Чем занять младенца во время бодрствования
Гимнастика для новорожденных
Содержание статьи
В первые месяцы жизни младенец большую часть суток спит. В короткие периоды бодрствования ему нужно получить пищу не только для тела, но и для активно развивающегося мозга. Ему важны новые ощущения, эмоции, двигательная активность. Удовлетворить эти потребности поможет гимнастика для новорожденных.
Польза гимнастики
Это важно!
Польза гимнастики неоспорима, но перед тем, как начать заниматься с малышом, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Первые недели после роддома он будет посещать вас на дому. Противопоказаний против гимнастики для младенца немного, но они все же есть. От упражнений следует воздержаться, если у ребенка есть заболевания кожи, проблемы с сердцем и органами дыхания и другие. В некоторых случаях ребенку требуется профессиональный массаж, который самостоятельной гимнастикой в домашних условиях заменить нельзя.
В какое время делать гимнастику
Гимнастику нужно делать ежедневно, 3-5 1-2 сеанса в день. Упражнения выполнять хотя бы за полчаса до еды или через 1 час после кормления.
Условия для занятий
Упражнения для малышей до 2 месяцев
Упражнения для малышей 2-6 месяцев
Гимнастику для малышей старше двухмесячного возраста следует также начинать с легкого массажа. Ни в коем случае не нажимаем на кожу крохи, не прикладываем усилий. К прежнему комплексу добавляем более сложные упражнения:
Более сложные комплексы обязательно нужно согласовывать с врачом. Помните, каждый ребенок уникален, подходить к занятиям нужно с учетом индивидуальных особенностей вашего малыша.
Выводы
Чем можно заниматься с ребенком до года
Общение и игры являются важной составной частью жизни малыша. Они необходимы для его духовного роста так же, как пища нужна для физического развития.
Когда ребенок чувствует любовь и заботу, он хорошо развивается, раньше начинает говорить. Если в семье родился первенец, не все родители знают, как заниматься с новорожденным.
С ребенком в 10 месяцев тоже не всегда просто найти занятие, кажется, что легче, чем развлечь, его просто не трогать.
Родители не всегда знают, чем занять 10 месячного малыша также как и новорожденного. Для них будет полезен небольшой перечень занятий и игр с ребенком до года, составленный по месяцам.
Из этой статьи вы узнаете
Месячный малыш
Как играть с ребенком в 1 месяц? Новорожденный большую часть дня в этом возрасте спит. В немногие часы бодрствования он ест, и пытается познавать окружающий мир.
Осознанно улыбаться и фиксировать взгляд детки начинают только в один месяц. Значит, самое время заниматься с месячным ребенком.
Стоя у кроватки попробуйте привлечь внимание малыша. Улыбайтесь и ласково говорите, обращаясь к нему. Скоро вы заслужите улыбку в ответ.
Выкладывайте перед кормлением ребенка на живот, делая легкий массаж. Когда малыш в хорошем настроении, поиграйте с ним, поднимая его ручки и ножки, делайте несложную зарядку.
Двухмесячный карапуз
Малыш в два месяца уже пытается сам приподнимать головку, лежа на животе. Он становиться крепче и любопытнее. Занимаясь с ним каждый день, можно вводить новые игры. Чем занять ребенка в 2 месяца?
Пошейте тактильную подушечку из разных кусочков ткани, пришейте к ней пуговицы разной величины. Пусть детские ручки трогают подушечку, ощупывая ее.
Можно делать с ребенком в 2 месяца пальчиковую гимнастику. Погладить малыша по ладошке, когда он разожмет пальчики, загибать их по одному, рассказывая детский стишок.
Интересное занятие, стимулирующее двигательную активность – это браслеты со звоночками или детские носочки, к которым вы пришьете звоночки. Двигая ручками и ножками, малыш будет слышать звук, и ему будет интересно.
Можно поиграть с ребенком в два месяца в «зеркало». Сначала повторять за малышом его движения, выражение личика и звуки.
