Чем занимаются военные суды

Военные суды

Место военных судов в судебной системе РФ. Подсистема военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на два специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов.

Первое (основное) звено подсистемы военных судов составляют гарнизонные военные суды. Ко второму (среднему) звену относятся окружные (флотские) военные суды. Дела, подсудные военным судам, рассматриваются также Верховным Судом РФ. Однако законодатель не включает ни Верховный Суд РФ, ни его структурные подразделения в систему военных судов (ст. ст. 8 и 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Все военные суды создаются федеральным законом по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды могут быть созданы и по месту дислокации воинских частей, предприятий, учреждений или организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Общие и специальные задачи военных судов

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» общими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

Специальные задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Так, согласно ст. 2 ГПК военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции, должны решать задачи правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Компетенция военных судов

Исходя из содержания ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военные суды по подсудным им делам осуществляют правосудие в первой, апелляционной, кассационной инстанциях и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
б) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК;
в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы;
г) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам;
д) материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Помимо того, военные суды по делам, отнесенным к их подсудности, рассматривают и разрешают жалобы на действия (бездействие) и принятые решения прокурора, следователя (дознавателя и др.) в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК, а также согласно ч. 2 ст. 29 УПК принимаются в ходе досудебного производства решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о возмещении имущественного вреда; о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; о производстве обыска и (или) выемки в жилище; о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи; о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях; о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК; о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» п. 1, подп. «б», «в» п. 2 и п. 3 ч. 2 ст. 82 УПК; о контроле и записи телефонных и иных переговоров; о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Подсудность военных судов различных звеньев

В первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает гражданские дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и определений, принятых им и вступивших в силу.

Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 29 УПК, гарнизонный военный суд также принимает перечисленные выше при разъяснении полномочий военного суда процессуальные решения на стадии предварительного расследования, которые отнесены законом к компетенции суда.

Гарнизонным военным судом по делам, отнесенным к его подсудности, рассматриваются жалобы на действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, уголовных дел, отнесенных к компетенции данного военного суда УПК, и дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Согласно ч. 3 ст. 31 УПК окружным (флотским) военным судам подсудны те же уголовные дела, что и верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа.

Председатель военного суда, его права и обязанности

Основной перечень полномочий председателя военного суда закреплен в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации». Они распространяются на организацию и деятельности возглавляемого ими учреждения и различаются в зависимости от того, о председателе какого военного суда идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

На него возложены ряд обязанностей:

Соответственно, председателю окружного (флотского) военного суда законом предоставлена возможность:

На него также возложены обязанности:

Помимо прав, изложенных в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», у председателей военных судов имеются и иные полномочия. Так, к примеру, он вправе высказывать свое мнение о необходимости и возможности перераспределения образовавшихся в возглавляемом им суде вакансий на должности судей (п. 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»).

Порядок назначения на должность председателей военных судов

Председатели (заместители председателя) гарнизонного, окружного и флотского военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же военного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и администратором данного военного суда. Обеспечением осуществления правосудия военными судами, обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, систематизации законодательства, приема граждан и выполнения других функций суда, предусмотренных федеральным законом, занимается аппарат военного суда. Указанные виды деятельности он осуществляет под контролем председателя военного суда.

Порядок финансирования и обеспечения деятельности военных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении» и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Средствами связи, служебными помещениями военные суды обеспечивают, а равно хранение архивов осуществляют, соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Понесенные же в связи с этим расходы оплачивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

В каждом военном суде имеется администратор. Администратор военного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствующего военного суда. Руководит деятельностью администратора военного суда названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствующего суда.

В связи с возложенной на него функцией администратор военного суда:

Источник

Военные суды: история и современность

Чем занимаются военные суды. Смотреть фото Чем занимаются военные суды. Смотреть картинку Чем занимаются военные суды. Картинка про Чем занимаются военные суды. Фото Чем занимаются военные суды

Сегодня их праздник – 8 декабря военным трибуналам (судам) исполняется 90 лет. Пользуясь предоставленной порталом «Право. Ру» возможностью, автор передает своим коллегам пожелания крепкого здоровья, счастья и благополучия, дальнейших успехов в ратном труде на благо России, ее Вооруженных Сил и нашей военно-судебной системы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом РФ “О военных судах в Российской Федерации” нынешние военные суды входят в единую систему судов России, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют правосудие на основе единого российского законодательства.

Действующая военно-судебная система состоит из гарнизонных и окружных (флотских) военных судов. Высшей инстанцией является Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

Военные суды, как правило, приближены к местам дислокации войск и сил флота и действуют как в городах, так и в самых отдаленных населенных пунктах территории России. Отдельные военные суды в соответствии с международными договорами функционируют в российских военных контингентах за пределами страны.

В производстве военных судов ежегодно находится значительное количество дел. Так, в 2007 году рассмотрено 14 312 уголовных, 47 595 гражданских и 19 274 административных дел.

Среди уголовных дел это, как правило, наиболее актуальные дела о воинских преступлениях, которые оказывают непосредственное влияние на состояние боеготовности воинских частей — уклонения от военной службы, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, хищения военного имущества и другие.

Немало рассматривается и так называемых «резонансных» дел. Так, только в Московском военном окружном суде в последние годы рассмотрены дела о взрыве на Котляковском кладбище, об убийстве журналиста Холодова, проведены судебные процессы по гольяновской и липецкой преступным группировкам, в отношении нескольких шпионов, таких как заместитель начальника «американского» отдела Службы внешней разведки полковник Запорожский. Сегодня слушается дело об убийстве журналиста Политковской…

В связи с этим надо сказать о том, что в новейшей истории неоднократно предпринимались попытки «снять погоны» с судей либо вообще ликвидировать военно-судебные органы. Дескать не нужны они, поскольку являются порождением тоталитаризма. Такого рода утверждения не соответствуют ни историческим свидетельствам, ни реалиям сегодняшнего времени. И если это произойдет, то будет серьезной ошибкой.

Военные судьи сегодня — это высококвалифицированные офицеры — юристы, с хорошими теоретическими знаниями и жизненным опытом, прошедшие школу армейской или флотской службы, знающие жизнь армии и флота не по конспектам, а на собственной практической работе.

Мы понимаем, что наше настоящее и будущее воедино связано с жизнью нашего государства, его Вооруженных Сил, соблюдением буквы закона, с повседневным повышением своего профессионального мастерства, с высоким уровнем осуществления правосудия в целях предупреждения и искоренения преступлений в армии и на флоте.

Понимаем мы и то, что наше будущее неразрывно связано с нашим прошлым. Поэтому в этот день стоит сказать несколько слов о малоизвестных вехах трибунальского пути. Тем более, что об истории военных трибуналов даже специалисты знают, обычно, лишь в общих чертах, больше — о действительно имевших место “темных сторонах” и совсем не знают о других ее сторонах. Но историю не следует ни приукрашивать, ни очернять. Теперь, когда доступны прежде закрытые архивы, мы можем более полно восстановить действительность.

Военные трибуналы были учреждены в 1918 году при всех фронтах и действующих армиях, после чего приказом Реввоенсовета республики был образован Революционный военный трибунал республики, который 8 декабря 1918 года провел одно из первых распорядительных заседаний. Эта дата и вошла в историю как день образования военных трибуналов.

Между тем, история военных судов России значительно богаче, она уходит в глубь веков, берет свое начало еще с допетровских времен.
В 1716 году, вскоре после того как Петр I начал заниматься созданием регулярной армии, был учрежден “правильный самостоятельный военный суд” и принят Военно-уголовный кодекс. Из более поздних времен можно напомнить достаточно широко известное военно-судное дело в связи с дуэлью А.С.Пушкина и Дантеса. Военные судьи тогда в полном соответствии с Воинским Уставом Петра I приговорили последнего к повешению. Но, когда дело дошло до царя, приговор был подправлен. Монарх распорядился выслать Дантеса «с жандармами за границу, отобрав офицерские патенты».

В обширной литературе советского периода довольно часто встречаются упоминания о жестокости и кровожадности представителей царской военной юстиции, судивших многих революционеров. Хотя, в реальной жизни всё было иначе. За сорок лет, с 1866 по 1906 годы по приговорам всех судов России (не только военных) было казнено 110 человек (60 чел. в 1906 году). Среди них — два офицера (Дубровин и Шмидт), 7 солдат и 10 матросов.

В то же время многие революционеры, побывавшие под царским военным судом, после того, как сами заняли прокурорские и судейские кресла, оказались куда более жестокими и немилосердными. Так, один из создателей советской юстиции и главный обвинитель страны Советов Н.Крыленко никогда не знал пощады к «классовым врагам». Будь то дело командующего Балтфлотом А.М.Щастного (1918 год), «церковников» (1920 год), «шахтинское дело» (1928 год) или процесс над «Промпартией» (1930 год). Для всех требовал расстрела. Невзирая на то, что по абсолютному большинству этих дел весомых доказательств виновности обвиняемых не было. Да и не могло быть. А вот у военных судей военно-окружного суда, рассматривавших в 1907 году дело Петербургской военной организации большевиков, такие доказательства были. Но судьи сочли их недостаточными и неполными. В то время все сомнения о виновности толковались по закону в пользу подсудимых. Поэтому 17 человек из 54 большевиков, в том числе Крыленко, были оправданы военными судьями «за недоказанностью обвинения».

К сожалению, в 20 веке многие исторические факты, имеющие отношение к деятельности военных судов были искажены советскими историографами. Впрочем, аналогичный упрёк можно высказать и в адрес историков наших дней, которые делают крен в другую сторону. Теперь они упрощают и в любом случае негативно оценивают роль советских военных трибуналов в послеоктябрьское время. Реально же происходившие тогда процессы не являлись однозначными.

На первых порах военно-судебная корпорация вела решительную борьбу за чистоту судейского мундира. Нередкими были процессы над военными судьями, запятнавшими свою честь. От многих работников избавлялись по причине их малограмотности, по этическим соображениям. Некоторые из допущенных военными судьями нарушений являлись незначительными даже по меркам сегодняшнего дня.
Возьмём архивное дело о неправомерных действиях председателя трибунала Антонова, который за опоздание из отпуска своего подчинённого Тарасова обозвал нецензурной бранью и поместил на трое суток на гауптвахту.

Прибывший в трибунал председатель Реввоентрибунала фронта стал выяснять причины конфликта, детально опросил всех работников. Они недоумевали — почему обычному для их коллектива, незначительному инциденту придаётся столь серьёзное значение? Что за этим кроется? Член трибунала Гуляев написал в своём объяснении: «Все сотрудники трибунала свои люди, исключительно коммунисты, в обращении между собой не стесняюшиеся в выражениях, произнесение матерных слов обычное и никого из состава РВТ не стесняющее».
Однако заключение председателя трибунала фронта Денисова было категоричным:

«1.Антонов не мог налагать арест в административном порядке. 2. Взаимоотношения в РВТ не соответствуют такому высокому учреждению как трибунал, деловые разговоры начинаются и заканчиваются матерными словами…»

Учитывая это, а также слабую грамотность Антонова, он был смещён с должности. Такого рода решения были наиболее частыми, хотя и облекались, нередко, в форму судебного приговора или постановления.

Через несколько лет подобного рода случаи станут достоянием истории. Высокие должности и награды станут получать как раз те сотрудники «органов», которые будут активно участвовать в массовых репрессиях против «врагов народа» и применять при добывании доказательств не только мат, но и меры физического воздействия. В те годы военные трибуналы вписали немало чёрных страниц в свой исторический формуляр.

Иной ветер подул уже в начале двадцатых годов, когда профессиональные качества судей стали цениться меньше чем их партийность и принадлежность «к социаль¬но-обездоленным классам». Но тогда мало кто предвидел, во что это со временем выльется.
Из-под пера классово-стойких элементов в 30-е годы будут рождаться хлесткие, как пулеметная дробь, расстрельные приговоры, а борьба за чистоту судейского мундира приобретет совсем иные оттенки.

О мрачных и трагических днях для нашей страны тридцатых годах в последнее время написано много. Кажется, тема исчерпала себя полностью. Но, к сожалению, завалы исторического бурелома предстоит расчищать ещё очень долго. И немало имён ещё вернётся к нам из небытия и будет возвращено народу.

Особенное место займут среди них те, кто погиб, сражаясь с произволом и беззаконием, кто не молчал, не отсиживался, ценой собственной жизни отстоял право называться настоящим человеком.

Были такие люди и среди военных судей. Военная юстиция — это не только Ульрих и его подручные. Трудилось тогда в трибуналах и немало честных, порядочных, принципиальных людей. Они не пошли на сделку со своей совестью и именно поэтому оказались за тюремной решеткой.

Обнаруженные нами недавно архивные документы позволяют восстановить некоторые ранее неизвестные страницы истории противодействия беззакониям, рассказать о военных судьях, которые более полувека назад вступили в неравную, смертельную схватку с НКВД. Они боролись против незаконных арестов и методов работы этих органов, занимавшихся фальсификацией дел по политическим преступлениям.

И неудивительно, что об этих людях, отважившихся в разгар массовых репрессий “смазывать” дела на “врагов народа” и “занимавшихся вредительством в области судебной политики”, практически ничего неизвестно.

Причина понятна. Военных судей судили тайно, как “предателей” в рядах сталинской юстиции. А затем тщательно вымарывали их имена из истории.

В 30-е годы было арестовано и репрессировано более половины председателей военных трибуналов округов. Среди них — Мазюк А.И. (Ленинградский военный округ), Жигур Я.К. (Северо-Кавказский военный округ), Бауманский Ф..Я. (Западно-Сибирский военный округ), Сенкевич А.Г. (Забайкальский военный округ), Антонов Б.П. (ОКДВА). Расстреляли в те годы и многих руководителей военных трибуналов гарнизонов и армий, а также рядовых военных судей…

В первый же день Великой Отечественной войны вступили в действие два Указа Президиума Верховного Совета СССР, имевшие прямое отношение к военным трибуналам. В соответствии с ними “в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности” передавались в военно-судебные органы.

Известно, что “право” в переводе с латинского означает справедливость. Отвечали ли в этом смысле своему предназначению применяемые судьями законы военного времени? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Законы действовали суровые. Но суровость эта была вызвана войной, которая сама по себе является попранием всех законов цивилизованного общества. Что же касается мер наказания, применяемых военными судьями по конкретным делам, то статистика выглядит следующим образом. За четыре года войны к высшей мере наказания было осуждено 8,9 % человек. Остальные — к лишению свободы, которое в большинстве случаев заменялось отсрочкой исполнения приговора с направлением осужденных в действующую армию.

Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Кассационный порядок обжалования приговоров был упразднён. Всё это приводило к возрастанию вероятности судебных ошибок. А потому существенно усложняло работу военных судей.

Судьи военных трибуналов постоянно бывали на передовой, нередко судебные процессы проходили прямо на боевых позициях, в перерыве между боями. Порой им приходилось прерывать процесс и участвовать в отражении атак противника. В сложных экстремальных условиях деятельность военных трибуналов отличала высокая оперативность, гибкость и острота в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, военные трибуналы в то же время проявляли гуманность и справедливость в решении судеб многих бойцов и командиров.

В Афганистане офицеры военных трибуналов достойно выполнили свой долг. Служба там требовала от каждого из них высоких морально-политических качеств, стойкости и мужества.

Немало трудностей пришлось испытать офицерам в период формирования трибуналов в начале 1980 года. Бывший председатель военного трибунала в/ч полевая почта 51020 подполковник юстиции Шелковой В.И. рассказывал: «Первую зиму трибунал гарнизона располагал лишь одной палаткой. В ней разместился весь личный состав, а также имущество. Палатка была жильем и служебным помещением. Печь топили по очереди всю ночь, так как тепло из палатки быстро выветривается. Понятия «свободного времени» за полтора года у нас не было. Обстановка заставляла быть дисциплинированным и готовым выполнить любые задачи».

