Чем занимаются учителя летом
Как проходит лето школьного учителя
Для многих школьников является загадкой то, чем же занимаются учителя в школе во время летних каникул. Много раз, говоря неуспевающему ученику, что могу подтянуть его по своему предмету в июне, я встречала удивленное лица и вопрос: “Разве вы не отдыхаете летом?” Да, именно так, школьный учитель работает летом, так же, как и в любое время года, решая различные вопросы учебного характера. Отличительной особенностью лета является только то, что отпуск учителя длится 56 дней.
Чем же занимаются учителя летом?
Организация итоговой аттестации для 9 и 11-х классов
С конца мая и практически весь июнь учителя задействованы в качестве организаторов, сопровождающих и экспертов итоговой аттестации. Во время проведения аттестации 9-х классов учителя регулируют процесс организации экзаменов. Сначала готовят свои кабинеты, приводят в порядок и убирают все методические пособия, плакаты.
Во время экзамена следят за порядком и выполнением регламентов, контролируют видеозапись экзамена.
Заполнение документов, отчетов
Ведение электронного дневника убрало необходимость в некоторых отчетах, но все же остались обязательные для заполнения: годовые отчеты по воспитательной работе, по прохождению программы.
Заполнил отчет, молодец, но дальше начинается работа по тематическому планированию. Поставил ученику неудовлетворительную оценку по своему предмету, не забудь заполнить отчет по дальнейшей индивидуальной работе с ним. Если учитель-предметник является классным руководителем, то хлопот добавляется. Необходимо заполнить личные дела каждого ученика в своем классе в бумажном и электронном варианте, подготовить папки классного руководителя по воспитательной работе.
Организация летнего школьного лагеря
Пришкольный лагерь ведет свою работу весь июнь. Если учителю повезло стать начальником лагеря, то он сначала готовит план работы лагеря, подготавливает помещение с игровой зоной, обеспечивает всем необходимым вожатых, организует прохождение вожатыми курса по технике безопасности. После выполнения всего вышеперечисленного, вроде можно и выдохнуть, но начинается работа лагеря и возникает большое количество организационных моментов. На плечах учителей-вожатых лежит груз организации развлекательных и обучающих мероприятий.
Работа с неуспевающими учениками
Первые недели июня посвящены работе с отстающими учениками, для того, чтобы они в конце августа смогли сдать контрольную работу и продолжить обучение наравне со своими одноклассниками.
Организация своего рабочего пространства
За каждым классным руководителем закреплен кабинет, который стоит привести в порядок после окончания учебного года. Учителя сортируют методические пособия, некоторые проводят мелкий ремонт.
Подготовка к выпускным вечерам и вручению аттестатов
Классные руководители выпускных классов планируют и репетируют мероприятия по вручению аттестатов и выпускные вечера. Но это не только приятные хлопоты, а также проверка и заполнение аттестатов и ведомостей, написание благодарственных писем и грамот ученикам и их родителям.
Завершения учебного года плавно переходит в подготовку к новому, к встречи будущих школьников и прощанию с выпускниками. Как же много успевают учителя летом. Их энергии и работоспособности можно только позавидовать.
Чем заняты учителя на каникулах: отчёты, бумаги, ура!
Что делают школьники и их родители на каникулах, понятно, а чем заняты летом учителя? Наш блогер, учительница Вера Васько, рассказывает о рутине, которая ждёт каждого педагога летом, и почему школа без детей — это грустно, но полезно.
25 мая у детей в нашей гимназии начались каникулы. Что и говорить — долгожданное и счастливое время! Отдыхают родители младших школьников, отдыхают ученики. Но отдыхают не все: для выпускников девятых и одиннадцатых классов конец мая и первая половина июня — напряжённая пора экзаменов. Они готовятся, учат, доучивают, сдают, потом нервничают в ожидании результатов.
Что делают учителя?
Первый раз, когда я переживала каникулы в статусе учителя, страдала: дети ушли, уроков нет, есть только бумажная работа. Её много, она кажется порой абсолютно бессмысленной и вообще не вдохновляет. Летние каникулы — полуторамесячный кошмар, куда ещё примешиваются ГИА (наша школа — пункт приёма ЕГЭ).
Прошло четыре года — жду каникул не меньше детей. В этот раз мы с коллегами поняли, что жизнь на каникулах — это маленький отпуск каждый день: нет вечерних проверок тетрадей, ночных подготовок к урокам. Если нет экзаменов, можно спать до 07:00 или даже 07:30, а по вечерам, после работы, проводить время с семьёй, друзьями, ходить на тренировки или в кино, готовить нормальные ужины или гулять в парке. Лето — это маленькая жизнь!
Да, на работе нет детей, а следовательно, и радости, есть много отчётов, бумаг, планов, программ, но это всё можно оставлять на работе. Просто встаёшь, выходишь из кабинета, закрываешь дверь на ключ, и у тебя отпуск. До утра. Даже не верится, что некоторые люди так живут каждый день.
Да, всё равно ничего не успеваешь, а из-за экзаменов, в которых участвуешь или на которые водишь, и успеть не можешь. Да, рабочий день официально заканчивается около трёх, но ты сидишь до пяти-шести, делая коррекцию программ, заполняя бумажные и электронные журналы, проставляя оценки за экзамены, работая с личными делами и собирая в одну папку все не сданные вовремя отчёты.
Да, ты всё равно устаёшь, но появляется свободное время. У тебя аж мурашки от мысли, что где-то там впереди ещё 56 дней отпуска! Вот совсем отпуска, когда ты всё ещё будешь дописывать программы, но в размеренном ритме, наслаждаясь процессом, намечая уроки.
Если без лирики: чем заняты учителя на каникулах?
Если у учителя есть классное руководство, то плюсом к предыдущим пунктам:
Это всё план работы на июнь, даже в основном до 15–20 июня. Помним, что там ещё либо летний лагерь в школе, либо пункт приёма ГИА — это дополнительный список обязанностей. Всё равно каникулы — это так здорово!
Да, мы работаем на каникулах. Часто не меньше, чем в течение учебного года. И всё же свободное от учебного процесса время — жизненная необходимость. Свободные вечера и выходные — это полузабытое за учебный год счастье!
Ребята, милые, мы вас понимаем!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (Giorgos Karagiannis)
Как учителю с пользой провести лето
Подборка полезных идей и ресурсов для профессионального роста.
Одна учительница начальных классов провела среди своих учеников опрос. Перед летними каникулами она попросила написать, что, по их мнению, делают летом учителя. Среди ответов были весьма забавные. Например, кто-то предположил, что учителя ходят на пляж, но при этом всегда прячутся за другими людьми или закапываются в песок, чтобы случайно не встретить своих учеников. Или что они каждый день стараются проходить мимо школы, куда бы ни лежал их путь, потому что очень скучают. Или что учителя на всё лето сбегают на секретный остров, на котором нет ни одного ребёнка.
Цифровые технологии и Интернет очень помогают в такой работе. Надеемся, эта подборка сориентирует вас, с чего начать.
1. Освоить цифровые технологии, которые можно внедрить в учебный процесс
В течение учебного года не всегда находится время разбираться с новыми цифровыми инструментами и онлайн-сервисами. Так осваивайте их летом!
Читайте также :
Определите для себя, какую проблему вы бы хотели решить. Если улучшить коммуникацию с учениками — обратите внимание на платформы для ведения блогов и сервисы проведения опросов. Если нужно сделать уроки более интерактивными — вот подборка очень полезных инструментов.
Отдельно стоит обратить внимание на работу с материалами разного формата: фото, видео, мультимедиа. Вы, например, задумывались о том, чем могут быть полезны мобильные видеотрансляции или как создать собственную книгу на планшете?
2. Найти новые источники информации
Летом с чистой совестью можно позволить себе интернет-сёрфинг в поисках новых источников информации для уроков. Учителям естественных наук пригодятся сайты с визуализацией различных опытов и процессов (например, вот эта библиотека интерактивных симуляторов по физике, химии и математике или образовательно-развлекательные видеоролики на Youtube). Преподавателям истории, обществознания и МХК стоит разобраться с коллекциями исторических документов и произведений искусства в открытом доступе (мы собираем ссылки на всё самое интересное, что удаётся найти, здесь). А учителям английского, пожалуй, повезло больше всех: всемирная паутина богата сервисами, которые созданы для нескучного и всестороннего изучения языка.
3. Пройти онлайн-курс или посмотреть серию видеолекций
Мы всё время говорим о том, как важно заниматься самообразованием. И всё время указываем на необходимость межпредметных связей. Самое время доказать это на собственном примере: расширить свои представления о мире с помощью онлайн-курсов.
Читайте также :
А вот такие варианты предлагает этим летом «Универсариум» — тут можно научиться создавать мультфильмы, вспомнить множество хороших фильмов на курсе по истории кино, разобраться в культуре потребления и узнать кое-что о современной истории Вьетнама.
Если вы не верите, что у вас хватит сил, чтобы пройти онлайн-курс от и до — прочитайте эту статью. Всё не так сложно.
4. Оцифровать собственные уроки
Как бы ни была привлекательна модель смешанного обучения (или «перевёрнутого класса»), когда ученики самостоятельно осваивают теорию, а вместе с учителем выполняют практические задания, на деле перейти к ней оказывается нелегко. И одна из причин — нехватка хорошо структурированного материала, который могли бы освоить дома именно ваши ученики, сформированного именно вашим видением предмета, с вашими примерами, с вашими таблицами и схемами.
Но вы можете решить эту проблему, оцифровав то, что обычно рассказываете в классе. В этом помогут инструменты, которые мы перечисляли в первом пункте, а также сервисы для создания презентаций и многое другое.
Тогда воспользуйтесь Eduardo — бесплатным конструктором курсов от «Лекториума».
5. Почитать интересные и полезные книги
Когда наконец-то появляется свободное время, чтобы спокойно провести его с книжкой в руке, возникает вопрос: что читать?
Загляните в наш «Книжный клуб». Книги о психологии, о гаджетах, о мозге, о творческом подходе ко всему, о научной картине мира, о многом другом и, конечно же, об образовании — выбирайте в зависимости от ваших целей и настроения.
Каникулы для учителей: как отдыхает учитель летом?
Статистика показывает, что большинство педагогов жалуются на огромную рабочую нагрузку, этот фактор является самым демотивирующим. Учителя не имеют времени на размышления и анализ собственной деятельности, им элементарно.
Педагоги не ощущают баланса между работой и жизнью за пределами школы, ведь большинство из них не могут избавиться от значительной бумажной работы, которая забирает у них все дни и вечера.
Разнообразная деятельность педагогов в летний период
Профессия учителя считается одной из самых стрессовых ремесел. В конце учебного года педагогам нелегко справится с детскими шалостями и еще труднее организовать отдых во время летнего периода. В голове остается множество мыслей о не проделанной работе: школьный лагерь, неподготовленная документация, ремонт, планы уроков на следующий год. Не смотря на все это, необходимо расслабиться и отвлечься.
Учителя – занятые и в тоже время творческие личности.
Учителя по-разному проводят каникулы, но при этом каждый день лета у них не похож не предыдущий.
Во время летних каникул учителя предпочитают:
Для каждого педагога летние каникулы – это не только время отдыха, но и время когда можно самому научиться чему-то новому, открыть новые горизонты для себя, чтобы потом научить этому своих учеников. 56 календарных дней пролетают быстро, только отвлекся, и не заметил, как снова занимаешься любимым делом.
Продуктивные летние каникулы для педагога – залог успешного учебного года.
Рабочее время педагога в каникулярный период
Главная > Консультации > Омбудсмен > Рабочее время педагога в каникулярный период
Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.
В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.
Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?
Трудовой кодекс:
Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).
Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.
Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»). Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?
О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.
Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?
Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).
Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).
Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю. На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников. При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.
Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.). Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств. Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.
Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.
Порядок определения учебной нагрузки
Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.