Потом показывать ему несложные движения мимики, чтобы он повторял (например, высунуть язычок, зажмуриться, сложить губы дудочкой).
Трехмесячный ребенок
Трехмесячный малыш стремится к самостоятельности. Он с любопытством изучает не только то, что его окружает, но и свои ручки и ножки, которыми управляет вполне хорошо.
Чтобы исследовать заинтересовавший его предмет малыш тянет его в рот.
Поэтому нужно во время игр наблюдать, чтобы во рту у малыша не оказалось что-то несъедобное.
Третий месяц – это своеобразный рубеж взросления. Малыш больше не испытывает колики, а если это и происходит, то не так часто, как раньше. Он умеет хорошо держать головку и пытается повернуться набок.
Чем занять ребенка в 3 месяца? Во время игр нужно подносить ребенку яркую звенящую игрушку, чтобы он захотел потянуться за ней и повернуться набок. Когда малыш освоит повороты набок, можно переходить к переворотам на животик.
Вы, конечно, поете ребенку колыбельные на ночь. Днем во время игр с малышом тоже нужно рассказывать ему детские забавные стихи Агнии Барто, Маршака или других авторов.
Можно ставить слушать детские записи песен из мультиков, классическую музыку, адаптированную для детей, или записи звуков природы.
Можно отпускать малыша на одеяло или ковер на полу для его игр. Дайте ему коробочку с разными предметами (чистыми). Это могут быть резиновые кольца, щетки, разные небольшие мячики, ложки и т. д.
Когда малыш будет брать предмет в руку, называйте то, что он взял, и описывайте ощущения. Так будет развиваться пассивный словарный запас младенца и упражняться ручки.
Четырехмесячный кроха
С ребенком в 4 месяца продолжают занятия на развитие тактильной чувствительности. Кроме тактильной подушечки, которую вы пошили, теперь можно сделать тактильные мешочки.
Пошить маленькие мешочки из плотной ткани, наполнить их различными сыпучими продуктами и зашить. В мешочки насыпают различные крупы, муку, песок, пуговицы, бусинки, бисер.
Давайте малышу пощупать разные мешочки, когда он станет постарше можно играть с ним в игру «Найди пару» (для этого нужно сделать второй экземпляр для каждого мешочка).
Чем занять ребенка в 4 месяца еще? В четыре месяца с малышом можно заниматься на фитболе. Для этого класть животиком на фитбол, крепко держать и слегка раскачивать. Эти упражнения будут развивать мышцы спины.
Нужно читать с малышом книжки с картинками. Можно сделать тактильные странички. Купить детские книжечки из картона и наклеить на страницы, прямо на рисунки, различные материалы.
Это могут быть кусочки материала, губки, кусочки шерсти и кожи. Пусть малыш ощупывает странички, а вы называйте ему ощущения, которые он испытывает: «Атлас гладкий, синий, шерсть мягкая, теплая и т. д.».
Продолжайте учить переворачивание на животик и устраивать игры на полу. Четвертый месяц – это подготовка к ползанию.
Пусть малыш дотянется до игрушки, которая стоит недалеко от него, когда вы подставляете ладонь ему под пяточки, чтобы он мог оттолкнуться.
Пяти и шестимесячный карапуз
У ребенка в 5 месяцев уже можно развивать творческие способности. Если стены вашей квартиры не увешаны картинами, это необходимо исправить. Развесьте на стенах изображения.
Они должны быть крупными, четкими, цветными. Это могут быть фотографии вашей семьи и самого ребенка. Изображения овощей, фруктов.
Животных растений, предметов обихода. Проходя с ребенком в 5 месяцев мимо картинок, называйте, что на них изображено.
Можно начинать первые уроки рисования. Пока, для ребенка в 6 месяцев или пять, нужно использовать поднос, сырую манную крупу и фруктовое пюре разных цветов.
Насыпьте на поднос крупу, смотрите, чтобы малыш не тянул ее в рот. Пусть он рисует пальчиками и ладошками, пробует сыпучий продукт на ощупь, ему это очень понравится.
Чем занять ребенка 6 месяцев, когда он уже пытается садиться. Можно помочь ему в этом. Придерживая его ручки в своих руках приподнимать ненадолго в положение, сидя и потом опускать назад.
Можно усложнить задачу, дав ребенку схватиться за палку или кольца, и так поднимать. Будьте готовы всегда подхватить малыша, если он разожмет ручки, а под голову положите что-то мягкое. На шестой месяц большинство деток уже сидят.
Семи и восьмимесячный исследователь
Чем занять 7-ми месячного малыша – это интересный вопрос. В этом возрасте большинство детей уже ползает. Они с удовольствием исследуют все доступные места дома, и мама всегда должна быть рядом.
Если у нее такой возможности нет, потому что много домашней работы, придумали ходунки. Но нельзя злоупотреблять этой игрушкой, сажая развлекаться ребенка в 7 месяцев на долгое время.
Максимальный срок нахождения в ходунках на седьмой–восьмой месяц должен быть не более часа в день.
Учите ребенка в 8 месяцев стоять на ножках и ходить, держа за ручки, можете с ним танцевать под музыку. Рассматривайте кубики с буквами и цифрами, называя, что на них нарисовано.
Помогайте малышу в восемь месяцев строить домики из кубиков. Читайте с ним книжки, пойте песенки и слушайте музыку.
Девяти и десятимесячный ребенок
Чем занять ребенка в 9 месяцев? В этом возрасте некоторые дети, отбирают у мамы ложку пытаясь, есть самостоятельно.
Не нужно им запрещать, даже если после каждого кормления нужно будет переодевать малыша. С ребенком в 9 месяцев можно заниматься гимнастикой, творчеством, развитием тактильных ощущений и внимания.
Чем занять ребенка в 9 месяцев? Продолжайте занятия творчеством в виде рисования. Теперь для этого можно использовать обычные акварельные краски.
Только рисовать пальчиком на бумаге или ладошкой, и не давать малышу брать руки в рот.
Чем занять ребенка 10 месяцев? Игры на десятый месяц жизни могут быть подвижными, например, «Догони мишку» или «Преодолей полосу препятствий из игрушек и подушек» или спокойными с перебиранием кубиков и разных игрушек.
Ребенка в 10 месяцев можно увлечь интересной игрой в кубики Зайцева. 10 месячного малыша можно отвезти в прогулочной коляске на экскурсию в зоопарк.
Игры в одиннадцать месяцев, заключение
В одиннадцать месяцев малыш уже крепко стоит на ножках, когда его поддерживают, он любопытный и непоседливый. Ему нужно везде успеть, пока не видит мама.
Чтобы укрепить ножки ребенка в 11 месяцев делайте для него тактильный массаж. Насыпьте в пластиковую емкость, например, чашку манную крупу или песок. Придерживая, поставьте малыша ножками в чашку, пусть он в ней немного походит.
Для развития творческих способностей можно использовать лепку. Лучше делать это не пластилином, а при помощи соленого теста (мука смешивается с водой и солью).
Пусть малыш, занявшись тестом, мнет его в пальчиках, раскатывает колбаску или прилепляет кусочки теста к пластиковой доске.
Учите малыша держать кисточку и карандаш, водя его рукой с зажатым карандашом по бумаге. Повторяйте вместе простые слова: баба, мама, да, нет и т. д.
Спрашивайте, где находится какой-либо предмет, занимающий видное место, чтобы кроха вам его показал.
От родителей требуется заниматься с ребенком, внимательно следить за ним, и в то же время не переутомлять его.
Если вы чувствуете, что малыш устал от вашего общества, посадите его в детской, там, где безопасно, и пусть он поиграет сам. А вы займитесь своими делами вместо того, чтобы думать, как развлечь ребенка.
Чем заняться с новорождённым во время бодрствования?
В наши дни все больше “включенных” родителей, которые готовы денно и нощно заниматься развитием ребенка с пеленок.
Немецкие исследователи продолжительное время наблюдали за поведением младенцев и выяснили, что регулярное общение матерей и отцов с крохой благоприятно сказывается на его развитии.
Первое время после роддома малышу может и нужно приспособиться к новому темпу жизни, набраться сил, но не стоит упускать из виду свободное время бодрствования. Часы активности, между сном и кормлением, нужно проводить с пользой, общаясь с родителями, а также физически и психически развиваясь.
Pandaland решил упростить задачу родителям и собрал в материале игры на развитие младенца.
Чем заняться с новорождённым во время бодрствования?
Развивающие игры для новорожденного или как развлечь новорожденного до месяца:
Выкладывание на животик;
Кажется, что это упражнение сделать проще простого, но не для младенцев. У новорожденных детей ослабленные мышцы шеи, поэтому они не могут долго держать голову. Маленькому неокрепшему человеку первое время оно будет даваться с трудом, но вскоре он освоит это занятие. Для выполнения упражнения нужно выбрать ровную твердую поверхность. Выкладывание на живот:
тренирует мышцы шеи и живота;
формирует правильный изгиб позвоночника;
развивает мышцы спины
Все эти навыки готовят маленького наследника к этапу ползания.
Выкладывать на живот можно, когда малыш сыт и спокоен. Если вы недавно покормили кроху, то лучше подождать, чтобы избежать срыгивания.
Выкладываем сына/дочь на живот на ровную, твердую поверхность и поддерживаем его/ее голову. Родитель осторожно поворачивает голову в правую сторону, затем плавно в левую. Делаем легкое поглаживание спину, начиная от попы до головы и наоборот. Массировать спину ни в коем случае нельзя. Маленькому человеку будет достаточно 30-40 секунд. На втором-третьем месяце время увеличивается до 15 минут. Время зависит от ребенка, его можно корректировать как в большую, так и в меньшую сторону.
Не обращали ли вы внимание, что младенцы ручки сжимают в кулачок? Когда вы даете грудничку свой палец, то он его крепко схватывает — это и называется хватательный рефлекс. У некоторых новорожденных он не особо хорошо развит, поэтому не помещают тренировки.
Кладем новорожденного на спину или берем его на руки и большой палец вашей руки кладем в руку наследника. Малыш должен крепко схватить ваш палец, а вы в этом время свободными пальцами поглаживаете обратную сторону ладони. Попробуйте слегка надавить на центр ладони. У младенца должен приоткрыться ротик, так работает врожденный ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина), который исчезает к 3-6 месяцам. Если этот рефлекс у него слабо развит, то нужно заняться его стимулированием.
Новорожденные дети, отталкиваясь ногами от опоры, способны ползать на животе. Это гимнастическое упражнение поможет развить все мышцы тела и сделает массаж внутренних органов.
При выполнении упражнения нужно быть бдительными, чтобы кроха не упал.
Выкладываем грудничка на живот, ноги при этом принимают у нас полусогнутое положение. Руки расставляем вперед, а локти разводим в стороны. Чтобы выполнить упражнение, потребуется просторная площадка.
Мама подставляет под ножки сына/дочери свою руку и слегка надавливает, у наследника/наследницы происходит ответная реакция и он/она отталкивается вперед. Нужно убедиться, чтобы руки были впереди, а не оказались под животом.
Некоторые младенцы отказываются “тренироваться”, но это можно исправить стимуляцией движений. Родительница одним из пальцев руки проводит по позвоночнику маленького человека. Движение нужно выполнять по направлению от ягодиц к голове, таким образом вы пробудите мышцы спины.
У карапузов до полутора месяцев сохраняется инстинкт ходьбы. Они могут прикасаться стопами к поверхности.
Разворачиваем ребенка спинок к себе и крепко держим его руками, немного наклоняя тело вперед. Не нужно чрезмерно давить на грудную клетку, будьте осторожны. Позвольте крохе дотронуться стопами до твердой поверхности (подойдет ковер, ламинат, стол).
На стопах расположено множество точек, которые активизируют разные зоны. Мама может поглаживать ножки ребенка и улучшить самочувствие младенца. Легкие массажные движения подготавливают стопу к ходьбе и устраняют плоскостопию.
Кладем наследника на спину и берем его ножки поочередно. Приступаем к небольшому релаксу. Подушечками пальцев массируем стопы младенца. Сыну/дочери могут не понравиться такие действия, но со временем он/она привыкнет. Также можно использовать массажные мячики с шипами.
Упражнения на фитболе;
На фитбол накидываем пеленку или полотенце, а уже потом располагаем туда карапуза. Маленький наследник должен лежать животом на мяче. Мама или папа его придерживают и покачивают в разные стороны (вперед-назад, влево-вправо).
Во время выполнения упражнений не забывайте коммуницировать с сыном/дочерью. Разговаривайте, пойте песенки, потешки, рассказывайте стишки или читайте книжки.
Игры с грудничками по месяцам
С каждым месяцем ребенок растет и развивается, поэтому основные занятия (массаж стоп, упражнение на фитболе, выкладывание на живот и прочее), остаются неизменными, но и добавляются новые.
Постепенно нужно подключать игры в прятки “Ку-ку”, прослушивание музыки, тактильные игры на ощупь, погремушки, музыкальные игрушки, пальчиковые игры, определение частей тела, ползание, переворачивание и многое другое.
Вот небольшой список того, во что вы можете поиграть со своими маленькими наследниками:
2 месяца: хватаем и отдаем (даем игрушки и потом просим ее забрать), играем в прятки “Ку-Ку”, знакомимся с книгой;
3 месяца: прослушивание музыки, тактильные игры (даем ребенку небольшие кусочки ткани, чтобы он их перебрал своими пальчиками);
4 месяца: пальчиковые игры, знакомство с частями тела;
5 месяцев: учимся переворачиваться, рассматриваем картинки и фотографии;
6 месяцев: учимся махать “привет” и “пока”, играем в прятки с усложнением, повторяем звуки (“га-га”, “ма-ма”, “па-па”);
7 месяцев: активно учимся ползать, играем “кто пищит?”, “кто хрюкает?” (прячем пищащую игрушки и просим сына/дочь поискать предмет). Наследник будет носиться по комнате, а вы будете надавливать на игрушки и давать подсказку.
8 месяцев: строим башню из кубиков, играм с пирамидкой;
9 месяцев: укладываем куклу спать, практикуем самостоятельные игры по 10 минут, исследуем кухню;
10 месяцев: тут уже можно активно использовать развивающие игрушки (рыбалка, пинцетный захват);
11 месяцев: рисуем, читаем книги, рассматриваем активно картинки,
12 месяцев (год): играем во все, что только можно.
Занятия с грудными детьми
Агу-Уроки или во что играть с грудничком
Зачем надо играть с ребенком
Почему ребенку недостаточно того, чтобы его кормили, поили, мыли и укладывали спать. Почему малыш все время голоден для любви (раскрою секрет: дети растут от любви).
Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.
Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра — то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра — это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».
Какими должны быть игрушки у грудничка
Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина.
Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.
Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.
Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.
Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.
Итак, какие игрушки нужны грудничкам?
От рождения до 3 месяцев
От 4 до 6 месяцев
От 7 до 9 месяцев
От 9 до 12 месяцев
Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки
Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».
Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»
Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»
Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».
А сыночку можно прочитать:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька (имя мальчика) хороший,
Коленька (имя мальчика) пригожий.
Вреда не будет, если вы будете читать стихи Пушкина или любимого поэта серебряного века. Главное – делать это с радостью, нежно и ласково.
Как играть с новорожденным ребенком
Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.
Дальше по ходу маршрута часы: они весят на стене и тикают. Если есть только наручные часы, то их можно прикладывать к ушку ребенка, давать слушать, спрятать под одеяло, а потом радостно найти.
Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.
Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.
И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».