Чем занимаются народы кавказа
Чем занимались люди на Кавказе?
Чем занимались люди на Кавказе?
Знаменитые кавказские ковры и войлоки
Обычным представлением о занятиях населения является признание того, что мужские промыслы больше связаны с рынком, а женские удовлетворяли домашние потребности. Для Кавказа это положение верно, за одним существенным исключением: сделанные женскими руками ковры испокон веков были предметом вывоза. В средневековье кавказские ковры и тонкие сукна (т. н. «лезгинские сукна») достигали Нидерландов, Германии, Италии; армянское слово «карпет» вошло во многие европейские языки в обозначении ковра вообще.
Зонами массового производства ковров были Армения, Азербайджан, южный Дагестан. В северном Дагестане ковроделие было развито слабее. Грузинские ковры не получали высокой оценки специалистов, исключение составляют оригинальные безворсовые ковры пардаги, делавшиеся в горной Грузии. В районах массового ковроделия ни одна женщина не выпадала из ковроткацкого ремесла. Почти каждое селение отличалось собственным узором ковра. Например, в Азербайджане они назывались куба, ширван, баку, казах и др. Ковры типа куба делали и азербайджанки и татки, карабах армянки и азербайджанки. Очень часто можно говорить о ковровой композиции, как определенной картине мира, выполненной своеобразным способом.
В тех местах, где не делались собственно ковры, их замещали близкие по функции, но иные по материалу изделия. Адыгские народы плели узорные циновки из рогоза, кумыки делали циновки с использованием нитей из растительных волокон, курды плели циновки с применением тростника.
В центральной и восточной части Северного Кавказа и на его южных склонах делали войлочные кошмы. Вайнахи и кумыки предпочитали мозаичную технику, балкарки делали войлоки с двусторонне вваленным узором, ногайцы выполняли узоры стежками. Широко была известна аппликационная техника узора. На Северном Кавказе войлоки валяли женщины, катая его по земле руками, на южных склонах Большого Кавказа валяние было мужским делом, и войлок катали ногами. Мужчины на Кавказе, бывало, вторгались в некоторые типичные женские занятия, так в азербайджанских городах можно было увидеть ремесленников, вышивавших шелком.
Шелк попал на Кавказ по трассе Великого Шелкового пути, ответвления которого проходили в разное время и по Каспийскому побережью и через горы центрального Кавказа. Распространение получили как привозные ткани, так и сделанные на месте. Накопление в горах образцов шелка, узорных и вышитых изделий из Китая, Ирана, Византии, арабских стран, Турции, привели к феномену т. н. кайтагских вышивок художественных композиций, в которых использовались и привозные образцы узоров, и их местное воспроизводство. Они высоко ценились в качестве средства украшения интерьера. Что касается местной индустрии шелкоткачества, то ее «слабым местом» было отсутствие умения правильно разматывать нить шелкопряда, вследствие чего нитку приходилось свивать из коротких и толстых обрезков. Сновали нитки на прядильных станках, почти для всей восточной части Кавказа такие станки делали горские евреи из аула Мюгюджа.
Вышивание шелком было широко распространено как из-за любви к ярким узорам, так и как досуговое занятие женщин и девушек в зажиточных городских семьях. Более престижным считалось вышивание золотыми нитями, различавшееся стилевыми национальными особенностями в Азербайджане, Дагестане, на северо-западном Кавказе. Горожанки Западной Армении уделяли много внимания кружевам. Горянки из крестьянских семей в моменты досуга пряли шерстяные нити или ткали на специальных станках и на пальцах узорные ленты. Если в руках горской женщины в часы, свободные от полевых работ, не было веретена, то окружающие подозревали, что она тяжело больна.
Народы Кавказа
Народы Кавказа
По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп, и более 30 национальностей. За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.
Проводя свою экскурсию о народах Кавказа, хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов. Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами. Но и не забудем о кочевых племенах.
Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании.
Южная часть Кавказа
А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.
С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.
Карта расселения народностей:
Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.
Самые многочисленные народы Северного Кавказа
Абхазы
– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.
Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.
Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.
Черкесы
Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.
Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.
Сваны
– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.
Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.
Осетины
– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо этой народности.
Ингуши и чеченцы
– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только чеченцы проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.
Лезгины
Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – лезгины, отличаются богатым культурным наследием.
Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.
Реферат Жизнь и быт народов Кавказа
Выполнила: ученица 9 «В» класса
Кавказ – регион, где проживает несколько десятков представителей разнообразных национальностей. Благодаря их смешению сегодня можно составить примерную картину быта и традиций кавказских народностей в целом.
Основные традиции семьи
Семейные обычаи на Кавказе почитаются всеми – и стариками, и молодыми людьми. Глава семьи, естественно, мужчина. Мужчина на Кавказе это глава и покровитель он имеет очень высокий авторитет.Самыми важными людьми являются старшие, они всегда правы и их слушают и не перечат. Вообще, у кавказцев принято считать что, если ты в молодом возрасте почитаешь и уважаешь старших, жизнь будет счастливой и удачной. При этом многие полагают, что проявление подобного уважения – секрет долголетия жителей Кавказа. Стоит отметить, что в домах, где вместе проживают люди разного кровного родства, комнаты расположены таким образом, чтоб они друг с другом не встречались. Даже случайно невестка со свекром, например, столкнуться в жилище не могут. Если рядом присутствует старший или представительница прекрасного пола, мужчина должен скромно стоять в стороне.
Все знают, насколько гостеприимны народы Кавказа. Даже, если в дом забредет какой-нибудь случайный путник, ему в большинстве случаев предложат пищу и кров на ночлег. Для гостей, которых ждут в кавказских семьях, обязательно заранее готовят либо отдельный дом, либо комнату. К гостям относятся с должным уважением и защищают их, если вдруг возникнет сложные взаимоотношения с другими членами семьи. На празднике главенствующее место в центре стола занимает непосредственно глава семейства.
Факты о проведения браков на Кавказе
Удивительно, но для девушек назначение суженного происходит еще совсем в юном возрасте – в 9 лет. Юноша вступает в брак, когда ему исполняется 15 лет. Закрепляется обряд сочетания брачными узами специальным договором, перед подписанием которого жених и невеста ни разу в жизни не видятся. После заключения брачного договора начинается само торжество в честь свадьбы. Многие люди знают, что свадебные гуляния на Кавказе длятся не один день, а гораздо больше. Приглашается огромное число гостей. После заключения брака на жену ложатся абсолютно все домашние хлопоты. Мужчина же обязан держать семью в достатке, работать и кормить жену. Если пара обручилась, не имея собственного дома, муж должен, как можно быстрее его отстроить.
Свадьба и свадебные обряды и ритуалы
Свадьба также как и сватовство было наполнено рядом этикетных моментов. Прежде всего, это поздравления, адресованные родителям невесты. По правилам этикета отца невесты поздравляли мужчины, мать – женщины.
Мужчин и женщин, прибывших на свадьбу, устраивали в разных кибитках, рассаживание гостей происходило по старшинству. Мужчин за столом обслуживали юноши, а женщин – девушки. За столом соблюдались все правила застольного этикета. Кроме того, мужчины соблюдали правила распития хмельных напитков.
Одним из развлечений свадебного торжества считалось исполнение певцами народных песен, во время которых слушатели должны были придерживаться определенных правил поведения: они не должны были переговариваться, выкрикивать с места реплики, прерывать певца, подавать кому-либо различные знаки, жестикулировать. Запрещалось во время коллективного прослушивания песен, музыки демонстративно покидать свое место. Если возникала такая необходимость, то это надо было сделать как можно незаметнее. Присутствие женщин не возбранялось, но они никогда не садились рядом с мужчинами.
По этикету новобрачные на свадьбе не должны были находиться вместе. Другим развлекательным моментом на свадьбе являлись танцы. Танцующие пары также следовали определенным нормам поведения: инициатива приглашения на танец всегда исходила только от мужчины, а его завершение – от девушки. Категорически запрещалось силком тянуть девушку на танец, делать лишние движения, не предусмотренные танцем, смеяться, гримасничать, девушка должна была вести себя скромно, не выбегать навстречу партнеру, не выказывать особого желания танцевать и т.д.
Согласно этикету невесту встречали все старшие родственники, кроме жениха. Этикет не позволял семье жениха открыто выражать свое недовольство малым размером приданого, его составом и качеством входящих в него вещей. В знак уважения к новой семье, родственникам жениха невеста до конца свадьбы стояла. По этикету каждого посетителя невеста приветствовала кивком головы.
Руководил застольем тамада. Если кто-нибудь желал на короткое время отлучиться, он должен был спросить разрешения у тамады. Уходящему и возвращающемуся присутствующие оказывали уважение вставанием. Этих традиций строго придерживались и другие тюркские народы. После свадьбы молодожены продолжали соблюдать обычаи избегания, они не разговаривали друг с другом при посторонних и не уединялись.
Есть здесь такая необычная традиция, под названием «похищение невесты», которая действует до сих пор. Были времена, когда за похищение человека на Кавказе можно было оказаться в местах лишения свободы. Но горячих горцев это никогда не останавливало.И так, есть парень, у которого возникло желание создать крепкую семью. В жены он хочет взять определенную девушку. После этого, он составляет четкий план похищения будущей невесты и согласовывает его со своими ближайшими друзьями.В назначенный день молодой парень отправляется за избранницей. Если раньше юноши ездили на похищение на лошади, то современные кавказцы ездят на машине. Невесту обычно похищали среди белого дня и просто с улицы.Как только девушка проведет ночь во владениях своего посетителя, она тут же автоматически становиться его женой. К такому обычаю обычно прибегают молодые влюбленные люди, чьи семьи по той или иной причине враждуют.
Рождение ребенка во всех народностях считается радостным событием. Однако, некоторые народы имеют особые обряды, связанные с появлением на свет нового человека. К примеру, на Кавказе обряд рождения ребенка полностью исключает нахождение мужчины при родах и даже в доме, где рожает женщина. Чаще всего муж должен был оставить родной дом на несколько дней, пока ребенок родится, и произведутся все необходимые обряды. Давайте поговорим об этом более подробно.
Рождение сына – почет и уважение
Согласно кавказским традициям, женщина, родившая сына, получала право общаться с влиятельными членами семьи, которыми зачастую выступали родители мужа, а также другие привилегированные особы. До этого женщина могла общаться с ними только через мужа, не имея права лично обратиться по какому-либо поводу. О рождении ребенка всех родственников оповещали мальчики, которые находились помещения, где находилась роженица. Чаще всего столь важная миссия ложилась на плечи детей мужского пола, находившихся в родственных связях с женщиной, которая производила на свет потомство. Когда новость доходила до счастливого отца, он должен был подарить детям, сообщившим хорошую весть, кинжал и шашки.
Первые дни жизни младенца
Еще одним интересным обычаям, который производили при первом купании новорожденного, было очищение от возможной порчи и сглаза. В емкость, где купали малыша (таз), нужно было положить ножницы и проговорить определенные слова. Считалось, что таким образом, прерывается любая связь с грехами, которые имела мать до рождения ребенка и могла передать малышу. Кроме этого, специальным приговором от ребенка отгоняли всех злых духов, которые могли бы совратить новую неопытную душу.
В кавказских семьях, где рождался ребенок, новоиспеченной матери запрещали кормить малыша в первые дни жизни. Кормлением занимались родственницы роженицы или соседки. Через некоторое время вскармливанием ребенка начинала заниматься мать самостоятельно. Еще одной важной традицией, связанной с появлением на свет младенца в кавказских семьях, считался момент преподнесения люльки. Своеобразную кроватку должны были подарить родственники. При этом очень часто одна люлька переходила по наследству много раз. Кроме этого, красивая люлька, подаренная по наследству матерью дочери, является знаком зажиточности и богатства, а также сулит малышу хорошее будущее.
На Кавказе исповедуют три основные религии:
1) христианскую (две секты: греческая и армянская);
2) ислам (две секты: Омара, или суннитов, и Али, или шиитов);
3) идолопоклонство, или язычество.
Греческая (православная) религия распространена среди грузин, имеретин, мингрелов, тушин, хевсуров и среди части осетин.
Жители закавказских областей, начиная с Дербента, Кубы, Ширвана, Карабаха и кончая Баку,— мусульмане, они относятся к секте Али наподобие [40] персов (они шииты). Население северного Дагестана, татары, ногайцы и трухмены — сунниты (из секты Омара); та же религия не так давно была принята черкесами, чеченцами, частью абазин, осетин и лезгин. Суннитов также много и в областях Закавказья.
Идолопоклонство распространено у абазин, осетин, кистинских народов и у некоторых лезгинских племен. Евреи, называемые здесь уриями, рассеяны в небольшом количестве по всему Кавказу.
Все собственно кавказские народности некогда исповедовали христианство. У них еще встречается много развалин древних храмов и остатки христианских обычаев. Лишь в конце прошлого века черкесы и чеченцы изменили религию под влиянием проповедей известного лжепророка шейха Мансура. Они восприняли ислам секты Омара, но не стали лучшими магометанами, чем были христианами, поскольку большая часть жителей Кавказа не умеет ни читать, ни писать: они очень поверхностно знают законы Корана и следуют лишь советам своих фанатичных мулл, в основном турок по происхождению, внушающих им ненависть к христианам и мусульманам секты Али.
Казалось бы, для того, чтобы сделать цивилизованными этих еще полудиких варваров, можно было бы довольно просто вновь подчинить их догматам христианской религии, но для достижения этой цели нужно было бы сначала больше развить у них вкус к сельскому хозяйству, торговле, дать им почувствовать преимущества и радости цивилизации.
В поэтическом творчестве народов Кавказа значительное место занимают эпические сказания. У грузин известны эпос о герое Ами-рани, боровшемся с древними богами и прикованного за это к скале, романтический эпос «Эстериани», повествующий о трагической любви царевича Абесалома и пастушки Этери. У армян широко распространен средневековый эпос «Сасунские богатыри», или «Давид Сасунский», отражающий героическую борьбу армянского народа с поработителями.
Устное поэтическое и музыкальное народное искусство продолжает развиваться и в наши дни. Оно обогатилось новым содержанием. В песнях, сказках и других видах народного творчества широко отражается жизнь Советской страны. Много песен посвящено героическому труду советских людей, дружбе народов, подвигам в Великой Отечественной войне. Широкой популярностью у всех народов Кавказа пользуются ансамбли художественной самодеятельности.
Какие народы живут на Северном Кавказе?
Под этим районом в географическом плане подразумевается уже азиатский участок южной границы Европы с Азией. Территориально народы Северного Кавказа проживают как в 7 особых субъектах федерации (автономных республиках, объединенных в Северокавказский федеральный округ), так и в пограничных к ним двух краях РФ – Краснодарском и Ставропольском.
Численность и плотность населения
Северокавказские народы (этносы Северо-Западного Кавказа и Предкавказья), проживающие на обозначенных локациях, составляют группу из 62 крупных и малых этносов. Коренных представителей Кавказа около 10 миллионов человек – то есть почти 7% от населения России и 60% от населения Северного Кавказа. А вместе с тюркским и пришлым православным населением здешний массив достигает 14 000 000 человек (все вместе местные люди это уже 10% от россиян).
Заметим: лишь 10 северокавказских этнических групп (как коренных, так и пришлых, включая русских) обладает заметным количественным составом (от 100 000 каждая нация).
Средняя плотность населения Северного Кавказа (в 1-ю очередь, имеется в виду СКФО) равна 58,5 чел/км². По показателю названный федеральный округ уступает лишь одному в стране – Центральному. В отличие от соседей (Краснодарского и Ставропольского краев) люди республик Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия – Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан скученно проживают в городах или в крупных районных центрах. Аулы малы.
Крупнейшие пункты в этом плане – Махачкала (606 266 ч), Грозный (324 604 чел), Владикавказ (301 543 чел), Нальчик (239 054 чел), Хасавюрт (146 394 ч) и Дербент (126 606 чел). Им не угнаться за многонациональными Краснодаром (948 827 чел). Лишь Махачкала (фактически 3 сросшихся городка) обошла в этом отношении региональный центр Ставрополь (454 488 ч).
Коренные народы
Часть местных наций проживают на описываемом природно-историческом ландшафте от 2 000 лет и более. Они относятся к двум языковым семьям – северокавказской и индоевропейской.
К первой относят такие народы как:
чеченцы (1 400 000 чел);
аварцы (910 000 чел);
адыги (адыгейцы, черкесы, шапсуги, кабардинцы и абазины) – 718 727 чел;
Баллада о народах Северного Кавказа или чему можно поучиться у кавказцев?
Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье мы с вами разберемся в том, что явилось причиной того, что народы Северного Кавказа сегодня представляют собой россыпь абсолютно разных и, в то же время, таких похожих народов (официально свыше 50), которые раскиданы по всей территории современного Кавказа.
Так же, я отвечу на вопросы многих читателей, которых интересовало то, чему кавказские народы могут научить, например, тех же русских. Хотя, слово «научить» здесь кажется очень неприличным, даже кощунственным.
Ведь, всегда народы Кавказа находились в тени русского народа. Но, поверьте, есть много положительных моментов в характере, культуре и традициях кавказцев, которых нет у русских, и которым можно поучиться.
Идею написания данной статьи подала мне постоянная читательница блога Dinara, за что ей выражаю большую благодарность. Я не вижу смысла здесь подробнее рассказывать обо всех кавказских народах, это будет очень долго. Но, в будущем обязательно напишу большие и интересные статьи о каждом отдельно взятом народе. Так будет намного лучше и полезнее. Здесь же я дам общую справку о народах Северного Кавказа, узнаем причины культурного и этнографического единства и, самое главное, расскажу о том, чему можно поучиться у кавказцев. Статья очень интересная и, поверьте моим словам, ее просто необходимо дочитать до конца. Вы сделаете для себя много открытий.
Итак, вначале нам с вами нужно четко представить себе, кто вообще такие — кавказцы? Чего они из себя представляют? Неужели эти бравые парни такие «страшные»? Ну, и пора развеять миф о том, что «русским девушкам кавказские парни нравятся больше, чем русские». Упс, вот это я задел, наверное, за живое. Ну, ответы на все это ищите дальше…
Народы Северного Кавказа: краткая справочная информация
Помните, в статье «Феномен многонационального Дагестана» я рассказывал вам анекдотичный миф:
«Решил как-то Бог расселить людей по всей Земле. Собрал он все народы мира в один мешок и пошел раскидывать. Все шло по плану, но, когда он дошел до кавказских гор, споткнулся об Эльбрус и выронил мешок из рук. В этот миг из мешка посыпались все народы, которые до сих пор прекрасно живут».
Я тут решил разобраться в классификации кавказских народов. Признаюсь, здесь не только черт, но сам чертенок ногу может сломать. Но, чтоб вам было понятнее, постараюсь на простом «человеческом» языке все пояснить. Классификацию народов Кавказа легче всего понять и представить на основе языковой идентичности. Еще такую идентичность называют – лингвистической. Ну вот, все стараюсь обходиться без сложных слов и понятий, но не получается. Думаю, вы меня простите. Хочу отметить то, что сегодня большинство историков и этнографов придерживаются такого же мнения. Вернее, я придерживаюсь их мнения.
Народы Кавказа: языковая классификация
Всего различают три большие языковые группы, каждая из которых состоит из подгрупп и ветвей.
1. Кавказская (палеокавказская) языковая группа – самая многочисленная и древняя. В свою очередь, палеокавказская группа состоит из трех ветвей:
Я решил для наглядности схематично показать вам классификацию кавказских народов. И вот, что мы получили в палеокавказской языковой группе:
2. Индоевропейская языковая группа. Очень большая группа, которая делится на четыре ветви:
На счет, так называемых, горских евреев хочу сказать следующее: у меня есть знакомые этой национальности. Кстати, известная певица Жасмин (настоящее имя – Манахимова Сара Яковлевна) является яркой представительницей горских евреев. Так вот, эти евреи мало чем отличаются от классических представителей этой нации. Я думаю, вы понимаете, о чем я говорю. Тем более, мое двухнедельное путешествие в Израиле позволяет мне их сравнивать (читайте статью «Как очень дешево отдохнуть на лучших курортах мира?» ).
Осталось добавить, что я напишу интересную статью о положении русского народа в северокавказском регионе. Столько воплей и криков по этому поводу в последние годы развели, но реальность совсем иная. Дабы не пропустить эту статью, подписывайте на обновления блога. А теперь давайте рассмотрим последнюю ветвь индоевропейской группы.
Нам с вами осталось рассмотреть последнюю группу народов, но прежде чем мы это сделаем, давайте посмотрим на графическую градацию индоевропейских народов Северного Кавказа :
К тюркоязычным народам Северного Кавказа также относятся: балкарцы (проживают в Кабардино-Балкарии), карачаевцы (Карачаево-Черкесия), кумыки (в основном, проживают в Дагестане, но некоторая часть – в Северной Осетии). Есть еще туркмены, которых называют «трухмены» и месхетинские турки в Грузии.
Вот это краткая характеристика северокавказских народов. Да, вы все правильно поняли. Очень кратко я старался объяснить. Говорил же, что сам чертенок «ногу сломает». Я, слава Богу, цел и хочу, для пущей наглядности, представить схему алтайской языковой группы народов Кавказа. Хотел еще и общую схему представить, но слишком много места это бы заняло:
Друзья, возможно, я какой-то народ пропустил. Если вы заметили это, то буду очень благодарен дополнениям в комментариях к этой статье. Да, надеюсь, что никого представленной информацией не обидел. Тем более, существует такое мнение, что все кавказские народы имеют общие корни. Давайте рассмотрим это…
Кавказские народы имеют общие корни?
На протяжении веков ковалась общая историческая судьба кавказцев, которая привела к образованию общекавказского этнографического единства. И сегодня все чаще слышны мысли об общности происхождения кавказских народов, но первым об этом написал Леонтий Мровели (XI век). Он является автором труда по истории Грузии с мифических времен. Так вот, Мровели составил «генеалогическое древо народов Кавказа» и выдвинул такую теорию, что все кавказские народы имеют одного общего предка – Таргамоса. А все нынешние народы это его потомки.
Кстати, именно это стало причиной того, что о кавказцах сложился такой (признаюсь, даже приятный) миф, что они горячие ВО ВСЕМ! Сами же кавказские девушки не всегда так думают. Или я не прав? Так вот, буквально позавчера мне читательница по имени Ирина прислала следующий вопрос:
Привет, Али! Вы, наверное, слышали о таком выражении: «Русским девушкам больше всего нравятся кавказские парни!». Что думаете по этом поводу? Если согласны с этим, то назовите причину. Спасибо за ответ.
Уважаемая Ирина, отвечаю на ваш вопрос. Я не буду опровергать это выражение (и утверждать тоже, я же не девушка… чувство юмора – хорошая штука), но мне кажется, что причина этому есть. Вспомните, в 90-е годы в стране крутили всякие бразильские, мексиканские и прочие южные «мыльные оперы» (сериалы), а также индийские фильмы. Главные актеры в этих сериалах всегда такие смуглые (либо загорелые), спортивные брюнеты. Нет, не подумайте, что я взахлеб смотрел сериалы. Так вот, кавказцы, чаще всего, подходят под это описание. Заметьте, я написал, что чаще всего. Вот и вся загадка того, почему кавказские ребята нравятся русским девушкам. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что не всегда парни оправдывают ожидания девушек.
А что вы думаете по этому поводу? Нам же осталось рассмотреть то, чему можно поучиться у кавказцев.
Народы Кавказа: чему можно у них (у нас) поучиться?
Сегодня люди по-разному относятся к представителям кавказских республик. Где-то сами кавказцы виноваты, где-то хорошо «поработали» СМИ, но суть одна – нельзя у народа отобрать то, что ему присуще исторически. Чего-чего, но традиции там все еще сильны и это меня не может не радовать. Особенно, когда вижу, что творится в остальной России. Нет, я не радуюсь тому, что другим плохо. Я огорчаюсь тем, что остальные не хотят перенимать наш опыт.
Знаете ли вы, что в Москве и Санкт-Петербурге уже появились специальные окна, куда можно приносить младенцев, от которых родители отказались. Наш профессор (кстати, доктор психологических наук) говорит, что из таких детей получают стволовые клетки. Еще раз хочу подчеркнуть, что все эти процессы имеют место и на Северном Кавказе, но там традиции настолько сильны, что все это не так сильно отражается на жизни общества.
В моей жизни был случай, который я запомнил на всю оставшуюся жизнь. В 2008 году я приехал в Саратов, надо было ночь переждать, чтоб утром поехать в Пермь. Так вот, на вокзале встретил бабулю, которая держала уши и плакала! Я подошел и спросил, чего же у нее случилось. Она сказала, что в том момент, когда заснула, кто-то подбежал к ней и сорвал с ушей сережки. Меня это просто шокировало. На Кавказе все это тоже есть, но не в таких масштабах. Другой пример: когда я жил в Дагестане, то знал своих соседей и соседей моих соседей по имени, мы общались и помогали друг другу. В Перми же я 2 года снимал квартиру, но так и не смог познакомиться с соседями на лестничной площадке.