Чем занимаются воспитатели гпд
Должностная инструкция воспитателя ГПД
Должная инструкция содержит: общие положения, функции воспитателя ГПД, должностные обязанности воспитателя ГПД, права воспитателя ГПД, его ответственность.
Примерная должностная инструкция воспитателя группы продленного дня
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1992 № 785, приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.08.1995 № 463/1263 и распространяется на всех сотрудников данной категории школы.
1.2. Воспитатель группы продленного дня школы назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование.
1.3. Воспитатель учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора по учебно-воспитательной работе (начальное звено).
1.4. Основное назначение должности состоит в замене семейного попечителя, воспитателя и надзора за детьми в период нахождения их в воспитательных группах школы.
1.5. Воспитатель в своей работе руководствуется учебными программами, расписанием, уставом школы, нормами и правилами охраны труда и техники безопасности и настоящей Инструкцией.
2. Функции воспитателя ГПД
2.1. Организует и проводит внеурочную учебную и воспитательную работу в закрепленной группе, а также общественно полезную и культурно-досуговую работу с детьми группы.
3. Должностные обязанности воспитателя ГПД
3.1. Формирует у воспитанников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
3.2. Контролирует выполнение учащимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3.3. Вовлекает учащихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
3.4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к учащимся.
3.5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
3.6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
3.7. Осуществляет эстетическое воспитание.
3.8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-быто- вые условия.
3.9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
3.10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на учащихся закрепленной группы.
3.11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
3.12. Добивается соблюдения учащимися Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
3.13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
3.14. Ведет среди воспитанников пропаганду здорового образа жизни, борьбу с вредными привычками, контролирует внешний вид учащихся и соблюдение ими правил личной гигиены.
3.15. Обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, а также противопожарных правил.
4. Права воспитателя ГПД
Воспитатель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Самостоятельно выбирать формы, методы воспитательной работы с детьми и планировать ее, исходя из педагогической целесообразности.
4.2. Участвовать в работе педагогического совета школы.
4.3. Давать обязательные распоряжения учащимся группы.
4.4. В необходимых случаях вызывать от лица школы родителей учащихся.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет дисциплинарную ответственность за ненадлежащее исполнение или не использование без уважительных причин служебных обязанностей, предусмотренных пунктом 3 настоящей Инструкции, а также за нарушение Правил внутреннего распорядка и устава школы.
5.2. Дисциплинарное взыскание в указанных случаях налагается приказом директора школы после истребования объяснений в письменной форме и с соблюдением сроков, установленных законодательством о труде. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения с работы применяется не иначе как с учетом мнения профсоюзного органа школы.
5.3. В случае совершения воспитателем аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, трудовой договор с ним расторгается приказом директора школы по пункту 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель группы продленного дня:
6.1. Работает в режиме 6-часового дня исходя из 30-часовой рабочей недели установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть.
6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе.
6.4. Получает от директора школы информацию нормативно- правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.5. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.
6.6. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.
Обязанности воспитателя ГПД
Требования к воспитателю группы продленного дня
1. Воспитатель должен:
• проверять посещение учащихся по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
2. При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
3. Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой;
• сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха;
• проследить за порядком возвращения детей в школу.
4. Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы;
• следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках;
• организовать самостоятельную работу учащихся;
• контролировать слабоуспевающих, своевременно им помогать;
• анализировать выполнение домашнего задания учащимися;
• подвести итог самоподготовки.
• своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
6. По завершении работы ГПД воспитателю необходимо:
• назначить дежурных на следующий день;
• проследить за уборкой класса;
• привести в порядок игровой уголок;
• провести беседу с родителями;
• подвести итог работы.
7. Эпизодические обязанности воспитателя ГПД
• обязанности по планированию;
• составление годового календарно-тематического плана;
• подготовку расписания общеразвивающих занятий;
• подготовку рабочих планов, разработок мероприятий.
