Это свидетельствует об активном разведении крупного рогатого скота, которое использовалось в основном для индивидуальных целей. Молочный скот не преуспевал в результатах из-за отсутствия организаторской деятельности, пастухи не участвовали в пастбище. В основном, коми направили свой потенциал на занятия земледелием и разводили оленей. Коми были вынуждены заниматься замшеделием (изготовлением валенок выделкой кожи) из-за северных холодов, которые заставляли практически каждого жителя искать способы для сохранения тепла. Женская половина населения знала толк в гончарном ремесле. Они отдавали предпочтение ленточно-жгутовому способу, игнорируя распространённые возможности гончарного круга. Русская печь позволяла делать обжиг изделий. Скатерть, рубаха и полотенце — составные части придания будущих невест, без которых невозможно было бы представить этот набор. Для этого женщины обязательно должны были освоить узорное ткачество. Обеденный стол коми отличался особым разнообразием и блюдами на любой вкус. Растительные, мясные и рыбные продукты составляли основной рацион питания населения. Приём пищи осуществлялся трижды на день. В обычный день на столе можно было насчитать 3-4 блюда, а во время праздника это количество умножалось, как минимум, в 4 раза. Бывало, что ассортимент выбора составлял более 25 блюд. Обед начинался с употребления традиционных щи и супов. Летом готовили похлебку, которая подавалась в холодном виде. После жидкой пищи приступали к перловым или ячневым кашам. Благодаря активной ловле рыбы, без неё невозможно было обойтись в меню. Её подавали в разных видах, и даже начиняли ею пироги. Во время праздников пирог был одним из основных блюд на столе. Мясные продукты употреблялись реже, их можно было встретить, в основном, у охотников. Овощной рацион включал в себя капусту, репу, брюкву, редьку. Не менее значительным элементом были мучные изделия. И напитки радовали своим разнообразием, кроме наличия чая, варили травяные и ягодные отвары, компоты, наслаждались берёзовым соком и квасом. Не обходились и без домашнего пива. Происхождение этнонимовНасчёт происхождения этнонима коми существует несколько версий. Выделяют две наиболее правдоподобные: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, писал об этнониме: Уклад жизни северянНароды Коми проживают в северных лесах России. Историческим промыслом было и есть до сих пор деревообрабатывающее ремесло. Свои жилища, предметы быта и украшения Коми изготавливают из дерева. Суровые условия жизни: низкие температуры, пронизывающие ветра – заставляли жителей обеспечивать себя надежными средствами защиты от холода. Пушная охота издревле считалась добывающим промыслом. Здесь в Республике живут отличные мастера по изготовлению валенок, выделке кожи и меха. Валенки относятся к типу валяной обуви, коми называли такую работу «катанием». Работа с кожей требовала немало усилий. Сначала сырье вымачивали, затем помещали в известковую жидкость, удаляли шерсть, отправляли на дубление в настой ивовой коры, а затем уже сушили. Гончарное ремесло было женским занятием. Секреты работы с глиной особым ленточно-жгутовым способом хранились в семьях. Обилие грибов, северных ягод и питательных кедровых орешков компенсировало недостаток в минеральных веществах и витаминах. Суровый и неблагоприятный климат не позволял активно возделывать земли. Рыбная ловля, охота и разведение оленей приносили реальный доход и обеспечивали жизнь северян. Этнографические группыВыделяются следующие этнографические группы: верхневычегодцы, нижневычегодцы, вишерцы, вымичи, ижемцы, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы. Локальные этнографические группы коми сохранялись до начала XX века. Наибольшее своеобразие в культуре имели удорцы — население верховьев Вашки и Мезени, ижемцы — низовьев Печоры, прилузцы — верховьев Лузы и Летки. Кухня комиКулинарных изысков в традиционных рецептах этого народа вы вряд ли найдете. Основная задача хозяйки – это быстро и сытно накормить семью. Горячая похлебка утолит голод и согреет в стужу. Супы пользуются особой популярностью. На местном наречии они называются шыд. В первое блюда добавляют для сытости крупы: перловку, пшенку. На столе часто бывает рыба. Что только с ней не делают: и варят, и солят, и вялят, и даже запекают в хлебе.Для утоления жажды готовят ырош, что означает хлебный квас. Здесь можно отведать местного пива – сур – и попробовать березовый сок. Антропология и генетикаЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, даёт следующее описание коми-зырян:
Масштабное соматологическое обследование коми населения было выполнено Н. Н. Чебоксаровым в конце первой половины XX века. Обследование выявило преобладание сублапоноидного вятско-камского антропологического типа как у коми-зырян, так и коми-пермяков, что сближало их с удмуртами и некоторыми другими группами финно-волжских народов. Однако у зырян были также зафиксированы беломорский и восточно-балтийский тип, особенно у северных и западных этнографических групп, а также уральский тип у северо-восточных групп, что закономерно объясняется контактами с ненцами, хантами и манси. Краниологические исследования В. И. Хартановича 1980-х годов показали, что для коми-зырян всё-таки более характерен особый европеоидный краниологический тип, более близкий к краниотипу карел, а не коми-пермяков. В отличие от коми-пермяков и удмуртов, краниологический тип коми-зырян является восточнобалтийским, сходным с карелами, ижорой и среднечепецкими удмуртами. Крайне близким к коми-зырянам является антропологический комплекс населения родановской культуры, что связывается с исторически зафиксированной крестьянской колонизацией Верхней Камы с Вычегды в середине II тысячелетия нашей эры. Было произведено 3 исследования Y-ДНК (передающейся по прямой мужской линии) коми-зырян Республики Коми, одно из которых занималось исключительно гаплогруппой I. Таким образом, полноценных исследований было 2. Вот их результаты: Total 94 I 5,3 % 5 N1b 12,8 % 12 N1c 22,3 % 21 R1a 33 % 31 R1b 16 % 15 Other 10,6 % 10 Total 110 I1a 3,6 % 4 I1b 0,9 % 1 Other 95,5 % 105 Total 54 N1b 17 % 9 большинство гаплотипов выглядят как N1b-E N1c1 52 % 28 R1a1 30 % 16 Other 2 % 1 Total 49 N1b 14 % 7 большинство гаплотипов выглядят как N1b-A1 N1c1 50 % 23 R1a1 33 % 16 Other 6 % 3 Также, было произведено исследование коми-зырян, веками проживающих на территории ЯНАО. Однако следует отметить, что размер выборки достаточно скромен — всего 28 человек. Результаты: Komi YNAO Karafet 2002 Rootsi 2007 Total 28 N1b 35,7 % 10 некоторые гаплотипы выглядят как N1b-E N1c 50 % 14 Other 14,3 % 4 Следует отметить, что результаты различаются не сильно, особенно учитывая то, что различия наблюдаются, как выясняется, между коми-зырянами разных территорий. Традиции народа КомиОбряды коми имеют много общего со славянскими племенами. Важные вехи в жизни северянина сопровождались заговорами, обрядами. Новорожденного малыша старались скрыть от посторонних глаз: в течение недели младенец жил с матерью в бане, где, по мнению предков, проходило очищение от «нечистого духа». Только через год ребенка можно было подстричь и подвести к зеркалу. Как известно, обряд подстригания годовалого малыша популярен до сих пор. На свадьбе молодым желали хорошего потомства, поэтому в первую ночь на кровать молодоженов стелили овечью шкуру. Проводы покойного в последний путь требовали от семьи особых ритуалов: подготовка дома, омовение усопшего, изготовление елового или соснового гроба. Богатейшая культура исчезающих народов Севера требует бережного отношения. Современные потомки по крупицам собирают многовековой опыт пращуров и прививают в семьях исторические ценности, уклад жизни, культурные традиции. КультураКоми литература как письменное художественное творчество на коми языке возникла в первой половине XIX века. Основоположником коми литературы стал поэт Иван Куратов. Широкое развитие литература коми получила только после Октябрьской революции. В 1961 году Музыкальный Театр Республики Коми осуществил постановку первого национального балета коми «Яг-Морт».
|