Чем занимаются жители тундры
Пока все в чуме
Хозяйство и быт коренных народов Севера
В ожидании зимы кочевники-оленеводы собирают стадо и выдвигаются на юг, а морские охотники – проверяют мясные заготовки. Охота, рыбалка, сбор дикоросов, уборка в жилище и стирка на речке… Для коренных народов Севера это повседневность, а не список активностей экстремального тура.
Содержание
Оленеводы тундры
На то, чтобы собрать чум, уходит около получаса. Занимаются этим обычно женщины.
Для человека, впервые попавшего в тундру, это дикий, неприветливый край – тысячи километров бескрайних просторов, однообразных ландшафтов, холода и пронизывающего ветра. Но для кочевых оленеводов Севера – саамов, ненцев, энцев, нганасанов, долганов, северных хантов, селькупов, эвенов и эвенков, тундровых чукчей, коряков – это родной дом, в котором они ориентируются не хуже, чем горожанин в собственной квартире.
Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. У саамов это кувакса, у ненцев – мя”, у эвенов и эвенков – дю.
За тысячелетия использования чума и его конструкция, и технология сборки отработаны до мелочей. На то, чтобы поставить чум, обычно уходит не больше сорока минут. Это считается женской работой, однако среди современных оленеводов традиции соблюдаются уже не так строго.
Долганы и энцы используют нартенный чум (балок) – прямоугольный возок на полозьях, обтянутый оленьими шкурами. Саамы в древности жили в вежах – бревенчатых постройках с дымовым отверстием вверху. Позже вежу сменил пырт, или тупа – сруб с крышей, покрытой землей и дерном.
Кочевые коряки и чукчи живут в ярангах. Это шатер в виде усеченного конуса, по принципу похожий на чум: деревянный каркас, обтянутый оленьими шкурами. В центре, как в и чуме, обустраивают очаг. У задней стенки располагается спальня, а между входом и очагом оставляют прохладное место для хозяйственных нужд.
Погода в доме
Представление о кочевниках как о людях, совершенно чуждых благам цивилизации, не совсем верно.
Огонь – сердце дома: первым делом устраивают очаг или устанавливают печку-буржуйку. Это центр будущего жилья. Затем настилают полы и размещают мебель. После этого настает черед опорных шестов, к которым присоединяются остальные. Их количество зависит от размера чума. Деревянный остов укрывают оленьими шкурами – нюками. Чтобы снизу не поддувало, подол чума укрывают снегом (зимой) или дерном (летом).
Современные оленеводы пользуются сотовыми телефонами и интернетом (хотя не везде в тундре есть связь), а для подзарядки гаджетов и других нужд держат электрогенераторы. Не редкость в чуме и телевизор со спутниковой тарелкой.
Каждой вещи в чуме – свое место, а с его использованием связано много обычаев и правил. Все спальные места располагаются на равном расстоянии от источника тепла. Правая от входа сторона – жилая, левая – для гостей и хозяйственной утвари. В каждом чуме есть священный шест, за очагом – «чистое место», куда запрещено ступать женщинам и детям.
Вопрос: а где у кочевников туалет? Ответ простой: вся тундра. Достаточно отойти подальше от жилья. Традиционная одежда устроена так, что защищает и от посторонних взглядов, и от холодного ветра.
Душа в мобильном жилище, конечно же, нет. Вместо него – ручной умывальник. Воду для стирки и гигиенических процедур греют на печке, летом одежду стирают в речках, озерах, ручьях.
«Олени для ненца – это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень – наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными».
Александр Салендер, Ямал
Портал ura.ru
Как живут оленеводы: интересные ссылки
В гостях у оленеводов Нарьян-Мара
Как живут ямальские ненцы
В стойбище семьи Ного
Ненцы полуострова Канин
Семья ненцев Няруй
Таежные люди
Быт хантов. Музейная экспозиция.
Ханты, манси, ительмены, селькупы живут немного южнее кочевников тундры, поэтому у этих охотников-оленеводов важное место занимают охота и рыболовство. Для перекочевок в ходу чумы (зимой крытые оленьими шкурами, летом – ровдугой или древесной корой), в роли постоянного жилища выступают землянки разных конструкций.
По широкой реке плывет человек на лодке. Приближается к землянке, вырытой в высоком обрывистом берегу – и заплывает внутрь. Чтобы дом не заливало, пол от входа постепенно становится выше. Сбоку от входа, у передней стены – очаг. Поблизости – еще несколько таких же жилищ, в которые попадают на лодке прямо с воды. Именно так в древности зимой жили селькупы – народ, самоназвание которого так и переводится: «таежный человек». Их древнее жилье называется «карамо».
Позже селькупы стали строить каркасные полуземлянки с остовом из жердей и столбов, низкие срубные жилища с маленькими окнами и низкими дверями. Отапливается такое помещение чувалом – открытым очагом с широкой трубой. «Остекляли» окна брюшиной оленя или другого животного либо льдинами.
В отличие от кочевых оленеводов, странствующих по тундре круглый год, охотники и рыболовы тайги – ханты, манси, ительмены, селькупы – ведут оседлый и полуоседлый образ жизни.
Ительмены спускались в землянку (юрту) сверху по бревну с перекладинами, а сбоку устраивали дымоход. Полуземлянки юкагиров назывались чандал. Каркасом им служили четыре дерева с корнями, а на поперечины клали плоскую крышу, крытую дерном. Землянки оседлых эвенов с плоской крышей и входом через дымовое отверстие назывались утан. Ханты Средней Оби и Васюгана строили каркасные землянки без опорных столбов, а окно прорубали в скате крыши.
Нганасаны, эвенки, долганы зимой жили в голомо – стационарных постройках из плах, крытых корой и обложенных землей или дерном. Обогревается голомо чувалом – камином из жердей, обмазанных глиной.
Охота и другие искусства
Охоту различают мясную и пушную. На первую в прежние времена ходили за пропитанием, а пушнину добывали для торговли и обмена.
Образ жизни обитателей тайги связан со сменой охотничьих и рыболовных сезонов. Охотятся на снежных баранов, диких северных оленей, медведей, лосей, птицу, кабанов. Важный источник пропитания (а для некоторых народов – например, ительменов, хантов – основной) – рыболовство. Рыбу сушат, вялят, варят, квасят в ямах, делают юколу и строганину.
Охота считается мужским занятием, однако у селькупов, эвенков, хантов и некоторых других народов в ней также участвовали женщины и дети. Строительство жилья – тоже мужское дело. Уйдя в тайгу на промысел, мужчина может отсутствовать дома месяцами. Сбор растений, дров, коры для хозяйственных нужд, воспитание детей, ведение дома остается на женщинах. Они же занимаются выделкой шкур, пошивом одежды, заготовкой рыбы, мяса и ягод.
По типу хозяйствования среди народов тайги особо выделяют эвенков. Это прирожденные кочевники и охотники, их визитная карточка – верховые олени: чукчи называют эвенков «всадниками на оленях». Эвенки – подвижный, неусидчивый народ. У них даже рыбалка напоминает охоту: вместо терпеливого дежурства возле удочки – рыбалка с острогой или охотничьим луком.
«В палатке дел невпроворот: мужа обстирать без электричества и стиральной машины, дров наколоть, ужин приготовить без плиты, баню натопить, пока муж со стадом управляется, оленей подоить и многое другое. Настоящая чумработница. В былые времена она бы еще сама чум собирала на время переезда и заново возводила жилище на месте стоянки».
Стиль жизни — тундра
Жители тундры занимаются оленеводством, охотой, рыболовством, добывают мамонтовую кость, часто совмещая разные виды работы. Такой образ жизни — на постоянной или временной основе — часто выбирают коренные жители Севера. Жизнь в тундре имеет свои особенности, многие из которых объясняются необходимостью перемещаться по бездорожью.
Для движения по тундре ее жители пользуются снегоходами, вездеходами «ТРЭКОЛ», квадроциклами, лодками и оленями.
Живут тундровики в легко возводимых и транспортируемых конструкциях: традиционных чумах и ярангах или более новых балках. Иногда они останавливаются в оставленных охотничьих избушках, если те оказываются поблизости: переночевать в них проще, чем ставить чум.
Жилье отапливается с помощью автономных нагревательных приборов – печей, примусов, керо- и солярогазов.
Электричество для зарядки телефонов, планшетов и ноутбуков получают с помощью дизельных генераторов.
Для связи с поселками тундровики пользуются рациями и спутниковыми телефонами. Мобильные телефоны ловят не везде.
Дети из кочующих семей оленеводов учатся в школах-интернатах в поселках и приезжают в тундру только на каникулы.
До 80 разных нарт использует ненецкая семья для перекочевок в течение года.
Свою первую ездовую нарту мальчики получают в 7–8 лет, а девочки — в 10–12 лет.
Около 20 раз в день зимой необходимо подтапливать печку-буржуйку в чукотской яранге: это нужно делать практически каждый час.
Трех-четырех детей воспитывает средняя семья ненецких оленеводов.
Около 350 тысяч рублей на Чукотке стоит мехпалатка, необходимая для жизни в тундре.
Вот эту местность, вот в этом районе я знаю как свои пять пальцев, не могу заблудиться. Сейчас уже GPS вот эти все появились, но, если мне откажет GPS, я с любой точки могу приехать в Сындасско или в Новорыбную. С любой точки, с любого места. Темнота, не темнота. Пурга, не пурга. Желательно в пургу, конечно, не ездить, потому что бывали случаи, что [люди] падали в овраг.
Утренний туалет не долог: сходили по нужде на улицу, обтерлись снегом или умылись водой. Утреннее ежедневное умывание не является нормой так же, как и чистка зубов. Умывание является обязательным, если ремонтировал технику (руки в масле) или разделывал оленя (руки в крови). А так — тундровик руководствуется догмой «грязи в тундре не бывает».
В час вечернего досуга на стойбище ежедневно раздается гул генератора, и все чумы погружаются в созерцание и попутное обсуждение сюжетов кинофильмов. Ненцы признают, что эти сеансы отвлекают их от традиционных занятий, а после ночного просмотра фильма «утром идти работать совсем не хочется»
Презентация на тему «Население тундры и его основные занятия» повтор 7 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока «Хозяйство. Население тундры и его основные занятия»
Цель урока: познакомить учащихся с бытом коренных жителей Севера, условиями их жизни, хозяйственной деятельности человека в тундре в настоящее время, с новыми словами: НАРТЫ, ПОМОРЫ, ЧУМ, ЗВЕРОВОДЧЕСКИЕ ФЕРМЫ; развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, связную речь; учить устанавливать причинно – следственные зависимости между природными условиями и деятельностью людей; воспитывать уважение к людям труда, проживающих в суровых условиях Севера, толерантное отношение к людям других национальностей.
Из-за сурового климата плотность населения в тундре небольшая
В тундре проживают различные народы: ненцы, чукчи, эскимосы, эвенки, якуты, эвены, коряки.
Одеваются в тёплые меховые шубы, обувь, чтобы не замёрзнуть в условиях сурового климата малицы Турбаза и пимы
Основные занятия населения Рыболовство, охота на пушного зверя, оленеводство, звероводство, добыча полезных ископаемых, овощеводство. Из мяса и жира люди готовят пищу, из шкур шьют одежду, из костей делают украшения.
Китовый ус Корсет Леска
Оленеводство Люди, пасущие оленей ведут кочевой образ жизни, потому что олени съедают корм вокруг и приходится искать новое пастбище.
Добыча полезных ископаемых Во второй половине 20 века в тундре активно разрабатываются месторождения нефти, природного газа, апатитов, угля. В тундру приезжают работать инженеры, геологи, нефтяники из разных регионов страны.
Звероводство Во многих хозяйствах организованны звероводческие фермы для разведения ценного пушного зверя. Хорошее питание животных и уход за ними способствуют улучшению меха. Он блестящих, густой и длинный.
Овощеводство Вокруг городов и посёлков создают теплицы и хозяйства. На юге тундры выращивают капусту, картофель, морковь, лук, брюкву, репу, горох, бобы, кормовые травы, овёс, ячмень.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-922058
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как живут оленеводы в тундре? Сколько зарабатывают? Как моются?
Ямальские ненцы освоили северные рубежи задолго до того, как сюда пришли газодобытчики. Они бороздили тундру во времена, когда о нефти еще даже не знали. И с тех пор их жизнь почти не изменилась. Они все так же со стадом оленей кочуют по бескрайним снегам и стараются ужиться с нефтяными вышками и рыночной экономикой, не забывая о своих традициях.
Как живут оленеводы в тундре?
Как и сотни лет назад, ямальские оленеводы ведут кочевой образ жизни. Живут в чуме. Это такое сооружение из деревянных шестов, которое обтягивают оленьими шкурами. Самое что ни на есть доступное жилье. Собирается оно буквально за полчаса. При этом ставить чум — исключительно женская работа. Хотя некоторые современные оленеводы временами отходят от этой традиции и помогают своим спутницам устанавливать дом.
А делать это приходится часто. Оленеводы не сидят на месте дольше двух-трех дней. За это время оленье стадо съедает и вытаптывает весь мох в округе — нужно идти дальше, чтобы животным было чем питаться.
Как правило, в одном чуме проживает около 5-10 человек. Это одна или две семьи. Несмотря на тесноту в этом жилище есть много правил, нарушение которых прощают разве что только приезжим гостям, не знающим традиций. Например, есть мужская половина чума. Женщинам на нее вход воспрещен. Обходить печь сзади тоже нельзя. Прислоняться к некоторым шестам, на которых держится чум, категорически запрещается. Не меньше ограничений и снаружи. Женщинам, к примеру, нельзя заходить за чум.
Как современные технологии изменили жизнь кочевников?
Современные технологии не могли повлиять на жизнь оленеводов. В каждом чуме непременно есть электрогенератор. Заводят его нечасто — нет необходимости. Но когда появляется электричество — вокруг розеток собираются многие чумовые обитатели. Как правило, молодежь спешит зарядить свои мобильные телефоны. А если они находятся недалеко от фактории или какого-то поселка и есть связь, то все спешат в интернет: узнать, как дела у друзей, почитать новости. В некоторых чумах есть даже небольшие плоские телевизоры и спутниковые тарелки. Вечерами они собираются у экрана, чтобы вместе посмотреть фильмы.
Всех детей коренных народов Ямала на зиму собирают в специальные школы-интернаты, где они получают образование. Там они узнают о том, что есть другая жизнь: теплые дома, электричество, телевизоры и прочие блага цивилизации. «Потом они вырастают, получают образование и не все хотят возвращаться обратно в тундру», — говорит старый оленевод.
Как они моются и ходят в туалет?
Чумовая жизнь накладывает свои отпечатки на быт. Об этом агентству рассказал один из оленеводов Александр Салендер. «Здесь же нет душа, как в поселке. У нас в чуме ручной умывальник висит. Воду греем на печи, моемся. Летом в озерах купаемся, вещи стираем», — рассказывает оленевод.
Туалета в тундре, кстати, тоже нет. Поэтому у оленеводов очень просторные широкие одеяния. «Выйдешь подальше от стойбища. Ямку в снегу натопчешь и садишься там. Малица [длинная одежда ненцев] со всех сторон закрывает, чтобы не продувало. Она как маленький чум, — смеется Александр, — главное, чтоб олени не набежали. Им соли не хватает. Поэтому они сразу набрасываются на „желтый снег“. Приходится на них орать, чтобы отогнать от себя».
Несмотря на жизнь в тундре оленеводам тоже нужны деньги. Часть ямальских кочевников работает на местные оленеводческие компании и за зарплату выпасает совхозных оленей, из которых потом сделают колбасу и прочие ямальские деликатесы. Другие пасут только собственное стадо и зарабатывают на сдаче мяса и продаже оленьих рогов и пантов (последние, рога молодого оленя, особенно ценится в Китае).
Александр говорит, что доходы в совхозах небольшие — 30-40 тысяч в месяц на семью. Деньги нужны, чтобы купить топливо для генераторов и снегоходов, крупы и макароны, хлеб, накопить на новый снегоход. А с продажи мяса на забойных комплексах можно откладывать на квартиру в поселке, чтобы было куда переехать из тундры при необходимости.
Но, как и много веков назад, в тундре богатство оленевода до сих пор измеряют размером его стада. Например, у зажиточного кочевника может быть стадо из двух-трех тысяч оленей — тогда его можно считать настоящим миллионером. Тех, у кого стадо меньше 500 голов, уже считают бедными.
У Салендера всего несколько сотен собственных оленей, а остальные — колхозные. Он говорит: чтобы прожить в тундре, на обычную семью нужно не меньше трехсот голов. «Олени для ненца — это и транспорт, и питание, и одежда, и покрытие для чума. То есть олень — наш дом, получается. Из рогов поделки мастерим, украшения, ножи из кости оленя делаем, но сейчас только сувенирные. Пользуемся уже современными, железными», — делится наш герой.
Как ненцы ориентируются в тундре?
У ненцев фантастические навигационные навыки. Представьте, что вы посреди тундры: вокруг до самого горизонта только бескрайнее снежное поле. Горожанин сгинул бы в этих снегах, и его никто бы не нашел. Кочевники же знают каждый холмик, каждый кустик, как свои пять пальцев. Для них тундра — как одно большое общежитие. Они всегда точно знают, где находятся сами и знают, где кочуют друзья и родственники несмотря на расстояния и отсутствие связи. Отправиться за сотню километров в гости в чум к друзьям им все равно, что нам сходить к соседям. И несмотря на отсутствие каких-либо видимых горожанину ориентиров они всегда приезжают точно туда, куда ехали.
Как женятся оленеводы?
Дружеские и семейные связи вообще имеют особенное значение для оленеводов. Брачные союзы считаются божественными и нерушимыми. Конечно, в современном мире девушки часто стали выходить замуж за мужчин другой национальности, а парни выбирают себе в жены девушек из городов. Но старшими это не возбраняется. Однако есть и семьи, которые до сих пор чтят старые традиции. Бывает, что юноша и девушка могли встретиться где-то в тундре, познакомиться в поселке, когда приезжали за провизией, или на каком-то празднике. А есть и случаи, когда отцы решают, за кого отдать дочь — сами подыскивают достойного жениха. В таких случаях молодые впервые могут встретиться уже на своей свадьбе.
Свадьба, как и любое торжество здесь, сопровождается забитием оленя. Тундровые жители привыкли есть сырое мясо и запивать его еще теплой кровью животного. Самому почетному гостю вручают деликатес — свежую кровавую почку оленя. Делается все быстро, пока мясо не замерзло.
Как дела у них с религией?
С религией у оленеводов очень специфичные отношения. Все они язычники и поклоняются собственным богам и идолам. Они чтят традиции и с почтением относятся к священным местам. Но современный мир повлиял, в их чумы пришло и христианство. Неудивительно увидеть в чуме уголок с иконами православных святых, стоящих на специальном сундуке, в котором хранятся ненецкие идолы.