Чем занимаются в калмыкии

Чем занимаются калмыки

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Среди большого количества народностей, населяющих Россию, не последнее место занимают калмыки. Они единственные представители монгольской группы, которые исповедуют буддизм. Откуда появился народ, какова его история, чем калмыки занимаются сегодня — на эти вопросы мы и постараемся ответить.

Историческая справка

История народа ведет отсчет с 16 века, когда часть западных монгольских племен (ойратов), убегая от междоусобных распрей и в поисках мест для пастбищ, перекочевала в низовья Волги.

Путь им преграждали казахи, башкиры и другие народы, приходилось пробиваться с боем. Остановившись на территории, Руси калмыки стали заводить торговые и военные связи с русскими.

Мощное калмыцкое войско, включавшее 70 000 лошадей, вошло в состав русской армии и участвовало во многих знаковых сражениях. К средине 17 века было образовано калмыцкое ханство, однако, к концу века, часть проживающих на этой территории племен, откочевало в Китай, подальше от притеснений со стороны властей. К 1771 году ханство было упразднено.

В 18 веке началось насильное насаждение христианства. Часть населения приняла его, однако многие остались верны буддизму.

Занятия и быт

Калмыки — кочевники, и в основном они занимались кочевым скотоводством. Другим занятием было разведение крупного рогатого скота, курдючных овец и лошадей. Были среди них и мастера, умевшие работать по металлу. Чеканка, гравировка, резьба по дереву — вот наиболее распространенные среди калмыков ремесла.

Традиционно кочевники жили в юртах. Поселение составляли до 10 стоящих кругом юрт. В средину круга на ночь загоняли скотину. К концу 18 века началось распространение оседлости.

Возникли поселки с саманными строениями, землянками и полуземлянками. Позже, в 19 веке, зажиточные калмыки начали ставить деревянные и кирпичные дома.

В это время получило развитие свиноводство, бахчеводство, садоводство. Оседлое население занялось земледелием.

Семейный уклад

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Семейный уклад был близок к славянскому. Сама семья — патриархальная, но женщины имели определенную свободу, могли выражать свое мнение. Многоженство дозволялось, но использовалось редко. Главным в семье был мужчина, он контролировал жизнь семьи, распределял обязанности и работу.

Женскую половину возглавляла его жена. Семьи были неразделенными, то есть женатые дети жили с родителями. Приветствовалось беспрекословное подчинение детей родителям.

Чем занимаются калмыки сегодня?

В настоящее время на территории России проживает 183 000 калмыков, в основном они сосредоточены в Республике Калмыкия. Согласно переписи населения там живет 156 000 человек. Большие группы живут также в Астраханской Волгоградской и Ростовской областях.

Сегодня на территории Калмыкии выращиваются зерновые (рожь, пшеница) и технические культуры. Развито садоводство и рыболовство. Последние сто лет развивается заливное рисосеяние.

Хорошо развиты такие ремесла как вышивка, гравировка, изготовление кожаных изделий и резьба по дереву.

Источник

Пять причин посетить Калмыкию

Калмыкия — небольшой, но очень колоритный регион на юге России. Многие путешественники посещают его столицу — Элисту — во время визитов в Астраханскую или Волгоградскую области. Бескрайние степи, буддистские святыни и невероятное гостеприимство местных жителей — мы собрали главные причины, чтобы наведаться в Калмыкию хотя бы на пару дней.

1. Познакомиться с буддистской культурой

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Калмыкия — не единственный в России регион, где большая часть населения исповедует буддизм. Однако все остальные — Бурятия, Тува, Алтай и Забайкальский край — находятся в азиатской части России, что делает Калмыкию единственной буддистской республикой во всей Европе! Здесь расположено несколько значимых для буддистов святынь, например, храм Золотая обитель Будды Шакьямуни, огромное белоснежное строение с золотыми крышами. По периметру здания расположены молитвенные барабаны с мантрами внутри: считается, что, если их раскручивать, мантры будут прочтены. В самом храме находится девятиметровая статуя Будды — самая большая в России и Европе, она покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. Любой желающий может посетить обитель, пообщаться с монахами, целителями, практикующими тибетскую медицину, или с астрологами: они принимают всех с радушием и с удовольствием рассказывают про свой народ и религию.

Ещё одна значимая для буддистов калмыцкая локация — монастырь Сякюсн-Сюме или, как его называют в народе, «святая обитель просвещённых монахов». Этот хурул находится в шести километрах от Элисты, недалеко от посёлка Аршан, и является центром духовного образования в республике. Несколько раз сюда с визитом приезжал лично Далай-лама.

Хурулы поменьше можно увидеть и в других поселениях республики:в Лагани, Городовиковске (местный храм вмещает в себе единственный в Европе тантрический монастырь), Яшкуле, Цаган Амане, Малых Дербетах.

2. Почувствовать себя в другой стране, не выезжая из России

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Тот факт, что большая часть калмыков практикует буддизм, наложил определённый отпечаток на архитектурный облик городов республики. Особенно много колоритных памятников, конечно же, в Элисте. Например, несколько субурганов (монолитных ритуальных сооружений): Ступа Примирения, Ступа Просветления, Пагода Семи дней. У входа в парк «Дружба» можно увидеть Золотые ворота «Алтн Босх» с иллюстрациями, посвящёнными прошлой и настоящей жизни калмыцкого народа. Все эти необычные постройки напоминают то ли Тибет, то ли Индонезию, то ли Китай — всё зависит от силы вашего воображения и туристического опыта. Поверьте, снимки этих достопримечательностей точно не останутся обделены вниманием в вашем Инстаграме!

А вот жилые районы столицы республики ближе к Чесс-сити (району, построенному к XXXIII Шахматной Олимпиаде в 1998 году) похожи на улицы Узбекистана: дома закрыты от палящего зноя и степной пыли специальными резными панелями.

3. Попробовать очень специфическую кухню

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Калмыцкая кухня способна шокировать даже жителей близлежащих регионов, хотя казалось бы — соседи. Чай с маслом, суп с внутренностями и запечённый в земле желудок — звучит не очень аппетитно, но на самом деле это правда вкусно! Итак, главные блюда калмыцкой кухни:

· Дотур — суп из густого бульона, бараньих потрохов (печени, рубца, почек) с добавлением сала и крови. Подаётся с нарезанным прямо в тарелку сырым луком.

· Махан шелтяган — ещё одно первое блюдо, суп с нарубленными кусками бараньей грудинки и целыми картофелями. И с луком, конечно же. У монгольских народов считается, что махан — блюдо лечебное, способное победить изжогу и трудности в сексуальной жизни.

· Сегсердык — отварная баранина на косточке с домашним тестом (блюдо отдалённо похоже на дагестанский хинкал).

· Семджин — баранья печень, жаренная в сеточке из бараньего жира.

· Борцоки — плоские лепёшки, жаренные в кипящем масле. По вкусу это нечто среднее между пончиками и хворостом. Обычно калмыки едят его вместе с супами вместо хлеба.

· Кюр — старинное блюдо калмыцких пастухов, которое сегодня готовят по случаю большого праздника. Мясо барана нарезается, укладывается в бараний желудок, который после этого зашивается. Затем желудок вместе с содержимым помещают в вырытую в земле яму, засыпают золой и углями, а сверху — землёй. Там мясо и томится около 10-20 часов.

· Конина — популярное мясо у калмыков. В местных супермаркетах можно запросто отыскать вяленое и сушёное мясо, колбасу казы и свежайшую вырезку. Кстати, нередко путешественникам в Калмыкии удаётся попробовать и верблюжатину!

· Молочные продукты: кумыс из кобыльего молока, чигян (нечто среднее между кефиром и простоквашей), сала шююрюмг (сухой творог) и хурсан (лепёшки из сушёного творога).

· Джомба — калмыцкий чай. Он не каждому приходится по вкусу, но если нравится, то в него обычно влюбляются раз и навсегда, скупая плиточный чай в качестве сувенира. Готовится национальный напиток из этого самого плиточного чая, молока или сливок, сливочного масла, соли, мускатного ореха и лаврового листа. Джомба утоляет жажду в жару и согревает в холод.

4. Узнать историю калмыков

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

История калмыцкого народа полна драматических поворотов, и хороший гид расскажет вам её без школьного академизма. Изначально калмыки были кочевниками, монголами, мигрировавшими на прикаспийские земли из Центральной Азии. Если с донскими казаками у калмыков сложились хорошие отношения, то с царской властью они периодически конфликтовали. А вот в советское время, в 1943 году, все калмыки с местных земель были принудительно депортированы в Сибирь и на крайний Север. Депортация осуществлялась в ужасных условиях: многие погибли в дороге. Во многом из-за этого события народ остался таким малочисленным.

Депортации калмыков посвящён элистинский памятник «Исход и возвращение». Работа скульптора Эрнста Неизвестного была отлита в Нью-Йорке и подарена калмыцкому народу в 1996 году. Этот мемориал полон символов и аллюзий: рассматривать его интересно, но в то же время и тяжело, ведь произведение олицетворяет страдание.

К слову, «Исход и возвращение» — не единственная скульптура в Элисте, напрямую связанная с историей и культурой калмыков. Например, в парке «Дружба» можно увидеть памятник, посвящённый сказителю Ээлян Овла, воспевающему эпос «Джангар», — любимое национальное произведение калмыков. А на въезде в город был установлен впечатляющий «Золотой всадник», посвящённый главному герою этого этого произведения.

5. Побывать в степи

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Жителю Центральной России степь вполне может показаться экзотикой, и не стоит думать, что это лишь выжженная земля, простирающаяся на сотни километров. В Калмыкии есть свои горячие источники (например, в посёлке Хар Булук или недалеко от посёлка Адык), солёное озеро Маныч-Гудило с гнездованиями розовых пеликанов, озеро с лечебными свойствами Большое Яшалтинское, известное своим необыкновенным минеральным составом. Сама же калмыцкая степь особенно хороша весной, в апреле: в это время она покрыта зелёным ковром душистого разнотравья и яркими тюльпанами. Обязательно посетите заповедники «Ханата» и «Чёрные земли»: там свободно бродят верблюды, пасутся сайгаки и табуны диких лошадей.

Источник

Калмыки — кочевой народ, исповедующий буддизм

Калмыки относятся к монгольскому этносу ойратской группы. Это автохтонное население Республики Калмыкия. Она входит в состав Российской Федерации. Столица — город Элиста. Калмыки являются представителями современной кочевой культуры.

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Численность

Этот народ относится к малочисленным — на территории РФ его количество исчисляется 183 000 человек. В его состав входит множество субэтносов. Наиболее крупные из них:

Где живут

Калмыкия размещает у себя 162 000 людей калмыцкой национальности. Небольшую группу принимает Киргизия — около 4 000 человек. Самые большие диаспоры за границей: 2 000 — США, 1 000 — Франция.

Калмыки общаются на калмыцком и русском языках. Калмыцкий относится к монгольской ветви языков.

Религия

Большинство калмыков исповедует тибетский буддизм. Небольшая часть является православными, есть исламисты и атеисты. Калмыкия — единственный регион в Европе, где присутствует традиционная форма буддизма. Эта религия получила распространение с конца 16 века. До этого времени существовали культы неба (тенгрианство), огня, воды, земли, гор. Практиковались шаманизм и фетишизм, предполагавшие совершение жертвоприношений, поклонение тотемным животным. Среди шаманов встречались и мужчины, и женщины. Некоторые обряды сохранились до сих пор.

Название

Сами себя калмыки называют «хальмгуд». Историки считают, что этимология термина исходит от тюркских, татарских названий племен «калмак», что переводится как «отставший», «отделившийся». Монгольские языки, близкие к калмыцкому, такого слова не имеют. Следовательно, название дали соседние народы. Есть две версии трактования термина. Согласно одной из них, слово «оставшиеся» обозначает людей, вычленившихся из ойратского этноса и оставшихся жить на территории современной Калмыкии. Другая теория религиозного толка. Часть историков считает, что так их стали называть татары после принятия буддизма, то есть как отделившихся от языческих верований. Другие ученые говорят, что калмаки — это оставшиеся в иной вере, не вернувшиеся в ислам (как татары). Русские летописцы упоминают о калмыках с 16 века.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Кухня калмыков сформировалась в условиях кочевого образа жизни. Она довольно проста, для нее характерно однообразие. До перехода на оседлость пищу составляли в основном мясо и молоко животных, которых разводили калмыки: коз, овец, коров. Известно, что кочевые народы, в частности и калмыки, могли есть мясо погибшего животного, которое считается падалью. Также они употребляли в пищу полевых мышей. Позднее рацион разнообразился свининой, домашней птицей. С развитием бахчеводства, садоводства на столе появились дыни, арбузы, яблоки, груши. Стали делать варенья, джемы. Основу питания и сейчас составляют молочные продукты, баранина, говядина. Из специй используется лук, чеснок, лавровый лист. Благодаря большому наличию мяса, жирных молокопродуктов, муки, пища питательна и калорийна, хорошо насыщает. Популярные блюда калмыцкой кухни:

На основе молока коз, овец, коров, лошадей готовят множество полезных блюд. Путем сквашивания делают чигян — молочнокислый напиток наподобие кефира. Он считается лечебным, его часто пьют буддийские монахи. Из овечьего творога путем высушивания получают вкусное блюдо шююрюмг. Популярен также кумыс. Перегонкой из молока делают самогон — арак. Калмыцкий чай (джомба) сильно отличается от русского напитка. Он больше напоминает бульон. Состоит из заварки (листового чая), воды, сливок, коровьего масла, соли, корицы. Может добавляться поджаренная мука. Чай хорошо согревает, придает силы.

Одежда

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи. Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны. Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах. Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

Характер

От природы калмыки обладают веселым нравом. Они не унывают даже в тяжелые времена. Это активные, жизнерадостные люди. Возможно, на позитивное отношение к жизни повлияли буддистские учения, которые проповедуют, что в этой жизни все преходящее. Калмыки любят принимать гостей. В доме сажают на лучшее место, готовят угощения. Они всегда открыты для общения, искренни. Представители этого народа никогда не отгораживаются от общества, не замыкаются в себе.
Молодежь хорошо воспитана, с уважением относится к старшим. В делах это практичные, рациональные люди. Можно сказать, что они экстраверты. Калмыки артистичны, любят петь, танцевать. В них есть оригинальность, желание выделиться из общей массы. Среди них много талантливых людей: писателей, певцов, артистов.

Источник

Калмык

Содержание

Калмыки (калм. Хальмгуд) — часть ойратов, мигрировавших в XVII веке в Нижнее Поволжье (Калмыкия) и Северный Кавказ. Говорят на калмыцком (калм. Хальмг келн; ойрат-калмыцком) языке монгольской ветви алтайской языковой семьи и русском.

Название

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся». Так западные тюрки называли своих соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Территория расселения

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

Калмыки (дорвюды (дербеты), торгоуты, хошоуты, бузавы) проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002 года.

Большие группы ойратов (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольская и Боротала-Монгольская автономные области Синьцзян-Уйгурского автономного района; провинция Цинхай) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (Кобдоский и Убсунурский аймаки) — около 150 тыс. человек.

Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)

Численность

Этнические и этнографические группы

Чем занимаются в калмыкии. Смотреть фото Чем занимаются в калмыкии. Смотреть картинку Чем занимаются в калмыкии. Картинка про Чем занимаются в калмыкии. Фото Чем занимаются в калмыкии

До настоящего времени для калмыков характерно наличие группировок — дорвюдов (дэрбэтов), торгоутов, хошеутов и бузава. С середины 20 в. происходит активное смешение различных групп и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки — монголоиды.

Письменность

Ойратско-калмыцкий алфавит тодо-бичиг (Ясное письмо) был создан в 1648 г. на основе старомонгольского письма. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.

Религия

Калмыки исповедуют буддизм (тибетский буддизм, ламаизм).

Этногенез и этническая история

Калмыки которые поселились в Кыргызстане, а точнее на Иссык-Куле являются мусульманами т.е. исповедуют ислам. Есть целая сельская управа где есть населенные пункты как Челпек, Борю-баш и др. где живут калмыки.

Хозяйство

Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с 19 в. стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней. В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь. Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С 20 в. калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием. Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.

Традиционные поселения и жилища

До начала 20 в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С 19 в. появились стационарные поселения с линейной планировкой. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Ее деревянный остов состоял из 6-12 складных решеток, круга в верхней части, который соединялся с решетками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почетное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была кибитка, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с 19 в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные.

Традиционная одежда

Социальная организация

Традиционное общество калмыков имело развитую социальную структуру. Оно состояло из нойонов и зайсангов — потомственной аристократии, буддийского духовенства — гелюнгов и лам. Сохранялись родоплеменные отношения, значительную роль в общественных отношениях играли патронимические объединения, которые занимали отдельные поселения и состояли из малых семей.

Духовная культура и традиционные верования

Брак заключался путем сговора между родителями будущих мужа и жены, согласия парня и девушки обычно не спрашивали. Девушку выдавали замуж за пределы своего хотона. Калыма не было, но ценности, которые передавала семья жениха семье невесты, могли быть значительными. Предварительно гелюнг определял, будет ли брак удачным. Для этого сопоставляли годы рождения жениха и невесты по восточному календарю. Считалось, например, хорошим, если невеста родилась в год зайца, а жених — дракона, но не наоборот, так как «дракон пожрет зайца», то есть мужчина не будет главой в доме. Для новой семьи ставили отдельную кибитку, причем сторона жениха готовила само жилище, а сторона невесты обеспечивала внутреннее убранство и предметы обихода. Для сокращения свадебных расходов по взаимной договоренности сторон могло быть устроено мнимое похищение невесты. Сваты трижды приходили в семью невесты для оформления сговора, эти встречи сопровождались праздничной трапезой. Будет ли брак удачным и «счастливый» день свадьбы определял зурхачи (астролог) специальным гаданием.

Религия

В религии калмыков наряду с ламаизмом были распространены традиционные верования и представления — шаманизм, культ огня и домашнего очага. Они отразились, в частности, в календарных праздниках. Один из них связывался с началом весны, он праздновался в феврале и назывался Цаган сар. Во время него надевали лучшие одежды, обильно ели и ходили друг к другу в гости со взаимными поздравлениями и благопожеланиями. Этот праздник до сих пор почитаем у калмыков.

Фольклор

В духовной культуре калмыков большую роль играл фольклор, особенно героический эпос «Джангар», исполняемый сказителями-джангарчи. Это произведение содержит несколько десятков тысяч стихов.

Популярностью пользовались трёхстишия гурвнт, сочетающие признаки загадки и пословицы или поговорки.

Военная организация

Калмыцкая конница принимала участие во многих войнах как нерегулярная часть российской армии (См. Полтавская битва, Отечественная война 1812 года).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *