Чем занимаются психологи мвд
Зачем в полиции психолог?
Должность появилась в МВД почти 20 лет назад – в конце 90-х годов. На Западе эта практика существует еще дольше. Постараемся обозначить круг обязанностей полицейского психолога, контингент, с которым придется работать, а также, что еще нужно будет делать на данной должности. Как работают западные коллеги, сколько штатных психологов состоит на службе. Надеемся, что статья поможет оценить свои силы и решить: подходит ли вам эта работа, или стоит поискать что-то менее ответственное. Специальности в колледжах после 9 класса предполагают изучение общей психологии, но для работы в силовых ведомствах этого недостаточно.
Обязанности полицейского психолога
В полиции существует целых три направления работы:
Каждая должность специфична и требует, как минимум, сокращенного обучения в университете после колледжа полиции. Но, как мы успели выяснить, работать полицейским штатным психологом будет возможно только после получения диплома о высшем образовании, а также волонтерской работы. Кандидатуру должен одобрить, в свою очередь, действующий психолог в полиции.
Если вы не прошли отбор – не расстраивайтесь. Возможно, у вас нет тех личностных качеств, которые помогут выдержать каждодневную дисциплину, плюс общение со специфической аудиторией – убийцами, насильниками, педофилами, наркоманами, бросающими своих детей, и малолетними преступниками. Здесь впору о своей психике побеспокоиться, не то что другим помочь. Особенно тяжело будет девушкам из хороших семей, которым трудно понять чужое безнравственное поведение. Здесь нужен либо высочайший профессионализм, либо опыт общения в прошлом с таким контингентом и твердый характер. Лучше – и то, и другое.
Работа с подозреваемыми
Задача полицейского психолога – выявить ложь и убедить подозреваемого сказать правду. Недоверие к силовым структурам вызывает ответное поведение, которое должен скорректировать специалист.
Часто необходимо вмешательство женщины, которая может «разрядить» обстановку. С трудными подростками женского пола необходим именно такой подход, поскольку общение с матерью у них не сложилось. В этом случае молодая девушка, окончившая после 9 класса колледж по специальности «Психология», не сможет ничего добиться, ведь у нее нет своих детей… Тем более – взрослых, тем более – трудных.
Работа с потерпевшими
В большинстве случаев – это люди, чьи родственники или они сами пострадали в результате неправомерных действий. Чтобы добиться каких-либо показаний, нужно сначала успокоить человека, а потом за дело возьмется следователь.
С жертвами насилия приходится работать долго, чтобы вернуть человека в социум. Но чаще всего этого так и не удается сделать в полной мере. У многих психика после трагических происшествий так и не восстанавливается.
Работа с сотрудниками – в каких ситуациях это нужно
Находиться среди преступников постоянно – это тяжело. Такая же ситуация у врачей. Наверное, приходилось слышать, что некоторые из них болеют теми же заболеваниями, что их пациенты. Это означает, что врач не справился, не хватило энергии на себя и на пациентов. Чтобы избежать подобного, в штате работают сразу несколько специалистов-психологов разного профиля.
Где учиться на психолога, чтобы работать в полиции
Допустить к работе в полиции могут только специалиста с высшим образованием, имеющим опыт работы полицейским. Например, человек прошел обучение по специальности оперативник в колледже после 9 класса. На практике оказалось, что у него хорошо получается вести переговоры, поэтому он поступил на факультет психологии в университет.
После учебы в ваших же интересах пройти практику. Например – в школе, чтобы увидеть, как ведут себя подростки, найти с ними общий язык. Затем можно попробовать себя в более серьезном деле – волонтерской работе, то есть работать бесплатно. Только ради того, чтобы научиться или попробовать себя в данном виде деятельности.
Колледжи
Колледж перед факультетом психологии может быть любой: педагогический, полицейский, юридический. Соответственно, какое-то направление будет доминировать в работе. После педагогического колледжа можно работать с трудными подростками. Как ни парадоксально звучит, но чтобы их понять и вызвать уважение, нужно самому побыть трудным подростком.
Это то же самое, что говорят знаменитые сыщики: мыслить как преступник. Чтобы сократить время на подготовку себя как полицейского психолога, можно уже во время обучения по специальности в колледже после 9 класса начинать заниматься волонтерской работой.
Университеты
В университете больше практических занятий, но они рассчитаны на общий контингент, поэтому знаний в такой специфической области, как криминалистика, может не хватить. Дополнительно необходимо позаниматься с уже работающим психологом более высокого ранга, чтобы он помог определить ваши проблемные зоны, которые будут мешать работе с криминальным контингентом. Одним словом – работать над собой придется гораздо больше, чем с самим криминалом.
И это важнее, потому что такие навыки не дадут «сгореть» на работе. Сгореть – означает, что будет нарушен баланс между отдачей и потреблением энергии. Чтобы не произошло подобное, нужно научиться еще в университете техникам получения энергии. Такие методики существуют, они эффективны, и мы призываем очень серьезно к ним отнестись.
Сделайте так, чтобы вам было комфортно работать полицейским психологом. Что для этого нужно? Усидчивость, терпение, понимание человеческих слабостей и уважительное отношение к каждой личности.
Специфика деятельности психолога в структуре МВД
Рубрика: Педагогика и психология
Дата публикации: 17.07.2019 2019-07-17
Статья просмотрена: 4403 раза
Библиографическое описание:
Любаев, Д. В. Специфика деятельности психолога в структуре МВД / Д. В. Любаев, А. В. Любаев. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1372/ (дата обращения: 22.12.2021).
Психология как наука охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и проявления, и использование психологических знаний, закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, а также благодаря особенностям изучаемой области в психологии, повышение эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохраняемой и пенитенциарной деятельности [1, c. 22].
На сегодняшний день концепция кадровой политики Министерства Внутренних дел РФ определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям, занесенным в документ министром внутренних дел Владимиром Колокольцевым 2 сентября 2013 года приказ МВД России № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [4].
Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности, обращая внимание, как и на отдельного сотрудника, так и на работу коллектива в целом [7, c. 23].
Как и в любой другой сфере деятельности, где основная работа, прежде всего, сотрудничество с людьми, работа в органах внутренних дел, как и другие нуждается в психологической подготовке. Лица, поступающие на работу в МВД, сознательно должны понимать задачи их деятельности и всю картину возможной угрозы в чрезвычайных ситуациях. Поэтому все претенденты проходят обязательную психологическую экспертизу, в виде весомой работы со штатным психологом. Прежде всего, это беседа и опрос с претендентами, где можно выявить характер взаимодействия человека с другими людьми [6, c. 234]. Ознакомление с личным делом, и выявление нежелательных пунктов в биографии человека. Также большее внимание уделяют диагностики личности, с помощью основных методик выявляют темперамент, акцентуацию характера, методика диагностики уровня субъективного контроля и методики, выявляющие степень агрессивности. Исходя из специфики работы в ОВД, также члены коллектива могут пройти различные тесты на стрессоустойчивость, потому как именно этот фактор является важнейшим в работе МВД.
Обычно для работы в правоприменительной системе идут молодые люди, которые сформированы как целостная личность, которая включает в себя морально-этические, познавательные, мотивационные, нравственные, эмоциональные и волевые компоненты.
Из личной беседы можно выявить, что мотивы молодого человека отражают стремление стать следователем, адвокатом, прокурором и потребность выполнять свои должностные обязанности. В познавательной сфере кандидат имеет представление о том, что перед ним будут стоять задачи, связанные с профессиональной деятельностью и со всеми ее аспектами, связанных с различными профессиональными ситуациями, способность видеть себя в качестве специалиста.
Также стоить отметить эмоциональную устойчивость молодого специалиста, при работе с преступностью, уверенность в себе и в свои силы, а также преодоление различных преград. Волевые качества, как одна из главных сфер, отражают сосредоточенность, усердие при выполнении профессиональной задачи молодым специалистом.
Целью собеседования в основном является первичная оценка объективных успехов поступающего на службу, т. е. рекомендации, справки, характеристики, дипломы, почетные грамоты, а также любые дополнительные данные на поступающего.
Наряду с этим изучаются и затрагиваются вопросы, связанные с [5, c. 83]:
Васильев В. Л. выделяет 5 типов профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования [2, c. 413]:
Помимо организации приема на службу, психолог также имеет право сотрудничать с другими отделами в структуре МВД. Применение психологических знаний дает возможность разрешения большей части проблем в тех или иных ситуациях. Работа психолога касается помощи как сотрудникам, так и потерпевшим. Что касается помощи сотрудникам, то здесь можно отметить работу со следователями, сотрудниками СИЗО, ОМОН и других силовых структур. Так как эта работа напрямую связанна с борьбой с преступностью, то велика вероятность стрессовых ситуаций. В этих случаях психолог всегда компетентен в вопросах разрешения конфликтов, как и внутриличностных так и коллективных. В первую очередь, это индивидуальный подход к человеку, правильная диагностика личности, выбор и применение ситуаций приближенных, и приемов для разрешения конфликтов.
Также важна роль психолога в качестве эксперта-консультанта при раскрытии уголовных дел. Имеются много различных ситуаций, в которых необходима помощь психолога, так, например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, ритуальных поджогов и взрывов, изнасилований и других тяжких преступлений, планирование первоначального этапа раскрытия преступной деятельности организованной преступной группировки.
По мнения Васильева В. П., такой вид помощи носит внепроцессуальный характер. т. е. в качестве информации справочного характера для следствия. Это могут быть данные о личностных особенностях восприятия, мышления, памяти, особенности развития детей и пожилых лиц, характер поведения в алкогольных и наркотических опьянениях, состояние аффекта, стресса, сильного страха. Что касаемо групповых преступлений, то здесь что психолог может дать информацию следствию о характере взаимоотношений в данной преступной группировке, распределение ролей, наличие лидеров, способствовать поиску уязвимого звена. Согласно ст. 133 УК РФ психолог также может быть привлечен к участию в производстве следственных действий, таких как обыск, осмотр места происшествия, допрос. Результаты, полученные от психолога, фиксируются в протокол [2, c. 452].
Работа психолога с обвиняемым предполагает конкретную диагностику личности, беседу, а также помощь. Помощь обвиняемым заключается в том, чтобы дать понять задержанному благоприятное расположение психолога [3, c. 109]. Само заключение под стражу влечет формированию стресса у обвиняемого, так психолог компетентен, проработать с обвиняемым те переживания, которые мешают или наоборот будут способствовать введению дела.
Закон предусматривает наличие в кадровом составе психолога-педагога, для введения дел с малолетних и несовершеннолетних. Задача психолога-педагога помочь не только следствию, но и самому ребенку при выборе между преступным и спокойным миром, не в коем случае не настаивать на поселении в интернате и в колонии для малолетних, так как ведет за собой критичные последствия, в связи с тем, что социализация у этого ребенка происходит в местах заключения с определенным типом людей. Психолог может подкорректировать формулировку и введение допроса именно с данным несовершеннолетним ребенком, дать сведения для дополнения данных следствия. Также важно участие психолога в производстве следственных действий в отношении лиц с психическими отклонениями, заболеваниями, где устанавливается контакт, идет корректировка вопросов с учетом познавательной способности обвиняемого.
Подводя итог, можно сказать, что психолог, состоящий в ряде структур МВД, выполняет колоссальный объем работы, выполняя свои функции в качестве эксперта и консультанта. Психолог должен иметь развитое аналитическое мышление, иметь такое качество как эрудированность, так как на сегодняшний день больше половины преступников имеют высшее образование. Специалист должен быть грамотным в любых ситуациях, компетентным по отношению к обеим сторонам и иметь огромное желание помогать людям.
Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической работы в органах внутренних дел.
§ 3. Основные направления деятельности психолога ОВД.
Осознание острой необходимости формирования положительного образа сотрудника полиции в глазах общественности и выхода на качественно новый уровень профессионализма российских полицейских, соответствующий международным стандартам, обусловило неизбежность реформирования системы МВД России. Данный процесс предполагает не только реорганизацию структурных подразделений системы, расширение и углубление критериев отбора кандидатов на службу в полицию, но и разработку, внедрение новых концептуальных подходов к психологическому сопровождению оперативно-служебной деятельности.
Психологическая работа в ОВД в настоящее время регламентирована приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Согласно приказу психологическая работа в ОВД России проводится:
1) в подразделениях центрального аппарата МВД России, оперативных бюро МВД России, центрах специального назначения МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД России, дислоцированных в г. Москве (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), — психологами подразделений по работе с личным составом, должностными лицами, имеющими высшее (послевузовское) психологическое (по специальностям «Психология», «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология») или медицинское (по специальности «Психиатрия») образование, на которых в установленном порядке возложены обязанности проведения психологической работы, а в случае их отсутствия — психологами, определенными ДГСК МВД России;
2) в территориальных органах МВД России на окружном, региональном (включая подчиненные организации) и районном уровнях, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также в иных организациях и подразделениях, которые созданы для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД (за исключением дислоцированных в г. Москве), — психологами названных подразделений, а в случае их отсутствия — определенными ДГСК МВД России психологами территориальных органов МВД России на региональном уровне, образовательных организаций МВД России по месту их дислокации;
3) в подразделениях, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего перечня, с сотрудниками, назначаемыми на должности Президентом РФ, Министром внутренних дел РФ, заместителями Министра, — психологами, определенными ДГСК МВД России.
Для осуществления профессиональной деятельности психологам выделяются служебные помещения, оснащенные необходимой мебелью, средствами связи и оргтехникой, кабинеты психологической регуляции, а также учебно-методические пособия, психологические тесты и методики, психодиагностические и психокоррекционные приборы.
Психологическую работу обязаны организовывать руководитель, заместитель руководителя по работе с личным составом, а при его отсутствии — должностное лицо, на которое возложены обязанности организации морально-психологического обеспечения.
Ответственность за организацию психологической работы несут руководители (начальники), заместители (помощники) руководителей (начальников) по работе с личным составом органов, организаций, подразделений МВД России [25].
Подразделения психологической работы (психологи) обязаны обеспечивать и проводить мероприятия психологической работы с личным составом.
В настоящее время психологическая работа в ОВД охватывает все этапы прохождения службы — с момента поступления кандидата на службу, вхождения в должность до увольнения по достижении предельного возраста.
Одним из первостепенных по значению и масштабам направлений психологической работы в ОВД является организация и проведение профессионального психологического отбора кандидатов на службу, стажеров по должности в период испытательного срока, сотрудников при перемещении, назначении на руководящие должности, включении в кадровый резерв.
Социально-психологическое изучение личности в рамках профессионального психологического отбора включает последовательную реализацию таких форм работы, как тестирование (психологическая диагностика), психологическое обследование (индивидуальное собеседование), специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа в целях выявления личных и деловых качеств, необходимых для успешного выполнения служебных обязанностей сотрудника ОВД, а также для выявления факторов риска девиантного поведения. Тщательное изучение личностных качеств помогает сделать прогноз, насколько успешной окажется последующая профессиональная деятельность сотрудников.
Психологи активно принимают участие в работе с сотрудниками, претендующими на руководящие должности, при формировании федерального кадрового резерва, кадровых резервов Министерства, его территориальных органов и подразделений. В данном случае используются современные инновационные психотехнологии, которые позволяют комплексно оценить управленческий потенциал. Полученные результаты помогают принять взвешенные кадровые решения, препятствуют назначению на руководящие должности сотрудников с недостаточной управленческой компетентностью, слабым уровнем общей и психолого-педагогической культуры, низкой степенью авторитетности в служебном коллективе [26].
Практика показывает, что отобрать достойных кандидатов, отвечающих самым высоким требованиям, — недостаточно. Необходимо осуществлять непрерывное морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности (от приема на службу вплоть до увольнения на пенсию), создавая внутреннюю организационную среду, которая обеспечивает профессиональное развитие сотрудников и формирование у них ценностных координат в соответствии с задачами, возложенными на ОВД [27].
Отдельное внимание в блоке психологической диагностики следует уделить изучению, анализу и оценке социально-психологического климата в служебных коллективах и морально-психологического состояния личного состава, внутригрупповых процессов и явлений в служебных коллективах (социометрический статус сотрудников, уровень конфликтности и удовлетворенности членов коллектива, авторитет и профессиональная компетентность руководителя, стиль управленческой деятельности).
Полученные результаты в ходе изучения социально-психологического климата в обязательном порядке должны учитываться специалистом-психологом при построении программы мероприятий, направленных на оптимизацию внутригрупповых отношений сотрудников в коллективе и формирование благоприятного социально-психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций. Следует отметить, что данные мероприятия должны проводиться не только с членами коллектива, но и с руководителями структурных подразделений в формате организационного консультирования по вопросам управления и регуляции деятельности подчиненного личного состава. При своевременном выявлении проблем у личного состава удается в рабочем порядке принять меры, чтобы восстановить благоприятную рабочую обстановку.
Проведение специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа также осуществляется не только в ходе профессионального психологического отбора, но и в рамках служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины и законности в целях выявления негативной информации и фактов противоправного поведения.
Следующим, не менее значимым направлением работы является оказание психологической помощи сотрудникам, впервые принятым на службу в ОВД, а также окончившим образовательные организации высшего образования МВД России по очной форме обучения, в процессе их социально-психологической адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности.
Отдельным направлением деятельности психологов выступает формирование у сотрудников профессионально значимых психологических качеств, которое реализовывается через такие формы работы, как:
— психологическое сопровождение мероприятий воспитательной работы с сотрудниками, работы по укреплению служебной дисциплины и законности;
— повышение психолого-педагогической компетентности руководителей, сотрудников подразделений по работе с личным составом;
— проведение занятий по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава;
— формирование необходимых социальных и профессиональных навыков у сотрудников посредством активных методов социально-психологического обучения (социально-психологические тренинги: тренинг развития когнитивных (познавательных) возможностей; тренинг по формированию коммуникативной компетентности, включая овладение навыками бесконфликтного общения; тренинг по формированию и сплочению коллективов; тренинг развития навыков саморегуляции психоэмоционального состояния; тренинг развития профессиональных компетенций и т. д.);
— специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах (в том числе обучение психологии личной безопасности);
— психологическое просвещение личного состава, повышение психологической культуры, пропаганда психологического знания;
— психологическое информирование соответствующих должностных лиц по вопросам совершенствования организации работы с личным составом.
Обозначенные формы работы нацелены на формирование у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями служебной деятельности, психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач. Работа по этим направлениям позволяет внедрять в практику позитивный опыт проведения мероприятий психологической работы, используя при этом современные технологии.
Практика последних лет показывает, что многие социально-психологические проблемы сотрудников гораздо эффективнее заблаговременно предупредить, чем корректировать последствия, именно поэтому важное место в повседневной деятельности психологов ОВД занимает психологическая профилактика.
Психологические проблемы сотрудников личного, семейного, бытового, профессионального плана разрешаются в рамках психологического консультирования. В процессе консультирования анализируется комплекс причин, повлиявших на возникновение трудностей, рассматриваются варианты решения и вырабатывается алгоритм выхода из трудной жизненной ситуации, осуществляется психологическая поддержка в выполнении необходимых действий.
В контексте служебной деятельности консультирование сотрудников осуществляется по следующим вопросам:
— учет психологических аспектов, возникающих при выполнении оперативно-служебных задач, составление психологических портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
— изучение (прогнозирование) социально-психологических процессов при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период подготовки и проведения крупных публичных и массовых мероприятий, определение по внешним признакам граждан, имеющих противоправные намерения;
— выработка стратегии и тактики ведения переговоров, в том числе при освобождении заложников.
Помимо консультирования в практике деятельности специалиста-психолога используется такая форма работы, как психологическая коррекция, которая представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида [28]. Психологи ОВД осуществляют подобного рода воздействие в целях коррекции негативных личностных черт, уровня самооценки, неуверенности, девиантного поведения, нарушения психической адаптации или переутомления, трудностей семейно-бытовых отношений, межличностных и внутриличностных конфликтов.
Одним из направлений деятельности психолога является своевременное выявление потенциально проблемных сотрудников и включение их в группу повышенного психолого-педагогического внимания в целях осуществления дополнительных мероприятий, направленных на точечное решение конкретных психологических проблем, имеющихся у данной категории лиц.
На каждом этапе реализации основных направлений деятельности психолога ОВД осуществляется методическая работа, выражающаяся как в подборе наиболее эффективных психотехнологий для решения актуальных проблем, так и в подготовке соответствующих психологических заключений, характеристик, справок и рекомендаций, являющихся отражением полученных в ходе психологических мероприятий результатов.
Методическая работа имеет отражение в таких областях деятельности психолога, как:
— разработка профессионально-психологических требований к сотрудникам, конструирование так называемой модели личности успешного специалиста;
— психологическая поддержка профориентационной работы (методический аспект), работы по формированию позитивного имиджа ОВД [29];
— подготовка рекомендаций в отношении сотрудников при назначении на должность с учетом их индивидуально-психологических особенностей и групповой совместимости;
— разработка рекомендаций на основании результатов психологического сопровождения личного состава в целях оптимизации служебной деятельности;
— разработка рекомендаций по формированию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, совершенствованию стиля и методов управления сотрудниками;
— разработка рекомендаций по минимизации последствий чрезвычайных происшествий и их профилактике.
Деятельность психологической службы эффективна только тогда, когда реализуется целостная система психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности. Дальнейшее развитие психологических методов работы с личным составом предполагает совершенствование системы оценки психологического состояния личного состава ОВД с учетом специфики их работы, поиск новых методов и технологий работы с сотрудниками, повышение статуса психолога во многих вопросах служебной деятельности.
В настоящее время развитие психологической службы происходит в следующих направлениях:
— повышение статуса подразделений психологической работы в решении насущных вопросов ОВД;
— повышение уровня взаимодействия между различными подразделениями психологической работы;
— укрепление и подготовка кадрового потенциала психологической службы;
— совершенствование материально-технической базы, создание баз данных, АРМ-психолога и единой системы информационно-психологического обеспечения;
— развитие научно-методической базы по направлениям деятельности психологов, внедрение новых психологических технологий работы с личным составом;
— совершенствование психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности; осуществление комплекса мероприятий по психологическому сопровождению расследования и раскрытия преступлений;
— применение психологических знаний в решении задач борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Таким образом, психологическая служба МВД России, выполняя ответственные задачи психологического отбора, сопровождения и реабилитации личного состава, находится в стадии динамического развития. Важными направлениями деятельности практических психологов ОВД являются: профессионально-психологическая подготовка личного состава, проведение психопрофилактических мероприятий, профилактика самоубийств и девиантного поведения сотрудников, психологическое обеспечение кадровой работы, участие в раскрытии преступлений [30].
Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Разнообразие психологических мероприятий, с одной стороны, указывает на весьма широкие возможности системы психологического обеспечения в решении задач, стоящих перед МВД России, а с другой — обусловливает существование обширной психологической практики.
Контрольные вопросы
1. Назовите этапы становления и развития системы психологической работы в ОВД.
2. Каковы цели, принципы и методы психологической работы в ОВД?
3. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие организацию психологической работы в ОВД.
4. Каковы основные направления деятельности психолога ОВД?