Чем занимаются верховные суды
Чем занимаются верховные суды
Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.
2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;
1.1) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
(п. 1.1 введен Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 N 2-ФКЗ)
2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;
2.1) об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
(п. 2.1 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)
2.2) об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации;
(п. 2.2 введен Федеральным конституционным законом от 04.11.2014 N 16-ФКЗ)
3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;
4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена, об оспаривании ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;
5) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
8) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
9) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;
10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;
11) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
12) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.
(п. 12 в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет принадлежащее ему в соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по вопросам своего ведения.
7. Верховный Суд Российской Федерации:
1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;
2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров, а также на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
3) выносит заключение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
4) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
5) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;
6) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
6.1) устанавливает порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей Верховного Суда Российской Федерации не имеющими жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей Верховного Суда Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения Верховного Суда Российской Федерации в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям Верховного Суда Российской Федерации жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям Верховного Суда Российской Федерации дополнительной площади служебного жилого помещения;
(п. 6.1 введен Федеральным конституционным законом от 30.10.2018 N 2-ФКЗ)
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами.
8. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации, установленные настоящей статьей, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Полезное
Смотреть что такое «ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ» в других словарях:
Верховный Суд — (supreme court) Последняя инстанция апелляционного суда. Наиболее известный пример – Верховный суд США; существуют также верховные суды штатов (иногда они носят другое название). Ст. III Конституции США предусматривает, что Верховный суд, являясь … Политология. Словарь.
Верховный суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о… … Википедия
ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В Российской империи высшим чрезвычайным… … Русская история
Верховный Суд — Верховный суд высшее судебное учреждение государства, в компетенцию которого входит, как правило, разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т. п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Википедия
ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший орган судебной власти в государстве. В РФ ВЕР ХОВНЫЙ СУД является высшим органом, осуществляющим надзор за судебнойдеятельностью судов РФ, кроме конституционного суда РФ и арбитражных судов РФ. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ состоит из Председателя, его … Финансовый словарь
ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию B.C., как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях высших должностных лиц… … Юридический словарь
Верховный суд — (англ. Supreme Court) высший орган судебной власти в государстве. B.C. называют также суды в некоторых государствах и негосударственных образованиях, входящих в состав государства, обладающего гос ным суверенитетом, которые в пределах с … Энциклопедия права
ВЕРХОВНЫЙ СУД — высшее судебное учреждение государства. В компетенцию В.с. современных государств, как правило, входит разрешение споров между самостоятельными составными частями государства (штатами, землями, кантонами и т.п.); рассмотрение дел о преступлениях… … Юридическая энциклопедия
ВЕРХОВНЫЙ СУД — (ВС) РФ высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Юридический словарь
ВЕРХОВНЫЙ СУД — ВЕРХОВНЫЙ СУД, высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех других судов государства. В некоторых странах (например, в США)… … Современная энциклопедия
ВЕРХОВНЫЙ СУД — высший судебный орган государства, возглавляющий судебную систему. Рассматривает судебные дела исключительной важности и является высшей инстанцией для всех др. судов государства … Большой Энциклопедический словарь
Верховный Суд Российской Федерации
Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе
Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).
Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции РФ).
Конституционные положения о месте Верховного Суда РФ в судебной системе и его полномочиях получили развитие в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 19) и Федеральном конституционном законе от 5 февраля 2014 г. № 3-ФЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Верховный Суд РФ осуществляет судебную власть на всей территории страны. При этом он действует самостоятельно и не зависимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. В своей деятельности при осуществлении правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов федерации.
Верховный Суд РФ призван обеспечить единообразную судебную практику при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений и организаций.
Верховный Суд РФ обладает юрисдикцией на всей территории России и вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого суда общей юрисдикции и арбитражного суда.
Верховный Суд РФ является высшей и окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Решения Верховного Суда РФ по рассматриваемым делам не могут быть пересмотрены ни другими судами, ни иными органами.
Полномочия Верховного Суда Российской Федерации
В соответствии со ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» Верховный Суд РФ:
1) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
2) рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
3) рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного Комитета РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Центрального банка РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций; об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ; об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; об оспаривании ненормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих органов военной прокуратуры и военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации; об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей и решений квалификационных коллегий судей субъектов РФ о приостановлении или прекращении полномочий судей и иных решений этих коллегий; об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух или более субъектов РФ; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по административным делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции за исключением районных и гарнизонных судов; иные дела, указанные в п. 4 ст. 2 Закона о Верховном Суде РФ;
5) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) осуществляет принадлежащее ему право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства РФ по вопросам своего ведения. Используя свое право законодательной инициативы,
Верховный Суд РФ инициировал принятие целого комплекта законопроектов, направленных на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса.
По инициативе Верховного Суда РФ были приняты Законы «О статусе судей в Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах» и ряд других. Верховный Суд разрабатывает и вносит в Государственную Думу проекты законов, необходимость принятия которых обусловлена потребностями судебной практики, совершенствования судопроизводства, судебной системы и статуса судей.
7) дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ;
8) обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров, а также о проверке конституционности закона, подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
9) выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления при выдвижении Государственной Думой Федерального Собрания обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
10) принимает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
11) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами РФ;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.
