Чем занять детей с овз в школе
В класс пришел ребенок с ОВЗ: шесть советов, семь идей и семь приемов
Федюшина Эльвира Евгеньевна
16 октября 2019 • 15:28
Шесть советов, как вести себя
1. Отнеситесь к ребёнку спокойно и доброжелательно, так же, как и к другим детям в классе.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов и приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте субективное переживание успеха. Это можно сделать используя такие фразы, как «ничего страшного», «у тебя получится», «сегодня ты хорошо рассказал/ответил».
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Важно отмечать его достижения, а не неудачи, сделайте ошибки нормальным и нужным явлением, формируйте веру в успех, концентрируйте внимание на уже достинутых в прошлом успехах.
6. Дайте возможность ребенку делать выбор самостоятельно, позволяйте высказывать свою точку зрения.
Семь идей, как мотивировать
1. Поэтапно разъясняйте задания и их последовательное выполнение. Не стоит в ограниченный промежуток времени давать детям с ОВЗ большой материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать постепенно.
2. Используйте листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения. Тогда ребенку легче будет сосредоточиться на задании.
3. Предоставьте дополнительное время для сдачи домашнего задания. Часто ребенок с ОВЗ посещает занятия вне школы и не успевает выполнить домашнее задание в определенный срок.
4. Меняйте виды деятельности. Постарайтесь активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). На уроке дети должны слушать, смотреть, проговаривать.
7. Оценивайте ответы учащихся с ОВЗ индивидуально. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей. Например, нормотипичные дети могут оценить ответ ребенка с ОВЗ и наоборот. Но необходимо делать это очень тактично, используя игровые приемы.
Семь приемов, как обучать
1. Использование зрительных опор на уроке. Это могут быть картины, таблицы или схемы. Но не стоит ими слишком увлекаться, так как объём восприятия у детей с ОВЗ снижен.
2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы для ее закрепления или подведения итогов.
4. Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами. Он хорош для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей или после выполнения задания повышенной трудности.
5. Физическая помощь в организации действия: учитель в буквальном смысле «работает» руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
7. Активные методы рефлексии. Это может быть: рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся поняли содержание пройденного материала); рефлексия деятельности (осмысление учениками способов и приёмов своей работы). Например, при рефлексии настроения и эмоционального состояния могут использоваться карточки разных цветов. Ребенок показывает карточку в соответствии с настроением в начале и в конце занятия.
Материал подготовлен на основе видеозаписи вебинара, проведенного РООИ «Перспектива», состоявшегося 16 апреля 2019 года.
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :
Из опыта работы с детьми с ОВЗ в начальной школе
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В школьном коллективе должна сформироваться установка:
«К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения».
Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются
Одной из трудностей, которая появится у педагога постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах;
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем;
14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368с. ISBN5-691-01094-8.
2. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие.- М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 240с. ISBN 5-91131-054-6.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Киселева Т.Ю. Обогащение социокультурного опыта младших школьников средствами педагогической арт–терапии. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 7. – с. 244–251.
Сборник упражнений, игр в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья ( 1-4 классы )
МБУ ДО «Детская школа искусств «Гармония» п. Гайны
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ, ИГР В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Выполнила: педагог дополнительного образования
Исаева Наталья Ивановна
Адрес: 619650, Пермский край, Гайнский район,
п. Гайны, ул. Дзержинского, 4
Коррекционно-развивающая игра в воспитании детей с ОВЗ
Самая главная задача в воспитании детей с ОВЗ – это подготовить их к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей. Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют коррекционно-развивающие игры. Игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Т.о. коррекционно-развивающая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Игровое упражнение «ЗАПОМНИ ПРАВИЛЬНО»
Цель: развитие логической, и смысловой памяти учащихся.
Ребенку взрослый читает три слова, объединенных по смыслу, при этом нужно обратить внимание на логическую связь, существующую между словами.
НАПРИМЕР: лес – медведь – берлога.
а) весна – солнце – ручей
дуб – желудь – свинья
река – рыболов – уха
праздник – песни – веселье
Прочитав в слух 6 строк, взрослый предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки. Ребенок должен написать второе и третье слово в строке.
пчела… река… праздник…
Игра «КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ»
Цель: развитие объема памяти, развитие слуховой памяти.
Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже 2 предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов , т.е. обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.
Цель: развитие концентрированности и устойчивости внимания.
Ведущий говорит: «Сейчас будем все вместе считать числа от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо хлопнуть» Вариантов этой игры много.
Цель: развитие внимания.
Скучно, скучно так сидеть, друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться и местами поменяться.
Цель: развитие концентрированности и устойчивости внимания.
Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. При этом один хлопок – начинаем петь. Два хлопка – продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок снова поем вслух. И так несколько раз, то кто ошибается, выбывает из игры .
Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление телесных образов.
«Водяной» садится в центр круга, ему завязывают глаза. Дети идут по кругу со словами: «Водяной, Водяной, не сиди ты под водой, мы по берегу идём, хоровод большой ведём. Будешь с нами ты играть, если сможешь отгадать, кто стоит перед тобой. Отвечай же, Водяной!» Водяной подходит к детям и с помощью рук пытается определить, кто стоит перед ним. Тот становится Водяным.
Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»
Цель: развитие произвольности внимания.
Дети за ведущим повторяют все движения, кроме одного например, руки вперед. Можно ускорять темп.
Игровое упражнение «НАЙТИ СПРЯТАННОЕ СЛОВО»
Цель: Развитие концентрированности и устойчивости внимания.
Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти их и подчеркнуть.
НАПРИМЕР: Б солнце рпавекиропсау стол довкасмивакуп дерево прдщац окно новаперсмвл роза итрсвысоньблд девочка миторавуыюд книга ольбю мяч всмнрт болото нгорпвавсмик арандаш оьбдка мир вмидшльек
Цель: развитие устойчивости и концентрация внимания.
На игровом поле из 9 клеток следует перемещать «муху» (для начала фишку), с одной клетки на другую вверх-вниз, вправо-влево по заданию ведущего. Исходное положение – центр, перемещение – по одной клетке, ведущим подается 5-7 команд. Затем ребенок должен указать на какой клетке оказалась «муха».
Упражнения для коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребёнка, его социальной адаптации
Цель: создать благоприятную атмосферу сотрудничества, снизить эмоциональное напряжение; выработка механизмов эмпатии, сочувствия окружающим.
Задачи: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе; сплочение группы; снижение эмоционального напряжения.
Используемые упражнения: «Имя по кругу с мячом», «Ласковое
имя», «Передача ритма по цепочке», «Незаконченные предложения», «Пять
слов о тебе», «Письмо другу».
Упражнение «ИМЯ ПО КРУГУ С МЯЧОМ». Дети стоят в кругу, передают мяч соседу, называя его по имени и приветствуя улыбкой.
Упражнение «ЛАСКОВОЕ ИМЯ». Учащиеся бросают мяч любому участнику, называя его ласково по имени.
Упражнение «ПЕРЕДАЧА РИТМА ПО ЦЕПОЧКЕ». Инструкция: вслед за ведущим (или одним из участников) все поочерѐдно по цепочке повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
Упражнение «НЕОКОНЧЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ». Учащимся даѐтся задание завершить предложения:
«Настоящий друг – это тот, кто …»
«Я могу дружить с такими людьми, которые …»
«Со мной можно дружить, потому что …»
Упражнение «ПЯТЬ СЛОВ О ТЕБЕ». Цель: повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.
Участники разбиваются на подгруппы по пять человек (произвольно или по
игровому заданию ведущего).
— Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги, чтобы получилась ваша нарисованная ладошка. Напишите на ладошке своѐ имя. Потом передайте листок соседу справа, а сами получите рисунок ладошки от соседа слева. На одном из «пальчиков» полученного рисунка напишите, пожалуйста, какое-нибудь привлекательное качество этого человека, на ваш
взгляд (можно использовать доброжелательные пожелания). Например: «Ты
такой чуткий и отзывчивый», «Желаю тебе удачи».
Так ладошки передаются по кругу, и каждый пишет своѐ. Пока ладошка не вернѐтся к своему владельцу.
Упражнение-тренинг «Письмо другу». Цель: развитие умения устанавливать контакт.
— У кого есть друг, или человек, которого вы любите, он вам кажется очень хорошим? Давайте пошлём ему маленькое письмо с добром. Он будет рад.
Дети с закрытыми глазами носом «пишут» свои имя, фамилию. Подобрать и добавить цвет, украсить рисунком, узорами. Добавить анимацию, огоньки, чтобы имя светилось разноцветными огоньками.
— А теперь мысленно отправьте его своему хорошему человеку, назовите его по имени. Представьте, как он обрадуется. Ему будет приятно. Он в эту минуту обязательно вспомнит про вас.
Цель: актуализировать знания учащихся об эмоциях; развивать эмоциональное восприятие учащихся; расширять представление о мимических выражениях эмоционального состояния.
Задачи: снижение тревожности; развитие эмоционально восприятия.
Используемые упражнения: « Цвет моего настроения», «Сердитая капля», «Улыбчивый зонт», «Какая эмоция», «Определи выражение лица», «Тѐплый клубочек».
Упражнение «Цвет моего настроения». Учащиеся выбирают цвет, соответствующий настроению (цветные карточки-стикеры) и прикрепляют карточку на ватман, помещѐнный на доске. Получается цветная радуга настроения класса.
— На наше настроение влияют эмоции. «Эмоции – это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас».
— Если эмоций много или они «сильные» то получается целый ливень разных переживаний. Положительные эмоции можно сравнить с тѐплым летним дождиком, с лучами солнца, а если мы испытываем сильные отрицательные эмоции, представляете, какой холодный дождь будет. Приятные ощущения он вызовет?
— Какие эмоции могут испортить нам настроение и сделать его «дождливым»?
Ведущий демонстрирует образец выполнения на ватмане, помещѐнном на доске.
— Что нас спасает от дождя, какой предмет? (зонт)
Упражнение «Улыбчивый зонт» . Учащиеся берут заготовку «Улыбчивый зонт» и прикрепляют его рядом с человечком.
— Ребята, если есть отрицательные эмоции, значит, есть и положительные.
Какие положительные эмоции вы можете назвать?
Упражнение «Какая эмоция» . Ведущий показывает изображение эмоций, дети, стоя в кругу или у парт слушают, если называется отрицательная эмоция – присели, если положительную – хлопнули в ладоши.
Упражнение «Определи выражение лица». Ведущий предлагает ребятам рассмотреть табличку (которая есть у каждого) с рисунками мальчика испытывающего различные эмоции. Затем подобрать к каждой картинке карточку со схематичным изображением человеческих эмоций. Вместе с ведущим ребята определяют название эмоции (сожаление, радость, злость, удовольствие, разочарование, испуг, восторг, недоверие).
Упражнение «Тѐплый клубочек». Ребята по кругу передают клубочек друг другу и желают чего-нибудь доброго и хорошего.
Тема: «Я умею слушать других»
Цель: развитие навыков общения; выработка механизмов эмпатии, сочувствия окружающим.
Задачи: научить детей умению свободно, не боясь, высказывать свои мысли; развивать способности сопереживать другим.
Используемые упражнения: «Доброе тепло», «Школа зверей»,
Упражнение «Доброе тепло». Учащиеся представляют, что в их ладошках мягкий, светящийся шарик, который они передают друг другу.
Упражнение «Школа зверей». Учащиеся с закрытыми глазам слушают рассказ учителя о школе, в которой учатся разные животные, стараются представить такую школу, определить своѐ место в ней, а затем нарисовать.
Упражнение «Цыганка». Ведущий надевает платок и превращается в цыганку, которая предлагает ребятам погадать. Ребята по очереди обращаются к ней со словами:
— «Цыганка, цыганка, погадай мне, расскажи, какой я». Ведущий держит за спиной стопку карточек с написанными на них «светлыми» качествами людей, вытаскивает одну карточку и предъявляет еѐ ребѐнку со словами:
— «Правильно я нагадала?» Ребѐнок может начать сомневаться, отказываться от качества. Ведущему важно с одной стороны, поддержать размышления ребѐнка о том, какой он на самом деле, с другой – убедить в том, что это качество у него присутствует. Можно привлечь к обсуждению ребят.
Тема: « Установление доброжелательных взаимоотношений»
Цель: преодоление барьера в общении, снятие психического и эмоционального напряжения.
Задачи : формирование позитивного отношения к себе и окружающим, положительной самооценки через подкрепление любых успешных действий; развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться.
Упражнение «Барометр настроения». Детям предлагается показать своё настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Упражнение-тренинг «Ласковое имя» (поддержание доброжелательной атмосферы в группе). Предлагается каждому ребёнку назвать ласково соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
Упражнение-тренинг «Разожми кулак» ( показать детям, как влияют на человека ласковые слова, доброе отношение ). Игра проводится в паре. Один из детей сжимает кулак, другой должен его разжать любыми способами. Затем дети меняются ролями. Обычно дети применяют силу. Роль ведущего состоит в том, чтобы на собственном примере показать, насколько убедительными оказываются добрые слова, спокойное, доброжелательное отношение (разжимает кулак любому ребёнку, используя уговоры, поглаживания, маленькие безобидные хитрости).
Упражнение-тренинг «Испуганный котёнок» ( развивать умение устанавливать контакт, вызывая доверие, желание общаться ). Один из детей изображает испуганного котёнка (котёнок маленький, его испугал лай собаки, он свернулся в комочек). Задача другого ребёнка – установить контакт с котёнком, чтобы он ему поверил, вызвать желание общаться (погладить котёнка, поговорить с ним, успокоить).
Упражнение тренинг «Ладушки» ( установление длительного контакта ). Дети разбиваются в пары. Играя с партнёром в «Ладушки» необходимо достичь высокого темпа не сбиваясь. Затем партнёры меняются друг с другом.
На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич,
сапожник, портной – кто ты будешь такой?
— С кем из детей ты играл дольше всего, не сбиваясь?
— С кем из детей было легче достичь высокого темпа?
Упражнение «Отгадай-ка». Все садятся по своим местам. Загадки:
1) Крашеное коромысло над рекой повисло (Радуга).
2) Все его любят, а поглядят на него – морщатся (солнце) и т.д.
Тема: «Развитие навыков самопрезентации»
Цель: развитие произвольности поведения.
Задачи: получение опыта самовыражения и адекватного поведения в
Упражнение «Четыре угла». Ведущий в каждом углу комнаты приклеивает листок определѐнного цвета: синий, зелѐный, красный или жѐлтый и объявляет, что после того, как он задаст вопрос, каждому нужно будет встать к выбранному цвету, в зависимости от того, какой ответ выбирают участники. Если участник не может определиться с выбором, то он остаѐтся в центре.
Первый вопрос: Какой из этих цветов для вас наиболее приятный?
Далее вопросы составляются согласно цели занятия. Например: кто какие
Кто кого боится (змеи, пауки, лягушки, собаки)?
Кто, что любит есть (овощи – зелѐный цвет, фрукты – синий, мясо – красный,
Упражнение « Я люблю и не люблю» – реклама своих симпатий и антипатий.
Упражнение « Черепашки» – кто медленнее дойдет до финиша (снятие
Упражнение «Цветик-семицветик» . Цель: сплочение группы, самовыражение и свободное творчество.