Чем занимаются учреждения культуры
Учреждения культуры. Понятие. Виды.
Рекомендация ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» (принята в г. Найроби 26.11.1976 на 19-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа (п. 1).
Виды деятельности учреждений культуры;
— осуществляющие образовательную деятельность (детские школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие средние специальные учебные заведения и др.);
— осуществляющие выставочную и культурно-досуговую деятельность (музеи, музеи-заповедники, парки культуры, городские сады и др.);
— осуществляющие библиотечную деятельность;
— осуществляющие организацию исполнительских искусств, а также публичную демонстрацию фильмов (театры, филармонии, цирки и др.).
Форма собственности учреждения культуры
— государственные (федеральные, региональные) организации (в том числе ведомственные);
Отдельно можно выделить культурные организации, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ (ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)).
Организационно правовые формы учреждений культуры
— фонды (ст. 123.17 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона о НКО);
— общественные организации (ст. 123.4 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);
Типы учреждений культуры
Дворцы культуры
Дома культуры
культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами (абз. 4 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);
Дома народного творчества
Культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры (абз. 5 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);
Музеи
Музеи-заповедники
музеи, которым в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (ст. 26.1 Федерального закона о музейном фонде);
Библиотеки
информационные, культурные, просветительские организации или структурные подразделения организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»);
Центры ремесел
Передвижные многофункциональные культурные центры
организации культуры клубного типа, созданные для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплексы представляют собой передвижные многофункциональные, высокотехнологичные площадки для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности (абз. 1 разд. VIII Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утв. Распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965) и др.
Характеристика функций учреждений культуры
Каждое учреждение культуры имеет свои функции, которые позволяют им в полной мере осуществлять деятельность. «Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей».[7]
2.Основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),
4.Временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).
Учреждения культуры ставят своей целью развитие гармонически развитой личности, ее саморазвитие и реализацию в социуме. Всем функциям присущи взаимосвязь и взаимозависимость. На них могут влиять социально-экономические факторы, рыночные отношения, процессы обновления российского общества.
«Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский); на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества в муниципальных учреждениях культуры)».[8]
Существует 4 основных функций социально-культурной деятельности. К ним относятся:
В зависимости от вида деятельности и типа учреждения культуры функции могут дополняться и расширяться. Это делается для того, чтобы осуществить деятельность в полной мере.
Однопрофильные учреждения теперь становятся многопрофильными и многофункциональными. Сегодня, стало уделяться больше внимания рекреационным проблемам и просветительным задачам.
ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
Вид учреждения | Функции |
Клуб | Выступают центрами общения людей, организуют досуг населения как в сельской местности, так и в больших городах. Удовлетворяют потребности детей в творчестве и саморазвитии, организуют детский отдых во время вне учебы, дают возможность реализовать человеку его гедонистические потребности, «создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников».[9] |
Парк культуры и отдыха | Организовывают досуг населения на открытом воздухе, создают оптимальные условия для использования природных ресурсов, помогают ознакомить население с экологической стороной досуга, выполняют функцию рекреации населения, поддержания общего физического тонуса, выполняют также познавательную и просветительную функции. |
Библиотека | Выдача книг читателям как для просмотра в читальном зале, так и для пользования дома, книгоношество по домам, организация передвижных библиотек, проведение «книжных вечеров», квестов, творческих встреч, на которых читатели и гости библиотеки проявляют свои таланты и творческие способности. |
Музей | Экспонирование и собирание материальных и духовных ценностей. Проведение экскурсий, анимационных экскурсий, выставок, чтение лекций, проведение акций совместно с другими учреждениями культуры. Организация научно-просветительской деятельности. |
Кинотеатр | Основная функция-показ фильмов населению, но есть и ряд других функций. Организация и проведение творческих встреч, премьер, закрытых показов, встреч с депутатами, бесед, концертов творческих и самодеятельных коллективов. |
Центры досуга | «Культурно-досуговый центр выполняет следующие функции: Развлекательную. Стимулирующую. Коммуникативную. Информационно-методическую. Обучающую. Физкультурно-оздоровительную».[10] |
Культурно-спортивные комплексы | «Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи». [11] Осуществляют досуг, творческое и физическое развитие детей. Дает возможности раскрытия новых талантов, раскрепощения, физической силы. |
ГЛАВА 2. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СТ.ЛЕНИНГРАДСКОЙ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
КЛУБНОГО ТИПА
— формирование политической, нравственной, эстетической, экологи- ческой, правовой культуры, пропаганда здорового образа жизни;
— создание условий для реализации творческого потенциала личности;
— развитие художественного творчества по всем направлениям;
— вовлечение населения в активную общественную жизнь;
— организация культурного досуга;
— сохранение и развитие национальной культуры.
Реализация целенаправленной государственной политики в сфере культуры позволила в основном сохранить сеть клубных учреждений системы Министерства культуры, обеспечить ее стабилизацию и устойчивость.
Довольно распространенными стали Дома (центры) фольклора, национальной культуры, молодежные центры эстетического воспитания, культуры и досуга, клубы-библиотеки. Это новые типы учреждений, деятельность которых направлена на сохранение и развитие национальной культуры, подъем народного творчества в целом, раскрытие и поддержку уникальных талантов.
Создание новых, комплексных моделей учреждений клубного типа выступает в качестве одной из приоритетных задач в сфере социально-культурной деятельности и может стать определяющим фактором развития культуры в условиях, как больших городов, так и сел, в частности, в агрогородках.
Пока клуб будет оставаться местом, где удовлетворяется самая насущная потребность человека – потребность в общении, он будет жить как самостоятельный социальный институт.
ИМИДЖ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Имидж –это особый вид сообщения, специально создаваемый для информирования общества о назначении учреждения, его целях, характере деятельности, качестве предоставляемых услуг, отличительных особенностях и преимуществах по сравнению с другими, ему подобными.
КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
АРХИТЕКТУРНЫЙ
ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ
ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
КЛУБНОГО ТИПА
1) по ведомственной принадлежности |
клубные учреждения системы Министерства культуры
клубные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси
центры внешкольной работы система Министерства образования Республики Беларусь
центры эстетического воспитания детей и подростков
центры детского творчества
клубные учреждения и клубы (студенческие) высших и средних специальных учебных учреждений
клубы по месту жительства
частные клубные учреждения (молодежные дискоклубы)
Виды организаций в сфере культуры и их особенности
В современных условиях культура и искусство выступают индикатором прогрессивного развития общества и одновременно ресурсом восстановления активной экономической жизни населения. Культура представляет собой не только мощное средство сохранения единства поколений народа, повышения престижа, но и создания инвестиционной привлекательности государства или отдельного региона. Сегодня особую актуальность приобретает воспитание культурного и образованного населения страны и поэтому государство и общество осознают, что именно сфера культуры выступает фактором личностного роста отдельных индивидов и страны в целом.
Современная сфера культуры включает искусство (в т. ч. традиционные искусства и ремесла), фольклор, образование, досуговые программы, креативные индустрии, культурное наследие и много других направлений деятельности. Помимо этого, сюда относятся и те направления (правовые, экономические, организационные и др.), которые обеспечивают функционирование организаций культуры. В сфере культуры заняты режиссеры, экскурсоводы, библиотекари, менеджеры, артисты и люди других профессий. При этом все они являются работниками сферы культуры.
Сфера культуры включает множество организаций и объединений, а также физических лиц, которые оказывают культурные, просветительские, реставрационные услуги, осуществляют организацию досуга населения. Сфера культуры разделяется на два основных сектора: коммерческий и некоммерческий.
Коммерческий сектор включает организации и частные лица, осуществляющие свою деятельность на условиях самоокупаемости. Предоставление услуг этим сектором направлено на получение прибыли. В состав коммерческого сектора входят: кинотеатры, выставочные комплексы, организации шоу-бизнеса, реставрационные и художественные мастерские, а также антрепренеры, реставраторы, экскурсоводы, эксперты, оценщики и др.
Некоммерческий сектор сферы культуры представлен организациями и физическими лицами, которые не в состоянии покрывать расходы своей деятельности за счет получаемых доходов. Их основной целью не является получение прибыли. В состав некоммерческого сектора включают: библиотеки, театры, филармонии, а также искусствоведов, большинство художников, писателей и композиторов (табл. 1).
Таблица 1 – Организации сферы культуры
Некоммерческий сектор сферы культуры | Коммерческий сектор сферы культуры |
1. Театры, библиотеки, музеи, филармонии, центры детского творчества, дома культуры, клубы и т.п. 2. Искусствоведы, художники, писатели и композиторы. | 1. Книжные издательства, производители аудио- и видеопродукции, организации шоу-бизнеса. 2. Концертные и выставочные залы, художественные галереи, кинотеатры, видеосалоны, художественные и реставрационные мастерские. 3. Экскурсоводы, реставраторы, оценщики, эксперты, антрепренеры. |
Подавляющее большинство всех организаций, принадлежащих к сфере культуры, относится к некоммерческому сектору.
Несмотря на существенные различия, все организации и частные лица сферы культуры, объединяет специфика производимых ими продуктов и предоставляемых услуг.
Спектр услуг в сфере культуры достаточно разнообразный. Существует множество подходов к их классификации. Некоторые исследователи разделяют их на две группы – основные и дополнительные. Основные услуги направленны на достижение целей, определенных уставом организации культуры, а также на реализацию ее миссии. Так, например, для театра основной услугой является организация театральных представлений, направленных на развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве.
В состав дополнительных услуг включают все второстепенные услуги: информационное обеспечение, организация питания, реализация сувенирной продукции и т. п.
Отдельные исследователи предлагают осуществлять классификацию услуг в сфере культуры, разделяя их на прямые и посреднические услуги. В состав прямых услуг входит непосредственно деятельность художников, поэтов, музыкантов, актеров и других исполнителей. Посреднические услуги не имеют собственной культурной значимости и обеспечивают передачу прямых услуг потребителю. В их состав включают деятельность библиотек, кинотеатров, издательств и т. п.
Отдельного внимания заслуживает классификация услуг сферы культуры на основе критерия подлинности. В этом случае все продукты сферы культуры подразделяются на первичные и вторичные продукты.
Первичные продукты – это материальные и нематериальные блага, предлагаемые потребителям в первоначальном, подлинном виде (спектакль, скульптура, картина, и т. п.).
Вторичные продукты представляют собой копии первичных благ, а также являются результатом превращения нематериального продукта в материальный (репродукции, видео- и аудиозаписи слайды и т.п.). Вторичные продукты производятся в целях популяризации первичных благ, привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также продвижения организаций или частных лиц на рынке культурных услуг.
Под организациями сферы культуры принято понимать организации различных форм собственности, для которых основной деятельностью является производство и распространение культурных благ.
Рекомендация ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, существующее с ведома компетентного государственного органа, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей.
Исходя из основного направления деятельности, организации в сфере культуры разделяют на следующие виды:
Рассмотрим основные условия, которые оказывают влияние на деятельность некоммерческих организаций в сфере культуры:
Источники финансирования учреждений культуры разделяют на три основные группы (рис. 1).
Разные возможности доступа к ресурсам приводят к тому, что организации, предоставляющие порой один и тот же объем услуг, имеют абсолютно разный объем финансирования.
Следует отметить, что соотношение долей различных источников финансирования определяется особенностями национальной культурной политики. Так, например, во Франции, Германии и России в структуре доходов организаций культуры преобладает государственное финансирование, в то время как в США большую часть доходов обеспечивают собственные и привлеченные средства.
Тот факт, что некоммерческие организации сферы культуры действуют в разных условиях, оказывает негативное влияние на эффективность их взаимодействия и развитие партнерства, а также существенно осложняет координацию культурной деятельности. Так, расположенные в одном городе библиотеки, театры, музеи, мастерские и другие организации культуры будут иметь различные приоритеты, определяемые размером текущего финансирования, доступом к дополнительным денежным субсидиям, программам поддержки культурной деятельности и т. п.
Таким образом, организациями культуры являются организации различных форм собственности, для которых основной деятельностью является производство и распространение культурных благ. Основным видом организаций в сфере культуры в Российской Федерации являются учреждения культуры. Рассмотренные организационно-правовые особенности учреждений культуры определяют специфику организации их основной деятельности. Характер имущественных отношений с учредителем, потребность в привлечении дополнительного финансирования и постоянный контроль над использованием ресурсов формируют сильную зависимость учреждения культуры от внешних факторов.
Организации в сфере культуры
В сфере культуры, согласно Статистическому реестру хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, в качестве единиц, которые осуществляют культурную деятельность, выделяют следующие:
Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кино-театрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.
Организации в сфере культуры весьма многообразны, поскольку отличаются направленностью деятельности, характером производимых услуг, степенью финансово-экономической свободы и прочими аспектами. Согласно разработанному в 2011 году законопроекту «О культуре в Российской Федерации» основными видами деятельности, которыми будут в ближайшее время заниматься организации культуры, станут следующие:
Организации в сфере культуры могут существовать на основе разных форм собственности, правовых форм и осуществлять одну или не-сколько видов культурной деятельности. В соответствии с регламентом нового законопроекта о культуре, органами власти и местного само-управления смогут создаваться такие учреждения культуры, как многофункциональные культурные и образовательные комплексы.
Такого рода учреждения будут многопрофильными и смогут предоставлять большое разнообразие культурных услуг (образовательные, выставочные, библиотечные, информационные, культурно-досуговые и т.д.).
Организации в сфере культуры обладают некоторым сходством, которая обусловлена, во-первых, некоммерческим характером деятельности большинства учреждений культуры, а, во-вторых, двойственностью менеджмента организаций в сфере культуры (регулирование хозяйственно-экономической деятельности учреждения, а также выполнение социальных, культурных функций).
Некоммерческой, или нонпрофитной, является такая организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками производства и реализации продуктов деятельности.
Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Законом РФ «О некоммерческих организациях», принятым в России в 1995 году. Целями некоммерческих организаций чаще всего является реализация социальных программ, проектов, деятельность по выполнению многочисленных социокультурных функций.
Среди них защита интересов социальных групп, их интеграция и представление в органах государственной власти, осуществление социально и культурно- значимой деятельности в целях духовного развития общества, воспитания, образования, адаптации и т.д.
Основным источником финансирования некоммерческих организаций в России является поступление денежных средств из федерального, регионального, муниципального бюджетов. Однако особенностью сферы культуры является то, что в ней используются различные источники финансирования некоммерческих организаций.
Учреждения культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными заказами, на которые государство выделяет бюджетные средства. Кроме того, учреждение культуры может заключать договоры с различными организациями, может учреждать фонды и осуществлять некоторые виды коммерческой деятельности (например, реализовывать культурные услуги). Дополнительные финансовые средства могут быть получены от доноров, спонсоров, из общественных организаций.
В связи с этим, на сегодняшний день активно развиваются технологии социокультурного менеджмента, социального маркетинга как механизмов, которые могут помочь занять некоммерческим организациям достойное место в условиях рынка. Особенностями менеджмента некоммерческой организации можно назвать следующие аспекты:
‒ целью является реализация социально значимых идей, программ, услуг, что требует повышенного качества услуг, убежденности спонсоров и потребителей в необходимости некоммерческой организации;
‒ производимые услуги и осуществляемая деятельность чаще всего не приносят прибыли, они связаны с узким сегментом потребителей, следовательно, некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании, а также в постоянной поддержке мотивации у персонала;
‒ цена услуг некоммерческих организаций либо ниже рыночной, либо полностью отсутствует, поскольку она покрывается дотациями (бюджетными, донорскими, спонсорскими), а также собственной коммерческой деятельностью;
‒ двоякость рынка или его «расщепленность» проявляется в не-совпадении рынка спонсоров и рынка реализации услуг, что предполагает необходимость установления соответствия этих частей;
‒ за счет использования поддержки государственных организаций и реализации бесплатных услуг некоммерческие организации имеют доступ в различные сектора деятельности, недоступные коммерческим фирмам;
Важную роль в некоммерческих организациях играет активное использование различных форм социального партнерства. Социальное партнерство может осуществляться в виде сотрудничеств организаций культуры как с иными некоммерческими организациями (в сфере образования, здравоохранения и т.д.), так и с бизнесом, с органами власти, правопорядка и т.д.
Формами социальных партнерств могут быть сов-местные мероприятия, проекты, акции, а также участие в грантовой деятельности, проведение круглых столов, участие в консультировании, предоставлении оборудования, помещений и т.д.
Подобная социальная активность позволяет наладить контакты, найти новые источники финансирования, повысить эффективность культурной деятельности как в социокультурном, так и в экономическом контексте.
Некоммерческие организации существуют в России в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.
Большинство некоммерческих организаций в сфере культуры являются учреждениями.
Учреждение – это такая некоммерческая организация, которая не владеет своей собственностью, а распоряжается ею на основе оперативного управления.
Собственником имущества государственных учреждений куль-туры является государство, которое является учредителем, а, следовательно, финансирует их деятельность. Учреждения же культуры не имеют права самостоятельно совершать какие-либо действия со своим имуществом, поскольку они не являются его собственниками.
Помимо учреждений, некоммерческие организации могут существовать в виде:
Некоммерческие организации, среди которых большое количество и учреждений культуры, выполняют многочисленные социокультурные функции в обществе путем осуществления многообразной деятельности.
Некоммерческие организации создаются для достижения следующих целей: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие.
Часто именно некоммерческие организации поддерживают молодежные движения, творческие союзы, научные проекты, субкультуры, помогают людям с ограниченными возможностями, регулируют вопросы, связанные с проблемами экологии, бедности, демографии и т.д.
Несмотря на все различия, организации социокультурной сферы являются сложными системами, имеющими связи с внешней средой и внутреннюю структуру. Жизнедеятельность организаций в социокультурной сфере по отношению к внешней среде состоит из трех связанных между собой процессов:
Организации в сфере культуры функционируют, прежде всего, на основе социальных запросов в отношении производства культурных благ, т.е. производства библиотечных, музейных, культурно- досуговых, выставочных, театральных, творчески-образовательных и иных услуг, а также осуществляют деятельность по совершенствованию вкуса к культурным продуктам.
По мнению некоторых исследователей, организации в сфере культуры можно разделить на три группы.
К первой группе относят объекты культурного наследия (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости и важности сохранения для последующих поколений.
Ко второй группе принадлежат учреждения культуры, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.), услуги которых обеспечивают гарантированные государством нормы культурного потребления и потому предоставляются бесплатно или на льгот-ной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности.
В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований (звукозаписывающие студии, шоу-бизнес, печатная, рекламная и дизайн индустрии и т.д.).
Организации в сфере культуры могут активно заниматься предпринимательской деятельностью, однако она не должна осуществляться в противовес миссии учреждения, а должна соответствовать основным целям реализуемой культурной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере культуры может также осуществляться и специально созданными организациями (партнерство, корпорация, товарищество).