Полномочия Верховного Суда РФ могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 2 ФКЗ О Верховном Суде РФ).
Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации
Верховный Суд РФ состоит из 170 судей Верховного Суда РФ (ст. 3 ФКЗ о Верховном Суде). Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (схема 9).
Состав Верховного Суда (ч. 2 ст. 3 ФКЗ о Верховном Суде):
В состав Верховного Суда РФ входят (ст. 4 ФКЗ о Верховном Суде):
Судья Верховного Суда РФ — гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, отвечающий высоким нравственным требованиям, прошедший предварительное медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
В Верховном Суде РФ действуют органы судейского сообщества: общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.
Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Верховного Суда РФ вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица.
В зависимости от обсуждаемых на Пленуме вопросов в числе приглашенных лиц могут быть члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств и ведомств, государственных комитетов, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в 4 месяца. Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании Пленума Верховного Суда РФ. Постановления
Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума (п. 3.1.1 Регламента Верховного Суда РФ).
Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.
Пленум Верховного Суда РФ не является судебной инстанцией и не рассматривает конкретные судебные дела.
Полномочия Пленума Верховного Суда РФ (ст. 5 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»):
Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности) и судьи Верховного Суда РФ. Члены Президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Cуда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на предложении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.
Полномочия, порядок образования и деятельности Президиума Верховного Суда РФ установлены ст. 6, 7 Закона о Верховном Суде РФ.
Заседание Президиума Верховного Суда РФ проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума. Постановления Президиума принимаются простым большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.
Полномочия Президиума Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 7 ФКЗ о Верховном Суде):
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, его заместителя и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Судьи избираются в состав Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на 5 лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда РФ.
Полномочия Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (ч. 2 ст. 8 ФКЗ о Верховном Суде):
Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ осуществляется его судебными коллегиями: Судебной коллегией по административным делам, Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, Судебной коллегией по экономическим спорам, Судебной коллегией по делам военнослужащих.
Судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются в составе заместителей председателя Верховного Суда РФ — председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ и судей этих коллегий. Состав судебных коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.
Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии Верховного Суда РФ для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда РФ.
В судебных коллегиях Верховного Суда РФ формируются Председателем Верховного Суда РФ судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда РФ на три года.
Компетенция судебных коллегий Верховного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ о Верховном Суде):
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ — председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда РФ, избираемых Пленумом Верховного Суда РФ сроком на 3 года по представлению Председателя Верховного Суда РФ тайным голосованием.
Дисциплинарная коллегия рассматривает дела (ч. 1 ст. 11 ФКЗ о Верховном Суде):
Деятельность Дисциплинарной коллегии организует председатель коллегии, являющийся заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Председатель
Дисциплинарной коллегии председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда РФ о деятельности коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Организация деятельности коллегии определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.
Организация деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов возлагается на Председателя Верховного Суда РФ.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ч. 1 ст. 12 ФКЗ о Верховном Суде).
Председатель Верховного Суда РФ, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда РФ и процессуальных полномочий, установленных для
Председателя Верховного Суда РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет функции, указанные в ч. 3 ст. 12 ФКЗ о Верховном Суде.
Заместители Председателя Верховного Суда РФ (ст. 13 ФКЗ о Верховном Суде):
• Первый заместитель → исполняет обязанности Председателя ВС РФ в случае его отсутствия. При отсутствии, как Председателя, так и первого заместителя работой суда руководит один из заместителей Председателя ВС РФ;
• заместители Председателя ВС РФ → председательствуют в судебных заседаниях коллегий, осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ, исполняют другие полномочия, предоставленные им законодательством;
• председатели судебных коллегий → руководят работой соответствующих коллегий; председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого других судей; организуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о работе коллегий; истребуют дела для изучения и обобщения судебной практики; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата коллегий; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Аппарат Верховного Суда РФ (ст. 17 ФКЗ О Верховном Суде РФ) формируется Верховным Судом РФ в целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда РФ. Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет Председатель Верховного Суда РФ.
Численность работников аппарата Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Работники аппарата Верховного Суда РФ являются федеральными государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины. Права и обязанности работников аппарата, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Структура аппарата Верховного Суда РФ, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяется положением об аппарате Верховного Суда РФ, утверждаемым Президиумом Верховного Суда РФ.
В аппарате Верховного Суда РФ создаются структурные подразделения, управления, отделы и секретариаты: Секретариат председателя Верховного Суда;
Секретариат первого заместителя Председателя Верховного Суда; Секретариат Пленума Верховного Суда; Секретариат Президиума Верховного Суда; аппараты коллегий Верховного Суда; Управление систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда; Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда; Управление документооборота и делопроизводства Верховного Суда; Управление кадров и государственной службы Верховного Суда; Управление информатизации и связи Верховного Суда; Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного Суда; Управление международного сотрудничества Верховного Суда и другие структурные подразделения.
Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ (ст. 19 ФКЗ о Верховном Суде РФ) действует для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.
Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ определяются положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 ФКЗ О Верховном Суде РФ) — печатный орган Верховного Суда РФ, в котором публикуются постановления Пленума, практика Президиума, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, имеющие значение для формирования судебной практики. В Бюллетене также представлены обобщения и обзоры судебной практики, статьи судей Верховного Суда РФ и ученых по различным вопросам теории права и судебной практики.