Чем занимаются воспитатели без детей
Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»
Елена Антонцева
Эссе «Воспитатель в детском доме. Кто он?»
Бывает очень больно и обидно слышать, когда в СМИ негативно показывают образ воспитателя, особенно воспитателя детского дома, сформированный скандальными публикациями и прочей «чернухой».
Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций. Глядя в глаза этим малышам, видишь,как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д. У большинства малышей имеются отклонения и в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.
Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно –этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно этических нормах поведения. Для детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости.
Состояние речи характеризуется недостаточной сформированностью фонематических процессов, дефектным звукопроизношением. В наибольшей степени страдает связная речь.
Чтобы решить эти проблемы, помочь ребенку, необходимо обладать не только желанием, но и знаниями и умениями. Чем раньше будет уделено внимание ребенку, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Воспитатель должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы решить массу проблем. И здесь хороши любые средства.
Поступая в детский дом, трехлетние малыши называют нас мамами.
Наши дети не очень-то ценят общение со сверстниками и всячески стремятся получить индивидуальное внимание взрослого, причем в любой форме. Это может быть и беседа с глазу на глаз, и маленький подарочек, и поглаживание или поцелуй перед сном. Такую «прилипчивость» можно понять, ведь это выражение постоянного дефицита личного, индивидуального общения именно со взрослым.
Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все.
Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.
Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку!»
Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности.
Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы, с которыми сталкиваются все родители, имеющие детей –дошкольников: вовремя накормить, одеть, обуть, позаниматься, поиграть. Многодетной считается мама, имеющая троих и более детей, потому что это ежедневный, колоссальный труд, а у нас их в группе 14-16 детей, очень разных по характеру и темпераменту. И вечером, как в детском саду, они не уходят домой, они живут в детском доме. Это тоже накладывает определенный, причем негативный, отпечаток на их жизнь.
И только от воспитателя зависит, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность,подобрать к ней ключик: кого-то нужно выслушать, помочь, посоветовать, пожалеть, успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по-душам», помочь сделать выводы.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Научился выговаривать трудный звук, прыгать через скакалку, конструировать, решать примеры, успешно выступил на сцене перед другими детьми, научился читать первые слова – это тоже наши достижения! Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.
Очень приятно слышать добрые отзывы о наших детях «со стороны». Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на «детдомовских», что они такие же,как все: чистые, ухоженные, умеющие себя вести в обществе; ничем не отличаются «от домашних».
Подходит к концу время пребывания наших дошколят. Сейчас они готовятся к переходу в старший блок. 1 сентября они идут в первый класс. Смотришь на них и удивляешься, какие они были и какими «звездочками» они стали! Наши воспитанники группы «Гномики» постоянно принимали участие в концертах, утренниках, праздничных мероприятиях, конкурсах чтецов, театрализованных представлениях в детском доме, получая грамоты и благодарности. Многократно наши ребята принимали участие в Международных и Всероссийских конкурсах рисунков и поделок, также получая призовые места, дипломы лауреатов.
Дети – наше зеркало. Они подражают нам, берут пример с нас. От того, что будет вложено в душу и ум ребенка, таким будет и все наше общество, наша будущая жизнь. Все признают, что личность может воспитать только личность, поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.
Воспитатель в детском доме: друг, наставник, альтруист, педагог, человек, заменяющий родителей, мама, первый учитель. Кто он?
Анализ учебных навыков и умений для детей Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детейВопросы для изучения Да Нет Частично Другое 1. Умение слышать и принимать учебное.
Воспитатель в детском доме. Кто он?
ИРИНА ЖДАНОВА
Воспитатель в детском доме. Кто он?
Бывает очень больно и обидно слышать, когда в СМИ негативно показывают образ воспитателя, особенно воспитателя детского дома, сформированный скандальными публикациями и прочей «чернухой».
Среди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически отсутствуют здоровые дети. Многие соматически ослаблены и имеют предрасположенность к болезням. Среди них имеется большой процент детей с нарушением психических функций. Глядя в глаза детей, видишь,как рано они узнали страдание и горе: пьяных, жестоких и равнодушных родителей, голод, нищету, предательство и т. д. У большинства младших детей имеются отклонения и в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности.
Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Воспитатель должен быть разносторонне развитой личностью, чтобы решить массу проблем. И здесь хороши любые средства.
Поступая в детский дом, маленькие дети называют нас мамами.
Наши маленькие дети не очень-то ценят общение со сверстниками и всячески стремятся получить индивидуальное внимание взрослого, причем в любой форме. Это может быть и беседа с глазу на глаз, и маленький подарочек, и поглаживание или поцелуй перед сном. Такую «прилипчивость» можно понять, ведь это выражение постоянного дефицита личного, индивидуального общения именно с взрослым.
Конечно, воспитатель в детском доме и не мама, и не «учительница», а близкий человек, почти «родственник», которому можно довериться. Каждому педагогу на собственном опыте приходится находить свой оптимальный уровень близости. То, что дистанция необходимо, понимают все.
Случайные люди здесь просто не задерживаются надолго, остаются только «те самые». Не каждый сможет вкладывать свою душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих нам в принципе детей.
Существует очень распространенное мнением о том, что воспитатели занимаются только бытовыми вопросами, на самом деле наша работа очень похожа на работу врача. «Не навреди! Помоги ребенку!»
Воспитатель в детском доме – это самый главный человек, потому что именно от него зависит все, что происходит в группе или с каждым ребенком в отдельности.
Конечно, приходится ежедневно решать мелкие и крупные бытовые проблемы,с которыми сталкивается каждый ребенок: вовремя накормить, проконтролировать как одет, обут, позаниматься дополнительной и индивидуальной работой, пообщаться.
Мы считаемся многодетной семьей, которая имеем от 9 и более детей, очень разных по характеру и темпераменту. И вечером, как в детском саду, они не уходят домой, они живут в детском доме. Это тоже накладывает определенный, причем негативный, отпечаток на их жизнь.
И только от воспитателя зависит, каким вырастет человек, что будет заложено в его душу. Ведь в каждом ребенке нужно разглядеть личность,подобрать к ней ключик: кого-то нужно выслушать, помочь, посоветовать, пожалеть, успокоить или подбодрить, а может быть и поговорить «по душам», помочь сделать выводы.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Никто не отрицает трудность нашей работы, но как нас радуют успехи наших воспитанников. Как собственную награду мы считаем достижения наших детей. Научился выговаривать трудный звук, прыгать через скакалку, конструировать, решать примеры, успешно выступил на сцене перед другими детьми, научился читать первые слова – это тоже наши достижения! Особенно нас радуют желания детей учиться, чем-то заниматься, делать что-то хорошее, поступать по-честному, достойно.
Очень приятно слышать добрые отзывы о наших детях «со стороны». Не раз нам с удивлением говорили, что наши дети не похожи на «детдомовских», что они такие же,как все: чистые, ухоженные, умеющие себя вести в обществе; ничем не отличаются «от домашних».
Дети – наше зеркало. Они подражают нам, берут пример с нас. От того, что будет вложено в душу и ум ребенка, таким будет и все наше общество, наша будущая жизнь. Все признают, что личность может воспитать только личность, поэтому постоянно приходится учиться и работать над собой.
Воспитатель в детском доме: друг, наставник, альтруист, педагог, человек, заменяющий родителей, мама, первый учитель. Кто он?
Сценарий конкурса чтецов в детском саду «Мой воспитатель…» Сценарий конкурса чтецов в детском саду «Мой воспитатель…» Воспитатели: Шиянова В. С Программное содержание: Цель: повышение речевой активности.
Конспект дидактической игры «Кто работает в детском саду?» (название профессий работников детского сада) (младшая группа) Цель: углубить и уточнить представления детей о детском саде. Закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада. Воспитывать.
Конспект интегрированной НОД в средней группе Тема: «Кто больше всех радуется весне?» Воспитатель: Гуслякова М. М. Цели: 1. Расширение представлений детей о времени года – весна. 2. Закрепление знаний об особенностях жизни леса в весенний период. Задачи:.
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в средне-дошкольном возрасте «Кто живет в моем доме?» Конспект НОД по социально- коммуникативному развитию в средне- дошкольном возрасте на тему: «Кто живет в моем доме?» Программное содержание:.
Конспект занятия по окружающему миру «Кто — кто в водяном домике живёт?» «Кто – кто в водяном домике живёт?» Цель: Дать элементарные представления о рыбах и среде их обитания. Обратить внимание детей на аквариум.
Конспект интегрированного занятия «Кто заботится о нас в детском саду» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «КТО ЗАБОТИТСЯ О НАС В ДЕТСКОМ САДУ» Предмет (направленность): образовательные области «Социализация»,.
Особенности адаптации и здоровья детей, воспитывающихся в детском доме Конституционно-психологические особенности адаптации и здоровья детей, находящихся на воспитании в ОГКОУ Шуйского детского дома. Адаптации.
Стенгазета детей средней группы в подарок всем, кто работает в детском саду Детский сад многие называют вторым домом для ребят. Все люди, которые заботятся о дошкольниках, становятся для них близкими и родными на.
«Молодой воспитатель в современном детском саду-это…». Творческая работа на конкурс «Педагогический дебют-2017» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть.
Воспитатель из детского дома честно рассказала о своей работе
Издание «Изнанка» опубликовало интервью с воспитателем, которая проработала в детском доме много лет.
«Работница детского дома» — так в интервью названа воспитатель, согласившаяся ответить на вопросы издания. Традиционно воспитателей детских домов принято считать причиной всех бед, происходящих с воспитанниками этих учреждений. Однако женщина убеждена, что главная проблема — это система.
Именно система заваливает педагогов бумажками и отчетами, именно система не дает возможности построить человеческие отношения с детьми (например, если к воспитателю приходят за советом подростки, она должна отправить их к психологу, а не помогать самостоятельно).
О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.
— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?
— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.
— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?
— За десять лет я сменила три детских дома. В первом дети были с трех до восемнадцати лет. Во втором — с трех до пятнадцати, а в последнем ДД — с шести до двадцати трех (после армии многие не могут устроиться в жизни, поэтому возвращаются в ДД). Особенностей у 90% детей очень много, в основном психологические, психические. Физических не так много, но случаи были. Если брать в целом 10 лет работы, то с физическими особенностями было человек 20. Это не такой большой процент. Но много физических особенностей выливаются из психических. Т.е. основа «проблем» именно в психике.
— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?
— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.
— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?
— Скорее, органы опеки. Там происходит такой процесс: ты пьешь, например, а соседи это знают, позвонили в органы, спустя время приходят за ребенком. Ребенка помещают в реабилитационный центр, в это время (2-3 месяца) родители «одумываются», а если не одумываются, то в ДД отправляют ребенка уже органы опеки.
— Как детский дом влияет на характер детей?
— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).
— Поднимали ли вы руку на подопечных?
— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.
А вот как показывают в СМИ, было тоже, но не у меня. Я наоборот защищаю детей. Но очень нередко приходилось слышать необоснованный ор в сторону детей и рукоприкладство. Из-за этого были проблемы у меня с начальством, потому что «ты не имеешь право лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».
— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?
— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.
— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.
— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?
— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.
— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?
— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.
— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?
— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.
— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?
— О выборе профессии я не жалею абсолютно. Жалею о том, что в этой профессии ничего нельзя изменить, если ты не революционер или Макаренко (советский педагог). В детях не разочарована, помимо жести там много хорошего, за некоторых гордость не в плане достижений, а в плане их позиции жизненной и в том, что они в тех условиях не сломались. А вот в плане воспитателей, в плане системы — всё устарело «тыщу» лет назад. Никто из старшего поколения не понимает молодых воспитателей. Ощущение, что ты работаешь в тюрьме строгого режима, но только этот строгий режим для воспитателей, а не для воспитанников. Очень много несостыковок. Например, ты что-то сделал для ребенка, он рад, а так нельзя, ибо тебе потом капец, а ребенку говорится, что этот воспитатель неправ.
Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы
Незнание своих прав лишает вас защиты в спорных ситуациях на работе и резко повышает риск профессионального выгорания, особенно если родители или руководство детсада поступают с вами несправедливо. Будьте готовы защитить себя. Мы расскажем, как.
Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?
Обязательно ознакомьтесь с этими документами:
Подходит для действующих специалистов
За что несет ответственность воспитатель?
За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.
Разбираем типичные ситуации
Имеют ли право воспитатели детского садика отказаться работать в две смены?
Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.
Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.
Имеет ли право педагог ДОУ отказаться от аттестации?
От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:
Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.
Разрешено ли воспитателю покидать рабочее место?
Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.
Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.
Обязан ли воспитатель оставаться на работе после окончания смены, если родители не забирают ребенка?
Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.
Можно ли отказаться принимать в группу ребенка с симптомами заболевания?
Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.
Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.
Может ли воспитатель не пустить на занятие опоздавшего ребенка?
Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.
Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?
Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.
Обязан ли воспитатель участвовать в субботнике?
По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.
Что родители должны знать о правах воспитателя детсада?
Важно, чтобы законные представители знали правила, принятые в детском саду, и придерживались их. Обычно в дошкольных учреждениях воспитатель имеет право:
Нельзя забывать и о праве педагогов ДОУ на уважение к себе и своему труду. Оскорбительные высказывания в их адрес, незаслуженные упреки, не предусмотренные правилами требования («неужели вы не можете вечером посидеть с моим ребенком полчаса, если я опаздываю?») недопустимы и незаконны. Обязанности и права родителей перечислены в ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ».
Зависит от того, с какой ситуацией вы столкнулись.
Рекомендуем вам пройти программу повышения квалификации по: