Чем занимаются учреждения культуры

Учреждения культуры. Понятие. Виды.

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Рекомендация ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» (принята в г. Найроби 26.11.1976 на 19-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей и существующее с ведома компетентного государственного органа (п. 1).

Виды деятельности учреждений культуры;

— осуществляющие образовательную деятельность (детские школы искусств, художественные, музыкальные, хореографические, театральные, культурно-просветительские и другие средние специальные учебные заведения и др.);

— осуществляющие выставочную и культурно-досуговую деятельность (музеи, музеи-заповедники, парки культуры, городские сады и др.);

— осуществляющие библиотечную деятельность;

— осуществляющие организацию исполнительских искусств, а также публичную демонстрацию фильмов (театры, филармонии, цирки и др.).

Форма собственности учреждения культуры

— государственные (федеральные, региональные) организации (в том числе ведомственные);

Отдельно можно выделить культурные организации, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами РФ (ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)).

Организационно правовые формы учреждений культуры

— фонды (ст. 123.17 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона о НКО);

— общественные организации (ст. 123.4 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»);

Типы учреждений культуры

Дворцы культуры

Дома культуры

культурно-досуговые учреждения, обладающие большими характеристиками по параметрам мощности, оснащения и штатной численности. Главным признаком является расширенная зона обслуживания и наличие филиалов. Дома культуры обслуживают не только населенные пункты по месту расположения, но и другие населенные пункты, где отсутствуют стационарные единицы, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и районных центрах. Создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства, для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания. Как правило, являются самостоятельными юридическими лицами (абз. 4 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);

Дома народного творчества

Культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, разработки методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. Являются методическими центрами для подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Домов культуры (абз. 5 п. 1.4 Приказа Минкультуры N 906);

Музеи

Музеи-заповедники

музеи, которым в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями (ст. 26.1 Федерального закона о музейном фонде);

Библиотеки

информационные, культурные, просветительские организации или структурные подразделения организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле»);

Центры ремесел

Передвижные многофункциональные культурные центры

организации культуры клубного типа, созданные для предоставления нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, образовательной и досуговой направленности. Комплексы представляют собой передвижные многофункциональные, высокотехнологичные площадки для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой местности (абз. 1 разд. VIII Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, утв. Распоряжением Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965) и др.

Источник

Характеристика функций учреждений культуры

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Каждое учреждение культуры имеет свои функции, которые позволяют им в полной мере осуществлять деятельность. «Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей».[7]

2.Основные, (присущие большинству социально-культурных институтов),

4.Временные, (возникающие и исчезающие на определенных временных отрезках).

Учреждения культуры ставят своей целью развитие гармонически развитой личности, ее саморазвитие и реализацию в социуме. Всем функциям присущи взаимосвязь и взаимозависимость. На них могут влиять социально-экономические факторы, рыночные отношения, процессы обновления российского общества.

«Каждую из функций необходимо рассматривать с точки зрения того, каким образом данная деятельность влияет на развитие человеческой личности, её профессиональной карьеры, на развитие тех или иных (физических, духовных, эмоциональных, интеллектуальных, коллективистских и т.п.) способностей человека. Каждая из функций социально-культурной деятельности ориентирует человека на определенный, заданный способ социально-культурных занятий: на пассивный (зрительский, слушательский); на активный (деятельностный); педагогически организованный (педагогически целесообразно использующий свободное время) и, наоборот, стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени). Как свидетельствует практический опыт, этот процесс может быть контролируемым и неконтролируемым; коллективным и индивидуальным; подражательным и творческим; функции по своему содержанию могут носить либо опережающий (например, изыскательная перспективная деятельность), либо нормативный характер (традиционно сложившиеся модели досуга и творчества в муниципальных учреждениях культуры)».[8]

Существует 4 основных функций социально-культурной деятельности. К ним относятся:

В зависимости от вида деятельности и типа учреждения культуры функции могут дополняться и расширяться. Это делается для того, чтобы осуществить деятельность в полной мере.

Однопрофильные учреждения теперь становятся многопрофильными и многофункциональными. Сегодня, стало уделяться больше внимания рекреационным проблемам и просветительным задачам.

ФУНКЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Вид учрежденияФункции
КлубВыступают центрами общения людей, организуют досуг населения как в сельской местности, так и в больших городах. Удовлетворяют потребности детей в творчестве и саморазвитии, организуют детский отдых во время вне учебы, дают возможность реализовать человеку его гедонистические потребности, «создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников».[9]
Парк культуры и отдыхаОрганизовывают досуг населения на открытом воздухе, создают оптимальные условия для использования природных ресурсов, помогают ознакомить население с экологической стороной досуга, выполняют функцию рекреации населения, поддержания общего физического тонуса, выполняют также познавательную и просветительную функции.
БиблиотекаВыдача книг читателям как для просмотра в читальном зале, так и для пользования дома, книгоношество по домам, организация передвижных библиотек, проведение «книжных вечеров», квестов, творческих встреч, на которых читатели и гости библиотеки проявляют свои таланты и творческие способности.
МузейЭкспонирование и собирание материальных и духовных ценностей. Проведение экскурсий, анимационных экскурсий, выставок, чтение лекций, проведение акций совместно с другими учреждениями культуры. Организация научно-просветительской деятельности.
КинотеатрОсновная функция-показ фильмов населению, но есть и ряд других функций. Организация и проведение творческих встреч, премьер, закрытых показов, встреч с депутатами, бесед, концертов творческих и самодеятельных коллективов.
Центры досуга«Культурно-досуговый центр выполняет следующие функции: Развлекательную. Стимулирующую. Коммуникативную. Информационно-методическую. Обучающую. Физкультурно-оздоровительную».[10]
Культурно-спортивные комплексы«Культурные комплексы создаются на принципах добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи». [11] Осуществляют досуг, творческое и физическое развитие детей. Дает возможности раскрытия новых талантов, раскрепощения, физической силы.

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

ГЛАВА 2. ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ СТ.ЛЕНИНГРАДСКОЙ

Источник

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть фото Чем занимаются учреждения культуры. Смотреть картинку Чем занимаются учреждения культуры. Картинка про Чем занимаются учреждения культуры. Фото Чем занимаются учреждения культуры

КЛУБНОГО ТИПА

— формирование политической, нравственной, эстетической, экологи- ческой, правовой культуры, пропаганда здорового образа жизни;

— создание условий для реализации творческого потенциала личности;

— развитие художественного творчества по всем направлениям;

— вовлечение населения в активную общественную жизнь;

— организация культурного досуга;

— сохранение и развитие национальной культуры.

Реализация целенаправленной государственной политики в сфере культуры позволила в основном сохранить сеть клубных учреждений системы Министерства культуры, обеспечить ее стабилизацию и устойчивость.

Довольно распространенными стали Дома (центры) фольклора, национальной культуры, молодежные центры эстетического воспитания, культуры и досуга, клубы-библиотеки. Это новые типы учреждений, деятельность которых направлена на сохранение и развитие национальной культуры, подъем народного творчества в целом, раскрытие и поддержку уникальных талантов.

Создание новых, комплексных моделей учреждений клубного типа выступает в качестве одной из приоритетных задач в сфере социально-культурной деятельности и может стать определяющим фактором развития культуры в условиях, как больших городов, так и сел, в частности, в агрогородках.

Пока клуб будет оставаться местом, где удовлетворяется самая насущная потребность человека – потребность в общении, он будет жить как самостоятельный социальный институт.

ИМИДЖ КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Имидж –это особый вид сообщения, специально создаваемый для информирования общества о назначении учреждения, его целях, характере деятельности, качестве предоставляемых услуг, отличительных особенностях и преимуществах по сравнению с другими, ему подобными.

КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА КЛУБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

АРХИТЕКТУРНЫЙ

ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ

ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

КЛУБНОГО ТИПА

1) по ведомственной принадлежности

клубные учреждения системы Министерства культуры

клубные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси

центры внешкольной работы система Министерства образования Республики Беларусь

центры эстетического воспитания детей и подростков

центры детского творчества

клубные учреждения и клубы (студенческие) высших и средних специальных учебных учреждений

клубы по месту жительства

частные клубные учреждения (молодежные дискоклубы)

Источник

Виды организаций в сфере культуры и их особенности

В современных условиях культура и искусство выступают индикатором прогрессивного развития общества и одновременно ресурсом восстановления активной экономической жизни населения. Культура представляет собой не только мощное средство сохранения единства поколений народа, повышения престижа, но и создания инвестиционной привлекательности государства или отдельного региона. Сегодня особую актуальность приобретает воспитание культурного и образованного населения страны и поэтому государство и общество осознают, что именно сфера культуры выступает фактором личностного роста отдельных индивидов и страны в целом.

Современная сфера культуры включает искусство (в т. ч. традиционные искусства и ремесла), фольклор, образование, досуговые программы, креативные индустрии, культурное наследие и много других направлений деятельности. Помимо этого, сюда относятся и те направления (правовые, экономические, организационные и др.), которые обеспечивают функционирование организаций культуры. В сфере культуры заняты режиссеры, экскурсоводы, библиотекари, менеджеры, артисты и люди других профессий. При этом все они являются работниками сферы культуры.

Сфера культуры включает множество организаций и объединений, а также физических лиц, которые оказывают культурные, просветительские, реставрационные услуги, осуществляют организацию досуга населения. Сфера культуры разделяется на два основных сектора: коммерческий и некоммерческий.

Коммерческий сектор включает организации и частные лица, осуществляющие свою деятельность на условиях самоокупаемости. Предоставление услуг этим сектором направлено на получение прибыли. В состав коммерческого сектора входят: кинотеатры, выставочные комплексы, организации шоу-бизнеса, реставрационные и художественные мастерские, а также антрепренеры, реставраторы, экскурсоводы, эксперты, оценщики и др.

Некоммерческий сектор сферы культуры представлен организациями и физическими лицами, которые не в состоянии покрывать расходы своей деятельности за счет получаемых доходов. Их основной целью не является получение прибыли. В состав некоммерческого сектора включают: библиотеки, театры, филармонии, а также искусствоведов, большинство художников, писателей и композиторов (табл. 1).

Таблица 1 – Организации сферы культуры

Некоммерческий сектор сферы культурыКоммерческий сектор сферы культуры
1. Театры, библиотеки, музеи, филармонии, центры детского творчества, дома культуры, клубы и т.п.
2. Искусствоведы, художники, писатели и композиторы.
1. Книжные издательства, производители аудио- и видеопродукции, организации шоу-бизнеса.
2. Концертные и выставочные залы, художественные галереи, кинотеат­ры, видеосалоны, художественные и реставрационные мастерские.
3. Экскурсоводы, реставраторы, оцен­щики, эксперты, антрепренеры.

Подавляющее большинство всех организаций, принадлежащих к сфере культуры, относится к некоммерческому сектору.

Несмотря на существенные различия, все организации и частные лица сферы культуры, объединяет специфика производимых ими продуктов и предоставляемых услуг.

Спектр услуг в сфере культуры достаточно разнообразный. Существует множество подходов к их классификации. Некоторые исследователи разделяют их на две группы – основные и дополнительные. Основные услуги направленны на достижение целей, определенных уставом организации культуры, а также на реализацию ее миссии. Так, например, для театра основной услугой является организация театральных представлений, направленных на развитие театрального искусства, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве.

В состав дополнительных услуг включают все второстепенные услуги: информационное обеспечение, организация питания, реализация сувенирной продукции и т. п.

Отдельные исследователи предлагают осуществлять классификацию услуг в сфере культуры, разделяя их на прямые и посреднические услуги. В состав прямых услуг входит непосредственно деятельность художников, поэтов, музыкантов, актеров и других исполнителей. Посреднические услуги не имеют собственной культурной значимости и обеспечивают передачу прямых услуг потребителю. В их состав включают деятельность библиотек, кинотеатров, издательств и т. п.

Отдельного внимания заслуживает классификация услуг сферы культуры на основе критерия подлинности. В этом случае все продукты сферы культуры подразделяются на первичные и вторичные продукты.

Первичные продукты – это материальные и нематериальные блага, предлагаемые потребителям в первоначальном, подлинном виде (спектакль, скульптура, картина, и т. п.).

Вторичные продукты представляют собой копии первичных благ, а также являются результатом превращения нематериального продукта в материальный (репродукции, видео- и аудиозаписи слайды и т.п.). Вторичные продукты производятся в целях популяризации первичных благ, привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также продвижения организаций или частных лиц на рынке культурных услуг.

Под организациями сферы культуры принято понимать организации различных форм собственности, для которых основной деятельностью является производство и распространение культурных благ.

Рекомендация ЮНЕСКО «О международном обмене культурными ценностями» определяет культурное учреждение как любое постоянное учреждение, существующее с ведома компетентного государственного органа, используемое в общих интересах для обеспечения сохранности, изучения, освоения и общедоступности культурных ценностей.

Исходя из основного направления деятельности, организации в сфере культуры разделяют на следующие виды:

Рассмотрим основные условия, которые оказывают влияние на деятельность некоммерческих организаций в сфере культуры:

Источники финансирования учреждений культуры разделяют на три основные группы (рис. 1).

Разные возможности доступа к ресурсам приводят к тому, что организации, предоставляющие порой один и тот же объем услуг, имеют абсолютно разный объем финансирования.

Следует отметить, что соотношение долей различных источников финансирования определяется особенностями национальной культурной политики. Так, например, во Франции, Германии и России в структуре доходов организаций культуры преобладает государственное финансирование, в то время как в США большую часть доходов обеспечивают собственные и привлеченные средства.

Тот факт, что некоммерческие организации сферы культуры действуют в разных условиях, оказывает негативное влияние на эффективность их взаимодействия и развитие партнерства, а также существенно осложняет координацию культурной деятельности. Так, расположенные в одном городе библиотеки, театры, музеи, мастерские и другие организации культуры будут иметь различные приоритеты, определяемые размером текущего финансирования, доступом к дополнительным денежным субсидиям, программам поддержки культурной деятельности и т. п.

Таким образом, организациями культуры являются организации различных форм собственности, для которых основной деятельностью является производство и распространение культурных благ. Основным видом организаций в сфере культуры в Российской Федерации являются учреждения культуры. Рассмотренные организационно-правовые особенности учреждений культуры определяют специфику организации их основной деятельности. Характер имущественных отношений с учредителем, потребность в привлечении дополнительного финансирования и постоянный контроль над использованием ресурсов формируют сильную зависимость учреждения культуры от внешних факторов.

Источник

Организации в сфере культуры

В сфере культуры, согласно Статистическому реестру хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики, в качестве единиц, которые осуществляют культурную деятельность, выделяют следующие:

Указанные единицы могут быть представлены: театрами, кино-театрами, кино- и фотостудиями, музеями, музеями-усадьбами, концертными организациями, учреждениями культурно-досугового типа (клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, учителя, врача, молодежи и др.), библиотеками и т.д.

Организации в сфере культуры весьма многообразны, поскольку отличаются направленностью деятельности, характером производимых услуг, степенью финансово-экономической свободы и прочими аспектами. Согласно разработанному в 2011 году законопроекту «О культуре в Российской Федерации» основными видами деятельности, которыми будут в ближайшее время заниматься организации культуры, станут следующие:

Организации в сфере культуры могут существовать на основе разных форм собственности, правовых форм и осуществлять одну или не-сколько видов культурной деятельности. В соответствии с регламентом нового законопроекта о культуре, органами власти и местного само-управления смогут создаваться такие учреждения культуры, как многофункциональные культурные и образовательные комплексы.

Такого рода учреждения будут многопрофильными и смогут предоставлять большое разнообразие культурных услуг (образовательные, выставочные, библиотечные, информационные, культурно-досуговые и т.д.).

Организации в сфере культуры обладают некоторым сходством, которая обусловлена, во-первых, некоммерческим характером деятельности большинства учреждений культуры, а, во-вторых, двойственностью менеджмента организаций в сфере культуры (регулирование хозяйственно-экономической деятельности учреждения, а также выполнение социальных, культурных функций).

Некоммерческой, или нонпрофитной, является такая организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками производства и реализации продуктов деятельности.

Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Законом РФ «О некоммерческих организациях», принятым в России в 1995 году. Целями некоммерческих организаций чаще всего является реализация социальных программ, проектов, деятельность по выполнению многочисленных социокультурных функций.

Среди них защита интересов социальных групп, их интеграция и представление в органах государственной власти, осуществление социально и культурно- значимой деятельности в целях духовного развития общества, воспитания, образования, адаптации и т.д.

Основным источником финансирования некоммерческих организаций в России является поступление денежных средств из федерального, регионального, муниципального бюджетов. Однако особенностью сферы культуры является то, что в ней используются различные источники финансирования некоммерческих организаций.

Учреждения культуры осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными заказами, на которые государство выделяет бюджетные средства. Кроме того, учреждение культуры может заключать договоры с различными организациями, может учреждать фонды и осуществлять некоторые виды коммерческой деятельности (например, реализовывать культурные услуги). Дополнительные финансовые средства могут быть получены от доноров, спонсоров, из общественных организаций.

В связи с этим, на сегодняшний день активно развиваются технологии социокультурного менеджмента, социального маркетинга как механизмов, которые могут помочь занять некоммерческим организациям достойное место в условиях рынка. Особенностями менеджмента некоммерческой организации можно назвать следующие аспекты:

‒ целью является реализация социально значимых идей, программ, услуг, что требует повышенного качества услуг, убежденности спонсоров и потребителей в необходимости некоммерческой организации;

‒ производимые услуги и осуществляемая деятельность чаще всего не приносят прибыли, они связаны с узким сегментом потребителей, следовательно, некоммерческие организации нуждаются в льготах, дотациях, спонсировании, а также в постоянной поддержке мотивации у персонала;

‒ цена услуг некоммерческих организаций либо ниже рыночной, либо полностью отсутствует, поскольку она покрывается дотациями (бюджетными, донорскими, спонсорскими), а также собственной коммерческой деятельностью;

‒ двоякость рынка или его «расщепленность» проявляется в не-совпадении рынка спонсоров и рынка реализации услуг, что предполагает необходимость установления соответствия этих частей;

‒ за счет использования поддержки государственных организаций и реализации бесплатных услуг некоммерческие организации имеют доступ в различные сектора деятельности, недоступные коммерческим фирмам;

Важную роль в некоммерческих организациях играет активное использование различных форм социального партнерства. Социальное партнерство может осуществляться в виде сотрудничеств организаций культуры как с иными некоммерческими организациями (в сфере образования, здравоохранения и т.д.), так и с бизнесом, с органами власти, правопорядка и т.д.

Формами социальных партнерств могут быть сов-местные мероприятия, проекты, акции, а также участие в грантовой деятельности, проведение круглых столов, участие в консультировании, предоставлении оборудования, помещений и т.д.

Подобная социальная активность позволяет наладить контакты, найти новые источники финансирования, повысить эффективность культурной деятельности как в социокультурном, так и в экономическом контексте.

Некоммерческие организации существуют в России в организационно-правовой форме учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной организации и др.

Большинство некоммерческих организаций в сфере культуры являются учреждениями.

Учреждение – это такая некоммерческая организация, которая не владеет своей собственностью, а распоряжается ею на основе оперативного управления.

Собственником имущества государственных учреждений куль-туры является государство, которое является учредителем, а, следовательно, финансирует их деятельность. Учреждения же культуры не имеют права самостоятельно совершать какие-либо действия со своим имуществом, поскольку они не являются его собственниками.

Помимо учреждений, некоммерческие организации могут существовать в виде:

Некоммерческие организации, среди которых большое количество и учреждений культуры, выполняют многочисленные социокультурные функции в обществе путем осуществления многообразной деятельности.

Некоммерческие организации создаются для достижения следующих целей: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие.

Часто именно некоммерческие организации поддерживают молодежные движения, творческие союзы, научные проекты, субкультуры, помогают людям с ограниченными возможностями, регулируют вопросы, связанные с проблемами экологии, бедности, демографии и т.д.

Несмотря на все различия, организации социокультурной сферы являются сложными системами, имеющими связи с внешней средой и внутреннюю структуру. Жизнедеятельность организаций в социокультурной сфере по отношению к внешней среде состоит из трех связанных между собой процессов:

Организации в сфере культуры функционируют, прежде всего, на основе социальных запросов в отношении производства культурных благ, т.е. производства библиотечных, музейных, культурно- досуговых, выставочных, театральных, творчески-образовательных и иных услуг, а также осуществляют деятельность по совершенствованию вкуса к культурным продуктам.

По мнению некоторых исследователей, организации в сфере культуры можно разделить на три группы.

К первой группе относят объекты культурного наследия (памятники культуры, музейные и архивные фонды, народное творчество), экспериментальные виды искусства, которые не могут быть объектом рыночных отношений из-за их высокой социальной значимости и важности сохранения для последующих поколений.

Ко второй группе принадлежат учреждения культуры, входящие в зону ограниченного действия (библиотеки, клубы и т.д.), услуги которых обеспечивают гарантированные государством нормы культурного потребления и потому предоставляются бесплатно или на льгот-ной основе. Однако эти организации могут получать дополнительные доходы за счет предпринимательской деятельности.

В третью группу включены организации, которые входят в сферу коммерческой эксплуатации. Доходы этих организаций полностью формируются за счет поступлений от населения и коммерческих предприятий, а также от частных и общественных пожертвований (звукозаписывающие студии, шоу-бизнес, печатная, рекламная и дизайн индустрии и т.д.).

Организации в сфере культуры могут активно заниматься предпринимательской деятельностью, однако она не должна осуществляться в противовес миссии учреждения, а должна соответствовать основным целям реализуемой культурной деятельности. Предпринимательская деятельность в сфере культуры может также осуществляться и специально созданными организациями (партнерство, корпорация, товарищество).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *