Чем занять детей на кружке умелые ручки
Программа кружка «Умелые Ручки»
Екатерина Уржумова
Программа кружка «Умелые Ручки»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Умелые ручки»
Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которой особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются именно в этом виде деятельности. Ведь малыш имеет неограниченную возможность придумывать свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки. У ребенка формируется представление о таких категориях, как величина, форма. Он на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познает законы гармонии и красоты. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Цель кружка:
Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.
Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.
Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).
Учить определять приемы работы и инструменты, самостоятельно ориентироваться в задание.
Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.
Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.
Совершенствовать коммуникативные навыки.
Активизировать и обогащать словарь детей. Обогащать игровой опыт и создавать условия для самовыражения и расширения социального опыта.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Создать условия для положительных эмоций.
Методы и приемы обучения.
1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок, беседа, рассказ, сказка).
3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Подготовка предметно–развивающей среды:
Бумага разного формата, цвета, качества, цветной картон;
Краски, клей, ножницы, лак, пластилин, фломастеры, карандаши, кисточки;
Природный материал: зерна, горох, семечки и пр.
Бросовый материал: нитки, пуговицы, стразы, бисер, бусы, перья, вата, спички, ткань и
1. Формирование положительной мотивациии трудовой деятельности;
2. Рассматривание образцов, обсуждение;
3. Выстраивание плана действий («что сначала, что потом»);
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Самостоятельная работа детей;
7. Анализ готовой работы;
8. Физкультурная минутка или игра с поделкой.
Занятия проводятся с сентября по май, длительность занятия – 25-30 минут.
Работа с родителями:
Ознакомление родителей с целью и задачами кружка, с планом работы.
Оформление для родителей папок раскладушек, информационных стендов, проведение
индивидуальных консультаций с целью расширения знаний, о работе, проводимой с детьми.
Организация выставок детских работ
— о разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;
— о свойствах и качествах различных материалов;
— о способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т. д.)
— о технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т. д.
— планировать свою работу;
— договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
— анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
— создавать индивидуальные работы;
— использовать различные материалы и способы создания предметов;
— аккуратно и экономно использовать материалы.
Список использованной литературы
1. Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома. –Москва: Просвещение, 1996 г.
2. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала. –Москва: Просвещение,1984 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 1990 г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. –Москва: Карапуз-Дидактика, 2009 г.
5. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. –Москва: Просвещение, 1996 г
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя Вводное занятие.
Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ним, выявляя свойства и связи Бумага, картон, пластилин, ткань,семена и плоды растений: жёлуди, каштаны, кора, ветки, семена, листья, ракушки, перья.
Продолжать учить детей лепить разные по форме овощи /шарообразные, овальные, конусообразные/, передавать их характерные признаки. Закрепить прием приглаживания. Пластилин, дощечка, стека,натуральные овощи: огурец, помидор, картофель, лук, морковь, свекла.
«Осенние картины» Учить детей создавать сюжетные композиции, воспитывать желание сохранять красоту природы в аранжировках и флористических композициях. Листья разных деревьев и кустарников, травы, лепестки цветов, семена, цветной картон, клей, кисточки, салфетки, клеёнки, варианты композиций.
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Осенние деревья» Познакомить детей с одним из видов мозаики – «мозаика из карандашных стружек» закреплять представления о приметах осени; продолжать учить детей совмещать разные способы в работе, для достижения наибольшей выразительности; Бумага, гуашь, кисти, клей ПВА, карандашные стружки.
2-я неделя «Букет осенних листьев» Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца Картон, пластилин, стека.
3-я неделя «Сказочные герои леса» Продолжать учить детей работать с природным материалом. Учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность. Шишки еловые, сосновые, ольхи, каштана, жёлуди, ракушки, крылатки ясеня, скорлупа грецких орехов, пух и перья птиц, косточки слив, оливок, абрикосов, мох, различные семена.
4-я неделя Моделирование игрушек по замыслу детей. Учить детей самостоятельно подбирать тему для работы, используя имеющийся опыт создания поделок из природного материала. Разнообразный природный материл, пластилин, проволока, стеки, дощечки.
Тема занятия Программное содер. Материал
«Рыбки в аквариуме» Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами и формировать к нему интерес; развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; развивать пространственное воображение (учить читать чертежи); закреплять умение следовать устным инструкциям; развивать концентрацию внимания и творческие способности. Цветная бумага, ножницы, карандаши.
2-я нед «Утка с утятами на озере» Цветная бумага, ножницы, карандаши.
3-я нед. «Зайцы в лесу» Цветная бумага, ножницы, карандаши.
4-я нед «Снегири на ветке рябины» Цветная бумага, ножницы, карандаши.
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Долгожданная гостья» Учить детей делать объёмную ёлочку из конуса и цветных полосок одинаковой длины Цветная бумага (зелёная, ножницы, клей.
2-я неделя «Новогодние игрушки» Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами; развивать чувство формы, цвета и композиции; развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветная бумага; шаблоны геометрических форм; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки; гуашевые краски; баночки с водой; салфетки
3-я неделя «Гирлянды для праздника» Развивать интерес к совместному труду, воспитывать желание доставлять радость другим детям. Цветная бумага, клей, кисти, ножницы, клеёнки, салфетки, шаблоны.
4-я неделя «Звонкие колокольчики» Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; учить лепить колокольчик из шара путём вдавливания и моделирования формы; показать разные приёмы оформления фигурок. Образец, готовое тесто, стеки, ленточки, дощечки, салфетки, материал для украшения (бусинки, крупа)
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Подружим иголку с ниточкой»(вдевание нитки в иголку; пришивание пуговиц)Продолжать знакомить детей со швейными принадлежностями: иголкой, ниткой, игольницей; учить отмерять нужную длину нитки; учить вдевать нитку в иголку и завязывать узелок на конце нитки; учить крепко, пришивать пуговицу с разным количеством дырочек (2и4) к лоскутку ткани; закреплять знания правил техники безопасности при работе со швейными принадлежностями и ножницами; Ножницы, иголка с игольницей, катушка с нитками, лоскуток ткани, пуговица.
2-я неделя Знакомство со швом «вперёд иголка» Учить детей свободно пользоваться иглой,шить швом: «вперёд иголка», по направлению справа налево. Образец шва «Вперёд иголка», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.
3-я неделя Знакомство с новым швом «через край» Продолжать учить детей шить, познакомить с новым швом «через край», учить шить снизу наверх, двигаясь слева направо, продолжать учить правильно обращаться с иглой. Образец шва «Через край», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.
4-я неделя Знакомство с «Двойным швом»
Познакомить детей с новым «Двойным швом», помочь понять, что он выполняется на основе шва «Вперёд иголка»; продолжать учить детей шить ровными и одинаковыми стежками. Образец «Двойного шва», нитки, ножницы, иголка с игольницей, лоскуток ткани.
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Волшебные тарелочки Развивать чувство формы, цвета и композиции; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Бумажная тарелка, цветная бумага, клей, ножницы
2-я неделя Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. Учить задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приёмы вырезания. Учить красиво располагать изображение на листе. Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеёнка, образец.
3-я неделя Изготовление игрушек «Ворона» и «Филин»
Учить детей делать объёмную игрушку на основе цилиндра, совершенствовать навыки работы с ножницами. Цветная бумага, ножницы, клей.
4-я неделя Подарок для мамы. «Макаронный букет» Продолжать учить детей делать аппликацию из макарон, основными способами приклеивания, правильно располагать мелкие детали на поделке; воспитывать у детей желание доставлять родным радость, изготовляя подарок своими руками. Цветной картон 15*20, цветная бумага, макаронные изделия в форме цветка, клей, гуашь, глубокие миски, кисточка, вода, газета.
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Потерявшиеся котята» Продолжать учить детей обводить силуэт по контуру, работать с ватой, равномерно распределяя её по всему контуру. Цветной картон, силуэтное изиизображение котёнка, цветная бумага, ват клей, ножницы.
2-я неделя «Кукла из цветной пряжи» Учить детей простейшему преобразованию пряжи в куклу-сувенир, самостоятельному использованию элементов декоративного оформления поделки. Цветная пряжа, ножницы, цветная бумага, клей.
3-я неделя «Плетёная закладка для книг» Учить детей переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги. Цветная бумага, ножницы, клей.
Продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами,совмещая в работе приемы: «получение квадрата из прямоугольника», «загибание уголочка», «мятые комочки», «базовая форма оригами – дверь». Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш.
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Весёлый зоопарк» Учить детей самостоятельно, используя различные крупы, передавать характерные особенности внешнего вида животных. Контурные изображения животных, клей, различные виды круп, ножницы.
2-я неделя «Птица Счастья»
На основе полученных впечатлений (в процессе подготовительной работы) предложить создать в аппликации образ сказочной птицы, самостоятельно используя элементы декоративного оформления. Показать способ вырезывания силуэта птицы из бумаги сложенной пополам. Выставка работ на тему «Сказочные птицы» выполненные разными способами. Аудиозапись «Голоса птиц», «Звуки леса» и т. п. Цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, клей, клеевая кисть, ножницы, салфетка.
3-я неделя «Браслет из бисера» Познакомить детей с таким видом художественного творчества, как бисероплетение, научить изготавливать простейшее украшение из бисера.
Разноцветный бисер, тонкая леска (нить, ножницы.
4-я неделя «Бусы в подарок маме»
Тема занятия Программное содер. Материал
1-я неделя «Игрушка для игры с ветром» Продолжать детей учить складывать бумагу в разных направлениях (оригами, анализировать чертёж и создавать по нему поделку. Бумага (формат А4, полоски гофрированной бумаги, клей, кисти, салфетки, ножницы.
Развивать чувство формы, цвета; творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Белый картон, черная бумага, двусторонняя цветная бумага – зеленая, клей, ножницы
3-я неделя «Подсолнухи»
Продолжать учить вырезать силуэтные изображения по нарисованному контуру; закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу. Цветная бумага, картон, семечки подсолнуха, клей, ножницы.
4-я неделя «Хризантемы» Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.
Цветная бумага, ножницы, клей.
Программа «Умелые ручки» Цель программы развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания художественных образов,.
Фотоотчет о работе кружка «Умелые ручки». Аппликация из ваты «Пудель» (старшая группа) Аппликация из ваты– прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать.
Конспект занятия по пластилинографии «Осенний листок» в рамках кружка «Умелые ручки» Конспект кружка Поделка «Осенний листок» Воспитатель: Балдакова И. В. Цель: Создавать образ осеннего листа, используя.
Перспективный план кружка по лепке «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 23 Перспективный план кружка на «Умелые ручки» Вторая младшая группа.
Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Перспективный план работы кружка по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» Младшая группа Воспитатель: Гонцова Е. В Октябрь. Занятие.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки» в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка: В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет.
Программа работы кружка «Умелые ручки» с детьми старшей и подготовительной к школе группе НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ПЛАСТИЛИНОМ – ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ, КАК ОДНА ИЗ СТУПЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 5–7 лет Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст обучающихся:.
Рабочая программа по кружку «Умелые ручки» для 1-5 классов
Государственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Мурманская коррекционная школа № 1»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю
Протокол №______ от__________ Директор__________ С.И. Павлова
Руководитель МО_____________ Приказ №______ от ____________
Зам. дир. по УВР_____Н.Д. Каримова
Рабочая программа кружка
воспитателя 5 «А, Д» классов
на 2017 – 2018 учебный год
Программа разработана воспитателем
ГОБОУ «Мурманская КШ № 1»
Дополнительная образовательная программа кружка «Умелые ручки» для 1-5 классов VIII вида составлена на основе:
1. Закона РФ «Об образовании».
2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями в развитии.
3. Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
4. Конвенции ООП «О правах ребенка».
5. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
6. Устава ГОБОУ «Мурманская коррекционная школа № 1».
«Прекрасный мир вещей создан был веками,
Хранит их каждый дом, а может быть музей.
Учитесь рисовать и создавать руками,
Все то, что может радовать друзей!»
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Программа является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие.
Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка. На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.
Актуальность и новизна программы.
Данная программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занятия не только формируют эстетический вкус у детей, но и помогают приобрести первоначальный социальный опыт, дают необходимые знания, развивают определенные навыки и умения, создают условия для творческого самовыражения личности ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.
Программа кружка «Страна мастеров » закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Она отличается большим количеством часов, отведенных на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках города и области.
Цель: Воспитывать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, развивать творческие способности личности: сенсорные и моторные навыки учащихся.
— развивать стремление к углублению знаний;
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество готовых изделий
— развивать индивидуальные способности учащихся.
— воспитывать уважение к труду;
— формировать чувство коллективизма;
— воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
— воспитывать положительные качества личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
— развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
— развивать самостоятельность в труде;
— создавать условия для социального и профессионального самоопределения учащихся
— развивать творческие способности личности; сенсорные и моторные навыки учащихся.
— создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
— воспитывать аккуратность, культуру поведения;
— формировать умения видеть красоту посредством изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
— формирование общественной активности, реализация в социуме;
— формирование профессионального интереса к декоративно- прикладному творчеству.
— воспитывать ценностное отношение к своей жизни и здоровью, прививать навыки здорового образа жизни.
Принципы, на которых базируется программа:
Дети с умственной отсталостью имеют специфические особенности: неустойчивость и плохая переключаемость внимания; нарушение памяти (особенно низок объем кратковременной оперативной памяти); медленный темп умственной работоспособности, сенсомоторных реакций, нарушение способности к обобщению, анализу, расстройство аналитико-систематической деятельности
Основные направления коррекционной работы:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
Развитие артикуляционной моторики
Развитие зрительной памяти и внимания
Развитие слухового внимания и памяти
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Особенности набора детей
По программе могут заниматься дети 7-11 лет.
Ведущие технологии, принципы и методы, обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:
Формы и режим работы
На занятиях используются различные формы работы. Индивидуальные задания позволяют создать оптимальные условия для развития детей как ярко выраженными художественными задатками, так и с пониженными творческими возможностями.
Если объединить в группу незнакомых между собой учащихся и поручить, им изготовить какую-то поделку то дети начнут общаться между собой, будут обмениваться информацией, выявлять, кто сможет выполнить ту или иную часть работы. В результате ребята выберут наиболее оптимальные варианты организации совместной деятельности. При непосредственном выполнении совместной работы образуются деловые и межличностные отношения: взаимная помощь, ответственность, контроль и т.д.
Формируя у учащихся устойчивый интерес к поиску и творческому труду в области художественно- прикладного творчества и развивая их стремление к познавательной деятельности необходимо организовать встречи, беседы, экскурсии.
Условия и средства реализации программы.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровье сберегающей образовательной среды как комплекса комфортных, психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих интересов и способностей детей.
Инструменты и приспособления должны размещаться в удобном для детей месте. Должно быть предусмотрено место для выставки, а также необходимый набор инструментов.
Для успешного проведения занятий необходимы:
Комплексное учебно-методическое обеспечение программы включает:
1. Информационное обеспечение, специальную и популярную литературу для педагога и для обучающихся, альбомы, журналы, фото и видеоматериалы.
2. Алгоритмы деятельности: планы последовательности изготовления изделий и анализа проделанной работы, демонстрационный материал: модели, схемы, таблицы, показывающие варианты и последовательность изготовления различных изделий.
Предусмотрены следующие виды труда:
• Работа с пластилином
• Работа с природным материалом
• Работа с бумагой
• Работа с бумагой (аппликация)
• Работа с нитками
• Работа с бросовым материалом
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе выполнения практических действий с пластилином или тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
1. из ватных дисков и палочек, из сыпучих материалов, типа рис, фасоль, горох).
Занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений. Дети знакомятся с цветами и размерами, простейшими геометрическими формами, получают представление о пространственном положении предметов и их частей. Сложные понятия усваиваются детьми в процессе создания простого узора или при изображении предмета по частям.
Занятия аппликацией приучают к последовательной организации работы. Дети учатся правильно выбирать заготовки, поворачивать лист бумаги, раскладывать и приклеивать заготовки на листе.
2. Рисование красками, карандашами, восковыми мелками (закрашивание, обводка по контуру).
В данном виде работы укрепляются мышцы рук и пальцев. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Закрепляются названия цветов, форм и размеров закрашиваемых или обводимых фигур на листе.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков обучающихся.
В течение года ребенок принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.
Используя различные методы усвоения детьми материала, разнообразные формы работы, педагог предполагает получить определенные результаты.
У детей на занятиях закрепляются и углубляются знания, полученные на уроках труда, математики, биологии. Ребята овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами и инструментами. У них воспитывается, познавательный интерес к художественно-прикладному творчеству формируется желание и умение трудиться, самостоятельность, инициатива, коллективизм, культура и эстетика труда, происходит первоначальное профессиональное просвещение учащихся.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.
Необходимо проводить выставки работ в объединении, организовывать демонстрацию наиболее интересных моделей. В конце года следует проводить итоговое занятие в торжественной обстановке, желательно с участием родителей.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
— ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
— предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
— контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Учащиеся должны знать технологическую последовательность изготовления поделок из различных материалов, правила охраны труда, санитарно-гигиенические требования.
Учащиеся должны уметь соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические требования. Изготавливать поделки с помощью учителя и по предлагаемым образцам.
Формы контроля: Участие в выставках и конкурсах (школьных, городских, областных, всероссийских)