Чем занять детей после школы
Кружки и секции или свободное время: что лучше для ребенка?
Что делают дети после школы в США, Японии, Швеции
Кристина Гросс-Ло мама двух девочек и двух мальчиков, признанный эксперт в области воспитания
Что делает ваш ребенок 7-12 лет после школы? Почти наверняка вы ответите: идет на кружок (в спортивную секцию, музыкальную школу, занимается дома с репетитором и т.п.). Примерно так же дело обстоит в американских семьях. А вот шведские и японские дети большую часть времени предоставлены самим себе. Хорошо это или плохо — и что теряют школьники, которым не с кем или некогда просто играть?
Сегодня родители уделяют пристальное внимание тому, чем дети занимаются во внешкольное время. Семьи с хорошим достатком стараются обеспечить своих отпрысков интересным (и нередко дорогостоящим!) увлечением. В результате детям, чьи родители не позаботились о том, чтобы записать их в кружок или секцию, не с кем играть после уроков: друзья либо на тренировках, либо на репетициях.
Детство людей, родившихся в 1950-е, 1960-е и даже 1970-е, было совсем иным: они носились по улицам с соседскими ребятами и «бездарно» (с точки зрения современных взрослых) тратили свободные часы. За последние десятилетия ситуация разительно изменилась.
С 1981-го (мне тогда было тринадцать) до 1997-го (незадолго до рождения моего старшего сына) количество действительно свободного времени, которое ребенок проводит вне дома с друзьями, сократилось в два раза. 79% учеников средней школы после уроков или по выходным ходят на внеклассные занятия. Больше половины — практически каждый день. Естественно, с подобным расписанием ни о каких прогулках и речи быть не может. В среднем на долю каждого американского ребенка ежедневно выпадает всего лишь пять-семь минут нерасписанного времени.
Недостаток свободного времени для игр (особенно на свежем воздухе) влияет на физическое и психическое здоровье детей. За последние тридцать лет число больных ожирением в США выросло в три раза; с каждым годом врачи прописывают все больше детских антидепрессантов и психотропных препаратов, направленных на лечение синдрома дефицита внимания. Рахит, близорукость и гиперактивность также распространяются все шире. Отсутствие игр на свежем воздухе пагубно отразилось на уровне самостоятельности: в этом отношении современный пятилетний ребенок едва ли дотягивает до уровня трехлетнего ребенка 1940-х годов.
Без игры: печальные последствия
И тем не менее многие родители продолжают бежать впереди паровоза. Учительница третьих классов в нью-йоркской школе для одаренных детей рассказала мне о мальчике, которого мама фактически лишила каникул. Она решила, что сын должен перескочить через класс по математике, и заставляла его заниматься даже летом.
«Ребенок явно нуждался в разгрузке, а не ускорении, — с грустью заметила учительница. — Полноценные летние каникулы — вот что помогло бы ему сосредоточиться на учебе в новом году».
Свободные игры на открытом воздухе — это все, что угодно, только не пустая трата времени. Они готовят ребенка к настоящей жизни. Профессор престижного колледжа поделилась со мной беспокойством по поводу своих студентов: ей все чаще попадаются растерянные молодые люди, которые «не умеют думать». Они столько времени готовились к поступлению в колледж, что полностью забыли о собственных эмоциональных потребностях.
Двадцать лет назад, в самом начале педагогической карьеры, она читала лекции первокурсникам, которые, скажем, многие годы увлекались римской историей и пришли за тем, чтобы узнать еще больше. Сейчас у детей нет на это времени. Их научили получать хорошие оценки, но не проявлять инициативу или любить свой предмет. Внутренняя мотивация, искренний интерес, страсть, оригинальность мышления — к сожалению, ничего подобного у современных студентов нет.
Вместо этого в аудитории сидят неуверенные и несамостоятельные парни и девушки. Да, они получают отличные оценки, но в их глазах нет и проблеска живой мысли. Они привыкли и все время оглядываться на взрослых, которые говорят им, что делать и что чувствовать.
Швеция и Япония: во что и с кем играть, решают дети
В Швеции родители редко беспокоятся, «правильно» ли играют их дети. Микаэла с удовольствием вспоминает, как в детстве проводила время со старшим братом. Ей было семь лет, ему восемь, и после уроков они были предоставлены самим себе, пока родители не придут с работы. «Нам было так весело вдвоем! Мы постоянно что-то придумывали, качались на качелях, лазали по деревьям и просто валяли дурака», — с улыбкой рассказывает она.
Хотя у них было много друзей, брат изо дня в день оставался для Микаэлы главным товарищем по играм. Конечно, они не всегда ладили, но им приходилось мириться и искать компромиссы, чтобы продолжать общаться. «Я училась видеть ситуацию целиком и думать о последствиях», — вспоминает Микаэла. Когда день ребенка расписан по минутам, то, даже если он с кем-то поссорится, дискомфорт продлится ровно до конца занятия, а потом ему нужно будет ехать куда-нибудь еще. Он просто не успеет в полной мере ощутить, как его слова или действия повлияли на взаимоотношения.
Когда Наоко с мужем и двумя сыновьями приехали в Штаты, они не сразу разобрались в некоторых нюансах американского воспитания. Наоко поначалу совершала немало ошибок. Например, договорилась с подругой, что та приведет своего ребенка поиграть к ним домой, а потом пригласила и других детей. Увидев, что подруга расстроилась, Наоко поняла: так здесь не принято.
В Японии дети школьного возраста сами решают, с кем и где им играть. Ребята могут собраться у кого-нибудь дома, потом пойти в гости или отправиться в парк. Родители не пытаются их развлекать и не придумывают, чем бы им заняться. Дети строят палатки из коробок, отправляются в «экспедицию», бегают друг за другом, изобретают продвинутую версию игры «камень-ножницы-бумага» или просто слоняются по окрестностям. И мамы не напоминают: «Уже пять часов, пора собираться, скоро за тобой приедет папа!». Дети сами следят за временем и знают, во сколько им нужно выйти, чтобы не опоздать.
Школьная перемена: как правильно
Учителя в Японии также осознают важность и необходимость самостоятельных игр. Позволяя ребенку самому решать, как потратить свое время, родители и педагоги дают ему понять, что он способен брать на себя такую ответственность.
Солнечным осенним утром ученики токийской начальной школы высыпают во двор — перемена! Мальчики постарше тут же хватают мяч и начинают играть в футбол, а девочки пытаются освоить одноколесный велосипед. Другие дети крутят яркие обручи, болтают или гуляют. Звенит звонок, и ученики возвращаются в класс. После обеда их ждет еще полчаса свободы, когда они вернутся во двор.
После последнего урока дети снова идут гулять. В большинстве начальных школ детей пускают на игровую площадку и после занятий, чтобы они больше времени проводили на свежем воздухе. Когда звенит звонок, после которого площадка закрывается, они хватают портфели и идут домой.
В своей книге «Искра» Джон Д. Рейти описал замечательный эксперимент, наглядно продемонстрировавший, как физическая активность положительно влияет на работу мозга. В обычной средней школе города Нейпервилл, штат Иллинойс, ученикам предложили перед самыми сложными предметами заниматься спортом. Руководство внесло соответствующие изменения в расписание.
В результате в 1999 году на международном мониторинговом исследовании качества школьного математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди тридцати девяти стран Нейпервилл занял первое место по естественным наукам и шестое по математике, уступив лишь признанным чемпионам — Сингапуру, Корее, Тайваню, Гонконгу и Японии.
Таким образом, расписание, предусматривающее активный отдых, благотворно влияет на общую продуктивность. Если перемежать интенсивные занятия с интенсивной физической нагрузкой на открытом воздухе, как это делают в Японии, ученики более внимательно слушают учителя в классе. Исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что восьми-девятилетние дети куда лучше вели себя на уроке, если перед этим активно отдыхали не менее пятнадцати минут.
Ученику, который целый урок разбирался в сложностях правописания, тяжело быстро переключиться на математику. Но если дать ему возможность выпустить пар, побегать, пообщаться с друзьями, его мозг будет готов к восприятию новых знаний. В 2013 году Американская академия педиатрии однозначно заявила, что отдых между уроками «является важнейшим фактором развития ребенка и способствует укреплению физического и эмоционального здоровья».
Как показало недавнее исследование журнала Pediatrics, 30% американских детей учатся вообще без перерыва. Их лишают перемен, наказывая за плохое поведение, хотя отдых помог бы им сбросить напряжение. Тревожит и тот факт, что школы, испытывающие проблемы с финансированием, сокращают перерывы между уроками, тем самым перекладывая свои проблемы на плечи детей.
Статья предоставлена издательством «Синдбад»
Жизнь после уроков
Современные дети очень заняты: учеба, репетиторы. Но ведь отдыхать нужно даже самым ответственным ученикам. Как ребята проводят вторую половину дня? Какие секции сегодня в моде, и всем ли они по карману?
И как хобби помогает повысить успеваемость и улучшить характер?
В городе Вилючинск Камчатской области, где численность населения сегодня не превышает 25 тысяч жителей, почти 2 тысячи детей и подростков от 5 до 18 лет ходят на занятия в Дом детского творчества. Выбор у ребят огромный: здесь для них работают 200 кружков! Например, в оранжерее тепличного комплекса ДДТ дети под руководством взрослых выращивают экзотические цветы, а также авокадо, плодоносящие лимоны, ананасы, гранаты, кофе.
Не факт, что все эти ребята потом станут ботаниками и агрономами, но представление о законах природы останется с ними навсегда – это совершенно точно.
О пользе дилетантства
Дополнительное образование, несмотря на название, ничуть не менее важно, чем школа, – в этом уверена психолог Анна Мухина. Хотите вырастить гармоничную личность? Запишите ребенка в какой-нибудь кружок! Причем выбор хобби принципиального значения не имеет.
– Мой сын Егор никак не определится с увлечением, – сетует мама тринадцатилетнего подростка. – Целый год я возила его на фигурное катание, потом к спорту он интерес потерял. Зато два года отучился в музыкальной школе. Когда мы поменяли квартиру, и в новом классе ребята стали Егорку обижать, он записался в секцию контактного боя. Но его терпения хватило только на полгода. А еще были плавание, занятия у скульптора, шахматный клуб.
Может, такое непостоянство свидетельствует о проблемах с психикой?
– Мама напрасно переживает, – уверена Анна Мухина. – Поводом для беспокойства должно быть лишь отсутствие каких-либо увлечений у ребенка. Вот тогда следует задуматься: в чем причина такой безынициативности? Не слишком ли родители опекают свое чадо?
Конечно, если цель семьи – вырастить чемпиона по фигурному катанию или пианиста с мировым именем, тогда без настойчивости со стороны родителей не обойтись. Во всех других случаях давить на него не следует: смена увлечений – вещь закономерная. Ведь маленький человек растет, развивается. Следовательно, меняются и его интересы.
Так, я сама в детстве училась (не без сопротивления!) в музыкальной школе. Но с тех пор, как ее закончила, к пианино почти не подходила. Стоит ли результат потраченных усилий? Конечно! Хотя бы потому, что занятия на фортепиано открыли для меня мир классической музыки.
Педагогика для родителей
Вам жалко потраченных на предыдущее занятие денег и времени? Это понятно, но не стоит взывать к совести ребенка: «Я заплатила, теперь ты обязан. » Можно поискать другие аргументы. Например: «Не бросай фигурное катание – ведь это позволит тебе быть на любом катке лучшим!», или «Если научишься играть на гитаре, тебе будут рады в любой компании!»
Не получилось убедить? Смиритесь: чем больше новых увлечений, тем – в итоге – шире кругозор вашего чада. А еще посещение кружков и студий – отличный способ профориентации. Чем больше дети узнают о различных видах деятельности, тем проще им потом определиться с выбором профессии.
Кстати, если ребенок сам выбрал себе хобби, ни в коем случае не пытайтесь охладить его пыл. Даже если вам кажется, что выбор неподходящий. Неуклюжая девочка хочет танцевать? Прекрасно! Конечно, в хореографическое училище ее вряд ли возьмут, но можно выбрать студию попроще. Тем более, что человек – существо гибкое, поэтому легко адаптируется к любым обстоятельствам и усердием может компенсировать «неподходящие параметры», данные природой.
Где их искать?
Внешкольные занятия детей – как многослойный пирог. Есть целый пласт кружков и секций, которые принадлежат системе образования (в частности, это бывшие Дома пионеров, которые переименовали во Дворцы детского творчества).
Кроме того, работают кружки при школах (чтобы их открыть, образовательные учреждения должны получить лицензию). Множество секций относятся к Комитетам спорта или культуры. Параллельно с этим существуют и коммерческие секции и кружки (у их владельцев также обязательно должна быть соответствующая лицензия).
Цена удовольствия
Почему часть кружков работает бесплатно, а часть – за деньги?
По словам пресс-секретаря Департамента образования Москвы Александра Гаврилова, бесплатными для родителей являются те кружки и секции, содержание которых финансирует городской бюджет. Их перечень официально определен для каждого учреждения дополнительного образования. А все, что выходит за рамки этого перечня, – за счет родителей.
Чаще всего платными оказываются занятия, которые требуют больших финансовых затрат: компьютерные кружки, хореографические, автодело. И разброс цен здесь очень велик: все зависит от региона, стоимости аренды помещения, где находится студия, и т.д.
Среди самых дорогих удовольствий – бальные танцы. Обычно родители оплачивают не только стоимость групповых занятий, пошив костюмов и специальную обувь, но и индивидуальные уроки – иначе успеха не добиться.
В Москве, например, частный урок стоит около 15 евро за человека.
В Московской области – около 300 рублей.
За увлечение детей рисованием в городе Химки родители платят 600 рублей в месяц – это если ограничиться коллективными занятиями. Столько же стоит один индивидуальный урок. Причем в цену не входит стоимость красок, ватмана, мольберта и специальных кистей.
А вот в Доме детского и юношеского творчества Иркутска (район Жилкино) гордятся тем, что все кружки и секции у них бесплатные. В том числе и хореография, и изостудия, и компьютерный класс.
Кому что?
Правильный выбор секции или кружка, оказывается, способен помочь решить многие проблемы.
– Главное – определиться, чего вы ждете от занятий – считает Марина Циркова, заведующая сектором психолого-педагогического сопровождения Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах. Например, можно подтянуть учебу. Проблемы с физикой? Запишите ребенка в технический кружок, где он сможет получить наглядное представление о физических законах, узнает об их практическом применении. То есть пропустит материал, как говорится, «через кончики пальцев». У ребенка двойки по истории? Приобщите его к кружку исторической реконструкции. Непоседливым детям подойдут занятия лепкой. С одной стороны, требуется приложение физической силы (то есть уходит лишнее психическое напряжение), с другой, ребенок привыкает сидеть на одном месте длительное время, одновременно развивая фантазию и творческое воображение. Тревожным, неуверенным в себе ребятам поможет плавание: вода снимет гипертонус и психическое напряжение.
. Помню, к нам как-то привели мальчика-«медвежонка»: неуклюжий и стеснительный, он хотел заниматься только математикой и слышать не желал ни о каких спортивных секциях. А мы порекомендовали ему пилатес: эта гимнастика не слишком интенсивная и в то же время развивает гибкость, учит правильно дышать, а главное, помогает почувствовать собственное тело, его возможности. Позже я встретила его маму, и она сказала, что занятия пошли ребенку на пользу, и он даже ими увлекся. Но главная задача дополнительного образования – продемонстрировать детям разнообразие окружающего мира и помочь им сформировать сферу интересов. Потому что «лень – мать всех пороков». И именно из-за безделья ребята попадают во всякие неприятности.
Левши по убеждению
Отдельная тема – леворукие дети. С ними во Дворце проводят специальные занятия, которые позволяют наладить взаимодействие полушарий мозга.
Кстати, причины леворукости могут быть не такими очевидными, как это представляется на первый взгляд. Порой дети пишут левой рукой, подражая кому-то, но стесняются в этом признаваться.
– Одна из наших воспитанниц, – рассказывает Марина Циркова, – как оказалось, создала себе кумира – подругу сестры, всегда нарядную, красивую и приветливую. Та действительно была левшой, и девочка просто хотела все делать, как она. И такие ситуации – не редкость. Поэтому для решения вопроса коррекции леворукости требуется помощь профессионала.
Хобби и судьба
Десять лет назад пятнадцатилетнему подростку Мише Польникову из поселка Менделеево подарили фотоаппарат. И он увлекся фотографией. Сначала для себя. Потом его снимки попались на глаза руководителю менделеевской фотостудии «Смена» Владимиру Семенову. В 11-м классе один из Мишиных снимков опубликовала районная газета, потом работы мальчика участвовали в нескольких фотовыставках.
– Я никогда не предполагал, что увлечение фотографией повлияет на выбор профессии, – рассказывает Михаил. – Но дальше – больше: поступил в Московский государственный университет культуры на режиссерское отделение, снял несколько короткометражных фильмов.
Сегодня Михаил – оператор в крупной Интернет-студии.
А вот для известной актрисы и телеведущей Екатерины Стриженовой детское увлечение профессией не стало, хотя тоже даром не прошло.
С 6 лет Екатерина танцевала в хореографическом ансамбле «Калинка». И самодисциплина, без которой обойтись юным танцорам было невозможно, осталась с ней на всю жизнь.
Так, в одном из интервью актриса рассказала: «Летом мы отдыхали от гастролей только месяц. А осенью, когда вновь собирались, педагог выстраивала нас, и начиналось публичное позорище: кто сколько лишних килограммов набрал. С тех пор я привыкла постоянно бороться за хорошую физическую форму. Даже когда старшую дочку Настю родила, немедленно стала восстанавливать фигуру. Нянечка, бывало, как ни зайдет в палату, я лежу – ноги вверх, перетянутая поясом, и делаю упражнения на пресс».
Талант под контролем
– Хочу быть скульптором! – десятилетний Никита увлекся лепкой из глины еще летом: земля на подмосковной даче больше подходила для создания малых скульптурных форм, нежели для выращивания огурцов и клубники.
Мама желание сына поддержала: нашла студию, где с детьми занимается – бесплатно! – настоящий скульптор. Договорилась, чтобы Никиту приняли.
Все было прекрасно, кроме одного: Москва – город гигантский, и дорога в студию занимала почти 2 часа в одну сторону. В результате через год занятий мальчик и его мама сдались: Никита забросил лепку и теперь гоняет во дворе в футбол.
– Стоит ли возить ребенка на другой конец города ради прекрасного педагога или уникальной студии? – сомневается Анна Мухина. – Над адекватностью такого выбора надо хорошенько подумать.
Если увлечение скульптурой легко сменилось на увлечение футболом, значит, мама поступила правильно. Переутомление детскому организму только вредит.
Другое дело, если вам кажется, что в каком-либо увлечении ребенок заметно преуспел. Обсудите это с его педагогом: возможно, подростку повезло найти дело всей жизни. Можно показать ребенка независимым специалистам в выбранной области. А еще реально оценить состояние здоровья: позволит ли оно двигаться к вершинам мастерства.
Если ответ на все эти вопросы «да», родителям можно настаивать на верности ребенка его хобби. Вспомните, например, Моцарта. У него был жесткий отец. Но будь он другим, человечество, вероятнее всего, о Моцарте так никогда бы и не узнало.
Заботливые родители: кто позаботится о них?
Детям требуется немало сил, чтобы посещать все выбранные кружки и секции. Но еще больше сил и терпения требуется родителям.
– Моя Ксюшка с 5-ти лет занимается в разных секциях, – рассказывает Елена. – Мы обе уже привыкли, что каждый день расписан по минутам. Но иногда между походом на хор и поездкой на фигурное катание я смотрю в окно и завидую мамочкам, которые «пасут» своих детей во дворе, мирно рассевшись по лавочкам. Ведь они никуда не торопятся.
А вот папам и мамам из города Вязники, которые водят своих детей в эстрадную студию клуба «Спутник», повезло: клубная администрация решила позаботиться и о них.
– Родителей, избравших для своих чад напряженное расписание, иногда просто жалко, – говорит Светлана Барышникова, главный режиссер клуба «Спутник». – После работы, в любую погоду, на перекладных, с сумками они стараются «доставить» ребенка всюду в срок. А потом скучают под дверью, ожидая окончания занятий. Вот мы и решили помочь им коротать это время с пользой. В ближайшее время в «Спутнике» станут проводить для родителей лекции психологов, врачей, педагогов. А пока часть репетиционного времени отдали под совместные конкурсы и викторины: например, «Бабушка и я» или «Папа может все, что угодно». Говорят, родители на заботу о себе откликнулись с энтузиазмом.
И даже решили объединиться в семейный клуб. И название для него уже придумали – «Очаг».
Ищите «своего» педагога
В городе Великие Луки в очередной раз выбрали лучшего педагога дополнительного образования. В 2007 году им стал Виктор Хлебников – руководитель авиамодельного объединения Центра детского технического творчества.
Кстати, самого Виктора Хлебникова любовью к авиамоделизму еще в детстве «заразил» преподаватель Станции юных техников Великих Лук Владимир Леонов. Школьником Виктор все свободное время проводил в этом кружке. Прошли годы, и теперь он тоже стал педагогом. Да еще каким! И если авиамоделизм для Хлебникова сегодня – профессия, то его хобби – пение. Очевидцы утверждают: именно своим вокалом он окончательно покорил конкурсное жюри.
Незаурядных личностей среди наставников детей и подростков немало. Так, в городе Кемерово лучшим педагогом в 2007 году была признана Галина Жидких – преподаватель хореографии Детско-юношеского центра гуманитарно-экологического развития им. Веры Волошиной. Во время конкурса Ирина и пела, и танцевала со своими воспитанницами, и блеснула знанием английского языка. А на Ямале из 40 участников конкурса лучшими оказались педагоги из Шурышкарского района, Надыма, Салехарда.
Перечислить всех энтузиастов дополнительного образования, конечно, невозможно. Их имена родители передают друг другу, их чествуют городские власти.
Ведь даже самое полезное и интересное хобби не увлечет ребенка, если руководить секцией или кружком будет равнодушный и неталантливый человек. Поэтому совет, который в первую очередь дают всем родителям психологи, звучит так: «Выбирайте для своих детей не столько кружок, сколько педагога!»
Говорят, что…
. игра на фортепиано развивает математические способности, а лепка и бисероплетение – интеллект вообще.
Анатолий Часовских, директор физико-математической школы им. А.Н. Колмогорова:
– Мне кажется, что математические способности и игра на фортепиано – вещи связанные. Но с уверенностью что-то утверждать не возьмусь: это вопрос для серьезного исследования.
Психолог Юлия Куликова:
– Серьезных исследований на этот счет нет.
Но у маленьких детей все, что связано с мелкой моторикой, благотворно влияет на развитие речи, навыки письма.
Что касается игры на фортепиано, то в процессе обучения ребенок вынужден развивать ловкость своей левой руки до уровня правой. Это, в свою очередь, развивает координацию. А насчет математических способностей – связь, скорее, обратная: дети, обладающие ими, в силу особого склада памяти, легче осваивают игру на фортепиано.
. занятия пением помогают избавиться от заикания.
Елена Парцалис, доктор медицинских наук, заведующая отделением для детей и подростков Центра патологии речи:
– Не все так однозначно. Пение не может быть единственным методом лечения заикания. Оно способно дать временный эффект, как и, например, успокаивающие препараты. Но только используя комплексное лечение под наблюдением психолога и логопеда, можно добиться результата. Кстати, если ребенка, который заикается, заставить петь быстро, его проблема только усугубится.
. игра на духовых инструментах укрепляет легкие.
Раиса Береснева, заведующая отделением НИИ фтизиатрии:
– Впервые об этом слышу! Наоборот, болезни легких – проблема профессиональных музыкантов.