Чем занять детей в продленке 1 класс начальной школе
Интеллектуально-развивающие игры в группе продленного дня
Для обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня, начиная с момента прихода детей в школу.
Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
После 40 лет работы учителем начальных классов, я с удовольствием работаю воспитателем группы продленного дня.
Группа продленного дня в начальной школе является необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших классов. Жизнь в ГПД насыщена разными воспитательными занятиями.
Правильно организованная воспитательная работа в ГПД дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, обеспечивает формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий) как основы умения учиться.
Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является познавательная игра. Игра органически присуща детскому возрасту.
Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, я отмечаю ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.
Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:
БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…
2. “Зашифрованное слово”
Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.
Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)
Эту игру можно проводить с первого по четвертый класс.
Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.
От класса к классу работа усложняется. Количество пунктов, по которым сравнивают слова, заметно увеличивается. В третьих и четвертых классах рекомендую проводить более сложную игру на “выбывание слов”.
Эти занятия формируют у ребенка умение нестандартно мыслить, закрепляют в игровой форме знания, полученные на уроках.
В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.
Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО
Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.
Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.
6. Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”
Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.
Алфавит | аккуратный |
Огонь | алый |
Шалун | скакать |
Чистый | азбука |
Конница | пламя |
Прыгать | озорник |
Бросать | кавалерия |
Красный | кидать |
Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.
Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.
Такие интеллектуально-развивающие игры я провожу на занятиях “В помощь учению”.
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности детей на занятиях самоподготовки в группе продленного дня дает большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников, и обеспечивают интересное и максимально полезное пребывание учеников в группе продленного дня.
Эта работа обеспечивает формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий как основы умения учиться.
Игры для группы продлённого дня в начальной школе
Внеурочная деятельность в начальной школе
Уважаемые преподаватели группы продлённого дня!
Если вы хотите сделать досуг ваших подопечных интереснее, ярче, заполнить его минутами творчества, в которых так нуждается каждый ребёнок, то эти материалы для вас. Подарите школьникам радость открытий, помогите им лучше узнать себя, оценить свои творческие способности!
Среди многообразия игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, подвижных, игр-забав, развлечений, праздников и др.) особое место занимают развивающие игры, которые способствуют выявлению имеющихся у ребёнка пробелов в развитии творческих способностей (таких как память, внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские способности, ориентация в пространстве) и устранению их.
Процесс совместной деятельности с использованием материалов данной книги создаст атмосферу заинтересованности, увлечённости, сблизит преподавателя группы продлённого дня и учащихся, доставит массу приятных впечатлений.
Игры, игровые упражнения, викторины, кроссворды для младших школьников
Викторина по ПДД для обучающихся с 8-12 лет Обучающиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Этой проблеме и посвящена данная викторина. Она помогает ребятам не только повторить правила дорожного движения, но и закрепить данный материал. Презентация будет полезна обучающимся, педагогам и классным руководителям при разработке внеклассных мероприятий. В современн.
Затейливые вопросы, игра слов, головоломки с ответами для младших школьников №1 Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком) №2 Что находится между горой и долиной? (Буква «И») №3 Жили два брата: Пусто да Ничего. Ничего вылетело в трубу, а Пусто в окно. Что осталось? («Да») №4 Какая птица из сорока букв? (Сорока) №5 Каким гребешком никто не чешется? (Петушиным) №6 От чего гусь плавает? (От берега) №7 У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Одна) №8 Летела стая гусей, одного убили.
Загадки для младших школьников с ответами. Тема «Изба»Залезла Варвара Выше амбара, Не ест, не пьёт, Всё на небо глядит. (Труба) Мать толста, Дочь красна, Сын-сокол Под небеса ушёл. (Печь, огонь, дым) Пришёл вор Во двор, Хозяина в окно унёс. (Ветер и дым) На улице столбом, В избе скатертью. (Дым) Сто гостей, Сто постелей. У каждого гостя Своя постель. (Брёвна сруба, положенные на мох) На улице рогато, А в избе гладко. (Углы избы) В лавке пятак, Не вынешь никак. (Сучок) Что в избе за медве.
Загадки для младших школьников с ответами. Тема «Огород»Сто один брат, Все в один ряд, Одним кушаком подпоясаны. (Изгородь) Под землёй птица Гнездо свила, Яиц нанесла. (Картофель) Сидит Федосья, Распустивши во лосья. (Лук) Сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Слёзы проливает. (Лук) Алый сапог в земле горит. (Свёкла) Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь) Ни шит, ни кроен, А весь в рубцах; Без счёту одёжек, И все без застёжек. (Капуста) Одёжек много, А всё м.
Народные загадки для младших школьников с ответами. Тема «Явления природы (погода)»Ревнул вол За сто сёл, За сто речек. (Гром) Конь бежит, Земля дрожит. (Гром) Летит орлица По синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. (Облако) Крашеное коромысло Через реку повисло. (Радуга) Рассыпался горох На семьдесят семь дорог, Никто его не подберёт. (Град) Шёл долговяз, В землю увяз. (Дождь) Заря-зоренька Ключи потеряла. Месяц пошёл — Не нашёл, Солнце пошло — Ключи нашло. (Роса) Бежал по у.
Игровая программа для учащихся начальной школы по повести Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья» ко дню рождения ЧебурашкиАвтор: Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий игровой программы, которую можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, а также в летнем оздоровительном лагере. Цель: организация досуга детей в форме интеллектуальной.
Конспект математической игры – путешествия в 1 классе «В цирке»Цели: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из 15, 16, 17, 18 с переходом через десяток; познакомить учащихся со сравнением двух выражений; закреплять навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20 и умение решать задачи.Ход игрыУчитель. Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами. Мы зверюшки не простые, Мы артисты цирковые. И сейчас мы на арене Начинаем выступленье. Если номер был.
Методы и приёмы работы с детьми в ГПД (1 класс)
Уроки в начальной школе заканчиваются достаточно рано, и такие проблемы, как забрать ребенка, отвести домой и помочь выполнить домашнее задание, становятся порой неразрешимой задачей для родителей. Возникает потребность в школе полного дня.
Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
ГПД призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей. Воспитательное пространство продленного дня – безграничное пространство. Поле деятельности здесь не имеет границ, четко очерченных рамок. Творческий подход грамотного педагога позволяет создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
Главная задача педагога – это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка. Поэтому стараюсь изобретать в процессе повседневной профессиональной деятельности, что-то новое, комбинировать и видоизменять, адаптировать известное к возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Расскажу о том, как организую работу в группе 1 класса по режимным моментам.
Детского коллектива в начале учебного года в классе ещё нет, и отношения между детьми носят поверхностный характер. Поэтому я ищу объединяющие детей, доступные им виды совместной деятельности.
ГПД это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. Дети осваивают общение деловое, светское, игровое, учатся общаться со сверстниками и воспитателем.
Координирую процесс общения между детьми, учу их корректно общаться в любой ситуации, объясняю и рассказываю о том, какие формы общения существуют. Также в какой-то мере реализую потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
Для изучения коммуникативных умений первоклассников применяю следующую методику.
Использую силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
1. Двум детям даю по одному изображению рукавички и прошу украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
2. Детям предлагаю сделать то же, но даю один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
Анализирую, как протекало взаимодействие детей:
1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами).
В работе группы часто использую ролики с детского канала Бибигон «Уроки хороших манер».
В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность наших учеников.
Ежедневно назначаю дежурных по классу. Это формирует в детях ответственность, а также развивает организационные способности и трудовые навыки.
Нередко сама становлюсь в позицию дежурного по группе, привлекая к себе в помощь поочерёдно всех воспитанников, чтобы постепенно обучить их самым элементарным способам делового сотрудничества.
Дети учатся вместе выполнять все необходимые обязанности, поручения воспитателя. Выполнять и понимать, зачем они всё это делают.
Даю детям исключительно временные поручения (всего на один день). Участие в дежурстве дети стали воспринимать как высшую меру поощрения и доверия со стороны педагога, и сам факт начала дежурства стал для них значимым.
В ГПД дети каждый день ходят на прогулку, где организованно играют в игры, развивающие смекалку, координацию движений, силу и ловкость. Такая прогулка даёт детям возможность сбросить накопившуюся энергию и усталость. Игры мы разучиваем спокойные и подвижные.
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий.
На протяжении ряда лет я провожу экскурсии и большие прогулки.
— природоведческие прогулка в школьный сад, экскурсии в парк («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир», «Зимняя сказка»);
— обществоведческие экскурсии в организации района ( «Село, в котором я живу»);
— прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
Второе полугодие первого класса, это время, когда мы начинаем приучать детей самостоятельно выполнять учебные задания. Подготовка домашнее задания – это особая деятельность учащихся во внеурочное время. Школьник продолжает то, что он делал с другими учениками в классе, и в то же время приобретает знания и навыки, которые нужны для дальнейшего обучения под руководством учителя. Без этого знания, учебный процесс не может продолжаться. Домашнее задание – это не только важная форма обучения, она является его органической неотъемлемой частью и представляет собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. В это время подготавливаю доску: расписываю домашнее задания, вешаю «Экран соревнования» в виде «самолётиков» и смайлики воспитанников группы для размещения по итогам самоподготовки на этих «самолётиках».
Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все задания в срок. Развитию особой заинтересованности у детей способствует использование мною элемента соревнования при проведении самоподготовки, особенно в её заключительной части.
Необходимо максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением элемента соревнования: «Кто сегодня первым «полетит» на самолёте красного, «золотого» цвета?». На доске уже висят смайлики. Ребята знают, что правильно выполненное домашнее задание позволит им «полетать» на самолётиках «красного» или «золотого» цвета. Для этого им нужно поместить в кармашек самолётика свой смайлик.
Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.
Следующий этап самоподготовки – подготовка к самостоятельной работе
Вместе с детьми читаем содержание заданий, выбираем более рациональную последовательность их выполнения, обращаемся к памяткам (“Как решать задачу”, “Как выполнять домашнее задание по русскому языку” и др.).
Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, т.к. дети только приучаются работать самостоятельно.
Самостоятельная работа – самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя.
Более слабых учеников, которые ещё не умеют работать самостоятельно, контролирую больше. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей. Чаще всего использую музыкальные танцевальные минутки. Сигналом к выполнению физкультминутки служит рисунок с изображенными танцующими человечками или моё словесное приглашение.
Следующий этап самоподготовки – проверка работы.
Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам и только после этого сдай тетрадь воспитателю.
Отмечаю внимательность, старательность, самостоятельность детей. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами оценивают результаты своей работы.
Здесь использую приём «Полёт на самолёте».
Выполнив домашнее задание, ребёнок помещает свой смайлик на самолётик нужного цвета. Цвет самолёта зависит от качества выполненной работы.
Моя задача – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной работы детей в дальнейшем.
У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. Предлагаю им выбрать занятие по своему вкусу: рисование, настольные игры.
Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов. Анализируя «полёт» детей на «самолётиках», проводим краткое обсуждение того, как каждый поработал на самоподготовке. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы.
Чтение художественной литературы. Ежедневно читаю детям книги. Выбираю их в соответствии возрасту и интересам воспитанников. Приучаю детей читать самостоятельно.
Чтение – бесспорно, одно из самых важных умений, которое способствует разностороннему развитию ребенка. Однако далеко не все дети охотно берут книгу в руки. Чтобы приохотить детей к чтению, провожу акцию «Книжный червь» (1й класс, 2е полугодие, командное чтение). Весь класс делится на команды синего, желтого, зеленого, красного червячка по жребию. На стенах крепятся головы разноцветных червячков. Каждый ребенок за 10 мин. чтения получает кружок определенного цвета, подписывает его своим именем и прикрепляет к голове своего червячка. По мере того как дети читают книги, червячки растут. Акция проходит в виде соревнования между командами. Его ходом увлеклись не только дети, но и их родители: они подсчитывают кружочки своих детей, их команды, команд соперников, «болеют» и побуждают больше читать. Результаты акции будут подведены в конце полугодия.
Ежедневно провожу клубные часы. Содержание их продумываю так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планирую самые разные.
Применяю следующие формы работы с группой:
беседы, наблюдения, чтение и обсуждение, конкурсы, тематические викторины, оформление выставок, встречи с интересными людьми, мастерские, КТД, игры и т.д.
Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей.
Мои воспитанники с большим желанием готовятся к праздникам: придумывают костюмы, танцуют, поют, читают стихи, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.
Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость.
Моя задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния также необходима. Она даёт воспитателю возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы.
Использую приём « Солнышко и тучка». В кармашках на доске тучки и солнышки. Предлагаю ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
Так организую работу с детьми. Стараюсь сделать каждый день интересным и запоминающимся.
Труд воспитателя группы продленного дня порой незаметен для окружающих, не столь престижен, как, труд учителя. Но каждый из педагогов, работающий в группе продленного дня знает, что ежедневно вкладывает душу в детей, дарит им свое тепло и внимание.
Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня
Наталия Васильева
Игровая деятельность младших школьников в режиме группы продлённого дня
В последние годы в образовательных учреждениях группы продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития. Так, как большинство родителей значительную часть время заняты на работе, и их выбор для своих детей занятия в группе продлённого дня очевиден. Следовательно, перед группами продлённого дня стоят задачи воспитания личности ребёнка, обеспечения безопасности его жизни и здоровья.
Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.
Свободное от выполнения домашних заданий время должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей.
Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего школьного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой.
Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у первоклассников, постоянно существует потребность в игре.
В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.
В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.
Игра позволяет установить более тесный контакт с ровесниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность, порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Игра вызывает чувство соревнования, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность.
Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д. Все они нужны и по-своему полезны детям.
Задача воспитателя – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Умелое педагогическое руководство игрой способствует формированию у младших школьников целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности.
Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.
Игровая деятельность позволяет воспроизводить реальность через игровые модели ситуаций, развивать фантазию, интеллект, способствует обучению. В игре легко и незаметно для ее участников формируются способности общения с людьми. Игровой вид деятельности предполагает овладение опытом поведения социально активной личности.
С помощью игры ребенок имеет возможность получать новые знания о мире, развивать в себе те или иные качества, испытывать переживания, которые недостижимы в обычной жизни.
В настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьномвозрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры,направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, умения анализировать, сравнивать, мыслить логически; умений находить зависимости и закономерности, находить ошибки и недостатки; способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти.
Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей после уроков, так как ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в игровой деятельности.
В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся, ведь это не урок.
Для развития личности детей младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать также дидактические игры и упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности, к учебной.
В условиях занимательной игры более успешно усваиваются разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное, эстетическое, нравственное воспитание ребенка. Формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, самокритичность, трудолюбие, честность, объективность. В игровой деятельности дети получают навыки групповой работы, происходит развитие коммуникативных способностей, создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.
Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем проводить такие занятия нужно регулярно, а не от случая к случаю.
Условия, необходимые для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках.У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, время самоподготовки.
В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти правильный индивидуальный подход к каждому ребенку. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить тесный контакт.
1. Главная задача – подготовка детей к жизни.
2. Способствовать адаптации ребенка к условиям социальной жизни в дальнейшем.
3. Организация учебно-познавательной деятельности.
4. Создание и укрепление детского коллектива.
Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, а с другой – представляем поле фантазии и личного творчества.
Точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходимо играть. Неиграющий коллектив никогда не будет настоящим детским коллективом.
Таким образом,игра выполняет следующие функции:
— психотехническая – формирование у детей навыков по подготовке своего физиологического состояния для эффективной деятельности.
Условия эффективности игры:
1. Игра будет эффективна только в том случае, если дети свободно и добровольно включаются в игру.
2. Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
3. Игры должны служить преддверием для вещей серьёзных.
4. Игра должна заканчиваться раньше, чем надоест.
5. Игры должны проходить под наблюдением взрослого.
Педагогические требования к игре:
1. Дети должны хорошо понимать смысл игры, её правила, идею каждой игровой роли.
2. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях.
3. В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности.
4. В игре не должно унижаться достоинство её участников.
5. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и физической сфер её участников.
При планировании игровой деятельностинужно учитывать следующие особенности:
1. Не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно-ролевые).
2. Игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка.
3. Играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков.
Роль игры в воспитании личности:
1. В играх ребёнок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых.
2. Через себя в игре ребёнок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.
3. Чем младше ребёнок, тем большую воспитательно-развивающую значимость в его жизни имеют игры.
4. Именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества, и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.
Существует несколько типов классификации игр.Например:
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п. Учащиеся I—II классов любят игры с куклами и игрушками; в III классе дети уже реже увлекаются подобными играми.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Они занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Такие игры имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда.
Воспитательное значение сюжетных игр заключается в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. В таких играх дети могут сами выбирать тему игры; развить сюжет; распределить роли; подобрать нужные атрибуты. Роль воспитателя заключается в тактичном руководстве игрой.
Дети младшего школьного возраста любят такие игры, как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Магазин», «Кукольный театр» и др.
III группа – дидактические (обучающие) игры. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Их цель – создание условий для расширения, углубления, закрепление знаний и умений. Такие игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся начальных классов.
Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели. Спортивные игры дают возможность детям широко проявлять свою инициативу, требуют от игроков сообразительности, быстроты, ловкости. Игрок должен согласовывать свои действия с действиями товарищей, разгадывать их замыслы и тактику ведения игры.
Дети младшего школьноговозраста с удовольствием играют в игры: «Третий лишний», «Совушка», «Успей занять место», «Цвета», «Два Мороза» и др.
V группа— игры интеллектуальные: игры-упражнения, «Что? Где? Когда?» и настольные игры, например, шашки, шахматы и т. д.
Игры также могут классифицироваться:
— по форме (танцы, интеллектуальные, эстафеты, тренинги,
— по месту проведения (на воздухе, в помещении,
— по скорости и времени проведения (сезонные, игры-минутки, кратковременные, длительные,
— по уровню организации (спонтанные, управляемые, стихийные,
— по количеству участников (индивидуальные, командные,
— по степени активности (малоподвижные, подвижные, «сидячие»);
— по содержанию поставленных задач (на знакомство, на сплочение, розыгрыши, познавательные, развлекательные).
Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным.
Воспитатель, который использует в своей работе все виды игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
У воспитателей ГПД большие возможности познакомить детей с различными играми, привить любовь к ним. Для этого в группе продленного дня необходима интересная и разнообразная игротека.
НАША ИГРОТЕКА
Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при правильной организации и повторении дети через какое-то время начинают играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.
Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает рукава блузки, снимает одну серёжку, возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.
Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько попыток, затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.
Среди играющих выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – угадать ребёнка по описанию его внешнего вида (глаза, волосы, одежда, обувь и т. п.). Второй водящий описывает кого-либо из детей. После угадывания первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.
Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а водящий что-то меняет (например, меняет местами какие-либо две игрушки, убирает (добавляет) какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.
Играющие, становятся по кругу парами, один позади другого, лицом к центру круга. Расстояние между парами 1-2 м. Двое водящих – за кругом, один из них убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним». Он теперь должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснётся) убегающего, то они меняются местами.
Игроки становятся в круг.Ведущий командует: «коснитесь жёлтого: раз, два, три!». Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом, Побеждает оставшийся последним.
Интерес детей вызывают игры-соревнования по группам. Для проведения подобных игр воспитатель группы готовит заранее и оформляет вопросы или задания, на которые предстоит ответить, например, используя книгу, материалы газет, журналы и т. п.
Все участники делятся на 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики». Игровое поле разделено на 9 клеток, каждая из которых имеет свой номер, своё название. Каждая клетка закрыта. Команды по очереди выбирают номер игровой клетки. В открытой клетке находится задание. Ведущий объясняет правила выполнения задания. Победившая команда в этой клетке ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.
Возможно проведение игр-соревнований без использования дополнительных источников информации. Например, можно предлагать задания-задачи, ребусы, кроссворды. Не менее привлекательны для детей игры-путешествия, придающие познавательному содержанию необычность. Например, игра «Путешествие по Алфавиту»может включать станции: «Лес потерянных букв», «Река слов», «Поляна анаграмм», «Поляна шуток», «Замок загадок».
Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».
1)Буквы: з, а, р, я, д, к, а
2)Буквы: з, а к, а, л, к, а
Детям каждой команды выдаются карточки с английскими словами, дети переводят.Например: ball (мяч, football (футбол, baseball (бейсбол, health (здоровье).
Дети задают вопросы о содержимом в ящике, на которые учитель отвечает «Да» или «Нет». В ящике – яблоко.
Какие продукты считаются наиболее полезными? (Овощи и фрукты)
Игры на усвоение названий предметов и действий. «Что пропало?», «Угадай, кто тут?», «Наша улица»;
Игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей: «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сшита?»;
Игры,развивающие сенсорные способности учащихся: «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Собери картинку»;
Игры,направленные на воспитание у детей правил поведения в общественных местах: «Мой друг светофор», «Правильно ли он поступил?»;
Игры, направленные на воспитание чувства уважения к людям труда, защитникам нашей Родины,любви к родному краю: «Гости нашего города», «Путешествие по городу», «Природа и человек».
Группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.
Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня, объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.
Интеллектуальный праздник «Тайны Ямала» для младших школьников ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК «ТАЙНЫ ЯМАЛА» Цель: формирование познавательного интереса, патриотическое воспитание подрастающего поколения,.
Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
Коррекция темпоритмической организации речи у младших школьников Механизмы голосоречеобразования тесно связаны со способностью человека к восприятию и воспроизведению звуков, различных ритмических и интонационных.
Конкурсно-игровая программа для школьников «Музыкальный ринг» Музыкальный ринг конкурсно-игровая программа для школьников. Цель: вызвать интерес к музыкальному искусству, обобщить знания детей по теме.