Система работы воспитателя группы продлённого дня
Система работы воспитателя группы продлённого дня
Мельникова Наталья Александровна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ 117
Работа осуществляется по нескольким направлениям:
Учебная деятельность (развитие компетентности – умение учиться);
Познавательная деятельность (развитие поликультурной, коммуникативной и др. жизненных компетентностей);
Коммуникативная деятельность (развитие общекультурной, коммуникативной компетентности);
Спортивно – оздоровительная деятельность (развитие здоровье сберегающей компетентности);
Воспитательная деятельность (развитие жизненных компетентностей);
Внеклассная работа (развитие жизненных компетентностей);
Художественно – эстетическая деятельность (развитие общекультурной компетентности);
Развитие творческих способностей (развитие продуктивной творческой деятельности, социально-трудовой компетентности).
1. Создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе, благоприятный климат в коллективе;
2. Воспитывать ответственное отношение к учёбе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы, повышать интерес школьников к обучению;
3. Развивать нравственные качества личности; расширять представление детей о своём поведении, своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.
4.Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности, музыкальных и театральных занятий.
5.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся, путём правильно составленного режима дня.
6. Повысить образовательный и культурный уровень детей путём внеклассной деятельности.
Основные формы воспитания в ГПД, которые использует педагог:
1. Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии);
2. Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация, оригами и т.п.);
3. Досуговые формы (прогулки, развивающие, творческие, подвижные игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).
Таким образом, воспитатель ГПД формирует жизненные компетентности воспитанников группы, как целостную систему.
Режимные моменты и их значение в работе ГПД
Виды деятельности детей и воспитателя в ГПД
В современной школе ГПД – это объединение деятельного и личностно – ориентированного подходов в их неразрывной связи и взаимообусловленности. Поэтому в личности каждого школьника возникают и закрепляются те новообразования, в «моделирование» которых ученик вкладывает свои чувства, собственный труд, энергию, конкретное действие, проявляя целеустремлённую активность.
Так воспитатель ГПД выделяет в работе основные функции:
организационная (планирование), коммуникативная, направляющая и контролирующая функции, но при этом во главу угла педагог ставит не функции воспитателя, а конечную цель ГПД, то есть всестороннее развитие ребёнка, а значит – результативную деятельность.
Основные виды деятельности воспитателя ГПД.
Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также обращает внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.
Так, в условиях группы продлённого дня, формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Познавательная деятельность в ГПД
Коммуникативная деятельность в ГПД
Воспитатель группы продлённого дня прививает ученикам осознанное отношение к сведениям об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа России.
Для развития поликультурной компетентности младших школьников в условиях ГПД, она как бы «переносит» учеников в другую страну, другой образ жизни «оживляет» коммуникативную ситуацию. Использует изучение разных народных игр.
Предлагает на занятиях иллюстративный материал, который раскрывает содержание предложенной актуальной и аутентичной информации. Это и карты стран, изображения флагов, костюмы разных народов, и т.д. Дети сравнивают их.
Занятия страноведения, ролевые игры помогают ребятам понять и свою культуру, и культуру других народов.
Формы работы, способствующие социализации личности младшего школьника, накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей общества:
применение нетрадиционных форм проведения занятий (занятие – соревнование, занятие – экскурсия, и др.);
использование нетрадиционных форм учебных занятий (проектные занятия, творческие мастерские и др.);
использование игровых форм;
проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
использование различных форм работы (групповые, командные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)
В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадежно устаревшим; появляются новые идеи и желание что-то изменить. Поэтому воспитатель должен быть в постоянном поиске, задавая себе рефлексивные вопросы:
— Что она делает?
— С какой целью?
— Каковы результаты этой деятельности?
— Как она этого достигнет?
— Можно ли сделать лучше?
— Что она будет делать дальше?
Рефлексия является обязательным условием саморазвития Никитиной Светланы Ивановны.
В этом я солидарна со словами В. Набоков «Мы можем узнавать о предмете все больше и больше, но вы никогда не сможете узнать о нем все; это безнадежное занятие».
Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств определяют способность педагога воспитателя осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с учащимися, и в конечном счёте его эффективность и как учителя, и как воспитателя.
Статья на тему «Роль и функции воспитателя группы продленного дня»
Роль и функции воспитателя в группах продленного дня.
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсионного возраста. А между тем специальность воспитателя продленного дня сложна, многообразна по своим требованиям к его личности и имеет специфические педагогические функции.
В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия (без указания точного времени), цель и задачи их организации на каждый день.
Основными направлениями планирования являются:
сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни;
обеспечение воспитанности учащихся;
обеспечение всеобщего основного образования.
Должностные инструкции педагога-воспитателя.
Педагог-воспитатель планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение режима дня, выполнение ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований по охране труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде. Способствует проявлению интереса воспитанников к определенному виду деятельности, сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива воспитанников. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими. Действует в рамках единого образовательного процесса.
Профессиональные требования к воспитателю:
Набирая детей в группы продленного дня, школа берет на себя определенные обязанности перед детьми, родителями и обществом. Суть их сводится к следующему: педагогически правильно обеспечить разнообразную полезную деятельность воспитанников после уроков.
Специальность воспитателя группы продленного дня по составу профессиональных знаний сложна и многогранна. Практика показывает, что воспитатель должен свободно ориентироваться в самых различных сферах знаний: школьной педагогике, возрастной психологии, школьной гигиене, детской литературе и др. Желательно, чтобы воспитатели при необходимости могли выступить в роли массовика-затейника, инструктора по туризму, экскурсовода, инструктора по труду, художника-оформителя, руководителя кружка, постановщика танцев. Поэтому при условии качественной специальной подготовки воспитателей воспитательные возможности группы продленного дня значительно расширяются.
Устав и положение образовательного учреждения только в общих чертах определяют круг обязанностей воспитателя. В действительности его обязанности гораздо шире.
Обязанности воспитателя условно делят на повседневные и эпизодические. К повседневным относятся обязанности, связанные непосредственно с руководством, управлением и контролем за деятельностью группы в течение рабочего дня.
Воспитатель начинает каждый день с просмотра классного журнала, что позволяет ему познакомиться с учебными успехами детей. В личной беседе с учителями он узнает о поведении, успеваемости, о самочувствии, настроении учеников, о выполнении ими различных поручений и обязанностей. На основе полученной информации он делает для себя выводы, как построить свою работу в этот день. Иногда ему приходится вносить некоторые изменения в план работы.
Организация активного отдыха на свежем воздухе.
Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотеррористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).
В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.
1. Одеваться нужно снизу вверх, т.е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь.
2. Все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно.
3. Воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например, объявив конкурс на скорость и аккуратность).
Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма.
Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.
Воспитатель организует работу детей во время самоподготовки, следит за дисциплиной, воспитывает привычку самостоятельно учиться, берет под свою опеку школьников, отстающих в учебе. Воспитатель не учитель, он не ведет объяснений предмета, не инструктирует, как нужно выполнять задания, он лишь помогает ученикам выполнять задания учителя.
В группе продленного дня рекомендуется устанавливать следующий порядок выполнения заданий:
начинать с самого сложного задания;
чередовать виды деятельности;
заканчивать более легкими заданиями.
Примерный порядок выполнения задания:
При организации самоподготовки каждому ученику необходимо выполнить следующие условия:
наметить план действий;
порядок выполнения работ;
последовательность выполнения операций;
распределить собственные силы и время.
Для выполнения домашних заданий необходимо подготовить рабочее место заранее.
Ученики начальной школы часто непроизвольно отвлекаются от выполнения заданий по причине неумения организовать свою деятельность.
При организации самоподготовки обычно проявляются сложности с планированием личной работы тех учащихся, которым нужна квалифицированная помощь воспитателя. Воспитателю необходимо сразу подготовиться к работе с такими учениками, не отвлекая от работы остальных.
Во время самоподготовки необходимо делать перерыв через 20-30 минут для активного отдыха. Иначе утомляемость ребенка наступит очень быстро. На всю самоподготовку необходимо затрачивать не более 1 часа.
По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (1-2 классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям по дошкольному возрасту. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение. Игра всегда была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения.