Сложившаяся система военных трибуналов в составе войск в Афганистане выдержала проверку временем. Действуя в сложных условиях, они многое сделали для укрепления боеготовности войск, воинской дисциплины в частях, защиты прав, интересов военнослужащих, а также афганских граждан.

Многие офицеры военных трибуналов за успешное выполнение интернационального долга награждены орденами и медалями. Среди них бывшие председатели военных трибуналов полковники юстиции Енин Н.М., Кошелев В.В., Колейчук Н.А., Горшковский Л.М., Курбатов Б.Г., Янков А.П., подполковник юстиции Шелковой В.И., члены трибуналов подполковники юстиции Горбенко М.Г., Кочегаров В.Ф., Петров Н.И., Бондарев В.В., Шнейдер Л.З., Пигеев Н.Н. и др.

Можно привести немало примеров мужества и самоотверженности офицеров-трибунальцев.

Важно подчеркнуть, что при рассмотрении дел не допускалось никаких отступлений и упрощенчества. Судебное разбирательство по делам проводилось в соответствии с основными принципами судопроизводства – гласностью, устностью, непосредственностью, обеспечением права обвиняемых на защиту, соблюдением всех прав и законных интересов военнослужащих и других граждан.
Безусловно, характер выполняемых советскими войсками в РА задач, условия их дислокации, порядок комплектования военных трибуналов обусловили и определенные особенности в их деятельности.

Особенностью рассмотрения дел в отношении местного населения являлось отсутствие заключений судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего, что связано с местными обычаями, в силу которых не представлялось возможным произвести вскрытие трупа. В этих случаях источником доказательств являлись показания подсудимых, свидетелей – очевидцев, протоколы осмотра места происшествия, а также показания врачей из числа афганских граждан, осматривавших труп.

С большими организационными трудностями были связаны выезды состава суда для осмотра места происшествия за пределы воинских гарнизонов. Тем не менее такие выезды проводились, если без этого невозможно принять правильное решение по делу.

Так, при рассмотрении ВТ в/ч пп 17959 дела Никитина возникла необходимость в осмотре составом суда места происшествия и проведении следственного эксперимента с участием подсудимого, свидетеля и судебно-медицинских экспертов. Место происшествия находилось в тоннеле Дара-Саланг. Командованием были выделены соответствующие транспортные средства, охрана. Причем во время нахождения участников процесса в тоннеле боевое охранение, прикрывавшее один из его входов, вступило в бой с душманами. Проведение в сложных условиях осмотр места происшествия и следственный эксперимент позволили суду постановить законный и обоснованный приговор.

Особенность судебной практики военных трибуналов в РА заключалась в широком применении к виновным в совершении менее опасных преступлений, впервые осужденным к лишению свободы на срок до трех лет, условного осуждения и отсрочки исполнения приговора. Причем отсрочка применялась чаще, чем условное осуждение.

В 1986 г., например, отсрочка применена к 23% лиц от общего числа осужденных трибуналами в РА.
Приговоры трибуналов доводились до военнослужащих в приказах командования (примерно по каждому третьему делу). Приказы нередко в целях оперативности рассылались штабами в кодограммах и объявлялись в день поступления на построениях личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами трибуналов и правовым активом частей в правовоспитательной работе.

Хотел бы подчеркнуть, что этому направлению деятельности военные суды всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание. Правовая культура военнослужащих невысока. И кто, если не военные юристы, будут заниматься повышением их юридической грамотности.

***
16 апреля 1992 г. на 6 съезде народных депутатов военные трибуналы были преобразованы в военные суды. Хотел бы особо подчеркнуть, что это не просто смена вывески. Коренным образом изменилось сама направленность работы. Военные суды теперь не являются органами борьбы с преступностью и никоим образом не связаны с Министерством обороны РФ. Во главу угла поставлена защита прав и свобод военнослужащих, восстановление справедливости путем правильной реализации закона.
И мне хочется пожелать коллегам успехов в этом трудном, но очень нужном деле.

Автор: Вячеслав Звягинцев, полковник юстиции запаса, военный судья в отставке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *