Чем занимаются на уроке физкультуры
Как провести урок физической культуры, который понравится ученикам
Ключевые слова: физкультура
Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное, неизменное с элементами новизны.
Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия:
1) чтобы ученик хотел,
2) чтобы учитель умел.
Главное это нестандартные подходы в каждой части урока.
Учителя физкультуры часто задаются вопросом как же сделать урок физкультуры более интересным, более моторным, и я в том числе.
В ходе своей педагогической деятельности в школе «Феникс» на уроках по физической культуре мне удалось опробовать (найти и открыть для себя) несколько необычных и интересных методов обучения.
Для школьников
1. Использовать в работе различный инвентарь.
(В обычной разминке и в общеразвивающих упражнениях мы используем различные предметы)
Это значит, что мы работаем не только без предметов, но и занимаем наше внимание и руки различными предметами.
Так маленькие мячи помогают развивать мелкую моторику и координацию.
Эффект новизны (даже, если комплексы упражнений разнообразны, все равно предметы преподносят новые эмоции, ряд новых обязанностей)
2. Разнообразить одну из частей урока упражнениями на внимание.
Подготовительная часть урока
Бег, Ходьба:
Соответственно если ребенок забыл или потерялся, или отвлекся, то начинает подсказывать весь класс, в ходе урока начинает участвовать весь класс, что поднимает интерес у детей и активность на уроке.
Разминка:
Основная часть урока
Подвижные игры с вызовом номеров, игра «По местам», «Передай другому».
Заключительная часть урока
Малоподвижные игры на внимание:
«Капитаны»
Упражнение выполняется в строю.
Если вам дается команда со словом «Капитаны», то вы команду выполняете. А если команда без этого слова, то ее выполнять не надо. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
«Как один!»
«Тик, Так, Тук»
Выбираются движения на каждую команду (ТИК, ТАК, ТУК).
3. Рассказывать технику выполнения упражнений без показа.
Слово «Приседание» не говорю (так же тренируется внимание):
Надеюсь, моя статья поможет сделать ваш урок более интересным, красочным и необычным.
«Физкультура — дурацкий предмет!» В чём же смысл этого предмета в школе и почему не стоит так говорить
В финал конкурса «Учитель года — 2020» в этот раз прошли целых пять учителей физкультуры: спорт снова в моде, а физра постепенно перестает быть предметом, от которого все традиционно косят. Учитель физкультуры Сергей Сивачев из города Кашина Тверской области рассказал нам про смысл уроков физкультуры в школе и про то, как сделать их интереснее.
О себе
Я начинал работать в сельской школе, вел разные предметы: музыку, физику, технологию. Так получилось, что начал преподавать физкультуру, мне понравилось, и вот веду этот предмет уже 11-й год. При этом с детства спортом я не занимался, а втянулся, когда начал работать. Плюс у меня есть мотивация, связанная со здоровьем: если я неделю-две не занимаюсь, начинаются боли в спине. Я понял, что, когда тренируюсь — бегаю, веду тренировки, вхожу в свой ритм, — боли прекращаются.
Начинал работать я без образования, потом окончил педагогический колледж, но знаний все еще не хватало, поэтому отучился еще и на психолога в Московском гуманитарно-экономическом университете.
В чем смысл физкультуры в школе?
Любой учитель физической культуры сталкивается с таким отношением родителей к ребенку: «Вот тебе все что угодно, только не трогай меня». Многие потворствуют ребенку — думают, что из любви к нему, а на самом деле из эгоизма. Сегодня мы массово наблюдаем у детей недостаток движения с детского сада или даже с рождения. Дальше таким детям тяжело входить в обычный, нормальный, человеческий образ жизни.
Основная задача учителя физкультуры — независимо от того, в каком состоянии здоровья ученик к нам пришел, вывести его на лучший двигательный уровень, привить культуру движения, дать почувствовать радость двигательной активности.
Физкультура в школе будущего — где её место
Конечно, над всем довлеет старая советская школа с ее нормативами и оценками по нормативам. Скажем, приходит десятилетний ребенок после начальной школы с двойками по физкультуре и уже привычным отношением «ты слабый, ты ничего не можешь». Конечно, ребенок будет думать: «Физкультура — дурацкий предмет, я лучше посижу в телефоне, и три в четверти мне все равно поставят». И такое отношение массово присутствует.
У меня в практике был случай, когда в пятом классе ребенок приходил к нам с полным освобождением от физкультуры, а после поступил в Институт физической культуры. Думаю, что этот пример показателен.
Физкультура развивает мозг
Есть теория, что, когда человек выполняет действия в привычном для себя режиме — ведущей ногой, ведущей рукой, в рутинном варианте, — стоит пробовать при совершенствовании упражнений выполнять их с непривычной, неудобной стороны. Это интересная двигательная задача, и при этом активизируются разные зоны мозга. Между правым и левым полушариями устанавливаются более прочные связи. Подтверждения этой теории я вижу в своей практике. Это интересно, помогает в мыслительной деятельности. И это работает у детей тоже.
Когда на тренировках по баскетболу мы начали развивать слабую левую руку у правшей, а у левшей — правую, мы заметили, что дети лучше ориентируются, выполняют больше сложных двигательных задач. Их игровое мышление стало лучше и рациональнее. Не скажу, что человек становится умнее от физкультуры, — просто он видит больше решений проблем, и не только двигательных.
Как сделать уроки физкультуры интересными?
Я стараюсь начать урок с необычного вопроса, подбодрить и воодушевить ребенка, чтобы он захотел что-то преодолеть.
Можно рассказывать интересные истории, можно давать физические упражнения на основе прошлого двигательного опыта. Если приводить пример, то старт в беге и в легкой атлетике довольно-таки похож на спринт с мячом в баскетболе. Я стараюсь дать понять, как использовать то, что ребенок уже умеет, уже знает, уже делал, — только немного в другом виде, но с использованием знакомого алгоритма.
«Отборовшись на турнире, они спят на литературе»: как учатся дети-спортсмены
У нас в школе есть спортивный клуб, но я веду именно баскетбольный кружок. Вернее, мы ведем вдвоем, я и мой учитель физической культуры, который учил меня. Раньше это был обычный кружок: дети приходили поиграть, больше никаких целей не было. Постепенно мы стали развиваться — приняли участие в соревнованиях на региональном уровне, хотя в городе нет баскетбольных площадок, только у нас в школе. Наши тренировки год от года становятся похожи не на кружок, а на профессиональные занятия.
У нас появился баскетбол для тех, кому больше восемнадцати, мы становимся центром баскетбола в городе. Ведь этот вид спорта достаточно демократичен: нужны только мяч и два кольца.
Не считать физкультуру проходным предметом
Я за то, чтобы физкультура была важной и у нас не забирали третий час в неделю, что сейчас происходит во многих школах. Когда в расписании есть три часа физкультуры, то нагрузка распределена на всю неделю, а положительный эффект движения помогает развиваться полноценно.
Сегодня отношение к физкультуре как к второстепенному предмету не редкость, из-за этого учителя не могут иногда добиться покупки оборудования, мячей и прочего для того, чтобы полноценно вести уроки.
В сегодняшней программе по физической культуре в концепции развития физкультуры и спорта как цель обозначен идеал — 70% населения должны регулярно заниматься спортом.
Есть вещи, которые радуют: например, прогресс ученика. Раньше он пробегал на два, а стал на три. Я бы поставил ему пять, не обращая внимания на нормативы. Индивидуальное развитие — это самое главное. Когда человек растет, это замечательно.
В наше время люди стали больше заниматься спортом. В городе появилась площадка ГТО, она не пустует никогда. Дети занимаются, бегают. Люди стали обращать внимание на свое здоровье. И это радует. Сейчас встретить человека на пробежке — это норма.
Что посоветовать учителям физкультуры и родителям?
Не быть безразличными. Деньги и база вторичны. Если есть человек, который чем-то увлеченно занимается, то постепенно сложится коллектив, появится и база. У нас сначала не было мячей, не было баскетбольной формы, но все получилось. Не опускайте руки.
Родителям хочется сказать вот о чем. Я знаю, что многие берут справки просто так, я знаю примеры, когда ребенок говорит: «Я не хочу заниматься физкультурой. Мам, возьми мне справку». Давайте любить своих детей и думать об их будущем. Детство закончится, придет юность, потом зрелость, а человек будет физически не развит, будет болеть. Давайте будем стратегами. Не будем потворствовать желанию детей, а будем думать об их будущем. Смотреть вперед.
Благодарим стажера Дарью Стробыкину за помощь в подготовке материала. Фото: Shutterstock / fotosparrow
Важность уроков физической культуры в школе
Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?
Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.
Роль физкультуры в развитии школьников
Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.
С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.
Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.
Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.
Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».
Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.
Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.
Проблемы в преподавании физкультуры
На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:
Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.
Устаревшие программы и методики
Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.
Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.
Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.
Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.
Кадровый вопрос
Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.
Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.
Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.
Материальная база
Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:
Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.
Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.
Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.
Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.
Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?
Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.
Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.
Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.
Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка.
Физкультура в школе проходит либо в специально оборудованном спортивном зале, либо на улице, также на специально оборудованной площадке. И в спортзале, и на площадке создаются определенные условия, согласно государственным нормативам. В спортзале нормативы регламентируют, сколько школьников может заниматься на данной площади, какова должна быть высота потолков, вентиляция и отопление, сколько должно быть подсобных помещений и раздевалок, сколько душевых и комнат отдыха, какие спортивные снаряды должны присутствовать. На площадке нормативы регламентируют, каким образом должны располагаться ворота для футбола, баскетбольные корзины и волейбольные сетки.
Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Наименее утомительна для детей самостоятельная двигательная активность, поэтому физкультура в школе часто предлагает детям условия для ее осуществления. Это может происходить как в спортзале, так и на улице, как со специальным инвентарем, так и без него, как с определенной целью, так и без.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников.
Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе – это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения.
Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.
Физкультура в школе в начальных классах продолжает обучать детей:
правильно дышать, сочетать дыхание с движением;
усложненным ходьбе и бегу;
бегу с препятствиями;
начальным навыкам прыжков в длину и высоту с разбега;
подбрасывать и ловить мяч одной и двумя руками; метать мяч в цель на разном расстоянии; лазать различными способами по гимнастической стенке; элементам спортивно-командных игр; часто обучают плаванию, ходьбе на лыжах.
Физкультура в школе в старших классах осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура в школе в более старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.
Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь. Физкультура в школе должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни. Физкультура в школе в старших классах должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Важно отметить, что физкультура в школе имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников.
Физкультура в школе имеет и свои проблемы. Среди них можно назвать проблему физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии психического и физического здоровья. Таких детей часто просто освобождают от занятий, а ведь ослабленные дети еще в больше степени нуждаются в благотворном влиянии физкультуры на организм. Учителя должны обратить на это особенно пристальное внимание.