Чем занимаются проектировщики в строительстве
Проектировщик: чем он занимается?
Инженер-проектировщик – это специалист, в обязанности которого входит работа над архитекторскими чертежами и планами различных конструкций. Именно проектировщики занимаются разработкой схем расположенных в зданиях систем водоснабжения, канализации, электричества, а также пожарной безопасности.
Профессия инженера-проектировщика уходит корнями в далекое прошлое. Системы водопроводов и сточных вод существовали еще в эпоху Древнего Рима и Вавилона. В современном мире различные специализации инженеров-проектировщиков приобретают все более важное социальное и стратегическое значение.
Без работы, выполняемой проектировщиком, невозможно представить себе ни одно строительство. Именно он создает необходимые чертежи на базе архитектурных планов. Инженерные системы, расположенные в сооружении, проектируются специалистом по коммуникациям. В силу большого развития строительства в настоящее время профессия инженера-проектировщика остается очень востребованной.
Описание профессии инженера-проектировщика
Проектировщики выполняют свою работу в тесном контакте с коллегами из сферы архитектуры. В зависимости от конкретных задач они разрабатывают проекты как целых строительных объектов, так и отдельных коммуникационных частей (например, водоснабжения, системы циркуляции воздуха, канализации и т.д.) На основе таких схем и свойств строительных материалов инженер-проектировщик работает над своими чертежами.
Инженеры-проектировщики заняты в самых разных сферах строительной деятельности:
Мосты, развязки и инфраструктурные объекты;
Промышленное строительство (электростанции, предприятия);
Проектирование систем жизнеобеспечения (водопровод, теплоснабжение, канализация, вентиляция и т.д.);
Строительство военных объектов.
Направления работы инженера-проектировщика
В ходе выполнения своих обязанностей инженер-проектировщик, как правило, выполняет следующие задачи:
знакомство с объектом перед началом проектирования, анализ полученной информации и технических условий;
работа над отдельными частями проекта;
реконструкция уже существующих объектов;
разработка конструкций зданий;
работа с техническими документами;
проверка технической документации на соответствие стандартам;
обсуждение и согласование проектной документации с заказчиком и контролирующими организациями;
понимание требований к сертификации разрабатываемых сооружений;
умение использовать инструменты для автоматизации проектирования;
базовые знания художественного конструирования;
понимание экономической теории, необходимой для проекта.
Профессиональные требования к инженеру-проектировщику
Источник фото gpointstudio/freepik
Проектировщик – это профессия, требующая в основном интеллектуального труда. Специалист в этой области должен обладать аналитическим складом ума, иметь способности к математическим расчетам, быть достаточно коммуникабельным, так как ему приходится иметь дело с другими специалистами, работающими над тем же проектам.
Работа над чертежами, в свою очередь, требует аккуратности, усидчивости и внимания.
Любой проектировщик должен знать:
основы и технологию проектирования;
методики экономических расчетов при проектировании;
применяемые требования и стандарты
Специалист-проектировщик также должен быть опытным пользователем профильных компьютерных программ для конструирования и проектирования (AutoCAD, Solid Works, Inventor и других).
Для ежедневной работы проектировщику необходим персональный компьютер с установленными программами для проектирования, графические планшеты, инструменты для создания чертежей.
Большую часть времени специалист по проектированию проводит в своем офисе, однако необходимы и выезды на объекты для получения наиболее точной информации, а также внесения корректив в уже созданные планы и чертежи.
Вакансии для инженера-проектировщика на рынке труда и уровень зарплаты
Специальность инженера-проектировщика считается достаточно востребованной на современном рынке труда, и на настоящий момент в нашей стране открыто около 2000 вакансий. Зарплата начинающих проектировщиков составляет около 40 000 рублей. Опытные специалисты могут рассчитывать на ежемесячный оклад в размере от 85 000 рублей и выше.
При условии постоянного повышения квалификации, трудолюбия и своевременного получения новых категорий для его специальности инженер-проектировщик может рассчитывать на карьерный рост из помощника и начинающего сотрудника до специалиста, а затем и главного специалиста или инженера.
Где может работать инженер-проектировщик
Инженер-проектировщик может работать в таких учреждениях, как:
организации по комплексному ремонту зданий;
НИИ строительного направления;
образовательные учреждения со строительным уклоном;
компании, занимающиеся проектированием и реализацией инженерных систем, а также их техническим обслуживанием;
инжиниринговые организации, проводящие технические исследования.
Где учат на инженера-проектировщика
Для получения специальности инженера-проектировщика необходимо высшее образование.
В процессе обучения в ВУЗе со строительным или техническим уклоном абитуриенты изучают такие предметы как физику, математику, сопромат, теоретическая механика.
Для тех, кто уже имеет высшее техническое образование, существуют курсы инженеров-проектировщиков. При этом работа проектировщиков крайне ответственна, а потому в России подлежит обязательному лицензированию. Чтобы устроиться по специальности, необходимо вступить в саморегулируемую организацию инженеров-проектировщиков и получить допуск СРО, а также быть внесенным в Национальный Реестр Специалистов в области проектирования (НОПРИЗ).
Плюсы и минусы профессии инженера-проектировщика
К несомненным плюсам профессии проектировщика можно отнести:
высокий уровень заработной платы;
возможности карьерного роста;
спрос на данную профессию;
работа, не предполагающая длительных командировок и разъездов.
Относительными минусами профессии являются:
большой объем необходимых знаний и выполняемой работы;
необходимость следить за постоянно обновляемыми стандартами и нормами.
Профессия инженер-проектировщик зданий
Полцарства за проект!
Одна из строительных профессий, о которой мало что знают большинство обывателей, это профессия инженера-проектировщика зданий. Мы можем дать оценку работе архитектора и его проекту, можем увидеть, насколько качественно (или некачественно) потрудились строители. Но вот работа проектировщика здания в основной своей массе оказывается скрыта от наших глаз.
«Ну и чем же он занимается? – спросите вы. – Проектирует размеры помещения?» Не только. Это кропотливый и тонкий труд, от которого зависит, насколько здание окажется удобным, надежным и долговечным.
Чем занимается инженер-проектировщик?
Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС, раздел «Должности руководящих и инженерно-технических работников проектных, конструкторских, технологических и изыскательских организаций», должность инженера-проектировщика, раздел «должностные обязанности»), инженер-проектировщик:
Как рассказала Татьяна ШУМИЛОВА, консультант по подбору персонала в направлении «Строительство» международного агентства по подбору персонала Kelly Services, сегодня работодатели хотят видеть у потенциального инженера-проектировщика следующее:
Кроме того, нередко от специалистов этого профиля требуется владение хотя бы одним иностранным языком.
Образование
Инженеров-проектировщиков зданий готовят в таких вузах как Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ, Институт пути, строительства и сооружений), Российский университет дружбы народов (РУДН, инженерный факультет, специальность «Проектирование и строительство промышленных и гражданских сооружений») и ряде других московских и региональных вузов.
Ну и, конечно же, нельзя не сказать о Московском государственном строительном университете (МГСУ), на котором мы остановимся более подробно. Понять, на каких именно факультетах готовят проектировщиков в МГСУ, оказалось не так-то просто. Но после небольшого расследования сделать это все-таки удалось.
Итак, факультет промышленного и гражданского строительства (ПГС) МГСУ готовит инженеров по специальности «ПГС» со специализацией «Исследование и проектирование зданий и сооружений». Кроме того, на инженерно-архитектурном факультете есть отдельная специальность «Проектирование зданий». Об особенностях обучения на этих направлениях рассказали заместители деканов данных факультетов.
Александр ТОПИЛИН, заместитель декана факультета промышленного и гражданского строительства (ПГС) МГСУ:
«По заявлениям, поданным летом 2009 года от желающих поступить на специальность «ПГС» со специализацией «Исследование и проектирование зданий и сооружений», конкурс был порядка трех человек на место. Однако из-за того, что абитуриентам было разрешено подавать документы сразу в несколько учебных заведений, и количество заявок было больше, чем в предыдущие годы, это искусственно подстегнуло рост проходного бала. А потом часть подавших документы забрала их и ушла в те вузы, где проходной бал был ниже и в итоге проходной бал оказался довольно низким (порядка 105 баллов по трем предметам, – физике, математике и русскому языку).
Основные предметы, на которые идет упор в обучении, – это строительная механика и сопромат, которые базируются на физике и математике. Начиная с третьего-четвертого курсов некоторые студенты-очники начинают работать, хотя мы этого не поощряем а даже наоборот, стараемся не допускать, потому что образовательному процессу работа часто мешает.
В докризисные времена, когда на наших выпускников был очень высокий спрос (выше, чем выпускаемое количество специалистов), мы заключали договоры с организациями. Согласно этим договорам, мы обязывались подобрать выпускника по требованиям компании (например, с водительским удостоверением, согласием ездить в командировки или знанием того или иного языка и т.п.), а за это получали от предприятия вознаграждение. То есть, фактически, мы здесь играли роль кадрового агентства.
К примеру, у нас есть система корпоративного образования. Это дополнительное образование, которое получают наши студенты в стенах университета. Одним из заказчиков и, соответственно, спонсоров этого проекта с 2004 года является группа компаний «СУ-155» (одна из крупнейших российских строительных организаций). В рамках этого договора мы ведем дополнительную подготовку студентов, которые после окончания вуза смогут пойти работать на это предприятие.
В ходе дополнительной программы студенты проходят то, чему недостаточно уделено внимания в основной программе их обучения. Например, как готовить документацию для открытия строительного объекта, как работать с проверяющими организациями, как сдавать объект, учим сметному делу и т.п. Лекции на эти темы читают как наши преподаватели, так и руководители подразделений «СУ-155».
Татьяна САРВУТ, заместитель декана инженерно-архитектурного факультета (ИАФ) МГСУ:
«Специалистам, которых мы выпускаем, присваивается специальность «инженер-архитектор». Выпускники данного направления нашего факультета весьма уверенно чувствуют себя как в проектировании, так и в художественных вопросах, а также в вопросах конструкций (их инженерной части).
На эту специальность спрос всегда был и остается стабильно высоким. Например, в прошлом году (2009) году было подано порядка 300 заявок от желающих поступить на специальность «Проектирование зданий» ИАФ. При этом бюджетных мест у нас лишь 25. Еще 50 человек принимаем на контрактной основе. Ни вечернего, ни заочного отделений у нас нет, поскольку получить подобное образование в таком режиме просто невозможно.
Чтобы поступить на данное направление, помимо ЕГЭ наши абитуриенты также сдают два творческих экзамена: рисунок и архитектурную графику. В процессе подготовки мы делаем акцент в равной степени как на инженерную, так и на художественную составляющие обучения. Основной предмет – архитектурно-конструктивное проектирование.
После окончания университета выпускники нашего факультета идут работать в ведущие проектные институты Москвы, такие как ОАО «Моспроект», ЦНИИЭП жилища (Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий), МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования), институт им. Мезенцева и др., а также в частные архитектурные мастерские».
Прогнозы
Как сообщила Татьяна Шумилова, из-за финансового кризиса строительный рынок «просел» как минимум на 60%. Поскольку новых объектов сейчас совсем мало, проектирование пострадало очень ощутимо (например, в январе 2009 г. обанкротилось самое крупное в мире проектное бюро Эрика ван Эгераата). Мария САЗОНОВА, консультант «АНКОР Недвижимость и строительство», отметила, что изменения на кадровом рынке затронули проектировщиков, в первую очередь, в отношении уровня зарплат. Как и в целом по рынку, наблюдается снижение окладной части на 25-30% по отношению к предложениям 2008 года.
Однако сейчас, по сравнению с 2009 годом, в сфере строительства наблюдается небольшой рост. Специалисты и эксперты этого сегмента рынка оценивают ситуацию довольно позитивно. Основная сложность заключается в финансировании объектов, недостаточные объемы которого и тормозят подъем этого важного сектора экономики.
Профессия в цифрах
Стоимость обучения в МГСУ:
— на инженерно-архитектурном факультете (очная форма) – 112 000 рублей в год; вечерняя и заочная формы обучения отсутствуют.
— на факультете промышленного и гражданского строительства:
очная форма – 95 000 рублей в год;
вечерняя форма – 66 000 рублей в год;
заочная форма – 58 000 рублей в год.
Ежегодно стоимость обучения увеличивается на 5-10%.
По оценкам Kelly Services, ежемесячная оплата инженеров-проектировщиков колеблется от 60 до 90 тысяч рублей при наличии английского языка.
А вот по данным «АНКОР Недвижимость и строительство», эти цифры несколько более скромные. Согласно представленным данным, инженер-проектировщик с опытом работы от года до трех сегодня зарабатывает от 40 до 60 тысяч рублей в месяц. Главный инженер проекта с опытом не менее четырех лет – от 70 до 100 тысяч рублей, а руководитель отдела проектирования с опытом работы более 6 лет – от 120 до 150 тысяч рублей.
Лана КУБАНО, медиахолдинг «Пронто-Москва»
Инженер-проектировщик
Инженер-проектировщик (от лат. ingenium — способность, изобретательность, projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — занимается разработкой схем и точных планов конструкций. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Такие инженеры работают в различных областях. Например, проектировщик инженерных коммуникаций разрабатывает схемы расположения в зданиях инженерных систем, выполняет чертеж, согласовывает его, вносит необходимые изменения.
Инженер-проектировщик объектов строительства делает на основе проекта, разработанного архитекторами, полный комплект чертежей будущей строительной конструкции.
Но есть и другие направления этой профессии:
Рабочее место
Строительные, строительно-ремонтные компании, конструкторские бюро.
Оплата труда
Зарплата инженера-проектировщика на декабрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Важные качества
В профессии инженера важен аналитический склад ума, творческое мышление, внимательность, пунктуальность. И конечно, любовь к конструированию.
Знания и навыки
Набор знаний, необходимых инженеру-проектировщику, зависит от его специализации.
В любом случае ему нужно знать:
Обучение инженеров-проектировщиков
Курсы
Инженеров-проектировщиков готовят строительные, различные технические вузы в зависимости от специализации. Например, проектировщику зданий и сооружений необходимо иметь диплом вуза по специальности «Промышленное и гражданское строительство», проектировщику вентиляционных и отопительных систем – по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», для проектирования систем электрооборудования – специальность «Электроэнергетические системы и сети».
Как стать проектировщиком без образования?
Я сразу же скажу, что технически это вполне возможно. Более того, я сам когда-то состоялся в качестве проектировщика не имея ни образования, ни опыта, поэтому имею моральное право рассуждать о подобных вещах.
Так как термин «проектировщик» применим сразу к нескольким различным специальностям, то здесь обязательно стоит уточнить, что в рамках данной статьи говоря о «проектировщике» мы имеем ввиду специалиста, осуществляющего разработку проектной документации для строительства.
Вначале необходимо вспомнить, что в сфере строительного проектирования такой должности как «проектировщик» нет. Полное название этой должности звучит как «Инженер-проектировщик», что подразумевает наличие у ее носителя инженерной квалификации, присужденной ему по результатам успешного обучения во ВТУЗ.
Правда наряду с этим, в системе строительного проектирования существует также должность «Техник-проектировщик», но так как эта должность напрямую никак не связана с самостоятельным принятием проектных решений, то рассматривать её сейчас мы не будем.
Должность и квалификация
Должность в организации и квалификация в системе образования это несомненно разные вещи, и обычно ничего не мешает коммерческой организации, при желании, присвоить инженерную или любую другую должность любому своему сотруднику, вне зависимости от уровня его образования.
Присвоить инженерную квалификацию своему работнику такая организация не может, для этого ей нужно быть аккредитованным учебным заведением. А вот присвоить инженерную должность она может запросто, ведь для коммерческой организации, осуществляющей деятельность в сфере проектирования, все нормативно-правовые акты, регулирующие данные аспекты, являются всего лишь рекомендациями, то есть актами добровольного применения.
Я понимаю, что звучит это немного неправдоподобно, поэтому предлагаю обратиться к нормативным документам, регулирующим обозначенные выше моменты.
Квалификационный справочник
В квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих 1998 года (4-е издание) (с изменениями на 27 марта 2018 года) указано следующее:
Раздел 2. Пункт 2. Инженер-проектировщик.
На основе новейших научно-технических достижений, передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации объектов и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает отдельные разделы (части) проекта.
Принимает участие в подготовке заданий на разработку проектных решений.
Участвует в сборе исходных данных для проектирования, в решении технических вопросов по закрепленным объектам на протяжении всего периода проектирования, строительства, ввода в действие объекта и освоения проектных мощностей.
Увязывает принимаемые проектные решения с проектными решениями по другим разделам (частям) проекта.
Проводит патентные исследования с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности.
Обеспечивает соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам по проектированию и строительству, а также заданию на их разработку.
Осуществляет авторский надзор за строительством проектируемых объектов, консультирует по вопросам, входящим в его компетенцию.
Участвует в анализе и обобщении опыта разработки проектов и их реализации в строительстве и на этой основе готовит предложения о целесообразности корректировки принятых общих и принципиальных проектных решений.
Принимает участие в составлении заявок на изобретения, подготовке заключений и отзывов на рационализаторские предложения и изобретения, проекты стандартов, технических условий и других нормативных документов, в работе семинаров и конференций.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области градостроительной деятельности;
Распорядительные, методические и нормативные документы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов;
Методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов;
Принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций;
Виды и свойства материалов;
Стандарты, технические условия и другие нормативные документы по разработке и оформлению проектно-сметной документации;
Технические средства проектирования и строительства;
Передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства;
Технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам;
Историю отечественной и зарубежной архитектуры и строительной техники, ее закономерности при решении современных задач проектирования;
Структуру, последовательность и методы архитектурно-конструктивных разработок, включая компьютерные, композиционные, функциональные и физико-технические основы проектирования;
Методы расчетов несущих конструкций, теплоизоляции и теплоустойчивости, звукоизоляции ограждающих конструкций, акустического, светотехнического, инсоляционного температурно-влажностного режима проектируемых зданий;
Проблемы урбанизации среды обитания и методы планировки и застройки населенных мест;
Основы проектирования водоснабжения и канализации, теплогазоснабжения и вентиляции, электроснабжения зданий, объектов и населенных мест;
Методику предпроектных исследований и формирования заданий на проектирование и строительство, реконструкцию или реставрацию объектов с технико-экономическим обоснованием решений, с учетом экологической чистоты объектов и требований безопасности жизнедеятельности;
Приемы и методы графического представления архитектурных и конструктивных решений в ручной и машинной графике;
Методы комплексной разработки архитектурно-конструктивных проектов гражданских и промышленных зданий и сооружений с использованием информационных технологий;
Методы геодезических работ при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений;
Методы расчета конструкций и физико-технических параметров проектируемых объектов;
Методы испытания физико-механических свойств строительных материалов, конструкций и грунтов;
Методы авторского надзора при реализации проектных решений;
Методы и средства контроля за состоянием окружающей среды;
Основы организации труда;
Основы трудового законодательства;
Правила по охране труда.
Инженер-проектировщик. Требования к квалификации.
Инженер-проектировщик I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера-проектировщика II категории не менее 2 лет.
Инженер-проектировщик II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием не менее 2 лет.
Инженер-проектировщик III категории: высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях.
Инженер-проектировщик: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях не менее 5 лет.
Очевидно, что категорированным инженером-проектировщиком без высшего профессионального образования стать никак нельзя, однако достаточно легко можно стать некатегорированным. В чем же отличие? Да, наверное, ни в чём.
Категории это рудимент плановой экономики. Они уже по сути утратили свое истинное значение, и существуют порой лишь в крупных проектных организациях и различных околобюджетных или же бюджетных учреждениях.
Единственный смысл категории в сегодняшних реалиях это служить обоснованием величины оклада, то есть категория инженера является основополагающей для определения величины причитающейся ему зарплаты.
В условиях свободного рынка зарплата специалиста, как правило, договорная и основополагающими являются уже совершенно другие мотивы, а вовсе не категория инженера, которая порой вообще не имеет никакого значения, ведь она только косвенно отражает объем компетенций специалиста.
Поэтому, согласно указаниям данного квалификационного справочника, специалист со средним профессиональным образованием через 5 лет работы в проектных организациях может свободно претендовать на получение инженерной должности.
А так как в тексте данного требования не приведен перечень или иной исчерпывающий список должностей, на которых нужно проработать претенденту, то можно сделать вывод о том, что и офис-менеджер с «корочками» швейного колледжа и завхоз с дипломом сельскохозяйственного техникума имеют все основания для того, чтобы через 5 лет работы в архитектурной мастерской заявить о своем желании занять позицию инженера-проектировщика.
Также стоит отметить, что согласно пункта 10 данного справочника лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Это как раз подтверждение того, о чем мы говорили в самом начале. Такие понятия как «достаточный практический опыт» и «качественное выполнение работ» крайне субъективны, поэтому организации ничего не мешает сделать вчерашнего студента ведущим инженером.
Все подобные вещи решаются в соответствии с локальными нормативными актами организации, поэтому какая-либо ответственность за подобные моменты нигде не предусмотрена.
Так же стоит добавить, что существует официальная позиция Министерства труда и социальной защиты по данному вопросу, которая разъяснена в письме от 6 июля 2016 г. № 14-2/ООГ-6465 «О профессиональных стандартах».
Что касается приведенного выше пункта 10, то квалификационный справочник в своем же первом абзаце сообщает нам о том, что он рекомендован для применения, то есть по сути не является обязательным.
Классификатор ЕСК 2020
В документе «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС 2020)», также являющимся рекомендуемым, приведены несколько иные требования:
Требования к квалификации
Здесь уже букв гораздо больше, однако никакой существенной разницы с предыдущим вариантом по сути нет. Про удостоверение о повышении квалификации и квалификационный аттестат, зная как они получаются и что из себя представляют, я просто даже говорить ничего не хочу.
Поэтому, как и в предыдущем варианте, через 5 лет работы в проектной организации теоретически можно ходатайствовать о присвоении себе инженерной должности, имея любой диплом о среднем профессиональном образовании.
Безусловно такой проектировщик будет проигрывать дипломированному специалисту по некоторым параметрам, связанным в основном с невозможностью его внесения в штат специалистов для подачи в СРО или участия в тендерах, но это никоим образом не лишает его права заниматься проектной деятельностью в принципе.
Само собой разумеется, что без диплома о высшем образовании, в организацию, где пышно цветет бюрократия, такого специалиста не позовут даже на собеседование.
Но это абсолютно не повод расстраиваться. Скорее наоборот. Ведь таких организаций меньшинство, сейчас везде правит рынок, а рынку нужны специалисты, а не дипломы.
К этому моменту мы еще вернемся, в частности поговорим о и том, в каких случаях не нужно иметь даже среднего профессионального образования.
Теперь же стоит разобрать моменты, связанные непосредственно с самим проектированием, что само по себе намного важнее, чем наличие диплома и его уровень.
Виды проектных работ
Тема проектирования достаточно глобальна и сориентироваться в ней, не будучи специалистом, довольно сложно, так как есть множество нюансов и нюансов этих нюансов.
Я постараюсь сейчас объяснить эти вещи как можно проще.
По большому счету, все проектируемые объекты относятся к одной из двух категорий:
• Промышленное строительство
• Гражданское строительство.
Промышленное строительство это своя специфика и зачастую такая специфика отраслевая. Есть объекты газонефтехимии, металлургии, энергетики, тяжелой и легкой промышленности, авиации, добычи ресурсов и так далее, их список внушает ужас и по всем указанным направлениям трудятся как проектировщики общего профиля, так и те проектировщики, которые узкоспециализированы на своей конкретной тематике.
Список их специализаций огромен, но таких уникальных проектировщиков не так и много, поэтому я предлагаю сейчас вообще забыть о промышленном строительстве, так как ничего существенного в дальнейшую картину оно не внесет.
Что же касается объектов гражданского строительства, то с этим все гораздо проще, в таких объектах мы живем, работаем и отдыхаем, поэтому хорошо представляем себе как выглядят такие объекты, из чего они состоят и что в них находится.
На профессиональном жаргоне такие объекты именуются «общестрой».
Какие же специалисты и по каким направлениям участвуют в создании подобных объектов? Ответ на это содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 (ред. от 06.07.2019) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
То есть зная, какие разделы проектной документации разрабатываются в принципе, можно сделать вывод о том, какие специалисты и какого профиля нужны для их разработки.
Раздел.2 Инженер-проектировщик генерального плана.
Раздел.5 Инженер-проектировщик электроснабжения.
Раздел.5 Инженер-проектировщик водоснабжения и водоотведения.
Раздел.5 Инженер-проектировщик отопления и вентиляции
Раздел.5 Инженер-проектировщик тепловых сетей.
Раздел.5 Инженер-проектировщик сетей связи.
Раздел.5 Инженер-проектировщик газоснабжения.
Раздел.5 Инженер-проектировщик технологических решений.
Раздел.6 Инженер-проектировщик проектов организации строительства.
Раздел.9 Инженер-проектировщик пожарной безопасности.
Cтоит отметить, что приведенный перечень в реальности обычно выглядит несколько иначе. Иногда один и тот же специалист ведет несколько направлений, а иногда на одном направлении работают несколько специалистов смежных специальностей.
Кроме того, в ПП №87 существует также раздел 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами», который еще больше расширяет перечень проектных направлений, но все же приведенные разделы 2-11 это основные и остальные пока имеет смысл игнорировать.
Учебные программы ВТУЗ
Если внимательно изучить приведенный перечень направлений и сопоставить его с существующим на сегодняшний день фундаментальным перечнем специальностей высших учебных заведений, то можно заметить, что по некоторым направлениям выпускать специалистов по сути некому.
Дело здесь не в отсутствии ВТУЗ как таковых, а в отсутствии определенных образовательных программ в них. А программ таких нет вероятно потому, что они не настолько объемны и сложны, чтобы для их изучения был необходим базис в виде высшего уровня образования.
Если пока не понятно о чем я говорю, то я поясню это на своем примере.
Наша студия занимается проектированием большого количества разделов проектной документации, носящих общее собирательное название «Слаботочные системы» или иногда «Сети связи».
• Автоматическая установка пожарной сигнализации
• Автоматизация противопожарной защиты
• Автоматические установки пожаротушения
• Система оповещения и управления эвакуацией
• Охранно-тревожная сигнализация объектов
• Периметральная охранная сигнализация
• Система охранного и технологического видеонаблюдения
• Система охранного освещения
• Система контроля и управления доступом
• Проводное радиовещание и оповещение по сигналам ГО ЧС
• Системы экстренной, оперативной и громкоговорящей связи
• Система коллективного приема телевидения
• Телефонные сети общего пользования
• Электрочасовые установки (часофикация)
• Структурированные кабельные системы
• Домофонная и видеодомофонная связь
• Автоматизация технологических решений
• Автоматизация инженерного оборудования
Как правило, в небольших проектных организациях все решения из данного перечня разрабатывает один человек, однако таких специалистов и в таком объеме нигде не выпускают.
Обычно для того, чтобы занять позицию такого проектировщика в организации, необходимо иметь один из трех дипломов: «электрика», «автоматчика» или «связиста». Но никакая образовательная программа приведенных выше специальностей не охватывает требуемого перечня компетенций. Даже если взять понемногу ото всюду, то всё равно не хватит.
Дело в том, что на сегодняшний день проектировщиков разделов охранно-пожарной сигнализации, системам эвакуации, противопожарной защиты, видеонаблюдения, контроля доступа и им подобным ВТУЗ практически не готовят.
Всего лишь в нескольких ВТУЗ страны существуют кафедры по подобным направлениям обучения, но это сделано больше в угоду рынку, потому что для освоения данной специальности вполне достаточно курсов.
От себя я добавлю, что по большинству указанных слаботочных систем, проектировщика среднего класса из дилетанта можно сделать за 36 часов обучения, и этот вариант мне видится намного более предпочтительным, чем вариант 2 года протирать штаны на парах «сопромата» и «теормеха», которые мне лично никогда и нигде не пригодятся.
Подводя итоги
1. Высшее образование желательно, но не обязательно.
Можно стартовать сразу со среднего профессионального и по истечении пяти лет работы в проектной организации ходатайствовать о присвоении себе инженерной должности. На каких именно позициях необходимо эти 5 лет отработать нигде не конкретизируется.
2. Профильное образование желательно, но не всегда обязательно.
Иногда пройти курсы переподготовки или повышения квалификации будет намного целесообразнее, чем тратить время на освоение учебных программ ВТУЗ. Это не так дорого, в среднем от 2500 до 7500 рублей за программу. Можно учиться очно, можно и дистанционно, однако дистанционное обучение я всё же никому не рекомендую.