Рассматривая игру как всеобщую спонтанно возникающую форму воспитания, Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что это и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение и без которого невозможно творческое развитие личности.
Необходимые условия для успешной игровой деятельности:
теплая забота и принятие;
сенситивное понимание (полный эмоциональный контакт).
Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:
не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые);
игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);
играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;
игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;
использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).
Прежде чем приступить к методическим рекомендациям по организации клубного часа, хотелось бы остановиться на общешкольных и групповых развлечениях.
(Задачи и краткие методические рекомендации по организации работы даны в Приложении)
Воспитатель может самостоятельно организовать кружковую работу в любом направлении или отвести детей в кружки, секции, клубы по интересам. Кружковая работа так же должна быть запланирована, носить системный и систематический характер. Каждый ребенок может посещать не более двух кружков (нормы СанПиН).
Статья » Современный воспитатель ГПД: цели, задачи, требования»
Мы часто слышим в школе: ГПД. Что это такое? Аббревиатура ГПД расшифровывается, как группа продленного дня. Это настоящая находка для родителей, которые работают на протяжении дня и не могут уделить время ребенку. После уроков вместе с учителем ребята не только смогут выполнить задание, но и весело провести время со сверстниками.
Кто же он, современный воспитатель ГПД?
Это профессионал, который :
1. Формирует у школьников нравственные навыки к учебе, труду, общественной собственности и личному имуществу, навыки культурного поведения.
2. Контролирует выполнение обучающимися режима дня, организует выполнение домашних заданий, проведение культурно-досуговых, оздоровительных и других мероприятий.
3. Вовлекает обучающихся в художественное, научно-техническое творчество, спортивные секции, клубы по интересам.
4. Поддерживает постоянную связь с родителями и преподавателями, добивается единства педагогических требований к школьникам.
5. Планирует воспитательную работу в закрепленной группе, обеспечивает выполнение плана, участвует в методической работе и повышает свою квалификацию.
6. Вносит предложения по совершенствованию воспитательной работы.
7. Осуществляет эстетическое воспитание.
8. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности школьников, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
9. Координирует свою работу с работой классного руководителя.
10. Ведет установленную документацию по группе, представляет администрации сведения об успеваемости и поведении, готовит характеристики на обучающихся закрепленной группы.
11. Принимает детей от учителей, родителей или лиц, их заменяющих, по списку.
12. Добивается соблюдения школьниками Правил внутреннего трудового распорядка школы, соблюдения этических норм и культуры поведения, бережного отношения к имуществу школы.
13. Организует и контролирует питание детей закрепленной группы.
Так же к современному воспитателю ГПД предъявляются следующие требования:
• проверять посещение школьников по журналу ГПД;
• узнавать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей;
• узнавать об особенностях домашнего задания;
• в случае необходимости посещать уроки учителей;
• при необходимости вносить коррективы в план на день.
При организации питания воспитателю необходимо:
• организовать дежурство в столовой;
• проверить чистоту рук и полотенец;
• провести двухминутную этическую беседу;
• следить за поведением детей в столовой;
• оформить расчет в столовой;
• проследить за организованным уходом школьников из столовой.
Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан:
• организовать уборку и проветривание помещения;
• проследить за одеванием детей и их одеждой;
• сообщить план отдыха;
• дать задание и распределить обязанности;
• вести наблюдение за самочувствием детей;
• проводить индивидуальные и групповые беседы;
• подвести итог отдыха;
• проследить за порядком возвращения детей в школу.
Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении:
• организовать предварительную подготовку мероприятия;
• сообщить план работы;
• следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность;
• подвести итог занятия.
5. Во время самоподготовки необходимо:
• определить время работы по каждому предмету;
• выбрать консультантов (группа доверия);
• проверить записи в дневниках;
Таким образом группы продленного дня – прекрасная возможность для родителей правильно организовать день младших школьников в условиях постоянной занятости. Под присмотром квалифицированных педагогов ребята полноценно развиваются, глубже изучают общеобразовательные предметы, посещают интересные дополнительные занятия в кружках и общаются с друг другом.