Чем занимаются люди на курильских островах
Курилы, как вы там? Рассказывают жители островов
Россия на очередной волне патриотизма. На этот раз – из-за Курил и возможной передачи южных островов Японии. Причем в победу российской дипломатии верят далеко не все. В Балашове, Москве и других городах страны россияне устраивают пикеты и митинги, подписывают петиции, оставляют на форумах в соцсетях комментарии под общим настроением «хрен вам, а не Курилы!»
А что думают по этому поводу сами жители Курильских островов? И как живется там, на краю России?
ЖИТЬ НА КУРИЛАХ – БЫТЬ В ИЗОЛЯЦИИ?
Курилы находятся в составе Сахалинской области и ближе всего расположены к острову Сахалин и полуострову Камчатка, по сути, на краю света и уж точно – на самой окраине России. Считают ли жители Курил себя не такими, как все россияне? Насколько оторваны они от большой земли?
Валерий Артемьев, судовой механик ЗАО «Гидрострой» (Курильск, остров Итуруп):
– То, что мы другие, это есть немного. Если встретишь кого-то где-то на материке – это уже чуть ли не родня. Оторванность, конечно, ощущается. И издалека как бы больше видно, что в стране творится – а творится в стране черт знает что. Нас это обходит стороной, но все равно ощущается.
У нашего острова Итуруп есть регулярное сообщение только с Сахалином, которое сейчас довольно неплохое в сравнении с прошлым, но всё зависит от погоды и лукавого. Стоимость авиабилета до Южно-Сахалинска недавно разделили: для местных (с пропиской) билет в один конец стоит шесть тысяч рублей, для всех остальных – 16 тысяч. До Сахалина, порта Корсаков, можно также добраться пароходом по старой цене начиная от пяти тысяч рублей. Пароход еще ходит между островами Кунашир, Шикотан, Итуруп. Высокопоставленные гости могут позволить себе и полет из Хабаровска, и не знаю откуда там еще, средний «Боинг» садится.
В экстренной ситуации при хорошей погоде может полететь сансамолет или вертолет до Сахалина – правда, в зависимости от социального статуса больного.
Внутри острова сообщение между населенными пунктами есть, но не хватает того, что и всей России – нормальных дорог. Хотя в последние лет восемь кое-что асфальтировали, порядка 30 километров…
Проблемы с поставками продуктов и товаров у нас бывают только в непогоду – а в осенне-зимний период она постоянно. Но люди здесь привычные ко многому, в том числе и к перебоям с продуктами. Необходимое всегда есть.
ПОХОЖИ ЛИ КУРИЛЫ НА ОСТАЛЬНУЮ РОССИЮ?
На Курилах проживает 20 тысяч человек. Три самых крупных населенных пункта – Южно-Курильск (7,7 тысячи человек), Северо-Курильск (2,5 тысячи человек) и Курильск (1,6 тысячи человек). Свойственны ли Курилам те же экономические проблемы, что и большинству населенных пунктов провинциальной России?
Ольга Фиолетова, многодетная мама, в 2003-2013 годах жила в Северо-Курильске, остров Парамушир:
Какого-то явного недовольства местной властью среди жителей нет, проблемы решаются. Помню, мы выступали из-за «серой» зарплаты – нас собрали, поговорили, а потом зарплата стала «белая».
Из инфраструктуры здесь есть новый детский сад – люди его хвалят, говорят, что даже на материке нет таких садиков. Есть школа – учителя там очень сильные, по своей дочке знаю (молодежь получает только среднее образование, а дальше – Владивосток, Хабаровск, Москва, Питер). Есть больница – врачи очень отзывчивые, можно позвонить и проконсультироваться; правда, как и везде, медиков не хватает.
Сказать, что с острова все бегут, нельзя – скорее, здесь текучка. Пожилые едут на материк, где теплее. Приезжают геологи – говорят, чего на острове только нет. Одно время приезжали киргизы на заработки, после их отъезда цены на жилье стали падать. Мы, когда уезжали с Курил, продали свою трехкомнатную квартиру за 650 тысяч рублей, хотя купили чуть дороже. Коммунальные услуги – дорогие, как и везде (у нас в последние годы выходило 8-10 тысяч в месяц). Некоторые сдают приезжим жилье на условиях, что квартиранты будут оплачивать только коммуналку.
Цены на продукты в Ставрополье, где я живу сейчас, ровно наполовину меньше цен в Севкуре. К примеру, там хлеб стоит от 65 рублей, яйца – от 120 рублей. Но все продукты в магазине есть – сказывается близость Севкура к Камчатке.
В городе есть несколько крупных предприятий рыбопромысла, рыборазводящий завод. Рабочих мест достаточно, кто хочет работать, тот работает. Но люди, на самом деле, тут выживают – так как жизнь большинства островитян зависит только от вылова рыбы. Зимой из-за штормов рыбаки мало выходят в море. Вот и зарплаты у всех, кроме администрации, плавают. В марте может быть зарплата пять тысяч рублей, а в мае – 105, и не всегда удается ее растянуть.
ЯПОНИЯ – ОНА БЛИЗКО?
Минимальное расстояние между островом Кунашир Курильской гряды и японским островом Хоккайдо – 16 километров. Как сказывается на курильчанах соседство с Японией?
Мария Назарова, заведующая сектором передвижного клубного учреждения районного дома культуры (Южно-Курильск, остров Кунашир):
– Близость к Японии особо не ощутима, разве что виден остров Хоккайдо. И еще, когда проезжаешь аэропорт, сотовая связь вдруг становится японской (приходит эсэмэска о том, что ты находишься в роуминге).
Особых облегченных условий для получения визы в Японию для жителей Курильских островов нет. Только сахалинцы с пропиской могут с легкостью получить визу.
Зато в августе и сентябре начинаются безвизовые поездки японцев к нам для ознакомления с нашей культурой или для посещения могил своих родственников. Наши тоже туда выезжают – те, кто ездят в безвизовых делегациях. Это те, кто прожил на Курилах не менее семи лет, или принял на ужин японскую семью, когда они приезжают к нам, или те, кто из администрации. Там эти счастливчики занимаются шопингом, для них проводится культурная программа: мастер-классы, посещение школ, детских садов, заводов всяких и так далее. Но не скажу, что такой туризм в Японию широко распространен и все жители там побывали. Чаще, конечно, посещают эту страну морские – те, кто сдают им морепродукты.
Раз в год приезжают японские учителя и проводят курсы, за лето три потока примерно по месяцу. Популярностью они пользуются только среди фанатов японской культуры – а их немного, процентов 15 от жителей острова…
Японских компаний на острове нет.
В Южно-Курильске есть некоторые магазины, владельцы которых заказывают японский товар у людей, которые ходят на Японию (у морских). Товар следующий: кофе, разнообразные сладости, соусы, мисо-супы, кукса (лапша быстрого приготовления, ее так и называют), мороженое, БАДы, витаминки для глаз. Товары недешевые, поэтому их закупают в основном в подарок туристы, а жители редко балуют себя.
Закат за Японией. Вид из Южно-Курильска.
И ТЕПЕРЬ ПОВАЛЯТ ТУРИСТЫ?
В последнее время судьбу Курил не обсуждал только ленивый. Люди интересуются, а где это находится, как добраться, торопятся успеть попасть на острова, пока они еще в составе России. Как там обстоит дело с туризмом? Ожидают ли наплыва гостей?
Андрей Севальнев, бизнесмен, автор телеграм-канала «На рубежУ» и руководитель клуба путешествий «Курилы-Тур» (Южно-Курильск, остров Кунашир):
– На относительно небольшой территории острова Кунашир сосредоточено довольно много достопримечательностей, уникальных мест, есть богатый животный и растительный мир. Вот только часть из того, что стоит посмотреть: Горячий пляж, кальдера вулкана Головнина, Кипящее озеро, мыс Столбчатый, фумарольные поля вулкана Менделеева, горячие источники Столбовские, вулкан Тятя, озеро Лагунное, полуостров Весловский и многое другое.
Собственных туристических организаций на Курилах нет. У меня тоже не туристическая организация. Но здесь есть гостиницы, проводники, инструкторы – в основном это местные жители, работающие с турфирмами Сахалина и материка. У меня есть идея на базе своего ООО «Южно-Курильское охранное предприятие» создать информационно-координационный центр: консультировать туристов по всем вопросам, оказывать помощь в размещении.
На Кунашире более или менее развиты два вида туризма: организованный, когда турагентства с материка или с Сахалина по согласованию с нашими гостиницами и гидами присылают сюда людей, и неорганизованный, дикий, когда люди сами, с рюкзаками и палатками, по своим планам и картам, передвигаются по острову.
Туристы приезжают на остров в основном из России, но периодически и из других стран. Редко, но бывают японцы без групп. Я лично общался с туристами из Финляндии и Германии.
Статистику по туризму как таковую никто не ведет. По моим наблюдениям, с каждым годом поток туристов на Кунашир постепенно увеличивается – возможно, это связано с частым упоминанием в СМИ о возможной передаче островов в Японию. Таким вот образом о Курилах могут узнавать люди.
А ЧТО ЕСЛИ КУРИЛЫ СТАНУТ ИХ?
Недавно возобновились переговоры между Россией и Японией по Южным Курилам. На эту тему ведется очень много спекуляций. Есть домыслы, что россиян выселят или, наоборот, сделают гражданами Японии. Верят ли местные жители, что Курилы отдадут? И как представляют свою судьбу в таком случае?
Валерий Артемьев:
– Я давно не верю, что что-то решают люди и что от нашего мнения будет что-то зависеть. Какого-то поголовного опроса у местных жителей не проводилось, а инициатив и громких заявлений население не предпринимает. Но на слуху, половина не желают передачи, многие молчат, кому-то все равно, есть и ярые противники. У нас много работников из Приднестровья, Донбасса и Луганской области – то есть из тех районов, где образовался так называемый «русский мир» (что это такое, я и сам не знаю), – так они громче всех и кричат против отдачи японцам. Многие мечтают о компенсациях (раскатали губу), есть и согласные жить совместно.
Мое мнение – как патриот (хотя этого патриотизма убавляется с каждым событием, творимым руководством страны) я против передачи чего-либо. Но мне приходилось работать в совместном экипаже на одном судне с японцами, и я думаю, хуже, чем сейчас, при совместной жизни не будет.
Сейчас продолжаются безвизовые обмены групп жителей островов и японцев, начатые больше двадцати лет назад, и люди своими глазами видят разницу – как живем мы, а как японцы. Я как судовой механик сбился со счету, сколько раз был в Японии. А впервые я там побывал в 24-дневном круизе в 1980 году. Всё мое мировоззрение на «загнивающий капитализм» тогда поменялось! Я думаю, что мы сейчас еще и близко не подошли к уровню их 80-го года.
Ольга Фиолетова:
– Жителей Северных Курил это в любом случае не коснулось бы. Но когда я жила и работала там, одни говорили, что было бы хорошо, если бы Южные Курилы принадлежали японцам, потому что инфраструктура была бы такая, что с острова на остров мосты бы уже стояли. Кто-то говорил наоборот: поработят, выкинут, лишат всего, что было дорого. Лично я не хотела бы, чтобы Южные Курилы принадлежали японцам.
Мария Назарова:
– Мы относимся к таким разговорам с юмором. Все прекрасно понимают, что можно не переживать, реальным это не может быть.
Если такое всё же случится, все жители покинут этот остров, либо их «попросят» отсюда (возможно с выплатой компенсации). Мне это несложно будет сделать – я и так не коренной житель этого острова, и у меня есть место на материке, где жить и где работать. А остальные тоже не пропадут, у всех есть родня на материке.
Гражданами Японии никто не станет – японцы не дадут. Да и наши патриоты никогда этого не допустят.
Андрей Севальнев:
– Жители Курил в основном относятся негативно к возможной передаче южных островов Японии. Мы о Японии знаем не понаслышке и понимаем, как нам трудно будет адаптироваться там.
К переезду на материк готовы далеко не все курильчане, многие родились уже здесь, и у них другой родины, кроме как Курилы, не осталось.
Как живут на российских Курилах, о которых мечтает Япония (38 ФОТО)
Для увлеченных путешественников Курилы всегда были заветной мечтой, только вот добираться с каких-нибудь западных «окраин» слишком далеко и непомерно дорого. Если не живете постоянно в Сахалинской области, то будьте любезны отвалить как минимум вдвое больше за перелет из Южно-Сахалинска. По ценам на декабрь-2018, что предлагает Skyscanner, один билет туда-обратно до Кунашира – без малого 30 тысяч, до Итурупа – 33 тысячи с лишним. Лететь-то при этом всего ничего – 1:10 – 1:20 в один конец.
Неудивительно, что большинство выбирают паром, который хоть и идет гораздо дольше (почти сутки), но все-таки намного более приемлем по цене.
Впрочем, погода в регионе, особенно осенью и зимой, может задержать и воздушные, и морские рейсы на много часов и даже дней. Так что при обычном рабочем графике не факт, что отпуска хватит, ведь одну неделю можно запросто потратить в ожидании.
Пока, правда, кроме экстремалов (само собой, небедных), потока туристов нет и быть не может: мало того что дорого, так еще и нет условий для свободного передвижения по островам. Наземный транспорт практически не развит, дороги только недавно начали местами укатывать в асфальт.
И даже если у вас есть «неубиваемый» японский внедорожник, пусть и старый (на таких ездят практически все местные), придется поучаствовать в не самом веселом квесте «найди бензин». Сети заправок здесь попросту нет, жители покупают топливо у военных или предприятий на гособеспечении. Проще говоря, платят за ворованное.
В ноябре 2017 года в Южно-Курильске открылась лишь вторая по счету АЗС
Как известно, Южные Курилы мечтает заполучить Япония, которая вот уже 70 лет не соглашается из-за этого на официальный мир с Россией. Не поддерживая напрямую ни одну из сторон, иностранные СМИ все-таки намекают, что Россия ведет себя по принципу «сам не гам и другому не дам». То есть регион, который мог бы стать «жемчужиной», остается, по сути, «задворком», где немногочисленное население еле сводит концы с концами.
Anews предлагает взглянуть на три спорных острова глазами жителей, а также репортеров и путешественников, которым довелось там побывать в последние годы.
Власти рекламируют регион лозунгом: «Острова, на которых хочется жить!»
Итуруп: «адский трэш и безнадега»
Крупнейший и самый дальний от Японии остров, на который она претендует, населяют 6,5 тысячи человек. Местный административный центр Курильск – это единственный город, помимо него есть еще горстка жилых сел, а также россыпь пустых поселков, где число жителей постепенно сокращалось, пока совсем не исчезло в 1990-е.
Впрочем, с «живыми» селами ситуация тоже не очень. Например, Горное, построенное в 80-е как военный городок, наполовину опустело и было разграблено в начале 90-х, а в 1994-м сильно пострадало от землетрясения. Люди там живут до сих пор, но на фото это место выглядит как город-призрак.
Таким его запечатлел в 2010-м блогер ДимПалыч, который жил в Горном в детстве
ДимПалыч / LiveJournal» data-label=»https://ovsiasha.livejournal.com/7610.html ДимПалыч / LiveJournal» data-width=»600″ data-height=»450″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» data-width=»600″ data-height=»450″ />
Спустя пять лет, в декабре 2015-го, в Горном побывал известный фотограф Олег Климов, который наделал черно-белых снимков еще более «апокалиптического» настроения. Его репортаж опубликовала Meduza*.
Только летом 2018-го Горное с населением в 700 человек, давно списанное с баланса Минобороны, перешло в муниципальную собственность. Однако село уже фактически не подлежит восстановлению – настолько все разрушилось и одряхлело. Так что власти решили в течение трех лет переселить всех в новые дома, которые построят возле другого, более благополучного поселка.
Один из типичных домов Горного в 2018 году
Остальные населенные пункты Итурупа администрация считает благоустроенными. Но репортеры не соглашаются, называют Курилы и, в частности, Итуруп – «бедным и крайне изолированным регионом», а Курильск – «мрачным и даже зловещего вида поселком».
Хотя, многое, конечно, зависит от ракурса, сезона и погоды – если взглянуть на такое вот яркое и солнечное фото, то гнетущего впечатления не будет.
Другое дело – будничные реалии, которые от погоды не меняются: старые блочные дома барачного типа, грунтовые дороги, на которых летом жуткая пыль, а осенью непролазная грязь, отсутствие инфраструктуры и дикие цены на продукты при скромных зарплатах.
Согласно федеральной программе развития Курил на 2016-2025 годы, в бюджете заложено более 70 млрд рублей, чтобы поднять транспорт, инфраструктуру и повысить уровень жизни. Но жители существенного прогресса не наблюдают, хотя, по их мнению, на эти деньги можно было уже новый город построить.
В 2017 году фотограф и блогер Сергей Анашкевич показал свой фотоотчет о жизни в Курильске. В этом городе живет четверть всего населения острова, здесь сконцентрирована вся деловая жизнь, и это самый благоустроенный и приличный населенный пункт, отмечает он.
Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-label=»Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
Вот где действительно «адский трэш и безнадега», так это в обычных жилых дворах, продолжает он. Какие-то дряхлые руины деревянных домов, которые никто не убирает, брошенные сгнившие машины, сараи самого унылого вида, там и сям брошенное жилье.
Итуруп богат ресурсами: от уникального месторождения очень редкого и дорогого металла рения на вулкане Кудрявый до ценной рыбы и морепродуктов. На этом острове внедрены самые передовые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Но, как признаются журналистам местные жители, здесь процветает браконьерство, поскольку фактически только так можно обеспечить себе более-менее достойный доход.
Кстати, красная икра местного производства в здешних магазинах стоит как в Москве – от 2000 рублей за кг. Рыба и вовсе может стоить в полтора раза дороже.
На заводе по переработке кеты в поселке Китовый под Курильском
Как написал на одном форуме житель Сахалина: «Рыбу, которую мы добываем и обрабатываем на острове, сначала отправляют на материк, а уже оттуда наши поставщики и покупают ее для островитян. Та же ситуация и с бензином, газом и т.д. Сначала все добытое на материк, а уже оттуда нам. Так что если хочешь рыбы, то ты идешь не в магазин, а на рынок, либо к знакомым, где и ценник намного ниже».
Шикотан «там царит диктатура»
На этот маленький остров южнее Итурупа «ехать нужно только «к кому-то» и «зачем-то», просто так, в никуда, не получится», пишет посетившая его в июне 2018-го журналистка с Сахалина Елена Герцен.
Все население Шикотана составляет 2,5 тысячи человек – это рыбаки, военные, бюджетники, и пенсионеры. Живут они в двух поселках на весь остров – Малокурильском и Крабозаводском. Старые и новые однотипные постройки по-современному выкрашены в веселенькие цвета, но на причале пассажиров встречает груда ржавого металлолома и ангар с крупной надписью «Слава партии».
Асфальтовых дорог на острове нет, так что летом жители глотают пыль, а в непогоду месят грязь.
Путешественник из Эстонии Максим Старостин, тоже посетивший этот «край земли», показал в своем блоге на Туристере, как выглядит главная улица Малокурильского: «Сразу видно, что большинство зданий здесь построено еще в советское время. А асфальта, похоже, не было никогда».
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
Многомиллиардной федеральной программой поддержки Курил предусмотрено строительство нового жилья вместо старых трущобных бараков. Но, как сообщают СМИ Сахалинской области, никакого строительства не ведется, даже учитывая опасность нахождения аварийных домов в сейсмической зоне.
Более того, местные чиновники, как оказалось, «по ошибке» даже не внесли эти дома в список аварийного жилья.
Как рассуждают на Курилах, «то, что здесь строит Москва – это политические действия». Например, отгрохали на Шикотане просторную красивую школу – но, по словам местных, не нужна была такая, ведь учеников всего 128.
Центр плохо себе представляет реальные нужды далекого региона, но командует программой и распоряжается, куда какие средства должны пойти. При этом все традиционно – деньги «осваиваются», а результат мизерный.
Здесь практически нет кафе, есть кинотеатр, куда особо некому ходить. Пытались сделать дискотеку, но тоже некому – молодежь в основном уезжает и не возвращается.
А для тех, кто остался, единственная услада – отпуск, когда можно съездить на Сахалин. Правда, планировать поездку нужно сильно заранее, потому что билеты на теплоход в сезон раскупаются на месяц-два вперед.
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
В 2011-м один из курильских журналистов сказал про Шикотан: «Там царит диктатура, там все определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске – другой хозяин. Вот между ними и идет конкуренция». Так ли это до сих пор, неизвестно.
А про самих шикотанцев говорят, что они страшно горды тем, что живут именно там. Гордость или нет, но вот факт: когда власти предложили жильцам аварийных домов переселиться в новые на Кунашире, они отказались.
Кунашир: «цивилизация и прогресс»
А этот остров настолько близок к Японии, что ночью некоторым прямо из дома видны огни Хоккайдо. Упомянутый выше курильский журналист охарактеризовал Кунашир как «самый демократический, цивилизованный и прогрессивный». Причем это мнение 7-летней давности, а судя по самым свежим отзывам путешественников, изменения на Кунашире действительно заметны.
Фото с крыши его дома: через пролив – Япония
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»800″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» data-width=»1200″ data-height=»800″ />
Строительство новых сейсмоустойчивых домов
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»900″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» data-width=»1200″ data-height=»900″ />
Благоустройство территории (на фото: новенькая смотровая площадка с видом на бухту и вулкан Менделеева)
Kunashir сообщает, что «еще 5 лет назад на острове были исключительно грунтовые дороги отвратительного качества». Сегодня повсеместно укладывают асфальт.
Он, впрочем, добавляет, что на его памяти дороги на острове делают постоянно. «Причем один и тот же участок по несколько раз, и ремонтируют не потому, что этот участок пришел в негодность, а потому что нужно осваивать бюджет». Как будто бывает по-другому.
Сравните: одна из улиц Южно-Курильска, 2006 год
2018 год: облагороженные придомовые территории
Хотя дикий, но притягательный колорит запустения в стиле «Сталкера» тоже присутствует
На Кунашире (и в целом на Южных Курилах) в ближайшее время обещают стабильный скоростной интернет – «оптика» по дну Охотского моря уже проложена, осталось завершить установку наземного оборудования.
Ну а что касается магазинов, то, как обычно на островах, цены на продукты как минимум вдвое выше «материковых».
хлеб Бородинский (мини-кирпич) – 75 р
десяток яиц – 120 р
салями Микоян – 1400 р / кг
нерка хол. копчения – 1500 р /кг (причем добывается здесь же)
Сергей Анашкевич / LiveJournal » data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
А вот одежду и прочие промтовары проще заказать по интернету и через несколько месяцев дождаться доставки, чем найти что-то нужное и приличное на месте.
Япония: Раусу
Напоследок – несколько кадров из поселка Раусу на Хоккайдо – того самого, чьи ночные огни мигают жителям Кунашира.
Вид на бухту Раусу; на горизонте – очертания Кунашира
Рыбацкие постройки на пляже
Dmitry Gudkov / ourlifeunfolded.com » data-width=»1024″ data-height=»682″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» data-width=»1024″ data-height=»682″ />
В местном кафе мордобоев не бывает. 83-летняя хозяйка сама заваривает чай и обслуживает посетителей. Все столики бывают заняты местными стариками. По словам автора фото, англоязычного туриста, все очень дружелюбны и общительны.
Все в Инстаграме нахваливают еду в Раусу. Основной рацион, конечно, морской.
А это цены на крабов – от 5 до 9 тысяч иен (по-нашему от 3,8 до 5 тысяч рублей).
Только посмотрите на эти изумительные дороги
На Курилах свои потрясающие ландшафты, грандиозная природа, от от которой захватывает дух. В этом смысле нечего и сравнивать. Но остается сожаление, что в России, в отличие от Японии, не спешат создать возможности, чтобы как можно больше людей приезжали любоваться ими.
* Медуза признана судом России иноагентом